УДК 159.922 ББК 88.37
Сурикова Яна Алексеевна
кандидат психологических наук, доцент
кафедра теоретической и прикладной психологии Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга г. Петропавловск-Камчатский Surikova Yana Alexeevna Candidate of Psychology,
Assistant Professor Chair of Theoretical and Practical Psychology Kamchatka State University named after Vitus Bering Petropavlovsk-Kamchatski Эмпирическое исследование специфики построения субъективной картины жизненного пути личности: ценностно-смысловой аспект The Empiric Research of the Subjective Picture Organization Peculiarities of the Person’s Life-Line: Value-and-Notional Aspect В статье рассмотрены особенности представленности во внутреннем мире человека его собственной индивидуальной истории с учетом ее социальнокультурной обусловленности, описан процесс придания личностного смысла событиям и их взаимосвязям как элементам субъективной картины жизненного пути личности, анализируется связь значимых событий жизненного пути с особенностями ценностно-смысловой сферы и развитием личности в целом.
The article considers the representation peculiarities of the person’s life-line determined by his own socio-cultural development. The author describes the mechanism of the life events interpretation and its correlation as the components of the subjective picture of a person’s life-line. The correlation between the significant life events and the value-and-notional system peculiarities with the person’s development are analyzed.
Ключевые слова: субъективная картина жизненного пути личности; ценности; культурный жизненный сценарий; событие; развитие личности.
Key words: subjective picture of a person’s life-line; values; cultural script of life; event; person’s development.
Проблема внутреннего мира личности была и остается одним из наиболее
актуальных предметов исследования в зарубежной и отечественной психологии, а также в консультативной и психотерапевтической практике. Анализ закономерностей и механизмов построения индивидуальной истории жизни человека имеет большое значение для осмысления структурной и содержательной организации внутреннего мира личности.
Субъективная картина жизненного пути (СКЖП) интегрально выражает сознательное отношение человека к собственной жизни, обеспечивает чувство идентичности и непрерывности Я человека, интегрирует жизненный опыт личности, что является условием развития жизненной мудрости и саморазвития, а также выполняет функции долговременной регуляции, планирования, построения и прогнозирования собственной жизни. Однако вопрос взаимосвязи ценностных ориентаций и структурных и содержательных особенностей субъективной картины жизни в зрелом возрасте недостаточно изучен. В психологических исследованиях значительное внимание уделяется тому, как отдельные наиболее значимые события, включаемые в структуру субъективной картины жизненного пути, характеризуют направленность личности, смысл и цели ее жизни. Исследование взаимного влияния ценностных ориентаций и особенностей построения субъективной картины жизненного пути в целом осложняется высокой степенью индивидуализации и гетерохронностью развития личности в период взрослости.
Логика исследования определялась необходимостью выявить и описать взаимосвязи ценностных ориентаций и особенностей построения субъективной картины жизненного пути личности, а также проанализировать особенности построения субъективной картины жизненного пути в зависимости от ценностной направленности личности и от преобладающего вида событий.
Исследование проводилось на протяжении 4 лет (2005 - 2009 года). Эмпирическую базу исследования составили 405 человек в возрасте от 20 до 60 лет, проживающие в г.Петропавловск-Камчатский, г.Елизово, п.Усть-Большерецк Камчатского края, г.Сковородино Амурской области.
Для решения задач эмпирического исследования специфики построения субъективной картины жизненного пути в контексте ценностно-смысловой сферы личности нами использовались следующие методы и методики: методика «Ценностные ориентации» (ЦО) М. Рокича, «Опросник терминальных ценностей» (ОТеЦ) И. Г. Сенина, тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева, Каузометрический опрос («Каузометрия») Е. И. Головахи, А. А. Крони-ка, анкетирование, проективная методика «Цветовые метафоры» И. Л. Соломина
ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ (ЦМ); методы статистической обработки данных (корреляционный анализ, ^
❖
критерий Стюдента, ф - критерий Фишера, кластерный анализ).
