Научная статья на тему 'Представления родителя о ребенке как фактор детско-родительских отношений'

Представления родителя о ребенке как фактор детско-родительских отношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3898
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
представления о ребенке / идеальный и реальный образ ребенка / детскородительские отношения / representation of the child / the ideal and the real image of the child / parent-child relationship

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колодина Анастасия Викторовна

Настоящая статья посвящена анализу результатов исследования, направленного на изучение связи представлений родителей о своем ребенке с типом детско-родительского отношения, реализуемого ими. Проведенное исследование позволило установить то, что родители, ориентированные на сотрудничество с ребенком, имеют наименьшие расхождения в оценках характеристик реального и идеального ребенка, ребенок воспринимается ими как веселый, общительный, привлекательный, сообразительный и добрый. Особенности позитивного восприятия ребенка, учет его достоинств и признание недостатков, позволяет родителю безусловно принимать своего ребенка и способствовать своими воспитательными стратегиями развитию личности подростка. Тогда как контролирующий стиль воспитания родителя сопряжен с существенными расхождениями реального и идеального образа ребенка, в сторону низкой оценки родителем реальных характеристик подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Колодина Анастасия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATION OF THE PARENT OF THE CHILD AS FACTOR OF THE CHILD PARENTAL RELATIONS

This article analyzes the results of research aimed at studying the connection between representations of parents about their child with the type of child-parent relationships implemented by them. The study allowed to establish that parents focused on cooperation with the child, have the smallest differences in the estimates of the characteristics of the real and the ideal child, the child is perceived as cheerful, sociable, attractive, smart and kind, especially a positive perception of the child, taking into account its advantages and recognition shortcomings, allowing the parent to take their child unconditionally and to promote the development of their educational strategies adolescent's personality. While controlling parent parenting style is associated with significant differences of real and ideal image of the child, in the direction of lower grade real teen parent characteristics.

Текст научной работы на тему «Представления родителя о ребенке как фактор детско-родительских отношений»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2016. № 2. С. 69-77. УДК 159.924

А. В. Колодина

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЯ О РЕБЕНКЕ КАК ФАКТОР ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Настоящая статья посвящена анализу результатов исследования, направленного на изучение связи представлений родителей о своем ребенке с типом детско-родительского отношения, реализуемого ими. Проведенное исследование позволило установить то, что родители, ориентированные на сотрудничество с ребенком, имеют наименьшие расхождения в оценках характеристик реального и идеального ребенка, ребенок воспринимается ими как веселый, общительный, привлекательный, сообразительный и добрый. Особенности позитивного восприятия ребенка, учет его достоинств и признание недостатков, позволяет родителю безусловно принимать своего ребенка и способствовать своими воспитательными стратегиями развитию личности подростка. Тогда как контролирующий стиль воспитания родителя сопряжен с существенными расхождениями реального и идеального образа ребенка, в сторону низкой оценки родителем реальных характеристик подростка.

Ключевые слова: представления о ребенке; идеальный и реальный образ ребенка; детско-родительские отношения.

A. V. Kolodina

Dostoevsky Omsk State University

REPRESENTATION OF THE PARENT OF THE CHILD AS FACTOR OF THE CHILD PARENTAL RELATIONS

This article analyzes the results of research aimed at studying the connection between representations of parents about their child with the type of child-parent relationships implemented by them. The study allowed to establish that parents focused on cooperation with the child, have the smallest differences in the estimates of the characteristics of the real and the ideal child, the child is perceived as cheerful, sociable, attractive, smart and kind, especially a positive perception of the child, taking into account its advantages and recognition shortcomings, allowing the parent to take their child unconditionally and to promote the development of their educational strategies adolescent's personality. While controlling parent parenting style is associated with significant differences of real and ideal image of the child, in the direction of lower grade real teen parent characteristics.

Keywords: representation of the child; the ideal and the real image of the child; parent-child relationship.

Начало ХХ1 века можно охарактеризовать как нестабильное, быстро изменяющееся время, диктующее новые семейные, нравственные, духовные, социальные, политические, психологические условия. В значительной степени перемены затронули детско-родительские отношения: родительство приобрело особую роль, и воспитательный процесс переориентировался с жесткой дисциплины на силу убеждения, установление эмоционально близких отношений с ребенком.

