Научная статья на тему 'Некоторые положения, высказанные докладчиками на III межрегиональной конференции "непрерывное профессиональное развитие - основа качества медицинской помощи", 18-19 ноября 2010 г. , г. Самара'

Некоторые положения, высказанные докладчиками на III межрегиональной конференции "непрерывное профессиональное развитие - основа качества медицинской помощи", 18-19 ноября 2010 г. , г. Самара Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые положения, высказанные докладчиками на III межрегиональной конференции "непрерывное профессиональное развитие - основа качества медицинской помощи", 18-19 ноября 2010 г. , г. Самара»

ПРИЛОЖЕНИЕ

НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫСКАЗАННЫЕ ДОКЛАДЧИКАМИ НА III МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ -ОСНОВА КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ», 18-19 НОЯБРЯ 2010 г., г. САМАРА

Синдром эмоционального выгорания врача: социально-психологический

анализ проблемы

Бальзамова Л.А., Хашина О.А., Мокроусова Т.С.

Самарский государственный медицинский университет, кафедра общественного здоровья и организация здравоохранении, ММУ«Городская поликлиника № 1» г.о. Самара

Индивидуальная эффективность деятельности профессионала находится в прямой зависимости от его мотивации. Все побудительные источники активности объединяются понятием «мо-тивационная сфера личности», которая включает потребности профессионала, его убеждения, идеалы, установки, жизненные цели, социальные нормы. Мотивационные процессы относятся к регулятивным компонентам психического функционирования.

Доказано, что обращение к потребностно-моцивационной сфере личности влияет на повышение эффективности его профессиональной деятельности. Для более эффективной работы медицинского учреждения необходимо управленческое решение администрации в виде поиска путей воздействия на потребностную сферу личности его сотрудников.

В муниципальном медицинском учреждении «Городская поликлиника № 1» г.о. Самара было проведено социально-психологическое исследование на определение мотивационной структуры личности сотрудников.

Применение методики «Диагностика мотивационной структуры личности» Э.В. Мильмана показало, что 98% исследуемой группы имеют общежитейскую направленность мотивации, которая заключается в деятельности на достижение комфорта, социального статуса, общения. Лишь 2% врачей имеют рабочую направленность мотивации, складывающуюся из общей активности, творческой активности и социальной полезности.

Результат исследования методикой «Уровня удовлетворенности работой» составил в среднем 36 баллов у значительной части исследуемой группы (75%), что соответствует определению «не вполне удовлетворен». Данная методика также позволила определить и наличие группы риска среди сотрудников (13%), которая соответствует определению «крайне неудовлетворен» (количество баллов свыше 60).

При применении качественного анализа были выделены два компонента неудовлетворенности своей деятельностью, которые набрали максимальное количество баллов:

1) несоответствие заработной платы трудозатратам врача (85%);

2) неудовлетворенность возможностями продвижения (75%).

Медицинское образование и профессиональное развитие №2 (2) 2010

м

Данные показатели позволяют сделать вывод о наличии фрустрирующих ситуаций в работе медицинского персонала, влияющих на формирование профессионального стресса из-за сниженного эмоционального фона и качества жизни в целом. Актуализируется схема: «Потребности — блокировка — отрицательные эмоции — ухудшение психологического здоровья — снижение эффективности профессиональной деятельности».

Необходимо отметить, что медицинская деятельность наполнена высокими нравственно-этическими требованиями, такими как умение подчинить себя интересам больного, милосердие, эмпатия, социальная ответственность, и определение дополнительных фрустрирующих факторов в деятельности врача влечет за собой нарастание внутриличностного конфликта, определяющегося как «ожидаю больше, чем получаю», «должен, но не могу».

Описанная ситуация влияет не только на личность сотрудника, но и на работу учреждения в целом. Допущение возникновения нравственно-этических проблем персонала влечет за собой ухудшение качественных и количественных показателей работы медицинского учреждения, уменьшение вовлеченности в работу, увеличение текучести кадров, отток молодых специалистов, увеличение компенсаций на обеспечение здоровья работников.

Для более детального изучения природы возникновения стресс-факторов в профессиональной деятельности сотрудников психологической службой ММУ ГП № 1 была проведена методика «Определение синдрома эмоционального выгорания» В.В. Бойко. Она позволяет определить три уровня развития данного синдрома:

1) напряжение;

2) резистенция (сопротивление);

3) истощение (проявляется эмоциональным дефицитом, психосоматическими и психовегетативными нарушениями).

Результаты показали, что у значительной части исследуемой группы (43%) сформировалась стадия резистентности. Над данном этапе у сотрудников выявляется расширение сферы экономии эмоций (ср. 8,05), эмоционально-нравственная дезориентация (ср. 9,35), редукция профессиональных обязанностей (ср. 10,9) и неадекватное эмоциональное реагирование (ср. 14,35).

