42 2м0за1 РШЩЦЦМ
МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. ПРАКТИКА
Алексей КОЛЬЧУГИН, руководитель отдела маркетинга компании «Эскейп»
Фармрынки СНГ в процессе автоматизации:
УКРАИНА,БЕЛАРУСЬ, КАЗАХСТАН,
АРМЕНИЯ, АЗЕРБАЙДЖАН, УЗБЕКИСТАН
Современная практика ведения фармацевтического бизнеса с очевидностью доказывает, что условия постоянно возрастающей конкуренции, увеличение количества коммерческих предприятий и интенсивный процесс формирования сетевых структур в этой сфере требует от всех участников профильного рынка внедрения инновационных методов работы, в частности систем автоматизации. Использование специализированных ГГ-технологий — не только действенный инструмент повышения рентабельности фармкомпаний, но и показатель развития отраслевого рынка конкретного региона или страны.
Ключевые слова: инновационные методы, стандарты GMP, автоматизированные программы, автоматизация аптек, модернизация, фармацевтический контроль
• УКРАИНА
По уровню формирования фармацевтической отрасли Украина в настоящее время занимает второе место после России среди стран СНГ. В последнее десятилетие темпы роста объема профильного рынка республики составляли 20-40% в год. За этот период здесь значительно увеличилось число оптовых и розничных организаций, многие из которых перешли на международные стандарты GMP, начался процесс автоматизации аптечного бизнеса. Положительную динамику фармрынка Украины во многом определяет серьезное внимание со стороны государства, что находит отражение в Концепции развития фармацевтической отрасли на 2010-2015 гг.
Одной из первых автоматизированных программ, получивших распространение на территории Украины, стал продукт Ассоциации независимых разработчиков — «АНР-Аптека». Программа позволяет существенно оптимизировать деятельность персонала аптек, рационализировать ценообразование, сократить временной интервал от поступления ЛС в аптеку до его выкладки на прилавок, работать с консолидированными данными, использовать справочно-инфор-
мационную систему о медикаментах, облегчает инвентаризацию и ведение бухгалтерского учета. Сегодня «АНР-Ап-тека» успешно используют не только розничные фарморганизации, но и крупнейшие поставщики республики, в т.ч. компании «Оптима», «Биокон», «ВВСлтд», «Альба Украина», «Интерфар-ма-Украина».
Высоко востребована в Украине программа автоматизации фармацевтического бизнеса отечественной компании «Скарб» (более 1000 пользователей), созданная для повышения эффективности работы аптек готовых форм и аптек, осуществляющих изготовление лекарств по рецептам, оптовых отраслевых фирм, сетевых и межбольничных аптек, крупных фарммаркетов. Отличаясь простотой и надежностью в эксплуатации, это программное обеспечение обладает широкими функциональными возможностями: решает вопросы формирования дефектуры и отправки заказов поставщикам, приема товара и его оприходования, формирования и коррекции розничных цен с учетом изменений законодательства, распределения товара по точкам продаж. Менее известный украинский автомати-затор — компания «Морион», программный продукт которой упрощает процесс
Key words: innovation methods, GMP standards, computer systems, pharmacy computerization, upgrading, pharmaceutical control
The present-day pharmaceutical business practice shows that the ever increasing competition, growth in number of commercial organizations and robust development of chains requires from the market players to introduce innovative technologies and ways of working, namely computer-based systems. Alexey KOLCHUGIN, head of marketing at Escape company. INNOVATION OF CIS PHARMACEUTICAL MARKETS: UKRAINE, BELARUS, KAZAKHSTAN, ARMENIA, AZERBAIJAN, UZBEKISTAN.
первоначального наполнения справочника номенклатуры и поддерживает его в актуальном состоянии, обеспечивает загрузку нормативно-справочной информации по ЛС из справочника «Морион», позволяет выбраковывать фальсифицированные препараты, а также серии ЛС с истекшим сроком годности. Кроме того, система реализует механизмы создания макетов ценников и этикеток и предусматривает возможность работы с типами цен номенклатуры, которые могут выступать в роли рекомендованных к розничной торговле, но корректироваться в зависимости от географического положения аптеки. Достаточно большую долю на украинском рынке занимает семейство программ, разработанных на базе «1С», в т.ч. от компании «1С-Рарус». Как правило, местные 1Т-организации в этом случае получают статус «1С-франчай-зи» и осуществляют сопровождение и доработку ПО для конкретных пользователей.
