SCIENCE TIME
■
ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДВОРЯНСКИХ СЕМЬЯХ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА
Тугушева Валерия Олеговна, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп
E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье описывается воспитание и обучение дворянских детей в России второй половины ХУШ - первой четверти XIX века. В основе образования лежал идеал, на достижение которого ориентировали дворянского ребенка, раскрываются методы и приемы, с помощью которых воспитатели стремились развить в подопечном нужные качества. Проблему дворянского воспитания в своих трудах раскрывали Д.И. Латышина, Д.И. Мальцев, О.С. Муравьева и другие ученые.
Ключевые слова: воспитание, образование, дворянское сословие.
Во второй половине ХУШ века дворянская элита, мечтая о лидерстве своего сословия в политической, общественной и культурной жизни России, справедливо усматривала основную преграду к достижению этой цели в достаточно низком культурном уровне подавляющего большинства русских помещиков. В связи с этим большое значение приобретало воспитание детей. Забота о воспитании, комфорте ребенка являлась показателем развития общества, его высокого сознания и дворянской культуры, определявшей духовное развитие России [1, 2].
Воспитание и обучение в дворянских семьях не имело определенных теоретических и практических оснований. В одних семьях детям давали полнейшую свободу, даже за шалости наказывали не самого ребенка, а приставленного к нему в товарищи крепостного мальчика или девочку; в других - детей держали в величайшей строгости, страхе, прибегали к постоянным и жестоким наказаниям.
Девушки целые дни проводили без всякого дела, смотрелись в зеркало, думали о забавах и женихах, слушали сплетни и пересуды. Были, конечно,
| SCIENCE TIME Щ
семьи, где родители, умные и нравственные люди, находили разумные пути воспитания, но таких было крайне мало.
И все же, как отмечала в своих трудах Муравьева О.С., повседневная жизнь провинциального дворянства менялась в соответствии с общими изменениями менталитета и бытовых представлений в стране [3]. Постепенно повышалась потребность в грамотности и обучении. Самые богатые гнались за модой, приобретая модную одежду и обувь, предметы мебели, устраивая в своих усадьбах сады и пруды. Вместе с тем изменения происходили медленно и затрагивали небольшой процент провинциальных дворян. Основная же масса служилых людей на местах была неграмотной, и, хотя, обращала большое внимание на вопросы веры и чести, собирала семейные архивы, но интересы ее в основном сосредотачивались вокруг урожая и цен на зерновые и скот [3].
Жизнь провинциальных дворян немногим отличалась от жизни крестьян. Здесь, как и в крестьянских семьях, воспитание и обучение не имело определенных теоретических и практических оснований.
Таким образом, жизнь городских и провинциальных дворян существенно различалась. Для одних смыслом жизни было их высокое положение в обществе, принципы нравственности и морали, а для других - семья, простота и праздность. Большая часть провинциальных дворян была неграмотной, но постоянно меняющиеся жизненные устои государства способствовали развитию образования.
С современной точки зрения, дворянское воспитание кажется чрезмерно строгим, суровым, жестким. Однако эта строгость объясняется, во-первых, ясным представлением о том, какого человека следует воспитать; во-вторых, убеждением, что сделать это можно.
По мнению Муравьевой О.С., дворянское воспитание обеспечивал весь образ жизни, усваиваемый как сознательно, так и путем подражания и соблюдения традиций. Конечно, дворянское воспитание все же подвергалось различным влияниям: веяниям европейской моды, предписаниям высших инстанций, но в целом оно придерживалось устоявшихся принципов и целей.
Направленностью дворянского воспитания являлось «отшлифовывание» личности в соответствии с определенным образцом, включающим в себя набор различных добродетелей и этикетных норм. Решающая установка в воспитании дворянского ребенка состояла в том, что его ориентировали не на успех, а на идеал.
Одним из принципов дворянской идеологии было убеждение, что высокое положение дворянина в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств. Дворянского ребенка ориентировали не на успех, а на идеал: быть храбрым, честным, образованным ему следовало не для того, чтобы достичь чего бы то ни было (славы, богатства, высокого чина), а потому что он
| SCIENCE TIME Щ
дворянин, потому что ему многое дано, потому что он должен быть именно таким. Мальчики в большинстве случаев обучались или домашними учителями, или в военно-учебных заведениях. Некоторая часть училась в частных пансионах. Сыновья особо знатных семей имели возможность поступить в привилегированные закрытые заведения - Пажеский корпус и Царскосельский лицей в Петербурге, Ришельевский- лицей - в Одессе.
Девочки могли учиться дома или в закрытых институтах благородных девиц: в Петербурге - Смольный и Патриотический, в Москве -Екатерининский. Во второй четверти XIX в. институты благородных девиц были открыты в Казани, Харькове, Нижнем Новгороде, Одессе, Киеве, Оренбурге и других городах.
