3. Участковый терапевт осуществляет первичную медико-социальную помощь, определяет тактику лечения и реабилитации.
4. Весь комплекс лечебных мер должен быть направлен не только на лечение, но и на восстановление психофизического состояния больного и его способности к самообслуживанию.
5. Необходимо шире внедрять малозатратные формы обслуживания: организацию дневных стационаров и др., т. е. повышать доступность медицинской помощи, в дневных стационарах пожилой пациент в значительной мере сохранит подвижность, следовательно, останется активным в семье и обществе.
6. Открытие гериатрических коек, палат, филиалов в центральных улусных больницах, гериатрических кабинетов в поликлиниках (Указ Президента РС (Я) № 1411 от 08.05.01).
7. Необходима совместная работа с органами социальной службы по проблемам пожилых людей.
В связи с открытием Республиканского гериатрического центра создается возможность организации единой системы гериатрической помощи населению республики.
Поступила 01.09.2005
УДК 614.253.52
ОСОБЕННОСТИ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ЗА ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫМИ В ВОЗРАСТЕ ОБРАТНОГО РАЗВИТИЯ
13 2 3
A.B. Голенков , А.Б. Козлов , Л.Г. Ронжина , A.B. Аверин
1 Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова,
2 МЗЗ Чувашской республики,
3 Республиканская психиатрическая больница, г.Чебоксары
Ключевые слова: сестринский уход, психически больные, пожилой возраст
Key words: aged, nurse care, psychiatry patients, age of development
На сегодняшний день неотъемлемой частью ухода, лечения и реабилитации пациентов возраста обратного развития является осуществление сестринского процесса. На протяжении ряда лет углубленно изучается этот процесс, но время требует стандартизации сестринской деятельности, основными задачами которой в работе с лицами возраста обратного развития яв-
ляются восстановление утраченных навыков самообслуживания, сохранение социальной активности пациентов и восстановление нарушенных социальных контактов [2—5].
От эффективности сестринского процесса зависят качественные показатели работы любого отделения. Этот процесс в отделении сестринского ухода применяется с 1999 г. Средняя дли-
тельность пребывания пациента в отделении составляет 85 дней. Состояние пациента оценивают в два этапа — во время поступления и при выписке больного.
Оценка эффективности сестринского процесса в отделении сестринского ухода включает:
1) оценку снижения способности пациентов к самообслуживанию;
2) оценку психической способности пациентов;
3) оценку риска развития пролежней с заполнением шкалы Ватерлоу;
4) учет количества падений пациента и их последствий.
При оценке способности к самообслуживанию обращают особое внимание на умение самостоятельно передвигаться, принимать пищу, пользоваться душем, туалетом, контроль за мочеиспусканием и др.
Данные анкетирования показали, что функция передвижения восстановилась у 35% пациентов, передвигаться в пределах закрытого пространства могут 63% пациентов, 2% требуют активного наблюдения и ухода. У 35% пациентов восстановились такие умения, как самостоятельное пользование телефоном, умение покупать продукты, самостоятельный прием лекарств. Оценка психической способности пациентов раскрывает ориентацию в собственной личности, пространстве, времени. Данные исследования показали, что из 65% пациентов, не ориентирующихся в месте и времени, ориентация восстановилась у 5%. Контроль за мочеиспусканием отсутствовал у 45%, восстановился у 20% пациентов.
Определяя психический статус, медицинская сестра ориентируется на шкалу оценки психического состояния больных пожилого возраста с деменцией [1]. Она определяет доступность пациента контакту. У многих нарушена ориентация во времени и месте, а зачастую и в собственной личности. Мышление у больных, как правило, замедленное, вязкое, ригидное, обстоятельное. В беседе с пациентом медицинская сестра обнаруживает бредовые идеи, например, при шизофрении или инволюционном психозе. Нарушения в эмоционально-волевой сфере чаще всего проявляются в виде депрессии и сла-
бодушия (недержания аффектов). Интеллекту-ально-мнестическая сфера у пациентов отделения резко снижена [2—3]. Круг интересов существенно сужен, ограничиваясь удовлетворением физиологических потребностей.
С внедрением «Протокола ведения больных. Пролежни» в работу отделения и при оценке каждого пациента по шкале Ватерлоу своевременно выявляются пациенты с риском развития пролежней, ведется тщательное наблюдение и контроль медицинских сестер за общим состоянием пациентов, состоянием их кожных покровов с целью предупредить развитие пролежней. Так, по данным исследования риск развития пролежней в отделении отсутствовал у 42,3% больных, их риск был у 50,2%, их высокий риск — у 7,5%. Пациентов, у которых образовались пролежни, не было.
Контроль и учет количества падений пациентов показывает, что от общего числа падений у 90% больных был ушиб мягких тканей, у 8% рваные раны, требующие первичной хирургической обработки, 2% падений приводили к перелому ребер, шейки бедра.
