Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ-СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ-СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ / ТЯЖЕЛОАТЛЕТ / ТРЕНИРОВОЧНАЯ НАГРУЗКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разницын Виталий Александрович, Юркин Дмитрий Викторович, Баженов Константин Олегович

Рассматривается теоретический и практический аспект системы подготовки курсантов-спортсме-нов различной квалификации, раскрываются принципиальные положения системы подготовки квалифицированных спортсменов и выявлении наиболее важных, узловых положений организации многолетнего тренировочного процесса, закономерностей роста спортивного мастерства. Определены средства и методы подготовки, а также объем и интенсивность нагрузки тяжелоатлетов на всех этапах многолетней тренировки - от новичка до мирового рекордсмена, что помогло выявить особенности становления спортивного мастерства тяжелоатлетов. Представленный материал показывает, что многолетняя подготовка тяжелоатлета имеет свои специфические закономерности. Авторы предполагают, что и в некоторых других видах спорта непрерывное увеличение объема тренировочных нагрузок на этапе высшего спортивного мастерства - не единственный путь к достижению рекордных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Разницын Виталий Александрович, Юркин Дмитрий Викторович, Баженов Константин Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE SYSTEM OF TRAINING CADETS-ATHLETES OF VARIOUS QUALIFICATIONS

The material presented in the article is a theoretical and practical aspect of the system of training cadets-athletes of various qualifications. The article reveals the fundamental provisions of the system of training qualified athletes and identifying the most important, nodal provisions of the organization of the long-term training process, the patterns of growth of sportsmanship. The means and methods of training were determined, as well as the volume and intensity of the load of weightlifters at all stages of long-term training - from a beginner to a world record holder, which helped to identify the features of the formation of the sportsmanship of weightlifters. The presented material shows that the long-term training of a weightlifter has its own specific patterns. The authors suggest that in some other sports, a continuous increase in the volume of training loads at the stage of higher sportsmanship is not the only way to achieve record results.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ-СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ»

Научная статья УДК 378.6:34

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-109-113 NIION: 2018-0077-2/23-330 MOSURED: 77/27-024-2023-02-529

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Особенности системы подготовки курсантов-спортсменов

различной квалификации

Виталий Александрович Разницын1, Дмитрий Викторович Юркин2, Константин Олегович Баженов3

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, vit76r@mail.ru

2 Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул, Россия, urkindv@buimvd.ru

3 Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия, natalie-barnaul77@bk.ru

Аннотация. Рассматривается теоретический и практический аспект системы подготовки курсантов-спортсменов различной квалификации, раскрываются принципиальные положения системы подготовки квалифицированных спортсменов и выявлении наиболее важных, узловых положений организации многолетнего тренировочного процесса, закономерностей роста спортивного мастерства. Определены средства и методы подготовки, а также объем и интенсивность нагрузки тяжелоатлетов на всех этапах многолетней тренировки - от новичка до мирового рекордсмена, что помогло выявить особенности становления спортивного мастерства тяжелоатлетов. Представленный материал показывает, что многолетняя подготовка тяжелоатлета имеет свои специфические закономерности. Авторы предполагают, что и в некоторых других видах спорта непрерывное увеличение объема тренировочных нагрузок на этапе высшего спортивного мастерства - не единственный путь к достижению рекордных результатов.

Ключевые слова: система, процесс подготовки, тяжелоатлет, тренировочная нагрузка

Для цитирования: Разницын В. А., Юркин Д. В., Баженов К. О. Особенности системы подготовки курсантов-спортсменов различной квалификации // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 2. С. 109-113. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-2-109-113.

Original article

Features of the system of training cadets-athletes of various

qualifications

Vitaly A. Raznitsyn1, Dmitry V. Yurkin2, Konstantin O. Bazhenov3

1 V.Ya. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, vit76r@mail.ru

2 Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Barnaul, Russia, urkindv@buimvd.ru ,

3 Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia, natalie-barnaul77@bk.ru

Abstract. The material presented in the article is a theoretical and practical aspect of the system of training cadets-athletes of various qualifications. The article reveals the fundamental provisions of the system of training qualified athletes and identifying the most important, nodal provisions of the organization of the long-term training process, the patterns of growth of sportsmanship. The means and methods of training were determined, as well as the volume and intensity of the load of weightlifters at all stages of long-term training - from a beginner to a world record holder, which helped to identify the features of the formation of the sportsmanship of weightlifters. The presented material shows that the long-term training of a weightlifter has its own specific patterns. The authors suggest that in some other sports, a continuous increase in the volume of training loads at the stage of higher sportsmanship is not the only way to achieve record results.

