Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ИТАЛЬЯНСКОГО ОБЩЕСТВА В ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ'

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ИТАЛЬЯНСКОГО ОБЩЕСТВА В ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
233
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТАЛИЯ / ИТАЛЬЯНСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПРЕМИЯ "СТРЕГА" / ЦЕННОСТНАЯ МАТРИЦА / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ИТАЛЬЯНСКОГО ОБЩЕСТВА / ITALY / ITALIAN LITERATURE / "STREGA" PRIZE / VALUE MATRIX / NATIONAL VALUES / ESSENCE OF ITALIAN VALUE SYSTEM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гринчук Наталья Леонидовна

В данной статье предпринимается попытка выявить особенности системы ценностей итальянского общества после окончания Второй мировой войны путем анализа художественного текста первых девяти произведений-лауреатов итальянской литературной премии «Стрега» (1947-1955). Гипотеза, выдвигаемая в данной статье, предполагает наличие в весьма разноплановых произведениях художественной литературы феномена возросшей важности осознанной аксиологической позиции субъекта, ощущаемой как ценность и предполагающей напряженную целенаправленную работу духа. Выявленным общим знаменателем у героев исследуемых романов и сборников повестей является как раз потребность в обретении обновленной системы ценностей, где от одних ориентиров пришлось категорически отказаться, другие - наполнить новым содержанием, а третьи - генерировать с нуля. На конкретных примерах рассматриваются ценности гражданского сознания, человеческой жизни и ее простых радостей, частного переживания, истины, любви, единства, а также собственной историко-культурной идентичности и неотъемлемых от нее эстетических ценностей, столь важных для итальянского мировосприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF THE VALUE SYSTEM IN ITALIAN SOCIETY IN THE FIRST POST-WORLD WAR II DECADE

The purpose of this article is to identify the essence of the Italian value system after the Second World War through the analysis of the texts of the fi rst nine “Strega” prize winners (1947-1955). The hypothesis of the article predicts in such diverse literary works the presence of the increased value of the conscious axiological position of the subject. The common denominator between the protagonists of the novels and stories in question, identifi ed during the research, is a desperate need for the acquisition of a renewed value system, which requires a prolonged period of time and a great degree of purposeful spiritual eff ort. Some values were destined to be bluntly rejected; others were to be bestowed with new social and cultural meaning; while yet others were generated from scratch. This article contains an overview of such important and relevant values as civic awareness, human life itself and its simple joys, the value of personal emotional experience; aspiration for truth; value of love, togetherness and mutual assistance; and, last but not least, the value of a proper national identity, inseparable from aesthetic values and the concept of “beauty”, which have always been reference points for the Italian way of perceiving the world.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ИТАЛЬЯНСКОГО ОБЩЕСТВА В ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 3

Н.Л. Гринчук

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ

ИТАЛЬЯНСКОГО ОБЩЕСТВА В ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1

В данной статье предпринимается попытка выявить особенности системы ценностей итальянского общества после окончания Второй мировой войны путем анализа художественного текста первых девяти произведений-лауреатов итальянской литературной премии «Стрега» (1947-1955). Гипотеза, выдвигаемая в данной статье, предполагает наличие в весьма разноплановых произведениях художественной литературы феномена возросшей важности осознанной аксиологической позиции субъекта, ощущаемой как ценность и предполагающей напряженную целенаправленную работу духа. Выявленным общим знаменателем у героев исследуемых романов и сборников повестей является как раз потребность в обретении обновленной системы ценностей, где от одних ориентиров пришлось категорически отказаться, другие — наполнить новым содержанием, а третьи — генерировать с нуля. На конкретных примерах рассматриваются ценности гражданского сознания, человеческой жизни и ее простых радостей, частного переживания, истины, любви, единства, а также собственной историко-культурной идентичности и неотъемлемых от нее эстетических ценностей, столь важных для итальянского мировосприятия.

Ключевые слова: Италия; итальянская художественная литература; премия «Стрега»; ценностная матрица; система ценностей итальянского общества.

Аксиология — молодая наука, однако корпус трудов, посвященных феномену ценности, поражает своим объемом. Ввиду сложности самого понятия ценности до сих пор не существует однозначного ответа на вопрос о том, относятся ли ценности к миру объекта или субъекта, принадлежат ли сфере идеального или порождаются субъектом в результате оценочного акта, мгновенны они или константны, может ли система ценностей подвергаться изменениям или видимое изменение обусловлено поочередной актуализацией разного набора ценностей [Каган, 1997: 18]. Помимо этого лишь считанное количество ученых занимались изучением специфики на-

Гринчук Наталья Леонидовна — аспирант 3-го года обучения факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова по направлению «Культурология» (e-mail: gorbacheva_msu@mail.ru).

