Научная статья на тему 'Личностные особенности студентов вузов с разным соотношением психологического и хронологического возрастов'

Личностные особенности студентов вузов с разным соотношением психологического и хронологического возрастов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
880
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности студентов вузов с разным соотношением психологического и хронологического возрастов»

МИС-2004

Инженерное образование в сфере биомедицины и информационно-психологической

безопасности

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ С РАЗНЫМ СООТНОШЕНИЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ХРОНОЛОГИЧЕСКОГО

ВОЗРАСТОВ

М. Картавенко

Понятие «возраст» весьма многопланово. В современной научной литературе выделяют, по крайней мере, четыре его подвида:

• хронологический (паспортный),

• биологический (функциональный),

• социальный (гражданский),

• психологический (психический) (Е.Н. Головаха, А.А.Кроник, 1983).

В каждой из этих возрастных категорий отражается соответствующее ей понимание времени жизни человека как физического объекта, как биологического организма, как члена общества, как неповторимой психологической индивидуальности. Как показывают исследования (H. Langer, А.А. Кроник, Е.И. Головаха, В.С. Кондаков, О.Н. Золотухина), все эти возраста взаимосвязаны, но не совпадают между собой.

Под понятием психологического возраста понимается определенная, качественно своеобразная ступень онтогенетического развития, обуславливаемая закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющая конкретно-историческое происхождение.

В настоящее время в психологии понятие психологического возраста связывается с различными категориями психологического времени личности -психологическим взрослением, зрелостью, старением (Н. А. Рыбников, Б.Г. Ананьев, В.С. Кондаков, О.В. Мякишева, О.Н. Золотухина). В силу того, что ученые все больше приходят к пониманию того, что психологический возраст должен измеряться в специфических для него единицах психологического времени, стало меняться и наполнение самого этого понятия. Б.Г. Ананьев писал об этом так: «Возраст человека всегда есть конвергенция биологического, исторического и психологического времени» (Б.Г. Ананьев, 2001).

Наиболее точно и ясно смогли выразить эту идею современные исследователи Кроник А.А. и Головаха Е.И. (А.А. Кроник, Е.И. Головаха, 1983), предложив следующую формулу определения психологического возраста:

Психологический возраст = (ожидаемая продолжительность жизни)

*(реализованность психологического времени)

Данное определение психологического возраста в большей степени опирается на самооценку возраста. За счет введения определения психологического возраста через самооценку возраста разрешатся важная проблема, которая практически неисследована в психологии, - проблема субъективного отношении человека к собственному возрасту - каким образом объективная хронологическая мера времени жизни трансформируется в самооценку возраста.

Самооценка возраста является главной характеристикой так называемой «реализованности» собственного психологического времени. Исследователи А.А. Кроник, Е.И. Головаха именно это особое переживание своего «внутреннего» возраста и называют психологическим возрастом личности (А.А. Кроник, Е.И. Головаха, 1983, 1984, 2003). На наш взгляд, это определение существенно дополняет и расширяет традиционное понимание психологического возраста.

Итак, психологический возраст (ПВ) - это интегральный показатель отношения человека к времени своей жизни. Он так же, как и хронологический возраст, определяется в годах. Существует три варианта соотношения психологического и хронологического возрастов (ХВ):

ПВ-ХВ или отличается на него плюс-минус два года (человек психологически соответствует своим годам, картина его жизненного пути уравновешена),

ПВ<ХВ (оказывается психологически моложе),

ПВ>ХВ (оказывается психологически старше).

Как отмечают Р. Ахмеров, А. Кроник, Е. Головаха данные соотношения возрастов имеют под собой глубокие психологические различия. В основе этих различий лежат самые разные психологические механизмы.

Так, по исследованиям, проведенным Р. Ахмеровым, А. Кроником, людям с различным сочетанием психологического и хронологического возрастов соответствуют различия в поведенческой, мотивационной, эмоциональной, когнитивной сферах личности.

