Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

217
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / НДС / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ / ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ЕАЭС / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Решетов Константин Юрьевич, Музалёва Татьяна Ивановна, Живодерова Анна Игоревна

В статье рассматриваются особенности системы налогообложения участников внешнеэкономической деятельности России по состоянию на 2022 год. Проанализированы теоретические аспекты применения таможенных пошлин и косвенных налогов: акцизов, НДС. Делается акцент на государственном регулировании деятельности экспортеров и импортеров на фоне современного кризиса, затрагивающего международное экономическое пространство. Дается и обосновывается прогноз развития мировой торговли на ближайшие годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF THE TAXATION SYSTEM OF RUSSIA'S INTERNATIONAL ECONOMIC ACTIVITY

In the article, the author discusses the features of the taxation system for participants in Russia's international economic activity as of 2022. Theoretical aspects of the application of customs duties and indirect taxes including excises, VAT are analyzed. The emphasis is placed on state regulation of the activities of exporters and importers against the backdrop of the current crisis affecting the international economic space. A forecast of global trade development for the coming years is given and justified.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ»

УДК 339.54

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ

Решетов Константин Юрьевич - д.э.н., доцент, заведующий кафедрой финансов и бухгалтерского учета АНО ВО «Национальный институт бизнеса», г. Москва, РФ;

профессор кафедры финансов и страхования ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», г. Москва, РФ

Konstantvip@yandex.ru https://orcid.org/0000-0003-4082-0903

Музалёва Татьяна Ивановна - к.э.н., доцент кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского

обеспечения Академии управления МВД РФ

E-mail: tmuzaleva@mail.ru

Живодерова Анна Игоревна - студентка 4-го курса ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», г. Москва, РФ

anna-zhivoder@yandex. ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности системы налогообложения участников внешнеэкономической деятельности России по состоянию на 2022 год. Проанализированы теоретические аспекты применения таможенных пошлин и косвенных налогов: акцизов, НДС. Делается акцент на государственном регулировании деятельности экспортеров и импортеров на фоне современного кризиса, затрагивающего международное экономическое пространство. Дается и обосновывается прогноз развития мировой торговли на ближайшие годы.

Ключевые слова: налогообложение, внешнеэкономическая деятельность, экспорт, импорт, НДС, таможенные платежи, международная торговля, Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс ЕАЭС, экономические санкции.

SPECIFICS OF THE TAXATION SYSTEM OF RUSSIA'S INTERNATIONAL ECONOMIC ACTIVITY

Reshetov Konstantin Yurievich - Doctor of Economics, Associate Professor,

Head of the Department of Finance and Accounting ANO VO «National Institute of Business», Moscow, Russia;

Professor of Finance and Insurance Department Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia

Konstantvip@yandex.ru https://orcid.org/0000-0003-4082-0903

Muzaleva Tatiana Ivanovna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Organization of Financial, Economic, Material, Technical and Medical Support of the Academy of Management of the Ministry of

Internal Affairs of the Russian Federation E-mail: tmuzaleva@mail.ru

Zhivoderova Anna Igorevna - 4th year student Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia anna-zhivoder@yandex.ru

Abstract. In the article, the author discusses the features of the taxation system for participants in Russia's international economic activity as of 2022. Theoretical aspects of the application of customs duties and indirect taxes including excises, VAT are analyzed. The emphasis is placed on state regulation of the activities of exporters and importers against the backdrop of the current crisis affecting the international economic space. A forecast of global trade development for the coming years is given and justified.

Key words: taxation, international economic activity, export, import, VAT, customs duties, international trade, Tax Code of the Russian Federation, Customs Code of the Eurasian Economic Union, economic sanctions.

Торговля на протяжении всей истории выступает движущей силой экономического развития стран. Как известно, международная торговля представляет собой одно из направлений международных экономических отношений, направленных на возмездное перемещение товаров и услуг через национальные границы государств, базируясь на принципах международного разделения труда. Главная задача торговых отношений состоит в эффективном использовании экономических ресурсов, минимизации издержек производства экономических благ и удовлетворение спроса потребителей.

Активное участие стран в международном разделении труда позволяет достигать масштабные цели, но в то же время формирует международную взаимозависимость: производство товаров и оказание услуг распределены широкой сетью по всему миру, следовательно нарушение конъюнктуры рынка в одной стране может привести к необратимым последствиям в другой.

