Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / STRATEGY / HEALTH / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Джайнакбаев М

В статье рассматриваются особенности стратегии непрерывности образования, необходимость повышения квалификации в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Джайнакбаев М

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION

The article discusses the features of the strategy of continuity of education, the need for professional development in professional activities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 3:337

Джайнакбаев М., докторант DBA Университет «Нархоз» г. Алматы

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: В статье рассматриваются особенности стратегии непрерывности образования, необходимость повышения квалификации в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: стратегия, здравоохранение, образование

Jainakbayev M. - student of DBA "Narhoz" University, Almaty FEATURES OF THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION.

Abstract: The article discusses the features of the strategy of continuity of education, the need for professional development in professional activities.

Keywords: strategy, health, education

Непрерывное образование - новая система последипломного образования, направленная на совершенствование и приобретение новых профессиональных навыков и знаний.

Система непрерывного медицинского образования включает все уровни профессионального образования (рисунок 1).

Отделения среднего профессионального образования

Университетский колледж

Факультеты, институты

Клиническая интернатура

Клиническая ординатура

Резидентура

Аспирантура, соискательство

Докторантура

Высшее профессиональное образование

Усовершенствование, повышение квалификации, переподготовка: врачей, медицинских психологов, специалистов по социальной работе, медицинских сестер и др.

Усовершенствование пр еподавателей

Послевузовское профессиональное образование

Дополнительное профессиональное образование

Рисунок 1 - Система непрерывного образования медицинского университетского центра

Примечание: составлено автором

На довузовском уровне в ее состав входят лицейские классы и подготовительные курсы, позволяющие проводить раннее профессиональное

ориентирование будущих абитуриентов.

Университетский колледж обеспечивает обучение по программам среднего профессионального образования и ориентацию студентов на дальнейшее продолжение обучения в вузе. До дипломный уровень включает подготовку специалистов по программам высшего профессионального образования. Послевузовский и дополнительный уровни профессионального образования представлены клиническими интернатурой и ординатурой, магистратурой, курсами повышения квалификации, переподготовкой специалистов. Система непрерывного образования позволяет реализовать принцип «образование через все жизнь».

Стратегия управления качеством. Вся образовательная деятельность МУЦ должна быть ориентирована на рынки образовательных услуг и трудовых ресурсов, которые стали более конкретными, требовательными и жесткими. Это диктует необходимость особое внимание уделять качеству и содержанию образования, и организации образовательного процесса. В связи с этим необходимо сформировать многоуровневую структуру управления качеством образовательной деятельности (ученый совет, ректорат, факультет, кафедра, преподаватель). Необходимо совершенствовать систему контроля знаний и умений студентов, охватывающую все уровни, включая итоговую государственную аттестацию выпускников. Предусматривается внедрение сквозной модульно-рейтинговой системы контроля знаний.

Внедрение дистанционных образовательных технологий выделено в особую стратегию развития МУЦ, открывающую возможность реализации таких принципов образования, как доступность и эффективность.

Дистанционные образовательные технологии активно используются при усовершенствовании врачей первичного звена. Научная деятельность осуществляется в рамках программно-целевой стратегии. Инновационная стратегия реализуется путем создания новых научных направлений и технологий, становлением и развитием научных, клинических и педагогических школ с учетом рыночных перспектив всей научно-исследовательской деятельности. Активное развитие научных направлений и школ связано с проблемами экологии человека и безопасности в чрезвычайных ситуациях, медицинской экологии и морской медицины, экологической наркологии и социальной психиатрии, общественного здоровья и социальной работы в здравоохранении, клинической физиологии и клинической цитологии, семейной медицины и клинической микробиологии, клинической и превентивной психологии, анестезиологии и реаниматологии, фтизиопульмонологии и молекулярной эпидемиологии, педиатрии и неонатологии, стоматологии и детской хирургии, кардиологии и кардиохирургии и др.

В лечебной деятельности основным стратегическим направлением развития МУЦ является оказание высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи путем создания профильных отделений

реконструктивной урологии и гинекологии, сосудистой хирургии, травматологии и ортопедии, кардиоревматологии в педиатрии, а также расширение спектра оперативных вмешательств, включающих эксимерную лазерную хирургию при глазных заболеваниях, резекцию легких при множественном лекарственно-устойчивом туберкулезе, операции при врожденных пороках мочеполовой области и брюшной полости у детей, слухопротезирующие операции.

