Научная статья на тему 'Особенности системы обеспечения лекарством населения Узбекистана в условиях мирового финансово-экономического кризиса'

Особенности системы обеспечения лекарством населения Узбекистана в условиях мирового финансово-экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
170
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Низом Суюнов, Гузал Икрамова

На сегодняшний день влияние всемирного экономического кризиса ощущается каждым государством, в том числе и Узбекистаном. И вполне закономерно, что глобальный финансовый кризис и его последствия уже сказываются на развитии и эффективности нашей экономики. Сегодня фармацевтический рынок Узбекистана совместно со странами СНГ занимает не более 1,5% мирового рынка [9]. Узбекский рынок не успел окончательно сформироваться, поэтому в условиях мирового финансового кризиса его отличает в основном неконкурентоспособная отечественная фармпромышленность, страдающая отсутствием оборотных средств, несовершенной законодательной базой, слабой системой страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности системы обеспечения лекарством населения Узбекистана в условиях мирового финансово-экономического кризиса»

2010 февраль РШШ1ШМ

Низом СУЮНОВ, докторант кафедры организации фармацевтического дела,

Гузал ИКРАМОВА, ассистент кафедры организации фармацевтического дела, Ташкентский фармацевтический институт

Особенности системы обеспечения лекарством

НАСЕЛЕНИЯ УЗБЕКИСТАНА В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

На сегодняшний день влияние всемирного экономического кризиса ощущается каждым государством, в том числе и Узбекистаном. И вполне закономерно, что глобальный финансовый кризис и его последствия уже сказываются на развитии и эффективности нашей экономики. Сегодня фармацевтический рынок Узбекистана совместно со странами СНГ занимает не более 1,5% мирового рынка [9]. Узбекский рынок не успел окончательно сформироваться, поэтому в условиях мирового финансового кризиса его отличает в основном неконкурентоспособная отечественная фармпромышленность, страдающая отсутствием оборотных средств, несовершенной законодательной базой, слабой системой страхования.

Кризисная ситуация продемонстрировала необходимость направленных усилий правительства Узбекистана на создание условий для развития отечественного производства медикаментов. Сегодня сфера здравоохранения представляет собой развивающийся рынок медицинских услуг, в т.ч. в фармотрасли. Мировой фармрынок, с одной стороны, теряет темпы роста, но с другой — растет опережающими темпами по сравнению с экономикой в целом. Снижение спроса населения и начинающаяся политика преференций, а в перспективе — уменьшение объемов государственных закупок ухудшают ситуацию в сфере производства, снижают заинтересованность инвесторов. В связи с этим, одной из ключевых задач Антикризисной программы, принятой по инициативе Президента Республики Узбекистан, является поддержка отечественных производителей путем создания законодательной базы, адекватной системы ценообразования, квотированного перечня лекарств по льготному обеспечению, эффективной сис-

темы развития отечественного производителя [3].

В создавшихся условиях с целью поддержания социально малообеспеченного населения и улучшения системы обеспечения фармацевтического рынка необходимо разработать соответствующие меры. Как отмечено в ст. 3 Закона Республики Узбекистан «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности» от 25.04.1997 (с изменениями и дополнениями от 15.04.1999): «Государство гарантирует доступность основных видов лекарственных средств и их качество. Запрещаются все формы обращения с лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, не разрешенными к медицинскому приме-нению»1. Вышеуказанным законом установлено, что перечень ЛС, изделий медицинского назначения, разрешенных к применению в медицинской практике, определяется Министерством здравоохранения Республики Узбекистан. Принят Указ от 28.11.2008 №УП-4058 «О программе мер по поддержке предприятий реального сектора экономики, обеспечению их стабильной работы и увели-

чению экспортного потенциала», обеспечивающий устойчивые темпы экономического роста и макроэкономической сбалансированности базовых отраслей реального сектора экономики. Решающими факторами преодоления негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса в сфере реального сектора экономики республики было укрепление законодательной базы, что позволило активизировать процесы модернизации, технического и технологического перевооружения, повысить конкурентоспособность продукции отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках, расширить объемы реализации и освоения предприятиями-экспортерами новых видов товаров и перспективных рынков сбыта продукции и др. [4]. Постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан от 20.05.2005 №131 Государственная акционерная ассоциация «Дори-дармон» была преобразована в Акционерную компанию «Дори-дармон». В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 22.12.2003 №УП-3366 «О совершенствовании системы органов хозяйственного управления» и в целях дальнейшего совершенствования управления в системе закупок и реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, улучшения лекарственного обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений республики Кабинетом министров были опре-

1 Закон Республики Узбекистан «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности от 25.04.1997 (с изменениями и дополнениями от 15.04.1999)» Узбекистон Республикасида фармацевтика фаолияти. I китоб. - Т., 2001, с. 13-20.