циональных ценностей в рамках отдельно взятой культуры, в особенности на материале культурных премий — именно этим обусловлена актуальность данной статьи.

Цель статьи — выявление национальных ценностей на материале произведений итальянской художественной литературы первого десятилетия после окончания Второй мировой войны. Трагические события двадцатого века внесли раскол в систему ценностей итальянцев, и до этого не отличавшуюся монолитностью. Отсутствие консенсуса, по Т. Парсонсу, поставило под угрозу равновесие общества [Парсонс, 2000], а гетерогенность представлений о благе и зле фактически привела нацию в состояние гражданского конфликта. По определению Э. Дюркгейма, подобная ситуация представляет собой пример «аномии» — патологической дезориентированности человека, вызванной чрезмерным количеством конфликтующих норм [Таланова, 2014: 241-242]. Низвержение, создание, насильственное насаждение, реанимация ценностей [там же: 248] — все эти процессы отчетливо прослеживаются в истории и культуре Италии. Предмет исследования данной статьи — как раз проявления «застывшей психики» [Сорокин, 1992], частные случаи объективации жизни в текстах литературных произведений. Основная задача — обнаружение особенностей ценностной матрицы, характерной для итальянцев в обозначенный период, на материале национальной литературной премии «Стрега», учрежденной в 1947 г. по инициативе писательницы и переводчицы М. Беллончи. В задачи статьи входит, следовательно, проведение художественного анализа произведений-лауреатов и установление сферы аксиологической проблематики. Гипотезой, выдвигаемой в данной статье, становится положение о возросшей важности в художественной литературе сознательной аксиологической позиции субъекта, непрерывно находящегося в поиске собственных индивидуальных смыслов и осуществляющего критический анализ своего существования.

С 1947 по 1955 г. премии «Стрега» удостоились следующие романы и сборники рассказов и повестей: Э. Флайано «Время убивать» (1947), В. Кардарелли «Вилла Тарантола» (1948), Дж. Б. Анджолетти «Память» (1949), Ч. Павезе «Прекрасное лето» (1949), К. Альваро «Почти целая жизнь» (1951), А. Моравиа «Рассказы» (1952), М. Бон-темпелли «Верный любовник» (1953), М. Солдати «Письма с Капри» (1954) и Дж. Комиссо «Кошка перебегает дорогу» (1954). Столь разноплановые по жанровым, тематическим и художественным характеристикам произведения обнаруживают одно несомненное сходство: высокую актуальность ценностного поиска в условиях стремительно меняющегося мира.

Все большей ценностью наделяется гражданское сознание и повышение собственной политической грамотности в первую очередь во избежание повторения в будущем ошибок недавнего прошлого. Аполитичность близкого человека воспринимается враждебно, препятствует близости героев. В ряде произведений, однако, тема гражданской позиции уступает место на ценностной шкале воспеванию простых радостей жизни, которые эмоционально измотанное итальянское общество словно заново открывает для себя. В ценностной классификации советского философа В.П. Тугаринова именно человеческая жизнь является наиболее важной ценностью, ибо вместе с ней прекращается и возможность достижения благ, и стремление к каким бы то ни было идеалам [Тугаринов, 1968]. Подтверждение подобному постулату находим во всех исследуемых произведениях: в сознании героев невероятную ценность приобретает именно жизнь, которой так часто и грубо пренебрегали в предшествовавшее двадцатилетие. Оптимальной формой для краткой зарисовки сцен повседневности становится рассказ, позволяющий прорабатывать безграничное разнообразие ситуаций и характеров. Любое незначительное происшествие рассматривается как отправная точка для переосмысления основополагающих истин, приобретает большую ценность, нежели идея и идеология [Moravia, 1980: 162-163]. Любопытно отметить, что большинство анализируемых произведений является как раз сборниками рассказов и повестей.

Необходимость отрефлексировать тяжелейший опыт актуализирует ценность личного переживания. Внутренней детерминантой поведения героев становится потребность говорить правду—прежде всего о себе и о своей боли, а также постигнуть суть собственного пути: бесцельное ли это бродяжничество и скитальчество или же паломничество, шествие духа, исполненное сакральным смыслом1. В свете подобных процессов отмечается усиление тенденции к автобиографическому повествованию.

