Раздел II.
Развитие личности в образовательных системах
И.Ю. Антипина ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ КАК ОТОБРАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА
У любого возраста есть свои особенности, возможности, достоинства и недостатки, которые отражаются и на социальной стороне жизни человека, и на личной. На сегодняшний день старый возраст становится популярной темой разговора во всех сообществах. Это связано, в первую очередь, с проблемой стареющего населения и сокращения числа россиян работоспособного возраста. К сожалению, в настоящее время в нашем обществе господствуют негативные стереотипы относительно пожилых, и тем более старых людей: их часто незаслуженно воспринимают как обузу для трудового коллектива (считая их более дорогостоящими и менее продуктивными, чем молодые), как обузу для семьи, общества в целом. Современные работодатели уверены, что пожилых работников уже тяжело обучить чему-то новому, что они не могут приспособиться к последним новинкам в технологиях. Достаточно реальной возможностью для многих представителей старшего поколения остаться востребованными в обществе, сохранить свой социальный статус является продолжение профессиональной деятельности после достижения пенсионного возраста. Для этого существуют, например, такие формы деятельности, как труд на производстве с неполным рабочим днем (с сохранением пенсии), работа на дому, в ряде общественных учреждений, таких как библиотека и тому подобное, наставничество и передача опыта молодежи, руководство кружками и секциями и многое другое. Люди с активной жизненной позицией понимают, что в данной ситуации необходимо рассчитывать в первую очередь на себя.
Но трудность в том, что в преобладающем большинстве организаций дискриминация в области занятости проявляется в том, что многие рабочие места и профессии работодатели считают просто неподходящими для пожилых в силу их возрастных особенностей. При этом работодатели забывают заботиться о преемственности, о передаче опыта молодым, рассчитывая на то, что значение индивидуального опыта старого человека не имеет значения, что все новое можно прочитать в книжках и журналах ученых.
Советский геронтолог И. Давыдовский пишет: «Опыт и мудрость всегда были функцией времени. Они остаются привилегией зрелых и пожилых». Это мнение вызывает в памяти мысль Леонардо да Винчи: «Труд порождает опыт, а опыт - мудрость, она дочь опыта». Индивидуальный опыт пожилых и старых работников, не утративших работоспособности, не может заменить никакая литература. Доктор психологических наук А. Толстых пишет: «Индивидуальный опыт - это не просто память о прошлом, это умение быстро ориентироваться в настоящем, используя свой и чужой, фактически неповторимый опыт и знания».
Возвращаясь к вопросу активной жизненной позиции, следует заметить, что человек пожилого возраста может быть достаточно эффективным и профессионально успешным сотрудником.
Важно отметить существование известных фактов, когда люди в глубоком
пенсионном возрасте побеждали недуги, открывали свое дело. Во многом активность, эффективность и успешность человека, профессиональная в том числе, зависит от его психологического возраста, то есть от того, насколько старым человек себя ощущает, как думает.
Таким образом, мы неизбежно подходим к понятию «психологический возраст», определений которого существует достаточно много. На уровне обыденных представлений принято различать социальный (гражданский) возраст, исторический, биологический (функциональный), медицинский, педагогический, хронологический (паспортный), психологический (психический) и др. Но важно отметить, что во всех представлениях возраста его границы считаются достаточно условными. Чаще всего возраст задается либо календарным образом (до 16 лет, до 30, до 45, до 65, после 75 — Ш. Бюллер и др.), либо с помощью метафор (молодость, расцвет, «время бури и натиска», зрелость, выход на пенсию, дряхлость и т. п. — Э. Эриксон, Д.Б. Бромлей и др.).
Проблемой возраста занимались многие зарубежные и отечественные исследователи. Это И.С. Кон, Л.С. Выготский, Г.С. Абрамова, Е.И. Холостова,
О.В. Краснова, А.В. Толстых, Л.И. Анцыферова, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Г. Крайг, Я. Стюарт-Гамильтон и другие.
По мнению В.И. Слободчикова, возраст - это не объект, не некая объективная реальность, существующая сама по себе, что можно изучать, использовать и пр. Соответственно и понятие о возрасте, с его точки зрения, не является отражением некоей реальности (того, что есть), «оно не имеет отражательного статуса и смысла».
Понятие «возраст», как считают известные украинские ученые - социолог Евгений Головаха и психолог Александр Кроник, проявляется в отражении в каждой возрастной категории соответствующего ей понимания времени жизни человека «как физического объекта, как биологического организма, как члена общества, как неповторимой психологической индивидуальности». При этом исследователи указывают на наименьшую теоретическую и методическую разработанность именно таких категорий как «психологический возраст» и «психологическое время», подчеркивая то, что «личность живет не только в «психологическом поле», но и в «психологическом времени» и вне индивидуального временного контекста не может быть исчерпывающе и адекватно понята».
