УДК 338
МАРКЕТИНГОВОВЫЕ ПРИЕМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА РОССИЙСКОЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
Калачева Ольга Алексеевна
Алтайский государственный университет, Россия, г. Барнаул
Аннотация. Предложенные в статье маркетинговые приемы, которые направлены на развитие экспорта высокотехнологической продукции России, должны стать основой для построения новой системы управления, а тем самым увеличения доходности и прибыльности предприятий.
Ключевые слова: маркетинг; продукция; предприятия; расчет; оценка; анализ.
MARKETING TECHNIQUES AIMED AT DEVELOPING THE EXPORT OF RUSSIAN HIGH-TECH PRODUCTS
Kalacheva Olga Alekseevna
Altai State University, Russia, Barnaul
Abstract. The marketing techniques proposed in the article, which are aimed at developing the export of high-tech products in Russia, should become the basis for building a new management system, and thereby increasing the profitability and profitability of enterprises. Keywords: marketing; products; enterprises; payment; grade; analysis.
Последовательный анализ возможностей совершенствования инструментов маркетинга свидетельствует о следующих направлениях развития экспорта отечественной высокотехнологичной продукции, под которой автор подразумевает, прежде всего, продукцию военного назначения (ПВН).
В первую очередь, как представляется, требует совершенствования рекламно-вы-ставочная деятельность (РВД), и, прежде всего, организация отечественных выставок ПВН. Несмотря на то, что можно констатировать завершение основ формирования системы выставок ПВН на территории РФ, необходимо признать, что жизнь не стоит на месте: накапливается необходимый опыт, меняются подходы к организации выставок, во всем мире ведется поиск новых форм организации рекламно-выставочной деятельности [1].
В этой связи особую актуальность приобретает создание в Российской Федерации Национального выставочного центра. Необходимо четко определиться с приоритетами и возможностями в этой сфере. Ведь прове-
дение нескольких десятков международных оружейных форумов на территории РФ является весьма затратным и не всегда целесообразным. Опираясь на мировой опыт РВД можно утверждать, что следует сконцентрироваться на 3, максимум 4 направлениях: 1) авиация, космонавтика и ПВО; 2) сухопутные войска; 3) военно-морской флот; 4) средства обеспечения безопасности. За основу Национального выставочного центра возможно принять аэродром Летно-исследователь-ского института им. М.М. Громова (г. Жуковский - база проведения Московского авиационно-космического салона), выставочные площадки Москвы и Московской области (ВВЦ, Экспоцентр и др.), а также выставочный комплекс «Ленэкспо» (Международный военно-морской салон). Кроме того, можно использовать для показа возможностей сухопутных войск и полигон в п. Алабино под Москвой, что в настоящее время и предпринимается. Объективно оценивая другие выставочные площадки, необходимо признать, что их инфраструктурное обеспечение на сегодняшний день не позволяет выполнять
свои функции и рассчитывать на то, что подобные выставки станут событием международного масштаба. Без многомиллиардных инвестиций в транспорт, связь, гостиничное хозяйство и т.п. указанные салоны останутся событиями регионального, но никак не международного значения [2].
Как представляется, ресурсы следует сконцентрировать на решении приоритетных задач - т.е. развитии крупнейших выставок, тем более, что и их инфраструктурное их обеспечение является неудовлетворительным. В качестве ключевого организатора и источника финансирования подобных форумов следует определить государственного посредника ОАО «Рособоронэкспорт», а не ГК «Ростехнологии» (как это принято на сегодняшний день).
Во-первых, ни одно министерство, служба или агентство не обладает таким количеством специалистов в этой сфере.
Во-вторых, организация РВД относится к сфере основных компетенций государственного посредника [3].
В-третьих, «Рособоронэкспорт» обладает значительным потенциалом по привлечению отечественных и зарубежных участников.
В-четвертых, на мировом рынке ПВН неформальный рейтинг государственного посредника существенно выше любого профильного министерства или ведомства.
