БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2011. № 4. С. 198-200.
УДК 657.24
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ УЧЁТА В ХОЛДИНГАХ*
ACCOUNTING DATA SYSYTEM TO IMPACT COMPANY STOCK-TAKING
И.С. Богданович I.S. Bogdanovich
Омский государственный институт сервиса
Дана характеристика бухгалтерской информации, которая включает в себя бухгалтерскую финансовую информацию, бухгалтерскую управленческую информацию и бухгалтерскую налоговую информацию. С учётом общеизвестных и выявленных автором особенностей системы бухгалтерской информации предложена последовательность организации учёта в холдингах.
The article describes finance, management and tax sides in accounting information. Taking into account the open secrets and the author’s findings within accountancy system, the article provides the order of stock-taking in holdings.
Ключевые слова: бухгалтерская информация, система, организация учёта, холдинг.
Key words: accounting information, system, stock-taking, holding.
Эффективность управления организацией в большей степени определяется наличием оперативной, надежной и достоверной информации, используемой менеджментом компании. Качество управления во многом зависит от совершенства работы с информацией и требует четкой организации таких процессов, как её сбор, анализ и обработка.
Информационная система любого предприятия состоит из взаимосвязанных подсистем: технологической, конструкторской, экономической и др. Информационные потребности большинства предприятий с целью управления хозяйственными процессами одинаковы -количественная и качественная информация. В современных условиях используется информация из учетных и внеучетных источников. Однако ведущая роль сохраняется за учетной информацией, на долю которой приходится свыше 70 % общего объема. Данное положение определяется тем, что бухгалтерский учет «охватывает процессы производства, обращения и распределения общественного продукта, формируя информацию о кругообороте средств и результатах их деятельности» [1, с. 11]. Сле-
довательно, в системе бухгалтерского учета формируется информация, которая необходима для контроля и последующего регулирования всего производственного процесса. В свою очередь бухгалтерская информация включает:
• бухгалтерскую финансовую информацию, которая используется для управления предприятием, но в то же время теряет ценность в силу того, что носит ретроспективный характер;
• бухгалтерскую управленческую информацию, которая является основой для принятия решения и которая базируется на основе финансовой информации;
• бухгалтерскую налоговую информацию, которая в меньшей степени используется для принятия управленческих решений, но при этом играет важную роль в деятельности предприятия, поскольку налоговые платежи являются значительной статьёй расхода для большинства компаний.
В связи с вышеперечисленным повышается роль бухгалтерского учёта как основного поставщика информации для целей менеджмента.
НИР проведены в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. Номер государственного контракта 14.740.11.0561.
© И.С. Богданович, 2011
Информация должна отвечать следующим условиям:
- располагать минимальным, но достаточным объемом сведений для выработки управленческих воздействий;
- обладать достоверностью сведений на всех стадиях движения;
- проходить минимум уровней управления и структурных подразделений;
- соответствовать частоте и скорости изменения состояния соответствующего элемента производства;
- соответствовать системе управленческих функций;
- содержать по возможности только сведения об отклонениях состояния объекта от нормальных пределов;
- содержать минимум объема сведений при максимуме смысловой нагрузки на ее единицу независимо от уровня управления [2].
С появлением в России таких сложных организационных структур, как холдинги, возникли некоторые проблемные аспекты при построении учетной информационной системы, отвечающей требованиям оперативности, достоверности и сопоставимости. Координация деятельности бизнес-единиц в холдинге осуществляется головной компанией. В то же время дочерние организации, как правило, - гибкие структуры, достаточно самостоятельные в своих решениях, ведущие бухгалтерский учёт своими силами. Это, с одной стороны, позволяет ликвидировать или снизить налоговые риски, а с другой стороны, вызывает трудности в сопоставлении и трансформации отдельных сегментов бухгалтерской информации в интегральное информационное поле холдинга.
Подавляющее большинство холдингов сосредотачивают в головной компании функции по консолидации бухгалтерской отчетности. Централизованное ведение единым центром бухгалтерского учёта для компаний, входящих в холдинг, является редкостью даже для крупных российских корпораций. Таким образом, задачи управления холдингом требуют постоянного совершенствования организации учетного обеспечения в целях оптимального функционирования бизнес-структур.
К исследованию проблемы организации учёта обращались многие российские и зарубежные ученые: Х. Андерсен, А. Аренс, Дж. Лоббек, Н.П. Барышников, П.С. Безруких, Б.И. Валуев, М.А. Вахрушина, К. Друри, В.А. Ерофеева, В.Б. Ивашкевич, М. Каррен-бауэр, М.И. Кутер, А. Д. Ларионов, В.Е. Лас-товецкий, Б. Нидлз, С.А. Николаева, П.П. Но-
виченко, В.Ф. Палий, В.В. Патров, Я.В. Соколов, В.И. Ткач, М.В. Ткач, Ч.Т. Хорнгрен и др.
Применительно к холдингам концепция организации финансового и управленческого учета в общем виде изложена в работе B.C. Плотникова и В.В. Шестаковой.