Целью первого этапа исследования было определение взаимосвязи ценностных ориентаций с базовыми структурными и содержательными характеристиками построения СКЖП личности в период зрелости. В результате анализа корреляционной матрицы на основе данных методик «Каузометрия» Е. И. Головахи, А. А. Кроника, ЦМ И. Л. Соломина, ОТеЦ И. Г. Сенина, СЖО Д. А. Леонтьева установлены следующие взаимосвязи между:
- показателями уверенности в наличии связей между событиями и высокими рангами ценностей «активная деятельностная жизнь», «свобода», «творчество», «смелость», «терпимость», «креативность», «активные социальные контакты», «сохранение собственной индивидуальности», при уменьшении значимости ценностей «здоровье», «материально обеспеченная жизнь»;
- общим количеством событий и оценками возможности управляемости и контроля над жизнью, высокой значимостью ценностей «достижения», «творчество», «жизнерадостность», при снижении рангов ценностей «здоровье», «материальное благосостояние», «уверенность в себе», «широта взглядов»;
- высокими показателями реализованности жизни и значимостью ценностей «здоровье», «материальное благополучие», «аккуратность», при снижении общей осмысленности жизни и ранга ценностей «активные социальные контакты», «любовь», «познание», «счастье других», «творчество», «жизнерадостность», «смелость».
Высокая целеустремленность, активная жизненная позиция, стремление к самопознанию и самореализации, независимость и ориентация на честность и прямоту в межличностных отношениях ведет к усложнению структуры СКЖП. Придание высокого значения материальным ценностям и ценностям самосохранения, акцентирование значимости уверенности в себе, носящее, скорее всего, защитный характер, напротив, ведет к упрощению мотивационной структуры СКЖП личности, при этом наблюдается рост объективной реализованности (данные по методике «Каузометрия»). Высокая объективная реализованность, в
157 Вестник ЧГПУ82012
свою очередь, связана с затруднениями респондентов в выделении личностнозначимых событий будущего и настоящего, что приводит к мотивационной недостаточности СКЖП личности. Нарушение соотношения между личностнозначимыми событиями психологического прошлого, настоящего и будущего создает условия для возникновения различных биографических кризисов. Характерно, что высокая объективная реализованность оказывается более тесно связанной с ценностью профессиональной деятельности, чем с другими жизненными сферами. Мотивационная насыщенность жизни также связана с предпочтением сферы общественной жизни и снижением значимости достижений в области производственной деятельности. Ориентация на семейную жизнь, активную общественную жизнь, установление близких межличностных контактов, увлечения способствует более гармоничному выстраиванию психологического настоящего и будущего. Это подтверждает анализ корреляционных связей мотивационной насыщенности настоящего и ценностных ориентаций.
Мотивационная насыщенность настоящего тем больше, чем выше у респондентов общая осмысленность жизни, ориентация на творческую деятельность, установление благоприятных отношений с другими людьми, «счастье других». При этом наблюдается снижение ценности здравого смысла, здоровья, необременительного времяпрепровождения, связанного с отсутствием обязанностей, исполнительности.
Мотивационная насыщенность жизни в целом взаимосвязана со значимостью ценностей «креативность», «активные социальные контакты», «активная деятельностная жизнь», «красота природы и искусства», «любовь», «творчество», «смелость» и со снижением значимости ценностей «здоровье», «материальное благополучие», «наличие хороших и верных друзей», «счастливая семейная жизнь», «терпимость». Вместе с тем, излишняя мотивационная насыщенность СКЖП личности может свидетельствовать о недостаточной осмысленности жизни, поскольку в таком случае уменьшается дифференциация каузальных связей между событиями жизни.
Общая временная протяженность тем больше, чем меньше оценки степени целенаправленности жизни, ее результативности, эмоциональной насыщенности, осмысленности. Таким образом, происходит компенсация глубины осмысления жизни за счет субъективного увеличения ее протяженности. Подобное явление при формальном подходе к выделению значимых событий жизни, ориентации на официальную биографию является следствием проявления биографических защит во время исследования, низкого уровня осмысленности жизни в целом. Характерно, что общая протяженность перспективы жизни связана со значимостью жизненных сфер профессиональной деятельности и счастливой семейной жизни, что обусловлено их важной ролью в успешной социализации индивида. Показатели общей временной протяженности связаны с ценностями «материальное благополучие», «образованность», «ответственность», «рационализм». Значимость умения логично мыслить, принимать ответственность на себя, стремление к повышению общей культуры связаны со склонностью человека к построению далеко идущих жизненных планов и ведут к увеличению временной протяженности жизни. Субъективная временная протяженность жизни респондентов увеличивается за счет включения в нее событий жизни других людей, чаще всего это касается здоровья и образования детей и внуков. Уменьшение временной протяженности отмечается в случае ориентации человека на события психологического настоящего (в которое может включаться ближайшее будущее), о чем косвенно свидетельствуют следующие корреляционные связи: сокращение протяженности временной перспективы соотносится с высокими значениями ценностей «красота природы и искусства», «любовь», «свобода», «эффективность в делах». Значимость переживаний прекрасного в природе и искусстве, ощущения близости с любимым человеком, свободы и самостоятельности, продуктивности в работе, стремления к развитию и совершенствованию окружающего мира соответствует направленности человека на проживание жизни «здесь и сейчас» и ведет к некоторому снижению показателей общей временной перспективы.