Keywords: system, training process, weightlifter, training load

For citation: Raznitsyn V. A.,Yurkin D. V., Bazhenov K. O. Features of the system of training cadets-athletes of various qualifications // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(2):109-113. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-2-109-113.

В настоящее время назрела необходимость в корен- системы подготовки квалифицированных спортсменов ном пересмотре многих принципиальных положений и выявлении наиболее важных, узловых положений ор-

© Разницын В. А., Юркин Д. В., Баженов К. О., 2023

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ганизации многолетнего тренировочного процесса, закономерностей роста спортивного мастерства [1].

В результате наших [2] и ряда других [3; 4] исследований последних лет выявлены средства и методы подготовки, а также объем и интенсивность нагрузки тяжелоатлетов на всех этапах многолетней тренировки - от новичка до мирового рекордсмена (мр), что помогло выявить особенности становления спортивного мастерства тяжелоатлетов.

Специально подготовительные упражнения были разделены на две группы. В первую вошли упражнения, в которых взаимосвязь среднего тренировочного веса с результатами в классическом рывке, толчке или сумме двоеборья составила величину от 0,381 до 0,478 (число наблюдений находилось в пределах от 75 до 93), т. е. те упражнения, от которых в большей степени зависел результат тяжелоатлета. Это рывковые и толчковые упражнения (упражнения, существенно сходные по форме с соревновательными упражнениями, классическим рывком и толчком), приседания со штангой на плечах и груди и тяги толчковые. 2-ю группу составили все остальные упражнения со штангой, взаимосвязь которых с результатами в рывке, толчке или сумме находилась в пределах от 0,229 до 0,253. Это тяги рывковые, жимы и наклоны стоя и лежа, разнообразные способы приседаний и т. д.

Эти упражнения развивают необходимые качества и навыки и создают базу специальной физической подготовленности тяжелоатлета. Средняя взаимосвязь с результатами в рывке, толчке и сумме (коэффициент корреляции 0,518-0,528) имела место только в рывке, толчке и в рывковых и толчковых упражнениях с весом штанги от 90 % и более. С учетом того, что в последнее время во многих видах спорта наиболее дискуссионным является вопрос о целесообразности дальнейшего

увеличения объема тренировочной нагрузки на этапе овладения высотами спортивного мастерства, мы дополнительно исследовали содержание тренировочной нагрузки 93 сильнейших тяжелоатлетов страны. С помощью ЭВМ исследовались 63 различных параметра тренировочной нагрузки (объем, интенсивность, используемые упражнения, объем работы высокой интенсивности и т. д.).

Изучалась их взаимосвязь с весовой категорией, возрастом, стажем тренировки, мастерством и результатами в рывке, толчке и сумме двоеборья. Мастерство атлетов и результаты выражались в условных единицах (усл. ед.) по оценочной таблице М. В. Стародубцева [5]. Исследование тренировочной нагрузки атлетов различных квалификаций показало, что наиболее стабильны по содержанию последние два месяца, предшествующие крупнейшим для атлета соревнованиям. Если в другие периоды нагрузка отражает индивидуальные особенности тренировки атлета, то в эти два месяца ярко проявляются общие закономерности тренировочной нагрузки. В это время она наиболее стабильна как по объему, так и по интенсивности (объем нагрузки за месяц подготовительного периода составляет в среднем 9 % от годовой). Так как месячная нагрузка составляет часть годовой, особенности динамики используемых упражнений даются на основе содержания тренировки за месяц подготовительного периода.

В многолетней подготовке тяжелоатлета общий объем тренировочной нагрузки увеличивается на пути от новичка до мастера в среднем с 10 000 до 20 000 подъемов штанги за год. В дальнейшем нагрузка снижается и составляет у мастеров международного класса (мсмк) в среднем 18 000 и у мировых рекордсменов (мр) 16 200 подъемов. Соответственно меняется и месячная нагрузка (рис. 1).

