Научная статья на тему 'Особенности самосознания студентов психологического факультета на разных этапах учебно-профессиональной подготовки'

Особенности самосознания студентов психологического факультета на разных этапах учебно-профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
604
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маленов Александр Александрович, Ларионова Екатерина Геннадьевна

The article is devoted to the studying of the important professional qualities of consciousness students of psychological faculty. The main idea of research is revealing of the most significant qualities concerning sphere of consciousness of the psychologist, and also measurement of a level of development of the given qualities, self-estimation and level of claims. Within the limits of research are studied the reflexion, a social maturity, responsibility, self-understanding, self-esteem, self-confidence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маленов Александр Александрович, Ларионова Екатерина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности самосознания студентов психологического факультета на разных этапах учебно-профессиональной подготовки»

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2010. № 1. С. 50-62.

УДК 159.9:331.101.3

ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

А.А. МАЛЕНОВ, Е.Г. ЛАРИОНОВА

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

The article is devoted to the studying of the important professional qualities of consciousness students of psychological faculty. The main idea of research is revealing of the most significant qualities concerning sphere of consciousness of the psychologist, and also measurement of a level of development of the given qualities, self-estimation and level of claims. Within the limits of research are studied the reflexion, a social maturity, responsibility, self-understanding, self-esteem,

self-confidence.

Повышенный интерес к проблеме профессионального развития личности затрагивает широкий спектр вопросов от профессионального самоопределения и профпригодности до динамики личностных свойств субъекта деятельности и возможности ее прогнозирования и коррекции. По мнению В.А. Бодрова, суть проблемы формирования личности профессионала раскрывается через два основных положения: личность проявляется в профессии и личность развивается в процессе деятельности. В первом случае мы имеем дело с проекцией личностных свойств на выбор профессии, овладение ею, совершенствование и личностный рост, удовлетворение личност-но значимых потребностей и достижение ценностей через профессию. Во втором случае речь идет не только об операциональной стороне развития профессионала (накопление знаний, умений, навыков), а преимущественно о формировании профессионально ориентированных качеств человека, сложных систем регуляции социального поведения [1].

В отношении психологической профессии, ориентированность на ценность личности в которой является одной из главных особенностей, эти два положения проявляются особенно отчетливо. С одной стороны, выбор

психологии оптантами, как правило, обусловлен серьезным внутренним потенциалом, требующим реализации, развития и профессиональной трансформации, с другой стороны. В частности, одной из базовых потребностей, удовлетворяемых психологическим образованием, является самопознание с целью самосовершенствования, в связи с чем сфера самосознания претерпевает значительные изменения в процессе учебно-профессиональной подготовки, детерминированные в свою очередь требованиями к специалисту-психологу.

Собственно профессиональная компетентность специалиста психологического профиля, «поддерживающего самореализацию, личностный рост и социальное становление субъекта и способствующего развитию, оптимизации характеристик его внутреннего мира», может быть таковой лишь в случае наличия продуктивного опыта работы над собой, результатом которого выступает личностный рост, социальное развитие и самореализация [4, с. 70]. В связи с этим формирование мировоззрения психолога, фундаментом которого выступают гуманистические ценности, предполагает при ярко выраженной ориентации на другого человека ценность собственного «Я», его рефлексии и саморазвития [8].

© А.А. Маленов, Е.Г. Ларионова, 2010

5G

Компоненты самосознания часто относятся к профессионально важным качествам, выступающим предпосылкой успешной деятельности психолога. Так, по мнению 3. Фрейда самым важным в работе психолога выступает прирожденная способность проникать в душу человека - ив первую очередь, в подсознательные уровни собственной души [14]. К. Роджерс, отмечая, что профессиональная подготовка не менее важна, чем врожденные свойства, в авторский перечень необходимых психологу личностных характеристик включает: способность к рефлексии своего опыта; принятие себя, самоуважение и самоценность, независимо от оценки собственных качеств как приятных или нет; готовность и способность к самоизменению как своеобразный личностный риск; свободу от личностных проблем, которые могут повлиять на ход работы [13]. Осознание собственных комплексов и по возможности избавление от них в качестве профессиональных требований также отмечает один из признанных классиков теории и практики психологического консультирования Р. Мэй, считавший личность консультанта одним из его основных рабочих инструментов [9]. В свою очередь К. Шнайдер, указывая на необходимость успешного решения своих жизненных проблем, используя откровенность, терпимость и искренность по отношению к себе, соотносит эти характеристики с более общим понятием -«личная зрелость консультанта» [15].

Р. Кочюнас предлагая собственную модель личности эффективного консультанта, в том числе, включает в нее следующие характеристики: открытость собственному опыту, искренность и терпимость в восприятии собственных чувств, в том числе и отрицательных; развитие самопознания, адекватность самооценки и отношения к собственным способностям; постановку реалистичных целей при осознании ограниченности своих возможностей, правильную оценку собственных ресурсов; силу личности и идентичность; принятие личной ответственности [7]. Ответственность, адекватность самооценки, умение создавать условия для развития и коррекции личности, в том числе собственной, также отмечаются В.П. Захаровым и Н.Ю. Хрящевой [5]. И.В. Дубровина, исследуя необходимые личностные характеристики школьного психолога, выделяет следующие качества сферы само-

сознания: наличие позитивной Я-концепции, самоценность и готовность к изменениям [12].