На структуру субъективной картины жизненного пути личности также влияет значимость жизненных сфер. Так, чем больше событий относится рес-
пондентами к сфере работы и учебы, тем выше значимость ценностей «активная деятельностная жизнь» и «профессиональная деятельность» и тем меньшее значение придается переживанию чувству прекрасного в природе и искусстве. Это свидетельствует о приоритете деятельной жизненной позиции над созерцательной и соответствует традиционному в рамках европейской культуры пониманию работы как основному средству достижения полноты и насыщенности жизни. Количество событий, относимых к сфере семьи, быта соотносится с более высокими рангами ценности здоровья, под которым понимается здоровье свое и детей. Увеличение событий, связанных с изменениями в жизни страны и общества, соотносится со снижением ценностей «жизненная мудрость», «здоровье». Снижение значимости зрелости суждений и жизненного опыта ведет к тому, что человек ощущает себя менее способным контролировать события собственной жизни в связи с зависимостью от изменений общественного устройства, что, в свою очередь, приводит к выстраиванию психологического времени жизни относительно общественно-политических событий, а не событий микросреды и внутреннего мира личности.
Результаты исследования взаимосвязей показателей СКЖП и ценностных ориентаций личности позволяют выделить два направления ценностных ориентаций: ориентация на саморазвитие, сопряженное с внутренним усилием, мобилизацией личностных ресурсов, и ориентация на поддержание внутреннего равновесия через снижение степени психоэмоциональной напряженности. В первом случае высокая целеустремленность, стремление к самопознанию и творческой деятельности, ориентация на максимальное использование своих возможностей и сил при получении конкретных, ощутимых результатов на каждом этапе жизни, высокая ценность независимости ведут к увеличению общего количества событий жизни, мотивационной насыщенности жизни и уменьшению психологического возраста. Ориентация на поддержание внутреннего состояния равновесия приводит к упрощению структуры СКЖП личности, повышению психологического возраста, объективной реализованности, увеличению количества событий, связанных с изменениями в состоянии здоровья, выстраиванию жизненных
планов за счет событий, преимущественно связанных с изменением социального и материального положения.
На втором этапе исследования для определения специфики построения СКЖП личности в зависимости от ведущих ценностных ориентаций на основе кластерного анализа (данные методик ЦМ И.Л.Соломина, ОТеЦ И.Г.Сенина, СЖО Д.А.Леонтьева) были выделены пять групп, отличающихся особенностями структуры ценностно-смысловой сферы личности, которые получили следующие условные названия: «Социальный контроль» (СК), «Дефицитарная самореализация» (ДС), «Гармоничное развитие» (ГР), «Нормативные достижения» (НД), «Рефлексивная интеграция» (РИ). Анализ внутригрупповых данных позволил определить приоритетные ценностные направленности респондентов. Далее был произведен сравнительный и содержательный анализ особенностей построения СКЖП в выделенных экспериментальных группах (с применением ^критерия Стьюдента, критерия ф*-угловое преобразование Фишера).
При преимущественной ориентации на самоутверждение и самовозвы-шение, активную общественную позицию (группа «Социальный контроль») отмечается ориентация личности на психологическое прошлое; противоречия в оценках степени реализованности на осознаваемом и неосознаваемом уровне ^=8,16** (здесь и далее: * - уровень значимости p<0,05, ** - уровень значимости p<0,01, *** - уровень значимости p<0,001), отражающие общую неудовлетворенность прожитой жизнью; увеличение количества реализованных Осклр=2,07*, ^кри=3,6***) и актуальных причинно-следственных связей при снижении количества целевых связей, что свидетельствует о стремлении личности к снятию с себя части ответственности за прошлое и будущее; сдержанность и пессимистичность вербальных оценок настоящего; увеличение количества событий, относящихся к изменениям в общественном устройстве 0склр=2,55*, ^ж/нд=2,95**, ^^=2,74**); значительное увеличение временной протяженности психологического прошлого ^ск/гр=2,90**, ^кри=2,83**) и будущего (^ж/дс=2,49*, ^ж/гр=2,95**, ^ж/нд=3Д6**, ^ж/ри=2,29*) при сохранении количества событий и связей между ними в пределах средних значений, что приводит
к мотивационной недостаточности настоящего и будущего и отражает высокую степень социальной заданности жизненных планов. События семейной и профессиональной жизни при этом отличаются стереотипностью, большое значение придается достижению высокого общественного статуса. Акцентирование значимости общественной жизни при преимущественной ориентации на прошлое, более низкой осмысленности жизни и стремлении к избеганию ответственности носит компенсаторный характер, что отражается в нарушении взаимосвязи психологического прошлого и будущего с настоящим (ф ск/дс=8,71**,
ф*ск/гр=7,52**, ф*ск/нд=2,62**, ф*ск/ри=3,12**).