РШШииМ 2010 февраль

Фармрынки СНГ

ФАРМОТРАСЛЬ БЕЛАРУСИ ПРОДОЛЖАЕТ ВНЕДРЯТЬ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА GMP

Одно из крупнейших фармацевтических предприятий Беларуси РУП «Белмедпрепараты» сертифицировало по стандартам GMP участок №1 по производству готовых ЛС в таблетках и капсулах. «Белмедпрепараты» является единственным в стране производителем кровезаменителей, инсулинов, препаратов для лечения онкозаболеваний, туберкулеза и др. Недавно завод отметил свое 80-летие. Как сообщили на предприятии, сертификационный аудит проведен в декабре 2009 г. комиссией Минздрава Беларуси, выдан соответствующий сертификат — это второй подобный документ, полученный заводом (первый касался выпуска инъекционных лекарств во флаконах и ампулах методом шприцевого наполнения). На предприятии отметили, что внедрить нормы GMP позволило техническое перевооружение таблеточного производства, которое завершилось в ноябре 2008 г. Было закуплено технологическое и вспомогательное оборудование ведущих производителей Италии и Кореи. Общие инвестиционные затраты по проекту, который включен в перечень важнейших инвестиционных проектов в Беларуси, составили более 12 млрд. бел.руб. Он реализован с привлечением льготного банковского кредита. В начале 2009 г. предприятие вышло на планируемую производственную мощность цеха. «За счет внедрения международных стандартов качества таблеточная и капсульная продукция предприятия будет в полной мере соответствовать зарубежным аналогам и станет конкурентоспособной с ними по ценовому фактору», — отметили на заводе. На фармпредприятиях, входящих в состав концерна «Белбио-фарм», уже сертифицировано 12 производственных участков (на Борисовском, Гродненском заводах медпрепаратов, РУП «Белмедпрепараты», РУП «Экзон», УП «Минскин-теркапс»). На рассмотрении в Минздраве РБ находится заявка Несвижского завода медпрепаратов на сертификацию производства ин-фузионных растворов в полимерной таре с использованием технологии ВоШраск. Получит сертификат и мазевое отделение галеново-го цеха Борисовского завода мед-препаратов.

делены основные задачи и направления деятельности Акционерной компании «Дори-дармон». В их числе обеспечение населения качественными ЛС и изделиями медназначения путем проведения маркетинговых исследований и формирования заказа на основные жизненно важные ЛС и изделия медицинского назначения, обеспечение потребностей государственного резерва в ЛС и изде-

финансирование здравоохранения, совершенствования медицинского обслуживания граждан, находящихся на стационарном лечении, Постановлением Кабинета министров РУ от 02.12.1997 №532 «О совершенствовании системы финансирования лечебно-профилактических учреждений» обязало АК «Дори-дармон» обеспечить бесплатный отпуск медикаментов больным, подверженным

таблица 1| Перечень заболеваний и лиц, при амбулаторном

лечении которых бесплатно выдаются медикаменты

1. Онкологические болезни

2. Туберкулез

3. Лепра

4. Эндокринологические заболевания

5. Психические заболевания

6. ВИЧ-инфицированные (СПИД) (Пункт в редакции Постановления КМ РУз от 05.09.2000 №344)

7. После операции по протезированию клапана сердца и пересадки органов

8. Одинокие пенсионеры, нуждающиеся в постороннем уходе

9. Участники трудового фронта в годы войны 1941—1945 гг.

10. Участники и инвалиды войны 1941—1945 гг., а также приравненные к ним лица

11. Инвалиды из числа лиц, принимавших участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС

12. Воины-интернационалисты

13. Лица пенсионного возраста, проходившие военную службу на ядерных полигонах и других радиационно-ядерных объектах. (Пункт введен в соответствии с Постановлением КМ РУз от 31.05.2002 №188)

лиях медназначения, координацию деятельности аптечных учреждений, входящих в состав АК «Дори-дармон», создание единой республиканской системы информации об имеющихся ресурсах фармпродукции и т.д. [5]. Постановлением Президента РУ от 19.11.2007 №ПП-731 «О Программе модернизации, технического и технологического перевооружения предприятий фармацевтической отрасли на период до 2011 г.» определены приоритетные направления развития отечественного производства лекарств и изделий медицинского назначения на основе изучения потребности в них населения, лечебно-профилактических и аптечных учреждений республики [6]. В целях укрепления материально-технической базы лечебных учреждений, более рационального использования бюджетных средств, направляемых на

заболеваниям согласно приложению №4 к Постановлению при их амбулаторном лечении.