Сгруппировав указанные ранее и другие характеристики, Е.Л. Доценко и О.С. Андреева выделили их в самостоятельный блок профессионально важных качеств - сферу само-отношения, наравне с такими сферами личности, обусловленными спецификой деятельности психолога, как когнитивная (познавательная), эмоционально-волевая, деятельностная и коммуникативная.

Профессионально значимые личностные характеристики сферы самоотношения, по мнению авторов, объединяют такие параметры как:

• адекватность самооценки, самоприня-тие, самоуважение, позитивная Я-концепция, самоценность;

• рефлексивность, понимание своих личностных характеристик, знание своих психологических ресурсов и ограничений;

• осознание собственных комплексов и избавление от них; успешное решение собственных жизненных проблем, в том числе сексуальных;

• готовность и способность к самоизменению;

• личная и социальная зрелость;

• уверенность в себе;

• цельность натуры;

• сила личности;

• готовность и способность на личностный риск;

• готовность принять на себя личную и социальную ответственность за свой выбор и за последствия своих поступков;

• открытость собственному опыту;

• умение радоваться не только достигнутым целям, но и самому процессу жизни [3].

Таким образом, существует значительный список характеристик, относимых к сфере самосознания профессионального психолога, который, в том числе, может выступать в виде своеобразного ориентира их формирования в процессе учебно-профессиональной подготовки специалистов. На наш взгляд, оптант, выбирающий профессию психолога, безусловно, обладает определенной спецификой самосознания, которую стремится усилить в процессе обучения, приводя ее в соответствие с профессиональными требованиями.

В связи с этим основная идея нашего исследования заключалась в проведении срав-

нительного анализа особенностей самосознания студентов психологического факультета по двум направлениям:

• сопоставление самооценок, уровня притязаний и реального уровня развития определенных характеристик самосознания студентов;

• сравнение оценок профессионально важных качеств самосознания студентов разных курсов обучения.

Выборку представляли студенты факультета психологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского всех курсов очной формы обучения. Общая выборочная совокупность составила 149 обучающихся, среди которых 42 студента первого курса, 28 - второкурсников, 30 студентов третьего курса, 25 студентов четвертого и 21 студент пятого курсов.

Стратегия исследования предполагала последовательную реализацию двух этапов. Задачей первого этапа являлось определение списка качеств сферы самосознания, по мнению студентов, имеющих наибольшее значение для квалифицированной деятельности психолога-специалиста. Решение данной задачи, по нашему замыслу, во-первых, позволит составить иерархию ПВК самосознания психолога в представлении лиц, получающих психологическое образование, во-вторых, поможет нам выделить наиболее значимые из этих качеств, тем самым сократив достаточно широкий исходный список, изучение которого выходит за рамки одного исследования. В свою очередь, такая процедура выступает основой проведения второго, основного этапа исследования - психодиагностического, с использованием методического инструментария, релевантного выявленным компонентам самосознания и адекватного для решения задачи сопоставления самооценок, уровня притязаний и реального уровня развития характеристик самосознания студентов-психологов разных курсов обучения.

Первоначально студентам 1-5 курсов обучения факультета психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского с целью ранжирования был предложен список из 14 качеств сферы самосознания, основу которого составили профессионально значимые личностные характеристики сферы самоотношения, обобщенные Е.Л. Доценко и О.С. Андреевой. Следует отметить, что уже результаты ранжирования студентами разных курсов обучения

предлагаемых качеств, отражают не только сходство, но и различие в оценках приоритетности тех или иных параметров самосознания. Наиболее согласованные оценки были получены в отношении таких качеств личности, как ответственность (ср. ранг - 5,9), сила личности (ср. ранг - 7,7), способность к контролю проявлений личности (ср. ранг - 8,8), готовность к самоизменению (ср. ранг - 9,3), осознание своих комплексов и успешное избавление от них (ср. ранг - 10), адекватный уровень притязаний (ср. ранг - 10,3).

Наименее согласованными (значительная разница между рангами) оценки студентов разных курсов обучения были в отношении таких характеристик, как адекватность самооценки (высший ранг - 4,2; низший ранг -11), самоуважение (высший ранг - 4,5; низший ранг - 8,5), самопонимание (высший ранг - 4,2; низший ранг - 8), рефлексивность (высший ранг - 4,7; низший ранг - 7,2), личная и социальная зрелость (высший ранг -4,5; низший ранг - 8,4), открытость собственному опыту (высший ранг - 8; низший ранг -14). Таким образом, мнение студентов разных курсов обучения о профессионально важных качествах психолога в области самосознания имеет свою специфику (см. табл. 1).

Особенно важным качеством самосознания для студентов факультета психологии первого года обучения выступает самопонимание. Именно стремление к самопознанию, продуктом которого и является более глубокое проникновение в собственный внутренний мир, изучение себя, традиционно мотивирует оптантов выбирать психологическую профессию с целью удовлетворения данной потребности. Что касается других параметров самосознания профессионального психолога, то оценки первокурсников весьма противоречивы, что также отражает несформированность адекватного представления о психологе как специалисте в силу большей ориентированности данной категории студентов на решение личных проблем, а не профессиональных. Еще более противоречивыми оказались оценки студентов второго курса - ни одно качество самосознания не получило однозначно высоких значений (наиболее высокий ранг присвоен уверенности в себе, достигая значения 5,9 из 14 возможных). Остальные качества сопровождаются средними оценками, не позволяя выделить аутсайдеров (наиболее приближен-

