I
I
УДК 159.9.072
https://doi.org/10.24412/2226-2296-2021-1-2-11-13
Исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания и конфликтности
Л.Б. Абдуллина, С.А. Косцова, З.К. Ишкильдина, Л.С. Саттарова
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, 453103, г. Стерлитамак, Россия
ORCID ORCID ORCID ORCID
https://orcid.org/0000-0002-5898-9814, E-mail: https://orcid.org/0000-0001-6822-0569, E-mail: https://orcid.org/0000-0003-0098-4508, E-mail: https://orcid.org/0000-0002-2213-8276, E-mail:
: [email protected] : [email protected] : [email protected] : [email protected]
Резюме: В статье рассмотрены взаимосвязи стиля родительского воспитания и конфликтности у подростков, вызванные рядом причин. Во-первых, «конфликт является одной из универсальных характеристик мира и основной движущей силой его развития. Это один из наиболее противоречивых феноменов и основных механизмов всех изменений и преобразований». Конфликт представляет собой биполярное явление, которое проявляется в активности сторон, следовательно, постоянно проявляется нечто новое, еще не изученное. Во-вторых, несмотря на то что в отечественной и зарубежной литературе достаточно глубоко и подробно рассмотрены особенности влияния стилей семейного воспитания на формирование личности ребенка, слабо изученным остается вопрос о взаимосвязи воспитательных принципов каждого из родителей на уровень конфликтности и агрессивности подростка. Ребенок воспитывается многими обстоятельствами, при этом он находится в непосредственной близости с родителями с самого рождения, во внутреннем контакте с ними - и такое взаимодействие всегда отражается на последующем его развитии. Поэтому родительское воспитание имеет свое значение: в процессе семейных отношений у детей формируется любовь к родителям, отношение к окружающим людям. Результаты экспериментального исследования выявили, что конфликтность - это психологическая готовность и склонность личности к созданию конфликтной ситуации, это свойство личности, отражающее частоту ее вступления в межличностные конфликты. А подростковый возраст - это период полового созревания, гормональной бури, что влияет на характер трудностей в поведении подростков (эмоционально нестабилен, возбудим, повышеуно чувствителен), и, как правило, появляются черты, ведущие к асоциальному поведению, например конфликтности. Большую роль играет в этом вопросе и стратегия семейного воспитания -например если родители предпочитают авторитетный стиль воспитания, в котором поддерживается равновесие между контролем со стороны взрослых и детской независимостью, то и дети будут менее агрессивны, менее конфликтны, больше уверены в себе. Ключевые слова: подросток, семейное воспитание, конфликт, стиль семейного воспитания, пубертатный период. Для цитирования: Абдуллина Л.Б., Косцова С.А., Ишкильдина З.К., Саттарова Л.С. Исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания и конфликтности // История и педагогика естествознания. 2021. № 1-2. С. 11-13. D0l:10.24412/222B-2296-2021-1-2-11-13
THE STUDY OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE STYLE OF FAMILY EDUCATION AND CONFLICT Liliya B. Аbdullina, Svetlana A. Kostsova, Zulfiya K. Ishkildina, Liana S. Sattarova
Sterlitamak branch of the Bashkir State University, 453103, Sterlitamak, Russia
ORCID ORCID ORCID ORCID
https://orcid.org/0000-0002-5898-9814, E-mail: https://orcid.org/0000-0001-6822-0569, E-mail: https://orcid.org/0000-0003-0098-4508, E-mail: https://orcid.org/0000-0002-2213-8276, E-mail:
: [email protected] : [email protected] : [email protected] : [email protected]
Abstract: The article examines the relationship between the style of parenting and conflict in adolescents, caused by a number of reasons. First, "conflict is one of the universal characteristics of the world and the main driving force of its development. This is one of the most controversial phenomena and the main mechanisms of all changes and transformations". The conflict is a bipolar phenomenon that manifests itself in the activity of the parties, therefore, something new, not yet studied, constantly manifests itself. Secondly, despite the fact that in the domestic and foreign literature, the peculiarities of the influence of family education styles on the formation of a child's personality are considered in sufficient depth and in detail, the question of the relationship of the educational principles of each parent to the level of conflict and aggression of a teenager remains poorly studied. A child is brought up by many circumstances, and at the same time, he is in close proximity with his parents from birth, in internal contact with them - and this interaction always affects his subsequent development. Therefore, parental education has its own significance: in the process of family relations, children form a love for their parents, an attitude towards other people. The results of the experimental study revealed that conflict is a psychological readiness and propensity of a person to create a conflict situation, this is a property of a person that reflects the frequency of its entry into interpersonal conflicts. Besides, adolescence is a period of puberty, a hormonal "storm" that affects the nature of difficulties in the behavior of adolescents (emotionally unstable, excitable, hypersensitive), and, as a rule, there are features that lead to antisocial behavior: for example, conflict. The strategy of family education also plays an important role in this issue: for example, if parents adhere to an authoritative style of education, which maintains a balance between adult control and child independence, then children will be less aggressive, less conflicted, and confident. Keywords: teenager, family education, conflict, family education style, puberty.
