Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СИЛОВОЙ И СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТЕХНИКУМА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 08.02.10 "СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, ПУТЬ И ПУТЕВОЕ ХОЗЯЙСТВО"'

ОСОБЕННОСТИ СИЛОВОЙ И СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТЕХНИКУМА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 08.02.10 "СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, ПУТЬ И ПУТЕВОЕ ХОЗЯЙСТВО" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фуркалюк Сергей Иванович, Матюхов Дмитрий Михайлович

В статье представлены особенности силовой и скоростно-силовой подготовки студентов железнодорожного техникума направления подготовки 08.02.10 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». Разработан определенный микроцикл физической подготовки. Показаны достоинства применения данного микроцикла во внеучебное время. Кроме того, приведены определённые результаты проведения констатирующего эксперимента после применения данного микроцикла с целью определения достоверности прироста физических способностей в физическом воспитании студентов железнодорожного техникума. Научная новизна исследования заключается в разработке компетентностного подхода к развитию физических качеств у студентов железнодорожного техникума, которая будет отражать специфику будущей профессии. Практическая значимость состоит в обобщении и систематизации передового опыта преподавания спортивно-педагогических дисциплин в железнодорожном техникуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фуркалюк Сергей Иванович, Матюхов Дмитрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF POWER AND SPEED-POWER TRAINING OF STUDENTS OF THE RAILWAY TECHNICAL SCHOOL OF THE TRAINING DIRECTION 08.02.10 "CONSTRUCTION OF RAILWAYS, TRACK AND TRACK FACILITIES"

The article presents the features of power and speed-power training of students of the railway technical school of the 08.02.10 training direction "Construction of railways, track and track facilities". A certain microcycle of physical training has been developed. The advantages of using this microcycle in extracurricular time are shown. In addition, certain results of the ascertaining experiment after the application of this microcycle are presented in order to determine the reliability of the increase in physical abilities in the physical education of railway college students. The scientific novelty of the research lies in the development of a competence-based approach to the development of physical qualities in railway college students, which will reflect the specifics of the future profession. The practical significance lies in the generalization and systematization of best practices in teaching sports and pedagogical disciplines at the railway technical school.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СИЛОВОЙ И СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТЕХНИКУМА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 08.02.10 "СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, ПУТЬ И ПУТЕВОЕ ХОЗЯЙСТВО"»

5. Фирсин С.А. Использование разнообразных игр в проекте «ГТО-НИКА» для физического воспитания и социализации школьников / С.А. Фирсин, Т.Ю. Маскаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 288-293.

6. Фирсин С.А. Современные игровые методики обучения: веб-квест «ГТО-НИКА» / С.А. Фирсин// Формирование здорового образа жизни. Передовой опыт социально-педагогической работы с детьми и семьей: материалы областной межведомственной научно-практической конференции (25 октября 2017, Коломна) - Коломна : Государственный социально--гуманитарный университет, 2017. - С. 170-173.

REFERENCES

1. Alifirov, A.I. and Mikhailova, I.V. (2016), "Physical training of chess players at the stage of sports improvement", Physical culture: upbringing, education, training, No. 6, pp. 36-38.

2. Alifirov, A.I. (2021), "Problematic field of methodology of dissertation research in the field of chess education and sports", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 20-22.

3. Bogoyavlenskaya, A.Ya., Alifirov, A.I., and Mikhailova, I.V. (2016), "Development of strategic thinking of chess players", Psychology and pedagogy: methodology, theory and practice. Collection of articles of the International scientific and practical Conference, AETERNA, Ufa, pp. 55-56.

4. Maskaeva, E.R. and Alifirov, A.I. (2016), "Research of educational activity of chess players of primary school age", In the world of science and innovation, Collection of articles of the International scientific and practical conference: in 3 parts, Ufa, pp. 155-157.

5. Firsin, S.A. and Maskaeva, T.Y (2016), "The use of various games in the project "GTO-NIKA" for physical education and socialization of schoolchildren", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (134), pp. 288-293.

6. Firsin S.A. (2017), "Modern game teaching methods: web quest "GTO-NIKA"", Formation of a healthy lifestyle. Advanced experience of socio-pedagogical work with children and family, materials of the regional interdepartmental scientific and practical conference, Kolomna: State Social and Humanitarian University, pp. 170-173.

