Научная статья на тему 'Особенности смысловой структуры при переживании психологического отчуждения'

Особенности смысловой структуры при переживании психологического отчуждения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ / СМЫСЛОВАЯ ДИНАМИКА / СМЫСЛОВАЯ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Одиночкина Е.В.

В статье рассматриваются вопросы смысловой сферы личности, структурных элементов смысловой системы личности, переживающей различные виды и формы психологического отчуждения. Раскрыты основные понятия исследования. Показаны различия между взрослыми, переживающими различные виды психологического отчуждения. Описаны перспективы дальнейших исследований по данной проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MEANING STRUCTURE IN THE EXPERIENCE OF PSYCHOLOGICAL ALIENATION

The article discusses the issues of semantic sphere of personality, structural elements and sense of identity, experiencing the different types and forms of psychological alienation. Covers the main concepts of the study. Shows the differences between adults experiencing various types of psychological alienation. Described prospects of further studies in this area.

Текст научной работы на тему «Особенности смысловой структуры при переживании психологического отчуждения»

11. Мацегора Я.В. Проблема професшних де-струкцш та деформацiй пращвнишв правоохорон-них органiв // Вюник Нацiонального унiверситету оборони Украши, № 2 (33), 2013.

12. Мшорадова Н.Е. Професшна деформацiя працiвникiв оргашв внутрiшнiх справ: причини ви-никнення та шляхи профiлактики Матерiали III Всеармiйськоï науково-практично1 конференцiï «Актуальш проблеми становления особистостi про-фесiонала в ризиконебезпечних профеаях - Кшв: НУОУ, 2011. - С. 204-206.

13. Сыманюк Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности. Практико-ориентированная монография. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 252 с.

14. Сыманюк Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. - М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2004. - 320 с.

15. Сыманюк, Э. Э. Синергетический подход к изучению профессионально обусловленных де-струкций // Синергетика в психологии профессионального развития: Сб. науч. ст.- Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - 2004.- С.93-108.

ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВОЙ СТРУКТУРЫ ПРИ ПЕРЕЖИВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТЧУЖДЕНИЯ

Одиночкина Е.В.

Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»,

аспирант

FEATURES OF THE MEANING STRUCTURE IN THE EXPERIENCE OF PSYCHOLOGICAL ALIENATION

Odinockina E. V.

Institution of education "Gomel state University named Skarina", post-graduate student

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы смысловой сферы личности, структурных элементов смысловой системы личности, переживающей различные виды и формы психологического отчуждения. Раскрыты основные понятия исследования. Показаны различия между взрослыми, переживающими различные виды психологического отчуждения. Описаны перспективы дальнейших исследований по данной проблематике.

ABSTRACT

The article discusses the issues of semantic sphere of personality, structural elements and sense of identity, experiencing the different types and forms of psychological alienation. Covers the main concepts of the study. Shows the differences between adults experiencing various types of psychological alienation. Described prospects of further studies in this area.

Ключевые слова: психологическое отчуждение, смысловая динамика, смысловая структура.

Keywords: psychological alienation, the dynamics of meaning, the semantic structure.

Ускорение мировых процессов, различия в уровне жизни, духовные и материальные трудности порождают в современном человеке кризис смысла. Его наличие или отсутствие обусловлено личным вкладом индивида в осознание собственных внутриличностных процессов. Смысловая динамика порождается изменяющейся личностью, мужественно преодолевающей внутренние и внешние трудности. Еще Выготский Л.С. говорил о смысловой динамике как единстве интеллектуальной и аффективной деятельности [1]. Результатом блокировки такой деятельности, разрыва связей с миром и застревания личности в ригидных установках и неадекватных способах преодоления трудных жизненных ситуаций является утрата смысла жизни, переживание дефицита смыслов. Утрату смысла Е. Н. Осин описывает через понятие субъективного отчуждения. [2, 3]. С. Мадди выделил такие формы отчуждения, как бессилие, нигилизм, авантюризм и вегетативность, последняя из которых описывается им как наиболее тяжелая [5]. Под

переживанием психологического отчуждения мы понимаем процесс утраты связи личности с различными социумом, собственными потребностями и желаниями, другими людьми, сопровождаемый чувствами одиночества, обособленности, отвержения, субъективными ощущениями потери себя, своего «Я». Понятие психологическое отчуждение включает в себя субъективность восприятия личностью собственного состояния и объективно осознаваемую невключенность в социум, либо безличное присутствие в обществе с попыткой осмысления себя в мире. В настоящее время в психологической литературе укореняется взгляд на проблему отчуждения соответствующий экзистенциальной парадигме, - оно определяется как переживание потери контакта с самим собой, утраты чувства самости и осмысленности своего существования.

