Научная статья на тему 'Традиции дворянского воспитания и формирование толерантности современной молодежи'

Традиции дворянского воспитания и формирование толерантности современной молодежи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3292
328
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ВОСПИТАНИЕ / ДВОРЯНСТВО / TRADITIONS / TOLERANCE / YOUNG PEOPLE / UPBRINGING / NOBILITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Милешина Наталья Александровна

Проанализированы традиции дворянского воспитания и его характерные особенности на разных этапах исторического развития России. Подчеркнута возможность использования педагогического опыта дворянства в формировании толерантности современной молодежи. Предложены конкретные меры, основанные на опыте высшего сословия и направленные на воспитание толерантной личности в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS OF NOBILIARY EDUCATION AND FORMING OF TOLERANCE OF MODERN YOUTH

In the article the author analyses traditions of nobiliary education and it's characteristic features on the different stages of historical development of Russia. The author stresses possibility of the use of pedagogical experience of the nobility in forming of tolerance of modern youth. In conclusion he offers concrete measures, based on experience of higher estate and directed on education of tolerant personality in modern terms.

Текст научной работы на тему «Традиции дворянского воспитания и формирование толерантности современной молодежи»

Н.А. МИЛЕШИНА

ТРАДИЦИИ ДВОРЯНСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ*

Ключевые слова: традиции, толерантность, молодежь, воспитание, дворянство.

Проанализированы традиции дворянского воспитания и его характерные особенности на разных этапах исторического развития России. Подчеркнута возможность использования педагогического опыта дворянства в формировании толерантности современной молодежи. Предложены конкретные меры, основанные на опыте высшего сословия и направленные на воспитание толерантной личности в современных условиях.

TRADITIONS OF NOBILIARY EDUCATION AND FORMING OF TOLERANCE OF MODERN YOUTH Key words: traditions, tolerance, young people, upbringing, nobility.

In the article the author analyses traditions of nobiliary education and it's characteristic features on the different stages of historical development of Russia. The author stresses possibility of the use of pedagogical experience of the nobility in forming of tolerance of modern youth. In conclusion he offers concrete measures, based on experience of higher estate and directed on education of tolerant personality in modern terms.

Первое десятилетие XXI в. по предложению ЮНЕСКО объявлено десятилетием мира и ненасилия. В России принята к реализации Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма», утвержденная Правительством РФ [1, с. 26]. Современные российские педагоги понимают под толерантностью «уживчивость, неконфликтность, принятие другого таким, каков он есть» [22, c. 559]. В связи с кризисными явлениями в духовно-нравственной сфере современного российского общества, минимизацией воспитательных функций действующей системы образования, взрывом этнического, политического, религиозного экстремизма сегодня особенно актуальна проблема воспитания толерантной личности. В этом отношении особый интерес представляет обращение к педагогическим традициям, историческому опыту российского общества, и прежде всего, высшего сословия - дворянства.

Дворянство не случайно вошло в историю как «благородное сословие». Чтобы соответствовать статусу высшего сословия, оно должно было обладать исключительной нравственностью, особыми манерами, высокой моралью. Традиционные черты дворянского воспитания начали формироваться уже в XVII столетии. Его основой были традиционные христианские ценности - любовь к Богу и ближнему, уважение к старшему, честность, скромность, трудолюбие. Дети должны были усердно молиться и строго соблюдать посты. Соответственно, целью дворянского воспитания являлись послушание и покорность: «Сия же блаженная Улияния от младых ногтей бога возлюбя и пречистую его матерь... и имея во всём послушание и смирение, и молитве и посту прилежание» [20, с. 39-40]. К середине столетия цели воспитания несколько видоизменяются: «Ничто для отца утешительнее и приятнее быть не может, как видеть сына от честных людей по добрым его качествам и поведению уважаемого и в лучшем мнении у общества» [7, с. 209]. Умение правильно вести себя в обществе, производить хорошее впечатление, общаться на должном уровне становится важнейшим фактором, оказывающим влияние на формирование общественного статуса дворянина.