Анализ внедрения сестринского процесса в работу отделения доказал необходимость стандартизации деятельности медицинской сестры. С этой целью специалистами по сестринскому делу были разработаны протоколы сестринского наблюдения и ухода за психически больными возраста обратного развития. Разработанные протоколы применяются на практике уже более 6 лет.
В результате внедрения протоколов сестринского наблюдения и ухода за психически больными возраста обратного развития около 70% из них выписываются с улучшением состояния. Наилучшие результаты достигаются на начальных стадиях сосудистой и органической демен-ции. У 20—25% больных удается достичь лишь незначительных изменений в состоянии (се-нильная деменция, болезни Пика, Альцгейме-ра) [2—5]. Летальность в отделении уменьшилась с 6,12 до 1,12%.
Работа медицинской сестры в сестринском процессе с лицами возраста обратного развития требует высокого профессионализма, мобильности всего персонала отделения (таблица).
ПРОТОКОЛЫ СЕСТРИНСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ И УХОДА ЗА ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫМИ ВОЗРАСТА ОБРАТНОГО РАЗВИТИЯ
Проблемы пациента Вид сестринских мероприятий
1 2
Нарушение мышления в виде страха, подозрительности Создать условия, максимально обеспечивающие физический и душевный покой пациента; помогать больному избегать возможных опасностей извне и следить за тем, чтобы он не нанес вред другому; помогать пациенту поддерживать контакт с другими больными, выражать свои желания и чувства; предоставить больному возможность заниматься какой-либо деятельностью; организовать отдых и развлечения пациента; ежедневно выслушивать жалобы больного на его волнения и страхи, отвлекая его разговором на посторонние темы
Нарушение распорядка дня, чередования сна и отдыха Обеспечить пациенту отход ко сну в определенное время (22.00); отвлекать больного от желания спать в течение дня (это способствует ночному сну); обеспечить двигательную активность пациента в течение дня. Ввести комплекс лечебной гимнастики с учетом стадии заболевания и соматического состояния больного; соблюдать тихий час с 14.00 до 16.00; организовать досуг больного: просмотр телепередач, чтение художественной литературы, творчество; организовать ежедневные прогулки на свежем воздухе от 30 мин до 2 ч; ежедневно беседовать с пациентом в течение 10—15 мин о правильном здоровом образе жизни
Нарушение формулы сна Наблюдать за сном пациента, оценивать нарушение сна; отвлекать больного от сна в течение дня (это способствует ночному сну); убедиться в том, что все продукты и напитки, содержащие кофеин, исключены из рациона больного, в том числе чай, кофе, кола (кофеин является стимулятором центральной нервной системы и может нарушать сон); предпринимать меры, помогающие пациенту уснуть: массаж спины, теплая ванна, теплые нестимулирующие напитки (молоко), тихая музыка, ре-лаксирующие упражнения (эти меры усиливают расслабление и способствуют сну); установить определенный час отхода ко сну и не допускать нарушения этого времени (человек реагирует на привычный цикл отдыха и бодрствования и адаптируется к нему); убедить больного, что если ему что-нибудь понадобится, он получит неотложную помощь (присутствие человека, вызывающего доверие, снижает у пациента уровень тревоги); по назначению врача давать пациенту снотворные средства
Беспокойство по поводу поступления в новое отделение Быть внимательным, ежедневно обсуждать страхи и волнения пациента в течение 10—15 мин; создать максимально благополучное пребывание больного в отделении, условия, приближенные к домашним; поощрять вопросы пациента по поводу заболевания, срока пребывания в отделении; предоставить достаточную информацию о заболевании и реабилитации; организовать отдых пациента, установив с ним психологический контакт, обучать больного разгрузочным позам
Невозможность сконцентрировать внимание и дать адекватный ответ на простые вопросы Быть тактичным, избегать приказного тона в разговоре с пациентом; говорить ясно и четко; применять в разговоре как можно больше простых фраз; быть ориентированным на место и время пребывания пациента; определить обязательные процедуры; следить за симптомами повышенного беспокойства; определить границы дозволенности в поведении пациента
Агрессивная настроенность (нападение, ссора, крик, визг, ругань) Давать указания четко и спокойно. Не следует кричать на больного; оценить существующий риск насилия по отношению к другим лицам; не допускать импульсивных действий, для чего обсуждать возможные альтернативы агрессивному поведению; поощрять пациента открыто обсуждать свои чувства без страха и боязни наказания; отвлечь больного от мрачных мыслей; перевести разговор на другую тему; обеспечить пациента достаточным количеством сна и отдыха
Неспособность заботиться о себе Установить факторы, которые влияют на невозможность самообслуживания: побочные эффекты лекарственных средств, неспособность следовать плану лечения или отказ от него, нелогичные мышление, поведение; использовать членов семьи для сбора информации и вовлечения в план лечения; поощрять любой прогресс в лечении; демонстрировать примеры в поведении; обучать навыкам самообслуживания; обеспечить интимность во время самообслуживания для сохранения чувства собственного достоинства (если не требуется постоянного наблюдения)
Социально недостойное поведение Вовлекать больных в общение с пациентом; отвлечь больного при недостойном поведении; обеспечить интимность при сохранности чувства стыда и неловкости у пациента; предъявлять четкие требования к больному, употреблять простые выражения, чтобы уменьшить дезориентацию, улучшить понимание; поощрять пациента, если его поведение правильное; обеспечить досуг пациента; не замечать грубых, оскорбительных высказываний пациента; обеспечить благоприятную окружающую обстановку
Неадекватное дурашливое поведение Не замечать грубых, плоских высказываний пациента; отвлекать больного от неправильного поведения; не фиксировать внимание на неправильном поведении пациента. Говорить, что его поведение недопустимо, учить правильному поведению, поощрять за успехи, вовлекать в прогулки; изолировать пациента из среды, если он оскорбительно высказывается; по назначению врача применить медикаментозную терапию
Продолжение табл.