Уровень образования зависел от многих причин и прежде всего от имущественного состояния семьи, знатности рода и пола ребенка. У мелкопоместных бедных дворян часто не хватало средств на обучение детей в частных платных пансионах или в государственных гимназиях, иногда этому препятствовала и удаленность поместья от городских центров. В таких семьях детей обучали старшие сестры, братья или родители. Подобное образование, естественно, было незначительным. Самые бедные дворяне порой по уровню развития мало отличались от крестьян, да и более состоятельные, но получившие такое домашнее деревенское воспитание, также оставались малограмотными.
В начале XIX века образованию дворян начали придавать большее значение, нередко стали приглашать к детям учителей, чаще иностранных. Среди них часто оказывались люди несоответствующих профессий - актеры, солдаты, лакеи, кучера, парикмахеры. Безусловно, учителя, не обладавшие педагогическими навыками и, часто необходимыми знаниями, не могли обучать надлежащим образом своих воспитанников. Случаи действительно прекрасного домашнего обучения, которые имели место в просвещенных и состоятельных семьях, были редким явлением.
Воспитанию девушек придавалось в семье большее значение, нежели воспитанию юношей. В состоятельных семьях для девочек нанимали гувернанток, иногда учителей, в менее состоятельных - их учила мать или старшие сестры, или давали образование за границей. Как правило, данное обучение ограничивалось навыками бытового разговора на одном или двух иностранных языках — чаще, французском и немецком, элементарной грамотности, четырьмя правилами арифметики, начальными и большей частью отрывочными сведениями по истории, географии. Обязательным для молодой дворянки считалось приобретение навыков игры на каком-либо инструменте, рисования, пения, умения грациозно танцевать. Конечно, дворянским девушкам внушались и общие нравственные нормы: религиозность, почитание императора
| SCIENCE TIME Щ
и царствующей фамилии, уважение к старшим, послушание. Однако учили всему этому для того, чтобы молодая девушка могла быть приятной в обществе. Большое внимание обращалось на «умение вести себя», хорошие манеры считались обязательными для девушек из дворянских семей. Нарушение этикета, немного свободное поведение пресекались и строго наказывались.
Следует отметить, что целью женского образования была подготовка богатых девушек к тому, чтобы хорошо выглядеть и вести себя на балах, а также нравиться противоположному полу, менее состоятельных - быть хорошими хозяйками.
Таким образом, можно заключить, что многое в домашнем воспитании и образовании дворянских детей зависело прежде всего от материального положения семьи, образованности самих родителей, а также от общего настроя семьи. Домашнее воспитание достигало хороших результатов лишь в тех семьях, где достаточно просвещенные родители, обладавшие высокими моральными качествами, проявляли заботу о хорошем обучении и нравственном формировании своих детей.
Дворянское воспитание - это не педагогическая система, не особая методика, даже не свод правил. Это, прежде всего, образ жизни, стиль поведения, усваиваемый отчасти сознательно, отчасти бессознательно: путем привычки и подражания; это традиция, которую не обсуждают, а соблюдают. С позиций современной педагогики недостатки дворянского воспитания очевидны. Вместе с тем, нельзя не заметить, что порой оно приносило удивительные плоды. В прошлом веке в России встречались люди, поражающие нас сегодня своей почти неправдоподобной честностью, благородством и тонкостью чувств. Литературные описания, портреты живописцев передают их особенное, забытое обаяние, которому мы уже не в силах подражать. Они выросли такими не только благодаря незаурядным личным качествам, но и благодаря особому воспитанию.
Литература:
1. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X -начало XX века): учебное пособие. - М.: Гардарики, 2015. - 603 с.
2. Мальцев Д.И. История воспитания и образования в России XVIII-XIX в.в. -М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 2007. - 136 с.
3. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. Опыт знаменитых семей России - современным родителям / О. С. Муравьева. - Эксмо, 2014. - 150 с.
4. Тешева Ф.Р. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды адыгских просветителей УХ. Берсея и П.И. Тамбиева: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед.наук / Ф.Р. Тешева. - Майкоп, 1998. - 26 с.
I
SCIENCE TIME
I
5. Тешева Ф.Р. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды адыгских просветителей УХ. Берсея и П.И. Тамбиева: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед.наук / Ф.Р. Тешева. - Майкоп, 1998. -188 с.
6. Хатит Ф.Р. Воспитательная направленность дидактического материала Кабардинской азбуки П.И. Тамбиева / Ф.Р. Хатит, О.В. Агошкова / Вестник МГТУ - 2013. - № 3. - С. 122-126.
7. Хатит Ф.Р. Педагогический потенциал литературно-творческой деятельности УХ. Берсея / Ф.Р. Хатит, О.В. Агошкова / Вестник МГТУ - 2013. - № 2. - С. 137141.