Согласно исследованиям, направленным на изучение особенностей современной семьи

(В. Сатир, Б. Хеллингер, И. В. Гребенников,

A. Г. Харчев, Л. Б. Шнейдер, Э. Г. Эйдемиллер,

B. В. Юстицкис, И. Ю. Шилов, Т. А. Гурко и др.), такая переориентация может способствовать как сближению родителей и детей и формировать основу для сотрудничества, так и приводить к гиперопеке над ребенком, к потере контроля над его поведением, размытым требованиям, непоследовательности. Деструктивная траектория имеет место быть в том случае, если родители руководствуются социально желательными установками, навязанными стереотипами и представлениями.

© Колодина А. В., 2016

Особенно остро эти проблемы могут проявляться при достижении ребенком подросткового возраста, характеризующегося противоречиями и стремлением подростка во что бы то ни стало отстоять собственное «Я». Неумение родителей выстраивать гармоничные отношения с подростком может приводить не только к проблемам в детско-родительских отношениях, но и оказывать негативное влияние на развитие личности подростка.

Согласно данным Л. М. Шипицыной, в большинстве российских семей преобладают завышенные требования к детям, родители стремятся к всестороннему развитию своего ребенка, что, несомненно, позитивно, но зачастую это «развитие» осуществляется методами, способами, интенсивностью и трудоемкостью непосильной для ребенка, либо не соответствующей его возрасту, индивидуальным и личностным особенностям. Для достижения целей, которые запланировали родители, ребенок должен реализовывать ожидаемое поведение, выполнять задания и «исполнять» мечты, которые во многом основаны на имеющихся представлениях родителя о необходимом уровне развития ребенка, а не столько на всесторонней оценке задатков, способностей и возможностей ребенка, которые необходимо развивать [14].

Выбор родителями стиля воспитания обусловлен множеством факторов, среди которых важное место занимает сформированный образ ребенка в представлениях родителя. Б. Хеллингер выделяет факторы, оказывающие наибольшее влияние на стили детско-родительского взаимодействия:

1) ценность эмоционального принятия;

2) восприятие ребенка как смысла жизни;

3) стремление родителей к достижению;

4) стремление воспитать ребенка по определенной «идеальной» системе (вариант реализации потребности в достижении);

5) стремление родителей сформировать у ребенка определенные качества [13].

В семьях, где ярко выражена и при этом в определенном роде фрустрирована потребность в эмоциональном принятии, ребенок может стать главным объектом внимания, и родители в этом случае начинают бессознательно вести борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребенка за пределы семейного круга. Чаще всего доминирующим стилем воспитания в этом случае становится

гиперопека, чрезмерный контроль. В процессе взаимодействия родители нередко применяют приемы манипулирования детьми, санкции, угрозы наказания либо непосредственно наказание.

Наиболее сложной является ситуация, при которой воспитание является единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни родителей. При этом подобная ситуация родителями часто не осознается, не принимается. Самостоятельность ребенка нередко максимально ограничивается, многое выполняется «за ребенка», в результате чего родитель ощущает себя нужным и важным в жизни ребенка.

У некоторых родителей, по словам Б. Хеллингера, воспитание ребенка побуждается мотивацией достижения. Цель воспитания - добиться того, что не удалось самим (из-за отсутствия необходимых условий, способностей, настойчивости и т. п.). Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Родители не принимают во внимание возможно -сти, интересы, способности ребенка, которые отличны от тех, что связаны с их «запрограммированными целями». В случае, если ребенок противодействует или сопротивляется родительским требованиям, возникает конфликт [13].

Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Как правило, это очень компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени и сил.

Познакомившись с какой-либо воспитательной системой, в силу разных причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации. Несомненно, в каждой из воспитательных систем есть немало полезного и важного, тем не менее необходима индивидуализация любой системы, исходя из особенностей и возможностей каждого ребенка, а также критичное осмысление базовых постулатов воспитания, сквозь призму реалий современности.

Проблемы независимости обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования, определенного же-

лательного для родителей качества. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями [11].

Таким образом, регулирующие воспитание сверхценные мотивы родителей ограничивают свободу развития присущих ребенку задатков, качеств и усложняют развитие, нарушая его гармонию [13].

