Научная статья на тему 'Особенности самосознания лиц с различным психологическим возрастом в период ранней и средней взрослости'

Особенности самосознания лиц с различным психологическим возрастом в период ранней и средней взрослости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
963
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гроголева Ольга Юрьевна, Горлова Вероника Юрьевна

The conception of “psychological age” is analyzed in this article. Also it contains the analysis of the influence of “psychological age” on forming of self-consciousness of personality in the age periods of early and middle adulthood. The article also contains the factors, which influence on the subjective estimation of the age of a person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности самосознания лиц с различным психологическим возрастом в период ранней и средней взрослости»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2008. № 2. С. 26-31. © О.Ю. Гроголева, В.Ю. Горлова, 2008

УДК 316.37

ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЦ С РАЗЛИЧНЫМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ВОЗРАСТОМ В ПЕРИОД РАННЕЙ И СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

О.Ю. Гроголева, В.Ю. Горлова

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

The conception of “psychological age” is analyzed in this article. Also it contains the analysis of the influence of “psychological age” on forming of self-consciousness of personality in the age periods of early and middle adulthood. The article also contains the factors, which influence on the subjective estimation of the age of a person.

В современной психологии категория психологического возраста является одной из наименее разработанных. В отечественной психологии данная проблема изучалась преимущественно в контексте жизненного пути личности.

Отечественные исследователи А.А. Кро-ник и Е.И. Головаха в рамках изучения жизненного пути личности выделяют такое понятие как «психологический возраст». Они определяют психологический возраст как «самооценку возраста, определяемую в сознании личности на основе обобщенного отражения особенностей жизненного пути в целом и его отдельных этапов». [1, с. 247] В своих исследованиях А.А. Кроник и Е.И. Головаха описывают определенные характеристики психологического возраста личности. В частности, авторы пишут о том, что психологический возраст - это характеристика человека как индивидуальности, которая измеряется в ее «внутренней системе отсчета». Для определения психологического возраста личности, по мнению авторов, необходимо знать лишь индивидуальные особенности ее психологического времени. Реализованность же психологического времени, по мнению авторов, определяется соотношением психологического прошлого, настоящего и будущего личности.

При исследовании психологического возраста А.А. Кроник и Е.И. Головаха высказывают следующее предположение: они говорят о том, что «самооценка возраста является результатом сопоставления личностью своих наличных достижений в различных сферах жизнедеятельности с предъявляемыми к ней возрастно-ролевыми ожиданиями» [2, с. 250]. Таким образом, если достижения человека на

данный момент времени опережают требования общества к нему, то он будет чувствовать себя старше своего хронологического возраста. Если же человек не достиг всего того, что от него ожидает общество, то он будет чувствовать себя моложе своего хронологического возраста.

А.А. Кроник и Е.И. Головаха в своих работах, посвященных исследованию психологического возраста личности, выделяют причины несовпадения хронологического (паспортного) возраста человека с его психологическим возрастом. В качестве одной из главных причин подобного несоответствия авторы выделяют социальные факторы, действующие на людей. Таким фактором, по их мнению, может выступить существующая в обществе система возрастно-ролевых ожиданий, которые предъявляются при достижении ей определенного социального статуса, соответствующего определенному возрасту.

Также было обнаружено, что несовпадение хронологического и психологического возраста у людей связано не только с социальными воздействиями и социальными достижениями человека на данном этапе развития, но и с внутренними особенностями самого субъекта. В частности было выявлено, что фактором несоответствия хронологического и психологического возрастов являются особенности самосознания личности, определенная модель мира, сформировавшаяся у человека в течение всей жизни и оказывающая влияние на восприятие им самого себя. Таким образом, было выявлено, что психологический возраст - это характеристика, которая является индивидуальной для каждой личности.