1 2
Нарушенная самооценка в виде сниженного фона настроения Установить с пациентом психологический контакт; проявлять интерес к больному как к личности; выделить для разговора с пациентом достаточное количество времени, чтобы он смог выразить свои чувства; поощрять пациента открыто говорить с медицинской сестрой о своих переживаниях; в беседе с больным акцентировать внимание на его сильных сторонах и положительных качествах; давать пациенту задания, которые он способен выполнить; выявить приоритетные ценности пациента и использовать именно их; вести мониторинг эмоционально-волевой сферы, фиксируя в дневнике наблюдений характер высказываний и эмоциональный фон больного; организовать отдых пациента: вовлекать в игры, художественное творчество совместно с другими больными
Риск травмы, обусловленный слабоумием пациента Вести усиленное наблюдение за беспомощными, дементными больными; контролировать артериальное давление пациента; при необходимости давать пошаговые инструкции; сопровождать пациента в ванную, в туалет; напоминать больному, где его палата, койка; оградить пациента от контакта с конфликтными, агрессивными больными; в случае падения больного измерить ему артериальное давление и сообщить врачу
Риск одиночества Установить с пациентом психологический контакт; представить пациента соседям по палате; принимать пациента таким как есть; поощрять высказывания пациента о его настроении; демонстрировать пациенту, что вам интересны его рассказы о себе; вовлекать пациента в деятельность, если позволяет его состояние; размещать пациентов в палате с учетом их возрастных, социокультурных и коммуникативных факторов и заболеваний; создать максимально благополучное пребывание пациента в отделении, условия, приближенные к домашним; организовать отдых пациента: вовлекать в игры, творчество совместно с другими пациентами
Дефицит желания следить за собой Установить с пациентом психологический контакт; принимать во внимание ограниченные возможности пациента; говорить больному, чего от него ждут; поощрять желание пациента следить за собой; ежедневно напоминать больному о необходимости следить за собой; если пациент отказывается следить за собой, необходимо попросить его вновь; давать указания четко и спокойно
Дефицит заботы о своем питании Установить с пациентом психологический контакт; принимать во внимание ограниченные возможности пациента; поощрять больного заботиться о своем питании; при необходимости кормить пациента в палате с ложки; если у пациента нет желания принимать пищу, его необходимо об этом попросить, учитывая особенности характера и специфику заболевания; при отсутствии аппетита необходимо разнообразить меню, учитывая вкусы пациента, кормить малыми порциями 5—6 раз в день в подогретом виде, обеспечить с разрешения врача прогулки на свежем воздухе, занятия физкультурой за 30—40 мин до еды
Нарушение функции самостоятельного пользования туалетом Обеспечить больному психологическую поддержку; сопровождать пациента в туалет; поощрять больного самостоятельно пользоваться туалетом; обеспечить соблюдение личной гигиены пациента; после непроизвольного акта дефекации сменить нательное и постельное белье, подмыть больного; часто проветривать палату, в которой находится пациент; использовать подкладное резиновое судно или специальную 3-секционную кровать
Снижение памяти, проявляющееся трудностью воспроизведения настоящих и прошлых событий Вести усиленное наблюдение за пациентом; при необходимости давать пошаговые инструкции и сопровождать в ванную, в туалет; периодически напоминать больному, где его палата, койка; оградить пациента от контакта с агрессивными больными; тренировать память пациента, регулярно демонстрируя ему предметы обихода и выделяя отличительные черты, например: «Ваша койка находится около окна» или «Ваша палата находится около сестринского поста»; вести мониторинг процессов памяти, используя простые психологические методики. Например, попросить запомнить 10 слов и затем воспроизвести их сразу и на следующий день для оценки краткосрочной и долгосрочной памяти; ежедневно просить пациента назвать дату и его местонахождение; поощрять пациента при прогрессе в лечении; поддерживать контакт пациента с реальностью, используя сенсорные и физические стимулы, а также вводя в курс ежедневных новостей