Специфика детско-родительских отношений заключается в их постоянном изменении и развитии в рамках взросления ребенка и неизбежном отделении ребенка от родителей. Взаимоотношения со взрослыми - одна из важнейших проблем подросткового возраста. В подростковом возрасте должен быть осуществлен переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве с родителем.

Подростки, как пишет И. С. Кон, видят в родителях власть, распорядителей благ, поощрений и наказаний; примеры для подражания, воплощение лучших человеческих качеств, друзей и советчиков, которым можно доверить многое. Соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняются. Практически нет ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом [6].

Авторитетность родителей в подростковом возрасте уже не воспринимается абсолютно и некритично, как в детстве. Тем не менее, большинству подростков хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков.

Согласно подходу И. В. Дубровиной, при всей тяге к самостоятельности подростки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Реальные взаимоотношения подростков и родителей часто обременены конфликтами, а взаимопонимание между ними нарушено. В таких случаях родителям необходимо помнить, что понять внутренний мир другого человека можно, только проявив уважении к нему, приняв его безусловно, как некую автономную реальность. Неумение, нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном внутреннем мире уже не маленького ребенка, взглянуть на проблему глазами сына или дочери, уверенность в непо-

грешимости своего жизненного опыта - всё это создает психологический барьер между родителями и растущими детьми-подростками [10].

В психолого-педагогической литературе, как отмечает И. С. Кон, ведутся дискуссии по поводу сравнения степени влияния на подростков родителей и сверстников. Как считает сам автор, на этот вопрос не может быть однозначного ответа. Автономия от взрослых и значение общества сверстников растут. Общая закономерность состоит в том, что чем хуже отношения подростка с родителями, тем чаще он будет общаться со сверстниками, тем выше его зависимость от сверстников и, соответственно, тем автономнее он будет от взрослых, от своих родителей [7].

Значимость родителей и сверстников, по мнению И. С. Кона, принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая ориентация на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций. Зато отвечая на вопрос: «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?» - подростки ставят на первое место родителей [6].

Таким образом, следует говорить о качественных сдвигах во влиянии родителей, обусловленных усложнением деятельности и дифференциацией отношений подростков. Существует целая система взаимосвязей и динамики взаимодействия родителей и ребенка в зависимости от контекста конкретных жизненных ситуаций.

В процессе воспитания под воздействием тех или иных детерминант отношение родителей постоянно меняется, приобретая те или иные черты, приближаясь в той или иной степени к какому-либо из стилей воспитания. Выстраивая отношения со своим ребенком, взрослым необходимо учитывать, что к старшему подростковому возрасту стиль взаимоотношений с родителями уже сложился и «отменить» эффект прошлого опыта будет уже невозможно [10; 12].

При изучении механизмов функционирования семьи большую роль играет изучение конструктов, которые регулируют поведение членов семьи. К одному из таких конструктов относятся представления.

Представления, согласно С. Московичи, это процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений окружающего мира, которые ранее воздейство-

вали на наши органы чувств. С опорой на сформировавшиеся представления человек выстраивает свое поведение, отношение к разным сторонам жизни; они являются основой формирования ценностей, задают направление мотивации [9].

Поскольку первичной социальной средой человека является семья, представления о семье, о родителях и детях, о взаимоотношениях между ними, формируются под воздействием воспитания одними из первых и определяют впоследствии его семейную жизнь.

С точки зрения А. Адлера, семейная атмосфера, взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и установки родителей являются первым фактором в развитии личности. «Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру через своих родителей» [2, с. 96]. Именно в семье человек получает первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родительская семья является наиболее доступным образцом наблюдения, который при определенных условиях становится образцом для подражания [2].

Родители, как правило, являются для человека значимыми людьми, поэтому осуществление ими родительской роли частично осознанно, а частично - неосознанно, впоследствии копируется в собственной семье: «какими мы стали родителями, в значительной степени зависит от того, что мы видели, пережили, ощутили в поведении собственных родителей»; «между структурами супружеских и родительских семей наблюдается прямая зависимость - супружеские семьи в подавляющем большинстве аналогичны родительским, особенности родительской семьи неосознанно воспринимаются детьми в их семьях» [1, с. 111].