Рис. 1. Динамика результатов и тренировочной нагрузки в процессе подготовки тяжелоатлетов различной квалификации Условные обозначения: А - динамика результатов, Б - общий объем нагрузки за год или месяц подготовительного периода, В -нагрузка упражнений 1-й группы, Г - нагрузка упражнений 1-й группы вместе с соревновательными упражнениями, Д - нагрузка в соревновательных упражнениях. Заштрихована нагрузка упражнений 2-й группы.

Особенности динамики используемых упражнений, следующие:

Число подъемов штанги в рывке и толчке в тренировках возрастает по мере повышения квалификации и составляет у начинающих в среднем 300 подъемов за месяц, у перворазрядников и кандидатов в мастера -330, мастеров - 340, мсмк - 375 и у мр - 400 подъемов. Количество специально подготовительных упражнений 1-й группы с повышением квалификации (от новичка до мс) также непрерывно увеличивается, а затем у мсмк и мр несколько снижается. У начинающих их количество составляет в среднем за месяц 650 подъемов, у атлетов III и II разрядов - 738, у перворазрядников и кандидатов в мастера - 910, у мастеров - 1215, у мсмк - 1180 и у мр - 1080 подъемов.

Объем специально подготовительных упражнений 2-й группы возрастает на пути от новичка до мастера в среднем со 150 до 675 подъемов за месяц, а затем снижается у мсмк до 445, а у мр - до 320.

Абсолютная интенсивность (вес поднимаемой штанги) также растет непрерывно на всем пути от новичка до рекордсмена. Относительная интенсивность тренировки (тренировочный вес штанги, выраженный в % от предельного результата в соревновательных упражнениях в рывке, толчке и в 1-й группе упражнений постепенно увеличивается у спортсменов младших разрядов, в дальнейшем - у всех атлетов, начиная с перворазрядников, относительная интенсивность стабилизируется и составляет в соревновательных упражнениях в среднем 70 %.

С ростом квалификации увеличивается объем работы высокой интенсивности (с весом штанги от 70 % и выше) в рывке, рывковых упражнениях, толчке, толчковых упражнениях и с весом штанги от 1 00 % и более (относительно предельного результата в толчке) в тягах толчковых и приседаниях со штангой. Он достигает своего максимума у мастеров спорта, а затем - у мсмк и мр снижается (в рывке, толчке и рывково-толчковых упражнениях снижается количество подъемов с весом 70-79,9 %, а с весом 80-89,9 % и 90 и более - стабилизируется).

Относительная интенсивность 2-й группы упражнений повышается у перворазрядников, кандидатов и мастеров спорта и снижается у мсмк и мр.

Анализ многолетней тренировки тяжелоатлета позволяет выделить три этапа, на каждом из которых тренировка имеет свои существенные особенности.

I этап - начало специализации. Это тренировка начинающих и спортсменов младших (II и III) разрядов. При условии начала занятий в возрасте 15,5 лет (средний возраст начала занятий) продолжительность этапа составляет в среднем 2,5 года. Если занятия начинают раньше - срок этапа несколько увеличивается.

Главная задача начинающих состоит в изучении техники рывка и толчка, поэтому они используют узкий круг тяжелоатлетических упражнений - рывок, толчок, рывковые и толчковые упражнения, приседания со штангой и в небольшом количестве - жимы лежа и стоя (из-за головы широким хватом). Цель атлетов младших

разрядов - довести до совершенства свое техническое мастерство, поэтому они (как и начинающие) используют те же упражнения. Для того уровня специальной физической подготовленности, который необходим начинающим и спортсменам младших разрядов, указанных упражнений вполне достаточно. Включение же в их тренировку других упражнений с отягощениями не позволяет хорошо освоить технику рывка и толчка. В результате недостатки в технической подготовке могут превратиться в постоянный тормоз для дальнейшего роста результатов.

Таким образом, основная задача I этапа - формирование технического мастерства. На I этапе общая физическая подготовка используется как средство повышения функциональных возможностей организма и расширения необходимого круга двигательных навыков и умений.

II этап - углубленной специализированной базовой подготовки. Это тренировка атлетов I разряда, кандидатов и мастеров спорта. Его продолжительность в среднем 4 года. Если мастерство атлета выразить в условных единицах (усл. ед.), то этап начинается, когда результаты составляют примерно 250 усл. ед. Когда спортсмены в совершенстве овладеют техникой, наступает период для решения новых задач в их подготовке. Главная задача II этапа, характерного наибольшим объемом нагрузки, - расширение базы специальной физической подготовки и создание предпосылок для достижения высоких результатов. Атлеты дополнительно включают в свои тренировки упражнения специальной физической подготовки из 2-й группы, число которых у мастеров почти в четыре раза больше, чем на I этапе. Таким образом, на II этапе используется весь арсенал специально-подготовительных упражнений со штангой.

