Научная статья на тему 'Пути оптимизации тренировочного процесса тяжелоатлетов первого года подготовки в вузе'

Пути оптимизации тренировочного процесса тяжелоатлетов первого года подготовки в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ТОЛЧКА ШТАНГИ И РАЗВИТИЕ МЫШЦ НОГ / ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ УПРАЖНЕНИЙ / OPTIMIZATION OF WEIGHT-LIFTERS TRAINING PROCESS / IMPROVEMENT OF THE TECHNIQUE OF WEIGHT JERK AND DEVELOPMENT OF LEG MUSCLES / RELATIVE VOLUME OF EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Равковский Константин Викторович

В статье изложен анализ экспериментального исследования, направленного на оптимизацию тренировочного процесса тяжелоатлетов первого года подготовки в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Равковский Константин Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS OF OPTIMIZATION OF WEIGHT-LIFTERS'' TRAINING PROCESS IN THEIR FIRST YEAR AT THE UNIVERSITY

The article describes the analysis of the experimental studies aimed at optimization of the weight-lifters training process in their first year at the university.

Текст научной работы на тему «Пути оптимизации тренировочного процесса тяжелоатлетов первого года подготовки в вузе»

Физическая культура: воспитание, образование, трениров- 5. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа

ка. 1996. №1. С. 11-17. физического воспитания. М., 2010.

Плотникова Ирина Ивановна, старший преподаватель, Иркутский государственный университет, г. Иркутск. Тел. 200846.

Галимов Геннадий Яковлевич, доктор педагогических наук, профессор, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ. Тел. 8(3012)216989.

Кудрявцев Михаил Дмитриевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой валеологии Торговоэкономического института, Сибирский федеральный университет. Тел. 8(9048)987547, 8(3912)652763. E-mail:

[email protected]

Михалева Елена Алексеевна, учитель физической культуры, МОУ СОШ №14. E-mail: [email protected]. Тел. 83912018791.

Бортникова Татьяна Моисеевна, учитель физической культуры МБОУ СОШ №13, г. Красноярск. Тел. 8(3912)64-9447.

Plotnikova Irina Ivanovna, senior lecturer, Irkutsk State University, Irkutsk. Ph.: 200846.

Galimov Gennady Yakovlevich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of theoretical foundation of physical education, faculty of physical culture, sport and tourism, Buryat State University, master of sport in skiing. Ph.: 216989.

Kudryavtsev Mikhail Dmitrievich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of valeology, Trade and Economic Institute, Siberian Federal University, Ph.: 8 904 898 7547. E-mail: [email protected].

Mikhaleva Elena Alekseevna, a teacher of physical culture, secondary school №14, Krasnoyarsk. Ph.: 83912018791. E-mail: [email protected].

Bortnikova Tatyana Moiseevna, a teacher of physical culture, secondary school №13, Krasnoyarsk. Ph.: 8 391264-94-47

УДК 796.88

© К.В. Равковский

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ ПЕРВОГО ГОДА ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

В статье изложен анализ экспериментального исследования, направленного на оптимизацию тренировочного процесса тяжелоатлетов первого года подготовки в вузе.

Ключевые слова: оптимизация тренировочного процесса тяжелоатлетов, совершенствование техники толчка штанги и развитие мышц ног, относительный объем упражнений.

K. V. Ravkovsky

THE WAYS OF OPTIMIZATION OF WEIGHT-LIFTERS' TRAINING PROCESS IN THEIR FIRST YEAR AT THE UNIVERSITY

The article describes the analysis of the experimental studies aimed at optimization of the weight-lifters training process in their first year at the university.

Keywords: optimization of weight-lifters training process, improvement of the technique of weight jerk and development of leg muscles, relative volume of exercises.

