Научная статья на тему 'Информационные ресурсы в управлении корпоративными структурами АПК'

Информационные ресурсы в управлении корпоративными структурами АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные ресурсы в управлении корпоративными структурами АПК»

С.0-1. Уришкина,

профессор кафедры «Ъухгалтерский учет» С/Эинакадемии

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В УПРАВЛЕНИИ КОРПОРАТИВНЫМИ СТРУКТУРАМИ АПК

#а современном этапе развития национальной экономики обеспечение продо-/ вольственной независимости страны является важнейшей задачей, от решения которой зависит укрепление роли и значимости России в мировом сообществе.

Преодоление кризисной ситуации в сельском хозяйстве многие учёные -аграрники связывают с восстановлением крупного производства, с развитием интеграционных процессов, созданием и эффективным функционированием агропромышленных структур, в частности, агрохолдингов. Они представляют собой формирования, осуществляющие производство сельхозпродукции, её переработку и реализацию на основе холдинговых отношений. Как правило, это предпринимательские объединения вертикального типа, построенные на централизации функций управления собственностью и материально-денежными потоками. Одной из главных задач таких структур является реализация положений, касающихся инвестиционной и производственно-финансовой стратегии, делегируемой учредителями головной (управляющей) организации.

Большое внимание агропромышленным холдингам уделяет Правительство г. Москвы, связывая их развитие с обеспечением продовольственной безопасности города.

С 2004 года функционировала московская модель в рамках Целевой программы интеграции предприятий продовольственного комплекса Москвы с сельхозпроизводителями регионов России на 2004-2006 годы, утверждён-ной постановлением Правительства Москвы от 21.09.2004 № 635-ПП. Это позволило московским предприятиям оптового продовольственного комплекса создать определённую базу сельскохозяйственного производства в регионах России и обеспечить возможность её динамичного расширения по актуальным направлениям интеграции — развитие производства продукции животноводства, картофеля и овощей, продовольственного и фуражного зерна. К завершению 2006 года количество агропромышленных холдингов достигло 22, а число орга-низаций агропромышленного комплекса в регионах России возросло до 98.

В феврале 2007 года Правительством г. Москвы была принята новая Программа (Постановление от 13 февраля 2007 года № 83 — ПП), которой предусмотрено, что к 2009 году будет функционировать около 25 агропромышленных холдингов с 130-140 агропромышленными предприятиями в составе.

Агрохолдинги создаются и в других регионах России, что подтверждается публикациями в экономической литературе. Однако вопросы управления такими структурами изучены недостаточно. Вместе с тем известно, что агропромышленные формирования имеют ряд особенностей по сравнению с другими группами организаций, для которых характерны взаимоотношения материнская — дочерняя компания, поскольку сталкиваются в процессе деятельности с рисками, характерными для сельскохозяйственной отрасли (особенности климатических условий России, рискованных для земледелия, вероятность возникновения очагов инфекционных заболеваний животных, недостаточность государственной поддержки и другие).

Для эффективного функционирования корпоративных структур в агропромышленном комплексе важное значение приобретает корректное использование особого ресурса организации — информации, которую сегодня учёные признают важным фактором производства. Как показывают наши исследования, нехватка информации, её неполнота и несвоевременность приводят к ошибкам в решении управленческих задач. В то же время обеспечение своевременной и достоверной информацией лиц, участвующих в управлении, способствует принятию оптимальных управленческих решений, что в конечном итоге приводит к повышению эффективности деятельности субъектов управления.

Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-20012 годы предусмотрено создание системы государственного информационного обеспечения отрасли.

Следует отметить, что хозяйствующие субъекты агропромышленного комплекса выступают как потребителями информационных ресурсов, так и поставщиками информации, формирующейся в системе бухгалтерского учёта. Бухгалтерский учёт является не единственным источником экономической информации. Тем не менее, формируемая в его системе информация об активах и обязательствах, доходах и расходах, о денежных потоках и т.д. необходима при принятии решений в процессе управления корпоративными структурами агропромышленного комплекса.

С целью проведения анализа степени обеспеченности учётной информацией, нами выделено три группы пользователей:

— лица, принимающие решения на различных уровнях государственного управления, по созданию и функционированию интегрированных агропромышленных формирований;

— лица, непосредственно участвующие в управлении этими структурами на различных уровнях;

— лица, вступающие во взаимоотношения с этими структурами (потенциальные инвесторы, кредиторы, сельскохозяйственные товаропроизводители, работники и др.).

Первая группа пользователей заинтересована в информации, позволяющей ответить на такие вопросы как: в каких видах, размерах, формах крупное агропромышленное производство даст эффект и как оно будет способствовать развитию экономики страны.

Вторая группа пользователей нуждается в финансовой информации для целей эффективного управления агрохолдингом и его подразделениями.

Третьей группе пользователей информация необходима для принятия решений об участии в деятельности агрохолдингов.