Контактная информация: firsinsa@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 06.05.2022

УДК 796.011.3

ОСОБЕННОСТИ СИЛОВОЙ И СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТЕХНИКУМА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 08.02.10 «СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, ПУТЬ И

ПУТЕВОЕ ХОЗЯЙСТВО»

Сергей Иванович Фуркалюк, аспирант, Дмитрий Михайлович Матюхов, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Аннотация

В статье представлены особенности силовой и скоростно-силовой подготовки студентов железнодорожного техникума направления подготовки 08.02.10 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». Разработан определенный микроцикл физической подготовки. Показаны достоинства применения данного микроцикла во внеучебное время. Кроме того, приведены определённые результаты проведения констатирующего эксперимента после применения данного микроцикла с целью определения достоверности прироста физических способностей в физическом воспитании студентов железнодорожного техникума. Научная новизна исследования заключается в разработке компетентностного подхода к развитию физических качеств у студентов железнодорожного техникума, которая будет отражать специфику будущей профессии. Практическая значимость состоит в обобщении и систематизации передового опыта преподавания спортивно-педагогических дисциплин в железнодорожном техникуме.

Ключевые слова: физическое воспитание, профессионально-прикладная физическая культура, физическая подготовка, физические качества.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p453-457

FEATURES OF POWER AND SPEED-POWER TRAINING OF STUDENTS OF THE RAILWAY TECHNICAL SCHOOL OF THE TRAINING DIRECTION 08.02.10

"CONSTRUCTION OF RAILWAYS, TRACK AND TRACK FACILITIES"

Sergey Ivanovich Furkalyuk, the post-graduate student, Dmitry Mikhailovich Matyukhov, the

candidate of pedagogical sciences, docent, department chair, Ural State University of Physical

Culture, Chelyabinsk

Abstract

The article presents the features of power and speed-power training of students of the railway technical school of the 08.02.10 training direction "Construction of railways, track and track facilities". A certain microcycle of physical training has been developed. The advantages of using this microcycle in extracurricular time are shown. In addition, certain results of the ascertaining experiment after the application of this microcycle are presented in order to determine the reliability of the increase in physical abilities in the physical education of railway college students. The scientific novelty of the research lies in the development of a competence-based approach to the development of physical qualities in railway college students, which will reflect the specifics of the future profession. The practical significance lies in the generalization and systematization of best practices in teaching sports and pedagogical disciplines at the railway technical school.

Keywords: physical education, professionally applied physical culture, physical training, physical qualities.

ВВЕДЕНИЕ

Эффективное функционирование железнодорожного транспорта Российской Федерации - основы транспортной инфраструктуры страны - играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, способствует созданию условий для обеспечения лидерства России в изменяющейся мировой экономической системе [1].

От состояния и качества работы железнодорожного транспорта зависят не только перспективы дальнейшего социально-экономического развития, но также возможности государства эффективно выполнять такие важнейшие функции, как защита национального суверенитета и безопасности страны, укрепление единства пространства, обеспечение потребности граждан в перевозках, создание условий для выравнивания социально -экономического развития регионов, повышения ресурсной независимости и глобальной конкурентоспособности России [2].

Профессионально-прикладная физическая подготовка должна опираться на хорошую общефизическую подготовленность обучающихся. Соотношение общей физической и профессионально-прикладной подготовки может изменяться в зависимости от профессии.

Профессия монтера путей носит монотонный характер. Специалистам этого ремесла необходимо долго, с применением усилий разного характера выполнять тяжелую физическую работу, такую как: замена рельс и шпал; перешивка путей; обточка рельс; выправка шпал; регулировка стрелочных механизмов; подгонка профилей стрелочных переводов; исправление пути на пучинах (вздыбливаниях грунта); сборка рельсовых звеньев на специальных станках звеносборочной линии [3].

Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обуславливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей [4].

Таким образом, для успешного выполнения профессиональной деятельности будущим специалистам необходимо развивать специфические силовые качества, которые отражают их профессиональную деятельность и условия труда.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Была проведена выборка студентов на добровольной основе, которые согласились выполнять упражнения из предложенного нами микроцикла недельной силовой и ско-ростно-силовой подготовки. Количество студентов, которые занимались по предложенному микроциклу, составило 5 человек, из них сформировалась опытная группа. Контрольная группа была сформирована из студентов, которые посещают учебные занятия по дисциплине «Физическая культура», но не посещают тренажерный зал в рамках часов, выделенных на самостоятельную работу.

Исследование проводилось на базе Челябинского института путей сообщения филиала Уральского государственного университета путей сообщений.

Для студентов, направления подготовки 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство нами был разработан и предложен комплекс упражнений, выполнение которых предусматривалось в рамках самостоятельной работы, который представлен в таблице 1.

Данный комплекс выполнялся студентами в рамках самостоятельной работы 3 раза в неделю в силовом зале.

Таблица 1 - недельный микроцикл силовой и скоростно-силовой подготовки студентов специальности «Строительство железнодорожных путей, путь и путевое хозяйство

День недели Упражнение Подходы Повторы Отдых (мин.) Нагрузка

Понедельник Жим штанги лежа 4 6 3 80% от макс.

Тяга штанги в наклоне 4 8 3 80% от макс.