Преимущественная ориентация личности на самоутверждение в сочетании с декларируемой значимостью ценностей саморазвития и творчества (группа «Дефицитарная самореализация»), соотносится с низким уровнем осмысленности жизни в целом ^ск/дс=2,81**), ощущением неудовлетворенности событиями прожитой жизни (шкала «результативность жизни» ^ж/дс=5,51***), увеличением количества реализованных причинных связей ^дс/гр=2,24*, ^с/ри=2,71**), что свидетельствует о снижении ответственности личности за события психологического прошлого; значительным увеличением ретроспективы (:дс/гр=4,25***, ^с/ри=3,88**), носящим компенсаторный характер; увеличением событий, относящихся к сфере общественных изменений ^дс/гр=4,68***, ^с/нд=7,09***), работы и учебы ^дс/нд=2,27*), изменению места жительства ^дс/ри=2,23*). Также в ряде случаев отмечается увеличение общего числа связей как проявление внешней активности личности, однако в этом случае отмечается низкая степень дифференцируемости событий по сферам и мотивационной значимости. Анализ данных, полученных по методикам ЦО, ОТеЦ, ЦТО, показал, что для респондентов данной группы характерно высокое значение ценностей творчества, престижа, развития на осознаваемом уровне в сочетании с фрустрацией потребностей в безопасности, любви и принятии на неосознаваемом уровне, что может свидетельствовать о внутреннем конфликте. Отмечается большая рассогласованность образов «Я-реальный» и «Я-идеальный» (ф дс/ск=3,43**, ф дс/гр=2,86**,
ф дс/нд=3,37**, ф дс/ри=3,43**), что приводит к увеличению эмоциональной напря-Вестник ЧГПУ82012 162
женности, проявляющейся в форме негативных эмоциональных оценок прошлого при надежде на существенные изменения в будущем. Снижение целенаправленности жизни и ответственности личности за нее (шкала «цели в жизни» ^кдс=2,39*, шкала «локус контроля - я» tpи/дс=4,12***, шкала «локус контроля -жизнь» ^кдс=2,81**) проявляется и в негативном отношении к выполнению обязанностей при акцентировании значимости материальных ценностей. В связи с этим события профессиональной деятельности имеют аффективную окраску и характеризуют направленность личности на самовыражение, а события, связанные с необходимостью повышения профессиональной квалификации, рассматриваются преимущественно относительно их роли в повышении общественного статуса и материального положения. При декларировании ценностей творчества и саморазвития на фоне неудовлетворенности базовых потребностей в принятии и любви отмечается также сужение внешних ресурсов для адаптации в силу выраженного индивидуализма личности и ограничение внутренних ресурсов из-за высокой степени выраженности вытеснения негативного жизненного опыта из сознания. Ограничение сферы межличностных контактов, связанное с низкой удовлетворенностью их эмоциональной насыщенностью и продуктивностью, приводит к обеднению форм досуга, что находит свое отражение в стереотипности описания событий, связанных с отдыхом и увлечениями.