В-пятых, исходя из размеров активов «Рособоронэкспорта», получаемых им комиссионных вознаграждений за оказание услуг в подписании контрактов, можно заключить, что предприятие обладает средствами для эффективной организации международных оружейных форумов. Естественно, решение логистических проблем целесообразно осуществлять путем привлечением средств федерального и региональных бюджетов. Что же касается надлежащего оборудования территории самих экспозиций, то решение подобной задачи для «Рособоронэкспорта» вполне по силам [4].
Следующий аспект совершенствования рекламно-выставочной деятельности в отношении ПВН состоит в том, что в ближайшее время, следует изменить сроки проведения некоторых выставок с целью их более равномерного распределения. Так, разрыв в проведении МАКС и Международного военно-морского салона (МВМС) составляет
всего полтора месяца. Не удивительно, что и внимания МВМС привлекает значительно меньше, находясь в некоторой тени авиафорума. В этой связи необходимо осуществить ряд следующих мероприятий:
- упорядочить структуру и организацию выставок;
- скоординировать работу по привлечению на отечественные выставки иностранных участников;
- создать благоприятные условия для увеличения числа российских производителей ПВН, демонстрирующих свои новейшие достижения именно на национальных выставках;
- обязать российские предприятия ОПК к обязательному объявлению заключенных договоренностей на поставку той или иной ПВН исключительно на отечественных выставках и салонах.
Дело в том, что контракты в сфере ВТС, как правило, являются результатом длительного переговорного процесса. Поэтому их официальное подписание становится знаковым событием: привлекаются первые лица государств, проводится соответствующее PR-обеспечение. Во многих случаях заключение контракта специально откладывают до какой-то памятной даты или соответствующей выставки. Естественно, откладывать подписание документов на длительные сроки не имеет смысла, но 1-2 месяца в этом вопросе существенной роли не сыграют, тем более, если стороны принципиально согласовали условия предстоящего сотрудничества [5].
Что касается участия российских спецэкспортеров в зарубежных выставках ПВН, представляется оправданным расширять сеть и объемы своего присутствия на всех региональных субрынках. При этом особое внимание необходимо уделить некоторым группам государств:
- страны, с которыми имелся опыт ВТС в советский период, и которое по различным причинам не получило развития в постсоветское время;
- страны, с которыми по идеологическим и межкультурным противоречиям военно-технические связи до сих пор не установлены.
По своей сути затраты на участие в оружейных форумах носят инвестиционный характер. Как представляется, определение
внутренней нормы доходности и срока окупаемости таких инвестиций носит трудно прогнозируемый характер. Тем не менее, активная рекламная деятельность на всех региональных рынках вооружений является залогом установления и поддержания военно-технических связей.
При планировании рекламной деятельности необходимо учитывать продолжительность приобретения продукции военного назначения. Как уже отмечалось ранее, закупка вооружения характеризуется длительным сроком принятия решения. Поэтому точно определить, когда инозаказчик будет окончательно готов к подписанию контракта, невозможно. Такая же неопределенность существует и со сроками проведения технического перевооружения национальной армии того или иного государства-импортера ПВН. В этом отношении объективные потребности вооруженных сил ограничиваются экономическими возможностями государства, приоритетами правящих групп и многими другими факторами [6]. На основании указанных обстоятельств в качестве оптимального охвата целевой аудитории можно рассматривать схему осведомленности, которая предполагает поддержание у потенциальных инозаказчиков осведомленности о российских спецэкспортерах, выпускаемой и продвигаемой ими продукции при формировании благоприятного отношения к ним. Схема осведомленности подразумевает предельно широкий охват практически всех потребителей и сравнительно низкую частоту за один рекламный цикл.
Как представляется, реализация указанных планов позволит сделать рекламу ПВН более профессиональной, наиболее эффективно воздействующей на потенциальных заказчиков, а, следовательно, существенно повысить эффективность рекламно-выста-вочной деятельности в сфере ВТС с иностранными государствами, превратить ее в действенный инструмент продвижения российских вооружений на мировой рынок.
Формулируя предложения по развитию PR-обеспечения и пропаганды отечественной ПВН, следует остановиться на следующих моментах [7].