М. О. Ермихина выделяет три группы факторов, влияющих на становление у человека системы ценностей и представлений о различных сторонах жизни, в том числе и семейной:

- социальная микросреда семьи, где происходит приобщение ребенка к социальным ценностям и ролям, усваиваются и формируются различные представления;

- внутрисемейная и внесемейная деятельность, где происходит приобщение к будущей жизнедеятельности;

- семейное воспитание, представляющее собой некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий [5].

Большинство зарубежных исследователей сходятся в том, что вступающие в брак люди воспроизводят структурный тип семейной системы родителей, стиль взаимоотношений предыдущих поколений, транслируют те же представления о семейной жизни, супружеских и детско-родительских отношениях. Как отмечает Ю. С. Захарова, семейная система родителей может послужить образцом для семейного функционирования следующих поколений [6].

Таким образом, усвоение системы семейных представлений в процессе взросления происходит у ребенка за счет механизмов подражания взрослым. Л. С. Выготский считал подражание источником возникновения всех специфических человеческих свойств сознания и видов деятельности. Содержание подражания, начиная с трехлетнего возраста, представляет собой моделирование поведения взрослого [3]. Развивая эту мысль, В. Н. Дружинин подчеркивает, что большее влияние на ребенка в этом плане оказывают не кровные родственники, а взрослые люди, которые заботятся о ребенке [4].

Родительская семья оказывает большое влияние на развитие отношения к детям, к себе как родителю, на представления о том, какими должны быть детско-родительские отношения.

При этом Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юс-тицкис подчеркивают, что семейные представления впоследствии имеют не только свою содержательную специфику - они различны по степени своей активации. На основании этого авторы выделили два типа семей: с пониженной и развитой активацией семейных представлений [15].

Члены «пассивной» семьи, как правило, не умеют представлять себе будущее, активизировать семейные представлениях о разных возможных ситуациях. Поэтому такая семья не готовится к ним заранее. Члены такой семьи реагируют на изменения только тогда, когда они уже произошли.

В отличие от них в «подслеповатой» семье рассматриваются и прогнозируются различные стороны жизни семьи, однако происходит это поверхностно, а более глубокие механизмы происходящего остаются для членов семьи непонятными.

Члены «примитивно мыслящей» семьи не видят связи между различными явлениями. Нередко всё, на что они способны, - это по-

нять только очень простые, примитивные связи. Поэтому их объяснение причин того, что происходит сильно упрощено.

В рамках изучения особенностей представлений родителей о детях, можно отметить, что у родителей с развитыми семейными представлениями сформирован образ того, как себя чувствует, что думает, как ведет себя в определенной ситуации ребенок. В семьях с «примитивными» семейными представлениями наблюдается своеобразная агнозия, то есть неспособность увидеть то, каков ребенок на самом деле, и насколько его особенности соответствуют родительским ожиданиям.

По словам Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юс-тицкиса, немалую роль в развитии представлений о ребенке у родителей играют следующие особенности самой семьи [15]:

- особенности процессов коммуникации: чем интенсивнее и эффективнее родители обсуждают жизнь своей семьи, своего ребенка, тем интенсивнее обмениваются эмоциональным опытом, тем более многосторонними становятся их представления о своем ребенке;

- особенности «нормативности» семейных отношений. В случаях, когда нормативность жизни семьи выражена высоко, а отношения в ней опираются на строгие правила и долженствования, истинные чувства, мысли и потребности ребенка игнорируются: линия поведения ребенка определяется ожиданиями родителей;

- устойчивость уклада семьи. Этот параметр определяет, насколько родителям свойственно воспринимать и воспитывать своего ребенка, опираясь на семейные традиции предыдущих поколений;

- уровень семейной и психологической культуры. От культуры семейных взаимоотношений зависит степень сформированности у родителей умения размышлять над детско-родительскими отношениями, анализировать проявления своего ребенка, причины его чувств и поведения. Как правило, низкий уровень психологический культуры характерен для семей, отношения в которой строятся по принципу правоты того, кто сильнее.