При ориентации личности на самовыражение, саморазвитие и самотранс-цендентность (группа «Гармоничное развитие») отмечается увеличение степени осмысленности жизни в целом (^р/ск=12,35***, ^^=28,54***), уровня как внешней, так и внутренней активности личности, уверенности в себе (шкала «локус контроля - жизнь» 1э(гр/ск)= 4,82***, 13(гр/дс)= 14,62***). Это находит свое выражение в структуре СКЖП в увеличении количества событий жизненного пути личности, согласованности оценок психологического возраста, реализованности на осознаваемом и неосознаваемом уровнях, восприятии себя как человека более старшего возраста (^р/дс=2,04**), увеличении временной протяженности жизни за счет настоящего и будущего при некотором уменьшении ретроспективы 0ри/гр=3,89***), ощущении тесной связи временных модусов, в большей мотива-
ционной насыщенности будущего (1скдр=3,56**), в увеличении личностнозначимых событий (^р/ск=2,65**; ^р/сн=3,13**), относящихся к сфере профессиональной деятельности, внутреннему миру и увлечениям, росте количества целевых связей между событиями жизни (^р/дс=3,09***, ^р/ри=2,60*), в первую очередь за счет увеличения актуальных связей, в более позитивных вербальных оценках настоящего (^р/ск=2,39*, tгp/pи=2,33*) и будущего (^р/ск=3,06**, tгp/дс=3,86***) и позитивной невербальной оценке будущего (^р/ск=3,13**, tгp/дс=2,23*, ^р/нд=3,89***) и жизни в целом (^р/дс=3,73***, tгp/нд=3,92***), в стремлении использовать жизненный опыт при планировании будущих событий, в увеличении событий внутреннего мира личности (^р/ск=4,8***, 1гр/дс=4,53***, tгp/нд=6,42***, tгp/pи=4,12***), в большей активности личности при построении каузограммы. У респондентов данной группы отмечается аффективная окраска событий, связанных с работой и учебой, ориентация на самовыражение и творческую деятельность. Характерным является большее количество событий, относящихся к сфере межличностной деятельности, и объединение событий, связанных с увлечениями и межличностным общением. При подчеркивании значимости позитивного прошлого опыта удовлетворения значимых базовых потребностей отмечается тесная взаимосвязь психологического прошлого, настоящего и будущего как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне. Наиболее стрессогенными являются события, связанные с ущемлением чувства собственного достоинства и независимости личности.
При преимущественной ориентации личности на самовозвышение и самосохранение, верность традициям (группа «Нормативные достижения») отмечается противоречивость оценок в степени реализованности на осознаваемом и неосознаваемом уровне (1=7,3***), выражающаяся в большей декларируемой оценки реализованности жизни при неосознаваемом ощущении неудовлетворенности самореализацией; менее позитивные невербальные оценки прошлого (1ск/нд=2,65*, 1гр/нд= 1,98*); меньшая мотивационная насыщенность настоящего (1ск/нд=2,64*, 1дс/нд4=3,73***, 1гр/нд=4,66***), будущего (1дс/нд=2,72**, 1гр/нд=5,83***); высокая социальная нормативность при определении событий жизни и размеще-
нии их на оси времени; уменьшение количества реализованных (1ск/нд=4,85***; 1дс/нд=3,27**; 1гр/нд=3,95***) и актуальных целевых связей (1ск/нд=3,11**,
1дс/нд=2,73**, 1гр/нд=4,22***); увеличение событий, относящихся к сфере семьи (1нд/дс=3,72***, 1нд/гр=2,20*); активизация механизмов биографической защиты и рост внутренней напряженности. Наибольшей стрессогенностью обладают событиями, связанные с материальными затруднениями, выполнением социальных обязанностей, воспитанием детей. Последнее обусловлено высокой заинтересованностью респондентов данной группы во мнении других людей относительно успешности выполнения ими роли матери/отца, что приводит к увеличению эмоциональной напряженности в детско-родительских отношениях. Противоречие между ориентацией личности на сохранение состояния внутреннего равновесия и стремлением к общественному признанию приводит к снижению целенаправленности жизни и общей активности и ответственности личности, что находит свое выражение в увеличении числа событий, относящихся к сфере общественных изменений, характеризующихся неуправляемостью, внезапностью.
При преимущественной ориентации на самопознание и достижение внутренней гармонии (группа «Рефлексивная интеграция») для респондентов характерно увеличение осмысленности жизни (1ри/дс=10,8***, 1ри/нд=3,98***), удовлетворенности прожитой ее частью (шкала «реализованность жизни» 1ри/ск=2,4*, 1ри/дс=7,52***, 1ри/нд=4,12***); ощущение себя психологически более старшим (1ри/нд=2,80**); согласованность оценок психологического возраста и степени реализованности и продуктивности жизни; уменьшение временной протяженности жизненного пути (1дс/ри=4,07***; 1гр/ри=3,51***; 1нд/ри=2,14*) и общего количества событий; увеличение степени относительности каузальных связей между событиями; преобладание значимости рефлексивной позиции над активной деятельной жизнью; уменьшение внешней активности личности; сдержанность в вербальных и невербальных оценках жизненного пути при более положительных вербальных оценках будущего (1ри/дс=2,04*; 1ри/нд=1,98*); амбивалентное отношение к событиям собственной жизни на неосознаваемом уровне на фоне стремления к осмыслению жизненного опыта и более позитивных оценок жизни в целом
(1ри/дс=2,92 ***, 1ри/нд=3,24**); увеличение количества событий, относящихся к сфере увлечений и досуга (1ри/дс=2,13*). Наиболее стрессогенными являются события, связанные с оказанием давления на личность, проявлением власти. Ориентация на сохранение уникальности внутреннего мира личности выражается, в том числе, в увеличении аффективной окраски значимых событий жизни.
