и в процессе включённости в другие социальные институты, опыта самообразования и достигнутого образовательного уровня в целом.
ВЫВОДЫ
1. Предложенная концепция инновационной методики проведения учебных занятий может служить теоретической базой для адаптации структуры и содержания учебного процесса по специальным дисциплинам вузов физической культуры к требованиям инновационного методического подхода.
2. Инновационная методика проведения учебных занятий по спортивной борьбе как специальной дисциплине вуза физической культуры представляет собой современное, отвечающее требованиям балльно-рейтинговой системы оценки, сочетание метода комплексного тестирования, комплексных теоретических занятий и самостоятельной работы студентов под контролем педагога, которое позволяет эффективно осваивать предусмотренный учебной программой материал.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурдье, П. Поле науки // http://ihtik.lib/ru/philosbook 22dec2006/philosbook 22dec2006 1143.rar.
2. Великая хартия университетов (Magna Charta Universitatum) (г. Болонья) // 2005-01-27 Великая хартия университетов // http://www.bologna.spbu.ru/documents.php/ mcu.doc.
3. Левицкий, А. Г. Теория и методика избранного спорта (спортивная борьба). Основы спортивной борьбы как сферы профессиональной деятельности : инновационная учебная авторская программа / А. Г. Левицкий, Ю. П. Замятин, Д. А. Михайлова ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб. : [б. и.], 2006. - 110 с.
4. Огородникова, И. А. Идея университета - проект воплощения идеальной образовательной формы / И. А. Огородникова, А. Г. Геринг // Вестник Омского университета. - Омск, 1997. - Вып. 4. - С. 77-80.
5. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс // http://ihtik.lib/ru/philosbook 22dec2006/ philos-book 22dec2006 6437.rar.
6. Ортега-и-Гассет, Х. Миссия университета // http://ihtik.lib/ru/philosbook 22dec 2006/philos-book 22dec2006 4812.rar.
7. Утишева, Е. В. Физкультурное образование : социально-педагогические и социологические проблемы / Е. В. Утишева ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб. : [б. и.], 1997. - 138 с.
8. Bologna Declaration (1999) - Joint declaration of the European Ministers of Education // http://www.armenic.am/index.php?page=bolognadeclaration1999.
ИССЛЕДОВАНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ МОЛОДОГО ПОПОЛНЕНИЯ ОКРУЖНОГО
УЧЕБНОГО ЦЕНТРА
В.И. Левченко, А.А. Данилин
Исходный уровень физического состояния молодого пополнения существенно влияет на эффективность процесса физической подготовки военнослужащих.
В целях изучения исходного уровня физического состояния военнослужащих молодого пополнения окружного учебного центра (ОУЦ) нами был проведен поисковый эксперимент. В этих исследованиях принял участие 451 военнослужащий из числа молодого пополнения осеннего призыва 2005 г.
Физическое состояние военнослужащих характеризуется показателями физического развития, функционального состояния организма и физической подготовленности. Основными показателями физического развития являются: рост, вес, окружность груди, жизненная емкость легких, развитие костно-мышечной системы, пропорциональность тела и его частей.
Результаты изучения исходного уровня физического развития военнослужащих представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели исходного уровня физического развития военнослужащих молодого
пополнения окружного учебного центра
№ п/п Изучаемый показатель Единица измерения Исходные показатели
1 Рост см 176,3±0,84
2 Вес кг 72,65±1.74
3 Окружность шеи см 36,05±0,3
4 Окружность груди см 88,8±0,9
5 Окружность плеча см 27,0±0,4
6 Окружность бедра см 48,85±0,7
7 Окружность голени см 35,2 ±0,5
8 ЖЕЛ см 3446±80,2
9 Динамометрия: - левая кг 42,4±1,0
10 - правая кг 44,25±1,2
11 Индекс Кетле кг/см 399,02±8,98
12 Сила мышц туловища кг 133,5±3,2
Кроме этого, в процессе проведенного исследования нами определялись лица, имеющие недостаток веса. Согласно медицинскому освидетельствованию, военнослужащие, прибывшие в в/ч 45935, имели показатели «недостаточность питания» - 16 человек (3% от общего числа прибывших); «пониженное питание» - 112 человек (21%).