Однако исследования в данной области пока еще малочисленны.

В своей работе мы продолжили изучать психологические особенности людей с различным соотношением психологического и хронологического возрастов на примере юношеского возраста. В исследовании приняло участие 100 человек, из них

- 50 девушек и 50 юношей. Все они являются студентами Таганрогского Радиотехнического университета разных специальностей. Возрастная категория испытуемых - 19-21 год.

В процессе проведения исследования нами использовался специально подобранный диагностический комплекс методик. Для определения психологического возраста личности были использованы методы каузометрии, разработанные учеными Е.Н.Головахой и А.А.Кроником - оценивание пятилетних интервалов и определение самооценки реализованности. Для исследования личностных особенностей испытуемых нами использовались такие методики, как:

• «Опросник уровня субъективного контроля» для изучения уровня субъективного контроля,

• «Индикатор К-стратегий» для диагностики копинг-стратегий,

• «Индекс жизненного стиля» для изучения степени напряженности защитных механизмов,

• Опросник «Ваше самочувствие» для определения самооценки здоровья и степени удовлетворенности жизнью в целом.

По результатам, полученных после использования методов каузометрии, вся выборка испытуемых распределилась по результатам на три группы (по соотношению психологического и хронологических возрастов):

ПВ-ХВ или отличается от него на плюс или минус 2 года (человек психологически соответствует своим годам, картина его жизненного пути уравновешена);

ПВ<ХВ (оказывается психологически моложе);

ПВ>ХВ (оказывается психологически старше).

Распределение результатов по данной выборке испытуемых оказалось следующим:

ПВ-ХВ ПВ<ХВ ПВ>ХВ

35 чел. 25 чел. 40 чел.

На основании полученных результатов по всем методикам и последующего проведенного статистического анализа нами были получены следующие результаты.

Для изучаемой нами выборки испытуемых распределение на подгруппы по критерию соотношения психологического и хронологического возрастов (ПВ-ХВ, ПВ<ХВ, ПВ>ХВ) оказалось почти равномерным с незначительным сдвигом в сторону количественного преобладания испытуемых с показателями ПВ>ХВ. Этот результат оказался прогнозируемым и ожидаемым, так как для юношества

МИС-2004

Инженерное образование в сфере биомедицины и информационно-психологической

безопасности

характерно ощущение превосходства психологического возраста над хронологическим («я ощущаю себя старше, чем я есть»). Однако процент таких испытуемых хотя и оказался выше, но незначительно.

Каждая выделенная подгруппа нами по критерию соотношения психологического возраста с хронологическим (их в результате у нас оказалось три -ПВ-ХВ, ПВ<ХВ, ПВ>ХВ) обладает своей спецификой.

ПВ~ХВ - группа, где наблюдается соответствие психологического и хронологического возрастов. Во многом это наиболее гармоничная и «зрелая» группа людей. Для таких испытуемых характерно:

• Доминирование интернально-ориентированной направленности на жизни, которая выражается в ответственном отношении к себе, окружающему миру,

• Низкий уровень степени напряженности защитных механизмов, что может свидетельствовать о достаточно гармоничном и адекватном взаимодействии с собой и окружающим миром.

• Преобладание такого копинг-механизма, как поиск решения проблемы, который также в свою очередь отличается высокой степенью развитостью рефлексии как себя, так и ситуации,

• Высокий уровень самооценки своего здоровья,

• Высокий уровень удовлетворенностью качества жизни в целом.

На основании полученных результатов нам представляется, что для данной группы испытуемых присущ многомерный, целостный стиль воспринимать окружающий мир, высокая степень толерантности к неблагоприятным условиям среды, в то же время высокий уровень ответственности за себя и развитые навыки саморефлексии.