Различия в ценностной направленности личности обуславливают также специфику отношения к детям. Содержательный анализ данных показал, что в группе «Социальный контроль» события, связанные с детьми, носят характер общих пожеланий при акцентировании значимости здоровья и материального благополучия. В группе «Дефицитарная самореализация» события, относящиеся к воспитанию детей, в прошлом характеризуются стереотипностью и представляют собой перечисление социальных институтов, в будущем подчеркивается значимость обретения уверенности в себе, счастья, независимости, что, по сути, представляет собой проекцию нереализованных потребностей родителей. В группе «Г армоничное развитие» события, относящиеся к детям, в прошлом отличаются стереотипностью и сдержанностью в оценках, что связанно с меньшей значимостью ценности семьи в данной группе в целом. События будущего, связанные с детьми, носят личностно-ориентированный характер и включат описания ряда индивидуально-психологических качеств, рассматриваемых как желаемые в собственных детях. В группе «Нормативные достижения» события, связанные с детьми, характеризуются направленностью на достижения в сфере учебы, спортивной, художественной деятельности, что отражает стремление респондентов данной группы к получению общественного признания успешности выполнения социальной роли отца/матери. В группе «Рефлексивная интеграция» отмечается амбивалентное отношение к событиям, связанных с детьми. При этом подчеркивается необходимость преодоления внешних и внутренних препятствий, ребенок понимается как трудное, выстраданное счастье.
С учетом полученных на первом и втором этапах результатов, в зависимости от степени социальной заданности событий жизни и открытости личности новому жизненному опыту, можно выделить два типа построения СКЖП: соци-
ально-обусловленный и субъектно-обусловленный, - различающиеся как структурными, так и содержательными характеристиками (см. рис.1).
Рис. 1 Распределение экспериментальных групп по типам построения субъективной картины жизненного пути в ценностном пространстве личности
При высокой степени обусловленности СКЖП социальными ценностями и требованиями отмечается увеличение противоречивости оценок реализованно-сти на осознаваемом и неосознаваемом уровнях; преимущественная ориентация личности на психологическое прошлое; неудовлетворенность самореализацией и рост эмоциональной напряженности, что приводит к активизации механизмов биографической защиты; стремление к эмоциональной разрядке и сохранению внутреннего равновесия, что выражается, в частности, в ограничении сфер реализации личности и предпочтении пассивных форм проведения досуга; уменьшение мотивационной насыщенности настоящего, восприятие настоящего как малозначимого быстротекущего момента; увеличение количества причинных реализованных связей; снижение ответственности за собственную жизнь.
Следует отметить, что при усложнении структуры СКЖП на фоне низкой осмысленности жизни и малом количестве событий внутреннего мира личности отмечается увеличение количества событий, преимущественно за счет прошлого;
рост количества событий общественной жизни, а также событий, характеризующихся фактором внезапности; увеличение временной протяженности жизни при сохранении количества событий в пределах средних значений и уменьшении актуальных и потенциальных целевых связей, что приводит к мотивационной недостаточности СКЖП личности и увеличению риска биографических кризисов. Также в данном случае возможен формальный подход к построению СКЖП личности на основе официальной биографии, что проводит к увеличению временной протяженности жизни при ее эмоциональной и событийной дефицитар-ности, что позволило определить данный вариант усложнения структуры СКЖП личности как дефицитарный.
В случае преобладания личностно-значимых событий в структуре СКЖП для респондентов характерно несовпадение психологического и хронологического возраста при более высоком психологическом, что связано с высокой степенью осмысленности жизненного опыта; увеличение событий психологического настоящего; рост числа событий, относящихся к сфере внутреннего мира личности и досуга; более положительные оценки жизни в целом; гармоничное соотношение психологического прошлого, настоящего и будущего. В данном случае возможны как интенсивный, так и экстенсивный варианты построения СКЖП. При экстенсивном усложнении структуры СКЖП, характерном для респондентов с высокой значимостью ценностей самовыражения и творчества, отмечается увеличение психологического настоящего и будущего, общего количества событий за счет роста числа событий, связанных с достижениями в профессиональной сфере, увлечениями; усиление мотивационных связей между событиями при высокой степени их дифференцируемости. В случае интенсивного построения СКЖП, свойственного респондентам, большое значение придающим ценностям духовного развития и совершенствования, сохранению независимости и уникальности внутреннего Я, обретению свободы от внутренних противоречий, отмечается уменьшение событийной и мотивационной насыщенности СКЖП при высоком уровне осмысленности жизни в целом; сдержанность в оценках; осознание условности профессиональных достижений, ценностей познания и творче-
ства при сохранении приоритета духовных ценностей над материальными; уменьшение внешней активности личности при преобладании событий внутреннего мира, семейной жизни, досуга; уменьшение степени уверенности в однозначности каузальных связей между событиями.
