Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СЕГМЕНТА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ЭКСПОРТА НАШЕЙ СТРАНЫ'

ОСОБЕННОСТИ СЕГМЕНТА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ЭКСПОРТА НАШЕЙ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПРИБЫЛЬ / РЕЗУЛЬТАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Надежда Федоровна

Автор выделяет особенности для сегмента высокотехнологичного экспорта страны. Показано, что наивысший экспорт идет из оборонно-промышленного комплекса. Доказано, что нашей стране необходимо развивать и другие отрасли для экспорта продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE HIGH-TECH EXPORT SEGMENT OF OUR COUNTRY

The author highlights the features for the high-tech export segment of the country. It is shown that the highest export comes from the military-industrial complex. It has been proven that our country needs to develop other industries for exporting products.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СЕГМЕНТА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ЭКСПОРТА НАШЕЙ СТРАНЫ»

УДК 336

ОСОБЕННОСТИ СЕГМЕНТА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ЭКСПОРТА НАШЕЙ СТРАНЫ

Смирнова Надежда Федоровна

Томский государственный архитектурно-строительный университет,

Россия, г. Томск

Аннотация. Автор выделяет особенности для сегмента высокотехнологичного экспорта страны. Показано, что наивысший экспорт идет из оборонно-промышленного комплекса. Доказано, что нашей стране необходимо развивать и другие отрасли для экспорта продукции. Ключевые слова: экспорт; импорт; высокотехнологичная продукция; прибыль; результат.

FEATURES OF THE HIGH-TECH EXPORT SEGMENT OF OUR COUNTRY

Smirnova Nadezhda Fyodorovna

Tomsk State University of Architecture and Civil Engineering, Russia, Tomsk

Abstract. The author highlights the features for the high-tech export segment of the country. It is shown that the highest export comes from the military-industrial complex. It has been proven that our country needs to develop other industries for exporting products. Keywords: export; import; high-tech products; profit; result.

Предметное рассмотрение российского сегмента высокотехнологичного экспорта позволяет констатировать, что в нашей стране процессы создания передовых производственных технологий характеризуются продолжительным спадом. Так в период с 1997 г. по 2005 г. их количество сократилось с 996 до 637 в год. В большей мере снижение затронуло производственные технологии связи и управления (на 56%), проектирования и инжиниринга (38%), автоматизации погру-зочно-разгрузочных операций (55%), а также производственных информационных систем (46%) [1]. В таких условиях стал невозможным выпуск многих видов наукоемкой продукции, на которую имеется внутренний спрос. Соответственно, усилилась зависимость от зарубежных поставок. Указанная проблема обостряется депрессивным состоянием науки и низким уровнем инновационной активности.

Надо объективно признать, что рост импорта производственных технологий позволил частично компенсировать результаты кризиса промышленного производства 19911999 гг. и технологического спада, который продолжается до сих пор. В результате с

1997 г. по 2008 г. общее число используемых в российской промышленности передовых производственных технологий увеличилось с 55 до 141 тыс [2]. При этом в некоторых областях прирост был более чем существенным: по проектированию, инжинирингу, связи и управлению число технологий возросло более чем в 6 раз, по информационным системам - почти в 4 раза. Несколько улучшилась их возрастная структура. Так, удельный вес технологий, используемых менее 5 лет, вырос почти в 2 раза. Между тем 59% всех производственных технологий применяются более 10 лет. По итогам 2008 г. объем российского экспорта высокотехнологичной продукции составил чуть более 11 млрд. долл. (табл.1)., увеличившись в номинальном размере более чем в 2 раза по сравнению с 1998 г. По абсолютным объемам экспорта высокотехнологичной продукции наша страна находится на уровне таких государств как Португалия или Словакия, уступая Республике Корея в 14 раз, КНР и США - более чем в 40 раз [3]. Следует отметить, что за последнее десятилетие доля России в мировом высокотехнологичном экспорте фактически не ме-

Таблица 2. - Доля Российской Федерации в мировом объеме экспорта высокотехнологичной продукции

в 2008 г. по отдельным товарным группам (%)

нялась, оставаясь на уровне статистической пам ситуация может быть несколько лучшей погрешности. По некоторым товарным груп- или несколько худшей (табл. 2) [4].

