Научная статья на тему 'Особенности санитарной охраны территории Украины, влияющие на общественное здравоохранение в современных условиях'

Особенности санитарной охраны территории Украины, влияющие на общественное здравоохранение в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНИТАРНАЯ ОХРАНА / ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ / ММСП / SANITARY PROTECTION / EPIDEMIOLOGIC SURVEILLANCE ON SEA TRANSPORT / IHR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голубятников Н. И., Гринчук И. И., Болдескул И. П., Зуб С. А., Кучеренко Н. П.

Рассмотрены вопросы санитарной охраны территории Украины в современных условиях. Особое внимание уделено проблемам санитарно-эпидемиологического надзора на водном (морском) транспорте. Отмечена необходимость совершенствования нормативно-методической базы в этой сфере как на национальном, так и на международном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Голубятников Н. И., Гринчук И. И., Болдескул И. П., Зуб С. А., Кучеренко Н. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Sanitary Protection in the Territory of the Ukraine, Having an Impact upon the Present Status of Public Health

The problems of sanitary protection of the Ukrainian territory in the present context are discussed with special emphasis being made on some aspects of sanitary and epidemiologic surveillance on water (sea) transport. Improving the normative and methodological bases in this sphere is recognized necessary both on the national and international levels.

Текст научной работы на тему «Особенности санитарной охраны территории Украины, влияющие на общественное здравоохранение в современных условиях»

тивному планированию стратегий мер противодействия эпидемиям оспы (оценка достаточности имеющихся запасов средств диагностики, профилактики и терапии, оценка резерва койкомест для изоляции инфекционных больных и контактных лиц). Очевидно, что при реализации комплекса мер противодействия по различным сценариям развития эпидемий потребуются определенные финансовые затраты, т.е. специалистам необходимы опережающие расчеты для того, чтобы «вписаться» в бюджет мер по защите населения от опасных и особо опасных инфекционных заболеваний.

В этом случае с помощью тренажера специалистами решается «обратная задача», которая позволяет определить объем бюджетных средств для защиты населения от оспы на требуемом уровне. Например, защита населения от возможной эпидемии оспы на уровне - q=0,9999, т.е. когда допускается общее число случаев заболевания оспой не более чем p=(1-q)=0,0001 от уровня «максимальной или неконтролируемой» эпидемии. Для решения «обратной задачи» потребуются серии вычислительных экспериментов, которые можно успешно провести только с помощью описанной выше модели и технологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бароян О.В., Рвачев Л.А., Иванников Ю.Г. Моделирование и прогнозирование эпидемии гриппа для территории СССР. - М., 1977. - 546 с. - 2. Бургасов П.Н., Николаевский Г.П. Натуральная оспа: Рук-во для практ. врачей. - М., 1972. - 207 с. - 3. Гурвич Э.Б. // Детские инф. -2004. - № 2 - С. 63-65. - 4. Ладный И.Д. Ликвидация оспы и предупреждение ее возврата. - М., 1985. - 222 с. - 5. Либов А.Л., Николаевский Г.П. Проблема ликвидации оспы. -

М., 1970. - 87 с. - 6. Серенко А.Ф. Заносные вспышки натуральной оспы. - М.: Медгиз, 1962. - 7. Kaplan E.H., Craft D.L., Wein L.M. // Proc. Natl. Acad. Sci. USA. - 2002. -Vol. 99, N 16. - P. 10935-10940. - 8. Meltzer M.I., Damon I., LeDuc J.W., Millar J.D. // Emerg. Infect. Dis. -2001. - Vol. 7, N 6. - P. 959-969. - 9. Rosenthal S.R., Mer-chlinsky M., Kleppinger C., Goldenthal K.L. // Emerg. Infect. Dis. - 2001. - Vol. 7, N 6. - P. 920-926.