ФАРМРЫНКИ СНГ В ПРОЦЕССЕ АВТОМАТИЗАЦИИ
PfMtffUUM 43
• БЕЛАРУСЬ
Становление современного фармрынка Беларуси началось во второй половине 90-х годов. Однако действительную динамику развития он получил только в 2004-м, когда государство ужесточило требования к лицензированию этой сферы деятельности. Сейчас Беларусь занимает третье место в СНГ по объему выпуска лекарств и составляет серьезную конкуренцию Украине. На территории страны интенсивно возводятся новые государственные отраслевых предприятий. Совместными усилиями российской компании «Ферейн» и государственного белорусского гиганта «Белбиофарм» в Витебске строится завод «Витунифарм», который станет крупнейшим в республике. Государственная аптечная сеть Беларуси, в т.ч. аптеки РУП «Белфармация», сегодня включает более 2500 профильных предприятий.
В число ведущих организаций, предлагающих на рынке республики системы для автоматизации аптек, по праву входит белорусская компания VIPsoft, в программный комплекс которой — «Поток ERP» — включен модуль учета и аналитики «Торговля медицинскими препаратами». Система базируется на внесении исчерпывающих данных о первичном документе и позволяет вести мониторинг деятельности как одного торгового объекта или отдельного направления фарм-бизнеса, так и сети аптек с передачей отчетности в аналитический центр. Помимо специальных функций для обеспечения внутренней деятельности аптек, программа может автоматически информировать клиентов о появлении новой или нужной продукции по электронной почте или через sms-сообщения. Не менее успешный белорусский автома-тизатор — авторизированный дилер НТ ООО «ЛюксСофт» в Могилеве и Могилев-ской области ООО «ЗебраТэк». Продукцию компании сегодня используют 400 отечественных предприятий разных сфер деятельности. Для фармацевтической отрасли «ЗебраТэк» предлагает программное обеспечение «Ветразь-Фарма», объединяющее кассовую программу Front-office, торговую систему Back-office, систему автоматизации управленческих функций Head-office и систему финансового учета, которая предусматривает ав-
томатизацию бухгалтерской деятельности двумя способами: с использованием решений на основе «1С:Бухгалтерия» и оригинального комплекса программ «Ветразь — сводный бухгалтерский учет». Наряду с компаниями «1С-франчайзи», фармрынок Беларуси в последнее время начали активно осваивать дилеры российских производителей автоматизированных систем. Среди них — дилер компании «Эскейп» (разработчик программы АСУ «М-АПТЕКА плюс») ООО «Ин-форм-Икс».
• КАЗАХСТАН
До начала политических и экономических реформ прошлого столетия состояние аптечного бизнеса в Казахстане полностью контролировалось государством, что серьезно тормозило развитие отрасли. После изменения этой ситуации во второй половине 1990-х, большая часть профильных организаций республики была приватизирована. К 2000 г. доля частных аптек здесь составила около 95% всех отраслевых розничных предприятий. На территории республики практически отсутствовал контроль за выполнением нормативных актов, регламентирующих фармацевтическую деятельность. За последние годы состояние отраслевого рынка в Казахстане стабилизировалось. Сегодня здесь наблюдается устойчивая тенденция подъема отечественных отраслевых производств, успешно внедряются системы автоматизации фарм-бизнеса.
В настоящее время наиболее распространенными системами автоматизации аптек в республике являются продукты на базе «1С». Серьезную активность здесь проявляют такие российские разработчики, как «1С-Рарус», «Ателье информационных систем» (АИС «Аптекарь»), а также компания «Фолио», предлагающая специализированное ПО «Фолио Фарм Склад». Эта программа учитывает все основные требования отраслевого бизнеса, в т.ч. обеспечивает универсальную постановку учета при автоматизации аптечных предприятий и использование широкого спектра торгового оборудования: ККМ, сканеры штрих-кода, pos терминалы, весы, терминалы сбора данных, принтеры штрих-этикеток, фискальные регистраторы и т.п.