Наряду с описанием разнообразных феноменологических признаков отчуждения исследователями подчеркивается его положительная роль для

68

становления личности, - возможность занять по отношению к себе позицию внешнего наблюдателя, увидеть себя со стороны. Однако важным является то, что за понятием отчуждения стоят различные по своей сути психологические механизмы, исследование которых могло бы повысить корректность наших представлений о действии данного феномена. С эмпирической точки зрения, за понятием отчуждения у разных авторов стоит весьма сходный ряд субъективных феноменов: неудовлетворённость жизнью в целом или её отдельными сферами, переживание бессилия, нигилизм или цинизм по отношению к общественным ценностям, переживание изоляции, чувство утраты смысла. В экзистенциальной психологии понятие отчуждения хорошо соотносится с понятием экзистенциального вакуума (В. Франкл). С. Мадди, опираясь на работы Ж.-П. Сартра и Э. Фромма, описывает отчуждение как экзистенциальный недуг, суть которого состоит в отказе человека от совершения творческого выбора в пользу неопределённости, связанной с осуществлением уникального смысла собственной жизни, в результате чего последняя приобретает конформистский характер, становится осуществлением биологических потребностей и социальных ролей. Однако необходимо искать баланс между осуществлением уникального смысла и приспособлением к миру, называемым рядом авторов творческим приспособлением. Перед нами возникает вопрос о новой смысловой реальности в контексте быстрой смены ценностей, норм, смыслов, все более нарастающего психологического отчуждения индивида. Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью изучения различных сторон смысловой структуры личности в постоянно меняющемся мире. Нахождение новых путей преодоления психологического отчуждения выступает основанием для тщательного изучения смысловой структуры личности взрослого, переживающего психологическое отчуждение.

В исследовании приняли участие 170 человек от 25 до 45 лет. Для изучения феномена отчуждения был использован опросник субъективного отчуждения Осина Е. Н. Смысловая структура личности исследовалась с помощью методики предельных смыслов Д. А. Леонтьева, посредством структурного, содержательного и проективного анализа. Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программы Statistika 6.0 (Stat Soft. Ins.).

Динамические смысловые системы сознания как структуры субъективной реальности - относительно устойчивые и автономные, иерархически организованные, включающие в себя ряд разноуровневых смысловых структур и функционирующие как единое целое [5]. Не всегда смысловые структуры взаимодействуют как единое целое. Так, при нарушениях связности с миром, внутренним или внешним, можно обнаружить ряд противоречий во взаимодействии смысловых структур в заданной динамической смысловой системе. Ценностно-смысловое восприятие дает возможность человеку более осознанно и с наименьшими психологическими потерями преодолевать сложности.

Психологизм понятия личностного смысла открывается как отражение в сознании отношения мотива к цели [4]. Смысловые структуры психики служат ориентирами, направляющими личность и позволяющие ей делать выбор в ситуациях неопределенности и неоднозначности. Смысл можно описать через понятие отношения к проявлениям действительности, проживаемое и переживаемое. Смысловая сфера личности - это организованная в систему совокупность смысловых структур и связей между ними, сопровождающая и регулирующая жизнедеятельность человека. При утрате смысла происходит дезинтеграция и дезориентация в психическом пространстве личности. Смыслоутрата как переживание отчуждения на субъективном уровне [2]. Психологическое отчуждение включает в себя как субъективные, так и объективные, детерминированные ситуациями, феномены. Постоянно меняющийся в ценностном плане мир требует гибкости и активности при принятии решений, выборе, сопровождаемые тревогой. Встреча с переживаниями неопределенности событий сопровождается порой огромным напряжением.

Результаты исследования показали, что при высоком уровне отчуждения от себя индекс децен-трации при этом низкий по сравнению с категорией испытуемых с высоким уровнем отчуждения от других и от общества (при р < 0,01). Показатели индекса децентрации испытуемых, переживающих психологическое отчуждение от других и от общества тем не менее статистически значимо выше, чем переживающих отчуждение от себя, а не от общества или других людей. Данный факт кажется парадоксальным, ведь индекс децентрации (ИД) в методике предельных смыслов определяется как удельный вес в индивидуальном протоколе смысловых категорий, субъектом действия в которых являются другие люди («Чтобы оставить память потомкам», «Чтобы в мире не было войны», «Чтобы люди в мире не жили мучительно», и т.п.). Индекс децен-трации показывает, в какой степени для индивида собственное Я является смысловым центром мира. Можно было бы предположить, что испытуемые, переживающие отчуждение от других, предположительно не соотносят свои собственные мнения, решения и действия с интересами других людей, для них просто не существует чужих проблем и интересов, иного отношения к жизни, чем их собственное. Однако индекс децентации в данном случае показывает обратное. Следовательно, испытывая отчуждение от других, индивиды, тем не менее, учитывают других, думают о них, но эмоционально отрешаются от проблем, существующих в обществе. Леонтьев Д.А. пишет, что «там, где децентри-рованные категории присутствуют, их удельный вес обычно колеблется около 10%» [4]. Присутствие категорий такого рода он рассматривает как признак того, что индивид рассматривает свою жизнь в контексте жизни других людей и во взаимосвязи с ними. Видимо, люди, переживающие психологическое отчуждение от других бессознательно испытывают нужду в людях, в необходимости взаимодействия с различными сообществами

