Научная статья на тему 'Особенности китайской скрипичной школы'

Особенности китайской скрипичной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / скрипичное образование / мызыкальное образование / китайская национальная музыкальная культура / China / violin education / music education / Chinese national musical culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Не И.-Ши.

В статье рассматриваются особенности китайского скрипичного образования, а также некоторые аспекты ее становления и развития, современное состояние. Особое внимание уделяется связи Китайской и европейской систем музыкального образования скрипачей, а также некоторым их различиям, обусловленным особенностями китайской национальной музыкальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the Chinese violin school

The article discusses the features of Chinese violin education, as well as some aspects of its formation and development, the current state. Special attention is paid to the connection between the Chinese and European systems of musical education of violinists, as well as some of their differences due to the peculiarities of the Chinese national musical culture.

Текст научной работы на тему «Особенности китайской скрипичной школы»

DOI: 10.24412/2226-0773-10-2-193-198

Особенности китайской скрипичной школы

И.-Ши. Не

Московский государственный институт культуры

141406, Московская обл., Химки, ул. Библиотечная, д. 7

State University of Culture

Bibliotechnaya, str., 7, Khimki, Moscow Region 141406 Russia

e-mail: 2655579178@qq.com

Ключевые слова: Китай, скрипичное образование, мызыкальное образование, китайская национальная музыкальная культура.

Key words: China, violin education, music education, Chinese national musical culture.

Резюме: В статье рассматриваются особенности китайского скрипичного образования, а также некоторые аспекты ее становления и развития, современное состояние. Особое внимание уделяется связи Китайской и европейской систем музыкального образования скрипачей, а также некоторым их различиям, обусловленным особенностями китайской национальной музыкальной культуры.

Abstract: The article discusses the features of Chinese violin education, as well as some aspects of its formation and development, the current state. Special attention is paid to the connection between the Chinese and European systems of musical education of violinists, as well as some of their differences due to the peculiarities of the Chinese national musical culture.

[Y.-S. Nie Features of the Chinese violin school]

Китайская академическая скрипичная школа - явление относительно молодое, так как ее история начинается в конце XIX - начале XX века. Именно тогда под влиянием укрепившихся международных связей Китайского государства начало развиваться китайское музыкальное образование европейского типа. Конечно, стоит сказать и о том, что национальное музыкальное искусство Китая уходит своими корнями в древнейшие времена, ее история - это длительный путь традиционно-преемственного культурного наследования, который, однако, около столетия назад достиг своей «точки разветвления» на традиционное и реформаторское развитие.

В настоящее время Китай переживает период расцвета во многих сферах жизни - в политической, экономической, социальной, в том числе в сфере культуры и образования. Это сказывается и на современном состоянии академического образования китайцев в области скрипичного искусства. Все больше современных молодых людей в Китае занимается музыкой профессионально, среди них важное место занимают скрипачи.

Китайское скрипичное образование строится по международным стандартам. Таким стандартам принято соответствовать в большинстве развитых стран мира, в частности в России, в странах Европы, в США. Высшее образование китайских скрипачей разделяется на две ступени - бакалавриат (4 года обучения) и магистратура (2-3 года обучения).

Предшествовать обучению в высших учебных учреждениях музыкального образования в Китае могут как начальная и средняя образовательные ступени музыкантов - музыкальная школа и высшая музыкальная школа или музыкальный колледж, так и индивидуальные занятия скрипичным искусством. Последнее, как показывает статистика, в Китае пользуется большей популярностью, чем в России и странах Европы, так как востребованность занятий детей музыкой в настоящее время все более возрастает, а вкупе со стремительным демографическим ростом в китайском социуме и в целом относительно благоприятной ситуации в социальной сфере жизни Китая это способствует повышенной заполняемости скрипичных классов в китайских музыкальных школах и, как следствие к переходу некоторых учащихся на индивидуальное обучение.

Другим решением задач начального обучения скрипичному искусству большого количества учащихся стало обращение китайцев к групповым практическим занятиям, что обычно является большой редкостью для русских музыкальных школ. Как правило, в Китае это практикуется в классах учащихся младшего возраста (6-9 лет). Такой вид обучения скрипичному искусству отвечает не только практическим задачам обучать одновременно большое количество музыкантов, но и привлекает педагогов и родителей обучающихся некоторыми преимуществами с точки зрения детской психологии - занятия в коллективе способствуют развитию коммуникативных качеств, а также адекватная степень соперничества между одноклассниками стимулирует их к более прилежному и старательному обучению.

Надо сказать, что метод коллективного обучения скрипачей - это не только выбор современных китайских педагогов, и тем более, не исконно китайское «изобретение». Такая методика использовалась в прошлых веках европейским преподавателями, одним из известных среди них был, например, русский скрипач и преподаватель венгерского происхождения Леопольд Ауэр (1845-1930). Известно, что Ауэр во время проведения занятий с кем-то из своих учеников, требовал присутствия на этих занятиях также всех остальных учащихся своего класса. И, как пишет исследователь Ямпольский, «атмосфера коллективных занятий являлась у Ауэра существенным фактором в развитии индивидуальности ученика» (Ямпольский, 1951: 11). Другим известным приверженцем группового метода обучения скрипачей был известный советский скрипичный преподаватель Пётр Соломонович Столярский (1871-1944), который также рассматривал в качестве одного из важнейших элементов скрипичного обучения игру в ансамбле, кроме того, он призывал своих учеников к коллективному обсуждению игры друг друга.

Еще одной особенностью, присущей всем ступеням китайского скрипичного образования является его национально-культурная специфика. Это обусловлено тем фактом, что вектор развития китайского музыкального искусства сдвигался в последние столетия с реформаторского пути к возвращению к идеям сохранения национального традиционализма и самобытности, а позже, на современном этапе - к некому «симбиозу» традиционных и западных элементов культуры. Таким образом, современное скрипичное образование отвечает международным требованиям и качественным стандартам, но, в то же время, не отказывается от национальных идей, а также традиционного инструментального репертуара.