B.V.Boyev, V.P.Grishin, E.R.Salman, V.A.Shashkov

A Computed Technology to Estimate the Process of Development of Smallpox Epidemics

N.F.Gamaleya Institute of Epidemiology and Microbiology,

Russian Academy of Medical Sciences, Moscow

A new computed technology (mathematical model and computer program) is described suitable for studying the processes of epidemic dissemination of smallpox viruses over the cities of the country. The technology makes it possible to obtain ahead-of-time information concerning both the dimensions and the consequences (numbers of affected persons and victims) of the epidemics that might develop as a result of accomplishing the counteraction measures. A hypothesized incident is analyzed with casual dissemination of smallpox infection, imported from the outside territories, in a conventional city (one million inhabitants). The impacts from 2 scenarios of epidemic situations were estimated (numbers of affected persons and victims): C1, timely detection of the infection followed by the completion of the counteraction measures; C2, delayed detection of smallpox cases with partial realization of the counter-measures. A comparative analysis of these two outbreaks emphasized the barest necessity of special anticipatory investigations to be carried out in order to elaborate draft plans for the protection of the population against smallpox (in accordance with the system of significant scenarios of outbreaks emergence and development) applying the computed technologies.

Key words: mathematical modeling, computer program, smallpox outbreak.

Поступила 20.12.06.

УДК 614.3(477)

Н.И.Г олубятников, И.И.Г ринчук, И.П.Болдескул, С.А.Зуб, Н.П.Кучеренко

ОСОБЕННОСТИ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ,

ВЛИЯЮЩИЕ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Центральная СЭС на водном транспорте, Одесса

Рассмотрены вопросы санитарной охраны территории Украины в современных условиях. Особое внимание уделено проблемам санитарно-эпидемиологического надзора на водном (морском) транспорте. Отмечена необходимость совершенствования нормативно-методической базы в этой сфере как на национальном, так и на международном уровне.

Ключевые слова: санитарная охрана, эпидемиологический надзор на морском транспорте, ММСП.

Новое тысячелетие ознаменовалось страшной по своим масштабам и разрушительности серией природных катаклизмов, стихийных бедствий, техногенных катастроф и аварий, вспышками опасных для человека инфекционных заболеваний в различных регионах земного шара, целой серией террористических актов в различных странах мира, превратившейся за несколько лет в самую настоящую пандемию терроризма, и, как следствие, возникновение биологического терроризма, против которого чело-

вечество оказалось практически бессильным.

Перед санитарно-эпидемиологической службой, ее оперативными структурными подразделениями -санитарно-карантинными отделами (СКО) и пунктами поставлены задачи готовности к работе в новых современных политических и экономических условиях, в экстремальных условиях в очагах, как опасных инфекционных заболеваний (в том числе новых для человечества - птичий грипп, SARS), так и в очагах стихийных бедствий, биологического террориз-

ма, техногенных катастроф и аварий.

Существующая нормативно-правовая база уже не позволяет проводить стандартные действия с учетом изменившейся ситуации, что требует принятия новых международных и национальных документов по работе специалистов санслужбы в едином правовом режиме.

Выход новой редакции Международных медико-санитарных правил привел к необходимости смещения акцентов деятельности как санитарноэпидемиологической службы в целом, так и СКО от санитарной охраны территории к охране общественного здравоохранения.

В каждом санитарно-карантинном подразделении бассейновых, портовых СЭС водного транспорта Украины имеются планы противоэпидемической готовности санитарно-карантинного отдела (соответствующего порта) при выявлении больного (подозрительного) на чуму, холеру и контагиозные вирусные геморрагические лихорадки. Эти планы регламентируют действия специалистов санитарнокарантинных подразделений при выявлении (или подозрении) больного указанными выше особо опасными инфекциями и другими инфекционными заболеваниями, опасными для человека, в различных практических ситуациях. Схемы таких планов разрабатывались и постоянно совершенствовались с учетом реалий времени на протяжении последних десятилетий и в настоящее время предельно стандартизированы и унифицированы.

При сохраняющейся потенциальной угрозе завоза особо опасных и других опасных для человека инфекционных заболеваний через морские границы Украины и далее внутрь территории страны и в сопредельное государство сегодня на новый уровень социальной и общественной опасности выходят проблемы экологических катастроф, аварийных ситуаций, в том числе проблемы разливов и выбросов в атмосферу, радиоактивные аварии и выбросы, аварийные ситуации на море, в воздухе, на суше, стихийные бедствия и др.