Наличие синдрома профессионального выгорания значительно снижает мотивационную направленность сотрудников и является одной из составляющих профессиональной деформации. В приложении к лечебному процессу он может проявляться в приобретении специалистами функционального подхода к пациенту и себе, утрате способности к качественному восприятию и изложению информации, возникновению чувства бессмысленности, неоцененности своей работы, что неминуемо отражается на пациентах.

Важно отметить, что, пребывая в таком психоэмоциональном состоянии, специалисты, даже имея возможность получать значительное экономическое стимулирование за выполнение качественных и количественных показателей своей работы, не имеют к этому мотивации. Они не в состоянии изменить свое отношение к работе и пациентам, потому что сами нуждаются в психологической помощи и социально-психологической реабилитации в тренинге «Ресурсы стрессоус-тойчивости».

Проведенная работа позволила выявить сложившуюся в коллективе тенденцию снижения мотивации на усовершенствование своей деятельности в виде неудовлетворенности в работе и наличия синдрома эмоционального выгорания. Для устранения сложившихся стресс-факторов и повышения стремления к достижению успехов своей работе психологической службой был

И

Медицинское образование и профессиональное развитие №2 (2) 2010

предложен индивидуальный подход к каждому участнику рабочего процесса, включающий и методы экономического стимулирования, и улучшение условий работы сотрудников, и методы психологической реабилитации.

О реализации кредитно-модульной системы подготовки врачей в интернатуре и ординатуре

Измалков С.Н., Билев А.Е.

Самарский государственный медицинский университет

Самарский государственный медицинский университет одним из первых медицинских вузов России включился в реализацию системы непрерывного профессионального развития медицинских кадров. Совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области университет был инициатором и ведущим разработчиком основных этапов становления и развития этого направления, позволяющего войти в единое европейской медицинское образовательное пространство.

В рамках системы непрерывного профессионального развития медицинских кадров в Самарском государственном медицинском университете в течение 2009/2010 учебного года вводилась инновационная образовательная технология — кредитно-модульная система подготовки врачей в интернатуре и ординатуре. Основанием для начала этой работы послужил приказ по вузу от 17.04.2009 № 39 «О введении временной кредитно-модульной системы подготовки врачей в Институте последипломного образования ГОУ ВПО «СамГМУ Росздрава». Термин «временная» был включен в название приказа в связи с тем, что соответствующих изменений в законодательстве России в области образования нет, поэтому вся проводившаяся в университете работа была организована в форме педагогического эксперимента.

Ее введение преследовало следующие цели:

• привести методологию учета учебной нагрузки на обучаемого в вузе в соответствие со стандартами стран Евросоюза;

• включить обучающихся в систему непрерывного профессионального развития врача уже с

этапа интернатуры и ординатуры;

• повысить мотивацию интернов и ординаторов к самообразованию.

Организация работы по становлению кредитно-модульной системы подготовки врачей в Институте последипломного образования (после издания вышеупомянутого приказа) включала проведение ряда мероприятий:

1) информирование выпускников университета об особенностях обучения с применением инновационной образовательной технологии на торжественных собраниях, посвященных зачислению в интернатуру и ординатуру;

2) разработка и издание зачетных книжек нового образца, позволяющих проводить учет учебной нагрузки в кредитах раздельно по аудиторным занятиям и обучении в клиниках, внеаудиторной работе и дополнительным способам получения кредитов;

3) проведение инструкторско-методического занятия с внештатными заведующими учебных частей кафедр по вопросам внедрения кредитно-модульной системы в подразделениях, проводящих подготовку врачей в интернатуре и ординатуре;

Медицинское образование и профессиональное развитие №2 (2) 2010

м

4) разработка «Временных положений о кредитно-модульной системе организации обучения клинических интернов (клинических ординаторов)» по специальностям на кафедрах и утверждение их директором Института последипломного образования.

В последующем организация деятельности в данном направлении проводилась Институтом последипломного образования путем контроля состояния дел на кафедрах, индивидуальной работы с обучающимися и внештатными заведующими учебных частей кафедр.

Итоги прошедшего учебного года показали, что цели, предусмотренные приказом по вузу о внедрении кредитно-модульной системы подготовки врачей в интернатуре и ординатуре, в основном достигнуты. Так, подавляющее большинство обучающихся к моменту прохождения промежуточной (итоговой) аттестации набрали в сумме не менее 72 кредитов за год обучения. Это стало основанием для их допуска к итоговым формам контроля знаний, умений и практических навыков. 6 человек набрали более 90 кредитов, в связи с чем по ходатайству кафедр и в соответствии с решением Ученого совета Института последипломного образования они были освобождены от теоретической части аттестации (собеседования). Такая мера поощрения передовиков кредитно-модульной системы подготовки врачей предусмотрена соответствующим приказом по вузу. Им была посвящена статья в университетской газете «Медик», что имело воспитательное значение для обучающихся в Институте последипломного образования.