ным к последней группе является качество «осознание своих комплексов и успешное избавление от них», получившее ранг 9,9). Существенно ситуация меняется при анализе результатов ранжирования характеристик самосознания психолога студентами третьего курса: из них явно выделяются приоритетные и скорее незначимые для профессиональной деятельности специалиста. К числу скорее приоритетных студенты относят адекватность самооценки психолога (ср. ранг - 4,2), его рефлексивные способности, самоуважение и ответственность (ср. ранги - 5,4, 5,5 и 5,6 соответственно), тогда как открытость собствен-

ному опыту (ср. ранг - 14), адекватный уровень притязаний (ср. ранг - 11), осознание своих комплексов и успешное избавление от них (ср. ранг - 11) скорее не являются для психолога профессионально значимыми, по мнению третьекурсников. Интересным является также то, что только для студентов третьего курса характерно единогласное присвоение максимально низкого ранга качеству «открытость собственному опыту», что, возможно, отражает проявление кризиса профессиональной идентичности на данном этапе учебнопрофессиональной подготовки.

Таблица 1

Иерархии профессионально значимых качеств самосознания психолога студентов разных курсов обучения (ср. ранги)

№ Качества Курс обучения Ср. ранг

Первый Второй Третий Четвертый Пятый

1 Адекватность самооценки 8,4 6,9 4,2 9,3 11 7,96

2 Самопринятие 9,2 8,4 6,1 6,3 9,1 7,82

3 Самоуважение 6,14 8,5 5,5 4,5 2,9 5,5

4 Рефлексивность 7,2 6,9 5,4 4,7 6,4 6,1

5 Открытость собственному опыту 9,7 8,3 14 8 9,6 9,92

6 Ответственность 7 6,2 5,6 5,6 5 5,9

7 Уверенность в себе 7 5,9 6,4 9,5 6,2 7

8 Готовность к самоизменению 9,2 8,9 8,5 10 9,8 9,3

9 Сила личности 7,4 7 7,9 6,8 9,5 7,7

10 Личная и социальная зрелость 6 6,3 8,4 4,5 5,9 6,2

11 Адекватный уровень притязаний 10,4 8,3 11 11 11 10,3

12 Осознание своих комплексов и успешное избавление от них 8,9 9,9 11 10 10 10

13 Способность к самоконтролю 7,5 6,9 8,7 9,9 11 8,8

14 Самопонимание 4,3 8 6,9 4,2 3,6 5,4

Примечание. Наиболее значимому качеству присваивается 1 ранг, наименее значимому - 14 ранг.

Иерархии профессионально важных качеств самосознания студентов четвертого и пятого курсов в значительной степени близки. По сравнению с другими чертами личности, менее значимыми для специалиста в области психологии, по мнению старшекурсников, являются адекватные самооценка (ср. ранги - 9,3 и 11 соответственно) и уровень притязаний (ср. ранг - 11), способность к контролю проявления собственной индивидуальности (ср. ранги - 9,9 и 11), осознание и избавление от личных комплексов (ср. ранг -10), готовность к самоизменению (ср. ранги -10 и 9,8). При этом студенты четвертого курса дополняют группу аутсайдеров уверенностью в себе (ср. ранг - 9,5), а пятикурсники -самопринятием (ср. ранг - 9,1), силой личности (ср. ранг - 9,5) и открытостью собственному опыту (ср. ранг - 9,6). Лидирующие позиции в иерархии профессионально важных качеств самосознания психолога в ответах

студентов четвертого и пятого курсов занимают: самопонимание (ср. ранги - 4,2 и 3,6), самоуважение (ср. ранги - 4,5 и 2,9), личная и социальная зрелость (ср. ранги - 4,5 и 5,9), ответственность (ср. ранги - 5,6 и 5), склонность к самоанализу (ср. ранги - 4,7 и 6,4) и уверенность в себе (для студентов пятого курса, ср. ранг - 6,2).

В целом можно констатировать, что мнение студентов о профессионально важных качествах психолога в области самосознания в значительной степени зависит от этапа их учебно-профессиональной подготовки. Для первокурсников психолог, прежде всего, предстает как самопонимающий, для студентов второго курса - уверенный в себе, для третьекурсников - способный к адекватной самооценке, для студентов четвертого курса -социально и личностно зрелый, для пятикурсников - уважающий себя.

В то же время есть универсальные характеристики самосознания, признаваемые большинством студентов-психологов в качестве профессионально значимых. К числу последних, на наш взгляд, можно отнести ответственность, самоуважение, уверенность в себе, самопонимание, зрелость личности и рефлексивность. Таким образом, компетентный психолог предстает как специалист, склонный к самоанализу, понимающий не только других, но и себя, верящий в собственные способности и ценящий их, готовый взять на себя ответственность за свои действия, достигший определенного уровня личностной и социальной зрелости.

Базируясь на выявленной тенденции в ответах студентов факультета психологии, эти шесть характеристик самосознания легли в основу второго этапа исследования, направленного на оценку уровня их развития у студентов разных курсов обучения самими обучающимися (самооценка и уровень притязаний по шкале Дембо-Рубинштейн), а также с помощью специализированного методического инструментария. Последний был представлен следующими методиками:

• методикой диагностики рефлексивности А.В. Карпова (определение уровня развития рефлексивных способностей),

• опросником самоотношения В.В. Сто-лина, С.Р. Пантелеева (шкалы самоуважения, самоуверенности и самопонимания для оценки соответствующих параметров),

• диагностикой локуса-контроля Е.Г. Ксе-нофонтовой (изучение ответственности через интернальный локус контроля),

Студенты всех курсов обучения при адекватно высоком уровне притязаний высоко оценивают собственные рефлексивные способности, при этом старшекурсникам свойственна завышенная самооценка данного параметра (более 75 %). В целом студенты четвертого и пятого курсов считают себя более рефлексивными, чем первокурсники (и = 350,5

• шкалой социально-психологической

адаптированности К. Роджерса, Р. Даймонда в адаптации Т.В. Снегиревой (определение уровня социальной зрелости личности).