Все перечисленные выше чрезвычайные ситуации требуют от соответствующих подразделений санэпидслужбы обеспечения совершенно иного, отличного от ранее установившегося, стандартного уровня надзора и контроля и принимаемых оперативных решений и действий при соответствующих проблемах.

На сегодняшний день созрела острая необходимость в разработке и утверждении для оперативных подразделений СЭС (в первую очередь для СКО) новых планов по различным видам чрезвычайных ситуаций с новым регламентом взаимодействия со смежными службами и прежде всего с МинЧАЕС, в том числе на межгосударственном уровне (страны СНГ). Каждый вид чрезвычайных ситуаций имеет свои особенности и свой уровень опасности, которые должны быть учтены при разработке соответствующих оперативных планов. Например, оперативные планы по разливам в море нефтепродуктов или химических веществ, выбросов радиоактивных веществ в атмосферу, воду или радиоактивное загрязнение почвы и пр. Этот вопрос особо актуален в условиях совместного пригранич-

ного пользования природными ресурсами (Керченский пролив, Черное и Азовское моря, реки Днестр, Днепр, Дунай, Дон).

Эти особенности требуют отработки механизмов взаимодействия СЭС с соответствующими компетентными научными, техническими, силовыми и другими службами и структурами, правового, научно-практического и материально-технического обеспечения подразделений санэпидслужбы, задействованных по данному оперативному плану и т.д. Сегодня на Украине на фоне роста системы государственного регулирования возникли реалии дублирования одних и тех же функций различными министерствами, ведомствами, когда дозиметрический контроль на границе выполняют пограничная, экологическая службы и служба Госсанэпиднадзора, когда готовую продукцию животноводческого сырья оценивают эксперты ветеринарной службы Госсанэпиднадзора, Госстандарта.

Кроме этой проблемы, назрела острая необходимость разработки технологических схем работы и взаимодействия специалистов СКО с контрольными службами в пунктах пропуска через государственную границу не только в случае выявления больного (или подозрительного) особо опасными или другими инфекционными заболеваниями, опасными для человека, но и в различных экстремальных (в том числе и аварийных) ситуациях. Схема должна определять виды, последовательность, содержание операций (действий) и порядок их осуществления в пункте пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и т.д.

Технологические схемы должны установить единый подход в вопросе порядка функционирования пунктов пропуска через государственную границу в экстремальных (аварийных) ситуациях, регламентировать виды, содержание и последовательность операций при осуществлении санитарнокарантинного, пограничного, таможенного контроля, а также других видов контроля (ветеринарного, фитосанитарного), необходимых для осуществления дальнейшего перемещения лиц, различных транспортных средств, грузов и т.д.

В новой редакции ММСП уделено значительное внимание действиям специалистов службы при решении вопроса контроля перемещения грузов через границу. К сожалению, имеющиеся на сегодня различные документы Украинского законодательства по данному вопросу иногда противоречат друг другу, акценты смещены в зависимости от инициатора разработки документа. Каждая контролирующая служба имеет свои документы практически по одному и тому же вопросу. При этом нет регламентов порядка вскрытия контейнеров, работы с транзитными грузами, багажом (когда багаж определяется не личными потребностями человека, а разрешенной к провозу беспошлинной стоимостью груза). Отсутствует международная информационная система, взаимоинформация по действиям, применяемым к грузу в других странах (если таковые имелись). Мы сталкивались с ситуацией, когда в Ильичевский морской торговый порт прибыл груз в аварийном состоянии - контейнеры с подтекающими гербицидами в бочках, которые по постановле-

нию санэпидслужбы возвращены отправителю в Китай. Однако груз (по пути в Китай) в Греции был остановлен, перегружен в новые контейнеры и вновь прибыл в Ильичевск с подтеканием гербицидов, причем на контейнеры с пищевыми грузами. Как нам стало известно, вопрос возврата подобного груза отправителю не решен в практике мирового судоходства. Ни одна из стран, где эти контейнеры с разлившимися гербицидами должны быть перегружены на океанский контейнеровоз, так и не приняла их. Таких случаев у нас было уже несколько -радиоактивные сетки для газовых фонарей, мясопродукты, пестициды и пр.