Тяжелая атлетика - олимпийский вид спорта, имеющий большой научно-педагогический опыт начальной подготовки спортсменов 12-17 лет. Методических разработок по первому году подготовки тяжелоатлетов в вузе очень мало. Несомненно, школьники и студенты находятся на разных ступенях физической и функциональной зрелости и обладают разными уровнями адаптации к тренировочным нагрузкам. В примерной программе спортивной подготовки по тяжелой атлетике для ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ, УОР (2005) рекомендовано принимать в группы начальной подготовки подростков и юношей 1217 лет, там же приводятся методические указа-

ния по обучению начинающих тяжелоатлетов за первые 3 месяца и содержание основной части занятий в первый год тренировок. В методических рекомендациях используется унифицированный подход: воспитанникам 12-17 лет предлагаются одинаковые тяжелоатлетические нагрузки. С этим нельзя согласиться. Для юных спортсменов разных возрастов тренировочные воздействия могут оказаться или завышенными (в 12 лет), или заниженными (в 17 лет), что не способствует оптимизации тренировочного процесса.

Мнения специалистов о сроках первоначального усвоения техники классических упражне-

ний со штангой расходятся. Первые соревнования начинающих тяжелоатлетов в двоеборье можно провести и через 2 месяца, и через 6 месяцев обучения [5, 6, 7, 8].

Данные о параметрах тяжелоатлетических нагрузок спортсменов первого года подготовки также довольно противоречивы.

Р.А. Роман, А.Н. Воробьев, А.Д. Ермаков, В.И. Фролов рекомендуют тяжелоатлетам первого года подготовки применять значительные тренировочные нагрузки, а Л.С. Дворкин, В.Ф. Скотников, В.Е. Смирнов, Я.Э. Якубенко - небольшие. Есть и другие рекомендации.

Методику начальной подготовки тяжелоатлетов 17-18 лет наиболее полно осветил Р.А. Роман. Однако и она требует доработки. По мнению автора, индивидуальные достижения в рывке и толчке штанги необходимо выявлять одновременно через 16 недель после начала тренировок. До соревнований предлагается назначать отягощения в упражнениях со штангой относительно условных максимальных возможностей спортсменов. На наш взгляд, процесс тренировки с приблизительным назначением параметров тяжелоатлетических нагрузок в толчке снаряда слишком затянут и нерационален.

Известно, что результаты в двоеборье со штангой значительно зависят от достижений в толчке снаряда. В свою очередь достижения в толчке штанги во многом зависят от развития силы мышц ног. Мы считаем, что, если в тренировочном процессе начинающие тяжелоатлеты будут иметь установку на развитие силы мышц ног и совершенствование техники толчка, то рост их результатов в двоеборье ускорится.

Р. А. Романом рекомендовано на первом этапе обучения дозировать нагрузки в приседаниях со штангой относительно условных максимальных результатов спортсменов в толчке.

Приседание со штангой является тестовым упражнением при зачислении студентов в спортивную группу тяжелой атлетики. Тренировочный процесс такой группы будет более рациональным, если с первых занятий физические нагрузки в приседаниях с отягощениями назначать в соответствии с реальными возможностями спортсменов в данном упражнении.

При оптимальных тренировочных нагрузках объем и интенсивность находятся в определенном соотношении. Р.А. Роман [5] рекомендовал тяжелоатлетам первого года подготовки выполнять в месячных циклах тренировок от 900 до 1250 подъемов штанги (ПШ). Однако о взаимозависимости изменений объема и интенсивности ничего не сказано.

Согласно рекомендациям Р.А. Романа, начинать годовой цикл тренировок необходимо с начала сентября [5]. Заметим, что такое построение педагогического процесса нельзя реализовать на практике, так как тренировке предшествует предварительный отбор студентов в состав групп начальной спортивной подготовки, комплектование которых длится до 1 октября.

На основании выявленных недостатков можно утверждать, что вопрос подготовки начинающих тяжелоатлетов в вузе еще мало изучен. Поэтому теоретическое и экспериментальное обоснование наиболее эффективной методики оптимизации тренировочного процесса тяжелоатлетов в вузе первого года подготовки вполне актуально.

