Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СКРИПИЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ'

ОСОБЕННОСТИ СКРИПИЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКРИПИЧНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжан Личжоу

Данная статья имеет своей целью рассмотреть особенности скрипичного образования в Китае. Автором работы воссоздаются основные этапы становления обучения скрипичному искусству в названном государстве, обращается внимание на историю создания музыкальных образовательных учреждений в Китае, формирование материально-технической и источниковой базы для обучения музыкантов, отмечаются центральные фигуры, внёсшие наибольший вклад в развитие китайской музыкальной школы. Автор отмечает, что музыкальное образование начало активно развиваться в тот период, когда КНР стала более открытой всему миру страной. Кроме того, в статье выявляются актуальные для современного этапа развития скрипичного обучения проблемы подготовки скрипачей (индивидуализация обучения, оценка качества обучения студентов, преобладание гуманитарных предметов над специальными, стремление педагогов решать организаторские вопросы, разноуровневая базовая подготовка абитуриентов, низкий уровень мотивационной сферы обучающихся исполнительскому мастерству). Выявленные проблемы позволили автору работы представить ряд рекомендаций, а также предложить направления по преодолению указанных проблемных моментов, которые и оказались результатом проведённого исследования. Данные рекомендации заключаются в предложении реформирования старой или создания новой качественной научно-теоретической базы, расширение влияния специальных предметов, большее внимание к профессиональной подготовке преподавателей-инструменталистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF VIOLIN EDUCATION IN CHINA

This article aims to consider the features of violin education in China. The author of the work recreates the main stages of the formation of violin art in the named state, draws attention to the history of the creation of musical educational institutions in China, the formation of the material and technical and source base for the education of musicians, notes the central figures who have made the greatest contribution to the development of the Chinese musical school. The author notes that music education began to develop actively in the period when the PRC became a country more open to the whole world. In addition, the article reveals the problems of training violinists that are relevant for the current stage of development of violin education (individualization of education, assessment of the quality of student education, the predominance of humanitarian subjects over special ones, the desire of teachers to solve organizational issues, multi-level basic training of applicants, a low level of motivational sphere of students in performing arts). The identified problems allowed the author of the work to present a number of recommendations, as well as to suggest directions for overcoming these problematic issues, which turned out to be the result of the study. These recommendations consist in the proposal to reform the old or create a new high-quality scientific and theoretical base, expand the influence of special subjects, and pay more attention to the professional training of instrumental teachers.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СКРИПИЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ»

Особенности скрипичного образования в Китае

Чжан Личжоу,

аспирант кафедры музыкального воспитания и образования Института театра, музыки и хореографии, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» E-mail: 572785274@qq.com

Данная статья имеет своей целью рассмотреть особенности скрипичного образования в Китае. Автором работы воссоздаются основные этапы становления обучения скрипичному искусству в названном государстве, обращается внимание на историю создания музыкальных образовательных учреждений в Китае, формирование материально-технической и источ-никовой базы для обучения музыкантов, отмечаются центральные фигуры, внёсшие наибольший вклад в развитие китайской музыкальной школы. Автор отмечает, что музыкальное образование начало активно развиваться в тот период, когда КНР стала более открытой всему миру страной. Кроме того, в статье выявляются актуальные для современного этапа развития скрипичного обучения проблемы подготовки скрипачей (индивидуализация обучения, оценка качества обучения студентов, преобладание гуманитарных предметов над специальными, стремление педагогов решать организаторские вопросы, разноуровневая базовая подготовка абитуриентов, низкий уровень мотивационной сферы обучающихся исполнительскому мастерству). Выявленные проблемы позволили автору работы представить ряд рекомендаций, а также предложить направления по преодолению указанных проблемных моментов, которые и оказались результатом проведённого исследования. Данные рекомендации заключаются в предложении реформирования старой или создания новой качественной научно-теоретической базы, расширение влияния специальных предметов, большее внимание к профессиональной подготовке преподавателей-инструменталистов.

Ключевые слова: скрипичное исполнительство, музыкальное образование, музыкальные учебные заведения, учебно-методическая литература, исполнительский анализ, интерпретация произведений.