Возраст человека можно описать с точки зрения различных его характеристик. Так, например, биологический (функциональный) возраст - это все физические изменения, связанные с возрастом.
Социальный (гражданский) возраст - это то, что определяет поведение, которое ожидает общество от человека в определенном биологическом возрасте. Социальный возраст включает также переживания возраста, связанные с реальными достижениями человека, его социальным положением. Социальный возраст взаимосвязан со средней продолжительностью жизни в определенной стране.
Одна из самых популярных характеристик возраста - количество календарных лет, прожитых человеком. Именно этому равен хронологический (паспортный) возраст. Говоря о хронологическом возрасте, примечательно отметить следующие слова биографа Р. Баландина: «Измерять длительность человеческой жизни годами все равно, что книгу -страницами, живописное полотно - квадратными метрами, скульптуру - килограммами».
Среди описаний возраста можно встретить и так называемый демографический возраст. Он отражает процент лиц данного календарного возраста, определяемого делением на возрастные группы, по отношению к определенному числу населения.
Учеными также выделяется пенсионный возраст, который подсчитывается, исходя из возраста хронологического - количества прожитых лет и устанавливается государством (трудовое законодательство). Пенсионный возраст рассматривается чаще с точки зрения социального аспекта, чем психологического.
Признаки возраста могут быть как физического, хронологического, так и психического характера. Последние описываются психологическим (психическим) возрастом. Психологический возраст определяется тем, насколько старым человек себя ощущает, как думает, а также уровнем эмоциональной и интеллектуальной насыщенности жизни.
Психологический возраст - это возраст «во внутренней системе отсчета», в которой значимость одних и тех же достижений - событий жизни - по-разному оценивается различными людьми.
Мерой психологического возраста могут быть самые разные показатели. В.В. Иванова в книге «Общие вопросы самосознания личности» приводит в пример данные Т.Н. Березиной о том, как люди определяют свой психологический возраст. Так, например, многие опираются на социально заданные внешние ориентиры, преимущественно деятельного характера: детство - до школы; школа, армия, поступление в лицей, техникум, колледж, ВУЗ - это юность; работа после ВУЗа - зрелые годы. Другие определяют этапы своей жизни, ориентируясь на события социальной, эмоциональной жизни, такие как встреча или расставание со значимыми людьми, дружба, брак, рождение детей. Находятся такие, кто делит свою жизнь на циклы, опираясь на динамику своего личностного роста: в 5 лет научился читать, а в 12 написал первое стихотворение, на переезды из города в город: до 10 лет мы жили в одном городе, потом переехали в другой. В каждом случае главным фактором в определении человеком своего психологического возраста является субъективное восприятие составляющих жизнь событий, отношение к ним.
При этом на сегодняшний день открытым остается вопрос о субъективном отношении человека к своему возрасту, о том, каким образом объективная хронологическая мера времени жизни переходит в самооценку возраста, которая определяется в сознании личности на основе обобщенного отражения особенностей жизненного пути в целом и его отдельных этапов.
Существует немало примеров о том, как хронологический возраст полностью утрачивает значение во внутреннем мире человека. Так, например, когда 60-летний человек чувствует себя 30-летним и, живя этим чувством сам, не находит внутренних различий в ощущении возраста между 60- и 30-летними. Или пример противоположный - «молодые старики», когда 30-летний человек ощущает себя 60-летним.
Время жизни личности - это не только те годы, которые прожиты человеком, но и те, что предстоит прожить в будущем, представление о которых может выступать субъективным фактором, воздействующим на самооценку возраста. На разных этапах жизни имеют место противоположно направленные тенденции в оценках возраста. Так, обычно в молодом возрасте человек полон планов, целей, стремлений; в таком случае будущее приобретает исключительную ценность и значимость. В старости же большинство жизненных планов либо уже реализовано, либо утратило свою актуальность, а наиболее продуктивные периоды и значимые события остались в прошлом; при такой ситуации наибольшую ценность для человека приобретает прошлое. Как можно заметить, особенность субъективного перераспределения времени непосредственно связана со степенью реализации времени на разных этапах жизни.
Видится важным отметить такую характеристику психологического возраста как обратимость: в некоторых пределах психологический возраст принципиально обратим. Это значит, что «человек не только стареет в психологическом времени,
но и может помолодеть в нем за счет увеличения удельного веса психологического будущего или уменьшения психологического прошлого». [3]
Александр Кроник сравнивает психологический возраст личности со стрелкой весов, на одной чаше которых прошлое, на другой будущее. Когда оказывается более значимым прошлое - человек чувствует себя старше, когда весомее будущее
- моложе.