В нашем исследовании такой феномен как психологический возраст рассматривается как один из компонентов в структуре самосознания человека. При этом особое внимание было уделено таким компонентам как самооценка и самоотношение. Следует отметить, что данные составляющие структуры самосознания исследуются многими отечественными авторами. К примеру, В.В. Столин предложил рассматривать самоотношение в качестве одного из компонентов самосознания. Самоотношение описывается им как «специфическая активность субъекта в адрес своего «Я», состоящая в определенных внутренних действиях (и установках на эти действия), характеризующиеся как эмоциональной спецификой, так и предметным содержанием» [5, с. 136]. Отечественный автор А.Г. Спиркин в своих работах рассматривает другой компонент самосознания, а именно, самооценку. Он определяет ее как «отношение к себе, к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам». [4, с. 149] По мнению А.Г. Спиркина, самооценка предполагает «критическое отношение к себе, постоянное приме-ривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, взвешивать все доводы «за» и «против». [4, с. 149]

Таким образом, мы можем сделать предположение о том, что психологический возраст человека определенным образом взаимосвязан с особенностями самосознания личности на разных этапах его жизненного пути, которым соответствуют различные возрастные периоды человека. Следовательно, при исследовании людей с различным психологическим возрастом важно учитывать и возрастную переменную.

При проведении исследования выборка была сформирована методом рандомизации. Возрастную выборку 20-25 лет составили студенты ОмГУ в составе 20 человек. В две другие выборки вошли лица, возраст которых составлял 45-50 лет (20 человек) и 50-55 лет (20 человек). Общее количество респондентов в выборке составило 60 человек.

В ходе исследования внутри каждой возрастной группы нами было выделено 3 под-

группы респондентов по признаку «психологический возраст»: группа лиц, которые

ощущают себя субъективно старше своего возраста; группа лиц, которые ощущают себя субъективно младше своего возраста; а также группа лиц, у которых наблюдается совпадение хронологического и психологического возраста.

Предметом нашего исследования является самосознание у людей с различным субъективным ощущением возраста, а целью исследования - выявление влияние психологического возраста на самосознание личности в различные возрастные периоды.

В ходе исследования нами были поставлены следующие задачи:

1. Выявить индивидуальные особенности самооценки и самоотношения;

2. Выявить особенности психологического возраста людей в различных возрастных группах;

3. Сравнить индивидуальные особенности самооценки, самоотношения у лиц различных возрастных групп с особенностями психологического возраста;

4. Выявить влияние психологического возраста на индивидуальные особенности самооценки и самоотношения у лиц различных возрастных групп.

Для исследования особенностей самосознания исследуемых групп нами были использованы следующие методики: методика по изучению самооценки Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан) [3, с. 559]; методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеева [3, с. 269], а также методика «Кто Я?» М. Куна.

Для исследования психологического возраста личности была использована методика «Психологический возраст» А.А. Кроника и Е.И. Головахи.

В ходе исследования нами были выдвинуты следующие гипотезы:

1. В периоды ранней и средней взрослости наиболее адекватным уровнем развития самооценки и самоотношения обладают представители группы лиц, у которых психологический возраст совпадает с хронологическим.

Также наиболее адекватным уровнем развития самооценки и самоотношения обладают представители группы лиц 50-55 лет, ко-

торые ощущают себя субъективно моложе своего хронологического возраста.

2. В возрастной группе 20-25 лет преобладают лица, у которых хронологический возраст совпадает с психологическим; в возрастной группе 45-50 лет преобладают лица, которые ощущают себя субъективно старше своего хронологического возраста; в возрастной группе 50-55 лет преобладают лица, которые ощущают себя субъективно моложе своего хронологического возраста.

Т а б л и ц а 1

Соотношение испытуемых различных возрастных групп по параметру «психологический возраст»

Примечание: Группа 1 - лица, которые ощущают себя субъективно старше своего возраста; группа 2 - лица, которые ощущают себя субъективно младше своего возраста; группа 3 - лица, у которых наблюдается совпадение хронологического и психологического возраста.