В связи с этим огромное значение придается воспитанию «благородных манер» у дворянских отпрысков; им с ранних лет внушались определённые правила этикета. Разговоры с посторонними недоросль должен был вести учтиво, не повышая голоса и только по тем вопросам, в которых он хорошо раз-

* Работа выполнена при финансовой поддержке Федерального агентства по образованию, проект 3.1.2/7007.

бирается. В процессе общения необходимо также было «убегать лжи и пустословия», запрещалось сплетничать: «Будучи в обществе, ни с кем не шепчи чужих рассказов, о ком-либо в худую сторону говоренных, не одобряй, не только словами, но даже и мановением...» [7, с. 208].

Недоросля приучали также в разговорах «не делать смешных телодвижений» и не рассказывать «шутливых материй», поскольку в этом случае можно было прослыть в обществе шутом. В «отцовских наказах» XVII в. акцентируется внимание на толерантном отношении к людям: насмешки над людьми, «неблагообразными лицом», «худо или неопрятно одетыми» были недопустимы. В процессе общения запрещалось также демонстрировать свои пороки, обещать то, что не можешь выполнить, «питать зависть», показывать «унылое или слишком радостное лицо» [7, с. 208-209].

Определённые правила поведения существовали также в отношении старших: «Старших тебя летами уважай, в собраниях вперёд их не ходи, садись всегда ниже их, говори с ними почтенно. Обязан ты кланяться им наперёд, не дожидаясь от них себе поклона, да и всякого состояния людям, почтившим тебя поклоном, должен ты ответить равномерным поклоном» [7, с. 209].

В XVII столетии закладываются основы и патриотического воспитания дворянства. Поскольку отечество в это время ассоциировалось в сознании дворянства с монархом, то недорослю с юных лет внушалась мысль о необходимости верной и преданной службы государю. Так, немецкий учёный и путешественник Адам Олеарий отмечал: «Они ставят своего Царя весьма высоко, упоминают его имя во время собраний с величайшим почтением. Уже с малых лет внушают они своим детям, чтобы они говорили об Его Царском Величестве, как о Боге, и почитали его столь же высоко; поэтому они часто говорят: «Про то знают Бог да Великий Князь. » [19, с. 355].

При Петре Великом вопрос о том, как дать достойное воспитание и образование дворянским отпрыскам приобрёл особое значение. Именно в это время по распоряжению императора издаётся знаменитая переводная книга «Юности честное зерцало». Это издание рекомендовало молодым дворянам правила поведения в обществе, соблюдение которых было необходимо для того, чтобы иметь успех в свете и при дворе. Основными добродетелями считались вежливость и учтивость: «Лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смирный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван». Задача воспитания излагалась здесь в традиционном духе смирения и послушания богу, царю и родителям. Особое внимание «Юности честное зерцало» обращало на формирование трудолюбия, под которым, прежде всего, понималась верная служба императору [5, с. 138]. Царь в сознании дворянства все чаще ассоциировался со всем Отечеством, служба самодержцу по-прежнему была тождественна службе государству. В родительских наказах этого периода подчеркивается, что необходимо осознавать свой гражданский долг и служить обществу и государю верно на любом поприще - военном или гражданском. Быть храбрым, честным, «истинным сыном своего Отечества» дворянину следовало не для славы и богатства, а уже потому, что он - дворянин. «Всякий благородный... имеет право доискиваться места..., где бы мог он употребить дарованья свои ко славе государя и к пользе Отечества...», - утверждалось в нравоучительной литературе [2, с. 211]. «Будь сын отечества и государю верен!» - призывал дворянина А.К. Сумароков [23, с. 7].

Освобождение в 1762 г. дворян от обязательной службы государству и областная реформа 1775 г., расширившая возможность дворянской службы в уездных и губернских учреждениях, привели к оседанию помещиков в своих имениях. Это способствовало увеличению роли родителей в воспитании своих отпрысков.