Во-первых, с учетом существенного увеличения размеров ГОЗ, необходимо более взвешенно подходить к подписанию экспорт-
ных контрактов. Дело в том, что деловая репутация в определяющей степени зависит от способности рыночного субъекта выполнять взятые на себя обязательства. При проведении любых переговоров с инозаказчиками такой аргумент, как неукоснительное выполнение контрактных обязательств в прошлом, является весьма действенным и убедительным.
Прошло то время, когда предприятия ОПК готовы были на любых условиях получить заказ с целью загрузки простаивающих производственных мощностей. В результате в некоторых случаях выяснялось, что выполнить подписанный контракт в оговоренные сроки и в необходимом объеме организация не может. Подобные факты недопустимы. Если тот или иной производитель имеет большую загрузку, следует прямо информировать об этом заказчиков, предлагая перенести поставку на более поздние сроки. Такой подход представляется более конструктивным с учетом длительной перспективы военно-технических связей, нежели фактический обман заказчиков и подписание заведомо невыполнимых соглашений, реализацию которых придется откладывать.
Известно, что удовлетворенность заказчика определяется тем, насколько его ожидания от поставок ПВН совпали с реальностью. Наиболее предпочтительным является превосходство реального результата над ожиданиями или их совпадение. В противном случае рассчитывать на повторное заключение контрактов можно только с очень невысокой долей вероятности: инозаказчики приложат максимум усилий для того, чтобы наладить альтернативные, более надежные каналы поставок.
То есть, для получения одного-единствен-ного заказа оптимальной является стратегия продвижения, гипертрофированно преувеличивающая достоинства ПВН с обещанием поставки в нереально короткие сроки. А для получения крупного портфеля заказов на длительную перспективу такой подход будет неадекватным и недальновидным [8].
Любая коррекция или пересмотр условий и сроков поставки наносит непоправимый вред деловой репутации соответствующего российского спецэкспортера, всей системе военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Поэтому любые
изменения условий контракта, за исключением форс-мажорных обстоятельств, не могут быть признаны целесообразными, даже если военно-технические связи становятся невыгодными с экономической точки зрения. Убыток, полученный от ВТС сегодня, будет компенсирован последующими заказами. Маркетинговая теория убедительно свидетельствует о действенности такого подхода.
Во-вторых, другой внешней стороной осмотрительности в принятии решений на поставку ПВН иностранным государствам является проблема их добросовестности. С одной стороны, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами должна предвидеть последствия поставок отечественной ПВН и предусматривать серьезные штрафные санкции в случае ее несанкционированного реэкспорта в третьи страны в будущем. С другой стороны, Правительство РФ должно предельно жестко отстаивать интересы отечественных спецэкспортеров. Отсутствие единой стратегии защиты прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности продолжает оставаться камнем преткновения.
В советский период различным государствам было передано более 2 тысяч лицензий и комплектов технической документации на производство ВВТ. Только на производство автоматов Калашникова лицензии были переданы 18 странам [9]. В межправительственных соглашениях государства-лицензиаты брали на себя обязательства по недопущению реэкспорта. Тем не менее, только такие страны Восточной Европы как Польша и Болгария ежегодно без санкции России экспортируют лицензионную продукцию на сотни миллионов долларов США. Никаких действенных мер по отношению к ним до сих пор не принято. Также отсутствует внятная позиция Правительства РФ по вопросам вмешательства в технический облик поставленной за рубеж отечественной ПВН, ее незаконной модернизации. Дальше деклараций о недопустимости таких действий дело пока не идет.
При этом, большинство государств, использующих по отношению к России недопустимые методы конкурентной борьбы, являются традиционными партнерами отечественного бизнеса. Тем не менее, приме-
нение методов экономического шантажа по отношению к таким партнерам-конкурентам было бы не совсем уместным, а установление зависимости между расширением экономических связей и учетом прав на объекты интеллектуальной собственности Российской Федерации в области ВТС представляется обоснованным и необходимым.