К психологическим причинам устойчиво -сти нарушенных представлений родителей о ребенке Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис относят следующие источники:

- неосознанные наивно-психологические теории, лежащие в основе представлений: у родителей в общении с ребенком есть опре-

деленный набор суждений о детях, психологический по своей природе, причем эти суждения кажутся родителям очевидными, не требующими проверок и доказательств;

- стремление родителей убедить ребенка в том, что их представления и мнения - единственно правильные (делается с осознанным или неосознанным стремлением сохранить свой авторитет и сферу влияния) [15].

Таким образом, семейные представления родителей, в частности представления о детях, формируются в процессе взросления человека под влиянием его родительской семьи, а впоследствии регулируют отношения внутри собственной семьи. Семейные представления могут обладать низкой или высокой активацией, что зависит от процессов коммуникации внутри семьи, нормативности отношений в ней, ее традиционности, а также от психологической культуры членов семьи.

В настоящем исследовании была предпринята попытка изучения содержания представлений о ребенке у родителей с разными стилями детско-родительского взаимодействия.

В исследовании приняли участие 72 человека (родители подростков 12-15 лет, учащихся 6-9-х классов общеобразовательных школ г. Омска). Возраст родителей - от 33 до 42 лет. В исследовании мы не учитывали гендерный аспект, в виду этого, выборка не разбивалась по признаку пола.

Диагностический комплекс исследования составили следующие методики: опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. П. Марковской (методика ВРР -вариант для родителей) [8], авторская анкета и частный семантический дифференциал для изучения представлений о ребенке.

Для статистической обработки полученных результатов применялись первичные описательные статистики, критерий Колмогорова- Смирнова, сравнительный анализ (¿-критерий Стьюдента).

Результаты исследования. При изучении стилей детско-родительских отношений с помощью методики ВРР И. П. Марковской мы выявили две траектории взаимодействия родителей с подростками, на основании чего все родители были разделены нами на 2 группы, по критерию преобладания сотрудничества / контроля во взаимоотношениях.

По результатам, представленным в табл. 1 видно, что 54 % родителей удовлетворены отношениями с ребенком, принимают своего

ребенка и последовательны в воспитательных стратегиях, при этом наименьшую степень выраженности получила такая характеристика детско-родительского взаимодействия как «строгость» в воспитании. Эта группа получила наименование «родители, ориентированные на "сотрудничество"». Во вторую группу вошли 46 % родителей, демонстри-

Показатели шкал детско-родител использующих разные виды

рующие контроль, строгость, требовательность при взаимодействии с ребенком, имеющие меньшую выраженность эмоциональной близости, принятия и согласия в дет-ско-родительских отношениях (табл. 1). Данная группа получила наименование «родители, ориентированные на "контроль"».

Таблица 1 ого взаимодействия у родителей, зимодействия с подростками

Шкалы взаимодействия Родители, ориентированные на «сотрудничество» Родители, ориентированные на «контроль»

Требовательность 12,2 18,1

Строгость 10,2 16,3

Контроль 13,6 19,7

Эмоциональная близость 19,2 13,9

Принятие 18,7 15,3

Сотрудничество 19,3 14,5

Согласие 15,2 10,2

Последовательность 18,4 15,5

Авторитетность родителя 18,3 15,9

Удовлетворенность отношениями с ребенком 20,5 18,1

Полученные данные указывают нам на то, что преобладающее сотрудничество во взаимоотношениях с детьми у родителей первой группы, способствует более полному и безусловному принятию родителем ребенка, на основе чего формируется авторитет родителя, как следствие ребенок стремиться реа-лизовывать поведения, не страшась наказания и негативной оценки, а в контексте культуры взаимодействия в семье, априорного принятия норм взаимодействия как модели конструктивного общения. При этом родители, ориентированные при воспитании на кон -троль, в меньшей степени демонстрируют сотрудничество и последовательность в отношениях с детьми, оценивают ниже свой авторитет у детей и степень согласия во взаимоотношениях. Несмотря на формирующуюся самостоятельность подростков и развитие у них чувства взрослости родители тем не менее стремятся контролировать своих детей, поскольку полагают, что им еще необходимы поддержка и руководство с их стороны.