Более трети интернов и ординаторов набрали от 74 до 88 кредитов путем активного участия в работе научно-практических конференций, публикации научных трудов, разработки рационализаторских предложений, изобретений и полезных моделей, других видов деятельности, способствующих непрерывному профессиональному развитию.

Анализ реализации кредитно-модульной системы подготовки врачей в интернатуре и ординатуре, проведенный по итогам прошедшего учебного года, позволил определить направления совершенствования этой образовательной технологии. Перспективными из них являются:

1) повышение мотивации интернов и ординаторов к овладению практическими навыками путем введения стимулирующих кредитов за освоение новейших методик диагностики и лечения заболеваний, участие в дополнительных дежурствах на клинических базах (сверх предусмотренных индивидуальным планом подготовки) и другие виды деятельности, позволяющие эффективно освоить специальность;

2) унификация механизма контроля внеаудиторной работы с литературой и источниками информации в Интернете со стороны внештатных заведующих учебными частями кафедр;

3) внедрение передового опыта ведущих вузов России и зарубежья, использующих кредитно-модульную систему подготовки специалистов, в практику работы Института последипломного образования Самарского государственного медицинского университета.

Информационные и коммуникационные технологии для традиционного и дистанционного образования

Ильинский А.С.

Компания ATBE, Московский государственный областной университет

Процессы внедрения в образование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) начались в России в середине 1990-х гг. Первыми вузами, отработавшими технические и

н

Медицинское образование и профессиональное развитие №2 (2) 2010

методические аспекты внедрения ИКТ, выступили экономические, педагогические и технические образовательные учреждения. В результате многие из них накопили изрядный опыт в вопросах организации и реализации учебного процесса с помощью ИКТ и являются форвардами отечественного электронного обучения (eLearning).

Внедрение ИКТ в медицинских образовательных учреждениях — явление новое, и чтобы уберечься от ошибок, которые совершили «пионеры», они должны учитывать основные моменты, которые необходимо брать за основу при подготовке и реализации внедрения ИКТ в учебный процесс. Также отметим, что речь идет о внедрении ИКТ не только в дистанционный, но и в традиционный учебный процесс.

Терминология. Сегодня в области eLearning сложилась специфичная терминология. Ее знание необходимо для правильного понимания всей предметной области применения ИКТ в образовании. Значение некоторых терминов в отечественной и зарубежной практике может различаться. Поэтому в толковом словаре, который имеется в полном варианте данной статьи (см. сайт www.atbe.ru) даются определения, соответствующие и отечественной и зарубежной практике.

Источники проблем при внедрении ИКТ в образовательном учреждении. Основным побудительными мотивами к началу внедрения в образовательном учреждении ИКТ являются уже назревшая необходимость внедрения eLearning и задачи общей информатизации образовательной деятельности либо диктуемые со стороны вышестоящих организаций, либо реальными потребностями. Вне зависимости от источника эти задачи требуют одинаково качественной проработки и ответственного отношения к их реализации. При реализации проектов по информатизации и организации eLearning у образовательных учреждений возникает множество проблем, в основе которых лежат лишь несколько причин:

1) непонимание целей внедрения ИКТ в учебный процесс или в деятельность организации в целом. Вызвано это тем, что существуют несколько странные, хотя и очень распространенные представления об «истинных» целях внедрения ИКТ в деятельность организации, например, сокращение численности персонала, в частности АУП и ППС, снижение затрат на реализацию образовательного процесса, за счет снижения нагрузки на преподавателей и т.п.;

2) отсутствие осознания у руководства образовательного учреждения всей глубины, сложности и системности необходимых для внедрения eLearning изменений в организации. Как правило, это приводит к тому, что для реализации проекта по внедрению eLearning создается отдельное структурное подразделение, которое в итоге вырастает фактически в самостоятельное образовательное учреждение, реализующее свои программы дистанционного обучения, а вся остальная организация, оказавшись «за бортом» инноваций, продолжает функционировать так же, как и раньше;

3) неоправданные ожидания от внедрения eLeaming. Руководители образовательных учреждений, как правило, ожидают, что результаты внедрения будут значительными и быстрыми, но на практике этого не происходит, и в результате возникает разочарование по отношению к eLearning, снижается внимание к данной области, что ведет к еще большему замедлению и удорожанию внедрения;

4) слабое знание ППС современных ИКТ. В результате очень медленно происходит процесс разработки или обновления УММ в соответствующих новым технологиям форматах и технологиях, что в значительной степени делает невозможным реализацию нового учебного процесса;

5) сопротивление АУП, ППС и учащихся внедрению eLeammg. Оно возникает в связи с тем, что им никто не рассказал о том, для чего это нужно и как это поможет им учиться, учить или делать

Медицинское образование и профессиональное развитие №2 (2) 2010

ы

Приложение

свою работу более эффективно и результативно. Более того, в этих технологиях они видят только угрозы своему положению. Для учащихся — это снижение качества образования, для преподавателей — это снижение нагрузки и зарплат, для АУПа — это уменьшение функционала, снижение заработной платы или даже увольнение.