Функциональное состояние организма военнослужащих характеризуется степенью функциональной полноценности внутренних органов и систем, в том числе их устойчивостью к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности, а также наличием или отсутствием каких-либо заболеваний.
С целью определения исходного уровня функционального состояния организма военнослужащих нами были использованы Гарвардский степ-тест, проба Штанге, проба Генче, а также проводилось измерение систолического и диастолического артериального давления, ЧСС. Полученные данные приведены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели исходного уровня функционального состояния военнослужащих
молодого пополнения ОУЦ
№ п/п Исследуемые показатели Единица измерения Исходные показатели
1 Гарвардский степ-тест баллы 91,55±1,80
2 Проба Штанге с 63,9±1,46
3 Проба Генче с 35,0±1,2
4 Систолическое АД мм рт. ст. 122,95±1,69
5 Диастолическое АД мм рт. ст. 71,85±1,46
6 Частота сердечных сокращений уд./мин 71,6±1,4
Как видно из результатов, представленных в таблице 2, показатели функционального состояния молодого пополнения являются невысокими. Этот факт совпадает с материалами исследований некоторых авторов (Н.М. Жаринов, 1993; О.С. Калядин, 2006 и др.).
В ходе медицинского освидетельствования было выявлено 339 (62,4%) военнослужащих, годных к военной службе с незначительными ограничениями, вызванными различного рода заболеваниями. Следует отметить, что 20 (3,7%) человек, прибывших в в/часть, были немедленно направлены в окружной госпиталь на обследование с
дальнейшим освидетельствованием военно-врачебной комиссией. В результате проведенного освидетельствования все 20 военнослужащих были комиссованы из рядов ВС РФ.
Из 543 обследованных военнослужащих молодого пополнения в/ч 45935 осеннего призыва 2005 г. только 184 (33,9%) по состоянию здоровья и уровню функционального состояния организма были признаны годными к воинской службе.
Физическая подготовленность военнослужащих характеризуется уровнем развития физических качеств и степенью сформированности двигательных навыков. Показатели исходного уровня физической подготовленности молодых солдат (прослуживших 4 месяца) представлены на рис. 1 и в таблице 3.
5 4 3
2
1
0
□ подтягивание на перекладине □ бег 100 м. □ бег 3000 м.
Рис. 1. Показатели физической подготовленности курсантов 12 взводов ОУЦ по 5-балльной шкале через 4 месяца обучения
Таблица 3
Показатели исходного уровня физической подготовленности нового пополнения
ОУЦ в зимнем периоде обучения 2006 года
Подразделения Кол-во курс. Подтягивание Бег на 100 м Бег на 3 км
батареи учебные взводы X оценка X оценка X оценка
1-я 1-й 36 8,06 «уд.» 15,7 «уд.» 16,12 «неуд.»
2-й 37 6,61 «неуд.» 15,37 «хор.» 15,52 «неуд.»
3-й 35 7,5 «уд.» 17,1 «неуд.» 14,58 «неуд.»
4-й 32 10,32 «хор.» 16,51 «неуд.» 14,36 «неуд.»
2-я 1-й 27 7,9 «уд.» 15,45 «уд.» 16,51 «неуд.»
2-й 28 8,5 «уд.» 14,98 «хор.» 14,42 «неуд.»
3-я 2-й 40 8,07 «уд.» 17,0 «неуд.» 17,57 «неуд.»
3-й 40 8,25 «уд.» 15,53 «уд.» 15,53 «неуд.»
4-й 40 6,9 «неуд.» 18,45 «неуд.» 17,48 «неуд.»
4-я 1-й 31 6,27 «неуд.» 18,82 «неуд.» 19,8 «неуд.»