Любые попытки и факты несанкционированного внесения изменений в технический облик российской ПВН должны становится достоянием широкой общественности. Отечественные производители не должны нести морального вреда вследствие чужих просчетов, приводящих к выходу техники из строя при эксплуатации и в ходе боевого применения, происшествиям и авариям, в том числе и с человеческими жертвами [10].
В-третьих, в сфере ВТС сложилась практика определения стоимости контракта в наиболее стабильных мировых валютах. Наиболее часто с этой целью используется доллар США или евро. Такой подход сегодня представляется недальновидным. В отличие от ситуации середины 1990-х годов, когда российский рубль являлся весьма нестабильным, сегодня можно наблюдать серьезные положительные подвижки в этом вопросе. Фактически использование в качестве средств платежа по контрактам валют основных конкурентов является стратегическим просчетом. Дело не только в том, что все сделки, номинированные в американской валюте, отслеживаются сотрудниками Федеральной резервной системы США. Использование американской или европейской валюты выступает контрпропагандой российской системы ВТС, вне зависимости от того, что это является общепринятой нормой. Вывод напрашивается сам собой: если отечественные спецэкспортеры не доверяют платежным средствам Российской Федерации, то рассчитывать на доверие к ним со стороны инозаказчиков не следует. Справедливости ради необходимо заметить, что в данной области ситуация сегодня меняется: последние контракты на поставку ПВН с Индией и Китаем заключены в национальных валютах [11].
В-четвертых, возможности российских спецэкспртеров по дискредитации зарубежных конкурентов являются ограниченными. Как представляется, проведение таких акций
«черного PR» нецелесообразно не только вследствие ресурсных ограничений. Дело в том, что по принципу бумеранга заказчик дискредитирующего информационного сообщения может сам стать его невольной жертвой.
В-пятых, PR-обеспечение торговли оружием должно организовываться российскими субъектами ВТС таким образом, чтобы резонанс заключаемых сделок был максимально положительным. При этом следует исключить случаи утечки информации об основных параметрах предстоящих сделок, предпочтениях заказчиков и т.п. до окончательного согласования всех деталей контракта на поставку ПВН.
Рекомендации по совершенствованию персональных продаж могут быть представлены следующим образом.
1. Исходя из того, что приобретение продукции военного назначения сопряжено с высоким риском, коллективным принятием решений, большой ответственностью, высокой осведомленностью о приобретаемой продукции, то потенциального заказчика трудно убедить в необходимости совершить покупку без весомых доводов. В качестве таковых могут рассматриваться высокое качество поставляемой ПВН, приемлемые цены, использование взаимозачетных схем и гибких форм оплаты, наличие оффсетных предложений, надежность поставщика в прошлом и опыт успешного применения поставленной ранее продукции в боевых действиях, учениях, маневрах и т.п.
2. Представители целевой аудитории импортеров ПВН, как и все люди, подвержены определенному эмоциональному влиянию при выборе поставщика. Интуитивное доверие, убедительность рекламных обращений, субъективная оценка российских экспортеров другими членами закупочного центра, коммуникабельность представителей отечественной системы ВТС - все эти факторы играют существенную роль в совершенствовании экспорта ПВН [12]. Поэтому при продвижении российского вооружения следует применять преимущественно рациональный подход, воздействуя на потенциальных покупателей с помощью доказательных аргументов, но в то же время использовать и отдельные эмоциональные элементы.
3. При проведении персональных продаж могут быть полезными личные контакты с
представителями потенциальных заказчиков, учет возможного влияния на выбор других лиц, входящих или не входящих в состав закупочного центра. При этом участники переговоров должны попытаться определить, кто из состава закупочного центра более подвержен влиянию эмоций, а кто почти всегда руководствуется рациональными доводами, а также определить значимость этих лиц в процессе принятия решения. В зависимости от этого необходимо выстраивать переговорные стратегии.
4. Необходимым условием ведения переговоров с наиболее важными заказчиками в последнее время становится способность персонала спецэкспортеров убеждать в целесообразности тех или иных действий не только представителей закупочного центра импортера, но и высшее политическое руководство страны.