Специалисты санитарно-эпидемиологической службы сталкивались с ситуацией прибытия в порт судна «Green Land Sago» с 4,5 тыс. тонн мясопродукции, произведенной в различных странах мира -Китае, Австралии, Новой Зеландии и пр. Продукция не имела документов, подтверждающих качество, происхождение продукции, сертификаты качества производителя, заявленный ассортимент не соответствовал фактически прибывшему на судне. Отсутствовали сведения о безопасности прибывшего груза для здоровья населения. В связи с этим санитарной службой вынесено постановление о запрещении ввоза данной продукции на территорию Украины. Судно с грузом более 6 мес. простояло на внешнем рейде порта. Владельцами груза предпринимались различные попытки (вплоть до судебных решений), однако разрешение на ввоз груза не получено.

Не менее острой и актуальной проблемой на сегодняшний день является защита населения Украины (и других стран) от вредного воздействия различных сбросов с судов в море и выбросов в атмосферу, губительно влияющих на флору и фауну наших морей, рек и озер и, опосредованно, наносящих непоправимый ущерб здоровью людей.

Впервые в ММСП включен раздел надзора за условиями сброса балластных вод как одного из внешних факторов, влияющих на состояние морской среды в зоне водопользования населения припортового города.

Сегодня водяной балласт считается главным фактором, ответственным за перемещение ежедневно не менее 7000 различных биологических видов микробов, растений и животных по всей планете (Carlton, 1999). Это признано одной из четырех главных угроз для мирового океана. Три другие -наземные источники загрязнения моря, чрезмерный отлов рыбы и других промысловых живых организмов моря, а также физическое изменение или разрушение морской среды обитания.

Суда перевозят свыше 97 % всех транспортируемых по миру товаров. Подсчитано, что каждый год около 91000 судов в качестве балласта перевозят около 10 млрд тонн воды.

В порты Украины ежегодно прибывает свыше 18000 судов более чем из 120 стран мира, в том числе каждое десятое судно из эпиднеблагополуч-ных стран, которые сбрасывают в портовые воды более 500 млн тонн балластной воды.

Несмотря на то, что количество водяного балласта, носимого различными судами, очень различно, принято считать, что его объем не имеет значе-

ния, так как исследования показали, что даже в одном кубическом метре балластной воды может содержаться до 50000 разновидностей зоопланктона, или 10 млн клеток фитопланктона, которые потенциально могут акклиматизироваться и стать вредными (а то и болезнетворными) видами в другой части планеты. В настоящее время наша служба в течение двух лет (в порядке выполнения программы «Глобалбалласт») изучала возможность заноса зоо-и фитопланктоном различных видов микроорганизмов. Уже есть первые итоги - выделение холероподобных вибрионов.

Сегодня внимание санитарно-эпидемиологической службы должно быть направлено на ряд мероприятий для минимизации возможных рисков по заносу болезнетворных агентов, ухудшению среды водопользования из-за сброса балластных вод. Сфера интересов специалистов санитарной службы водного транспорта должна касаться вопросов управления водным балластом и найти отражение в национальных нормативных документах.

Практически на всех судах, заходящих в порты Украины, отсутствуют установки по очистке балластных вод. Станции по очистке имеются в единичных портах. Так, в порту Одесса, определенным как демонстрационный центр по международной программе «Глобалласт», построена станция по очистке балласта, однако ее мощность не соответствует объемам балласта, сбрасываемого в порту (вода на очистку поступает от 10 % судов).