На сегодняшний день [7], даже в условиях всемирного кризиса, все аптечные учреждения вне зависимости от форм собственности работают на основании этого постановления и выдают ЛС на льготной основе лицам, страдающим вышеперечисленными заболеваниями. Анализ регистрации ЛС и медизделий Госреестра ЛС и медицинских изделий показал наличие тенденции прогрессивного роста показателей регистрации (табл. 2).

В Узбекистане обеспечение населения безопасными, эффективными, качественными ЛС и медицинской техникой является основной задачей Министерства здравоохранения. Проблема эффективного и безопасного использования ЛС имеет большое значение для

2010 февраль РШШ1ШМ

ТАБЛИЦА 2

| Анализ динамики Госреестра ЛС и медицинских изделий

№ Реестр Годы Прирост в 2009 г. относительно 2000 г., %

2000 2001 2002 2003 2004 2005 200б 2007 2008 2009

№4 №5 №б №7 №8 №9 №10 №11 №12 №13

1. Государственный Реестр лекарственных средств зарубежных стран 2049 1982 1802 1728 1898 2080 2192 2268 2521 2781 135,7

2. Государственный Реестр лекарственных средств стран СНГ 449 643 763 1092 1446 1649 1830 1847 1853 1910 425

3. Государственный Реестр отечественных лекарственных средств 317 346 376 488 587 638 679 675 741 766 241,6

4. Государственный Реестр субстанций лекарственных средств 62 61 66 61 58 48 46 37 45 60 96,7

5. Государственный Реестр изделий для in vitro диагностики, диагностических средств in vivo 168 133 124 111 166 207 219 281 302 334 198,8

6. Государственный Реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники 257 291 307 385 629 886 953 1114 1284 1393 542

7 Итого 3302 3456 3438 3865 4784 5488 5919 6222 6746 7244 219,3

врачей, лечебно-профилактических учреждений, фармацевтов, специалистов и населения, работников государственных и коммерческих структур. Объективной и современной информацией о ЛС служит Государственный Реестр ЛС и медицинских изделий, который в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности» издается ежегодно. Госреестр включает полный перечень ЛС, медизделий, диагностических средств, лекарственных веществ зарубежных и отечественных производителей, зарегистрированных Главным управлением по контролю качества ЛС и медицинской техники Министерства здравоохранения Республики Узбекистан [9].

Согласно данным таблицы 2 импорт лекарственных препаратов по Госреестру ЛС зарубежных стран вырос на 135,7%, стран СНГ - на 425%%, по Госреестру отечественных ЛС — на 241,6%, по Госреестру субстанций ЛС — на 96,7%, по Госреестру изделий для in vitro диагностики, диагностических средств in vivo — на 198,7%, по Госреестру изделий

медицинского назначения и медицинской техники — 542%. Количественные показатели регистрации лекарственных препаратов интенсивно возрастают, что выступает одним из факторов улучшения экономики страны. Согласно рисунку 1 в Узбекистане количество зарубежных фармацевтических фирм и отечественных производителей выросло в 2009 г. относительно 2000 г. на 661,8%. В целом по республике в результате реализации инвестиционной программы введены в эксплуатацию в химической и нефтехимической промышленности — 13, а в фармацевтической отрасли — 8 объектов

[3].

Увеличивается объем производства лекарственных препаратов отечественными предприятиями [10]. Сравнения фармакологических групп, международных наименований, форм и доз и цен лекарственных препаратов, произведенных отечественными и зарубежными фарм-производителями, свидетельствуют об отклонениях между ними в 2—3 раза [11]. На основе результатов исследования выявлено, что отечественные ле-

карственные препараты доступнее, чем зарубежные, при этом не отстают по эффективности от зарубежных аналогов. Поэтому на выделенные государством валютные средства необходимо приобретать только те брэндовые и оригинальные лекарственные препараты, которые не производятся отечественными предприятиями. Как, например, препарат в виде аэрозоля, очень эффективный при лечении бронхиальной астмы, ХОБЛ и аллергического ринита, но не выпускающийся отечественными фармацевтическими производителями.