Так, заключенное в марте 2006 г. пакетное соглашение на поставку Алжиру ПВН стоимостью более 7 млрд. долл. стало возможным только в контексте списания алжирского долга в 4,7 млрд. долл. [2]. Против этого списания до последнего возражали представители Министерства финансов РФ. Только благодаря личному вмешательству Президента РФ сделка состоялась. Безнадежный алжирский долг был конвертирован в закупки российских вооружений [13].
Подобная ситуация сложилась и в середине 2007 г. в момент согласования поставок крупной партии ПВН в Индонезию. В качестве одного из условий импортер выдвигал требование предоставить кредит на 1 млрд. долл. под закупку отечественной продукции военного назначения. И в данном случае потребовалось личное участие главы государства для принятия положительного решения по данному вопросу.
В этой связи соискатель заключает, что возможность и способность представителей спецэкспортера своевременно доводить необходимую для принятия решений на высшем политическом уровне информацию становится в современных условиях залогом успешного ведения переговоров с иностранными партнерами, успешности всей системы ВТС.
5. Высокая степень осведомленности ПЦА требует от коммуникаторов следующих компетенций:
- глубоких познаний в области военного дела, тактико-технических и эксплуатационных характеристик продвигаемой на экспорт отечественной и зарубежной ПВН, стоимостных и процессуальных составляющих предстоящей сделки, теории персональных продаж, особенностей национального менталитета и личных пристрастий партнеров;
- умения доходчиво объяснять преимущества отечественного ВВТ над зарубежными аналогами;
- способности разобраться в проблемах инозаказчиков и сформировать комплексные решения этих проблем;
- использования бригадного метода продаж (т.е. широкого привлечения необходимых консультантов и специалистов);
- способности сформировать «уникальное торговое предложение» и наращивать потребительную ценность за счет предоставления комплекса услуг;
- умения устанавливать доверительные отношения с партнерами по переговорам;
- использования конструктивных методов преодоления разногласий по принципу «соглашайся или выдвигай контраргументы»;
- способности «здесь и сейчас» представить необходимую информацию и разрешать возникающие затруднения;
- использования нестандартных приемов и подходов.
Поэтому, убеждение влиятельных представителей закупочного центра в необходимости и целесообразности остановить свой выбор на российской ПВН представляется далеко непростой задачей.
Останавливаясь на мероприятиях, стимулирующих сбыт, можно сформулировать следующие рекомендации.
Во-первых, исходя из того, что оффсетные программы стали фактически обязательным элементом контрактов на поставку ПНВ, следует формировать упреждающие оффсет-ные предложения. Практический опыт свидетельствует, что целесообразной является подготовка пакета оффсетных предложений (от пяти отдельных проектов), в рамках которого у инозаказчика появляется возможность наиболее полно удовлетворить потребности не только в ПВН, но и в развитии национальной экономической базы. Такой упреждающий оффсет позволяет достичь максимального эффекта и для российской стороны:
ведь сопутствующие контракту на поставку вооружений соглашения становятся не просто обременением, а открывают перспективы взаимовыгодного сотрудничества во многих отраслях экономики [14]. Отсутствие у экспортера заранее подготовленных офф-сетных предложений приводит к тому, что инициатива переходит к импортеру, который навязывая свои условия, существенно снижает эффективность ВТС для экспортеров.
Во-вторых, вследствие бюджетных ограничений руководство Российской Федерации практически не предоставляет другим государствам военно-техническую помощь. Между тем, льготные поставки ПВН странам-союзникам, предоставление кредитов, отсрочек и рассрочек под поставки отечественной ПВН можно и нужно рассматривать в качестве метода стимулирования сбыта, инструмента расширения присутствия российского бизнеса в странах-импортерах. При этом должны точно определяться сроки окупаемости таких проектов, уровень соответствующего риска, а также гарантии и ответственность получателей отечественной ПВН на льготных условиях. В этом случае прагматичный подход должен являться определяющим при определении целесообразности предоставления тех или иных преференций.