Для эффективного управления деятельностью холдинга и обеспечения реализации экономических интересов всех участников интеграции необходима достоверная информация о деятельности как холдинговой структуры в целом, так и её составляющих. Вместе с тем, вопросы информационного обеспечения управления агрохолдингами изучены недостаточно. Особенно это касается вопросов разработки учётной политики как для составления сводной финансовой отчётности, так и для ведения финансового и управленческого учёта группы. Вопросы учёта в холдингах вообще, и в агрохолдингах в частности, не урегулированы нормативными актами по бухгалтерскому учёту в России. Что касается правил составления отчётности группы, то они установлены Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчётности (утверждены Приказом Минфина РФ от 30 декабря 1996 года № 112).В соответствии с Пр иказом Минфина от 12 мая 1999 г. № 36н «О вне -сении изменений и дополнений в методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчётности», организациям предоставляется право не составлять сводную бухгалтерскую отчётность в соответствии с нормативными актами по бухгалтерскому учёту, если единовременно выполняются следующие условия:

— сводная бухгалтерская отчётность составлена на основе МСФО, разработанных Комитетом по международным стандартам финансовой отчётности;

— группой обеспечена достоверность сводной бухгалтерской отчётности, составленной на основе МСФО;

— пояснительная записка к сводной бухгалтерской отчётности содержит перечень требований бухгалтерской отчётности, раскрывает способы ведения бухгалтерского учёта, включая оценки, отличающиеся от правил, предусмот-

ренных нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учёту Министерства финансов Российской Федерации.

То есть, речь идёт о разрешении составлять консолидированную финансовую отчётность по МСФО крупным компаниям и объединениям, имеющим дочерние и зависимые общества. Ориентация на МСФО при составлении консолидированной отчётности предусмотрена в Концепции развития бухгалтерского учёта на среднесрочную перспективу, одобренной Приказом Минфина РФ от 1 июля 2004 года № 180. В соответствии с Концепцией, консолидированная финансовая отчётность как разновидность бухгалтерской отчётности предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. Консолидированная финансовая отчётность выполняет исключительно информационную функцию и представляется заинтересованным внешним пользователям. Данная отчётность должна стать одним из основных источников финансовой информации для принятия экономических решений этими пользователями.

Главная задача консолидированной финансовой отчётности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надёжной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи предполагается установить обязательное составление консолидированной финансовой отчётности по МСФО, а также обязательный аудит и её публикацию.

Обязательное составление консолидированной отчётности по МСФО предусмотрено и проектом Федерального Закона «О консолидированной отчётности», который должен быть принят в ближайшее время.

Однако, применение МСФО при составлении финансовой отчётности агрохолдинга представляется маловероятным, так как отчётность считается составленной по МСФО, если она соответствует каждому применяемому стандарту. Применение МСФО при составлении финансовой отчётности агрохолдинга осложняется тем, что в состав агрохолддингов входят сельскохозяйственные товаропроизводители, поэтому их активы и обязательства, а также доходы и расходы необходимо оценить и представить по правилам, изложенным в МСФО. В настоящее время российская практика учёта и особенно оценки активов и обязательств в сельскохозяйственных организациях существенно отличаются от правил, установленных МСФО. Прежде всего, это оценка земли, сельскохозяйственной продукции и биологических активов. Поэтому на первом этапе, с целью сопоставимости информации, представленной в финансовой отчётности сельскохозяйственных товаропроизводителей и иных участников интегрированных структур, необходимо решить эту задачу. Объективная оценка

активов, обязательств, доходов и расходов сельскохозяйственных организаций необходима также и для распределительных целей между участниками интеграции. Кроме того, вопросы учёта в агрохолдингах, в том числе финансового и управленческого, гораздо шире, чем составление сводной финансовой отчётности.

Цель консолидированной отчётности состоит в представлении информации о финансовом положении и результатах деятельности материнской компании и её дочерних предприятий так, как если бы они составляли одну компанию. Она составляется на основе данных отчётности членов группы при помощи специальных учётных процедур. Специфика холдинговых структур в аграрном секторе экономики с участием сельскохозяйственных товаропроизводителей состоит в том, что при их создании преследуются зачастую иные цели, чем обычное объединение капитала. Поэтому и система учёта и составления отчётности должны соответствовать задачам эффективного управления агрохолдингами.

Необходимость ведения консолидированного учёта в холдингах вызвана ещё и традициями нашей российской учётной практики. Как известно, наш российский бухгалтер привык каждую хозяйственную операцию отражать на основе первичного учётного документа и составлять бухгалтерскую отчётность на основе регистров бухгалтерского учёта. Корректировки отчётности, связанные с условными фактами хозяйственной деятельности и с событиями после отчётной даты, а также отражение в отчётности сделок и событий, по которым существует неопределённость на основании профессионального суждения бухгалтера для российской практики — дело непривычное. Поэтому создание консолидированного учёта в агрохолдингах, на основании которого бы формировалась консолидированная отчётность, является более предпочтительным. При постановке консолидированного учёта в холдингах большое внимание необходимо уделять созданию центральной финансовой службы, в функции которой и входила бы обязанность формирования учётной политики холдинга. Учётная политика холдинга может включать те же разделы, что и учётная политика отдельного предприятия. Причём учётная политика холдинга — понятие более широкое, чем учётная политика по МСФО (конкретные основы, принципы, правила и практика подготовки и представления финансовой отчётности). Предлагаем определить учётную политику холдинга как совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учёта, которые явились бы основой как для формирования финансовой отчётности холдинга, так и информационной базой для целей управления им.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.