Для выявления статистических закономерностей применялся непараметрический критерий различия И Манна-Уитни.

Основная гипотеза второго этапа исследования связана с предположением о высокой степени значимости профессиональных качеств самосознания для студентов психологического факультета (адекватно высокий уровень притязаний), их адекватной оценке студентами (самооценка), сопоставимой с реальным уровнем развития качества (результаты психодиагностики). При этом последний имеет тенденцию к повышению в связи с углублением специализации и постепенным превращением студента в профессионального психолога, что должно отражаться, прежде всего, в трансформации самосознания.

По мнению многих авторитетных психологов, одним из важных качеств представителя их профессии является рефлексивность как способность к самоанализу личностных характеристик, знание и учет своих психологических ресурсов и ограничений. Абитуриенты психологических факультетов, как правило, отмечают такую способность у себя и стремятся к ее дальнейшему развитию в процессе учебнопрофессиональной подготовки. Как показывают результаты нашего исследования, данная тенденция свойственна и студентам, получающим психологическое образование, актуализирующее потребность в самоанализе (табл. 2).

при р < 0,05 и и = 288,5 при р < 0,05 соответственно). Это, в свою очередь, можно рассматривать как некоторую тенденцию к росту уровня самоанализа в процессе обучения на психологическом факультете.

Вместе с тем реальный уровень рефлексивности студентов, независимо от курса обучения, скорее является средним с тенден-

Таблица 2

Уровень рефлексивности, его самооценка и притязания студентов факультета психологии разных курсов обучения (ср. показатели, %)

Курс обучения Параметры

Оценка Самооценка Притязания

Первый 60,5 65 79,4

Второй 55,5 74,1 85

Третий 64,2 72 85

Четвертый 59,4 76,6 84,4

Пятый 59,2 77,1 87,4

цией к повышению: результаты от 40 % до 70 % - индикаторы среднего уровня рефлексивности, более 70 % - высокого. Наибольшие результаты уровня рефлексивности характерны для студентов третьего курса, которые превосходят показатели первого (И = 351,5 при р < 0,05), второго (И = 257,5 при р < 0,001) и четвертого (И = 306,5 при р < 0,05) курсов. При этом первокурсники превосходят студентов второго курса по уровню развития данного качества самосознания (И = 527 при р < 0,05). Таким образом, на начальных этапах учебно-профессиональной подготовки происходит активная проверка точности профессионального самоопределения, что направляет сознание первокурсников на более глубокий анализ собственных способностей. С новой силой эта задача возникает перед студентами третьего курса, рост специализации которых обостряет проблему их соответствия требованиям, предъявляемым к будущему психологу. При этом «острота профессионального кризиса существенно зависит от степени преемственности фундаментальной и профессионально-методической подготовки» [10, с. 145]

Таким образом, можно констатировать, что студенты психологического факультета склонны к завышенной оценке собственного среднего уровня самоанализа при стремлении к дальнейшему развитию этой способности в качестве профессионально значимой.

Далее с помощью опросника В.В. Сталина и С.Р. Пантелеева нами были определены уровни развития у студентов психологического факультета таких параметров самоотноше-ния, как самоуважение, самоуверенность и самопонимание, а также произведена их самооценка студентами (реальный уровень и желаемый) с помощью модификации шкалы самооценки Дембо-Рубинштейн (аналогичная процедура сопровождала изучение всех заявленных параметров самоотношения).

Независимо от курса обучения уровень притязаний студентов в области понимания себя относится к оптимальному (значимые различия отсутствуют), что подтверждает реалистичность достижения поставленных целей на основе собственных возможностей и является важным фактором саморазвития личности (табл. 3).

Таблица 3

Уровень самопонимания, его самооценка и притязания студентов факультета психологии разных курсов обучения (ср. показатели, %)

Курс обучения Параметры

Оценка Самооценка Притязания

Первый 61,6 61,3 90

Второй 59 70 86

Третий 21,6 70,8 89,9

Четвертый 70,9 69,5 85,8

Пятый 65,0 68,3 85,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенно стремление к самопониманию выражено у первокурсников (ср. показатель УП = 90 %), для которых, как было выявлено ранее, эта потребность имеет актуальный, субъективно значимый характер. При этом, несмотря на совпадение самооценки самопонимания и действительного уровня развития данного качества у студентов первого курса, все же расхождение между этими показателями и уровнем притязаний можно считать критическим - 28 %, что, с одной стороны, подтверждает значимость развития личности в данном направлении, с другой - ставит под сомнение адекватность и достижимость таких притязаний. Самооценка уровня самопонимания также оптимальна у всех студентов (значимые различия отсутствуют), что свидетель-

ствует о ее адекватности, при этом наибольшие показатели свойственны студентам второго и третьего курсов (ср. уровень - 70 % и

70,8 % соответственно), наименьшие - первокурсникам (ср. уровень - 61,3 %).