• АРМЕНИЯ
После распада Советского Союза Армении пришлось принимать беспрецедентные меры для того, чтобы удержать фармрынок страны «на плаву». Благодаря этим усилиям к началу 2000-х годов в отрасли наметился некоторый подъем. В республике был создан орган контроля за обращением ЛС — Государственная фармацевтическая инспекция. Однако недоработанной до сих пор остается система регистрации медицинских препаратов, отсутствуют законодательно утвержденные правила и стандарты их хранения. Совокупный объем производства отечественных ЛС в Армении составляет всего около 10-12%. В республике нет государственных аптек, но успешно развиваются частные фармпредприятия. В их числе такие крупные компании, как «Натали-Фарм», «Альфа-Фарм», «ЭлисФарм», «Эскулап», которые также выполняют и функции оптовых отраслевых дистрибьюторов.
Лидером среди местных IT-организа-цией, ориентированных на создание и интеграцию программных продуктов для автоматизации торговли и в частности аптечного бизнеса, является фирма Smart Systems. Продукт компании — Smart Sale TM Shop — создан на основе платформы NET с использованием технологий Bar Code и Mobile, работает с СУБД MySQL, обладает функцией интеграции с системой 1С и любым другим расчетным ПО, а также с MS Word и Excel. Программа позволяет увеличить рентабельность фармпредприятия посредством интеграции комплекса процессов (от инвентаризации и управления продажами до прогнозирования и финансовой отчетности), обеспечивает централизованный контроль учета продукции, поставщиков, информации о клиентах, оптимизирует работу с потребителями.
Кроме того, на рынке автоматизации Армении присутствуют хорошо известные специалистам фармацевтической отрасли системы на базе «1С», а также основанный на инновационных разработках российский программный комплекс «Аптека-Урал», который охватывает все стороны деятельности аптечного предприятия любого уровня.
44 P€MfffUUM
МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. ПРАКТИКА
• АЗЕРБАЙДЖАН
Развитие Фарминдустрии в Республике Азербайджан сегодня сопряжено с рядом трудностей. Несмотря на то что с 2003 г. здесь действует лаборатория по контролю качества ЛС, а в 2006-м был принят Закон «О лекарственных средствах», призванный усилить госконтроль над импортом, экспортом и продажей медицинских препаратов, государственные проверки регулярно выявляют в республике партии ФальсиФицированных ЛС. По итогам мониторинга деятельности 860 аптек страны, проведенного в 2011 г. Центром фармацевтического анализа при департаменте контроля качества лекарственных средств Минздрава Азербайджана, 324 аптеки страны работали на основании лицензии, 463 — под эгидой Ассоциации фармацевтической и медицинской промышленности Азербайджана, 73 розничных фармпредприятия не имели разрешения на свою деятельность. Проверка показала, что более 26 000 наименований ЛС 4046 серий продавались без регистрации и соответствующих сертификатов. Тем не менее, по данным Государственного комитета по статистике Азербайджана, в январе 2011 г. объем выпуска отечественной фармацевтической продукции в республике вырос на 20,1% по сравнению с декабрем прошлого года. Первые средства автоматизации на отраслевом рынке Азербайджана появились в середине 90-х годов. Связано это в первую очередь с созданием отечественной компании BINSoft Ltd, которая за относительно небольшой период существования стала ведущей IT-органи-зацей республики, специализирующейся на разработке конфигураций систем комплексной автоматизации на базе «1С: Предприятие». Конфигурация «Аптека» этого производителя полностью учитывает специфику фармторговли. Здесь предусмотрена гибкая технология (ручная и автоматизированная) ведения и пополнения номенклатуры товаров и обновления цен с использованием внешних баз данных «ФИС — Аптечные товары», а также реализована выгрузка проводок по основным операциям «1С: Бухгалтерия». Эксплуатация конфигурации под управлением сете-
вой и SQL-серверной версий позволяет работать с базой одновременно большому количеству пользователей. GS1 Azerbaijan — еще одна популярная в республике IT-организация. Компания предлагает на фармрынке оригинальную систему оптовой и розничной торговли ЛС «Mynim aptekem», а также занимается пропагандой и внедрением технологий штрихового кодирования.