Источники сохранили сведения о целях, которые помещики ставили при воспитании своих детей. Причём они были одинаковы как у рядового дворянства, так и у аристократии: «с одной стороны - здоровье... воспитанников, а с другой доброе расположение их сердца и разума» [17, л. 2]. В этот же период важнейшей целью воспитания становится формирование дворянской чести как кодекса моральных правил и норм, которым должен следовать каждый «благородный». Честь должна была быть совестью дворянина, критерием всех его поступков. Быть человеком чести означало - быть самостоятельным и свободным в своих поступках, твёрдым в своих решениях, ответственным за свои действия, уважать равных и защищать слабых, не допускать лжи, трусости, неверности присяге или своему слову.

Несмотря на то, что родители воспитывали своих детей обычно в строгости, во главу воспитания они ставили любовь. «Родители со взаимной нежностию старались его воспитать», «я была для них очень драгоценна», «сын Проша, в котором они души не чаяли», - такие фразы нередко встречаются на страницах воспоминаний дворян [21, с. 17; 11, с. 15]. Любовь к детям не мешала родителям быть строгими: «Отец мой... имел правилом то: будут дети в строгости содержаться, больше будут склонны к добру», - отмечал А. Пишчевич [16, с. 106].

Мир ребёнка в дворянской семье был неотделим от женского. Для детей до одного года нанималась кормилица. Одним из главных требований к кормилице было внимательное и чуткое отношение к детям, психическая уравновешенность. Соответственно, дворяне прекрасно осознавали, что личностные особенности ребенка формируются в самом раннем возрасте. Поэтому для них было важно, чтобы первый год жизни их ребенка прошел в спокойной и доброжелательной атмосфере. После того, как ребенка отнимали от кормилицы, его воспитанием, помимо «особых хожатых» (нянь, дядек, домашних наставников) занималась обычно мать.

Чаще всего материнское воспитание отличалось «беспримерною... горячностью и любовью», но были примеры и весьма строгого отношения матери к ребёнку. Так, А.Е. Лабзина вспоминала: «Мать моя... тело моё укрепляла суровой пищей и держала на воздухе, не глядя ни на какую погоду; в самые жестокие морозы посылала гулять пешком... Ежели от снегу промокнут ноги, то не приказывала снимать и переменять чулки: на ногах и высохнут. Говаривали многие моей матери, для чего она меня так грубо воспитывает, то она всегда отвечала: «Я не знаю, в каком она положении будет; может быть и в бедном, то всё вытерпит... А ежели будет богата, то легко привыкнет к хорошему» [11, с. 19].

Чем старше становился ребёнок, тем большую роль начинал играть в его воспитании отец. Из отцовских наказов, которые часто упоминаются в мемуарах, видны основные принципы, на которых базировалось воспитание дворянских детей. Они по-прежнему соответствовали христианским заповедям, были нацелены на формирование доброты, сострадательности, терпимости. Дворяне учили своих детей «любить Господа Бога всею душою», «почитать своих родителей», «иметь к старшим почтение и уважение», «любить бедных и несчастных... и всё делить с ними пополам» [11, с. 33].

В период «просвещенного абсолютизма» Екатерины II проблемам воспитания немало внимания уделяется в государственной политике. Один из образованнейших людей этого времени И.И. Бецкой в 1764 г. издает «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Согласно этому закону, воспитание должно придать известное направление воле и сердцу, выработать характер, внушить согласное с природой человека здравое чувство, нравы и правила, искоренить предрассудки. Результатом такого воспитания становилось, по мнению И.И. Бецкого, создание новой породы людей, свободных

от пороков окружающего мира. Для этого маленьких детей следовало изолировать от дурного воздействия среды, в частности семьи, в закрытых учебных заведениях, где и выращивать совершенного человека с 6 до 18-20 лет. По разработанным И.И. Бецким докладам и уставам в 1764 г. был открыт Смольный институт благородных девиц, в 1766 г. преобразован Сухопутный шляхетский корпус, осуществлялось воспитание в кадетских корпусах.