Ряд судов, для исключения возможных довольно значительных санкций со стороны экологических служб, заходит в порт с угрозой для безопасности мореплавания практически без балласта. Иные суда вынуждены сбрасывать балласт согласно технологии погрузки и платить штрафные санкции, так как утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины допустимые значения загрязняющих веществ в балласте на порядок превышают стандарты для питьевой воды, что крайне нелогично (однако эти нормативы определены постановлением Кабинета Министров и носят статус законодательного документа.)

Принятие в 2005 г. концепции имплементации в Украине Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими (2004 г.) позволяет надеяться, что будет произведена разработка специальных нормативноправовых актов в соответствии с программой действий ответственных органов исполнительной власти.

Сегодня остро стоит вопрос разработки предельно допустимого содержания (ПДС) загрязняющих веществ для акватории каждого отдельно взятого порта, чтобы в дальнейшем определить условия сброса балласта с судов, исключающие изменения стандартной среды в данном порту. При этом следует учитывать, что существующие порты расположены в зонах активного водопользования населения и представляют собой опасность для загрязнения мест рекреации либо водозаборов.

На Украине приступили к разработке новой редакции Санитарных правил охраны прибрежных вод морей с учетом этих и других проблемных вопросов. Как известно, прежние санитарные правила,

разработанные в 1988 г., сегодня утратили свою актуальность, так как не соответствуют нормативным документам, принятым в последние годы. Более того, нам представляется, что Санитарные правила для морей, у которых есть совместное водопользование приграничных государств, должны разрабатываться через единую Концепцию отношения к этому морю.

При разработке ПДС следует учитывать номенклатуру грузов (особенно навалочных) и условия их перегрузки, возможность загрязнения моря остатками грузов через ливневую канализацию портов.

Следующей особенностью санитарной охраны территории Украины, влияющей на общественное здравоохранение, является необходимость предотвращения загрязнения моря сточными водами и мусором с судов.

В соответствии с положениями обязательных Постановлений, имеющихся во всех портах Украины, заход судов с открытой сточно-фановой системой запрещен. Санитарно-карантинные подразделения обеспечивают надзор за порядком сбора с судов стоков и мусора. Одним из потенциальных факторов неблагоприятного воздействия на окружающую среду является работа на судах установок по очистке и обеззараживанию сточных вод (УООСВ).

Существующее международное и национальное законодательство позволяет обеспечивать Государственный санитарный надзор за незагрязнением моря с судов в полном объеме.

При заходе судов, имеющих на борту УООСВ, силами санитарно-карантинных подразделений проводится освидетельствование установок с обязательным лабораторным контролем эффективности работы по регламентирующим показателям. Так, в 2005 г. проведен лабораторный контроль 836 проб воды после очистки, в 1 полугодии 2006 г. - 428. По результатам наблюдений за последние 9 лет, показатели нестандартной воды после очистки при сбросе в море составляют 65-70 % по бактериологическим и физико-химическим показателям. Многие суда оборудованы системой очистки сточных вод, не имеют дублирующих емкостей для приема судовых сточных вод в случае некачественной работы установки по очистке этих вод и получения предписания службы надзора о прекращении работы установки до приведения к нормативному режиму работы. Складывается такое впечатление, что во многих портах мира вопросу контроля работы системы очистки сточных вод не уделяется должного внимания.

Для оптимизации контроля за работой УООСВ желательно бы иметь взаимоинформацию из стран, куда уже заходили данные суда, о выявленных проблемах. Целесообразно разработать порядок и кратность надзора (в том числе лабораторного) за работой установок, установить единый регламент контроля установок по очистке и предъявления их для надзора портовым властям. Необходимо разработать форму единого сертификата эффективности работы и единых критериев ее оценки.

К сожалению, при 5-летнем освидетельствовании УООСВ представителями Регистра не проводится соответствующий лабораторный контроль эффективности работы установок по очистке стоков

на судах. Имеют место факты представления капитанами иностранных судов сертификатов о предупреждении загрязнения моря сточными водами, выданные компетентными органами государства Греция, в которых работа судовых установок очистки и обеззараживания сточных вод регламентирована «Санитарными правилами для морских судов СССР». Такие же курьезные ситуации встречались не так давно и на судах под турецким флагом.

