Научная статья на тему 'Методика интенсивной соревновательной подготовки квалифицированных тяжелоатлетов'

Методика интенсивной соревновательной подготовки квалифицированных тяжелоатлетов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
345
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Осколков В. А., Мишустин В. Н., Сулейманов Н. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика интенсивной соревновательной подготовки квалифицированных тяжелоатлетов»

наблюдается большой разброс результатов. Так, 2-й взвод 1-й батареи получил оценку «хорошо», но при этом целых шесть взводов были оценены неудовлетворительно. Уровень развития выносливости оценивается неудовлетворительно. При этом все проверенные подразделения получили оценку «неудовлетворительно».

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что в средних школах (которые в настоящее время заканчивают далеко не все призывники) занятия по физической культуре проводятся с низкой эффективностью. Специальных же занятий по физической подготовке на призывных пунктах не предусмотрено. В результате на день призыва в армию уровень тренированности юношей оказывается еще ниже, чем был во время обучения в школе.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать заключение: во-первых, интегральный уровень физического состояния молодого пополнения ОУЦ оценивается неудовлетворительно; во-вторых, в ОУЦ призывается большое количество военнослужащих с недобором веса; в-третьих, по показателям функционального состояния организма только 33,9% молодого пополнения ОУЦ соответствует требованиям военной службы в полном объеме; в-четвертых, исходный уровень общей физической подготовленности молодого пополнения ОУЦ оценивается неудовлетворительно.

Полученные результаты, на наш взгляд, необходимо учитывать при планировании и организации физической подготовки молодого пополнения окружных центров для обеспечения физической готовности военнослужащих к выполнению требований боевой подготовки.

МЕТОДИКА ИНТЕНСИВНОЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ

В.А. Осколков, В.Н. Мишустин, Н.Л. Сулейманов

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития тяжелоатлетического спорта в условиях высокой конкуренции и большого количества отборочных соревнований у квалифицированного тяжелоатлета возникает острая необходимость в сохранении спортивной формы в период до двух месяцев. При использовании классической модели организации тренировочного процесса время нахождения тяжелоатлетов на высоком уровне спортивной формы может достигать двух недель (А.С. Медведев, 1996; П.А. Полетаев, 1998, 1999). Увеличение этого периода зависит от основных факторов, определяющих соревновательную результативность, это, прежде всего, повышение интенсивности и специфичности тренировочного процесса. Однако в случае классической организации тренировок это сделать невозможно по ряду причин (Нарушение техники, перенапряжение организма, травмы и т.п.) (А.Н. Воробьев, 1977; Ю.В. Верхошанский, 1985; Р.А. Роман, 1985; А.С. Медведев, 1996 и др.). Поэтому нами была предпринята попытка разработать методику, которая бы позволила продлить нахождение спортсмена в спортивной форме на более продолжительный период.

МЕТОДИКА

Предложенный нами вариант соревновательной подготовки состоит из восьми недельных микроциклов и предполагает участие спортсмена в трех основных соревнованиях. Усредненная относительная интенсивность (УОИ) составила в среднем 76,5% (это на 4% выше, чем при классической модели соревновательной подготовки). В то же время, общий объем нагрузки был уменьшен с 2800 до 1800 ПШ (подъемов штанги) (различия существенны и статистически достоверны; р<0,05; t=2,23). Парциальный объем классических упражнений был увеличен с 50% до 63% за счет снижения доли вспомогательных. Основной тренирующий эффект основан на существенном повыше-

нии объема тренировочной нагрузки в зонах относительной интенсивности (ЗОИ) 80% и 90% весов (с 19% до 29% и с 3% до 10% по зонам, соответственно) в классических упражнениях, что безусловно существенно повышает интенсивность и специфичность тренировочного процесса (табл. 1).