Сегодня Китай отличается благоприятной обстановкой во всех сферах жизни, в том числе в культурной и образовательной области. Это оказывает положительное влияние и на развитие скрипичного образования. Большое количество молодых людей стремятся получить музыкальное образование, в том числе в области скрипичного исполнительства. Владение сложным инструментом является одним из эффективных способов музыкального развития личности.

Одновременно с этим, в исследованиях некоторых авторов, таких как Чжао Уэй [10], Чжан Цзинь-синь [6, с. 12], Фан Цзыцзюнь [9, с. 248-252] отмечаются проблемы скрипичного образования на разных этапах обучения. Например, Чжао Уэй отмечает проблемы теории и методики скрипичного обучения на начальном этапе обучения. Чжан Цзиньсинь рассматривает современную ситуацию преподавания скрипки в высшей школе. Фан Цзыцзюнь акцентировал внимание на уровне подготовки абитуриентов музыкальных ВУЗов. В связи с этим, существует необходимость анализа скрипичного образования в Китае и определения направлений для преодоления выявленных проблем.

Для определения особенностей скрипичного образования в Китае рассмотрим этапы его становления. Скрипичное обучение в Китае начало активно развиваться только в начале прошлого столетия. Первыми педагогами скрипичного исполнительства были Цэн Чживун и его супруга Цао Жуцзинь. Их обучение проходило в Японии. Однако впоследствии музыканты вернулись на родину, где и открыли первую музыкальную школу. Кроме того, супружеская пара музыкантов организовала оркестр, в состав которого было включено 9 скрипачей. Управление оркестром осуществлял известный дирижер Цен Чжи Вуна [11, с. 44].

Большой вклад в развитие скрипичного образования внес китайский скрипач Е Бо. Он обучался скрипичному исполнительству в Японии и привез с собой на родину много методического материла: ноты, учебные пособия. Примечателен тот факт, что Е Бо оказался одним из первых преподавателей, который объяснял студентам нотную грамоту [11, с. 46].

В 1914 году профессор Е Бо набрал свой первый курс, куда пришли обучаться желающие познакомиться с практикой пения, игре на инструменте. Кроме того, профессор счёл обязательным преподавание таких предметов, как история и теории музыки, гармонии. Причём историческую составляющую становления музыкального искусства на курсе изучали не только на материале китайской музыки, но и европейской. Считается, что такое событие, как приём на обучение пер-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

вого курса музыкального направления, который возглавил Е Бо, является отправной точкой в развитии скрипичного образования в Китае. Следует также отметить и таких музыкантов, как Чжао Нянькуй, Му Чжицин, имевшие богатый опыт работы в зарубежных оркестрах [3, с. 27-29] и привнёсшие свои знания и практические навыки в процесс обучения китайских исполнителей.

Дальнейшее развитие скрипичного образования в Китае было коренным образом взаимосвязано с реформами в сфере культуры, науки и искусства. Этот период характеризуется созданием разного рода объединений, течений и направлений, центральным действующим лицом в рамках которых оказывается молодёжь. Их интересует всё новое. Их ориентационный вектор также направлен на освоение зарубежных музыкальных традиций.

Уже через шесть лет на базе Пекинского университета создается «Музыкальная учебная ассоциация». Она представляла собой объединение, куда вошли известные преподаватели игры на скрипке. Среди них были Чжао Нянькуй, Цюань Шу Мэн, Гань Вэньлянь и т.д. Многие ученики, получившие образование в данной ассоциации, стали известными педагогами, например, знаменитый скрипач Тань Шучжэнь [11, с. 27].

В этот же период (20-е года XX века) возникают и другие образовательные организации, чьим полем деятельности становится обучение начинающих музыкантов. В частности, музыкальные факультеты создаются на базе Государственного института культуры, расположенном в Пекине. Также в Шанхайской педагогической школе открываются различные факультеты, направленные на художественное развитие студентов. Еще одним образовательным центром была Шанхайская художественная профессиональная школа, где было организовано обучение скрипичному исполнительству. Педагогом данного учреждения был Тань Шучжэнь.