Таблица 1. - Результаты рейтингового ранжирования стран-экспортеров высокотехнологичной

продукции в 2008 г.

Показатели

млрд. дол. % от мирового объема Ранг

Китай 456 10,5% 1

США 432 10,0% 2

Германия 331 7,6%о 3

Япония 225 5,2% 4

Гонконг 192 4,4% 5

Великобритания 175 4,0% 6

Сингапур 159 3,7% 7

Россия 11,1 0,26% 33

Всего в мире 4331 100%

товарная группа доля (%)

Химические продукты и материалы 1,3%

Неэлектрические машины 0,91%

Воздушные и космические летательные аппараты 0,57%

Измерительные инструменты и оптика 0,22%

Электрические машины 0,15%

Электроника и телекоммуникационное оборудование 0,13%

Фармацевтические и лекарственные препараты 0,08%

Компьютерная и офисная техника 0,02%

Представленные данные свидетельствуют о том, что наибольший вес в экспорте нашей страны занимают химические продукты, неэлектрические машины, а также аэрокосмическая техника [5]. Практически отсутствует российская продукция на субрынках электроники и телекоммуникационного оборудования, фармацевтических препаратов, компьютерной и офисной техники. Это означает, что уровень конкурентоспособности отечественных высокотехнологичных отраслей является крайне низким. По ряду высокотехнологичных направлений Россия отстает даже от бывших республик Союза ССР, Польши, Чехии.

В результате перераспределения сил на мировых рынках сложилось несколько группировок лидерства по ключевым направлениям высокотехнологичного производства. Китай, Сингапур, Южная Корея и другие страны ЮВА заняли лидирующие позиции в экспорте массовой продукции в области электроники, компьютерной и телекоммуникационной техники. В области тяжелого

машиностроения и химии первенство принадлежит США, Франции, Германии [6]. В экспорте продукции фармацевтики и биотехнологий преуспели Бельгия, Швейцария, другие европейские страны. В итоге по высокотехнологичному экспорту Россия пока не только не может претендовать на лидерство, но и с трудом удерживает позиции в группе стран «второго эшелона». Единственным исключением является рынок продукции военного назначения. При этом, в условиях открытой экономики отечественные товары, неконкурентоспособные на внешних рынках, быстро теряют конкурентоспособность и на внутренних, вытесняясь импортом. Поэтому целые отрасли начинают испытывать нехватку финансовых ресурсов, что рано или поздно приводит к их необратимой технологической деградации.

Также невелика доля Российской Федерации и в мировом импорте высокотехнологичных товаров. В 2008 г. она вдвое уступала доле Мексики, в десять раз - Китая, в пятнадцать - США. Если по экспорту исследуемых

товаров Россия занимает 33 место, то по импорту - 20 место [7]. Это означает, что помимо слабо развитого экспорта, в нашей стране наблюдается также относительно невысокий внутренний спрос на высокотехнологичную импортную продукцию (табл. 3).

Следовательно, внешнеторговый баланс России в сфере высокотехнологичной продукции имеет пассивный характер. Ис-

ключение составляют субрынки продукции военного назначения и химической промышленности. Как уже отмечалось, далеко не вся продукция, поставляемая на указанные рынки, является высокотехнологичной [8]. Тем не менее, в них сосредоточен практически весь высокотехнологичный отечественный экспорт.

Таблица 3. - Объемы импорта в Россию по отдельным высокотехнологичным товарным группам в 2008 г.

товарная группа Объем импорта, млрд. дол.