Несмотря на то, что современная скрипичная школа Китая - явление, продолжающее свое развитие и совершенствование, можно с уверенностью говорить о ее существовании как об уже сложившейся академической школы. Под ней необходимо понимать образовательную систему профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов, как в сфере скрипичного исполнительства, так и в области композиторского искусства и скрипичного преподавания.

В настоящее время музыкальные школы и колледжи существуют почти в каждом относительно крупном населенном пункте Китая. Кроме того, в Китае сейчас работают 11 консерваторий, а также другие ВУЗы с музыкальными факультетами - ВУЗы искусств, культуры, а также педагогические и общегуманитарные.

Крупнейшими и наиболее авторитетными учебными заведениями высшего музыкального образования в Китае являются Пекинская Центральная консерватория, Китайская народная консерватория, которая также находится в Пекине, Шанхайская консерватория. Конкурс среди абитуриентов в этих консерваториях выше, чем в других городах Китая, кроме того, все традиции китайского скрипичного образования ориентируются в настоящее время именно на задаваемые ими стандарты. Так, например, в Пекинской консерватории в настоящее время преподают такие именитые скрипачи, как Ван Чжэньшань (王振山, Wáng Zhènshān),Линь Чжаоян (林朝阳, Lín Cháoyáng),Чай Лян (柴亮, Chái Liàng),Сюэ Вэй (薛伟, Xuē Wěi) и многие другие известные преподаватели и исполнители (Официальный сайт Пекинской консерватории).

Учебные планы и список изучаемых дисциплин, а также количество часов, предусмотренных для занятий каждой из них, может варьироваться в разных музыкальных ВУЗах Китая. Но, конечно, обязательными на всех курсах образовательной программы являются занятия по специальности, изучение музыкально-теоретических дисциплин, а также коллективное исполнение (игра в ансамблях, оркестрах). В отличие от российских ученых планов, в Китае гораздо меньше внимания уделяется таким дисциплинам, как философия, история, культурология, физическая культура и спорт.

Система оценивания полученных студентами музыкальных ВУЗов Китая знания представляет собой, как правило, 100-бальную шкалу. По такой шкале оцениваются межсеместровые экзамены, отчетные концерты, технические зачеты, а также переводные экзамены между курсами. Обычно, оценка ниже 50-ти баллов считается отрицательной.

Кроме овладения обучающимися техникой игры на струнно-смычковых инструментах, освоения ими разностороннего репертуара и воспитания в них художественно-сценических качеств, китайское скрипичное образование также следует национальным общеобразовательным идеям, которые, в свое время, озвучивал еще Конфуций и которые ориентируются на такие задачи, как совершенствование личности, ее воодушевление, обогащение ее души и воспитание в ней добродетели и нормативного поведения.

Что касается обучения технической стороне скрипичного исполнительства, в этой области китайские преподаватели придерживаются европейских стандартов. Учебный репертуар учащегося-скрипача на всех этапах обучения обязательно должен включать в себя технические упражнения и технические произведения, такие как этюды. Кроме того, добиваясь от учащегося академически верной техники звукоизвлечения и работы с нотным текстом, китайские преподаватели также уделяют большое внимание такому моменту, как формирование индивидуального мастерства исполнителя.

Надо сказать, что проблемам исполнительской интерпретации произведений в последнее время было посвящено немало исследований. Так, например, Л. Ауэр утверждал, что «непреодолимым и неотразимым обаянием, подчиняющим публику», владеет скрипач, обладающий не только законченной техникой, но и своей особой «магнетической» силой (Ауэр, 2004: 79). А исследователь Т. Данилович в своей статье пишет, что «техника в музыкальном исполнительстве - это нечто гораздо более сложное и трудное, чем беглость пальцев, чистота интонирования звука и грамотное музыкальное исполнение. К профессиональной игре на инструменте приводит только настоящая, углубленная, одухотворенная работа» (Данилович, 2020: 65).

В заключении можно отметить, что О.А. Блок подчеркивал: «Анализ предмета интерпретации музыкального произведения (семи его элементов) тоже свидетельствует о значимости развития эмоционального интеллекта и «умных эмоций» у обучающихся инструменталистов. Его структура «красноречиво» об этом «свидетельствует»: идея, замысел, эмоционально-чувственное прочтение, стиль, исполнительские традиции, форма и содержание. Искусство интерпретации для исполнителей-инструменталистов остается значимым итогом всей музыкально-творческой деятельности, показателем их мастерства, профессионализма» (Блок, 2020: 271, 272).

ЛИТЕРАТУРА

Ауэр Л. 2004. Моя школа игры на скрипке. Спб.: Композитор. 120 с.

Блок О.А. 2020. Эмоциональный интеллект и «умные эмоции» в музыкально-творческом развитии обучающихся инструменталистов. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. 9(3): 265-272.

Данилович Т. 2020. Формирование исполнительской техники учащегося-скрипача. - Вопросы педагогики. 1: 65-68.

Ма Да. 2002. Китайское музыкальное образование в заведениях XX в. Шанхай: Образование. 266 с. (На китайском языке: 马达, 在二十世纪中国学校音乐教育).

Официальный сайт Пекинской консерватории (北 京 音 乐 学 院) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ccom.edu.cn/ [07.02.2021].

Ямпольский И.М. 1951. Русское скрипичное искусство. Очерки и материалы. М.: Государственное музыкальное изд-во, 1951. 516 с.

Получена / Received: 16.02.2021

Принята / Accepted: 25.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.