Таблица 1

Организация тренировочного процесса________________________

Микроциклы Итого

1|2|3|4|5|6|7|8 общий

Объем

Общий (кпш) 300 230 270 200 250 190 240 120 1800

Рывковые 90 68 85 65 80 60 75 40 563

Толчковые 90 68 85 65 80 60 75 40 563

Тяги 52 44 42 30 36 30 40 20 294

Приседания 68 50 58 40 54 40 50 20 380

Интенсивность

Средняя (%) 78 78 78 77 78 77 77 69 77

Рывковых 80 78 80 76 81 77 82 70 78

Толчковые 80 78 80 76 81 77 82 70 78

Тяги 76 77 76 78 75 77 72 68 75

Приседания 76 77 76 78 75 77 72 68 75

Модель временной динамики объема тренировочной нагрузки по микроциклам была классической (рис. 1).

| I Эксп I I классич. А эксп. - -X- ■ классич.

85

80

75

70

65

60

недели

Рис. 1. Модель временной динамики объема тренировочной нагрузки

В то время, как динамика УОИ отличалась существенно, она изменялась синхронно с объемом тренировочной нагрузки (с увеличением объема субмаксимальных весов увеличивалась и УОИ).

Увеличение интенсивности тренировочной нагрузки (КПШ в 90% зоне относительной интенсивности) было достигнуто путем сокращения интервала отдыха между подходами. Поскольку однократный подъем штанги 90% веса в основном обеспечивается мощностью энергетического компонента мышц, а количество подъемов - его ёмкостью (J. Hartman, H. Tunnemann, 1985), то основная трудность заключалась в определении оптимального времени готовности тяжелоатлета к последующему эффективному выполнению подъема штанги.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В ходе предварительного эксперимента, проведенного с участием квалифицированных штангистов, было установлено, что сокращение интервала отдыха между подходами до 50±5 секунд не влияет на тренировочную надежность и технику выполнения классических упражнений в 4-6 подходах (в зависимости от индивидуальных особенностей тяжелоатлетов) (Н.Л. Сулейманов, В.Н. Мишустин, 2007). Дальнейшее выполнение упражнения, как и в обычной тренировке, сопровождалось ухудшением техники вследствие наступающего утомления и последующим снижением мощности выполняемой работы. Чтобы продолжить тренировку с прежней интенсивностью, необходим был отдых между упражнениями (сериями одного упражнения). Было установлено, что повторное выполнение классического упражнения с субмаксимальной мощностью (в зоне 90% весов) стало возможно спустя 10-14 минут. Также отмечено, что последующая серия выполнения подъемов штанги относительно предыдущей выполнялась тяжелоатлетом более эффективно (р<0,05). Это позволило увеличить суммарное количество подъемов штанги до 20 (при обычной методике - 4-6), которые реализуются в 3-4-х сериях одного упражнения в зоне 80% и 90% весов рывка и толчка.

Методика выполнения упражнения заключалась в следующем: спортсмен делал 5 подходов к штанге 80% веса (или 3 подхода к 90% весу), затем активно отдыхал 1015 минут (до объективного восстановления по ЧСС) и после небольшой доразминки снова выполнял серию из 5 или 3-х подходов. Таким образом удалось повысить специфичность тренировочного процесса квалифицированных тяжелоатлетов.

Для проверки эффективности разработанной методики был проведен основной педагогический эксперимент, в котором приняли участие 12 квалифицированных тяжелоатлетов (мастера спорта). Спортсмены были разделены на две равнозначные группы (контрольную и экспериментальную) по шесть человек. На первом этапе (в течение двух месяцев) спортсмены обеих групп готовились к соревнованиям по традиционной методике. В результате выступлений на чемпионате области 83% спортсменов контрольной группы увеличили свой результат (средний прирост в сумме двоеборья составил 5,0 кг). В экспериментальной группе увеличить результат удалось 67% тяжелоатлетов (средний прирост результата составил 3,8 кг). Различия не существенны и статистически не достоверны (Р>0,05).