Эта метафора демонстрирует то, как влияет отношение к жизни на переживание возраста. Исследования показали, что, когда для человека с каждым годом будущее не сокращается, а открывает все новые перспективы развития, когда человек не останавливается на достигнутом, а устремлен ко все более весомым достижениям, это ведет его к душевной молодости. Но, как отмечает А. А. Кроник, если главное - позади, кажется реализовавшимся, то независимо от паспортного возраста «становишься стариком».
Субъективное ощущение возраста проявляется во мнениях и поступках человека. Судя по ним, окружающие оценивают и причисляют человека к той или иной общественной группе. Проводившиеся исследования показали, что то, насколько старым человек себя чувствует, отражается на том, как он себя ведет, ищет темы для разговора и даже одевается. Субъективное ощущение возраста, по мнению Ота Грегор, в первую очередь соответствует темпераменту и образу жизни человека -тому, как он провел молодые и зрелые годы. Позицию человека по отношению к своему возрасту окружающие чувствуют и соответственно относятся к нему, что в свою очередь, может еще больше увеличить внутреннее ощущение собственного возраста [2].
Еще один подход к исследованию вопроса психологического времени и возраста предлагает рассмотреть наличие такого компонента в жизни человека как творчество. По мнению П.П. Горностая, творчество является одним из способов обогащения психологического пространства-времени посредством создания воображаемых «пространственно-временных миров». Расширяя границы своей жизни, своего бытия, человек приобретет возможность дополнительной самореализации. То есть человек проживает не одну, а как бы несколько жизней, условно становясь тем, кем в реальной жизни он стать не может или не смог. [1]
Идея творчества тесно перекликается с теорией активной жизни. Последнюю можно описать популярным афоризмом Андре Моруа: «Старость - это дурная привычка, для которой у активных людей нет времени».
О важности активной позиции человека для укрепления здоровья, увеличения продолжительности активной жизни, умения повышать и целесообразно использовать резервы своего организма, что обязательно отражается и на самоощущении возраста, делая его субъективно моложе, пишет Л.П. Гримак в своей работе «Резервы человеческой психики». [4]
На сегодняшний день исследований, касающихся рассмотрения разных аспектов психологического возраста, существует не так уж много. Рассмотрим некоторые из них.
Украинские ученые Евгений Головаха и Александр Кроник провели эксперимент по измерению психологического возраста, где приняли участие 83 человека с высшим образованием в возрасте от 21 до 44 лет. Лишь у каждого четвертого субъективная оценка возраста полностью совпала с возрастом, определяемым по дате рождения, или отличалась от него на плюс-минус год.
А. А. Кроник, на основе предположений Н.В. Паниной о том, что, люди, не достигшие социального положения, типичного для их возрастной группы, будут чувствовать себя моложе, в сотрудничестве с другими исследователями провел исследование, сравнив самооценку возраста у 23-25-летних представителей двух
групп: женатых (замужних) и холостых (незамужних). Исследование показало, что, если человек не обзавелся семьей, то чувствует себя моложе, в роли мужа или жены
- старше или соответственно своему возрасту.
Под руководством доцента кафедры Психологии и безопасности жизнедеятельности Таганрогского государственного радиотехнического университета, к.псх.н, Т.В. Эксакусто в 2005 году нами было проведено исследование, одной из целей которого явилось изучение особенностей психологического возраста мужчин и женщин 40 - 60 лет. В исследовании приняли участие 60 человек: 30 женщин и 30 мужчин, в возрасте средней взрослости (40 - 60 лет), с высшим или среднетехническим образованием, работающих, обеспеченных жильем.
Для определения психологического возраста была использована методика «Тест на определение психологического возраста», разработанная А.А. Кроником. Этот тест позволяет проанализировать степень насыщенности каждого из пятилетий жизни (как прошлых, так и будущих) важными событиями в отдельности, и на основе этого выявить соотношение личного прошлого и будущего, что обозначает субъективную степень «реализованности жизни», и определяет психологический возраст. Оценка степени насыщенности важными событиями каждого из пятилетий жизни производится по 10-балльной шкале. При подсчете психологического возраста учитывается возраст, до которого респондент, по своей более или менее реалистичной оценке, предполагает дожить.
Испытуемым предлагалось оценить степень насыщенности каждого из пятилетий своей жизни (как прошлых, так и будущих) важными событиями в отдельности. Что позволило выделить три группы респондентов: первая группа, где психологический и календарный возрасты совпадают (±1 год); вторая группа включает респондентов, у кого психологический возраст превышает календарный (в среднем на 5 лет); третья группа состоит из респондентов, у кого психологический возраст ниже календарного (в среднем на 5 лет).