Сегодня мировой финансово-экономический кризис и вышеприведенные факторы заметно сказались на обеспечении лекарственными препаратами и медицинскими изделиями населения в первую очередь потому, что импортируемые ЛС и медизделия приобретаются на иностранную валюту. Цены на экспортируемую Республикой Узбекистан продукцию в последнее время снизились, а это, в свою очередь, создало проблемы при оплате импорта лекарственных препаратов и медицинских изделий. Поэтому,

РШШииМ 2010 февраль

Фармрынки СНГ

ПРЕМЬЕР КАЗАХСТАНА ОЗНАКОМИЛСЯ С РАБОТОЙ ФАРМХОЛДИНГА «ФИТОХИМИЯ»

Премьер-министр Казахстана Карим Масимов посетил научно-производственный холдинг «Фитохимия». Глава Правительства РК ознакомился с работой инновационного фармкомплекса, основанного по поручению Президента Казахстана. Ему продемонстрирован весь цикл производства препаратов, включая контроль качества готовой продукции, а также Республиканский банк биологически активных веществ и стандартных образцов ЛС.

«На сегодняшний день комплекс включает в себя 14 научно-исследовательских подразделений. Его производственные участки оснащены современным фармацевтическим оборудованием мировых производителей, которое позволяет выпускать в год до 2 млн. ампул, 150 млн. таблеток и капсул, 2 млн. мягких лекарственных форм, 43 оригинальных конкурентоспособных фитопрепарата», — проинформировал Карима Масимова председатель правления АО «Международный научно-производственный холдинг «Фитохимия» Сергазы Аде-кенов.

ВЕНГРЫ ИНВЕСТИРУЮТ В ФАРМПРОИЗВОДСТВО УЗБЕКИСТАНА

Венгерская фармкомпания Огст-invest откроет производство в Ташкенте, инвестируя в него в ближайшие 3 года 100 млн. долл. На предприятии планируется наладить выпуск вакцин и сывороток. В будущем там собираются делать и биологически активные добавки, причем из местных лекарственных трав. Ожидается, что это производство позволит частично отказаться от импорта лекарств. До 70% производимой продукции будет экспортироваться. На 5 лет с начала производства президент освободил инвестора от всех налогов и таможенных пошлин.

рисунок 1| Анализ динамики зарегистрированных в Госреестре ЛС

и медизделий отечественных и зарубежных фирм-производителей

* 1500 — о

и «и :г <и I 1200 <и о ^ со I у/2 " ■ }

^ ^ о & & 900 x * 3 -о - ./

1 = £ 1 боо ^р <и то !т § £ £ 1 300 Л ^ ё/ - р ^ ^ ж ° с^ с^ с^ с^ ж ° т т т т ж о а ж

* 0 ||||||||||

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

как отмечено в Антикризисной программе, поддержка отечественных предприятий в этих условиях является одной из приоритетных задач государства. И в качестве такой поддержки государству необходимо предпринять конкретные шаги: во-первых, содействовать фармотрас-ли в полноценном информировании потребителей о произведенных отечественными предприятиями ЛС и медицинских изделиях.

Во-вторых, поддержать посредническую деятельность между акционерной компанией «Дори-дармон» и оптовыми фармфирмами при продаже лекарственных препаратов и медицинских изделий отечественного производства. В-третьих, организовать приобретение лечебно-профилактическими заведениями и населением ЛС и медицинских изделий именно отечественного производства, вместо дорогостоящих зарубежных ЛС.

В-пятых, стимулировать производство отечественными фармпредприятиями лекарственных препаратов — дженери-ков, заменяющих импорт дорогостоящих зарубежных ЛС. Реализация данных шагов позволит стабилизировать фармацевтический рынок, приведет в соответствие спрос и предложение на ЛС и медицинские изделия, поможет отечественным фармпредприяти-ям и фирмам, в том числе АК «Дори-дар-мон», выйти из трудной ситуации, обусловленной воздействием мирового финансово-экономического кризиса.

ф ВЫВОДЫ

1. В сегодняшних условиях мирового финансово-экономического кризиса необходимо усилить и расширить использование лекарственных препаратов и медицинских изделий отечественного производства.

2. С целью постоянного обновления Реестра ЛС и медицинских изделий Главного управления контроля качества ЛС и медтехники Министерства здравоохранения РУ, из числа ввозимых из-за рубежа лекарств следует отбирать наиболее высокоэффективные и научно обосновывать их использование.

3. Для улучшения обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений ЛС и изделиями медицинского назначения с учетом ограниченности финансовых средств, выделяемых государственным бюджетом, необходимо эффективно использовать существующие средства, что, в свою очередь, сделает доступными ЛС.

4. Следует принять меры по производству отечественными предприятиями лекарственных препаратов и медицинских изделий, соответствующих зарубежным аналогам.

5. Необходимо совершенствовать качественные показатели лекарственных препаратов и медицинских изделий отечественного производства.

Список литературы вы можете запросить в редакции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.