Выход новой редакции ММСП предусматривает, наряду с разработкой национальных нормативных документов, разработку определенного порядка типовых действий специалистов санитарной службы. Так, например, при определении порядка снятия больного с судна, и с прекращением действий Союзной программы между Минморфлотом и Минздравом в новых условиях хозяйствования возник целый ряд вопросов: разрешение взаимоотношений между судовладельцем и больницей; каковы обязательства сторон, в том числе и финансовые (с учетом платной и страховой медицины); кто будет финансировать выезд бригады врачей для врачебной консультации на судне, в том числе при подозрении на инфекционную природу заболевания.

Имеются вопросы и в отношении проведения объема инспекции на судне.

Какие действия должен выполнить врач СКО для предоставления судну права свободной практики? Это только освидетельствование судна в объеме морской медико-санитарной декларации, с учетом возможности завоза особо опасной инфекции, либо необходима комплексная оценка судна, работы всех систем и механизмов, оценка условий транспортировки прибывшего груза, оценка его влияния на экипаж и портовых рабочих, определение возможности безопасного нахождения судна в порту Украины. Нет регламента требований о порядке подготовки судов (в независимости от флага к выходу в рейс, в том числе в тропические страны). В условиях создания совместных судоходных компаний под различными флагами (России, Украины, Грузии и пр.) со смешанными экипажами на борту (граждане тех же государств или одного), не решены вопросы процедуры Госсанэпиднадзора за этими судами в порту прибытия. Имеют место случаи, когда судно с флагом Грузии на борту, но с экипажем из украинских граждан и украинским владельцем отказываются выполнять предложения органов Госсанэпиднадзора в украинском порту. Нам представляется необходимым разработать единые подходы к портовому контролю таких судов по вопросам сан-эпидблагополучия.

Зачастую капитаны иностранных судов не представляют данные о применении к морякам мер медицинского характера в других портах. Случайно мы узнаем информацию об обращении моряков за медицинской помощью в других портах через религиозные, либо общественные (негосударственные) организации, а по прибытию в порты Украины они обращаются за медпомощью по диагнозам, требующим проведения эпидрасследования (малярия, СПИД и пр.).

Из новой редакции ММСП неясно, если специалисты Государственной санитарной службы

(инспекции) являются компетентным органом государства порта, то почему у нас нет законодательно закрепленной функции контролировать суда в объеме ратифицированных Конвенций МОТ, которые полностью соответствуют санитарным нормативам, и почему этот вопрос законодательно решен в странах СНГ в едином регламенте.

Значительной проблемой, которая не оговорена в нормативных документах санитарной службы, являются нелегалы. Обычно, это лица, не имеющие никаких документов, не разговаривающие ни на одном из общепринятых языков общения, неизвестного состояния здоровья. С момента обнаружения их на судне (обычно в открытом море) и до решения вопроса депортации они находятся в тесном общении с экипажем. Иногда этот период исчисляется несколькими неделями. Международное законодательство не предусматривает репрессивные меры к нелегалам, а на судах отсутствуют условия для раздельного их пребывания и питания, что, естественно, создает угрозу заболевания экипажа при тесном контакте.

Аналогичные проблемы встречаются на судах промыслового флота, где в составе экипажей судов постоянно работают представители местного населения и наблюдатели из стран, где ведется промысел рыбы (Ангола, Марокко, Кот-д’Ивуар).

Не секрет, что в современном судоходстве морских держав, в том числе Украины и стран СНГ, рентабельность компаний в большинстве зависит сегодня от стоимости эксплуатации судна. На первый план развития и существования любых судовладельческих компаний выступает жесточайшая экономия во всем, в первую очередь стоимость экипажа, ставшая источником конкуренции между судовладельцами. Сокращение стоимости экипажа приводит к снижению заработной платы, сокращению численности экипажей, неудовлетворительным условиям труда и быта, недостаточному медицинскому обеспечению и обслуживанию экипажей судов и т.д. При такой жесткой эксплуатации моряков необходима их правовая защита и строгий контроль как со стороны международных компетентных органов, так и национальных, имеющих одну цель и задачу - обеспечение безусловного выполнения стандартов и норм, в том числе санитарных мер.