Так, за последние три года обострились проблемы в сфере торговых отношений, ведущих к затруднениям в поставках и возникновению перебоев в логистических цепочках. Вследствие массовых ограничений пандемии COVID-19 и нестабильной политической обстановки пострадали ряд поставщиков, мелкий и средний бизнес. Наблюдается снижение активности на глобальных рынках и спад темпов экономического роста во всем мире. Рост мировой торговли по прогнозам Всемирной Торговой Организации составит всего лишь 3% в 2022 году и до 3,4% в следующем из-за последствий пандемии и геополитики, а торговля все еще будет находиться на уровне ниже 2019 года [22]. «Торговля была и останется важнейшим средством адаптации к растущим глобальным потрясениям, которые в настоящее время переживает мир» - заявила Нгози Оконджо-Ивеала, генеральный директор ВТО, на неофициальном заседании Генерального совета в марте 2022 года [23]. Генеральный директор ВТО предупреждает о серьезном ударе, нанесенном по мировой экономике, в связи с пандемией Covid-19 и кризисом на Украине, призывая к глобальной солидарности и сотрудничестве всех стран мира.

На глобальные диспропорции в международных поставках также указывает индикатор торговли товарами - барометр ВТО. На 21 февраля 2022 года барометр, иллюстрирующий текущее состояние торговли намного раньше официальной статистики, находился на уровне 98,7 пунктов при базовых 100 пунктах. Примечательно, что только в конце ноября 2021 года он составлял 99,5 пункта. На данный момент выпуск данных о барометре отложен в связи с последними геополитическими событиями по причине невозможности отследить ситуацию в динамике [24]. Тем не менее, можно предположить, что на весну 2022 года показатель находился бы на уровне ниже прежнего: по причине введенных против России санкций наблюдаются ограничения и перебои в цепочках поставок, возникает проблема с транзакциями, что может привести к полному искажению торговых взаимоотношений.

Эксперты по всему миру отмечают серьезные экономические и деловые последствия санкций: санкции против России и ответные меры существенно замедлят мировые темпы роста. По данным британского издания «The Guardian» исключение России из системы SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications) - международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей, нанесет значимый ущерб не только российской экономике, но и Западу, так как возникнет вопрос о способности платить за российский газ [19], более того отказ США покупать российские энергоресурсы обернулся резким ростом цен на газ и нефть. По данным Международной биржи ICE цена за фьючерс на нефть марки Brent на 17 мая 2022 г. составила 113,3 долларов США, что выше стоимости на 32% по сравнению с ценой на первое февраля этого года. Максимальное значение стоимости майских фьючерсов на нефть

зафиксировано 8 марта, когда цена за баррель дошла до 130 долларов США [18]. Сокращение поставок газа чревато замедлением промышленного производства в Европе. Помимо проблем энергоресурсов цены на продовольствие поднялись до самого высокого уровня, более чем во время пандемии, а глобальные цепочки поставок затронуты экспортными, импортными и финансовыми ограничениями, что вынуждает игроков на рынке приостанавливать свою деятельность.

Следовательно, вышеперечисленные факторы вынуждают государство трансформировать свою деятельность, в том числе наблюдаются изменения в налоговой политике для поддержки отечественного бизнеса. Поэтому тема налогообложения внешнеэкономической деятельности вызывает множество вопросов и должна быть глубоко исследована.

Анализ налоговых инструментов стоит начать с определения системы налогообложения. Система налогообложения - это порядок взимания налогов государством, основными элементами которой являются: сам объект налогообложения - при возникновении которого появляется необходимость платить налог, например прибыль; налоговая база - стоимостная характеристика объекта налогообложения; налоговый период - промежуток времени, после которого исчисляется налоговая сумма; налоговая ставка; порядок расчета налога; порядок исчисления и уплаты налога [1]. Важным моментом ведения коммерческой деятельности служит грамотный выбор системы налогообложения (налогового режима): от выбора того или иного налогового режима зависит эффективность и жизнеспособность бизнеса.

Ведение внешнеторговой деятельности подразумевает особый порядок налогообложения. При перемещении товаров через границы участники ВЭД обязаны осуществить следующие виды таможенных платежей: налог на добавленную стоимость (НДС), таможенные пошлины и сборы, акцизы. Целями налогового регулирования экспортно-импортных операций можно считать обеспечение адекватных пропорций между вывозом и ввозом товаров; поддержание интеграции страны в международный рынок. С одной стороны, политика нацелена на поддержку отечественных производителей, с другой - на обеспечение потока разнообразных товаров, не имеющих аналогов, на внутренний рынок. Также взимание платежей в сфере ВЭД - крупный источник поступления средств в федеральный бюджет.