В ходе анализа литературных источников и собственного опыта работы мы пришли к выводу, что процесс подготовки начинающих тяжелоатлетов в вузе можно оптимизировать следующим образом:

- дать начинающим тяжелоатлетам установку на совершенствование техники толчка штанги и развитие силы мышц ног, что позволит сократить срок первоначального овладения спортсменами техникой указанного соревновательного упражнения;

- организовать первые соревнования в толчке и рывке штанги соответственно через 8 и 12 недель обучения, сократив рекомендованное учеными время до первых испытаний начинающих тяжелоатлетов в названных упражнениях соответственно на 8 и 4 недели. Это позволит в более ранние сроки начать дозирование тренировочных нагрузок с учетом реальных возможностей юношей в упражнениях со штангой;

- во втором семестре назначать попеременно месячные тяжелоатлетические нагрузки с параметрами ПШ1 - 1100, УОИ1 - 63,2%, ООУ1 -29,9 у.е., ПШ2 - 840, УОИ2 - 72,0 %, ООУ2 - 30 у.е., где ПШ - число подъемов штанги, УОИ -усредненная относительная интенсивность или средний вес штанги, выраженный в процентах от индивидуальных достижений в упражнениях, ООУ - относительный объем упражнений, выраженный в условных единицах.

Количество подъемов штанги и усредненная относительная интенсивность в месячных циклах тренировок рассчитывались во взаимосвязи. При определении ООУ месячных нагрузок тяжелоатлетов Алтайского государственного технического университета использовалась формула:

ООУ = ПШ / (100 - Вуои), где ВУОИ - числовой показатель усредненной относительной интенсивности.

В результате назначения параметров месячных тяжелоатлетических нагрузок показатели ООУ оказались равны:

ООУ1 = 1100 / (100 - 63,2) = 1100 / 36,8 = 29,9 у. е.;

ООУ2 = 840 / (100 - 72,0) = 840 / 28 = 30 у. е.

Отсюда ООУ1 ~ ООУ2.

Для осуществления выдвинутых идей в 2008/09 уч. году в Алтайском государственном техническом университете им. И.И. Ползунова (АлтГТУ) был проведен эксперимент.

В сентябре 2008 г. был проведен отбор студентов 17-18 лет в экспериментальную и контрольную группы начинающих тяжелоатлетов АлтГТУ. В группы было зачислено по 15 студентов, собственный вес которых относился к одной тяжелоатлетической весовой категории 77 кг, а рост не превышал 175 см. Кроме этого для зачисления в группы спортсмены должны были выполнить прыжок в длину с места > 215 см, приседание со штангой на плечах - > 103 кг.

Программа СФП контрольной группы

Контрольная группа тренировалась по программе Р. А. Романа [5].

Атлеты использовали в тренировках только рывковые, толчковые упражнения, приседания со штангой и жимы лежа. Соотношение упражнений в месячной тренировке как в подготовительном, так и в соревновательном периоде составляло: рывковые - 20 %, подъемы штанги на грудь - 13, подъемы штанги от груди - 12, приседания со штангой на плечах и груди - 30, другие приседания со штангой - 18 % и жим лежа -7 % от общего объема.

Распределение октябрьской нагрузки (1150 подъемов) по неделям было следующим: 1-я неделя - 262 подъема, 2-я - 324, 3-я - 288, 4-я -276 подъемов.

Распределение нагрузки в ноябре (1250 подъемов): 1-я неделя - 288, 2-я - 276, 3-я - 364, 4-я -322 подъема.

Распределение нагрузки в декабре (1200 подъемов): 1-я неделя - 263, 2-я - 276, 3-я - 339, 4-я - 322 подъема.

При дозировании нагрузок Р. А. Роман не учитывал параметр УОИ.

В январе в связи с сессией контрольная и экспериментальная группы занимались один раз в неделю (в субботу) по единому тренировочному плану.