Определение реального уровня развития самопонимания с помощью диагностического инструментария показало, что большинство студентов имеют близкие показатели с собственной адекватно высокой оценкой данного качества, т. е. будущие психологи действительно обладают развитой способностью понимания собственных чувств, мотивов, качеств личности и т. д. При этом была выявлена группа студентов, представленная третьекурсниками, с низкими показателями самопонимания, значимо отличающимися от ре-

зультатов других обучающихся. То есть уровень понимания себя у студентов третьего курса значительно ниже, чем у первокурсников (И = 135, при р < 0,001), второкурсников (И = 89, при р < 0,001), студентов четвертого (И = 33, при р < 0,001) и пятого (И = 68,5, при р < 0,001) курсов. Несмотря на то, что средний показатель уровня самопонимания у студентов третьего курса - 21,6 %, они, однако, не считают способность понимания себя недостаточно развитой (ср. уровень СО -

70,8 %). Обнаруженную закономерность, на наш взгляд, можно проинтерпретировать как трудность перехода от учебно-академического к учебно-профессиональному периоду обучения. По мнению Ю.П. Поваренкова на третьем году обучения окончательно складывается личность студента как субъекта академического самообразования и тем самым завершается кризис, обусловленный необходимостью формирования собственной системы учебной деятельности, адекватной студенческой идентичности и соответствующей структуры интеллекта. Окончание третьего курса знаменует начало нового периода развития студента - учебно-профессионального. В связи с этим с новой силой проявляются кризисные явления, вызванные необходимостью перестройки деятельности и личности в связи с усиленной профессионализацией, т. е. студенты оказываются в ситуации встраивания учебно-академической деятельности в структуру профессиональной, что требует иной идентичности [10]. В связи с указанными условиями профессионального развития именно студенты третьего курса сталкиваются с новыми требованиями, в какой-то степени деформирующими их представление о самих себе. Так как студенческая идентичность не может обеспечить в полной мере идентичность профессиональную, обучающиеся должны заново узнавать и оценивать себя как специалиста, что может вступать в конфронтацию с уже имеющимся образом себя как студента. Этим конфликтом собственно и можно объяснить низкий уровень самопонимания студентов третьего курса по сравнению с другими учащимися.

Временность данного явления также подтверждает еще одна обнаруженная нами тенденция - повышение уровня самопонимания будущих психологов к четвертому курсу (при использовании непараметрического критерия

Манна-Уитни было установленно, что значимые различия по данному качеству наблюдаются между студентами второго и четвёртого курсов: И = 241,5 при р < 0,05).

Полученные данные в целом согласуются с результатами первого этапа исследования, которые показывают, что самопонимание как профессионально важное качество самосознания психолога и в определенной степени как продукт саморазвития отмечается именно студентами первого, четвертого и пятого курсов, не являясь приоритетом для второкурсников и третьекурсников. Однако, на наш взгляд, все же для первокурсников самопонимание скорее является личной целью, достижение которой, в том числе мотивирует к поступлению на психологический факультет, тогда как для студентов старших курсов, особенно пятого, понимание себя следует рассматривать как средство для достижения более важной цели - профессионального становления: узнавая себя, понимая свои способности и возможности, можно узнать и понять другого человека и, следовательно, оказать ему квалифицированную психологическую помощь.

Помимо самопонимания также профессионально важным качеством самосознания психолога выступает уверенность в себе, своих способностях, возможностях. Используя аналогичную шкалу опросника самоотноше-ния, мы определили уровень выраженности данной характеристики у студентов факультета психологии разных курсов обучения, а также их собственное представление об уровне развития (реальном и желаемом) данного качества. Как и в предыдущем случае, студентам всех курсов свойственен высокий уровень притязаний, отражающий активное стремление к самоуверенности, при этом адекватно высокая самооценка уверенности в себе действительно может обеспечить достижение поставленной цели (см. табл. 4).

Реальность развития уверенности в себе как качества самосознания еще более усиливается результатами психодиагностики: у

всех опрошенных студентов уровень развития самоуверенности выше самооценки данного качества. При этом фиксируется отчетливая тенденция к повышению уровня уверенности в себе от первого курса к пятому (ср. показатели - 67,4 % и 77,8 % соответственно, И = 325 при р = 0,081).

Таблица 4

Уровень самоуверенности, его самооценка и притязания студентов факультета психологии разных курсов обучения (ср. показатели, %)

Курс обучения Параметры

Оценка Самооценка Притязания

Первый 67,4 60 89,6

Второй 72,6 68 86

Третий 72,7 67,8 89,8

Четвертый 72,1 66,2 83,6

Пятый 77,8 68,7 87,7

Интересный факт, обнаруженный нами, -превышение реального уровня развития качества его оценки самими студентами (обычно при подобном соотношении чаще наблюдается обратная тенденция) - требует самостоятельного объяснения. Одной из возможных причин такого соотношения, на наш взгляд, может выступать нежелание студентов выглядеть излишне самоуверенными, что отразилось в шкальных оценках. При этом и уровень самооценки уверенности в себе, и диагностическая оценка данного качества попадают в зону высоких показателей, что подтверждает выраженность самоуверенности у студенческой выборки. В силу социальной значимости уверенности личности, с одной стороны, и субъективной значимости дости-

жений уверенного в себе человека, - с другой, студенты не могли проигнорировать данную черту в формировании собственного характера, что обусловило ее развитие. При этом скромность в самопрезентации также может свидетельствовать о высоком уровне уверенности в себе, так как уверенный человек не стремится «выпячивать» свои достоинства, ограничиваясь адекватной самооценкой.