Несмотря на общепринятые в мировой практике инструменты налогообложения, каждое государство осуществляет уникальную налоговую политику в сфере торговли, ставя перед собой достижение нужных целей данной страны. В данной статье страной для анализа выступит Россия.

После вступления России в Таможенный союз ЕАЭС в 2010 году, налогообложение в области внешнеэкономической деятельности (уплаты таможенных пошлин и сборов) регулируется нормами Таможенного кодекса ЕАЭС. ТК ЕАЭС задает единый порядок перемещения товаров через

границу таможенной территории, в которую также входят национальные территории Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии [2].

Систему налоговых органов России возглавляет Министерство финансов РФ, которому подконтрольны: Федеральная налоговая служба РФ, Федеральная таможенная служба РФ, а также прочие региональные и местные подразделения и отделы. В полномочия органов входят: правильность подсчета собираемых сборов и налогов, обеспечение полноты их уплаты в бюджеты разных уровней.

В России выделяют следующие налоговые режимы [1]:

1. Общая система налогообложения (ОСНО).

Режим действует по умолчанию и без каких-либо ограничений. Налогоплательщик, использующий ОСНО, обязан платить следующие виды налогов по ставкам:

• налог на прибыль организаций - 20% (не учитывая льготные категории); для индивидуальных предпринимателей (далее ИП) налог на доходы физических лиц составляет 13%-15%;

• НДС по трем ставкам - 0%, 10%, 20% в зависимости от номенклатуры товара;

• налог на имущество организаций до 2,2% / налог на имущество физических лиц - до 2 % (ИП)

• и другие.

2. Упрощенная система налогообложения (УСН).

Эта система популярна среди среднего и малого бизнеса. Она существует в двух вариациях: УСН 6% доходы - упрощенная система налогообложения, при которой налогоплательщик перечисляет государству 6% от полученных доходов, при этом не учитывая расходы. Однако, данный вариант подходит для бизнеса с ограничениями по доходам (не более 150 млн рублей в год) и количеству наемных рабочих (не более 100 человек). Также существуют ограничения по видам деятельности, например, банковская и страховая, подакцизная деятельности, добыча полезных ископаемых и другие (ст. 346.12 НК РФ) не могут функционировать по УСН. Такое налогообложение не подойдет для бизнеса с высокой долей расходов в выручке. Следующий вид УСН - доходы минус расходы c налоговой ставкой в 15%, однако в зависимости от регионального законодательства процент может варьироваться до 5%. Лимитами для данного варианта УСН являются: годовой доход не более 164,4 млн рублей и количество персонала в 100 человек.

3. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

ЕСХН направлен, в первую очередь, на поддержку сельскохозяйственного сектора. Налоговая ставка по ЕСХН - 6% от чистого дохода. Режим можно применять организациям и ИП при условии, что доля дохода, полученная от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции или сельскохозяйственных услуг в общей сумме доходов субъекта, составляет не менее 70%. Под режим попадают услуги в области животноводства

и растениеводства, рыбохозяйственных операций, более полный перечень деятельности, подходящий для данного режима, отображен в Федеральном законе №216-ФЗ от 23.06.2016 «О внесении изменений в статьи 346-2 и 346-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» [3]. Можно сказать, что ЕСХН гораздо облегчает процедуру налогового учета и стимулирует развитие сельского хозяйства в России.

4. Патентная система налогообложения (ПСН).

ПСН считается не совсем полноценной системой налогообложения, это скорее специальный налоговый льготный режим, применяемый для индивидуальных предпринимателей. Отличительная черта режима - это возможность для предпринимателя уплачивать только патент вместо сдачи налоговой декларации. Для расчета налога не учитываются реальные доходы, а оплачивается сумма возможного потенциального годового дохода в зависимости от места и вида деятельности. Стоит отметить, что перечень видов деятельности, для которых разрешено ведение учета по ПСН достаточно ограничен, в основном, это услуги для населения, мелкое производство и розничная торговля (запрещена продажа таких товаров, как обувь, лекарства, меховых изделий и прочее). Ограничены и площадь торговых точек, и количество сотрудников - не более 15 человек.

5. Специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» [16].

НПД - форма налога для физических лиц (самозанятых) и индивидуальных предпринимателей, подразумевающий налог на профессиональный доход, то есть доход от деятельности, при которой не были привлечены наемные работники, и деятельности, исключающей доход от использования имущества. Например, оказание косметических услуг на дому, удаленная работа через интернет, сдача квартиры в аренду. Специальный режим исключает перепродажу, торговлю подакцизными товарами, а максимальный доход должен составлять не менее 2,4 млн в год.

6. Автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН).

АУСН можно отнести к специальному режиму, введенному Федеральным законом от 25 февраля 2022 года №17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» в тестируемом формате [16]. Режим вступит в работу с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года в таких регионах РФ, как город Москва, Московская и Калужская области, Республика Татарстан. Новый специальный режим заключается в автоматизации уплаты налогов на основании данных в личном кабинете налогоплательщика: информации по расчетному счету, поступившей от уполномоченного банка, данные онлайн контрольно-кассовых машин и информация самого плательщика. При этом налоговую отчетность, 6-НДФЛ и РСВ сдавать не потребуется. Применять АУСН могут как индивидуальные

предприниматели, так и юридические лица, тем не менее запретный перечень налогоплательщиков достаточно широкий.

В качестве критериев выбора системы налогообложения выделяют: организационно-правовую форму, показатель выручки, количество наемных рабочих, вид деятельности, условия ведения бизнеса. Организации, ведущие внешнеторговую деятельность в крупных объемах, как правило, выбирают общую систему налогообложения для того, чтобы принимать налог на добавленную стоимость к вычету. Применение упрощенной системы налогообложения может быть выгодно, если учитывать НДС в составе налогов при УСН 15%, однако УСН 6% применяться для ВЭД не стоит.

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ товары облагаются НДС. Налог на добавленную стоимость — это косвенный налог, который закладывается в стоимость товара или услуги. В конечном счете стоимость налога ложится на плечи последнего потребителя, отсюда его часто называют «налогом на потребление». С экономической точки зрения НДС нейтрален - он не вносит искажений в экономическую систему, и облагается им только потребление внутри страны, что ставит в равные условия отечественных и иностранных игроков рынка [1].

Нормы применения НДС и акцизов в РФ закреплены в главах 21 и 22 Налогового кодекса РФ, который устанавливает систему налогов и сборов на территории страны и определяет налоговые взаимоотношения резидентов и нерезидентов РФ с государством. На данный момент в НК РФ установлены три ставки НДС в размере 0%, 10% и 20%. Плательщики НДС -декларант или заинтересованное лицо, уплачивают сумму налога, равную ставке налога, умноженного на налоговую базу. Налоговая база определяется как таможенная стоимость товара, включающая сумму таможенной пошлины и акциза (в случае подакцизного товара).

Получая товары за рубежом, импортер обязан уплатить налог, исходя из таможенной стоимости товара, в которую включены пошлины и акцизы, но согласно статье 171 НК РФ [1], уплаченный импортный НДС подлежит налоговому вычету при предъявлении соответствующих документов. Экспортный НДС возникает при вывозе товаров за пределы страны и взимается по ставке в 0%, если плательщиком обоснована реализация товара за территорию.

В настоящее время отечественная налоговая политика переживает колоссальные изменения в связи с внешнеполитическими событиями. Уход с российского рынка международных игроков и санкции, введенные против российского экспорта, создают вызовы, требующие незамедлительных реформ. Так, Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» №67-ФЗ, вступивший в силу 26 марта 2022 года, предусматривает дополнительные возможности для заявительного порядка

возмещения НДС [6]. Сама процедура представляет собой возможность возврата НДС до завершения камеральной проверки в срок до 11 рабочих дней. До нынешних событий право на заявительный порядок возмещения НДС имели крупные компании, сумма выплачиваемых налогов за год которых превышала 2 млрд рублей, и производители вакцин. Другие компании для ускоренного возмещения были обязаны предоставить банковские гарантии/поручительства. Начиная с I квартала 2022 года такой возможностью могут воспользоваться все налогоплательщики, исключая субъектов в процессе ликвидации, банкротства или реорганизации.

Следующим обязательным видом платежей при осуществлении внешнеэкономической деятельности являются таможенные пошлины. Таможенная пошлина представляет собой обязательный платеж, взимаемый с участников ВЭД при пересечении товаров через границу таможенной территории. Налоговой базой платежа служит таможенная стоимость товара, которая рассчитывается шестью методами, согласно мировым практикам. Наиболее распространенный метод расчета - определение по стоимости сделки, подлежащей к уплате при перемещении груза. Таким образом, таможенная стоимость состоит из стоимости покупки и дополнительных расходов на страхование, транспортировку, лицензирование и др. [15].