Объем нагрузки февраля был следующим: 1-я неделя - 250 подъемов, 2-я - 300, 3-я - 250, 4-я -200 подъемов. В конце февраля спортсмены участвовали в соревнованиях.

В марте и мае объем нагрузки (900 ПШ) распределялся следующим образом: 1-я неделя -240, 2-я - 300, 3-я - 210, 4-я - 150 подъемов.

Распределение объема нагрузки (1100 ПШ) в апреле: 1-я неделя - 275, 2-я - 310, 3-я - 250, 4-я

- 265 подъемов.

В конце мая спортсмены участвовали в соревнованиях.

Программа СФП экспериментальной группы

Первоначальное обучение технике тяжелоатлетических упражнений длилось два месяца (октябрь, ноябрь).

С начала года была дана установка освоить в первую очередь основы техники толчка штанги и развивать мышцы ног. Двигательная установка имеет исключительное значение в совершенствовании двигательной деятельности спортсмена и является важнейшим компонентом технического мастерства [3].

Процесс формирования установки детерминирован предшествующей деятельностью и опытом спортсмена, т.е. происходит не спонтанно, а на основании конкретных приемов обучения и тренировки. Для начинающего тяжелоатлета освоение техники сразу двух соревновательных (классических) упражнений является трудновыполнимой задачей. На наш взгляд, установка на разучивание основ техники упражнения - толчка и развития силы мышц ног - не слишком обременит психику неопытного спортсмена. Концентрация внимания на решении одной двигательной задачи будет способствовать более быстрому становлению техничности и увеличению результатов в толчке штанги. Эти прогрессивные изменения в свою очередь окажут положительное влияние на становление техники и прирост показателей в другом классическом движении тяжелоатлетического двоеборья. Заметим, что изучению техники рывка также отводилось много времени, но все-таки меньше, чем изучению техники толчка.

Установка на развитие мышц ног будет способствовать росту результатов в приседаниях со штангой. Нагрузки в приседаниях со штангой уже в октябре и ноябре дозировались с учетом реальных возможностей спортсменов в данном упражнении. В период первоначального обучения для отсчета весовых нагрузок в соревновательных упражнениях было принято считать, что условным максимальным отягощением в толчке является вес снаряда, составляющий 72 % от индивидуального достижения в приседании со штангой, а условным максимальным отягощением в рывке - 72 % от обозначенного предела в толчке. С декабря относительные тре-

нировочные отягощения в толчковых упражнениях определялись с учетом реальных возможностей спортсменов. Относительные тренировочные отягощения в рывковых упражнениях до конца декабря определялись так же, как и в предыдущие месяцы. Начиная с января, отсчет параметра В % в рывковых упражнениях производился от максимальных достижений спортсменов в рывке штанги. В месячных циклах тренировок октября и ноября определяли только общее число подъемов штанги. Объем нагрузки октября (ПШ - 1150) распределили по неделям следующим образом: 1-я - 262, 2-я - 324, 3-я -288, 4-я - 276 подъемов. Распределение объема нагрузки в ноябре (ПШ - 960): 1-я неделя - 288, 2-я - 276, 3-я - 199, 4-я - 197 подъемов.

Параметры тяжелоатлетических нагрузок декабря:

ПШ - 840; УОИ - 72,0 %; ПШ > 90 % в соревновательных упражнениях - 25.

1-я неделя: ПШ - 251, УОИ - 70,9 %; 2-я неделя: ПШ - 242, УОИ - 71,8 %; 3-я неделя: ПШ

- 208, УОИ - 73,8 %; 4-я неделя ПШ - 139, УОИ

- 71,5 %.

Распределение ПШ по упражнениям: толчковые - 297 (35,4 %); рывковые - 187 (22,3 %); приседания - 226 (26,9 %); жим - 70 (8,3 %); тяга рывка - 30 (3,55 %); тяга толчка - 30 (3,55 %).

Распределение ПШ по зонам интенсивности: до 60 % - 213; 70 % - 310; 80 % - 256; > 90 % -61.