На втором этапе, при подготовке к чемпионату Южного федерального округа спортсмены экспериментальной группы продолжили подготовку уже по интенсивной методике, а контрольной - по традиционной. Как показали итоги выступлений спортсменов на соревнованиях, только 33% участников контрольной группы получили прибавку к результату первого этапа в сумме двоеборья (в среднем прибавка составила 1,7 кг.). В экспериментальной группе результаты в сумме двоеборья существенно выше (67% спортсменов повысили свои личные результаты и прирост составил 8,3 кг). Различия статистически достоверны (р<0,05).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные результаты убедительно доказали, что разработанная методика, основанная на повторном и серийном выполнении классических упражнений, позволяет существенно продлить период нахождения тяжелоатлета в спортивной форме с выходом на её пик в установленные сроки соревнований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.

2. Воробьев, А.Н. Тяжелоатлетический спорт : очерки по физиологии и спортивной тренировке / А.Н. Воробьев. - М. : Физкультура и спорт, 1977. - 253 с.

3. Медведев, А. С. Проблема дальнейшего совершенствования методики тренировки тяжелоатлетов на современном этапе // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 12. - С. 32 - 35.

4. Полетаев, П.А. Традиционные критерии и параметры тренировочной нагрузки (методологический анализ) // Олимп. - 1998. - № 1. - С. 19-23.

5. Полетаев, П. А. Нетрадиционные критерии и параметры тренировочной нагрузки (методологический анализ) // Олимп. - 1999. - № 1. - С. 20-24.

6. Роман, Р.А. Сравнительный анализ месячной нагрузки в подготовительном и соревновательном периодах / Р.А. Роман, Е.Е. Рысин // Тяжелая атлетика. - 1985. -

С. 33 -35.

7. Сулейманов, Н.Л. Тренировка тяжелоатлета со строго лимитированными интервалами отдыха между подходами и перерывами между упражнениями / Н.Л. Сулейманов, В.Н. Мишустин // Современное профессиональное образование в сфере физ. культуры и спорта : актуальные проблемы и пути совершенствования : сб. тр. Всероссийской научно-практич. конф. - Волгоград : Изд-во ВГАФК, 2007. - С. 142-145.

8. Hartman, J. Moderives Krafttraining / J. Hartman, H. Tunneman. - Berlin : Sport-verlag, 1985. - 352 s.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВОГО МЕТОДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ

РЕЧИ

Е.Е. Романова, Е.В. Диулина

В дошкольном физическом воспитании существуют различные методы проведения занятий физическими упражнениями, которые позволяют педагогу варьировать их использование. Труднее всего выявить наиболее эффективный способ организации занятий по физической культуре с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Отсутствие научно-обоснованных рекомендаций по реабилитации и коррекционных методов физического воспитания с учетом недуга, пола, возраста детей с нарушениями речи сдерживает процесс их эффективной социальной адаптации (Дворкин Л.С., Усенко А.И., Фролова И. Д., 2002). Поэтому на современном этапе представляются большие возможности для составления и организации занятий по физической культуре с учетом требований программ специализированных дошкольных учреждений.

При выборе методов необходимо учитывать, что в дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра. Поэтому необходимо организовывать физкультурно-оздоровительные занятия, чтобы они воспринимались детьми как часть игры. В данном случае применение кругового метода организации занятий предполагает использование заранее продуманных организационно-методических приемов.

Использование кругового метода организации занятий позволяет повысить эффективность педагогического процесса, индивидуализировать подход к детям дошкольного возраста и применять средства физического воспитания, согласно их диагнозам.

Этому способствуют, прежде всего, сюжетные комплексы круговой тренировки, в которых каждое «упражнение» на станции имеет образное название, либо применяются приемы имитации, а также упражнения с предметами. В интервалы отдыха нами рекомендуется включать упражнения на расслабление, дыхание или сочетать упражнения на мелкую моторику с речевым сопровождением.

При работе с дошкольниками важно применять индивидуальный подход. Индивидуальный подход - это важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ребенка (Никольская С.В., 2002). Реализация индивидуального подхода к детям в процессе круговой тренировки и распределение детей по подгруппам происходит на основании результатов анализа данных о состоянии здоро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.