Таможенные пошлины делятся на два вида: ввозная и вывозная. Ввозная таможенная пошлина, взимаемая за пересечение границы иностранными товарами, имеют протекционистский характер, обеспечивая защиту внутренних производителей и регулируя импорт. Платежи не платят физические лица на товары личного пользования, а также страны, входящие в Зоны свободной торговли - тип международной интеграции, для стран-участников которой отменяются таможенные платежи при взаимной торговле (НАФТА, ЦЕАСТ). Вывозные пошлины, уплачиваются при вывозе товаров за таможенную территорию.

В рамках Таможенного Союза ЕАЭС установлен Единый таможенный тариф (ЕТТ), в котором обозначены виды ставок таможенных пошлин по определенным видам товаров, ввозимых или вывозимых за территорию Союза из третьих стран. Ставки ввозных таможенных пошлин устанавливаются Комиссией ЕАЭС и подразделяются на три вида: адвалорная (в процентах от таможенной стоимости товара), специфическая (на единицу товара) и комбинированная (сочетает как адвалорную, так и специфическую виды ставок) [2]. В отношении стран, к которым не применяется режим наибольшего благоприятствования, ставки таможенных пошлин увеличиваются вдвое, за исключением предоставленных преференций. Вывозные таможенные пошлины регулируются Постановлением Правительства от 27 ноября 2021 года № 2068 [8], в соответствие с 3 статьей ФЗ «О таможенном тарифе» РФ.

В связи с недавними событиями решением Совета Евразийской экономической комиссии 17 марта 2022 года вносятся временное освобождение

от ввозных таможенных пошлин на территорию ЕАЭС товаров «критического импорта» - наиболее важных категорий товаров [15]. Мера, направленная на стабилизацию экономической ситуации в период с 28 марта по 30 сентября 2022 года, охватывает следующие виды товаров: продовольственные товары и используемые в их производстве; товары для производства и реализации продовольственной продукции; товары, необходимые для производства фармацевтической продукции; товары, требующие для производства электронной продукции; товары, необходимые для развития цифровых технологий; товары для производства в сфере легкой промышленности; товары для производства металлургической продукции; товары, используемые в строительном секторе; товары, используемые в области транспорта.

Акциз - это косвенный налог, название которого произошло от латинского слова «accido», означавшего «обрезать», что можно интерпретировать как «отдать кусочек» государству. В действительности же платеж связан с излишествами, то есть предметами не первой необходимости, носящими, как правило, отрицательную полезность, как например, табачная и алкогольная продукция, также объектами налогообложения выступают операции, совершаемые с такими товарами, как этан, природный газ, легковой транспорт и мотоциклы с мощностью выше 150 л.с. Акцизная система решает вопросы пополнения федерального бюджета, так и возможность регулирования объема товаров, приносящих урон потребителям. Налогоплательщиком акцизов выступают перевозчики подакцизных товаров за территорию, так и производители внутри страны.

В главе 22 НК РФ дается перечень категорий подакцизных товаров, поделенных на 21 группу. Объектом налогообложения признаются операции, совершаемые с подакцизными товарами, за исключением пунктов, указанных в статье 183 НК РФ [1].

Налогоплательщики, ведущие свою деятельность и получающие доходы на территориях нескольких стран, могут столкнуться с принципом двойного налогообложения. Двойное налогообложение представляет собой взимание налогов с одного и того же актива несколько раз, возникает по причине отсутствия информации у налоговых органов государства об уплате налога на территории другой страны. На данный момент Россия урегулировала избежание двойного налогообложения со многими странами путем заключения международных договоров на взаимный обмен налоговой информацией. Так, на момент до эскалации конфликта Россия вела налоговый обмен с 84 странами [14]. Начиная с 24 февраля 2022 года Министерство финансов США прекратили частичный обмен налоговой информацией с Россией, а в апреле официально объявили о денонсации соглашения с Россией, заключенного 30 лет назад. Цель Минфина США - не предоставлять информацию российскому правительству, которая может поспособствовать «обогащению за счет увеличения собираемости налогов» [21]. Заявление о приостановке полного обмена налоговой информацией с Россией сделала

Великобритания в марте 2022 года, отказываясь предоставлять информацию по любому из соглашений Великобритании (Обмен информацией по запросу, Единый стандарт отчетности, Отчетность по странам) [20]. Данное событие лишает доступа ФНС РФ к финансовым данным граждан России в Великобритании (в том числе информация о доходах на банковских счетах), что может привести к негативным последствиям как для налогоплательщиков, так и налоговиков. В первую очередь, прекращение обмена информацией может способствовать уклонению лиц от налоговых обязательств в отношении налогового и валютного законодательства, однако, уклонение от налогов возможно только в краткосрочной перспективе, так как при восстановлении информации налогоплательщики смогут быть привлечены к административной и уголовной ответственности. С другой стороны, ситуация уменьшает возможности граждан России на осуществление валютных операций в стране, с которой не налажен взаимообмен экономической информацией.