Пониженная физическая активность Установить с пациентом психологический контакт; делать упор на сильные стороны и положительные качества пациента; вести мониторинг эмоционально-волевой сферы; вовлекать больного в игры, художественное творчество совместно с другими пациентами; привлекать больного к работе по благоустройству отделения; обеспечить пациента высококалорийным питанием и витаминизированным питьем; поддерживать контакт пациента с реальностью, используя различные физические и сенсорные стимулы и вводя в курс ежедневных новостей; тренировать память больного, используя простые психологические методики
Неэффективная адаптация к уходу за инвалидом в семье Установить с пациентом и членами семьи психологический контакт; обучить больного уходу за собой; провести совместно с членами семьи анализ возможностей пациента обслуживать себя; обучить членов семьи принципам ухода; продемонстрировать членам семьи необходимые предметы ухода и объяснить правила пользования ими; ознакомить членов семьи с литературой по организации ухода на дому; после завершения обучения обсудить с членами семьи все ключевые вопросы ухода; поощрять пациента и членов семьи задавать вопросы по уходу
Социальная изоляция Установить с пациентом психологический контакт; чаще быть с пациентом; выслушивать рассказы больного о себе, проявляя интерес; вовлекать пациента в трудотерапию, если позволяет его состояние; давать пациенту задания, которые он способен выполнить; развивать у пациента чувство принадлежности к социальной группе; размещать пациентов в палате с учетом их возрастных, социокультурных и коммуникативных факторов; создать пациенту условия, приближенные к домашним; организовать отдых пациента: вовлекать в игры, творчество совместно с другими больными
ЛИТЕРАТУРА
1. Букатина Е.Е., Григорьева И.В., Смирнов O.P. Шкала оценки психического состояния дементных больных пожилого возраста. Социальная и клиническая психиатрия 1992; 4: 29-37.
2. Голенков A.B., Козлов А.Б., Аверин A.B., Ронжи-на Л.Г., Шувалина М.А. Первый опыт применения сестринского процесса в психиатрической практике. Медицинская сестра. 2003; 1: 6-9.
3. Голенков A.B., Козлов А.Б., Аверин A.B. Организация сестринского процесса в психиатрической больнице. Сестринское дело. 2004; 3: 26-27.
4. Риттер С. Руководство по сестринской работе в психиатрической клинике: Принципы и методики. Киев: Сфера, 1997. 400.
5. Шувалина М.А., Аверин A.B., Козлов А.Б., Голенков A.B. Оказание геронтопсихиатрической помощи в отделении сестринского ухода. Современные тенденции организации психиатрической помощи: Клинические и социальные аспекты: Мат. Рос. конф. М.; 2004. 22.
Поступила 20.06.2005
УДК 614.253.52^614.08
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ЖЕНЩИНАМ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ИХ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Л.Ф. Ведмеденко, И.Е. Сокорева
Московская медицинская академия им И.М. Сеченова
Ключевые слова: медицинская помощь, женщины, пожилой возраст, психоэмоциональные особенности
Key words: medical help, women, aged, psychoemotional peculiarities
XX в. ознаменовался не только революционными открытиями в науке, технике, преобразованиями в обществе, но и ростом средней продолжительности жизни человека.
Если в 1988 г. в мире было 488 млн людей старше 60 лет, то в 2000 г. — 612 млн. Приблизительно каждый 10—12-й житель планеты — пожилой (от 60 до 74 лет) или старый (от 75 до 89 лет) человек.
Такие изменения структуры населения выдвигают перед обществом, государством, органами здравоохранения и социального обеспечения ряд серьезных практических задач.
Среди них наиболее важным и трудным остаётся продление активной жизни с минимальными потерями от дисфункциональных расстройств, присущих пожилому возрасту, и совершенство-
вание качества медицинской помощи пациентам пожилого возраста. Для реализации комплексного подхода к человеку и разработки путей и способов возвращения пациенту здоровья медицинскому работнику необходимо быть не только профессионалом в своём деле, но и хорошим психологом, чутким, внимательным, добрым человеком. Знание индивидуальных психологических особенностей личности пациента позволит более эффективно общаться с ним и помогать ему в преодолении болезни. Особенности клинического течения заболеваний и их лечения у пожилых пациентов очень важны для обеспечения качественной помощи в лечебно-профилактических учреждениях и внебольничных условиях.
«Часто не столько важно знать, какая болезнь у человека, сколько хорошо понимать, у какой