Неэлектрические машины 2,0

Химические продукты и материалы 2,3

Воздушные и космические летательные аппараты 1,5

Измерительные инструменты и оптика 2,9

Электрические машины 7,2

Электроника и телекоммуникационное оборудование 8,6

Компьютерная и офисная техника 2,8

Фармацевтические и лекарственные препараты 6,3

Итого по высокотехнологичной продукции 33,6

Анализ данных табл. 4 позволяет прийти к выводу о том, что более 70% его объема приходится на конгломерат предприятий, относимых сегодня к оборонно-промышленному комплексу (ОПК). В нем сконцентрировано производство практически всех неэлектрических машин, воздушных и космических аппаратов, электроники и телекоммуникационного оборудования, измерительных ин-

струментов и оптики, а также значительной части электрических машин. К такому положению можно относиться по-разному [9]. Но факт остается фактом: в течение длительного периода истории отечественной промышленности в ней приоритетно развивался выпуск военной продукции, что не могло не сказаться на структуре производства высокотехнологичных товаров.

Таблица 4. - Объемы российского экспорта по отдельным высокотехнологичным товарным группам

в 2008 г.

Товарная группа Объем импорта, млрд. дол.

Неэлектрические машины 2,9

Химические продукты и материалы 2,1

Воздушные и космические летательные аппараты 2,2

Измерительные инструменты и оптика 0,86

Электрические машины 1,5

Электроника и телекоммуникационное оборудование 0,85

Компьютерная и офисная техника 0,13

Фармацевтические и лекарственные препараты 0,24

Другие товары 0,3

Итого 11,1

Весьма симптоматичным является и тот факт, что Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» (ГК) была создана в ноябре 2007 г. на базе государственного посредника в области военно-технического сотрудничества ФГУП «Рособоронэкспорт».

По меткому выражению Президента РФ Д.А. Медведева, если у Вас быстрые ноги, то, наверное, лучше всего заняться бегом; в том случае, когда хорошо работает голова, то можно и в шахматы поиграть [10]. Данный тезис он выдвинул для обоснования невозможности одномоментного отказа от экспорта природных ресурсов. Это было бы не обо-

снованным и вредным одновременно.

Тоже можно сказать и об экспорте продукции военного назначения. Научно-технологический задел созданный в советский период до сих пор обеспечивает выпуск продукции, конкурентоспособной на мировом рынке. Нет оснований полагать, что в кратко- и среднесрочной перспективе такое положение кардинально изменится [11]. На основании

вышеизложенного необходимо проанализировать объем и структуру трансграничных поставок продукции отечественного оборонного комплекса. Автор полагает, что основной упор необходимо сделать именно на экспорт ОПК, так как и по количественным и по качественным параметрам он существенно превосходит гражданскую продукцию (рис.1).

военная; 2000; 3

■ военная: 2 --носимая; 2993-; 5.4-

военная; гОоВД^ 2002' +

военная; 21>и/;7,2

граждане е^йВДн¿¿¿^т^Р^Ь,^

0.3

^нска 07

С.5

ОуВ

09

1,4 ■

■ гражданская военная

Рисунок 1. - Экспорт гражданской и военной продукции российского ОПК в 2001-2008 гг. млрд. дол.

в текущих ценах

Как известно, отечественный оборонно-промышленный комплекс предлагает на экспорт довольно широкую номенклатуру ПВН, способную удовлетворить запросы большинства иностранных заказчиков. Естественно, далеко не все продвигаемые образцы находят спрос. Тем не менее, способность к производству современных вооружений с высокими тактико-техническими характеристиками (ТТХ) является крайне важной [12]. Данные табл. 5 свидетельствуют, что в натуральном выражении поставок явно доминируют ракеты и пусковые установки, за ними следуют бронированные машины различных типов (основные боевые танки (ОБТ), боевые машины пехоты (БМП), бронетранспортеры (БТР) и др.). На артиллерийские системы, боевые вертолеты, самолеты и корабли в совокупности приходится не более 100 единиц в год.