• УЗБЕКИСТАН
На современном этапе фармрынок Узбекистана — один из наиболее эффективно развивающихся среди стран СНГ. За последние годы в стране приняты нормативные акты, четко регламентирующие эту сферу деятельности, заметно расширился ассортимент продукции крупнейшего отраслевого производителя республики — государственного акционерного концерна «Уз-фармсаноат», объединяющего 44 профильные организации, в т.ч. совместные и иностранные предприятия, экспортно-импортные фирмы, научно-исследовательские институты. Продукция концерна востребована в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Афганистане, Украине, России, Азербайджане, Армении, Грузии, Латвии и ряде других стран. Учитывая социальную значимость фармацевтической отрасли, правительство республики уделяет ей особое внимание. В 2007 г. Постановлением Президента РК «О Программе модернизации, технического и технологического перевооружения предприятий фармацевтической отрасли на период до 2011 г.» были определены приоритетные направления развития производства лекарств и изделий медицинского назначения на основе изучения потребности населения, лечебно-профилактических и аптечных учреждений республики. Программой предусмотрена реализация 45 инвестиционных проектов на общую сумму 26,5 млн. долл. В перспективе предполагается увеличить объем отраслевого производства в 3 раза, а экспорта продукции — в 2,2 раза. Уже в 2008 г. объем экспорта фармпродукции республики составил 882,7 тыс. долл. В 2009 г. этот показатель вырос до 1225,6 тыс. По оценкам специалистов, хорошую дина-
мику роста демонстрируют аптечные сети Узбекистана, крупнейшие из которых — АК «Дори-Дармон», «ГрандФарм-Медикал», «Асклепий», «Фармед», «Лахи-сам» — организованы на базе отечественных дистрибьюторских сетей. Внедрение автоматизированных систем на фармрынок Узбекистана связано с деятельностью лидера аптечной отрасли страны — АК «Дори-Дармон», в структуре которой действует 8 акционерных обществ, 10 дочерних предприятий и около 850 точек розничной торговли. Компания работает более чем со 100 фармацевтическими производителями и поставщиками 50 стран мира. АК «Дори-Дармон» является основным исполнителем государственных программ по централизованному обеспечению учреждений Министерства здравоохранения республики препаратами для лечения социально значимых заболеваний, аптеками сети производится 75% бесплатного отпуска ЛС и изделий медицинского назначения льготной категории населения. Компания оказывает услуги по таможенному оформлению и хранению фармпродук-ции, проводит маркетинговые исследования отраслевого рынка Узбекистана, осуществляет регистрацию ЛС и изделий медицинского назначения, разработку нормативно-технических документов для изготовления лекарственных форм в аптечных учреждениях. Для улучшения обслуживания населения создана справочная служба «002» сети АК «Дори-Дармон», предоставляющая информацию о наличии ЛС и изделий медицинского назначения в 25 аптеках компании.