For citation: Abdullina L.B., Kostsova S.A., Ishkildina Z.K., Sattarova L.S. THE STUDY OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE STYLE OF FAMILY EDUCATION AND CONFLICT. History and Pedagogy of Natural Science. 2019, no. 1-2, pp. 11-13. D0I:10.24412/2226-2296-2021-1-2-11-13
1-2-2021
История и педагогика естествознания
В последние годы научный интерес к проблеме конфликта значительно возрос. В немалой степени это объясняется повышением общего уровня конфликтности современного общества. Разнообразные конфликтные ситуации являются неизбежным порождением сложного и противоречивого процесса социального взаимодействия, что ставит как общество в целом, так и каждого конкретного человека перед необходимостью их решения. Особенно важным с этой точки зрения является подростковый возраст как наиболее сложный, противоречивый и потому наиболее конфликтный. В многочисленных исследованиях подросткового периода подчеркивается его критический переходный характер, когда ломаются и перестраиваются прежние отношения ребенка к самому себе, к окружающим и к миру в целом. Эти кардинальные изменения порождают неизбежные конфликты развивающейся личности как с другими людьми, так и с самим собой. Приобретаемый подростком опыт успешного или неуспешного общения служит основанием для усвоения разных по конструктивности способов решения конфликтных ситуаций.
Одним из важнейших аспектов указанной проблемы является вопрос о конфликтах подростков с родителями. Пубертатный период считается самым сложным для родителей - ведь именно в этот период у них возникает масса проблем с детьми: что старшие, что младшие подростки кардинально меняются в период полового созревания. К примеру, уравновешенные, спокойные дети становятся неуправляемыми, агрессивными, конфликтными. А дети социально-дезадаптированные могут самоутверждаться в компаниях друзей.
Многие исследователи занимались проблемой психологических особенностей подросткового возраста. Б.С. Волков выделил понятие «биологический возраст» [1]; А.Л. Гройсман выявила, что период перестройки организма в пубертатный период является наиболее уязвимым [2]; Д.А. Донцов выделил основные поведенческие критерии возрастного кризиса (трудновоспитуемость, конфликтность, упрямство, негативизм и т.п.) [3]; Л.Ф. Обухова выявила связи возрастных особенностей с периодизациями социализации индивида [4]; В.Г. Степанов описал психологию трудных школьников [5]; Д.Я. Райгородский, И.В. Шапо-валенко выделили конфликтность как возрастную особенность, черту подросткового возраста [6, 7].
Семья оказывает значительное влияние в процессе воспитания ребенка на его личность, потому что всю ведущую информацию о себе и окружающем мире ребенок принимает от родителей. Помимо этого, родители имеют исключительную особенность воздействовать на ребенка, потому что тот зависит от них эмоционально, физически и социально [8].
Семья - самый важный, ключевой Рис. 1. институт социализации личности ребенка, а стиль семейного воспитания является одним из основных факторов, определяющих уровень эмоционального благополучия ребенка (чувства защищенности, уверенности), его возможности приспособления в обществе. В семье ребенок усваивает способы контроля своего поведения и деятельности и стандарты их оценки. Освоенная шкала родительских оценок становится основой формирования самооценки у детей и подростков [9].
Стиль семейного воспитания определяет преимущественный способ взаимодействия между родителями и
детьми, который отражает степень их взаимопонимания, заинтересованности к решению общих проблем, общего мировоззрения и содержания испытываемых друг к другу чувств. Стиль семейного воспитания обуславливает характер подростков и их будущее поведение, то есть стиль семейного воспитания может либо привести к развитию различных неблагоприятных черт характера и формированию неврозов, отклонений, либо смягчить отрицательные воздействия на развитие ребенка [10].