1927 год был ознаменован созданием первого музыкального высшего учебного заведения Шанхайской государственной консерватории. Она специализировалась на изучении зарубежной музыки и систематизации национальной музыки [4, с. 70-71].

Система образования в консерватории была разработана на основе российских и немецких образцов. Шанхайская государственная консерватория организовала первые четыре музыкальные факультета, в числе которых был и скрипичный. Сяо Юмэй, известный мастер скрипичного исполнительства, внёсший огромный вклад в развитие китайской музыкальной высшей школы, с 1929 года был назначен ректором Шанхайской консерватории. Кроме того, среди педагогов консервато-5 рии был итальянец Арриго Фоа, а также профес-§ сора Р.Б. Герцовский, У. Франкел, М. Лифшиц. й Позже ведущим специалистом по обучению игре ° на скрипке в Шанхайской государственной консер-Ц ватории оказался Чэнь Чэнби.

Шанхайская консерватория оказалась своего рода реформатором музыкального образования, поскольку на её курсах происходило изучение образцов мировой классики, принадлежавших к различным временным эпохам и стилевой принадлежности, в частности небольшие и несложные, такие как сонаты, пьесы, этюды [11, с. 143].

Шанхайская консерватория подготовила много талантливых скрипачей, среди них Чэнь Юсинь, Сюй Симянь, Доу Лисюнь, Ван Жэньи, Сянь Син-хай и т.д. Таким образом, данное учебное заведение считалось образцом китайского музыкального образования. Симптоматично, что по принципу её организации создавались и многие другие образовательные учреждения страны, специализирующиеся на обучении будущих мастеров исполнительского искусства.

Начало прошлого столетия характеризовалось большой волной эмиграции российских и японских жителей в Китай. Данный факт повлёк за собой особый интерес к европейской музыкальной культуре. Данная тенденция дала толчок к созданию четыре музыкальных учебных заведений в Харбине.В частности, там была открыта музыкальная школа (в 1921 году), где обучение игре на скрипке оказалось одной из специально преподаваемых дисциплин. Примечательно, что преподавательский состав представлял собой музыкантов - выходцев из России (Ф.К. Вагнер, В.В. Волчек, Э. А Зингер, В.Н. Каплун-Владимирский, С.И. Хорошевский,

A.М. Шаевский, В.Д. Трахтенберг [1, с. 34].

Еще одной вехой в истории развития музыкального образования в Харбине стало открытие Высшей музыкальной школы, которая носила имя Глазунова. Её создание относят к 1925 году. Возглавил образовательную организацию скрипач и композитор У.М. Гольдштейн, являвшийся учеником Петербургской консерватории и Берлинской академии искусств.

Третьим и четвертым музыкальными заведениями стали Харбинские музыкальные курсы и Харбинский музыкальный техникум. До 1937 года эти музыкальные заведения подготовили более 100 скрипачей [1, с. 51].

Большую роль в развитии скрипичного образования Китая внес известный русский музыкант

B.Д. Трахтенберг. Он получил образование в Петербургской консерватории, и считается создателем китайской скрипичной школы. Музыкант разработал методику преподавания скрипичного исполнительства, которая перекликалась с лучшими традициями русской школы. Особое значение в практике преподавания отводилось технике игры на скрипке (постановке кистей рук и корпуса исполнителя, положению музыкального инструмента, особенностям и силе нажатия на струны). При соблюдении всех этих правил музыкант постепенно овладевал техникой игры в совершенстве, а следовательно добивался более глубокого и полного звучания скрипки [1, с. 257].

В 1920-30-е годы были важным периодом в становлении скрипичного образования Китая, так как

появились первые скрипичные ноты. В данных изданиях были произведения для обучения скрипачей, которые только начинают обучение. Они отличались технической простотой исполнения, в большинстве случаев это обработанные зарубежные произведения.

Педагогом Сяо Юмэя в 1927 году была составлен сборник произведений под названием «Скрипичная школа». Она включала различные этюды для формирования техники скрипичного исполнения. В этот сборник были включены произведения зарубежных исполнителей, например, бельгийского скрипача Берио (Beriot) и французского - Маза-са (Mazas).