Отдавая должное большому вкладу этих ученых, необходимо отметить, что основное внимание в их исследованиях уделяется совершенствованию учета без взаимосвязи между видами учета и отражения специфических особенностей, характерных для холдинговых компаний, потоэму до сегодняшнего дня эти проблемы являются нерешенными.
Отсутствие научно обоснованных рекомендаций по организации учёта и управления в холдингах требует глубокого исследования этих вопросов, что и определяет актуальность темы исследования, его теоретическое и практическое значение. В этой связи разработка методологических и организационных основ формирования системы учётной информации, организации учёта приобретает большое научное и практическое значение и является адекватными потребностям современного холдингового предприятия.
В силу сложной организационной структуры холдингам присущ ряд особенностей в формировании бухгалтерской информационной системы. Экономисты-практики [3-5 и др.] выделяют следующие особенности.
Первая особенность заключается в том, что ведение бухгалтерского учёта осуществляется не только в головной компании, но и в дочерних, потоэму он должен быть совместим. В ином случае будет невозможно получение внутрихолдинговых консолидированных документов, отражающих реальное положение дел в холдинге. Совместимость предполагает единую оценку активов, невключение в консолидированную отчётность взаимной дебиторской и кредиторской задолженностей, а также распределение расходов по расчётам с бюджетом между предприятиями холдинга.
Продолжением первой является следующая особенность - применение единых стандартов учёта, что значительно облегчит консолидацию отчётности. Сюда относится вопрос формирования учетной политики и рабочего плана счетов. Если бизнес дочерних компаний незначительно отличается от головной, то учётная политика должна использоваться в том виде, в котором она разработана. Однако если самостоятельная бизнес-единица имеет весомые отличия в производственной деятельности, то корпоративная учётная политика долж-
на быть расширена и адаптирована к особенностям этой деятельности.
Структура плана счетов должна быть удобна для накапливания информации в необходимых аналитических срезах и трансформации в разработанные формы отчётности. При этом изменения могут быть внесены как в бухгалтерский план счетов, так и может быть разработан управленческий план счетов.
Третья особенность заключается в разработке единой системы формирования консолидированной отчётности во избежание неоднозначных толкований операций и возможности объединения представленной информации.
Четвёртая, не менее важная, особенность -необходимость контроля головной компании за активами и пассивами дочерних компаний. Для этого целесообразно оформлять перемещение активов и пассивов через материнскую компанию, что позволит установить эффективный контроль за их движением и реализовать право головной компании на управление финансовыми ресурсами. Повышению управляемости и контроля над деятельностью дочерних компаний будет способствовать формирование ежедневного отчета о движении денежных средств. Товарные, материальные отчёты, отчёты о состоянии производства, дебиторской и кредиторской задолженности целесообразно составлять не чаще одного раза в месяц [2].
На наш взгляд, можно выделить ещё две не менее важные особенности, которые характерны для холдингов. К ним относятся:
1. Необходимость формирования отчётности в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчётности (далее - МСФО). Это обусловлено следующими причинами:
• принятием в России соответствующих нормативных актов;
• необходимостью предоставления информации западным инвесторам и получения иностранных инвестиций;
• выходом на международные финансовые рынки;
• предоставлением отчётности зарубежным акционерам.
2. Необходимость высокой степени автоматизации бухгалтерского учёта. При этом должны поддерживаться следующие параметры: ведение бухгалтерского учёта для нескольких юридических лиц в единой информационной базе; возможность формирования финан-
совой, управленческой и других видов аналитической отчётности, а также отчётности в соответствии с МСФО.
Исходя из имеющихся особенностей формирования информационной системы, предлагаем организацию учёта в холдингах построить в следующей последовательности:
1) определение состава заинтересованных пользователей;
2) определение видов необходимой информации;
3) осуществление разработки системы показателей для принятия управленческих решений и их увязка с системой учёта;
4) разработка информационной модели учёта:
• стандартов учёта (формирование учётной политики, в т. ч. методов оценки активов, единого рабочего плана счетов);
• порядок сбора и регистрации данных (в т. ч. о взаимной дебиторской и кредиторской задолженности, о расходах по расчётам с бюджетом и др.);
• порядок подготовки отчётности, основанной на совместимых данных, а также отчётности, составленной в соответствии с требованиями МСФО;
• порядок контроля данных;
5) сбор информации;
6) анализ информации.
Полагаем, что разработанные предложения по организации учёта в холдингах, учитывающие выделенные особенности формирования информационной системы, будут способствовать повышению информативности и эффективности этой системы для целей управления в холдингах.
1. Ерофеева В. А. Учет, информация, управление: прямые и обратные связи. - М. : Финансы и статистика, 1992. - 192 с.
2. Пушкарь М. С. Бухгалтерский учет в системе управления. - М. : Финансы и статистика, 1991. - 176 с.
3. Орлова Е. А. Формирование учётной политики согласно РСБУ и МСФО: методологические основы // Аудиторские ведомости. -2011. - № 1.
4. Синчукова А. Учёт для «дочек» // Консультант. - 2008. - № 17.
5. Юрчук С. Реорганизация учёта в холдинге // Финансовый директор. - 2003. - № 10.