Воспитательная программа И.И. Бецкого была основана на принципах уважения человека к себе и другим: «не делай другим того, чего себе не желаешь; поступай с другими так, как хочешь, чтобы с тобой поступали; не делай зла и не досаждай никому; не вреди никакому животному и не озлобляй его; не лги; никогда не будь празден» [12, с. 244].

Кроме того, в кадетских корпусах много внимания уделялось формированию в юных дворянах патриотизма, гражданственности, дворянской чести, благородства, убеждения в необходимости следовать своему долгу перед Отечеством.

В конце XVIII - начале XIX вв. в систему дворянского воспитания проникают новые тенденции: при формировании патриотических убеждений юных дворян приоритетным становится достижение блага государства. В письме одного дворянина к отцу читаем: «Прошу пожелать мне при благословении Вашем тех успехов, при которых я как-нибудь мог быть полезным моему Отечеству» [18, л. 1]. Нравоучительная литература этого периода утверждает: «Между склонностями и добродетелями доброго гражданина, считается особливо любовь к отечеству и действия оной» [2, с. 127].

В первые десятилетия XIX в. патриотическое воспитание дворянства становится проблемой государственного уровня. Дело в том, что в этот период юных дворян воспитывали, преимущественно, иностранные гувернанты, которые не могли привить им патриотических убеждений: «Как пчёлы налетают на дерево и облепляют все его ветви, так эмигранты набежали на Россию, набежали, нанесли и водворили тысячи дотоле незнаемых предрассудков» [6, с. 541]. Показательно, что в этой ситуации самодержавие прекрасно осознавало опасность подобной ситуации для будущего России и попыталось принять соответствующие меры. Так, вице-адмирал А. С. Шишков писал императрице Марии Федоровне в мае 1816 г.: «Что может быть хуже как недостаток в воспитании детей? Однако ещё хуже заменять оный иностранными воспитателями. Намерение вашего величества приуготовить собственных дядек и нянек есть самое нужнейшее и благотворительнейшее для России» [8, с. 510].

Современники отмечают, что на патриотическое воспитание дворянства XIX столетия огромное влияние оказывали как исторические события этого периода, так и личный пример государя. Так, формированию патриотических убеждений высшего сословия в немалой степени способствовала опасность, которая угрожала России в 1812 г.: «Между тем открывалась отечественная война, Москва уже была занята французами и чувство патриотизма господствовало между всеми» [4, с. 227].

Представители императорской династии стремились личным примером продемонстрировать преданность Отечеству, что играло особую роль для патриотического воспитания дворянства. Так, великий князь Олег Константинович «всячески стремился узнать Россию, народ, его нужды»: «Он часто вполне инкогнито ездил по деревням, делая остановки, ночевки, входил в нужды людей, помогал. Позднее, участвуя в Первой мировой войне и будучи на разведке, он был тяжело, смертельно ранен и, говорили, при смерти сказал родителям: «Я счастлив умереть за родину. Пусть народ узнает, что и Романовы проливают кровь за неё» [10, с. 146]

Нацеленность на патриотизм и гражданственность как основу дворянского воспитания в XIX столетии дали свои результаты. Это подмечали даже иностранцы: «С англичанами разговор кончается беседой о спорте, с французом - беседой о женщине, с русским интеллигентом беседой о России». Популярность патриотических идей в русском обществе XIX в. подтверждается и малочисленностью эмигрантов: «Настоящие русские почти никогда не переселяются из России, если не считать немногих студентов и деловых людей» [9, с. 236].