Тренировка по общей физической подготовке не носит целенаправленного характера, ибо не она уже обусловливает успех тяжелоатлета в спортивной специализации [7]. Средством повышения функциональных возможностей организма являются все используемые на данном этапе упражнения со штангой, ибо функционально организм должен подготовиться не вообще, а к определенной специфической работе со штангой.

III этап - этап овладения высотами спортивного мастерства и поддержания достигнутых результатов - начинается, когда результаты тяжелоатлета составят в среднем 380 усл. ед. Его продолжительность в среднем 6,5 лет. На этом этапе примерно через 1,5 года достигаются результаты мсмк, а затем - приблизительно через 3 года - и рекордные результаты, на уровне которых в дальнейшем в среднем в течение 2 лет и поддерживаются достижения.

К началу III этапа специальная физическая подготовленность атлетов достигает очень высокого уровня, и потому нет необходимости в использовании большого объема нагрузки в специально вспомогательных упражнениях 2-й группы. Их объем к концу этапа снижается примерно вдвое против II этапа. В предсоревнователь-ном месяце объем упражнений 2-й группы на этом эта-

СКИЕ НАУКИ 111

пе отрицательно коррелирует с достижениями в двоеборье.

На III этапе можно выделить следующие наиболее характерные особенности тренировки, сопутствующие достижению высоких, рекордных результатов:

1. Увеличение объема работы в соревновательных упражнениях.

2. Относительная стабилизация (в первые 1,5 года), а затем снижение объема упражнений из 1-й группы. Снижение числа подъемов штанги в рывке, толчке, в рывковых и толчковых упражнениях с весом 70-79,9 % и стабилизация нагрузки с весом 80-89,9 и от 90 %и более. Снижение количества подъемов в тяге толчковой и приседаниях со штангой весом от 1 00 % и более.

3. Значительное снижение объема упражнений 2-й группы. Снижение относительной интенсивности тренировки в них.

4. Снижение общего объема нагрузки.

Таким образом, на III этапе тренировка приобретает все более специализированный характер. Общая физическая подготовка в этот момент является средством активного отдыха.

Считается [6, 8], что атлеты достигают высокого спортивного мастерства, когда суммарный объем и интенсивность нагрузки достигают максимума. Согласно нашим данным, атлеты достигают рекордных результатов при снижении объема тренировочной нагрузки, когда используются в основном рывок, толчок и упражнения специальной физической подготовки 1-й группы - рывковые, толчковые упражнения, тяги толчковые и приседания со штангой, - от которых в первую очередь зависят результаты.

Представленный материал показывает, что многолетняя подготовка тяжелоатлета (в частности, его отдельные этапы) имеет свои специфические закономерности. Можно предположить, что и в некоторых других видах спорта непрерывное увеличение объема тренировочных нагрузок на этапе высшего спортивного мастерства - не единственный путь к достижению рекордных результатов.

Библиографический список

1. Колтыгина, Е. В. Мобильные приложения и их роль в спортивной подготовке / Е. В. Колтыгина [и др.] // В сб.: Физическая культура и спорт в системе высшего образования: инновации и перспективы развития. М., 2022. С. 262-267.

2. Желонкин, В. В. Воспитание самостоятельной физической подготовки в процессе учебно-тренировочных занятий / В. В. Желонкин, А. Г. Завгородний // Евразийский юридический журнал. 2022. № 7 (170). С.378-380.

3. Князева, Ю. А. Развитие выносливости у студентов в счистемеб образования / Ю. А. Князева, М. В. Ломоносов // В сб.: Актуальные вопросы физической культуры и спорта : Материалы XXIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти профессора Ю. Т. Ревя-кина. Томск, 2021. С. 81-84.

4. Пивоваров, В. Н. Обоснование направленности и средств профессионально-прикладной подготовки высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел / В. Н. Пивоваров, Н. В. Попова // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 2. С. 4.