В настоящее время Украина входит в лидирующее число стран, которые поставляют моряков на мировой рынок труда. По некоторым источникам их количество достигает 90000 тыс.

Отсутствие нормативной базы контроля за судами с различной формой собственности, флагом, с членами экипажа на борту судна различной национальности и т.д. не позволяет в нормативном, стандартном объеме оценивать каждое судно по его санитарному состоянию и эпидемическому благополучию и, соответственно, давать предложения по выявленным недостаткам в обязательной форме к исполнению или в виде предложений, носящих исключительно рекомендательный характер.

Сегодня мы можем работать в рамках многих ратифицированных международных соглашений ММО и МОТ относительно судоходства, в их числе значится Конвенция № 147 «О минимальных нор-

мах на морских судах». Аналогичное требование звучит и в статьях 50, 51 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» № 4004-XII от 24.02.94 г.

В настоящее время Украиной рассматривается вопрос присоединения к Сводной Конвенции МОТ о труде в морском судоходстве, в которую включены требования, входящие в различные Конвенции и соответствующие санитарным требованиям.

При работе украинских моряков под иностранным флагом социальная защита, условия труда, быта, медицинское обслуживание должны обеспечиваться согласно условиям коллективных договоров, заключенных между профсоюзами и судоходными компаниями и индивидуальными контрактами, а при работе на судах под украинским флагом -отраслевого соглашения, заключенного с учетом законодательства Украины между Министерством транспорта Украины и профсоюзами.

Многие иностранные компании нанимают украинских моряков на условиях удобного отраслевого соглашения по самой низкой в мире зарплате и гарантиям социального и медицинского обеспечения. Эти судовладельцы, уходя от налогообложения, эксплуатируют моряков в режиме минимального расхода на питание и медицинское обеспечение, остаются недосягаемыми для украинского законодательства, избегают инспекции ПТ(МФТ). Специалистами Центральной СЭС на водном транспорте Украины предприняты шаги по сотрудничеству с инспекторами МФТ по выборочному контролю судов, где имеются нарушения санитарного законодательства, принятию мер к судовладельцам по улучшению условий труда, быта, медицинского обеспечения.

Необходимо срочно обратить внимание компетентных органов на явную недостаточность квалифицированной медицинской подготовки экипажей на судах, не имеющих судового медицинского работника. Согласно Конвенции ПДНВ 73/95 и МОТ № 164, должна быть организована медицинская подготовка всех членов экипажа по трем уровням, однако, например, в Одессе Центр по подготовке и аттестации плавсостава проводит обучение по этой тематике только офицеров первого уровня ответственности по 40-часовой программе «Medical Care Training», а такие важные разделы, как противоэпидемическая готовность судов и гигиеническая часть цикла подготовки, в нарушение закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», сокращены без согласования с Министерством здравоохранения.

Аналогичный центр подготовки по профилактике малярии для экипажей судов рыбопромыслового флота имеется в Севастополе, к сожалению, и здесь, и в других регионах медицинская подготовка моряков не соответствует современным требованиям.

В последнее время в поле зрения санитарноэпидемиологической службы на водном транспорте попали вопросы туристического бизнеса. Как известно, яхтенный туризм является одной из важных составляющих туристического бизнеса как во всем мире, так и в странах Европы, в частности в странах Средиземного и Черного морей. Природные ресур-

сы Черноморского побережья Украины, а также акватории Днепра создают перспективные предпосылки для развития данного направления туристического бизнеса в Украине. Однако состояние развития яхтенного туризма в нашем государстве не соответствует требованиям современного общества, в связи с отсутствием соответствующей нормативно-правовой базы, целенаправленного и эффективного подхода соответствующих компетентных органов и учреждений к решению этой серьезной проблемы, а также несоответствием уровня развития инфраструктуры. С ростом и развитием международных сообщений, возрождением морского флота Украины, крепнущими экономическими связями с зарубежными государствами необходима повсеместная поддержка развития туризма (и в частности, яхтенного) в соответствии с программой развития туризма в 2002-2010 гг.