ПВ<ХВ - группа, где наблюдается доминирование хронологического

возраста над психологическим возрастом. Эта группа, которая ощущает себя психологически «моложе». В целом, это также довольно гармоничная группа, хотя здесь есть свои нюансы. Для данной группы испытуемых характерно:

• Незначительное доминирование экстернально-ориентированной направленности на жизни, которая выражается в перекладывании ответственности за себя на других,

• Средний уровень степени напряженности защитных механизмов, что может свидетельствовать о сравнительно адекватном взаимодействии с собой и окружающим миром.

• Преобладание такого копинг-механизма, как поиск социальной поддержки, что также указывает на высокую степень зависимости испытуемых от социальной среды,

• Высокий уровень самооценки своего здоровья,

• Высокий уровень удовлетворенностью качества жизни в целом.

На основании полученных результатов нам представляется, что данной группе испытуемых присуще оптимистичное видение мира, которое может быть связано не столько с развитыми навыками саморефлексии, сколько достаточно «детским», незрелым отношением к окружающему, высокой степенью потребности в опоре во внешнем мире, а не в себе. Однако говорить о том, что таким людям присущ психологический инфантилизм нельзя, нам представляется, что такие выводы можно делать на основании проведения большего количества исследований и использовании большего количества методов и методик.

ПВ>ХВ - группа, где наблюдается доминирование психологического возраста над хронологическим возрастом. Эта группа, которая ощущает себя психологически «старше». Данным испытуемым в большей степени, чем другим подгруппам, присущ пессимистический взгляд на окружающий мир. Для них характерно:

• Доминирование интернально-ориентированной направленности на жизни, которая выражается в ответственном отношении к себе, окружающему миру,

• Высокий уровень степени напряженности защитных механизмов, что может свидетельствовать о наличии как внутриличностных, так и внешних конфликтов;

• Незначительное преобладание такого копинг-механизма, как избегание, что может указывать на нежелание встречаться с трудностями и желанием избегать их (хотя в данной группы испытуемых присутствуют и другие копинг-механизмы -поиск социальной поддержки, решение проблем),

• низкий уровень самооценки своего здоровья,

• низкий уровень удовлетворенностью качества жизни в целом.

Нам представляется, что данная группа испытуемых при высокой степени сформированности уровня ответственности за себя, свои действия и т.д. и развитых навыках саморефлексии в значительной частично епени утратила возможность воспринимать положительные стороны жизни и радоваться каждому дню жизни.

На основании полученных результатов мы предполагаем, что оптимальным является совпадение психологического и хронологического возрастов или немного заниженный психологический возраст, что может указывать на наличие значимых жизненных ожиданий и нереализованного творческого потенциала.

Показатель психологического возраста является значимой психологической характеристикой, которая позволяет описывать достаточно разные грани личности и затем делать существенные прогностические выводы. Данная характеристика сочетает в себе как все богатство опыта самоощущения и самоопределения личности, так и скрытые, но перспективные возможности для более глубокого и внимательного изучения человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа - М.: Смысл, 2001 - 416 с.

2. Головаха Е.Н., Кроник А.А. Психологический возраст личности // Психологический журнал, Том 4, № 5, 1983 - с.57-65

3. Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. 1981. Т.2.№3.

4. Кондаков В.С., Золотухина О.Н. Личность наизнанку. Психология личности. Психопатии, неврозы, психосоматические расстройства - Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 1999. - 322 с.

5. Кроник А., Ахмеров Р. Каузометрия: методы самопознания,

психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути - М.: Смысл, 2003

- 284 с.

6. Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь. — В кн.: Принцип развития в психологии. М., 1978.

7. Минигалиева М. Р. Гендерные проблемы взрослости: ценности, способы понимания себя и мира, модели общения // Психология зрелости и старения, №2, 2001

8. Москвин В.А., Попович В.В. Философско-психологические аспекты исследования категории времени // Теоретический журнал CREDO, № 12, 1999.

9. Сапогова Е.Е. Взгляд на взрослость изнутри //Психология зрелости и старения, №2, 2001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.