Несколько иная картина наблюдается при сопоставлении показателей в стоимостном выражении. Как видно из материалов, представленных на рисунке 2, большая часть поставок связана с авиационной тематикой (ВВС), второе место приходится на вооруже-

ние военно-морского флота (сил) (ВМФ (С), третье - на технику сухопутных войск (СВ), а четвертое - средств противовоздушной обороны (ПВО). Подобная структура оборонного экспорта характерна для большинства ведущих поставщиков [13]. Это связано с особой ролью авиации в вооруженном противоборстве, преимуществами использования мобильного и высокоточного оружия, способного наносить удары, не попадая в зону поражения противника, высокой стоимостью авиационных оружейных продуктов.

Сегодня военный сегмент российского авиапрома способен к выпуску широкого перечня ПВН. Среди них стратегические бомбардировщики, истребители, штурмовики, разведывательные самолеты, вертолеты. Т.к. стратегические бомбардировщики предельно редко становятся предметом торга на мировом рынке, то наиболее значимая часть поставок приходится на боевые самолеты [14]. Они по праву относятся к вершинам научно-технического прогресса в военной сфере, а их разработка и производство являются наглядными показателями уровня развития всей оборонной промышленности.

Таблица 5. - Количество российской ПВН, поставленной инозаказчикам в 2007-2008 гг. по видам (ед.)

Наименование ПВН Год

2007 2008

Ракеты и пусковые установки 1093 1498

ОБТ 30 164

Бронемашины 114 74

Артиллерийские системы 100 16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Боевые самолеты 14 40

Боевые вертолеты 21 15

Боевые корабли 2 -

Рисунок 2. - Структура российского экспорта ПВН по видам вооружений в стоимостном выражении

(в %, за 2008 г.)

Таким образом, единственным сегментом мирового рынка высокотехнологичных товаров, в котором российские производители занимают одну из ключевых позиций, является экспорт ПВН. Из года в год растет абсолютный объем трансфертов и валютных платежей, общий портфель заказов на данную продукцию превысил 30 млрд. дол. Тем не менее, практически по всем видам ПВН в ближайшие годы количество угроз отечественному оружейному экспорту будет возрастать, а возможности сужаться. Надо признать, что абсолютные показатели, представленные на рис.1, не в полной мере отражают реальное положение дел в этой сфере. С учетом инфляции и изменения обменного курса доллара получается, что реальные стоимостные объемы поставок за последние девять лет остались на одном и том же уровне. Бесспорно, сохранение доли рынка и объемов поставок в такой высоко конкурентной сфере следует также рассматривать как позитивное явление, однако, говорить о

каком-либо прорыве в этой области не приходится. Значительную проблему в экспорте ПВН представляет крайне малое количество принципиально новых разработок. Почти все, что поступает на вооружение ВС РФ, является реализацией давних идей, их модернизацией. Безусловно, модернизация вооружений является оправданной практикой. Однако ее потенциал рано или поздно закончится. Другой проблемой, которая в последние годы приобретает крайние формы, становится качество выпускаемой ПВН и своевременное выполнение контрактных обязательств. Так, в 2008 г. было получено свыше 1600 рекламаций, из которых менее 100 удалось отклонить. Почти все крупные поставки были связаны с конфликтными ситуациями и потребовали от российского руководства значительных усилий по минимизации репутационных потерь. Кроме того, географическая сбалансированность экспорта пока является в большей степени желаемой, нежели действительной: почти

половина портфеля заказов приходится на индийские вооруженные силы [15].

В таких условиях существенно возрастает значимость использования маркетинговых подходов, которые во многом до сих пор остаются невостребованными. Отчасти это связано с объективными причинами: высокой политизированностью рынка ПВН, его закрытостью. Отчасти - с субъективными, связанными со спецификой подбора и расстановки персонала в организациях-экспортерах. Тем не менее, сегодня на мировом рынке используются разнообразные формы позиционирования ПВН, сегментирования рынка, рекламы военных товаров и услуг, их продвижения на мировой рынок, PR-акций, маркетингового ценообразования и системы расчетов, компенсационных, встречных, лицензионных и кредитных программ, брен-динга и других элементов маркетинга. Все ведущие экспортеры реализуют программы развития военного экспорта, завоевания и

Список литературы

удержания ниш, дискредитации и локализации сфер влияния конкурентов.