Практически у всех студентов (за исключением второкурсников) самоуважение занимает одну из лидирующих позиций в списке профессионально важных качеств самосознания психолога, что также находит отражение в активном стремлении его достичь: минимальный уровень притязаний студентов -85,1 %, максимальный - 90,7 % (см. табл. 5).

Таблица 5

Уровень самоуважения, его самооценка и притязания студентов факультета психологии разных курсов обучения (ср. показатели, %)

Курс обучения Параметры

Оценка Самооценка Притязания

Первый 70,7 66,7 86,8

Второй 76 72,3 87,2

Третий 78,9 80,7 90,7

Четвертый 80,9 69,7 85,1

Пятый 86,0 74,1 87,6

При изучении уровня самоуважения наблюдается тенденция его возрастания от первого к пятому курсу (ср. показатели по курсам -70,7, 76, 78,9, 80,9 и 86 % соответсвен-но). Несмотря на то, что значимые различия были обнаружены только между студентами первого и пятого курсов (И = 311 при р =

0,056), учитывая обнаруженную закономерность возрастания показателей, ее можно проецировать на полученные результаты, утверждая, что в процессе учебно-профессиональной подготовки психологов происходит рост уважения к себе.

При этом для самооценочных суждений характерна иная тенденция: максимальное

значение самоуважения достигается на третьем курсе обучения - 80,7 %, что значительно превышает самооценку первокурсников (ср. показатель СО = 66,7 %, И = 399,5 при р < 0,05) и студентов четвертого курса (ср. показатель СО = 69,7 %, И = 219 при р < 0,05). При минимальном расхождении реального уровня развития самоуважения и самооценки в пользу последней, студенты третьего курса все же склонны к переоцени-ванию себя (неадекватно высокие самооценка и уровень притязаний), что, в свою очередь, может свидетельситвовать о личностной незрелости, тогда как для старшекурсников свойственно недооценивание себя при нали-

чии множества достоинств, заслуживающих самоуважения.

Для объяснения данной закономерности следует вновь обратиться к содержанию и периодам возникновения кризисов профессионального становления студентов в процессе обучения. Реализация всех требований учебно-академического периода студентами третьего курса свидетельствует о завершении одноименного кризиса, что, безусловно, способно провоцировать рост (порой преувеличенный) самоуважения студентов в собственных глазах.

Возникновение на четвертом курсе обучения очередного кризиса, связанного с согласованием достижений академического периода развития с требованием периода профессионального, может в значительной степени сказаться на самооценке, в то же время преодоление себя, поиск новых возможностей и путей саморазвития способствуют повышению уровня самоуважения студентов. Собственно завершение этого кризиса происходит на пятом курсе, и, как первокурсники, уважающие себя в связи с поступленим в вуз, студенты пятого курса еще сильнее начинают уважать себя в связи с достойным завершением этапа учебно-професиональной подготовки. Однако вместе с приятными пережива-

ниями у пятикурсников «происходит активизация мотивации жизненного пути, способствующая росту тревожности в связи с неопределенностью будущей профессиональной деятельности» [10, с. 145]. В связи с этим их уровень требовательности к себе возрастает, появляются новые профессиональные образцы для сравнения, что отражается на отношении к себе как специалисту в целом и самоуважении в частности.

Однако, несмотря на высокий уровень критичности самовосприятия, преодоление кризиса пятикурсниками проявляется в более высоком, по сравнению со студентами других курсов обучения, уровне самоуважения, который, в свою очередь, является приорите-ным критерием оценки сформированное™ профессионального самосознания, по мнению будущих выпускников.

Еще одним приоритетным качеством самосознания психолога, по мнению студентов, в частности пятого курса, является ответственность. Изучив данный параметр, используя шкалу интернальности, мы можем констатировать, что показатели студентов факультета психологии всех курсов обучения находятся в пределах нормы - 44-77,5 % (см. табл. 6).

Таблица 6

Уровень ответственности, его самооценка и притязания студентов факультета психологии разных курсов обучения (ср. показатели, %)

Курс обучения Параметры

Оценка Самооценка Притязания

Первый 61,8 59,4 86,5

Второй 70,0 80,6 88,4

Третий 71,5 66,4 85,9

Четвертый 68 74,8 82,2

Пятый 66,8 71,4 83,5

При этом общий уровень интернальности третьего курса превышает аналогичный показатель первого (И = 373 при р < 0,05) и второго (И = 265,5 при р < 0,05) курсов, что можно проинтерпретировать как тенденцию к повышению ответственности в процессе учебнопрофессиональной подготовки психологов, достигающую оптимального уровня к четвертому году обучения (между оценками студентов третьего, четвертого и пятого курсов значимые различия не обнаружены).

На наш взгляд, высокая самооценка и уровень притязаний студентов в отношении ответственности отражают высокую степень

значимости данного конструкта для обучающихся как на академическом, так и на профессиональном этапах подготовки. Однако при самооценке ответственности третий курс, имеющий наиболее высокие психодиагностические показатели, уступает второму (И = 228 при р < 0,05) и четвертому (И = 257, при р < 0,05), показывающим более высокие результаты. Та же тенденция недооценивания характерна и для студентов первого курса, которые описывают себя как менее ответственных по сравнению с представителями второго (И = 254,5 при р < 0,001), четвертого (И = 299,5 при р < 0,05) и пятого (И = 298 при

р < 0,05) курсов. На наш взгляд, полученные результаты также своеобразно подтверждают идею о развитии ответственности как профессионально важного качества психолога в процессе обучения. В результате сравнения себя, в том числе под воздействием кризиса профессионального развития, с представителями старших курсов последние воспринимаются как более ответственные, что действительно может сопровождаться активной демонстрацией старшекурсниками ответственного поведения в разных аспектах учебной и неучебной деятельности.