В данной статье мы перечислили, пожалуй, все источники проблем, возникающих при внедрении ИКТ в деятельность образовательного учреждения. Их знание, понимание и, самое главное, преодоление способно помочь не совершить самые распространенные ошибки при внедрении eLearning. В дальнейших публикациях и на презентации в рамках мероприятия, к которому приурочен выпуск данного сборника, будут детально рассмотрены подходы к их преодолению, а также возможности, которые дают образовательным учреждениям последние ИКТ разработки, позволяющие в значительной степени ускорить и повысить эффективность внедрения eLearning технологий в дистанционное и в традиционное образование.

Новая бизнес-модель внедрения информатизации в городской многопрофильной больнице

Маврин В.П., Ренц Н.А., Шпилевой В.В., Ведерников М.В.

МУЗ «Клиническая больница № 5» г.о. Тольятти; ОАО «Комсофт», Тольятти

Этим докладом мы анонсируем проект OpenHealth.ru. Проект OpenHealth.ru — это сообщество людей и организаций, которые взаимодействуют, стимулируя развитие открытых стандартов и технологий в области медицины и здравоохранения. Такими технологиями и стандартами, в частности, являются доказательная медицина (ДМ) и свободное программное обеспечение (СПО).

При этом проект акцентирует свои усилия на том, что непосредственно совершенствует технологии врачевания: диагностика, прогноз, лечение и профилактика заболеваний. Информационные технологии используются как исключительно технологические инструменты в лечебно-диагностическом процессе, который по своей сути является процессом информационным.

Цели проекта:

1) совершенствование системы управления качеством и эффективностью медицинских услуг;

2) содействие профессиональному развитию специалистов здравоохранения через совершенствование медицинских знаний и навыков;

3) повышение уровня медицинской грамотности граждан. Задачи проекта:

• продвижение и внедрение принципов доказательной медицины в клиническую практику на условиях открытых стандартов;

• увеличение масштабов разработки и внедрения свободного программного обеспечения в области медицины и здравоохранения, используя принципы общественных технологий;

• привлечение новых участников сообщества.

База знаний проекта OpenHealth.ru — это информационный ресурс сообщества Openhealth.ru, в котором размещаются материалы по различным направлениям в области медицины и здравоохранения: доказательная медицина, телемедицина, персональная электронная медицинская карта, информационные технологии, их применение в медицине и др. База знаний OpenHealth.ru накап-

н

Медицинское образование и профессиональное развитие №2 (2) 2010

ливает наиболее интересные материалы по доказательной медицине, способствующие формированию этого нового врачебного мировоззрения.

База знаний фиксирует наработки сообщества OpenHealth.ru, направленные на внедрение различных технологических инструментов, которые способствуют использованию методов доказательной медицины во врачебной практике: обучение, приемы поиска в Интернете источников доказательств, электронная медицинская карта и лечебно-диагностический процесс, разработка стандартов ЛПУ, основанных на доказательных источниках и др.

Copyright и Copyleft — авторское право и авторское лево. Copyright (Авторские права) — это метод защиты прав того, кто выполнил определенные типы работ. Лицензия — это набор правил, которым автор определяет «границы свободы (права)» использования своей работы. Коммерческие компании, которые разрабатывают программное обеспечение, как правило, выпускают только скомпилированный (машиночитаемый код, который не может прочесть человек) и накладывают множество ограничений на использование их программного обеспечения. С другой стороны, авторы свободного программного обеспечения обычно предоставляют права (свободы): использовать его, изучать, изменять, распространять, модифицировать и распространять уже модифицированную версию.

Copyleft (Авторское лево) — это обобщенный метод сделать программу (или другой креативный труд) свободным, а также потребовать, чтобы все последующие измененные и дополненные версии труда тоже оставались свободными, т.е. чтобы каждый, кто распространяет труд, как с изменениями, так и без них, передавал право копировать и модифицировать ее в дальнейшем.

Концепция информатизации регионального здравоохранения. Настоящая концепция учитывает рамки, планы, архитектурные решения, а главное — тенденции в работах, которые проводит в области информатизации здравоохранения Минздравсоцравития России.

Структура концепции информатизации регионального здравоохранения:

1) Введение. Место концепции в жизненном цикле проекта информатизации;

2) Информатизация здравоохранения. Кто и чего хочет?

• Кто хочет?

• Чего хотят пациенты?

• Чего хотят медучреждения?

• Чего хотят органы управления здравоохранением?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) Информатизация здравоохранения. Описание текущей ситуации;

4) Формулировка проблем заинтересованными лицами;

5) Выявление истинных причин проблем и их взаимосвязей;

6) Цели создания системы информатизации:

• Как этого добиться? Какие задачи необходимо решить для достижения целей?