В-третьих, рассматривая стратегии ценообразования на продвигаемую ПВН необходимо учитывать ряд моментов. Российское оружие традиционно воспринимается заказчиками как достаточно надежное и весьма недорогое. Репозиционирование обоих указанных параметров сегодня было бы неоправданным. По некоторым товарным позициям можно претендовать на статус уникального торгового предложения, не имеющего аналогов (системы ПВО, конструкционные компоненты летательных аппаратов). Однако и в этом случае использование стратегии «первый по качеству - первый по цене» по отношению к российской ПВН в ближайшие годы будет неприемлемо. Тем не менее, это совсем не означает, что можно проводить демпинговую политику в ценообразовании и за бесценок продавать научно-технические разработки, над которыми в течении десятилетий работали представители советской и российской оборонной промышленности.
В-четвертых, политика по предоставлению скидок может меняться в зависимости
от рыночной конъюнктуры и задач, стоящих перед спецпредприятием по продвижению конкретного образца ПВН. Однако скидки не должны пересматриваться в рамках уже заключенных договоров. Это может подорвать доверие к российской системе ВТС в целом.
В-пятых, требует жесткой регламентации и конспирации система непосредственного стимулирования лиц, способных оказать влияние на принятие решений о поставке российской ПВН [15].
В-шестых, вовлечение партнеров по ВТС в интеграционные процессы является действенной формой стимулирования сбыта. В качестве наиболее известного примера
Список литературы
такого рода выступает программа США по созданию истребителя пятого поколения. Характерно, что в этот инвестиционный проект вовлечены десятки стран, которые рассчитывают получить финишную продукцию со значительной ценовой скидкой. Таким образом, США заблаговременно размещают заказы на поставку разрабатываемого вооружения. При этом они получают фактический задаток от будущего заказчика, что позволяет снизить текущие расходы на инновационные разработки. Подобная кооперация представляется перспективной и для предприятий российского ОПК.
1. Палещук В. Как показать товар лицом // Независимое военное обозрение. - 2006. - 28 июля.
2. Макиенко К. Урожайный год // Профиль. - 2007. - 19 февраля.
3. Соколов А.П. О новой форме развития системы управления организацией при реализации проектов. Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 10. № 3. С. 60-64.
4. Соколов, А. П. О новой форме развития системы управления организацией при реализации проектов / А. П. Соколов // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2019. - Т. 10. - № 3. - С. 60-64.
5. Соколов А.П., Тарасов А.А., Тынчерова В.Р. Учет затрат на производство продукции учреждений УИС. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № T13. С. 1186-1190.
6. Соколов А.П. Формирование системы устойчивого развития промышленных предприятий. Московский экономический журнал. 2017. № 4. С. 33.
7. Шибанова, А. А. «Бережливое мышление» в организациях бюджетной сферы / А. А. Шибанова // Индустриальная экономика. - 2020. - № 4. - С. 30-34. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_30.
8. Сизова, Д. А. Влияние санкций на основные показатели российской экономики / Д. А. Сизова, Т. В. Сизова, Я. Я. Иванова // Индустриальная экономика. - 2020. - № 4. - С. 35-42. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_35.
9. Сазонова, Т. В. К вопросу о системе ипотечного кредитования военнослужащих / Т. В. Сазонова // Индустриальная экономика. - 2020. - № 4. - С. 43-45. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_43.
10. Трунова, Е. Ю. Теоретические подходы к понятию эффективности государственных программ / Е. Ю. Трунова // Индустриальная экономика. - 2020. - № 4. - С. 46-49. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_46.
11. Инновационная направленность и критерии развития современных экономических знаний / А. П. Бирюков, И. С. Брикошина, А. М. Лялин [и др.] // Экономика и предпринимательство. -2019. - № 6(107). - С. 814-817.
12. Кубасова, О. А. Основные этапы формирования стратегии повышения международной конкурентоспособности промышленного предприятия / О. А. Кубасова, И. В. Рыжов // Транспортное дело России. - 2012. - № 5. - С. 209-211.
13. Рыжов, И. В. Влияние Кондратьевских волн на перспективы развития российской экономики и оборонной сферы государства / И. В. Рыжов // Финансы и кредит. - 2002. - № 19(109). - С. 5461.