По мнению Л.И. Дементий, ответственность выступает важным ресурсом личности, в том числе в студенческом возрасте, представляющем множество сфер ее реализации [2]. Результаты нашего исследования показывают, что лица, получающие психологическое образование, не только имеют высокий уровень интернальности изначально, но и повышают его, реализуя ответственное поведение в процессе учебно-профессиональной деятельности, раскрывая свой потенциал.

Профессиональное образование является важным этапом социального становления личности, на котором общество признает социальную зрелость молодежи, ее самостоятельность и ответственность за свое дальнейшее становление и развитие. В связи с содержанием данного этапа основными новообразованиями личности студента являются самостоятельность, обобщенные способы познавательной и профессиональной деятельности, социально-профессиональная компетентность и в целом социальная зрелость [6]. Последняя характеристика также отмечается как профессионально важное качество самосознания психолога, оценке которого посвящена последняя задача нашей работы, решение которой осуществлялось с помощью методики

«Шкала социально-психологической адапти-рованности» К. Роджерса, Р. Даймонда в адаптации Т.В. Снегиревой. Основу методики составляет представление о личности как субъекте собственного развития, способного к проявлению ответственности за свою индивидуальность. В данном случае социальнопсихологическая адаптированность рассматривается как личностная зрелость, критериями которой выступают: открытость практике деятельности и отношений, уважение других, принятие себя, самоуважение, чувство собственного достоинства, эмоциональный комфорт, внутренний самоконтроль, осознание собственных проблем и стремление к их преодолению [11].

Изучение уровня социальной зрелости личности студентов психологического факультета показало, что результаты находятся выше нормы. При этом показатели студентов первого курса в значительной степени уступают результатам студентов второго (и = 399 при р < 0,05), третьего (И = 407,5 при р < 0,05) и четвертого (И = 357,5, при р < 0,05) курсов. Несмотря на то, что была обнаружена тенденция достижения максимального значения социально-психологической адаптированности к третьему курсу обучения (ср. показатель первого курса - 45 %, второго курса - 51,4 %, третьего - 52 %) и снижения к пятому (ср. показатель четвертого - 51,4 % и пятого курса - 50,5 %), статистически достоверных различий между показателями студентов со второго по пятый курс обнаружено не было. Также различия отсутствуют в самооценках и уровнях притязаний студентов, т. е. независимо от курса обучения студенты тяготеют к оптимальной адекватной оценке уровня собственной социальной зрелости, активно стремясь его достичь в процессе профессионального обучения (табл. 7).

Таблица 7

Уровень социальной зрелости, его самооценка и притязания студентов факультета психологии разных курсов обучения (ср. показатели, %)

Курс обучения Параметры

Оценка Самооценка Притязания

Первый 45 57,5 88,5

Второй 51,4 64 87

Третий 52 63,8 90

Четвертый 51,4 65,6 87,3

Пятый 50,5 64 86,5

Таким образом, можно констатировать, что действительно процесс учебно-профессиональной подготовки способствует и в определенной степени детерминирует достижение студентом социальной зрелости.

Составляя психологические портреты самосознания студентов факультета психологии разных курсов обучения, следует выделить их следующие особенности. Первокурсники являются одними из самых рефлексивных сту-дентов-психологов, что, вероятно, связано с активным уточнением профессионального самоопределения, этапом первой «примерки» профессии на себя, что также отражается в высоком уровне притязаний в сфере самопонимания. В связи с этапом адаптации и апробации профессионального выбора еще рано высоко оценивать уверенность в себе и самоуважение как специалиста. В свою очередь самые низкие баллы относительно остальных студентов по таким качествам, как ответственность и социальная зрелость, у студентов первого курса также можно считать адекватными их социальной ситуации профессионального развития.

Студенты второго года обучения оказались наименее рефлексивными, по сравнению с представителями других курсов, при достаточно высокой самооценке данного качества. Не самый высокий уровень самопонимания может свидетельствовать о наличии кризиса, вызванного противоречием между эйфорией, преобладающей на первом курсе и некоторой «рутинностью» обучения на втором, требующей активной перестройки учебной деятельности и качеств студента как ее субъекта. При этом представители второго курса более ответственные и социально зрелые, чем первокурсники, что свидетельствует об успешном протекании адаптации к новой учебной среде.

Самые рефлексивные студенты факультета психологии третьего курса обнаруживают явный конфликт самопонимания, проявляющийся в высокой самооценке и притязаниях при чрезвычайно низком уровне развития данного качества. Это, в свою очередь, может быть расценено как начало кризиса, знаменующего переход от учебного к собственно профессиональному периоду обучения, требующему новой идентичности, отличной от студенческой. При этом рост ответственности, уверенности в себе, самоуважения и социальной зрелости третьекурсников свиде-

тельствует о продуктивности процесса преодоления нормативного кризиса профессионального развития.

На четвертом курсе обучения уровень развития самопонимания студентов-психоло-гов достигает максимального значения, что может быть обусловлено успешным встраиванием идентичности студенческой в профессиональную, сопровождающимся саморазвитием, совершенствованием, активным поиском себя в профессии, в связи с чем также повышается уровень самоуважения.