Скрипач Кэ Чжэнхэ, получивший образование в Японии, является автором-составителем большого количество нотных сборников, содержащих произведения для исполнения на скрипке. Названный музант также выступил организатором «Пекинского филармонического общества» и периодического издания, который назывался «Новая музыкальная волна».

Этот период также характеризуется накоплением богатой базы научно-методической литературы, специализирующейся на обучении скркри-пичному исполнительству. Назовём, например, учебник «Вводный музыкальный курс», изданный под редакцией Фэн Цзыкая. В данном учебном пособии присутствует раздел «Вводный курс для скрипки». Важно отметить, что названный учебник получил широкое применение в практике обучения игре на скрипке, поэтому претерпел большое количество переизданий.

Следующим периодом становления скрипичного образования в Китае было непростое время Второй мировой войны, рамки которой можно очертить 1937-1949 годами. Симптоматично, что условия обучения в военные годы осложнялись, однако в Китае продолжали открываться всё новые образовательные музыкальные учреждения. Во Время Второй мировой войны в Китай прибыло много евреев, поскольку их нация оказалась одной из тех, что подвергались гонениям. Еврейские музыканты, таким образом, оказали большое влияние на развитие скрипичного дела в Китае, поскольку продолжали свою деятельность в обновлённых условиях жизни. Например, широко известно имя Альфреда Виттенберга, ученика Йозе-фа Иоахима, который был известным педагогом и исполнителем. Изначально музыкант практиковал частные уроки игры на скрипке, а затем стал преподавателем Государственного музыкального училища. Стоит отметить, что многие его ученики впоследствии оказалась талантливейшими и знаменитыми китайскими музыкантами.

Таким образом, можно утверждать, что отправной точкой в развитии скрипичного образования в Китае стала первая половина ХХ века, когда наблюдалось открытие музыкальных учебных заведений, создание, переработка и накопление методических и учебных материалов, литературы. Основная часть обучающихся скрипичному искус-

ству являлась китайскими студентами. Знакомство с музыкальной культурой зарубежных стран стало новым периодом в развитии скрипичного образования [2].

Сегодня скрипичное образование в Китае соответствует международным стандартам. Данных стандартов придерживаются во многих станах Европы, а также в России. Чтобы получить высшее образование в области скрипичного исполнительства студентам Китая необходимо пройти две ступени обучения: бакалавриат (4 года обучения) и магистратура (2-3 года обучения).

Существует также начальное и среднее музыкальное образование, получить которое можно окончив музыкальную школу и музыкальный колледж. В Китае также распространены частные занятия с преподавателем.

Индивидуальные занятия очень популярны в Китае, так как музыкальные занятия очень востребованы среди населения. Все большее количество детей изъявляют желание заниматься музыкой. Стремительный рост населения, относительно благоприятная социальная обстановка в стране способствует переполнению музыкальных классов, и как следствие, переходу к частным урокам.

Еще одной отличительной чертой китайской образовательной системы является обращение к групповым занятиям, что не практикуется в России. В Китае такой подход используется при обучении игре на скрипке учащихся младших классов, и способствует привлечению одновременно достаточно большого количества юных исполнителей. Коллективные занятия, с одной стороны, способствуют развитию коммуникативных качеств, адекватного соперничества между учащимися. С другой стороны, отсутствует индивидуальный подход, основанный на музыкальных способностях каждого ученика.

Наряду с положительными тенденциями развития скрипичного образования в Китае, существуют также и вопросы, требующие решения. Так одной из проблем начального музыкального образования в Китае является отсутствие государственных программ начального образования, обязательных теоретических предметов. Отмечается также недостаток преподавательского состава. Не учитываются благоприятные возрастные периоды развития музыкальных способностей. Недостаточный уровень начального музыкального образования учащихся сказывается на эффективности обучения в высшей школе.

