Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ'

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
142
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ОТНОШЕНИЯ / РОДИТЕЛИ И ПОДРОСТКИ / АЛЬТЕРНАТИВЫ / КОНФЛИКТЫ / FAMILY / RELATIONSHIPS / PARENTS AND TEENS / ALTERNATIVES / CONFLICTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Уварова Л.Н., Чекина А.Ю.

Предлагаемая статья посвящена отношениям родителей и их детей подросткового возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Уварова Л.Н., Чекина А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FAMILY RELATIONS OF ADOLESCENTS

The proposed article is devoted to the relationship of parents and their adolescent children.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ»

УДК 159.99

Уварова Л. Н., к. п. н. доцент кафедры психолого-педагогического образования

Чекина А.Ю. студент 3 курса факультет «Педагогика и психология» Стерлитамакский филиал Башкирский Государственный университет Россия, г. Стерлитамак ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ

Аннотация: предлагаемая статья посвящена отношениям родителей и их детей подросткового возраста.

Ключевые слова: семья, отношения, родители и подростки, альтернативы, конфликты.

Uvarova L.N., Ph.D. associate professor

Associate Professor at the Department of Psychological and Pedagogical

Education Chekina A. Yu. student

3 courses, faculty "Pedagogy and Psychology" Sterlitamak branch Bashkir State University

Russia, Sterlitamak FEATURES OF FAMILY RELATIONS OF ADOLESCENTS

Annotation: the proposed article is devoted to the relationship of parents and their adolescent children.

Keywords: family, relationships, parents and teens, alternatives, conflicts.

Семья играет основную роль в формировании нравственных и жизненных принципов ребенка. Она создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет некоторые личные желания, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или подавляет личные потребности. Она структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации.

О том, как строятся семейные отношения, какие ценности, интересы у старших людей в семье, зависит то, как растут дети. Климат семьи влияет на моральный климат всего общества. Ребенок очень чувствителен к поведению взрослых и быстро усваивает уроки, извлеченные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно.

Подростковый возраст, несомненно, является самым трудным, сложным из всех детских возрастов, представляющим период формирования личности. Он начинается с изменения в социальной ситуации развития.

Подростковый возраст характеризуется как период «шторма и натиска», внутренних и внешних конфликтов, в течение которых у человека формируются чувства индивидуальности [1].

В этом возрасте появляются субъективные трудности, когда дети испытывают явные или скрытые конфликты, характерные для данного возраста.

Конфликты родителей со своими детьми - очень частое явление. Основные причины конфликтов, по мнению взрослых:

- отсутствие высокой успеваемости и плохое поведение в школе;

- непослушание дома;

- не прислушиваются к советам родителей;

- несоответствие в фундаментальных вопросах жизни.

А если рассматривать конфликты с родителями, по мнению подростков

то:

- родители несправедливы по отношению к ним;

- они не обращают внимание на занятость их ребенка;

- выплескивают свое плохое настроение на детей;

- наказывают без причины [2].

Чтобы преодолеть такие ситуации, необходимо найти альтернативу отношениям между родителями и подростком, то есть помочь ему в выборе наилучшего курса действий и возложить на него ответственность за выполнение решения.

Хотелось бы порекомендовать некоторые этапы альтернативного поведения для родителей и их детей:

Этап 1. Определение противоречия или проблемы. В некоторых случаях этот этап оказывается очень простым, например, при выборе одежды. Проблема ясна: «Какое платье купить?» Менее ясной становится проблема «Нужно ли Соне новое платье?» Здесь возможно противоречие: «Нуждается ли она в новом платье больше, чем в новых ботинках?» или «Нуждается ли она больше в новых платьях или в дополнительных учебных занятиях, которые стоят денег?»

Этап 2. Поиск и выработка альтернативных решений. Эта стадия потребует от ребенка и родителя анализа различных решений. Для того чтобы начать «мозговой штурм», родитель может предложить: «Что именно мы должны проанализировать? Какие у тебя идеи по поводу нашей проблемы?» или «Две головы лучше одной. Я готов держать пари, что у нас с тобой появятся хорошие идеи».

Этап 3. Исследование, обдумывание, оценка альтернативных решений.

Очень важно на данном этапе, чтобы родитель включил ребенка в обдумывание и оценивание различных решений. Родитель может сказать, например: «Что мы думаем о тех решениях, к которым мы пришли?» Решения отбрасываются, остаются только те, которые приемлемы для ребенка и родителя. Родитель должен честно выразить свои чувства по

поводу решения. Это можно сделать при помощи реплики типа «Меня не очень осчастливит этот вариант».

Этап 4. Выбор альтернативы и реализация решения.

Выбор альтернативы и реализация решения произойдут легче в том случае, если пройдены остальные стадии исследования альтернатив и между родителем и ребенком произошел открытый и честный обмен мнениями.

Этап 5. Выбор подходящего момента для оценки правильности принятого решения.

Эта стадия, про которую нередко забывают, на самом деле очень важна, поскольку не все решения наилучшим образом отвечают интересам каждого - родителя или ребенка. Следовательно, как ребенку, так и родителю необходимо вернуться назад и рассмотреть, как идут дела, насколько выбранное решение удовлетворяет каждого. Ребенок зачастую соглашается на решение, которое в дальнейшем оказывается трудноосуществимым. Необходимо сверяться друг с другом, спрашивая: «Как идет выполнение решения? Ты по-прежнему считаешь его удовлетворительным?»

Процесс исследования альтернатив будет работать лишь в том случае, если оба - и родитель, и ребенок - понимают, что от них требуется.

Подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления. В это время в самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста.

Наиболее важными и наиболее напряженными являются в этот период отношения подростка с родителями. Тяжесть положения здесь обусловлена, с одной стороны, экономической зависимостью и прочими формами зависимости от родителей, и с другой - желанием получить самостоятельность, возрастающей потребностью в независимости.

Таким образом, строя отношения с ребенком, важно обладать умением слушать, отвечать и исследовать альтернативы. Иногда проблема принадлежит только ребенку или только родителю, в других случаях она разделена между обоими в зависимости оттого, чего один из них хочет добиться от другого, либо проблема может касаться семьи в целом.

Использованные источники

1. Чижова С. Ю., Калинина О. В. Детская агрессивность - Ярославль: Академия развития, 2003.

2. Поливанова Л.Б. Психологическое содержание подросткового возраста //Вопросы психологии. № 5. 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.