Развитие инфраструктуры яхтенного туризма будет способствовать увеличению объемов туристических услуг, привлечению дополнительных поступлений в бюджет Украины, что положительным образом скажется на структуре занятости населения нашей страны.

Однако с развитием яхтенного туризма в Украине, расширением его международных связей возникает целый комплекс вопросов, связанных с действенным обеспечением безопасности граждан Украины от завоза карантинных и других опасных для здоровья человека инфекционных заболеваний, создания и усовершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей осуществление Государственного санитарно-эпидемиологического надзора за маломерным флотом (в том числе и яхтенными судами, осуществляющими коммерческие рейсы по перевозке пассажиров).

Угроза заноса возбудителей инфекционных заболеваний яхтами, совершающими туристические рейсы в страны Юго-Восточной Азии и другие регионы мирового океана, потенциально обусловлена эколого-географическими особенностями территорий портов жарких стран, энзоотичных по целому ряду природно-очаговых, трансмиссивных болезней человека, в том числе болезням жарких стран. С учетом уровня развития современного морского судоходства (в том числе и морского туризма) возможен занос и распространение чужой фауны на новые морские территории из эпидемически неблагополучных регионов мирового океана. Серьезность положения требует усиления мер по предупреждению загрязнения акватории портов Черного моря сточными водами и бытовым мусором.

Практика государственного санитарного надзора, проводимого санитарно-эпидемиологической службой на водном транспорте за судами маломерного флота (в том числе яхтами), которые осуществляют каботажные рейсы с организацией перевозки,

отдыха и питания пассажиров, показывает, что обслуживание рейсов проводится лицами, не имеющими допуска к работе по состоянию здоровья (владельцы частных яхт нанимают на работу людей без прохождения медицинского освидетельствования, согласно приказу МОЗ Украины № 347). Забор пресной воды осуществляется в неустановленных местах при отсутствии документального свидетельства (сертификата) о ее качестве, продукты, доставляемые на суда для питания пассажиров, практически, никогда не имеют документов, подтверждающих их безопасность, обеспеченность медикаментами судовых аптечек носит в большинстве случаев формальный характер, при которой невозможно оказание даже первой медицинской помощи в случае возникновения симптомов инфекционного заболевания и др.

Следовательно, необходима разработка в кратчайшие сроки современной нормативно-правовой базы по осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора за маломерным флотом (в том числе и яхтенными судами, совершающими коммерческие перевозки, кроме спортивных яхт, принимающих участие в регатах) с целью выхода на новые уровни и стандарты деятельности с учетом международной медико-санитарной и правовой практики применительно к действующему законодательству.

Последние нормативные документы не только определяют возможность заноса в Украину особо опасных инфекционных заболеваний, но и предлагают комплекс мероприятий по обеспечению общественного здоровья населения, предупреждению и ликвидации любой угрозы для здоровья людей, созданию предпосылок для нормального обеспечения жизни общества. Очевидно, назрела необходимость более широкого распространения круга обязанностей и задач, стоящих перед санитарно-эпидемиологической службой стран СНГ, особенно в пунктах пропуска через Государственную границу с учетом гарантий безопасности границ и территорий каждого из государств.

N.I.Golubyatnikov, I.I.Grinchook, I.P.Boldeskool, S.A.Koucherenko

Peculiarities of Sanitary Protection in the Territory of the Ukraine, Having an Impact upon the Present Status of Public Health

The problems of sanitary protection of the Ukrainian territory in the present context are discussed with special emphasis being made on some aspects of sanitary and epidemiologic surveillance on water (sea) transport. Improving the normative and methodological bases in this sphere is recognized necessary both on the national and international levels.

Key words: sanitary protection, epidemiologic surveillance on sea transport, IHR.

Поступила 13.10.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.