• Верхнеуровневые задачи (работы), необходимые для достижения целей;

• Задачи организационно-ресурсного обеспечения;

• Задача оптимизации затрат на владение информационной системой;

• Совокупная стоимость владения

• Скрытые резервы — «в облаках» и облачная команда;

7) Задача создания сообщества OpenHealth.ru;

8) Бизнес-модель разработки проекта информатизации;

9) Общая архитектура системы информатизации;

10) План мероприятий по реализации концепции информатизации регионального здравоохранения.

Медицинское образование и профессиональное развитие №2 (2) 2010

M

Приложение

Важнейшие особенности концепции:

• создание сообщества специалистов, являющихся основным интеллектуальным и производственным ресурсом разработки системы информатизации здравоохранения региона, — одна из важнейших задач для достижения поставленных целей. Сообщество OpenHealth.ru создает систему информатизации за счет различных источников финансирования, но результат его труда всегда лицензируется по правилам свободных лицензий — OpenSource;

• значительной экономии многих затрат на владение информационной системой можно достичь используя технологию облачных вычислений (cloud computing) и бизнес-модели «IT как услуга» — динамическое предоставление услуг, когда пользователи могут производить оплату по факту и регулировать объем своих ресурсов в зависимости от реальных потребностей.

Опыт внедрения системы непрерывного профессионального развития в «медицинской компании идк»

Пеганова О.Н., Алексеева А.С., Тугушев М.Т.

ОАО «Медицинская Компания ИДК», Самара

Качество оказания медицинских услуг во многом определяется уровнем профессиональной подготовки врачей. Культура непрерывного профессионального развития (НПР) является одним из основополагающих столпов, на которых держится мировая медицина. «Медицинская компания ИДК» (МК ИДК) активно включилась в предложенную Министерством здравоохранения и соцразвития систему НПР и даже пошла дальше, внедрив внутреннюю систему обучения медицинского персонала. Такой комплексный подход к обучению врачей позволяет наиболее эффективно достичь высокого профессионального роста.

Одним из способов оценки интенсивности участия врача в процессе НПР является система начисления кредитов по результатам участия в различных образовательных мероприятиях. Каждый врач на ежегодную профессиональную аттестацию, проводимую в МК ИДК, представляет портфолио, содержащее кредиты, полученные за участие в городских, областных, всероссийских или международных образовательных мероприятиях, а также кредиты, отображающие интенсивность участия врача в системе внутреннего обучения (внутренние кредиты).

Цель: поделиться опытом внедрения системы непрерывного профессионального развития в МК ИДК.

Материал и методы. Внутренние кредиты начисляются врачу по результатам участия в следующих процессах обучения: учебные занятия и тематические семинары; самообучение с использованием программы дистанционного обучения Web-Tutor; экспертная работа — административная и общественная работа, направленная на повышение образованности персонала и улучшения качества медицинской помощи.

Учебные занятия и тематические семинары предназначены для помощи специалистам в освоении и усовершенствовании профессиональных знаний и навыков. Учебные занятия проводятся, как правило, в одном подразделении с периодичностью не менее 1 раза в неделю. Учебное занятие может быть посвящено: разбору (презентации) главы современного учебного пособия/руководства; разбору клинического протокола (плана ведения пациента); клинической конференции; обзору периодической медицинской литературы (русскоязычной и зарубежной) и тематическому разбору публикаций; отчету сотрудника компании об участии в конференции, семинаре, о ста-

м

Медицинское образование и профессиональное развитие №2 (2) 2010

жировке на базе крупного лечебного/научного центра; презентации новых направлений в диагностике и лечении. Тематический семинар посвящается какой-то определенной медицинской проблеме и проводится не менее одного раза в месяц для врачей всех подразделений с представлением нескольких презентаций.

Самообучение с использованием программы дистанционного обучения — самостоятельное образование персонала клиники на рабочем месте с использованием программы Web-Tutor. Программное обеспечение Web-Tutor предназначено для создания учебных модулей с возможностью дистанционного обучения персонала МК ИДК на рабочем месте.

Экспертная работа подразумевает оказание информационно-консультационных услуг на базе клиники и является неотъемлемой частью профессиональной деятельности сотрудников медицинских подразделений, ключевой составляющей развития медицинского персонала. Экспертная работа включает обучение врачей сторонних организаций, а также обучение сотрудника клиники из другого подразделения на рабочем месте, чтение лекций слушателям института последипломного образования, организацию научно-практических семинаров, конференций, тренингов, мастер классов, work-shop и т.п. для внешней аудитории, разработку стандартов диагностики и лечения (клинических протоколов), разработку учебных материалов, тестовых заданий для программы дистанционного обучения, внедрение новой методики диагностики/лечения с разработкой инструкции, курирование студенческой научной работы профильных вузов, перевод на русский язык статьи, главы руководства и т.п.

Помимо участия врачей в образовательных мероприятиях, внутренние кредиты начисляются также за административную работу, направленную на улучшение качества оказания медицинских услуг. В частности, поощряется кредитными баллами подготовка статьи для публикации на интернет-сайте компании, подготовка информационной статьи для пациентов, а также участие врача в заседании комитетов, рабочих групп по клиническому управлению.