В связи с экономическим положением страны на данный момент, стоит отметить необходимость государственного вмешательства в деятельность участников ВЭД. Например, упрощение налоговых и таможенных процедур, отмена пошлин на некоторые категории товаров и предоставление налоговых каникул некоторым категориям бизнеса введены для смягчения санкций и преобразования благоприятных условий развития отечественной торговли.

Одной из мер на введенные санкции по отношению к России стал указ Президента РФ от 08.03.2022 № 100 «О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности» [7] о запрете вывоза за пределы территории РФ более 200 товаров следующих категорий: фармацевтическая продукция; технологическое оборудование, станки и оборудование; телекоммуникационная аппаратура и электрические устройства; транспортные средства; сельскохозяйственная техника. Исключением являются российские товары, сопровождаемые сертификатом о происхождении СТ-1; перемещаемые в рамках транзита; экспортируемые по лицензиям ФСТЭК и ФСВТС; вывозимые физическими лицами для личного пользования; производимые в ЕЭАС, предусматривающие вывоз. Запрет не распространяется на такие страны: участниц ЕАЭС, Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Донецкая и Луганская Народные Республики [9,10].

Также установлен запрет на вывоз товаров группы 44 ТН ВЭД ЕАЭС в отношении перечня сорока восьми «недружественных» государств [11]. Номенклатура включает в себя древесину, лесоматериалы, деревянные листы для облицовки и др. До конца 2022 года Правительством России введены меры в отношении экспорта отдельных товаров: ограничения на вывоз зерна: пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы, белого и тростникового сахара [12,13].

В то же время со стороны США был опубликован перечень товаров (570 наименований), запрещенных для экспорта в Россию. Со стороны ЕС под санкции попали товары в сфере нефтепереработки, авиации, космической отрасли, морского судоходства, радиосвязи, товары двойного назначения.

Несомненно, ограничительные действия стран вызывают препятствия для участников ВЭД с обеих сторон: иностранные экспортеры сталкиваются с проблемами доставки товаров морем и авиаперелетами; увеличиваются сроки оформления экспорта в странах ЕС (с 25 февраля 2022 года постановлением Совета ЕС иностранным участникам необходимо получать разрешения на экспорт перечня товаров в Россию); возникают очереди на границах, и значительно увеличиваются тарифы на перевозку автомобильным транспортом.

Российские поставщики сталкиваются с таким родом проблем: сложности поставок, связанные с запретом на экспорт; проблемы с оформлением документов об оценке соответствия и предоставлением документов для таможенного оформления, снижение индекса таможенной стоимости, приобретающих товар в рублях. ИТС - это показатель, равный отношению общей таможенной стоимости к общему весу нетто, как правило индекс рассчитывается в долларах США. Снижение индекса ведет к увеличению рисков дополнительных проверок и запросов документации у декларанта, так как при уровне ИТС ниже риска возникает угроза занижения цены товаров.

Государственная поддержка нацелена восстановить стабильные торговые отношения и снизить риски перебоев цепочек поставок. Тем не менее, политика государства не всегда способна полностью отвечать потребностям бизнеса. Со стороны таможенно-тарифного регулирования возникает запрос о временном снижении ставок ввозных пошлин на сырье и комплектующие на товары, не имеющие аналогов на внутреннем рынке и необходимые для производства социально-значимых продуктов. Данная мера обусловлена введением торгового эмбарго ряда стран-экспортеров (США, Япония, Тайвань) на высокотехнологичные товары, например микрочипы, без которых невозможно производство бытовых товаров, компьютеров и автомобилей. Также мера сможет стабилизировать цены на социально-значимые товары, производители которых столкнулись с усложнением логистических товаров и международным ростом цен на сырье.

Список использованных источников

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая), принятый Федеральный законом от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Российская газета. № 148149. 06.08.1998. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая), принятый Федеральный законом от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Парламентская газета. № 151-152. 10.08.2000.

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org. 12.04.2017.

3. Федеральный закон от 23.06.2016 № 216-ФЗ «О внесении изменений в статьи 346-2 и 346-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // Российская газета. № 139. 28.06.2016.