На структуру субъективной картины жизненного пути личности также влияет значимость тех или иных жизненных сфер. Так, в том случае, когда профессиональная деятельность рассматривается в качестве главного содержания жизни человека, отмечается увеличение прямой самооценки психологического возраста, преобладание психологического возраста над хронологическим, осторожность в отношении жизненных планов, низкая мотивационная насыщенность настоящего при увеличении событий будущего. О более раннем «душевном старении» свидетельствует и тот факт, что при высокой значимости достижений в профессиональной деятельности уменьшается ориентация личности на самосовершенствование и творческую деятельность и увеличивается значение самоконтроля, исполнительности, принципов здравого смысла. Ограничение степени активности и независимости личности проявляется также в содержательном своеобразии событий. При высокой значимости ценности работы, увеличивается количество событий, связанных с состоянием своего здоровья и уменьшается количество событий, связанных с миром внутренних переживаний, а также изменениями в сфере досуга, общения, хобби. Значимость жизненных сфер «увлечения» и «обучение и образования» в сочетании со стремлением к реализации собственных возможностей, творчеству, духовному самосовершенствованию, активным социальным контактам приводит к увеличению степени уверенности в наличии каузальных связей между событиями жизни, к большей дифференциации данных связей, что, в свою очередь, отражается в показателях степени мотивационной насыщенности жизни. В качестве основных событий в данном случае выделяются события внутреннего мира личности, изменения в сфере межличностных отношений, работы. При акцентировании значимости сферы «обучения и образования», свойственной людям старшего возраста, отмечается увеличение прямой самооценки психоло-
гического возраста, количества событий прошлого и уменьшение событий психологического будущего. При высокой значимости сферы «увлечения», характерной для респондентов молодого возраста, отмечается увеличение личностно-значимых событий психологического прошлого, их разнообразие и увеличение перспективы будущего при снижении событийной составляющей последнего.
Увеличение протяженности перспективы будущего также связано со значимостью сферы общественной жизни и ценностью общественного признания. При увеличении количества значимых событий за счет описания изменений в жизни страны и общества отмечается рост оценок реализованности жизни на осознаваемом уровне, увеличение количества событий прошлого и связей между событиями, мотивационной насыщенности настоящего. Описание будущего при этом является формальным или фрагментарным, при увеличении протяженности психологического будущего степень его мотивационной насыщенности и количество событий будущего значительно уменьшается. В качестве личностно-значимых событий будущего в таком случае часто рассматриваются события, связанные с изменением социального статуса в лучшую сторону (продвижение по службе, командировка, получение признания своего вклада в работу со стороны коллектива и т.п.) на фоне снижения удовлетворенности и продуктивности прожитой жизни.
Значимость сферы семейной жизни приводит к увеличению мотивационной насыщенности настоящего и будущего при росте уверенности в возможности сознательного контроля собственной жизни и жизни в целом. Увеличение мотивационной насыщенности будущего в данном случае связана с жизненными планами, отражающими ценности образования и достижения социального благополучия детей и внуков, а также с увеличением значимости творческой деятельности.
Приоритет материального благосостояния как главного условия жизненного благополучия, излишнее внимание к проблемам здоровья обуславливают уменьшение количества мотивационных связей, антиципации и обеднение
внутренней структуры субъективной картины жизненного пути личности, а также связаны с увеличением психологического возраста. Придание высокого значения материальным ценностям и ценностям самосохранения при акцентировании значимости уверенности в себе, носящей, скорее всего, защитный характер, ведет к снижению количества значимых событий жизни, выделяемых респондентами при росте объективной реализованности жизненных планов, что в совокупности увеличивает риск возникновения биографических кризисов опустошенности и бесперспективности.