Выводы. Система непрерывного профессионального развития нацелена на создание условий для качественного профессионального развития медицинских работников путем организации учебных мероприятий как внутри компании, так и за ее пределами. Кроме того, система непрерывного профессионального развития способствует мотивации врачей и медсестер на самообучение и на преподавательскую деятельность (чтение лекций, докладов для курсантов, студентов, ординаторов, обучение врачей и медсестер сторонних организаций на рабочем месте по специальным программам).

Внедрение методологии доказательной медицины в городской многопрофильной больнице: первые шаги

Ренц Н.А., Шпилевой В.В.

МУЗ «Клиническая больница № 5» г.о. Тольятти

В конце 1980-1990-х гг. родилась новая наука — клиническая эпидемиология. Она отбирает и систематизирует достоверные результаты различных методов диагностики и лечения. Один из ее основных постулатов гласит: каждое клиническое решение должно базироваться на строго доказанных научных данных. В 1993 г. рабочая группа по доказательной медицине (Evidence based medicine working group) сделала следующее определение: «Доказательная медицина — это такой подход к медицинской практике, при котором решение о применении профилактических, диа-

Медицинское образование и профессиональное развитие №2 (2) 2010

гностических и лечебных мероприятий принимается исходя из полученных доказательств их эффективности и безопасности и который предполагает поиск, сравнение, обобщение и широкое распространение полученных доказательств для использования в интересах больных».

При всей значимости первой части определения — клинические исследования, следует особое внимание обратить на вторую часть: «...и который предполагает поиск, сравнение, обобщение и широкое распространение полученных доказательств для использования в интересах больных».

Именно это направление сейчас в больнице считается приоритетным. Наши первые шаги — это внедрение в лечебно-диагностический процесс знаний доказательной медицины и ее методологии. Мы обучаем врачей применять в повседневной деятельности информационные технологии, так как они позволяют использовать огромные базы знаний о методах и результатах лечебных практик и клинических исследований. Они обеспечивают доступность этих знаний для каждого врача и для каждого организатора работ.

С 20 июля 2010 г. по телемедицинской сети Самарской области и сети Интернет стартовал цикл вебинаров по теме «WEB-технологии и доказательная медицина». Этот цикл подготовлен специалистами МУЗ «Клиническая больница № 5» г.о. Тольятти при участии специалистов компании «Комсофт».

Цели цикла вебинаров:

• мотивация практикующих врачей к использованию интернет-ресурсов для поиска нужной информации;

• внедрение методов доказательной медицины в лечебно-диагностический процесс. Задачи вебинаров:

• дистанционное обучение врачей основам доказательной медицины;

• проведение тренингов по использованию Web-сервисов, предоставляющих врачам доказательства относительно эффектов медицинских вмешательств;

• использование Самарской телемедицинской сети и интернет-ресурсов для реализации методов доказательной медицины.

Этот цикл имеет практическую направленность и раскрывает основное содержание понятия «медицина, основанная на доказательствах», знакомит слушателей с самыми значимыми интернет-источниками доказательной медицины, такими как базы данных Кокрановской библиотеки и Национальной медицинской библиотеки США MEDLINE.

Ряд вебинаров построены по принципу тренингов, помогающих привить слушателям навыки работы с поисковыми медицинскими интернет-сервисами, овладеть операциями с результатами поиска. Другие темы посвящены оценке достоверности результатов исследования, оценке клинической значимости результатов и возможности их применения в практической работе, апробации рекомендуемой технологии ведения больных в конкретных клинических случаях и, наконец, оценке результатов собственного применения выбранных технологий.

В нашем ЛПУ с 29 июля 2010 г. приказом главного врача утверждены стандарты оказания медицинской помощи по всем профилям патологий. С 1 сентября 2010 г. эти стандарты обязательны для исполнения во всех отделениях нашего ЛПУ. В настоящее время рабочие группы врачей, разрабатывавших эти стандарты, проводят работу по приведению их в соответствие с критериями доказательной медицины: те методы лечения и диагностики, которые не имеют доказательной базы, не должны использоваться в лечебно-диагностическом процессе. Формулярная комиссия больницы исключает из формулярного перечня медикаментов препараты, эффективность которых не подтверждена статистически достоверными исследованиями.

м

Медицинское образование и профессиональное развитие №2 (2) 2010

Мы рассчитываем, что в течение следующего года данная работа будет завершена: и стандарты оказания медицинской помощи, и формулярный перечень медикаментов будут соответствовать критериям доказательной медицины. И, как следствие, ожидаем получить положительные результаты лечебно-диагностического процесса как с клинической, так и с экономический сторон.