4. Федеральный закон от 30.07.2019 № 255-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // Российская газета. № 170. 05.08.2019.

5. Федеральный закон от 25.02.2022 № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» // Российская газета. № 43. 01.03.2022.

6. Федеральный закон от 26.03.2022 № 67-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // Российская газета. № 66. 29.03.2022.

7. Указ Президента РФ от 08.03.2022 № 100 «О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности» // Российская газета. № 51. 10.03.2022.

8. Постановление Правительства РФ от 27.11.2021 №2 2068 «О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза» // Собрание законодательства РФ. 06.12.2021 №2 49 (Часть I). ст. 8255.

9. Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 №2 311 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. №100» // Собрание законодательства РФ. 14.03.2022. № 11. ст. 1703.

10. Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 № 312 «О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 14.03.2022. № 11. ст. 1704.

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 № 313 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100» // Собрание законодательства РФ. 21.03.2022. № 12. ст. 1819.

12. Постановление Правительства РФ от 14.03.2022 г. № 361 «О введении временного запрета на вывоз сахара белого и сахара-сырца тростникового из Российской Федерации» // Российская газета. № 57. 17.03.2022.

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.03.2022 № 362 «О введении временного запрета на вывоз зерновых культур за пределы территории Российской Федерации» // Российская газета. № 57. 17.03.2022.

14. Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами URL : https: //minfin.gov.ru/ru/document/?id_4= 124786-spisok_mezhdunarodnykh

_dogovorov_ob_izbezhanii_dvoinogo_nalogooblozheniya_mezhdu_rossiiskoi_f ederatsiei_i_drugimi_gosudarstvami_list_of_the_tax_agreements_for_the_avoid ance_o.

15. Официальный сайт Евразийской экономической Комиссии URL: https: //eec. eaeunion. org/.

16. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/princtax/.

17. Российский налоговый портал URL: http://taxpravo.ru/.

18. Intercontinental Exchange (ICE) URL: https://www.theice.com/ prod-ucts/219/Brent-Crude-Futures/data?marketId= 5166943&span=2.

19. The Guardian. What is Swift and what will shutting Russia out of it achieve? URL: https://www.theguardian.com/technology/2022/feb/24/what-is-swift-international-payments-network-russia-sanction.

20. UK suspends tax co-operation with Russia: Government UK official site. URL: https://www.gov.uk/government/news/uk-suspends-tax-co-operation-with-russia.

21. U.S. suspends tax information exchange with Russian authorities: Reuters International News Agency. URL: https://www.reuters.com/world/us/exclu-sive-us-suspends-tax-information-exchange-with-russian-authorities-treasury-2022-04-05/.

22. WTO. The Crisis in Ukraine. Implications of the war for global trade and development. URL: https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/ imparctu-kraine422_e.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. WTO news: DG Okonjo-Iweala: «This is not the time to retreat inward». URL: https://www.wto.org/eng-lish/news_e/news22_e/dgno_2 8mar22_e. htm.

24. WTO Trade barometers. URL: https://www.wto.org/english/res_e/ sta-tis_e/wtoi_e.htm.

References

1. Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast' pervaya), prinyatyi Fed-eral'nyi zakonom ot 31.07.1998 № 146-FZ, Rossiiskaya gazeta. № 148-149. 06.08.1998. Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast' vtoraya), prinyatyi Federal'nyi zakonom ot 05.08.2000 № 117-FZ, Parlamentskaya gazeta. № 151152. 10.08.2000.

2. Tamozhennyi kodeks Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza (red. ot 29.05.2019), Ofitsial'nyi sait Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza http://www.eaeunion.org. 12.04.2017.

3. Federal'nyi zakon ot 23.06.2016 №2 216-Б7 «О vnesenii izmenenii V stat'i 346-2 i 346-3 chasti vtoroi Nalogovogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii», Rossiiskaya gazeta. № 139. 28.06.2016.

4. Federal'nyi zakon ot 30.07.2019 № 255-Б7 «О vnesenii izmenenii V chast' vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii», Rossiiskaya gazeta. № 170. 05.08.2019.

5. Federal'nyi zakon ot 25.02.2022 № 17-Б2 «О provedenii eksperimenta ро ustanovleniyu spetsial'nogo nalogovogo rezhima «Avtomatizirovannaya ир-roshchennaya sistema nalogooblozheniya», Rossiiskaya gazeta. № 43. 01.03.2022.