В январе в связи с сессией студентов тренировки проводились один раз в неделю - в субботу.

Параметры тяжелоатлетических нагрузок января: ПШ - 151, УОИ - 70,2 %.

Параметры тяжелоатлетических нагрузок февраля и апреля:

ПШ - 1100, УОИ - 63,2 %; ПШ > 90 % - 10.

1-я неделя: ПШ - 280, УОИ - 62,6 %; 2-я неделя: ПШ - 250, УОИ - 63,8 %; 3-я неделя: ПШ

- 281, УОИ - 66,2 %; 4-я неделя ПШ - 289, УОИ

- 60,4 %.

Распределение ПШ по упражнениям: толчковые - 356 (32,3 %); рывковые - 300 (27,3 %); приседания - 332 (30,2 %); жим - 112 (10,2 %).

Распределение ПШ по зонам интенсивности: 50 % - 146; 60 % - 532; 70 % - 302; 80 % - 110; 90% - 10.

В марте и мае атлеты выполняли такие же нагрузки, как в декабре. Для соблюдения принципа вариативности порядок занятий в месячных циклах тренировок изменялся.

Результаты экспериментального исследования представлены в таблицах 1-4.

Таблица 1

Результаты тестирования тяжелоатлетов в рывке штанги

Упражне- ние Группа Стат. показате- ли Декабрь Март Приросты за 3 мес. Май Приросты за 5 мес.

Рывок штанги (кг) ЭГ п - 15 М 66,133 75,466 9,333 82,2 16,066

± с 1,454 1,892 0,471 2,135 0,771

± т 0,388 0,505 0,125 0,570 0,206

У% 2,198 2,50 5,046 2,597 4,798

КГ п - 15 М 61,4 67,0 5,60 72,6 11,2

± с 1,496 1,897 0,489 2,332 0,979

± т 0,40 0,507 0,130 0,623 0,261

У,% 2,436 2,831 8,732 3,212 8,741

t 8,486 11,82 20,54 11,35 14,6

Р < 0,01 < 0,01 < 0,01 < 0,01 < 0,01

Таблица 2

Результаты тестирования тяжелоатлетов в толчке штанги

Упражне- ние Группа Стат. показа- тели Ноябрь*, декабрь** Март Приросты Май Приросты: ЭГ ХІ-У КГ ХІІ-У

Толчок штанги (кг) ЭГ п - 15 М 84,333* 102,266 17,933 112,0 27,666

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

± о 2,211 2,264 0,249 2,449 0,471

± т 0,590 0,605 0,066 0,654 0,125

У,% 2,621 2,213 1,388 2,186 1,702

КГ п - 15 М 82,466** 91,666 9,2 99,0 16,533

± о 0,276 3,091 0,979 3,265 1,309

± т 0,608 0,826 0,261 0,872 0,350

У,% 2,759 3,372 10,641 3,298 7,917

t 2,20 10,35 32,32 11,91 29,92

Р < 0,05 < 0,01 < 0,01 < 0,01 < 0,01

*Тестирование экспериментальной группы проводилось в ноябре. **Тестирование контрольной группы проводилось в декабре.

Таблица 3

Результаты соревнований тяжелоатлетов в двоеборье

Испытание Группа Стат. показатели Март Май Приросты

Двоеборье: ЭГ М 177,733 194,2 16,466

рывок и тол- п - 15 ± о 4,040 4,446 0,498

чок штанги (кг) ± т 1,079 1,188 0,133

У,% 2,273 2,288 3,024

КГ М 158,666 171,6 12,933

п - 15 ± о 4,853 5,474 0,853

± т 1,279 1,463 0,228

У,% 3,058 3,190 6,595

t 11,29 11,99 13,36

Р < 0,01 < 0,01 < 0,01

Таблица 4

Результаты тестирования тяжелоатлетов в приседании со штангой на плечах

Тест Группа Стат. показате- ли Октябрь Декабрь Приросты за сем. Май Приросты за год