людей, поэтому, несмотря на высокий уровень отчуждения от других и от общества для них характерны децентрированные категории. При высоком уровне психологического отчуждения от себя мы практически не наблюдаем децентрированных категорий, особенно это характерно для испытуемых с высокими показателями вегетативности как наиболее тяжелой формы психологического отчуждения. Децентрированные смысловые категории присутствуют в основном у женщин с высоким уровнем авантюризма, по сравнению с испытуемыми, переживающими психологическое отчуждение по другим критериям. У испытуемых с высоким уровнем отчуждения от семьи и от работы присутствуют смысловые категории, субъектом действия в которых являются другие люди.

Показатели по индексу рефлексивности статистически значимо ниже у испытуемых с высоким уровнем психологического отчуждения от себя по сравнению с другими категориями испытуемых. Индекс рефлексивности (ИР) показывает удельный вес категорий, описывающих не конкретно-практическое действие, а психическое отражение («Чтобы чувствовать себя частицей Вселеннной», «Чтобы понимать, как устроен мир», «Чтобы не зря прожил и была ценность для потомков»). К рефлексивным смысловым категориям относятся, где указано содержание соответствующих когнитивных процессов. Категории, которые характеризуются как рефлексивные, «не обязательно имеют отношение к рефлексии в строгом смысле слова» [4, с. 4]. Их присутствие интерпретируется как развитость внутреннего мира. Отсутствие смысловых категорий такого рода рассматривается Леонтьевым Д.А. как возможные нарушения функций регуляции сознания по отношению к деятельности. Слишком большое число подобных смысловых категорий можно рассматривать как признак чрезмерной интеллектуализации действия, что весьма характерно для испытуемых, переживающих психологическое отчуждение от других, от общества, от работы, от семьи. В данном случае происходит застревания на стадии планирования и обдумывания и наличия трудностей в переходе от замысла к воплощению.

Индекс негативности (ИН) в методике предельных смыслов определяется как удельный вес категорий, выражающих прямое отрицание («Чтобы не было войны», «Чтобы не было боли», «Чтобы не быть одиноким»). При этом не относятся к негативным смысловые категории, в которых отрицание выражено без частицы не, хотя по смыслу оно может и присутствовать: «Чтобы жить без войны», «Чтобы было проще жить». Леонтьев Д.А. считает, что человек ограничивает всякую активность, чтобы уйти от разного рода переживаний [4]. Однако данное высказывание вступает в противоречие с некоторыми результатами исследования. Так, у испытуемых, переживающих наиболее лег-

кую форму психологического отчуждения (авантюризмом), статистически значимо выше индекс негативности, чем у испытуемых с другими формами психологического отчуждения, однако не всякую деятельность они ограничивают, более того, склонны к суетливой, по их словам, бессмысленной, а зачастую и опасной деятельности. На втором месте по индексу негативности испытуемые с высоким уровнем нигилизма: отрицание характерно для них, как и блокировка аффективной и мотива-ционной сфер личности.

Респонденты с высоким уровнем субъективного отчуждения, показавшие более высокие результаты по форме отчуждения «авантюризм» и более низкие по формам отчуждения «нигилизм», «бессилие», «вегетативность», чем респонденты с высоким уровнем субъективного отчуждения с более низкими показателями по параметру «авантюризм» и более высокими показателями по формам отчуждения «нигилизм», «бессилие», «вегетатив-ность» различаются по содержанию процесса переживания психологического отчуждения. Это свидетельствует о возможности благоприятной динамики респондентов, переживающих психологическое отчуждение с более высокими показателями по параметру «авантюризм», о тенденции смещения смысловых конструктов в сторону принятия ценностей и построения жизненного плана в будущем.

Таким образом, у испытуемых, переживающих психологическое отчуждение, мы обнаруживаем упрощенную, свернутую структуру смысловой регуляции жизнедеятельности, сужение смысловой перспективы. Смыслы действий обусловлены актуальными потребностями, при этом истинные потребности и желания не осознаются. Актуальным является дальнейшее исследование различных форм психологического отчуждения, возможностей преодоления тяжелой формы отчуждения и связи процесса развития ценностно-смысловой сферы в связи с обозначенными феноменами.

Литература

1. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. М.: Эксмо, 2003. - 512 с.

2. Осин, Е. Н. Смыслоутрата как переживание отчуждения: структура и диагностика: дисс. ... канд. психол. Наук. М., 2007. - 217 с.

3. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. - 487 с.

4. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): Методическое руководство. М.: Смысл, 1999. - 36 с.

5. Франкл, В. Воля к смыслу. М.: ИОИ, 2015. -144 с.

6. Maddi, S. R. The existential neurosis // Journal of Abnormal Psychology, 1967. - Vol. 72. - № 4. - P. 311-325.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.