Воспитывать подростка - нелегкая задача: так, чрезмерная суровость, строгость, требовательность приводят к конфликтам и отчуждению, отдалению (подросток перестает делиться своими переживаниями с родителями), но и постоянное потакание желаниям подростка с отсутствием контроля также может повлечь за собой проблемы (антиобщественные компании, прогулы уроков и пр.). При этом не стоит бояться конфликтности подростков, поскольку это, во-первых, связано с переходным возрастом, во-вторых, в конфликтных ситуациях подростки развивают в себе навыки адекватной самооценки, не только учатся навыкам поведения в конфликтных ситуациях, но и приобретают умения анализировать ситуацию в межличностном взаимодействии.
Исходя из теоретического анализа психолого-педагогической литературы, была поставлена цель экспериментального исследования: выявить взаимосвязь стиля семейного воспитания и конфликтности у подростков. Был определен комплекс методов исследования: анализ психолого-педагогической литературы, констатирующий эксперимент, тестирование, методы математической статистики и интерпретации результатов (корреляционный анализ г-Пирсона).
В ходе экспериментального исследования были отобраны следующие психодиагностические методики: «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова в модификации И.И. Махониной; «Оценка способов реагирования в конфликте» (К.Н. Томас).
В целях выявления взаимосвязи стиля семейного воспитания и конфликтности у подростков была проведена диагностика с использованием вышеназванных психодиагностических методик для получения показателей по направлению стиля семейного воспитания у родителей и стратегий поведения в конфликтных ситуациях у подростков.
На рис. 1 представлены корреляционные плеяды показателей стиля семейного воспитания и конфликтности у подростков. Рассмотрим и проанализируем каждую из них.
а) мы установили, что чем выше уровень либерального стиля воспитания, тем ниже уровень компромисса. Выявленная взаимосвязь показывает, что чем выше про-
Корреляционная плеяда показателей стиля семейного воспитания и конфликтности у подростков
а Компромисс Либеральный
стиль воспитания
б Компромисс Авторитетный
стиль воспитания
в Компромисс Индифферентный
стиль воспитания
История и педагогика естествознания
1-2 • 2021
является либеральный стиль воспитания, тем меньше вероятность к прибеганию у подростков к компромиссу в конфликтных ситуациях. Мы можем предполагать, что это связано с тем, что родители с либеральным стилем поведения осознанно ставят себя на одну ступень с детьми и слишком высоко ценят своего ребенка: никаких правил, запретов, установки норм поведения - полная свобода. У таких детей наблюдается избегание ответственности или импульсивность, а мы знаем, что в компромиссе частично удовлетворяются интересы обеих сторон конфликта. Следовательно, дети либеральных родителей не пойдут на уступки в силу своего воспитания, особенно в подростковый период, когда идет половое созревание, связанное с гормональной перестройкой организма и более выраженной конфликтностью.
б) мы установили, что чем выше уровень авторитетного стиля воспитания, тем выше уровень компромисса. Выявленная взаимосвязь показывает, что чем выше проявляется авторитетный стиль воспитания, тем выше у подростков вероятность прибегания к компромиссу в конфликтных ситуациях. Полученные результаты свидетельствуют о том, что авторитетный стиль воспитания - это оптимальное сочетание свободы и контроля: родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, всегда открыты для общения и обсуждения, учитывают мнение ребенка при обсуждении семейных проблем, всегда выражают любовь, сочувствие, теплое, доверительное отношение - словом, оказывают эмоциональную поддержку ребенку. Поэтому у детей авторитетных родителей развито чувство ответственности за свое поведение, навыки самоконтроля, такие хорошо адаптированы, уверены в себе, у них развиты са-
моконтроль и социальные навыки, а мы помним, что компромисс - это соглашение между людьми, достигнутое за счет взаимных уступок друг другу.
в) мы установили, что чем выше уровень индифферентного стиля воспитания, тем выше уровень приспособления. Данная взаимосвязь показывает, что чем выше проявляется индифферентный стиль воспитания, тем выше у подростков вероятность прибегания в конфликтных ситуациях к приспособлению. Мы можем предполагать, что это связано с тем, что индифферентный стиль воспитания - это холодные отношения и низкий уровень контроля, при которых у родителей нет желания как делиться своими чувствами и переживаниями, так и интересоваться чувствами и переживаниями ребенка - отсутствует эмоциональный контакт между ребенком и родителями. У детей таких родителей формируется эмоциональная отчужденность, тревожность, замкнутость, безответственность и неуверенность в себе, а мы знаем, что в приспособлении участник конфликта жертвует своими интересами в пользу другого, чтобы избежать противостояния.