Для системы скрипичного образования в Китае характерно стремление преподавателей к решению организаторских вопросов, а оценке качества исполнения уделяется недостаточное внимание. Большое внимание уделяется методам взаимопроверки обучающихся, технике игры на скрипке, пению исполняемых произведений для более уверенного интонирования на скрипке. Преподаватели стараются поднять мотивацию учащихся к занятиям игры на скрипке с помощью родительского внимания. Для этого требуют от родителей

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

развития своей музыкальной грамотности. Многие преподаватели используют в своей практике обучения зарубежные разработки, но также есть педагоги, которые не стремятся к такому взаимодействию [8, с. 159-160].

В результате выделенные проблемы оказывают значительное влияние на уровень подготовки поступающих на факультет скрипичного исполнительства. Для абитуриентов характерна разноуровневая подготовка, небольшое количество изученных произведений. В погоне за быстрыми результатами, они не понимают глобальных задач инструментального обучения. Такие предметы как теория, сольфеджио, музыкальная литература не получили достаточного осмысления учащимися.

На музыкальных факультетах большое внимание уделяется гуманитарным дисциплинам, а не специализированным предметам. Исключением являются музыкальные ВУЗы, где готовят профессиональных музыкальных исполнителей. Другие учебные заведения, в частности музыкально-педагогического профиля на изучение специального предмета отводят малое количество времени [9, с. 248-252].

В результате слабой довузовской подготовки студенты не знакомы с теорией музыки, у них узкий музыкальный кругозор. Они не в достаточной степени владеют музыковедческим и исполнительским анализом, в результате у них возникают проблемы интерпретации и осмысления изучаемых произведений. Данные проблемы не имеют решения на государственном уровне, предполагая, что студенты сами должны решать возникшие проблемы [12].

Также в недостаточной степени развита музыкально-развивающая среда. Студенты выполняют задания только образовательного процесса, но в недостаточной степени мотивированы на свою будущую профессиональную деятельность. Не принимают активного участия в концертах, не интересуются деятельностью других музыкантов, не участвуют в научных конференциях, поэтому не владеют в полной степени музыкальной информацией.

Одной из причин такого поведения студентов является слишком дорогие билеты на концерт. Для решения данной проблемы преподаватели-инструменталисты устраивают бесплатные концерты для своих студентов [7, с. 71-72]. В качестве дополнительных занятий организуются инструментальные ансамбли, но принять участие в них могут студенты показавшие особые способности, дисциплинированность и трудолюбие. Но именно участие в ансамбле помогает развить эти качества [5, с. 135-136].

Заключение. Формирование скрипичного образования в Китае началось сравнительно недавно, о в начале прошлого века. Оно характеризовалось Ы появлением музыкальных учебных заведений, нот-й ных и учебных материалов. Приобщение к миро-~ вой музыкальной культуры стало мощным толчком ^ к активному развитию скрипичного обучения.

Анализ скрипичного образования в Китае показал, что хотя оно и ориентируется на международные требования и стандарты, существуют определенные проблемы, требующие решения. Существует необходимость определения направлений для преодоления выявленных проблем. Среди них могут быть формирование качественной научно-теоретической базы, организация специальных курсов по истории музыки, скрипичного исполнительства. Повышение уровня специальной подготовки преподавателей инструменталистов. Совершенствование методик обучения игре на инструменте, создание педагогических условий для эффективной профессиональной подготовки скрипичного исполнителя.

Литература

1. Цзо Чжэньгуань. Русские музыканты в Китае. СПб.: Композитор, 2014. 336 с. С. 34.

2. Становление скрипичного образования в Китае в первой половине ХХ века. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gramota. net/ articles/ issn_1997-292X_2017_8_34.pdf

3. Лю Цзюй. Скрипичный педагог последнего императора // Музыкальный мир. 1985. № 3. С.27-29

4. Лю Цзинчжи. Европейские консерватории и Шанхайская консерватория // Искусство музыки. 2007. № 3. С. 70-71.

5. Си Линли. Исследование проблем и контрмер обучения скрипке в вузе // Оценка искусства. 2016. № 14. С. 135-136.

6. Чжан Цзиньсинь. Обсуждение текущей ситуации и контрмер в преподавании скрипки в университете // Китайское образование. 02.2015. С. 12.

7. Лин Сяомин. Реформы и инновации в обучении игре на скрипке / Сяомин Лин. - Шанхай: Современное образование. 04.2017. С. 71-72.