Таким образом, родители, ориентированные на «сотрудничество», стремятся построить отношения со своими детьми на основе понимания и доверия, переговоров, при этом они принимают своих детей такими, какие они есть, и высоко удовлетворены своими

взаимоотношениями с ними. Родители, ориентированные на «контроль», стремятся оценивать поступки, слова и решения своих детей, направлять их в соответствии с собственными установками, при этом реализуют свою стратегия воспитания последовательно и в целом тоже удовлетворены своими отношениями с детьми. Тем не менее ни «эмоциональная близость», ни «принятие» не являются ведущими факторами детско-родитель-ского взаимодействия у данной группы родителей: они не проявляют лояльности к недостаткам своих детей-подростков и стремятся исправить их.

Полученные качественные различия нам удалось подтвердить статистически с помощью сравнительного анализа. Различия между родителями, ориентированными на «контроль» и «сотрудничество», были выявлены по шкалам «удовлетворенность отношениями с ребенком» ^ = 2,1 при р < 0,01), «эмоциональная близость с ребенком» (^ = 2,43 при р < 0,01), которые наиболее выражены у родителей, ориентированных на «сотрудничество». Таким образом, родители этой группы склонны принимать ребенка таким, какой он есть, его достоинства и недостатки, способны признавать автономность личности ребенка при необходимом уровне поддержки. Всё это

5

о

о §

£

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П> §

п>

О)

о-а: о

3

■о

Характеристики образа

а Ж

си ^

0)

*

Г)

о "о

К

£ 5 П) -с а: П)

п си ч

а а

В

Г1

3

а

П)

а:

I

X

■О §

4 П)

х<

<т>

о

СГ\ тз ш

о-а: о ч о

о §

си ы си

Зэ

<т>

о

СГ\ тз ш

го

I О"

тз

ш

X <т>

I I

о

о о ст*

.1=

п> ь

"а -с Из о ь 5 ст*

Из о а* "а

14 5

ш

о ст* В

ь 5 а* о

ti

о

- s - j -

J¡i

ÖL

tn

w о о

E H О

•a w ft 0 01

я •о

et я р

о с

я з я

« о H

о ft

о я и

H tr

s я я

о о

я •в я

о и to ti о

^ 9 я

л л ft

й я и

ft о ft

H я ^

о о

H H

р я й to ft •в ft g

я и

и -ё № Е ft я я

щ 5 о

H о

ft о

•в s о н ft я о H (Я

H ft ft

s 1 я № H 1

S ß

n

a

a

¡a п> ï S

л "О

ê S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

Si

"О П) Cft П) ï

П)

s

■s-

Q)

3

■Q

ь

П) H

n ^

0 g

s

1 tr

n §

X о

3

о

E

П) !

s Si

Сравнивая результаты, полученные при изучении реального и идеального образа ребенка у родителей, ориентированных на сотрудничество, мы выявили значимые различия по таким характеристикам как «трудолюбивый» ^ = 3,55 при р < 0,001), вежливый ^ = 2,4 при р < 0,05), честный = 2,23 при р < 0,05) и креативный ( = 2,87 при р < 0,01), что свидетельствует о том, что родители этой группы, хотели бы видеть своих детей более активными в различных видах деятельности и творчества, а также конгруэнтными в общении. Вероятнее всего, выявленные различия объясняются спецификой воспитания подростка для которого часто характерно, желание скрыть неприятности от родителей, маскируя их в фантазийные образы, облачение образа желаемого в действительное, аффективные реакции на замечания, которые могут проявляться в грубости, а также не желание выполнять обязанности, в виду увлечения общением со сверстниками.

В целом, по полученным данным мы можем видеть согласованность реального и идеального образа ребенка в представлениях родителей данной группы, что еще раз подтверждает тот факт, что стратегия сотрудничества с ребенком сопряжена с безусловным его принятием и поддержкой.

Родители, ориентированные на «контроль» воспринимают своего ребенка как общительного, честного, привлекательного и отзывчивого (рис. 2), при этом низкие оценки реального образа имеют такие характеристики как «уступчивый», «ответственный», «внимательный», «трудолюбивый», «умный» и «целеустремленный», что указывает на то, что родители хотели бы видеть своего ребенка лучше чем он есть в реальности, и вероятнее всего стремятся «приблизить» его к идеальному образу путем контролирующих воспитательных стратегий.

ю о

а

3,5-

креативным I

III...