Ценностной модальностью окрашена и тенденция к эскапизму, уходу в мечты религиозного или мифологического содержания. В результате творческой переработки психикой героев особо травмирующих эпизодов создается особая иллюзорная реальность, сотканная из культурных мифов. В сознании одних героев присутствует миф о малой родине, с постоянным мысленным возвращением к ее спокойствию, лени и родной убогости2, у других это

1 Bontempelli M. Opere complete di M. Bontempelli. Milano: Mondadori, 1953.

2 Moravia A. I racconti // Opere complete di Alberto Moravia. Milano: Bompiani, 1954. P. 218.

миф об Америке, «рае на земле, в который суждено попасть лишь самым удачливым»3. Некоторые герои погружаются в миф произвольно, но увлекаются до такой степени, что миф, пронизывая сознание целиком и полностью, подрывает их психическое здоровье.

Важнейшее значение приобретает ценность личного выбора, занимающая позицию на пересечении идей о фатальности бытия и о безграничной свободе человека распоряжаться своей жизнью. Сложность данного вопроса коррелирует с неоднозначностью его интерпретации в католической традиции, где библейские герои в одних эпизодах следуют предначертанному, становясь, в терминологии М. Вебера, пешками в «войне богов» [Вебер, 1990: 733], в других же сознательно отдают предпочтение добру или злу. При этом более важным зачастую представляется сам акт принятия решения, противопоставляемый уклонению от выбора и бегству в самый ответственный момент.

Невероятно ценными становятся для героев дом, тепло семейного очага, место, где человеку спокойно и безопасно, где он чувствует себя любимым и может заботиться о других. В качестве важнейшей ценности позиционируется преодоление личного одиночества, выход навстречу другому, единство, модель «человек для человека» [Ве11опет, 1987: 11].

Порой, однако, подход к рассмотрению ценностной проблематики осуществляется от противного, посредством негативного снимка общества. Не вдаваясь в морализм, писатели молча показывают своих антигероев, носителей антиценностей (также «контрценностей», «ценностных фальсификаций», согласно терминологии Г. Гартмана [Матвеев, 2017: 71]): обманутых, нездоровых, пресытившихся, несчастных, переживающих потерю, стоящих на грани.

Еще одна безусловная ценность — любовь, поиск себя в различных ее видах и невозможность идентифицировать себя полностью ни с одним из них. С одной стороны, подобное положение приводит к отчаянию, с другой — к более целостному пониманию многогранного феномена любви, а также к признанию потребности испытывать страдание наряду с счастьем и спокойствием.

В условиях того времени, когда «определение «итальянская» уже давно не говорило в пользу книги, а «итальянец» — в пользу человека» [Ве11опе1, 1997: 42], новую волну актуальности набирает осмысление ценности собственной историко-культурной идентичности. Очевидно обращение к эстетическим ценностям: герои ориентируются на вневременные идеалы красоты из собственного

3 Soldati M. Le lettere da Capri. Milano: Aldo Garzanti Editore, 1958.

культурного прошлого, сопоставляют современную им реальность с возрожденческими полотнами, образами Себастьяно дель Пьомбо и Пьеро дела Франческа4 [Soldati, 1958].

Рассмотрение указанных литературных произведений позволило сделать следующие выводы касательно итальянской ценностной матрицы в период после окончания Второй мировой войны: в качестве одной из важнейших ценностей начинает выступать человеческая жизнь, наделяется ценностным значением любой факт человеческого бытия. На формальном уровне это проявляется в популярности рассказа, позволяющего максимально ярко раскрывать образы героев и хитросплетения их судеб. Ощущается в качестве важнейшей ценности правдивое повествование о своих личных переживаниях, благодаря чему наблюдается усиление тенденции к автобиографизму. По сравнению с предыдущими эпохами господства общественных ценностей над личными [Шевлякова, 2018] происходит очевидное смещение ценностного центра тяжести в сторону частной жизни. Особо ценны для итальянцев дом/семья, любовь, солидарность, гражданское сознание, личный выбор, эстетические ценности как ориентиры, помогающие выжить в условиях крушения прежних духовных основ, историко-культурная идентичность итальянцев, попытки заново сформулировать представление о самих себе как о нации и обрести духовное единство. В качестве антиценности (альтернативного переживания боли) можно выделить эскапизм и культурные мифы о малой родине и о Новом Свете.

В то время как дискуссия о природе ценностей в 1940-1950-е годы по-прежнему остается открытой, одной из наиболее остро ощущаемых потребностей итальянского общества того времени становится обретение новой ценностной парадигмы. Подобный вывод подтверждает гипотезу о возросшей важности сознательной аксиологической позиции субъекта, выраженной через героев вышеупомянутых произведений. Прослеживается категорический отказ от ряда прежних ценностей, частичное переосмысление других и приобретение совершенно новых третьих — непростой процесс нормализации культурно-общественной жизни, потребовавший от итальянского общества невероятных духовных усилий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Каган М.С. Философская теория ценности: Курс лекций. СПб., 1997.