Следует отметить, что российское дворянство XVIII-XIX столетий отличалось неоднородностью и этнической пестротой. В него входили представители татарской элиты, поляки, литовцы, немцы, кабардинцы, калмыки и др. Очень сложной была внутренняя иерархия высшего сословия. Важнейшими критериями дифференциации дворянства выступали: имущественное положение, происхождение, чин, титул, место жительства и т.д. Тем не менее ни в мемуарах дворянства, ни в записках иностранцев нам не встретились упоминания об этнических или религиозных конфликтах дворян. Категория «дворянская честь» - система нравственных ориентиров высшего сословия - была общей для всех категорий дворянства. Принципы дворянского воспитания также распространялись на всех представителей дворянства. При характеристике личности дворянина его преданность России была важнее, чем его этническая принадлежность: «Он был русский душою и истинный патриот, глубоко преданный лично государю» [3, с. 318]; «Он был чистокровный хохол и патриот» [14, с. 181].

В XIX в. главные цели дворянского воспитания не претерпели существенных изменений. По-прежнему как аристократы, так и рядовые дворяне считали своим долгом воспитать своих детей так, чтобы их впоследствии можно было бы назвать добродетельными. Как и в предыдущем столетии, дворяне воспитывали своих детей с любовью и строгостью. Так, дочь известного реформатора П.А. Столыпина вспоминала: «Часто мой отец говорил со мной в те годы, какой он хотел бы видеть меня взрослой. Во-первых, не дай бог быть изнеженной; этого папа вообще не выносил; он говорил, что хочет, чтобы я. не была бы типом барышни, валявшейся на кушетке с романом в руках» [12, с. 507].

Особо следует отметить, что ценности, на которых базировалось дворянское воспитание, в основном, совпадали как в аристократических и даже императорских, так и в рядовых дворянских семьях. Так, в письме П.П. Коновницына к великим князьям Николаю Павловичу и Михаилу Павловичу можно обнаружить рекомендации, аналогичные «родительским наказам» мелкопоместных дворян. Они проникнуты идеалами добра, искренности, сострадательности, милосердия: «Чтобы непрестанно занимать, питать разум. возьмите на себя хотя бы один час в день занять разум какой-либо наукой или познанием. Чтобы непрестанно питать сердце, . отверзайте в нем пламенное сострадание к бедным, несчастным, угнетенным. В рассуждениях общих оскорблять никогда не должно. Убегайте льстецов... Не будьте высокомерны. Умеряйте честолюбивыя желания» [15, с. 514].

В воспитании детей по-прежнему большую роль играла мать. Материнское воспитание обычно закладывало основные принципы, на которых должны были основываться поступки юных дворян. Оно учило неравнодушию, взаимопомощи, сострадательности: «Мать и словом, и примером внедряла нам, детям, любовь к ближнему. Она часто говорила мне: «Пусть не пройдёт ни одного дня, чтобы ты кому-нибудь не услужила. Не жди великих дел, героем сделаться нетрудно. Служи людям постоянно и в мелочах. Идёшь, например, по улице, видишь: старушке трудно перейти дорогу, - помоги ей» [10, с. 77].

Воспитательную функцию по-прежнему выполняли и учебные заведения. Если в начале XIX в. насчитывалось только 5 кадетских корпусов, то в середине столетия их было уже 20. Расширилась сеть университетов, появилось женское

высшее образование. В высших учебных заведениях, особенно женских, осуществлялся строгий контроль за духовно-нравственным воспитанием подопечных. Так, П.К. Яковлева вспоминала о начальнице Патриотического института Л.Ф. Вистинггаузен: «Что касается надзора за воспитанницами, то мы не могли надивиться, когда она находила время за всем смотреть, все видеть. Она была с нами беспрестанно, в дортуарах, в классах, за столом» [13, с. 386].