С целью улучшения обеспечения кадрами медицинских работников сельских районов в договоры в последние годы введена экономическая составляющая, что повышает ответственность выпускника за соблюдение договорных обязательств. В качестве заказчиков на подготовку специалистов выступают органы здравоохранения, лечебно-профилактические учреждения, ведомственные организации.

Интегральная стратегия реализуется на нескольких уровнях: кафедры (института), вуза, города, региона. В течение 6 - 7 лет с целью оптимального использования кадрового, научного, методического, материального, финансового потенциала подразделений университета однопрофильные кафедры объединяются в институты. Такой подход позволяет кафедрам совместно использовать учебные помещения, появляется возможность взаимозаменяемости преподавателей, организуются единые институтские лаборатории, координируется научная, методическая, финансовая деятельность кафедр.

Интегральная деятельность на уровне вуза предполагает наличие четкой функциональной структуры и координирование деятельности всех подразделений университета (образовательная, научная, лечебная, хозяйственная, финансовая, международная и др.).

На уровне города и области интеграция выражается в организации совместной деятельности со стратегическими партнерами.

К числу стратегических партнеров университета относятся высшие и средние профессиональные учебные заведения г. Алматы (привлечение преподавателей, использование учебной базы - помещения, оборудование; участие в диссертационных советах, проведение совместных научных и методических конференции, и др.); органы здравоохранения, социальной защиты, лечебно-профилактические и социальные учреждения, областные и городские подразделения (совместная лечебно-консультативная и научно-исследовательская деятельность, подготовка кадров, в том числе высшей квалификации, усовершенствование и повышение квалификации персонала, использование лечебных, лабораторных и других производственных площадей, оборудования, практика студентов, совместное проведение научно-практических конференций, участие в работе ученых советов университета, и др.); органы областной и городской власти (правовые и финансовые аспекты деятельности вуза, научно-исследовательские проекты

Разработка и реализация проекта создания медицинского

университетского центра может быть представлены в виде следующего алгоритма, состоящего из нескольких этапов (рисунок 2)._

1 этап -Подготовительный

1. Рассмотрение концепции создания медицинского университетского

комплекса.

2. Формирование рабочей группы ответственных исполнителей.

3. Определение этапов реализации концепции.

4. Информационная поддержка концепции.

/N

2 этап Организационный

1. Разъяснение сотрудникам основных положений концепции и последствий ее реализации.

2. Согласование и утверждение концепции со всеми заинтересованными сторонами.

3. Формирование общественного мнения о необходимости реализации концепции.

4. Дальнейшая информационная поддержка концепции.

3 этап Проектный

1. Разработка и утверждение учредительных документов.

2. Государственная регистрация учредительных документов.

3. Дальнейшая информационная поддержка концепции.

4 этап Реализация концепции

1. Реорганизация административно-управленческой структуры.

2. Создание самостоятельных юридических лиц различного правового статуса при участии комплекса.

3. Перезаключение договоров со стратегическими партнерами.

4. Информационная поддержка реализации концепции.

Рисунок 2 - Алгоритм создания медицинского университетского центра

Примечание: составлено автором

Одним из важных факторов, препятствующим интеграции учреждений в единый университетский комплекс, являются психологические барьеры, связанные с опасением коллективов и их лидеров утратить самостоятельность в принятии решений, целостность и имущество коллектива, обрести

неравноправность положения в рамках МУЦ. Поэтому очень важно сохранять доверие объединяющихся сторон на всех этапах интеграции.

В итоге, важно подчеркнуть, что в ходе внедрения исследуемых стратегий удачно используется потенциал профессиональной организации в повышении квалификации, обязанных приобретать новые знания и навыки в процессе всей профессиональной деятельности.

Использованные источники:

1. Соловьев В.П., Бринза В.В. Стратегия управления вузом// Университетское управление: практика и анализ, 2002. - № 2(21). —С.15-18.

2. Морозов А. В. Особенности управления высшим учебным заведением в современных условиях. Управление образованием: теория и практика 2016 №2 (22) - с. 90-106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.