Корреляционный анализ показал, что у современных подростков прослеживается взаимосвязь стиля семейного воспитания и конфликтности. Мы проследили такие взаимосвязи: либеральный стиль семейного воспитания коррелирует с компромиссом, также компромисс коррелирует с авторитетным стилем воспитания, а индифферентный стиль семейного воспитания коррелирует с приспособлением.
Результаты проведенного исследования показывают, что конфликт подростков с родителями имеет сложную природу и должен рассматриваться с учетом комплекса условий, составляющих социальную ситуацию развития ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волков Б.С. Возрастная психология. М.: Академический проект, 2013. 668 с.
2. Гройсман А.Л. Медицинская психология. М.: Магистр, 1998. 360 с.
3. Донцов Д.А. Возрастная психология и психология развития личности в макропериоде детства, в отрочестве и юности. М.: ФЛИНТА, 2019. 308 с.
4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: ЮРАЙТ, 2020. 460 с.
5. Степанов В.Г. Психология трудных школьников М.: Академия, 2001. 336 с.
6. Райгородский Д.Я. Психология семьи. Самара: БАХРАХ-М. 2002. 752 с.
7. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2007. 349 с.
8. Семеновских Т.В. Педагогическая психология. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2013. 308 с.
9. Ефремова О.И. Педагогическая психология М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. 171 с.
10.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика, социальное воспитание. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. 391 с.
REFERENCES
Volkov B.S. Vozrastnayapsikhologiya [Developmental psychology]. Moscow, Akademicheskiy proyekt Publ., 2013. 668 p. Groysman A.L. Meditsinskayapsikhologiya [Medical psychology]. Moscow, Magistr Publ., 1998. 360 p.
Dontsov D.A. Vozrastnaya psikhologiya i psikhologiya razvitiya lichnosti v makroperiode detstva, v otrochestve i yunosti [Developmental psychology and psychology of personality development in the macroperiod of childhood, adolescence and youth]. Moscow, FLINTA Publ., 2019. 308 p. Obukhova L.F. Vozrastnaya psikhologiya [Developmental psychology]. Moscow, YURAYT Publ., 2020. 460 p. Stepanov V.G. Psikhologiya trudnykh shkol'nikov [Psychology of difficult schoolchildren]. Moscow, Akademiya Publ., 2001. 336 p. Raygorodskiy D.YA. Psikhologiya sem'I [Psychology of the family]. Samara, BAKHRAKH-M Publ., 2002. 752 p. Shapovalenko I.V. Vozrastnaya psikhologiya [Developmental psychology]. Moscow, Gardariki Publ., 2007. 349 p. Semenovskikh T.V. Pedagogicheskayapsikhologiya [Pedagogical psychology]. Tyumen, TGU Publ., 2013. 308 p. Yefremova O.I. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow, Berlin, Direkt-Media Publ., 2017. 171 p. 10. Mardakhayev L.V. Sotsial'nayapedagogika, sotsial'noye vospitaniye [Social pedagogy, social education]. Moscow, Berlin, Direkt-Media Publ., 2019. 391 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Абдуллина Лилия Бакировна, к.п.н., доцент, завкафедрой теории методики начального образования, декан факультета педагогики психологии, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета.
Косцова Светлана Александровна, ст. препод., Стерлитамакский филиал
Башкирского государственного университета.
Ишкильдина Зульфия Каримовна, к.фил.н., доцент, Стерлитамакский
филиал Башкирского государственного университета.
Саттарова Лиана Сибагатовна, ассистент, Стерлитамакский филиал
Башкирского государственного университета.
Liliya B. Аbdullina, Cand. Sci. (Ped.), Assoc. Prof., Head of the Department of Theory of Primary Education, Dean of the Faculty of Pedagogy of Psychology, Sterlitamak branch of the Bashkir State University. Svetlana A. Kostsova, Senior Lecturer, Sterlitamak branch of the Bashkir State University.
Zulfiya K. Ishkildina, Cand. Sci. (Philol.), Assoc. Prof., Sterlitamak branch of the Bashkir State University.
Liana S. Sattarova, Assistant, Sterlitamak branch of the Bashkir State University.
1-2 • 2021
История и педагогика естествознания