Нами выявлено, что в возрастной группе 20-25 лет преобладают лица, у которых хронологический возраст совпадает с психологическим возрастом (см. табл. 1). В возрастной группе 45-50 лет преобладают лица, которые субъективно ощущают себя старше своего хронологического возраста (см. табл. 1). Это может быть связано с достижением данными людьми определенного уровня зрелости (умственной и физической), определенного социального статуса и жизненного опыта, что накладывает отпечаток на особенности их самосознания.

В возрастной группе 50-55 лет преобладают лица, которые субъективно ощущают себя моложе своего хронологического возраста (см. табл. 1). Можно предположить, что этот факт может быть связан с определенной защитной реакцией личности, так как в данный период появляются ярко выраженные признаки старения, различные болезни.

Таким образом, гипотеза о том, что в возрастной группе 20-25 лет будут преобладать лица, у которых хронологический возраст совпадает с психологическим; в возрас-

тной группе 45-50 лет будут преобладать лица, которые ощущают себя субъективно старше своего хронологического возраста; в возрастной группе 50-55 лет будут преобладать лица, которые ощущают себя субъективно моложе своего хронологического возраста нашла свое подтверждение.

Следующим шагом нашего исследования было выявление особенностей самосознания людей с различным психологическим возрастом внутри каждой рассматриваемой нами возрастной группы.

Для выявления значимых различий по параметрам «самооценка» и «самоотношение» между группами с разным субъективным ощущением возраста был использован И-критерий Манна-Уитни.

Нами было выявлено, что в возрастной группе 20-25 лет существуют значимые различия по параметру «отраженное самоотношение» (И=4 при р <0,05). Данный параметр характеризует представление субъекта о своей способности вызывать у других людей уважение, симпатию. Нами было выявлено, что люди, психологический возраст которых совпадает с хронологическим, в большей степени воспринимают себя принятыми окружающими людьми, ощущают признание своих личностных качеств другими людьми.

Также в данной возрастной группе 20-25 лет были выявлены значимые различия по такому параметру как «самоуверенность» (И=2,5 при р <0,05). Данный параметр выявляет степень уважения человека к самому себе, к своей личности, степень уверенности человека в себе. Нами было выявлено, что люди, психологический возраст которых совпадает с хронологическим, являются наиболее уверенными в себе и своих силах.

Также в возрастной группе 20-25 лет были выявлены значимые различия по параметру «самопривязанность» (И=2,5 при р <0,05). Данный параметр характеризует готовность человека к личностным изменениям. Было выявлено, что лица, психологический возраст которых совпадает с хронологическим, стремятся сохранить все свои качества в неизменном виде, принимают себя такими, какие они есть, в то время как люди, которые ощущают себя младше своего хронологического возраста, более склонны к саморазвитию и самосовершенствованию .

Группы Количество испытуемых разного возраста, %

20-25 лет 45-50 лет 50-55 лет

1 33 67 31

2 27 26 61

3 40 7 8

При выявлении влияния психологического возраста на особенности самосознания личности был использован метод однофакторного дисперсионного анализа.

В возрастной выборке 20-25 лет было выявлено влияние психологического возраста на такой параметр как «отраженное самоотно-шение» (Б=4,473 при р<0,05). Данный параметр характеризует представление субъекта о способности вызвать у других людей уважение, симпатию. Наибольшее влияние по этому параметру в данной возрастной выборке психологический возраст оказывает на группу людей, у которых психологический возраст совпадает с хронологическим. Таким образом, это свидетельствует о том, что очень важным для них на данный момент времени является осознание того, что другие люди принимают, уважают и ценят их.

В данной возрастной группе психологический возраст также влияет на такой показатель как «самопривязанность» (Б=3,923 при р<0,05). Данный показатель характеризует готовность личности к различным изменениям. Наибольшее влияние на данный параметр психологический возраст оказывает в группе людей, у которых психологический возраст

совпадает с хронологическим. Данные люди, как уже было выявлено, способны адекватно оценивать самих себя и свои возможности. При этом они отличаются высокой степенью принятия себя.