6. Federal,nyi 7акоп ot 26.03.2022 №2 67-Б7 «О vnesenii izmenenii V chasti регуиуи i vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii i stat,yu 2 Feder-al'nogo zakona «О vnesenii izmenenii V chast' vtoruyu Nalogovogo kodeksa Ros-siiskoi Federatsii», Rossiiskaya gazeta. № 66. 29.03.2022.

7. Ик^ Prezidenta ЯБ ot 08.03.2022 № 100 «О рптепепп V tselyakh obespecheniya bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii spetsial,nykh ekonomicheskikh mer V sfere vneshneekonomicheskoi deyatel'nosti», Rossiiskaya gazeta. № 51. 10.03.2022.

8. Postanovlenie Pravitel'stva ЯБ ot 27.11.2021 № 2068 «О stavkakh vyvoznykh tamozhennykh poshlin na tovary, vyvozimye iz Rossiiskoi Federatsii za predely tamozhennoi territorii Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza», So-Ь^е zakonodatel'stva ЯБ. 06.12.2021 № 49 (Chast' I). st. 8255.

9. Postanovlenie Pravitel'stva ЯБ ot 09.03.2022 № 311 «О тегаЬЬ ро гео!-izatsii Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 8 marta 2022 g. №100», So-branie zakonodatel'stva ЯБ. 14.03.2022. № 11. st. 1703.

10. Postanovlenie Pravitel,stva ЯЕ ot 09.03.2022 № 312 «О vvedenii по vremennoi osnove razreshitel,nogo poryadka vyvoza otdel,nykh vidov tovarov za predely territorii Rossiiskoi Federatsii», Sobranie zakonodatel'stva ЯБ. 14.03.2022. № 11. st. 1704.

11. Postanovlenie Pravitel,stva Rossiiskoi Federatsii ot 09.03.2022 № 313 «О merakh ро realizatsii Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 8 marta 2022 g. № 100», Sobranie zakonodatel'stva ЯБ. 21.03.2022. № 12. st. 1819.

12. Postanovlenie Pravitel'stva ЯБ ot 14.03.2022 g. № 361 «О vvedenii vremennogo zapreta na vyvoz sakhara belogo i sakhara-syrtsa trostnikovogo iz Rossiiskoi Federatsii», Rossiiskaya gazeta. № 57. 17.03.2022.

13. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 14.03.2022 № 362 «О vvedenii vremennogo zapreta ПО vyvoz zernovykh М^Г za predely territorii Rossiiskoi Federatsii», Rossiiskaya gazeta. № 57. 17.03.2022.

14. Spisok mezhdunarodnykh dogovorov ob izbezhanii dvoinogo т^-gooblozheniya mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i drugimi gosudarstvami ШЬ: https://minfm.gov.ru/ru/document/?id_4=124786-spisok_mezhdunarodnykh

_dogovorov_ob_izbezhanii_dvoinogo_nalogooblozheniya_mezhdu_rossiis-koi_federatsiei_i_drugimi_gosudarstvami_list_of_the_tax_agree-ments_for_the_avoidance_o.

15. Ofitsial'nyi sait Evraziiskoi ekonomicheskoi Komissii URL: https: //eec. eaeunion. org/.

16. Ofitsial'nyi sait Federal'noi nalogovoi sluzhby Rossiiskoi Federatsii URL : https: //www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/princtax/.

17. Rossiiskii nalogovyi portal URL: http://taxpravo.ru/.

18. Intercontinental Exchange (ICE) URL: https://www.theice.com/ prod-ucts/219/Brent-Crude-Futures/data?marketId= 5166943&span=2.

19. The Guardian. What is Swift and what will shutting Russia out of it achieve? URL: https://www.theguardian.com/technology/2022/feb/24/what-is-swift-international-payments-network-russia-sanction.

20. UK suspends tax co-operation with Russia: Government UK official site. URL: https://www.gov.uk/government/news/uk-suspends-tax-co-operation-with-russia.

21. U.S. suspends tax information exchange with Russian authorities: Reuters International News Agency. URL: https://www.reuters.com/world/us/exclu-sive-us-suspends-tax-information-exchange-with-russian-authorities-treasury-2022-04-05/.

22. WTO. The Crisis in Ukraine. Implications of the war for global trade and development. URL: https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/ imparctu-kraine422_e.pdf.

23. WTO news: DG Okonjo-Iweala: «This is not the time to retreat inward». URL: https://www.wto.org/eng-lish/news_e/news22_e/dgno_2 8mar22_e. htm.

24. WTO Trade barometers. URL: https://www.wto.org/english/res_e/ sta-tis e/wtoi e.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.