8. Нин Сяо. Общие проблемы в базовой технологии обучения игре на скрипке // Драматический дом. 05.2018. С. 159-160.

9. Фан Цзыцзюнь. Проблемы и контрмеры преподавания скрипки в университете // Журнал педагогического института Цзинь Чжун. 03.2003. С. 248-252.

10. Чжао Уэй. Пути изучения скрипичной игры. Пекин: Народная музыка, 1989. 90 с.

11. Цянь Жэньпин. Китайская скрипичная музыка. Хунань: Художественное издательство, 2001. 234 с. С. 44.

12. Ку Уэнлей. Педагогическая теория обучения игре на скрипке Ли Яодзи. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2011. 194 с.

FEATURES OF VIOLIN EDUCATION IN CHINA

Zhang Lizhou

Herzen State Pedagogical University of Russia

This article aims to consider the features of violin education in China. The author of the work recreates the main stages of the formation of violin art in the named state, draws attention to the history of

the creation of musical educational institutions in China, the formation of the material and technical and source base for the education of musicians, notes the central figures who have made the greatest contribution to the development of the Chinese musical school. The author notes that music education began to develop actively in the period when the PRC became a country more open to the whole world. In addition, the article reveals the problems of training violinists that are relevant for the current stage of development of violin education (individualization of education, assessment of the quality of student education, the predominance of humanitarian subjects over special ones, the desire of teachers to solve organizational issues, multi-level basic training of applicants, a low level of motivational sphere of students in performing arts). The identified problems allowed the author of the work to present a number of recommendations, as well as to suggest directions for overcoming these problematic issues, which turned out to be the result of the study. These recommendations consist in the proposal to reform the old or create a new high-quality scientific and theoretical base, expand the influence of special subjects, and pay more attention to the professional training of instrumental teachers.

Keywords: violin performance, musical education, musical educational institutions, educational and methodical literature, performing analysis, interpretation of works.

Reference

1. Czo CHzhen'guan'. Russkie muzykanty v Kitae. SPb.: Kompozi-tor, 2014. 336 s. S.34.

2. Stanovlenie skripichnogo obrazovaniya v Kitae v pervoj polovine HKH veka. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www. gramota.net/ articles/ issn_1997-292X_2017_8_34.pdf

3. Lyu Czyuj. Skripichnyj pedagog poslednego imperatora // Muzykal'nyj mir. 1985. № 3. S. 27-29

4. Lyu Czinchzhi. Evropejskie konservatorii i SHanhajskaya kon-servatoriya // Iskusstvo muzyki. 2007. № 3. S. 70-71.

5. Si Linli. Issledovanie problem i kontrmer obucheniya skripke v vuze // Ocenka iskusstva. 2016. № 14. S. 135-136.

6. CHzhan Czin'sin'. Obsuzhdenie tekushchej situacii i kontrmer v prepodavanii skripki v universitete // Kitajskoe obrazovanie. 02.2015. S. 12.

7. Lin Syaomin. Reformy i innovacii v obuchenii igre na skripke / Syaomin Lin. - SHanhaj: Sovremennoe obrazovanie. 04.2017. S. 71-72.

8. Nin Syao. Obshchie problemy v bazovoj tekhnologii obucheniya igre na skripke // Dramaticheskij dom. 05.2018. S. 159-160.

9. Fan Czyczyun'. Problemy i kontrmery prepodavaniya skrip-ki v universitete // ZHurnal pedagogicheskogo instituta Czin' CHzhun. 03.2003. S. 248-252.

10. CHzhao Uej. Puti izucheniya skripichnoj igry. Pekin: Narodnaya muzyka, 1989. 90 s.

11. Cyan' ZHen'pin. Kitajskaya skripichnaya muzyka. Hunan': Hu-dozhestvennoe izdatel'stvo, 2001. 234 s. S.44.

12. Ku Uenlej. Pedagogicheskaya teoriya obucheniya igre na skripke Li YAodzi. SHanhaj: SHanhajskoe muzykal'noe izdatel'stvo, 2011. 194 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.