14. Рыжов, И. В. Приоритеты инвестиционной стратегии России на долгосрочную перспективу / И. В. Рыжов, С. Г Малыгин // Экономические науки. - 2008. - № 38. - С. 164-166.
15. Романишина, Т. С. Социокультурные проекты как элемент стратегического развития городов / Т. С. Романишина, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 3(26). - С. 174-176.
References
1. Paleshhuk V. Kak pokazat' tovar liczom // Nezavisimoe voennoe obozrenie. - 2006. - 28 iyulya.
2. Makienko K. Urozhajny'j god // ProfiT. - 2007. - 19 fevralya.
3. Sokolov A.P. O novoj forme razvitiya sistemy' upravleniya organizaciej pri realizacii proektov. E'konomika i upravlenie: problemy\ resheniya. 2019. T. 10. № 3. S. 60-64.
4. Sokolov, A. P. O novoj forme razvitiya sistemy' upravleniya organizaciej pri realizacii proektov / A. P. Sokolov // E'konomika i upravlenie: problemy\ resheniya. 2019. T. 10. № 3. S. 60-64.
5. Sokolov A.P., Tarasov A.A., Ty'ncherova V.R. Uchet zatrat na proizvodstvo produkcii uchrezhdenij UIS. Nauchno-metodicheskij e'lektronny'j zhurnal Koncept. 2015. № T13. S. 1186-1190.
6. Sokolov A.P. Formirovanie sistemy' ustojchivogo razvitiya promy'shlenny'x predpriyatij. Moskovskij e'konomicheskij zhurnal. 2017. № 4. S. 33.
7. Shibanova, A. A. "Berezhlivoe my'shlenie" v organizaciyax byudzhetnoj sfery' / A. A. Shibanova // IndustriaTnaya ekonomika. 2020. № 4. S. 30-34. DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_30.
8. Sizova, D. A. Vliyanie sankcij na osnovny'e pokazateli rossijskoj e'konomiki / D. A. Sizova, T. V. Sizova, Ya. Ya. Ivanova // IndustriaPnaya ekonomika. 2020. № 4. S. 35-42. DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_35.
9. Sazonova, T. V. K voprosu o sisteme ipotechnogo kreditovaniya voennosluzhashhix / T. V. Sazonova // IndustriaTnaya ekonomika. 2020. № 4. S. 43-45. DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_43.
10. Trunova, E. Yu. Teoreticheskie podxody' k ponyatiyu effektivnosti gosudarstvenny'x programm / E. Yu. Trunova // IndustriaPnaya ekonomika. 2020. № 4. S. 46-49. DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_46.
11. Innovacionnaya napravlennost' i kriterii razvitiya sovremenny'x e'konomicheskix znanij / A. P. Biryukov, I. S. Brikoshina, A. M. Lyalin [i dr.] // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2019. № 6(107). S. 814-817.
12. Kubasova, O. A. Osnovny'e e'tapy' formirovaniya strategii povy'sheniya mezhdunarodnoj konkurentosposobnosti promy'shlennogo predpriyatiya / O. A. Kubasova, I. V. Ry'zhov // Transportnoe delo Rossii. 2012. № 5. S. 209-211.
13. Ry'zhov, I. V. Vliyanie Kondrat'evskix voln na perspektivy' razvitiya rossijskoj e'konomiki i oboronnoj sfery' gosudarstva / I. V. Ry'zhov // Finansy' i kredit. 2002. № 19(109). S. 54-61.
14. Ry'zhov, I. V. Prioritety' investicionnoj strategii Rossii na dolgosrochnuyu perspektivu / I. V. Ry'zhov, S. G. Maly'gin // E'konomicheskie nauki. 2008. № 38. S. 164-166.
15. Romanishina, T. S. SociokuTturny'e proekty' kak e'lement strategicheskogo razvitiya gorodov / T. S. Romanishina, I. V. Ry'zhov // Ekonomika i predprinimaterstvo. 2012. № 3(26). S. 174-176.