2. Матвеев П.Е. Аксиология: Учебное пособие: В 2 ч. Ч. 1: История аксиологии. Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Владимир, 2017.

4 Soldati M. Le lettere da Capri. Milano: Aldo Garzanti Editore, 1958.

3. Парсонс Т. О структуре социального действия. 2-е изд. М., 2000.

4. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие для студентов высших учеб. заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; под ред. С.Б. Крымского. М., 2003. С. 486.

5. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов; пер. с англ. М., 1992.

6. Таланова К.С. Модель морального кризиса по Э. Дюркгейму // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2014. № 1.

7. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Ленинград, 1968.

8. Шевлякова Д.А. Аксиологическая динамика концепции "patria" в итальянской литературе XX в. От «родины» к «малой родине» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 4. C. 86-96.

9. Bellonci M. Io e il premio Strega. Milano: Mondadori, 1987.

10. Moravia A. L'uomo come fine. Milano: Bompiani, 1980.

Natalia L. Grinchuk

THE ESSENCE OF THE VALUE SYSTEM IN ITALIAN

SOCIETY IN THE FIRST POST-WORLD WAR II DECADE

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991

The purpose of this article is to identify the essence of the Italian value system after the Second World War through the analysis of the texts of the first nine "Strega" prize winners (1947-1955). The hypothesis of the article predicts in such diverse literary works the presence of the increased value of the conscious axiolog-ical position of the subject. The common denominator between the protagonists of the novels and stories in question, identified during the research, is a desperate need for the acquisition of a renewed value system, which requires a prolonged period of time and a great degree of purposeful spiritual effort. Some values were destined to be bluntly rejected; others were to be bestowed with new social and cultural meaning; while yet others were generated from scratch. This article contains an overview of such important and relevant values as civic awareness, human life itself and its simple joys, the value of personal emotional experience; aspiration for truth; value of love, togetherness and mutual assistance; and, last but not least, the value of a proper national identity, inseparable from aesthetic values and the concept of "beauty", which have always been reference points for the Italian way of perceiving the world.

Key words: Italy; Italian literature; "Strega" prize; value matrix; national values; essence of Italian value system.

About the author: Natalia L. Grinchuk — post-graduate student, Italian Language

Department, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow

State University (e-mail: gorbacheva_msu@mail.ru).

REFERENCES

1. Kagan M.S. 1997. Filosofskaya teoriya tsennosti. Kurs lektsii. [Philosophical value theory. Course of lectures]. Saint-Petersburg, TOO TK Petropolis. (In Russ.)

2. Matveev P.E. 2017. Aksiologiya: ucheb.posobie. [Axiology: study guide]. Vladimir, Izd-vo VlGU, vol. 2, ch. 1. (In Russ.)

3. Parsons T. 2000. O strukture sotsial'nogo deistviya [About the structure of social action]. Moscow, Akademicheskii Proekt. (In Russ.)

4. Skirbekk G., Gil'e N. 2003. Istoriyafilosofii: Ucheb. posobie dlyastud. vyssh. ucheb. zavedenii [History of Philosophy: study guide for university students]. Moscow, Gumanit. izd. tsentr VLADOS, p. 486. (In Russ.)

5. Sorokin P.A. 1992. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo [People. Civilization. Society]. Moscow, Politizdat. (In Russ.)

6. Talanova K.S. 2014. Model' moral'nogo krizisa po E. Dyurkgeimu [The model of moral crisis by E. Durkheim]. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology andpolitology, no. 1. (In Russ.)

7. Tugarinov V.P. 1968. Teoriya tsennostei v marksizme [The theory of values in marxism]. Leningrad, izd-vo Leningradskogo universiteta. (In Russ.)

8. Shevlyakova D.A. 2018. Aksiologicheskaya dinamika kontseptsii "patria" v ital'yanskoi literature XX v. Ot "rodiny" k "maloi rodine" [The axiological dynamics of the concept "patria" in the Italian literature of XX century. From "homeland" to "small homeland"]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 4, pp. 86-96. (In Russ.)

9. Bellonci M. 1987. Io e ilpremio Strega. Milano, Mondadori. (In Ital.)

10. Moravia A. 1980. L'uomo come fine. Milano, Bompiani. (In Ital.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.