2-й 30 8,9 «уд.» 19,12 «неуд.» 16,52 «неуд.»
3-й 37 8,29 «уд.» 18,63 «неуд.» 19,55 «неуд.»
4-й 38 8,83 «уд.» 15,64 «уд.» 18,46 «неуд.»
Итого 451 8,56 «уд.» 16,63 «неуд.» 17,42 «неуд.»
Как видно из данных, представленных в таблице 3, исходный уровень физической подготовленности молодого пополнения, зачисленного в ОУЦ курсантами, оценивается в основном «неудовлетворительно». Несколько выше оценивается только «сила», но и данный показатель очень низок (многие курсанты получили неудовлетворительные оценки). В показателях развития такого качества, как «быстрота», также
□ 2,83 □ 2,67
□ 2
наблюдается большой разброс результатов. Так, 2-й взвод 1-й батареи получил оценку «хорошо», но при этом целых шесть взводов были оценены неудовлетворительно. Уровень развития выносливости оценивается неудовлетворительно. При этом все проверенные подразделения получили оценку «неудовлетворительно».
Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что в средних школах (которые в настоящее время заканчивают далеко не все призывники) занятия по физической культуре проводятся с низкой эффективностью. Специальных же занятий по физической подготовке на призывных пунктах не предусмотрено. В результате на день призыва в армию уровень тренированности юношей оказывается еще ниже, чем был во время обучения в школе.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать заключение: во-первых, интегральный уровень физического состояния молодого пополнения ОУЦ оценивается неудовлетворительно; во-вторых, в ОУЦ призывается большое количество военнослужащих с недобором веса; в-третьих, по показателям функционального состояния организма только 33,9% молодого пополнения ОУЦ соответствует требованиям военной службы в полном объеме; в-четвертых, исходный уровень общей физической подготовленности молодого пополнения ОУЦ оценивается неудовлетворительно.
Полученные результаты, на наш взгляд, необходимо учитывать при планировании и организации физической подготовки молодого пополнения окружных центров для обеспечения физической готовности военнослужащих к выполнению требований боевой подготовки.
МЕТОДИКА ИНТЕНСИВНОЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ
В.А. Осколков, В.Н. Мишустин, Н.Л. Сулейманов
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития тяжелоатлетического спорта в условиях высокой конкуренции и большого количества отборочных соревнований у квалифицированного тяжелоатлета возникает острая необходимость в сохранении спортивной формы в период до двух месяцев. При использовании классической модели организации тренировочного процесса время нахождения тяжелоатлетов на высоком уровне спортивной формы может достигать двух недель (А.С. Медведев, 1996; П.А. Полетаев, 1998, 1999). Увеличение этого периода зависит от основных факторов, определяющих соревновательную результативность, это, прежде всего, повышение интенсивности и специфичности тренировочного процесса. Однако в случае классической организации тренировок это сделать невозможно по ряду причин (Нарушение техники, перенапряжение организма, травмы и т.п.) (А.Н. Воробьев, 1977; Ю.В. Верхошанский, 1985; Р.А. Роман, 1985; А.С. Медведев, 1996 и др.). Поэтому нами была предпринята попытка разработать методику, которая бы позволила продлить нахождение спортсмена в спортивной форме на более продолжительный период.
МЕТОДИКА
Предложенный нами вариант соревновательной подготовки состоит из восьми недельных микроциклов и предполагает участие спортсмена в трех основных соревнованиях. Усредненная относительная интенсивность (УОИ) составила в среднем 76,5% (это на 4% выше, чем при классической модели соревновательной подготовки). В то же время, общий объем нагрузки был уменьшен с 2800 до 1800 ПШ (подъемов штанги) (различия существенны и статистически достоверны; р<0,05; 1=2,23). Парциальный объем классических упражнений был увеличен с 50% до 63% за счет снижения доли вспомогательных. Основной тренирующий эффект основан на существенном повыше-