Начатая нами работа не есть одноразовая кампания, но форма самосовершенствования, направленная на повышение качества, доступности и эффективности медицинской помощи. И эту глыбу свернуть в одиночку очень сложно. Поэтому мы решили применить новую для ЛПУ форму разработки медицинских технологий, основанную на открытых стандартах и сообществах специалистов и организаций, прежде всего медицинских и ИТ-компаний. Такое сообщество мы создали и назвали его OpenHealth.ru. Проект OpenHealth.ru — это сообщество людей и организаций, которые взаимодействуют, чтобы стимулировать развитие открытых стандартов и технологий в области медицины и здравоохранения. Такими технологиями и стандартами, в частности, являются доказательная медицина (ДМ) и свободное программное обеспечение (СПО). При этом проект акцентирует свои усилия на том, что непосредственно совершенствует технологии врачевания: диагностика, прогноз, лечение и профилактика заболеваний. Информационные технологии используются при этом как исключительно технологические инструменты в лечебно-диагностическом процессе, который по своей сути является процессом информационным. Но это тема другого доклада на конференции — «Новая бизнес модель внедрения информатизации в городской многопрофильной больнице».

Организационные формы мероприятий по непрерывному профессиональному развитию

средних медицинских работников

Садреева С.Х., Чернышова В.А.

ГОУДПО (повышения квалификации) специалистов «Самарский областной центр повышения квалификации специалистов здравоохранения», Самара

В современном здравоохранении особая роль отводится специалистам сестринского дела, именно от их профессиональных качеств зависит качество медицинских услуг. С 2010 г. в Самарской области реализуется программа непрерывного развития специалистов здравоохранения со средним медицинским и фармацевтическим образованием. Необходимость непрерывного профессионального развития сестринских кадров обусловлена увеличением объема медицинской и научной информации, ростом и усложнением предметного мира специалиста, развитием мобильности и способности быстро, на высоком профессиональном уровне осваивать новые области работ и функций, постоянной потребностью оперативно изменять — углублять, уточнять, конкретизировать — свою специальность, совершенствованием технологий медицинской деятельности, модернизацией технологического оборудования, внедрением компьютерной техники в профессиональную деятельность, увеличением творческих задач в деятельности сестринского персонала, автоматизацией ряда специальностей, внедрением современных технологий, направленных на минимизацию влияния человеческого фактора на качество медицинской помощи.

В рамках данной программы ряд мероприятий проводится государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Самарский областной центр повышения квалификации специалистов здравоохранения» (далее — СОЦПК).

Медицинское образование и профессиональное развитие №2 (2) 2010

м

Приложение

В соответствии с планом работы Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области по непрерывному профессиональному развитию специалистов здравоохранения СОЦПК проводит следующие мероприятия: региональные конференции, семинары, круглые столы, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства. Для каждого мероприятия устанавливаются миссия, цели, задачи, в соответствии с которыми определяются программа или сценарный план мероприятия, состав участвующих в проведении главных специалистов и ученых региональной системы здравоохранения.

В 2010 г. состоялись региональные конференции: «Сестринский персонал в улучшении качества жизни больных сердечно-сосудистой патологией» (30.03, 500 участников), «Формирование системы непрерывного профессионального развития специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (25.05, 450 участников). Выступления главных специалистов и ученых на пленарных заседаниях конференций вызывают огромный интерес аудитории, так как в своей повседневной профессиональной деятельности средние медицинские работники, как правило, не взаимодействуют со специалистами такого уровня. В программы конференций включаются секционные заседания, на которых с докладами и сообщениями выступают специалисты сестринского дела, фельдшера, акушерки и другие специалисты здравоохранения со средним медицинским и фармацевтическим образованием. Подобные мероприятия создают ситуацию эффективного профессионального общения, что является фактором повышения уровня профессиональных компетенций специалиста.

Особая роль в мероприятиях по непрерывному профессиональному развитию отводится активным формам их проведения: семинарам, мастер-классам, круглым столам. Количество участников этих мероприятий меньше, но их значимость увеличивается, так как создается возможность непосредственного взаимодействия с ведущими мероприятия, наблюдения и освоения навыков профессиональной деятельности.

В 2010 г. на базе СОЦПК проведены семинар «Роль специалиста сестринского дела в подборе светофильтров при офтальмологических заболеваниях» (04.02, 53 участника), мастер-классы «Современные технологии в практике хирургической медицинской сестры» (17.02, 65 участников), «Технология лабораторных исследований на биохимическом анализаторе БТЛТ-РЛХ-3300» (29.04, 75 участников), «Техника сестринской манипуляции определения остроты зрения на аппарате Ротта» (15.06, 35 участников), круглые столы «Современные методики вскармливания детей первого года жизни» (13.05, 157 участников), «Роль специалистов здравоохранения в лечебно-профилактических мероприятиях при артериальной гипертензии» (27.05, 45 участников).

С целью привлечения профессионального сообщества к одной из важнейших проблем современного здравоохранения — проблеме безопасности пациента — с 15 февраля по 20 мая 2010 г. СОЦПК был проведен конкурс научно-практических работ специалистов здравоохранения со средним медицинским образованием по теме «Безопасность пациента» (далее — конкурс).