Таким образом, на протяжении XVII-XIX столетий сложились определенные традиции дворянского воспитания. Среди них - патриотизм, гражданственность, благородство, честь, а также традиционные религиозные ценности (любовь к Богу, трудолюбие, уважение к ближнему, честность, сострадательность, милосердие). Все они имеют огромное значение для формирования толерантности современной молодежи. В этой связи представляется актуальным распространение опыта изучения традиционных религиозных ценностей в средних и высших учебных заведениях, введение в учебные планы вузов специальных дисциплин по истории дворянской культуры, организация научных кружков и экскурсий соответствующей тематической направленности. Кроме того, представляет интерес использование опыта современных учебных заведений и отдельных семей, активно использующих традиции дворянского воспитания при формировании духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения.

Литература

1. Бааль Н.Б. Политический экстремизм молодежи как острейшая проблема современной России / Н.Б. Бааль // Российский следователь. 2007. № 7. С. 26-28.

2. Благоразумный гражданин или напутствие человеку, вступающему в должность общежития. СПб., 1789.

3. Боборыкин П.Д. За полвека. Воспоминания / П.Д. Боборыкин. М.: Захаров, 2003.

4. Воспоминания моей жизни. Записки почетного лейб-хирурга Д.К. Тарасова // Русская старина. 1871. № 9. С. 222-241.

5. Домострой. Юности честное зерцало. М.: ДарЪ, 2005.

6. ДубровинН.Ф. Русская жизнь в начале XIX столетия / Н.Ф. Дубровин// Русская старина. 1899. № 3. С. 503-545.

7. Из бумаг стариннаго помещика // Русская старина. 1894. № 3. С. 206-214.

8. Из письма вице-адмирала А.С. Шишкова к императрице Марии Федоровне // Русская старина. 1870. № 1. С. 509-511.

9. Иммиграционное бюро в США. XIX в. // Русская старина. 1879. № 5. С. 236.

10. Камаровская Е.Л. Воспоминания / Е.Л. Камаровская. М.: Захаров, 2003.

11. Лабзина А.Е. Воспоминания / А.Е. Лабзина. СПб., 1914.

12. Латышина Д.И. История педагогики / Д.И. Латышина. М.: Гардарики, 2005.

13. Луиза Федоровна Вистинггаузен. Воспоминания П.К. Яковлевой // Русская старина. 1871. № 3. С. 386-388.

14. Мемуары графа С.Д. Шереметева. М.: Индрик, 2004.

15. Письмо П.П. Коновницына к великим князьям Николаю Павловичу и Михаилу Павловичу // Русская старина. 1870. № 1. С. 514.

16. Пишчевич А. Жизнь Александра Пишчевича, им самим описанная (1764-1805) / А. Пишчевич / Чтения Общества истории Древней Руси. 1885. Кн .1. С. 1-112; Кн. 2. С. 113-273.

17. Российский государственный архив древних актов. Ф. 1287. Шереметевы. Оп. 7. Ед.хр. 180.

18. Российский Государственный архив литературы и искусства. Ф. 1337. Коллекция мемуаров и дневников. Оп. 1. Ед.хр. 135.

19. Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. Л.: Лениздат, 1986.

20. Русская повесть XVII века. Л.: 21 тип., 1954.

21. Сабанеева Е.А. Воспоминания о былом. Из семейной хроники (1770-1783) / Е.А. Сабанеева // Исторический вестник. 1900. № 10. С. 49-90.

22. Салмина М.Н. Воспитание толерантности на уроках истории / Этнокультурное и этноконфессиональное образование: проблемы и перспективы развития; материалы Международной научно-практической конференции (9-11 декабря 2008 г.) / М.Н. Салмина. Саранск, 2008. С. 558-560.

23. Сумароков А.П. Избранные произведения / А.П. Сумароков. Л.: Советский писатель, 1957.

МИЛЕШИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории и этнологии, Мордовский государственный педагогический институт, Россия, Саранск (natmli@maii.ru).

MILESHINA NATALIYA ALEKSANDROVNA - candidate of historical sciences, assistant professor, Mordvinian State Pedagogical Institute, Russia, Saransk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.