Результаты исследования показали следующее. Группа, где психологический возраст равен календарному (±1 год), составила, практически, четверть всей выборки. В эту группу вошли примерно в равном количестве лица мужского пола, имеющие высшее образование, и лица женского пола, имеющие преимущественно среднетехническое образование. Мужчины и женщины, считающие свое здоровье отличным, встретились только в этой группе. И у мужчин и у женщин уровень удовлетворенности жизнью в этой группе самый высокий. Среди представительниц данной группы есть такие, кто ощущает себя на свой реальный возраст и старше него. В то время как все мужчины, вошедшие в эту группу, согласно самоощущению чувствуют себя моложе своего реального возраста.
Группа, где психологический возраст превысил календарный, составила большинство из всей выборки. В эту группу вошло больше лиц женского пола, имеющих преимущественно среднетехническое образование. Лица мужского пола, вошедшие в состав этой группы, имеют также преимущественно среднетехническое образование. Кроме того, можно заметить, что и у мужчин и у женщин, в этой группе надежды жить дольше гораздо меньше, чем в двух других группах. Представители данной группы ощущают себя наименее молодыми, чем представители двух других групп, причем, женщины в особенности. То есть, женщины этой группы ощущают себя в среднем на 9 лет моложе, а мужчины - в среднем на 13,5 лет. Причем, в этой группе есть лица женского пола, кто ощущает себя на старший возраст, чем есть на самом деле - в среднем на 7лет. При этом согласно самоощущению, из мужчин - старше не сказал никто. Кроме того, женщин, составивших данную группу, ощущающих себя на свой реальный возраст, больше, чем таковых мужчин этой группы.
Группа, где психологический возраст меньше календарного, составило меньшинство из всей выборки. Сюда вошли лица мужского и женского пола, имеющие преимущественно высшее образование. Представители данной группы надеются жить дольше, чем представители двух других групп. Процент количества опрошенных людей, указавших хороший уровень своего состояния здоровья, больше именно в этой группе. И у мужчин и у женщин уровень удовлетворенности жизнью в этой группе высокий. Представители данной группы ощущают себя моложе, чем представители двух других групп, причем, мужчины в особенности. То есть, женщины этой группы ощущают себя в среднем на 13 лет моложе, а мужчины - в среднем на 20 лет.
Таким образом, полученные данные позволили сделать вывод о том, что психологический возраст опрошенных женщин в возрасте от 40 до 60 лет несколько превышает психологический возраст мужчин той же возрастной категории. Кроме того, женщины и особенно мужчины, у кого психологический возраст меньше календарного, ощущают себя моложе, чем те, у кого психологический возраст превышает календарный.
В заключение ко всему выше представленному, можно добавить, что очевидная актуальность рассматриваемой темы в плане повышения эффективности использования человеческих ресурсов и при этом недостаточность ее изученности требуют новых глубоких и разносторонних исследований проблемы психологического возраста.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Горностай П.П. Творчество, как форма освоения и переживания времени личности//Психология личности и время жизни человека. Черновцы: ЧГУ, 1991. - С. 24-32.// http://users.iptelecom.net.ua/~p аот/рнЬЮ 1 .Ыт
2. Грегор О. Жить не старея (Искусство вести здоровый образ жизни. Не стареть - это искусство.): Пер. с чешского/Предисловие Н. Б. Коростелева. М.: Физкультура и спорт, 1991. - 271с.
3 Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст лично-сти.//Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб: Издательство «Питер», 2000. (Серия «Хрестоматия по психологии»), С. 246 - 255.
4. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1987. - 286 с.
Т.А. Басанова О МИРОВОЗЗРЕНИИ ЛИЧНОСТИ: НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Понятие «мировоззрение» является сравнительно традиционным, хотя нельзя считать его полностью вписанным в понятийный строй наук о человеке. В частности, как отмечает Д.А. Леонтьев, в англоязычной литературе отсутствует понятийное различение между мировоззрением и картиной мира (world view). Зачастую, в англоязычных текстах, если возникает необходимость вычленить основные инварианты картины мира, используется без перевода немецкое слово Weltanschauung. В русскоязычной традиции понятие мировоззрения долгое время носило политический характер и, как правило, отождествлялось с идеологией. Поэтому необходимо реконструировать понятие мировоззрения как конкретно-научное понятие [4].
В литературе по философии под мировоззрением понимают некоторое целостное представление о мире, определяющее место человека в мире, направление его