Итоги конкурса подведены на региональной конференции, посвященной 20-летию СОЦПК, — «Формирование системы непрерывного профессионального развития специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием». На конкурс представлено 96 работ, его участниками стали специалисты учреждений здравоохранения Самарской области, городов Самара и Тольятти.

Можно констатировать, что в регионе происходит формирование системы непрерывного профессионального развития специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, определены формы мероприятий и накоплен некоторый опыт по их организации и проведению.

м

Медицинское образование и профессиональное развитие №2 (2) 2010

Современные проблемы подготовки анестезиологов-реаниматологов для скорой медицинской помощи и пути их решения

Труханова И.Г.

Самарский государственный медицинский университет, Самара

Последипломная подготовка квалифицированного специалиста должна отвечать требованиям практического здравоохранения. Сегодня многие базовые учебные программы нуждаются в корректировке в соответствии с современными условиями. Кафедра анестезиологии, реаниматологии и скорой медицинской помощи института последипломного образования Самарского государственного медицинского университета проводит обучение по двум специальностям — «Анестезиологии и реаниматологии» и «Скорой медицинской помощи». В последнее время произошла глобализация общественного интереса к службе скорой медицинской помощи (СМП), особенно в связи с положениями Национального проекта «Здоровье».

Хотелось бы обратить внимание на реорганизацию тематического усовершенствования для врачей анестезиолого-реанимационной бригады (АРБ) СМП. Оно не должно быть совместным с ТУ для врачей анестезиологов-реаниматологов стационаров, т.е. необходимо создание отдельного цикла 144 ч (достаточно 1 раз в год) с разработкой учебной программы и плана, которые бы учитывали потребности скорой медицинской помощи.

Исходя из этого предлагаем в программе учесть такие обязательные разделы, как:

1) юридические вопросы работы анестезиолога-реаниматолога в условиях догоспитального этапа (разбор конкретных ситуаций, например, оказание реанимационной помощи несовершеннолетнему, оказавшемуся без присмотра взрослых; оставление пострадавшего без медицинской помощи при угрозе жизни персоналу АРБ, законы, «работающие» в условиях догоспитального этапа (ДЭ), уровень законодательной защищенности прав медицинских работников СМП и т.д.);

2) синдромный подход к диагностике с обучением диагностическим, лечебным и тактическим алгоритмам при остром коронарном синдроме, острой дыхательной недостаточности, шоках и др. реаниматологических синдромах за счет уменьшения разбора отдельных нозологических форм. Отработка навыков проведения первичного и вторичного осмотра;

3) увеличение времени на тренинговую отработку в классах практических навыков техники базисной сердечно-легочно-мозговой реанимации, а также разбор особых ситуаций — техника проведения сердечно-легочной реанимации при черепно-мозговой травме, травме лица, пневмотораксе, тяжелой торакальной травме, тампонаде сердца. Обучение адекватным для ДЭ методам интубации трахеи. Надо отметить, что на этапе СМП любая интубация может считаться трудной. Проведенный нами анализ показал, что тот небольшой процент интубации трахеи, проведенный врачами АРБ, практически всегда сопровождался осложнениями, если проводился с помощью клинка и интубационной трубки. Поэтому считаем более целесообразным на ДЭ отработку методики интубации с помощью ларингеальной маски или комбитьюба;

4) методы обезболивания на ДЭ. Обучение навыкам новокаиновых блокад при переломах конечностей. Правильное использование наркотических и ненаркотических аналгетиков. Обезболивание пациента в бессознательном состоянии. Сокращение времени на освоение видов обезболивания, неиспользуемого на ДЭ — спинальная и эпидуральная анестезия, комбинированное обезболивание, внутривенный наркоз;

5) обучение работы с той аппаратурой, которой оснащен реанимобиль (электрокардиограф, дефибриллятор, электрокардиостимулятор) с уменьшением времени для ознакомления с мони-

Медицинское образование и профессиональное развитие №2 (2) 2010

м

торинговой, дыхательной и наркозной аппаратурой, используемой в отделениях реанимации и анестезиологии стационаров;

6) обучение принципам медицинской сортировки на конкретных ситуационных задачах и алгоритмам тактических действий АРБ в экстренных ситуациях;

7) более широкое использование тренинговых классов и программ совместно с Центром медицины катастроф.

Таким образом, создание отдельного цикла тематического усовершенствования для врачей анестезиологов-реаниматологов скорой медицинской помощи решит несколько проблем:

• позволит улучшить качество оказания догоспитальной помощи тяжелым пациентам, уменьшить смертность на догоспитальном этапе, повысить эффективность сердечно-легочной реанимации;

• позволит главным врачам и администрации станций скорой медицинской помощи в проведении адекватной кадровой политики, что будет способствовать укреплению совместной работы органов здравоохранения и учебных медицинских учреждений.

м

Медицинское образование и профессиональное развитие №2 (2) 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.