Приседание со штангой на плечах (кг) ЭГ п - 15 М 103,8 133,333 29,533 147,0 43,2

± о 0,979 2,357 1,961 1,414 1,166

± т 0,261 0,629 0,524 0,337 0,311

У,% 0,943 1,767 6,642 0,961 2,699

КГ п - 15 М 104,066 117,66 13,6 130,0 25,933

± о 0,997 2,494 1,496 4,082 3,315

± т 0,266 0,666 0,4 1,091 0,886

У,% 0,958 2,120 6,610 3,140 12,786

t 0,713 17,08 24,16 14,72 18,37

Р > 0,05 < 0,01 < 0,01 < 0,01 < 0,01

При математической обработке полученных М - среднее арифметическое; о - стандарт-

в ходе исследований данных вычислялись сле- ное отклонение; дующие статистические характеристики:

т - ошибка средней арифметической; V - коэффициент вариации.

Сравнительный анализ средних значений показателей определялся по ^критерию Стьюден-та.

По данным таблиц можно определить, что средние результаты тренировок двух групп тяжелоатлетов в упражнениях со штангой достоверно имеют различия (р < 0,01).

У контрольной группы средний результат в двоеборье немного превышает норматив III спортивного разряда (171,6 кг > 160 кг). У экспериментальной группы средний результат в двоеборье превышает норматив II спортивного разряда (194,2 кг > 185 кг).

Контрольная группа тренировалась по методике, разработанной Р.А. Романом [5]. По данным ученого, применение такой методики тренировки позволяет достичь за год результата в тяжелоатлетическом двоеборье 180 кг. В контрольной группе средний показатель суммы двух упражнений со штангой оказался ниже 180 кг, потому что рассматриваемая методика подготовки спортсменов применялась меньше проектных 10 месяцев. Особенности учебного процесса в университете не позволяют начинающим тяжелоатлетам проводить тренировки в течение указанного срока.

Заключение. Эксперимент показал, что методика подготовки тяжелоатлетов экспериментальной группы Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова

является эффективнее предложенной Р.А. Романом, что подтверждает теоретическую достоверность и практическую значимость наших идей по оптимизации тренировочного процесса тяжелоатлетов в вузе первого года подготовки.

Литература

1. Аксенов М.О., Гаськов А.В. Принципы спортивной тренировки: учебное пособие. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2009. 80 с.

2. Галимов Г.Я., Струганов С.М. Совершенствование организационно-методического подхода к подготовке высококвалифицированных спортсменов // Вестник Бурятского госуниверситета. 2012. Вып. 13: Физическая культура и спорт. С. 57-60.

3. Дворкин Л.С. Тяжелая атлетика: учебник. М.: Советский спорт, 2005. 600 с.

4. Дьячков В.М., Вишневский Э.А., Журавлев Н.В. Совершенствование технического мастерства спортсменов / под общ. ред. В.М. Дьячкова. М.: Физкультура и спорт, 1972. 232 с.

5. Роман Р.А. Тренировка тяжелоатлета. 2-е изд., пе-рераб., доп. М.: Физкультура и спорт, 1986. 175 с.

6. Скотников В.Ф., Смирнов В.С., Якубенко Я.Э. Тяжелая атлетика: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ, УОР. М.: Советский спорт, 2005. 108 с.

7. Тяжелая атлетика: Программа для детско-

юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. М.: Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, 1977. 62 с.

8. Тяжелая атлетика: учебник для ин-тов физ. культ / А.Н. Воробьев [и др.]; под общ. ред. А.Н. Воробьева. 4-е изд., перераб. и дополн. М.: Физкультура и спорт, 1988. 238 с.

Равковский Константин Викторович, старший преподаватель отделения физической культуры и спорта, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. Е-mail: [email protected]

Ravkovsky Konstantin Viktorovich, senior lecturer, department of physical culture and sport, I.I Polzunov Altay State University. Е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.