Определенные достижения студентов пятого курса в области учебно-профессиональной подготовки значимо повышают их уверенность в собственных способностях и самоуважение. Некоторое снижение у них показателей остальных качеств самосознания (ответственность, социальная зрелость, рефлексивность, самопонимание), если сравнивать со студентами других курсов, не является критическим и скорее свидетельствует об осознании завершения этапа обучения и начала нового этапа жизненного пути, неопределенность которого обосновано вызывает беспокойство, отражаясь на благополучии личности.

В целом анализ результатов исследования особенностей самосознания студентов факультета психологии на разных этапах учебно-профессиональной подготовки позволяет сформулировать следующие выводы:

• Качества самосознания как профессионально важные высоко оцениваются всеми студентами-психологами независимо от курса обучения, при этом особую значимость для будущей деятельности приобретают такие из них, как ответственность, самоуважение, уверенность в себе, самопонимание, рефлексивность и социальная зрелость личности.

• Студенты психологического факультета активно стремятся к личностному саморазвитию (адекватно высокий уровень притязаний), что является достижимой целью, основание которой составляет адекватное представление о собственных качествах самосознания (адекватно высокая самооценка).

• В большинстве случаев оценка уровня развития качеств самосознания самими студентами совпадает с реальным уровнем выраженности характеристики, что свидетельствует о реалистичности и адекватности самооценки студентов-психологов, с одной стороны, и действительно высоком уровне развития их самосознания, - с другой.

• В процессе учебно-профессиональной подготовки преимущественно наблюдается положительная динамика профессионально важных качеств самосознания студентов-психологов, особенно ярко эта тенденция проявляется на примерах уверенности в себе и самоуважения, показатели которых увеличиваются от курса к курсу, достигая пика к окончанию обучения.

• Студенты первого курса имеют более низкие показатели по всем качествам самосознания, по сравнению со студентами других курсов, в процессе обучения у них начинают формироваться (порой достигая оптимального уровня развития) соответствующие характеристики самосознания. В связи с этим наиболее сензитивными периодами для оптимального уровня развития рефлексивности и ответственности является третий год обучения, самопонимания - четвертый, уверенности в себе и самоуважения - пятый год учебно-профессиональной подготовки психологов.

• Критичным для формирования самосознания будущих психологов (показателем выступает резкое снижение уровня самопонимания) является окончание третьего года обучения, что связано с переходом от учебноакадемического к учебно-профессиональному периоду развития, требующему поиска новой, профессиональной идентичности, отличной от уже достигнутой студенческой.

• Первоначально самосознание студентов психологического факультета направлено на себя, достижение своих личных, субъективно значимых целей, затем под воздействием обучения начинает служить целям профессиональным за счет формирования его профессионально важных компонентов.

Таким образом, самосознание студентов факультета психологии выступает мощным профессиональным ресурсом, реализация и совершенствование которого происходит уже в процессе обучения, при этом данный процесс осознается и отслеживается самими студентами, в конечном счете, приводя к формированию их профессионального самосознания. В основе становления профессионального самосознания лежит развитая способность студентов-психологов к адекватной оценке себя в прошлом (ретроспективная самооценка), настоящем (актуальная самооценка) и в будущем (потенциальная самооценка).

Дальнейшие исследовательские перспективы данной проблематики раскрываются для нас через обнаружение специфики самосознания обучающихся на факультетете психологии, в отличие от студентов других специальностей; отслеживание динамики компонентов самосознания с помощью не только поперечных, но и продольных срезов; изучение более широкого круга профессионально важных качеств самосознания студентов-психологов; выявление возрастных сособен-ностей самосознания лиц, получающих психологическое образование. Раскрывая эти и другие аспекты профессионального становления и развития студентов факультета психологии, на наш взгляд, обнаруженные закономерности имеют не только научную, но и практическую значимость, оказывая определенную помощь в организации учебной подготовки специалистов, а также самим студентам, повышая их уровень рефлексивности и самопонимания как важных составляющих профессиоанльного самосознания психолога.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности : учебное пособие для вузов. -М. : ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.

2. Дементий Л. И. Ответственность как ресурс

личности: монография. - М. : Информ-

Знание, 2005. - 188 с.

3. Доценко Е. Л., Андреева О. С. Психология. Введение в профессию : учебное пособие. -Тюмень : Изд-во Тюменского государственного университета, 2006. - 168 с.

4. Доценко Е. Л., Андреева О. С., Просеко-ва В. М., Шевцова Т. С. Модель профессионального становления психолога // Психология в вузе. - 2007. - № 3. - С. 49-76.

5. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социальнопсихологический тренинг : учебное пособие. - Л., 1989. - 55 с.

6. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования : учебное пособие. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института; - Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.

7. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М. : Академический проспект, 1999. - 240 с.

8. Краснощеченко И. П. Ценностные основания психологического образования // Психология в вузе. - 2007. - № 3. - С. 37-48.

9. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М. : Независимая фирма «Класс», 1994. - 144 с.

10. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М. : Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.

11. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб. : Речь, 2001. - 688 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Практическая психология образования :

учебное пособие 4-е изд. / под ред.

И. В. Дубровиной. - СПб. : Питер, 2004. -592 с.

13. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. - М. : Прогресс-Уни-верс, 1994. - 480 с.

14. Фрейд 3. Психология бессознательного : сб. произведений / сост. М. Г. Ярошевский. -М. : Просвещение, 1990. - 448 с.

15. Schneider K. Therapist's personal maturity and therapeutic success: how strongis the ink // The Psychotherapy Parient. - 1992. -Vol. 8. - № 3-4. - P. 71-91.

б2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.