Жим гантелей на наклонной скамье 3 8 2 80% от макс.

Подтягивания 3 8 2 -

Жим гантелей сидя вверх 3 8 2 80% от макс.

Вторник ОТДЫХ

Среда Прыжки с подтягиванием коленей к груди на месте 4 5-7 2 -

Прыжки из глубокого выпада со сменой ног 3-5 8 2

Выпрыгивания вверх со сменой ног на скамейку 3 20 2 В каждой руке гантель 2,5 кг.

Приседания на одной ноге 3 на каж. ногу 6 3-4 -

Гиперэкстензия с отягощением 2 20 1 5-10 кг.

Четверг ОТДЫХ

Пятница Приседания со штангой 3 8 3 80 % от макс.

Румынская тяга 3 8 3 70-80% от макс.

Становая тяга 3 8 3 70-80% от макс.

Жим ногами 4 10 4 80% от макс.

Боковые скручивания 3 15 1 20 кг.

Суббота ОТДЫХ

Воскресение ОТДЫХ

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Длительность занятий силовой и скоростно-силовой направленности в экспериментальной группе составляла 120 минут.

Уровень развития силовых и скоростно-силовых качеств у студентов железнодорожников определялись путем сдачи контрольных нормативов на учебных занятиях. Для определения степени развития силовых и скоростно-силовых качеств были применены такие физические тесты, как:

- прыжок в длину с места;

- челночный бег 4х9 метров;

- подтягивание в висе на перекладине;

- поднимание туловища из положения лежа на спине.

Данные тесты отражают уровень развития силовых и скоростно -силовых качеств, и объективно показывают динамику развития силовых способностей.

Таблица 2 - Результаты срезов испытаний студентов направления 08.02.10

08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство

Результаты начального среза испытаний студентов направления 08.02.10 до эксперимента

Контрольные тесты Контрольная (n=5) Эксперимент. (n=5)

Прыжок в длину с места, с 216(±3) см. 232(±7) см.

Челночный бег, 4х9 м, с 10,08(±0,2) сек. 9,62(0,3) сек.

Подтягивания в висе на перекладине, раз 7 (±2) раз. 9 раз(±4).

Поднимание туловища из положения лежа на спине, кол-во раз 46(± 4) раз. 52(±6) раз.

Результаты начального среза испытаний студентов направления 08.02.10 после проведения эксперимента

Прыжок в длину с места, с 220(±4) см. 239(±8) см.

Челночный бег, 4х9 м, с 9,82(±0,2) сек. 9,48(±0,3) сек.

Подтягивания в висе на перекладине, раз 9(±3) раз. 14(±4) раз.

Поднимание туловища из положения лежа на спине, кол-во раз 52(±4) раз. 59(±3) раз.

Результаты контрольного среза у студентов специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство после выполнения предложенного микроцикла свидетельствуют о том, что разработанный микроцикл силовой и скоростно-силовой подготовки студентов железнодорожного техникума имеет положительное влияние на развитие силовых и скоростно-силовых способностей.

ВЫВОДЫ

Предложенный микроцикл развития силовых и скоростно-силовых способностей будет способствовать более компетентностному подходу в освоении будущей профессии, что повлечет за собой повышение уровня качества будущей профессии.

Таким образом, для решения поставленных задач в физической подготовке необходимо применение таких специфических средств и методов, которые бы отражали состояние будущей профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гончаров В.Д. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов: реальность и перспективы / В.Д. Гончаров, Б.Ф. Романов, В.Ф. Юкши // Теория и практика физ. культуры. - 1993. - № 7. - С. 12-13.

2. Загорский Б.И. О содержании основных понятий теории и методики профессионально -прикладной физической подготовки / Б.И. Загорский // Теория и практика физической культуры. -1984. - № 9. - С. 24-25.

3. Наскалов В.М. Педагогические технологии адаптации студентов к требованиям избранной специальности / В.М. Наскалов // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 4 (132). - С. 143-147.

4. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник для студ. высш. учеб. завед. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - Москва : Академия, 2000. - 480 с.

REFERENCES

1. Goncharov, V.D., Romanov B.F. and Yukshi, V.F. (1993), "Professionally applied physical training of university students: reality and prospects", Theory and practice of physics culture, No. 7. pp. 12-13.

2. Zagorsky, B.I. (1984), "On the content of the basic concepts of the theory and methodology of professionally applied physical training", Theory and practice ofphysical culture, No. 9. pp. 24-25.

3. Naskalov, V.M. (2013), "Pedagogical technologies of students' adaptation to the requirements of their chosen specialty", Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, No. 4. pp. 143-147.

4. Kholodov, J.K. and Kuznetsov, VS. (2000), Theory and methodology of physical education and sports, Academy, Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.