порядочный 4 I ^д15

1

з:

аккуратным I ~

III!..

вежливый| -1 Д5

уступчивым I любознательный | общительный | внимательный | ответственный | отзывчивый

привлекательный [—

добрый

деятельностный Е "Г

трудолюбивый Е целеустремленный Е сообразительный умный веселый

-3,3"

шЗв-

1 1 4;=

3,2-

-3,7-

0

□ Реальный образ

38

3,5

як

■Д3 "

Степень выраженности

□ Идеальный образ

Рис. 2. Содержание идеального и реального образа ребенка у родителей, ориентированных на «контроль»

3

Следует отметить, что профили реального и идеального образа имеют существенные расхождения, практически все характеристики собственного ребенка родители, ориентированные на «контроль», оценивают существенно ниже, чем в идеале они хотели бы видеть. Полученные данные подтверждаются статистически по всем характеристикам за исключением «веселый» и «креативный», между которыми были выявлены значимые различия (табл. 2). Родители данной группы считают своих детей недостаточно внимательными, целеустремленными и проявляющими активность в различных сферах, низко оценивают степень их уступчивости, ответственности и трудолюбия. Вероятнее всего, контролирующие воспитательные стратегии направлены на то, чтобы, как кажется родителю, помочь ребенку стать лучше, умнее, усидчивее, внимательнее, повысить степень эффективности деятельности. При этом, как известно, из ранее проведённых исследований отечественных и зарубежных психологов, контролирующие воспитательные стратегии не мотивируют на достижения, а, напротив, побуждают формирование мотивации избегания неудач в деятельности и поведении ребенка. Вероятнее всего, восприятие собственного ребенка осуществляется сквозь призму, имеющегося «эталонного образа» ребенка в представлениях родителя, которые определяют в дальнейшем и стиль родительского взаимодействия и принятие ребенка в целом.

Таким образом, подводя итог анализу полученных результатов, можно сделать следующие выводы родители, ориентированные на сотрудничество с ребенком, имеют наименьшие расхождения в оценках характеристик реального и идеального ребенка, ребенок воспринимается ими как веселый, общительный, привлекательный, сообразительный и добрый. Особенности позитивного восприятия ребенка, учет его достоинств и признание недостатков позволяют родителю безусловно принимать своего ребенка и способствовать своими воспитательными стратегиями развитию личности подростка. Тогда как кон -тролирующий стиль воспитания родителя сопряжен с существенными расхождениями реального и идеального образа ребенка, в сторону низкой оценки родителем реальных характеристик подростка. Довольно часто контролирующий стиль детско-родительских от-

ношений блокирует проявление инициативы, самостоятельности и активности ребенка в рамках жизнедеятельности, а также способствует реализации стремления родителя «приблизить» качества ребенка к эталонному образу, доминирующему в представлении как важному и необходимому, без учета потребностей, интересов и возможностей самого ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г. С. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1993.

2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов н/Д. : Феникс, 1998. -448 с.

3. Выготский Л. С. Детская психология // Собр. соч. : в 6 т. - М. : Педагогика, 1984. - Т. 4. -С. 224-225.

4. Дружинин В. Н. Психология семьи. - Екатеринбург, 2000.

5. Ермихина М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Казань : Изд-во КГТУ, 2004.

6. Кон И. С. Бить или не бить. - М. : Время, 2012. - 448 с.

7. Кон И. С. Психология старшеклассника. -М., 1980.

8. Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. -1999. - № 2. - С. 94-108.

9. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16. - № 2. - С. 3-14.

10. Овчарова Р. В. Психология родительства. -М. : Академия, 2005. - 368 с.

11. Реан А. А. Психология подростка : учебник / под общ. ред. А. А. Реана. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 480 с.

12. Родители и дети. Психология взаимоотношений / под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой. - М., 2003.

13. Хеллингер Б. Порядки любви: Разрушение семейно-системных конфликтов и противоречий. - М. : Изд-во Института психотерапии, 2001. - 400 с.

14. Шипицына Л. М. Психология детей-сирот -СПб. : СПбГУ, 2006. - 692 с.

15. Эйдемиллер Э. Г., Юцтискис В. В. Психология и психотерапия семьи. - СПб. : Питер, 1999. - 394 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.