Соответственно, без использования достижений в области маркетинга рассчитывать на рыночный успех сегодня просто невозможно. Соискатель полагает, что глобализация системы мирохозяйственных связей ставит производство оружия и оказание услуг в оборонной сфере в непосредственную зависимость от рынка, от непосредственного заказчика и даже от возможности сформировать предпочтения последнего. Это значит, что вся деятельность в данной области должна базироваться на точном знании потребностей рынка, его объема, структуры покупательского спроса и особенностей потребителей. Поэтому важнейшими факторами успешности в реализации экспортных стратегий становятся применение, адаптация и совершенствование маркетингового инструментария.

1. Проект долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации (до 2025 года). М.: РАН, 2008. С.61.

2. Медведев Д. цит. по Шкель Т. Пять принципов президента Медведева // Российская газета. -2008.- 1 сентября.

3. Соколов А.П. Формирование системы устойчивого развития промышленных предприятий. Московский экономический журнал. 2017. № 4. С. 33.

4. Соколов, А. П. Формирование системы устойчивого развития промышленных предприятий / А. П. Соколов // Московский экономический журнал. - 2017. - № 4. - С. 33.

5. Соколов А.П., Пономарева Е.В. Совершенствование системы прогнозирования и планирования социально-экономического развития региона: инструменты, методология и мониторинг. Вологда, 2012.

6. Соколов А.П. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона на примере Вологодской области. В сб.: Леденцовские чтения. Бизнес. Наука. Образование. Материалы III Международной научно-практической конференции. 2013. С. 242-246

7. Сизова, Д. А. Влияние санкций на основные показатели российской экономики / Д. А. Сизова, Т. В. Сизова, Я. Я. Иванова // Индустриальная экономика. - 2020. - № 4. - С. 35-42. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_35.

8. Сазонова, Т. В. К вопросу о системе ипотечного кредитования военнослужащих / Т. В. Сазонова // Индустриальная экономика. - 2020. - № 4. - С. 43-45. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_43.

9. Трунова, Е. Ю. Теоретические подходы к понятию эффективности государственных программ / Е. Ю. Трунова // Индустриальная экономика. - 2020. - № 4. - С. 46-49. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_46.

10. Соколов, А. П. Разработка и принятие управленческих решений в предпринимательских структурах на основе управления запасами / А. П. Соколов // Индустриальная экономика. -2020. - № 4. - С. 50-53. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_50.

11. Рыжов, И. В. Большие циклы конъюнктуры (Проблемы рос. экономики и обороны страны) : специальность 08.00.01 «Экономическая теория» : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Рыжов Игорь Викторович. - Москва, 1998. - 170 с.

12. Рыжов, И. В. Большие циклы в мировом хозяйстве: взаимосвязь с формированием экономических моделей и их теоретическим обоснованием / И. В. Рыжов // Финансы и кредит. - 2002. -№ 20(110). - С. 28-37.

13. Мандрик, Н. В. Конкурентоспособность и делегирование полномочий: инновационный подход / Н. В. Мандрик, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 3(26). - С. 255-259.

14. Sea ice evolution and internal wave generation due to a tidal jet in a frozen sea / E. G. Morozov, A. V. Marchenko, N. A. Marchenko [et al.] // Applied Ocean Research. - 2019. - Vol. 87. - P. 179-191. - DOI 10.1016/j.apor.2019.03.024.

15. Рыжов, И. В. Ретроспективный анализ взаимосвязи больших циклов конъюнктуры и преобразований в отечественной промышленности и сельском хозяйстве / И. В. Рыжов, А. В. Кучумов // Международные научные исследования. - 2016. - № 1(26). - С. 189-197.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.