5. Заречнева, И. А. Повышение эффективности физической подготовленности у подростков 14-15 лет, занимающихся пауэрлифтингом / И. А. Заречнева // В кн.: Молодежь - Барнаулу : Материалы XXI городской научно-практической конференции молодых ученых ; гл. ред. Ю. В. Анохин. 2020. С. 458.

6. Тиканов, А. О. Влияние различных режимов специальной физической подготовки на повышение антиортостатической устойчивости / А. О. Тиканов, Е. В. Мышкина // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 1. С. 1 9.

7. Красилов, О. В. Психологическая подготовка сотрудников в современных условиях / О. В. Красилов, С. В. Мананников // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2021. № 21-2. С. 231-232.

8. Сысоев, А. А. Средства и методы физического воспитания, направленные на развитие двигательных качеств (силы) курсантов / А. А. Сысоев,

B. А. Хромов // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2020. № 1.

C. 40-42.

Bibliographic list

1. Koltygina, E. V. Mobile applications and their role in sports training / E. V Koltygina [et al.] // In the collection: Physical culture and sport in the system of higher education: innovations and development prospects. M., 2022. Pp. 262-267.

2. Zhelonkin, V V. Education of independent physical training in the process educational and training sessions / V. V. Zhelonkin, A. G. Zavgorodny // Eurasian Legal Journal. 2022. No. 7 (170). Pp. 378-380.

3. Knyazeva, Yu. A. Development of endurance among students in the system6 of education / Yu. A. Knyazeva, M. V. Lomonosov // In the collection: Topical issues of physical culture and sports : Materials of the XXIII All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation dedicated to the memory of Professor Yu. T. Revyakin. Tomsk, 2021. Pp. 81-84.

4. Pivovarov, V. N. Substantiation of the orientation and means of professionally applied training of highly qualified specialists for internal affairs bodies / V. N. Pivovarov, N. V. Popova // Modern problems of science and education. 2022. No. 2. P. 4.

5. Zarechneva, I. A. Improving the effectiveness of physical fitness in adolescents 14-15 years old engaged in powerlifting / I. A. Zarechneva // In the book: Youth -Barnaul : Materials of the XXI city scientific and practical conference of young scientists ; chief editor Yu. V. Anokhin. 2020. P. 458.

6. Tikanov, A. O. The influence of various modes of special physical training on increasing anti-orthostatic re-

sistance / A. O. Tikanov, E. V Myshkina // Modern problems of science and education. 2022. No. 1. P. 19.

7. Krasilov, O. V Psychological training of employees in modern conditions / O. V. Krasilov, S. V. Manannikov // Actual problems of combating crimes and other offenses. 2021. No. 21-2. Pp. 231-232.

Информация об авторах

В. А. Разницын - доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук;

Д. В. Юркин - старший преподаватель кафедры физической подготовки Барнаульского юридического института МВД России;

К. О. Баженов - преподаватель кафедры гимнастики Алтайского государственного педагогического университета.

Information about the authors

V. A. Raznitsyn - Associate Professor of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific Complex of Special Training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Pedagogical Sciences;

D. V. Yurkin - Senior Lecturer of the Department of Physical Training of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia;

K. O. Bazhenov - Lecturer of the Department of Gymnastics of the Altai State Pedagogical University

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 02.02.2023; одобрена после рецензирования 15.05.2023; принята к публикации 25.05.2023.

The article was submitted 02.02.2023; approved after reviewing 15.05.2023; accepted for publication 25.05.2023.

Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / [О. В. Зиборов и др.] ; под ред. О. В. Зиборова, Б. Н. Комахина, Е. Н. Хазова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2022. 223 с.

ISBN 978-5-238-03589-5

Изложены теоретические положения, на основе которых осуществляется практическая деятельность при прохождении государственной службы в правоохранительных органах. Учтены многочисленные изменения и дополнения законодательства, а также положительный опыт и практика деятельности различных подразделений органов внутренних дел и войск национальной гвардии России.

Для студентов вузов, курсантов и слушателей, обучающихся в юридических учебных заведениях МВД России по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность».

8. Sysoev, A. A. Means and methods of physical education aimed at the development of motor qualities (strength) of cadets / A. A. Sysoev, V. A. Khromov // International Journal of Psychology and Pedagogy in official activity. 2020. No. 1. Pp. 40-42.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.