В группе людей 20-25 лет также нами обнаружено влияние психологического возраста на такой показатель как «агрессивность». Причем наибольшее влияние психологический возраст оказывает на «агрессивность» тех людей в данной возрастной выборке, которые субъективно ощущают себя старше своего хронологического возраста.

Это свидетельствует о том, что люди данной группы оценивают свое отношение к окружающему миру и людям как недружелюбное, враждебное.

В результате проведения качественного анализа по методике Куна мы получили, что в возрастной группе 20-25 лет, самый высокий уровень рефлексии наблюдается у людей, у которых психологический возраст совпадает с хронологическим. При этом данными людьми достаточно часто указываются характеристики, связанные с продуктивными личностными смыслами (см. рис. 1).

□ высокий уровень

□ средний уровень

□ низкий

Рис. 1. Уровень рефлексии в группе лиц 20-25 лет, %

Примечание: 1 - группа лиц, которые ощущают себя субъективно старше своего возраста; 2 - группа лиц, которые ощущают себя субъективно моложе своего возраста; 3 - группа лиц, у которых психологический возраст совпадает с хронологическим.

Таким образом, было выявлено, что в период ранней взрослости (20-25 лет) наиболее адекватным уровнем самооценки и самоот-ношения будет обладать группа лиц, психологический возраст которых совпадает с хронологическим возрастом. Они стремятся сохранить имеющиеся у них положительные и отрицательные качества в неизменном виде и, как правило, не склонны к саморазвитию и

самосовершенствованию. Это может свидетельствовать о высоком уровне удовлетворенности жизнью данной группой людей. В то же время было выявлено, что наиболее склонными к саморазвитию и самосовершенствованию являются люди, которые ощущают себя младше своего хронологического возраста.

В период средней взрослости в возрастной группе 45-50 лет были выявлены значимые различия по параметру «ум, способности» (и=4,5 при р <0,05). Причем было выявлено, что люди, которые субъективно ощущают себя старше своего хронологического возраста, склонны занижать уровень своих способностей и возможностей.

Также в возрастной группе 45-50 лет были выявлены значимые различия по параметру «внутренняя конфликтность» (и=6 при р<0,05). Данный параметр определяет наличие внутренних конфликтов у человека, а также выраженность рефлексии.

При этом было выявлено, что люди, которые ощущают себя старше своего хронологического возраста, склонны к более глубокой оценке имеющихся у них качеств, что приводит к нахождению множества негативных качеств.

При выявлении влияния психологического возраста на особенности самосознания личности в группе людей 45-50 лет было обнаружено влияние психологического возраста на такой показатель как «умственные способности» (Р=3,613 при р<0,05). Причем было обнаружено, что люди, которые субъективно ощущают себя младше своего хронологического возраста, наиболее высоко оценивают свои умственные способности.

Также в данной возрастной группе было обнаружено влияние психологического возраста на такой показатель как «умелые руки» (Б=6,200 при р<0,01). У людей, которые субъективно ощущают себя старше своего хронологического возраста, обнаружена наиболее высокая потребность в работе, которую

необходимо выполнять своими руками (шитье, рукоделие, работа на даче и т. д.).

Кроме того, в данной возрастной группе выявлено влияние психологического возраста на показатель «внутренняя конфликтность» (Б=8,105 при р<0,05). Этот показатель отражает наличие внутренних личностных конфликтов, показывает выраженную склонность к рефлексии. Наибольшее влияние психологического возраста по данному параметру наблюдается в группе людей, которые субъективно ощущают себя старше своего хронологического возраста. Это дает возможность предположить, что данные люди обладают высоким уровнем развития рефлексии, а также преимущественно негативным отношением к себе.