В 2009 г. представители АК «Дори-Дар-мон» начали переговоры о внедрении автоматизированной системы управления аптечными предприятиями с российской компанией «Эскейп» — производителем системы «М-Аптека плюс». После изучения потребностей крупнейшей аптечной сети республики и специфики местного аптечного бизнеса, эта система была серьезно модифицирована — создана ее локализованная версия АСУ «М-Аптека плюс» для Узбекистана, рассчитанная на отделы коммерческого и льготного отпуска ЛС. Среди наиболее существенных доработок новой версии — возможность со-
МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. ПРАКТИКА
РЕМШииМ 45
здания документов, связанных с таможенными операциями, и обеспечение связи с бухгалтерией 1С в специализированной конфигурации для Узбекистана. В числе дополнительных модулей АСУ «М-Аптека плюс», разработанных для аптечной сети АК «Дори-Дармон», модуль «Запрос наличия в сети» (для службы «002») и справочно-информа-ционный модуль «Электронный справочник «Видаль», позволяющий сотрудникам аптек осуществлять поиск препаратов по болезням, АТХ и фармакологическим группам, а также просматривать аннотации к препаратам и получать информацию об их аналогах. Кроме того, внедрение этой системы позволяет выявлять забракованные серии ЛС, что способствует решению проблемы исключения из продажи фальсифицированных препаратов. В 2010 г. после успешной апробации АСУ «М-Аптека плюс» для Узбекистана в структурных подразделениях и ряде аптек АК «Дори-Дармон», руководством компании было приняло решение об автоматизации всех аптечных учреждений холдинга.
Успехи каждой из стран СНГ в построении собственного фармрынка после обретения статуса самостоятельного государства прежде всего обусловлены уровнем независимости субъектов этого рынка, наличием собственных ресурсов для производства ЛС, географическим положением, финансово-экономическим состоянием страны и осознанием необходимости уделять силы и средства госбюджета и инвесторов внутри и вне государства на развитие отрасли. Однако очевидно, что широкое внедрение информационных технологий в аптечные бизнес-процессы не только способствует повышению эффективности и конкурентоспособности каждого отдельного фармпред-приятия вне зависимости от региона его присутствия, но и активизирует динамику отраслевого роста в целом, содействует взаимовыгодному международному сотрудничеству в этой области и сокращению разрывов в развитии фармрынков стран Содружества.
Ф
Материал подготовлен к печати Ингой РЫБАКОВОЙ
Анна УЛЬЯНОВА, старший менеджер PwC, консультационные услуги в области косвенного налогообложения
«Таможенные» итоги 2010 г.,
ПЕРСПЕКТИВЫ НА БУДУЩЕЕ
1Й РЫНО1
2010 г. войдет в историю как год начала практического функционирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, созданного в рамках Евразийского экономического сообщества. С 1 января 2010 г. вступили в силу Единый таможенный тариф Таможенного союза, пакет соглашений по таможенно-тарифному регулированию, а также пакет документов по нетарифным мерам и применению запретов и ограничений во внешней торговле.
Ключевые слова: таможенный союз, таможенный тариф, квоты, преференции, таможенное оформление
С июля 2010 г. начал применяться Таможенный кодекс Таможенного союза, который является основополагающим документом для обеспечения свободного перемещения товаров между государствами-членами Таможенного союза. Столь масштабные изменения в государственном регулировании внешней торговли и в таможенном законодательстве затронули большинство участников рыночных отношений. Однако, несмотря на принятие и введение в действие основных документов Таможенного союза, остается множество изъятий из общей кон-
Анна Ульянова.
цепции по свободному перемещению товаров и услуг, а также возникает много технических вопросов и проблем, в частности у компаний фармацевтической отрасли, на урегулирование которых в рамках Таможенного союза потребуется, очевидно, еще не один год.
• ЕДИНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ
Единый таможенный тариф (¥1*1) — свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза из третьих
Key words: customs union, customs tariff, rates, preferences, customs procedure
2010 will go down in history as the year of the practical launch of the Customs Union of Russia, Belarus and Kazakhstan. The Unified Customs Tariff of the Customs Union as wells as the package of the agreements on tariff regulation, non-tariff measures and restrictions in trade came into force on January 1, 2010. The Customs Code of the Customs Union came into force in July 2010. However, despite of the introduction of the main regulatory acts of the Customs Union, there are still a lot of outstanding issues, in particular, in respect of turnover of the pharmaceutical products in the frame of the Customs Union. It will take several years to settle such issues by developing of the unified approach accepted by Russia, Belarus and Kazakhstan.
Anna ULYANOVA, senior manager at PwC, indirect taxation consulting. CUSTOMS WORK RESULTS IN 2010: FUTURE PROSPECTS FOR THE PHARMACEUTICAL MARKET.