В результате проведения качественного анализа по методике Куна мы выявили, что в возрастной группе 45-50 лет наиболее высокий уровень рефлексии наблюдается у людей, которые субъективно ощущают себя моложе своего хронологического возраста, а также у тех людей, психологический возраст которых совпадает с хронологическим (см. рис. 2). Было обнаружено, что люди, которые субъективно ощущают себя моложе своего хронологического возраста, обладают выраженным потенциалом к саморазвитию и самосовершенствованию. Также было выявлено, что те люди, у которых наблюдается совпадение хронологического и психологического возраста, имеют достаточно четкое и полное представление о самих себе и высокая степень самопринятия.

□ высокий уровень

□ средний уровень

□ низкий уровень

70.

60.

50.

40.

30.

20-

10.

0

,£=71

1.

3

Рис. 2. Уровень рефлексии в группе людей 45-50 лет, %

Примечание: 1 - группа лиц, которые ощущают себя субъективно старше своего возраста; 2 - группа лиц, которые ощущают себя субъективно моложе своего возраста; 3 - группа лиц, у которых психологический возраст совпадает с хронологическим.

Таким образом, было выявлено, что в период средней взрослости (40-45 лет) наиболее адекватным уровнем самооценки и само-отношения будет также обладать группа лиц, психологический возраст которых совпадает с хронологическим возрастом, что является подтверждением выдвинутой гипотезы.

При изучении лиц возрастной группы 5055 лет нами были выявлены значимые различия по параметру «внешность» (и=2 при р<0,05). Причем было обнаружено, что представители группы лиц, которые ощущают себя субъективно старше своего возраста, наиболее обеспокоены проблемой потери внешней привлекательности и, вероятно, прилагают множество усилий для ее поддержания.

Подтверждением этому является выявленное влияние психологического возраста на показатель «внешность» (Б=4,502 при р<0,05).

Кроме того, проведение исследования позволило выявить, что в возрастной группе лиц 50-55 лет, у которых психологический возраст совпадает с хронологическим и которые ощущают себя субъективно младше своего хронологического возраста, наблюдается преимущественно высокий уровень рефлексии.

Необходимо отметить, что представители как первой группы, так и второй группы научились принимать себя такими, какие они есть и находить положительные моменты даже в существующих у них недостатках.

•ж—\ 1 і— I

‘Н 0' — —

•Ч :* “ — 1

:лГ — Ь=

□ высокий уровень

□ средний уровень

□ низкий

Рис. 3. Уровень рефлексии в группе людей 50-55 лет, %

Примечание: 1 - группа лиц, которые ощущают себя субъективно старше своего возраста; 2 - группа лиц, которые ощущают себя субъективно моложе своего возраста; 3 - группа лиц, у которых психологический возраст совпадает с хронологическим.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в период средней взрослости (50-55 лет) наиболее адекватным уровнем самооценки и самоотношения будет обладать группа лиц, психологический возраст которых совпадает с хронологическим возрастом. Также наиболее адекватным уровнем самооценки и самоотношения будет обладать группа лиц, которые ощущают себя субъективно моложе своего хронологического возраста.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в ходе проведения исследования было выявлено влияние такого параметра как «психологический возраст» на особенности самосознания людей в периоды ранней и средней взрослости.

В заключении хотелось бы отметить, что результаты проведенного исследования, а именно выявленное влияние «психологического возраста» на компоненты самосознания, могут быть использованы в практической деятельности психологов при работе с 31

проблемами искаженного самоотношения клиентов. Можно предположить, что рефлексия своего жизненного пути, соотношения прошлого, настоящего и будущего способны оказывать влияние на изменение субъективного ощущения возраста и в свою очередь на коррекцию самосознания клиента.

1. Голоеаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - Киев: Наукова думка, 1984. -348 с.

2. Кроник А.А., Голоеаха Е.И. Психологический возраст личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2001. - 480 с.

3. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. ДА. Головей, Е.Ф. Рыбалко. -СПб.: Речь, 2002. - 694 с.

4. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.: Издательство политической литературы, 1972. -303 с.

5. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Просвещение, 1983. - 465 с.

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.