Следует также отметить влияние социальных стереотипов на характер взаимосвязи ценностных ориентации и особенностей построения субъективной картины жизненного пути личности. Это находит свое отражение в представлениях респондентов о том, какие жизненные сферы наиболее тесно связаны с ценностями самореализации. Так, приоритет ценностей саморазвития и духовного самосовершенствования связываются респондентами прежде всего с активной деятельной жизнью, профессиональной сферой и сферой обучения и образования. Максимальное количество событий будущего наблюдается у респондентов, намеренных посвятить ближайшие годы карьерному росту и увеличению продуктивности в работе в ущерб значимости ценностей внутренней гармонии и установлению благоприятных межличностных отношений, основанных на принципах открытости и искренности. Подобное построение жизненных планов во многом обусловлено распространенным социальным стереотипом о несовместимости «личной» и «профессиональной» жизни. Между тем, при акцентировании значимости профессиональной сферы наблюдается снижение мотивационной насыщенности настоящего и будущего, что свидетельствует о том, что данный вариант построения СКЖП скорее соответствует ценностям так называемой «ложной» самоактуализации, направленной не на самовыражение и духовное самосовершенствование, а на достижение общественного признания при увеличении степени объективной зависимости от характеристик социального окружения. Ценности самоактуализации при этом носят преимущественно декларируемый характер, что отражается в противоречивых оценках
значимости свободы и самостоятельности в суждениях и поступках, с одной стороны, и независимости, способности действовать самостоятельно и решительно, с другой. Показатели субъективной картины жизненного пути личности, связанные с разделением ею ценностей самоактуализации как на уровне ценностей, так и на уровне поведения, связаны с включением в список личностно-значимых событий изменений в семье, межличностных отношениях, досуге. Несмотря на то, что большинство респондентов разделяют традиционные взгляды на карьеру и семью, оценивая характер деятельности в семейной сфере как менее активный и продуктивный, включение событий семейной жизни и опыта межличностных отношений в структуру субъективной картины жизненного пути способствует увеличению ее мотивационной насыщенности, прежде всего, относительно психологического настоящего и будущего, а, следовательно, позволяет строить более гибкие и разнообразные жизненные планы, связанные как с изменениями социального положения, так и событиями внутреннего мира личности, досуга, общения, хобби.
Влияние социальных стереотипов также отражается в характере распределения сфер событий досуга и изменений во внутреннем мире и их связи с ценностными ориентациями личности. Так, ценность познания и интеллектуального развития оказывается трудно соотносимой с ценностью любви и дружеских отношений, что находит свое отражение в специфике распределения событий по сферам работы и учебы и общения и переживаний. Количество событий, относящихся к сфере работы и учебы обратно пропорционально количеству событий сфер досуга и изменений во внутреннем мире личности. Это свидетельствует о сложившемся в обществе представлении о взаимоисключении стратегий самореализации, одна из которых связана с активной деятельной жизнью, другая -носит рефлексивный характер, а также соответствует традиционным представлениям о допустимой степени эмоциональности и открытости личности.
Подведя итоги исследования можно сказать, что:
1. Субъективная картина жизненного пути является динамичным образованием и отражает, с одной стороны, выбранную в соответствии с ведущей
ценностной направленностью личности стратегию самореализации, и, с другой стороны, реальные и потенциальные изменения в системе ценностных ориентаций личности и ее мировоззрения в целом.
2. Особенности ценностных ориентаций оказывают влияние не только на оценку событий, их значение, но также на структуру СКЖП в целом, а именно на такие ее параметры, как: степень целенаправленности, продуктивности, динамичности, социальной заданности, дифференцированности, гибкости, внутренней конфликтности и противоречивости построения субъективной картины жизненного пути на осознаваемом и неосознаваемом уровнях, а также на представленность в ней различных сфер жизнедеятельности.
3. Сочетание доминирующих ценностей, уровня осмысленности жизни, открытости личности новому опыту определяет социально-обусловленный и субъектно-обусловленный типы построения субъективной картины жизненного пути, а также способы усложнения ее структуры (дефицитарный, экстенсивный, интенсивный). Социально-обусловленный тип построения СКЖП характеризуется внутренней противоречивостью и конфликтностью ее компонентов, стереотипностью содержания, преобладанием психологического прошлого над будущим и настоящим, активизацией механизмов биографической защиты личности, восприятием жизни как внешне заданной и мало зависящей от человека. В случае высокой внешней активности личности и низкой степени осмысленности жизни при данном типе построения СКЖП отмечается рост рассогласованности ее показателей на осознаваемом и неосознаваемом уровнях, увеличение мотивационной недостаточности, снижение эмоциональной и событийной насыщенности, что позволяет определить данный вариант усложнения структуры СКЖП личности как дефицитарный. Субъектно-обусловленный тип построения СКЖП характеризуется высокой степенью осмысленности жизни, рефлексивностью, дифференцированностью мотивационных связей между событиями, значимостью событий настоящего, относящихся к внутреннему миру человека. Усложнение структуры СКЖП в данном случае может происходить как за счет роста событий и связей между ними (экстенсивный способ), так и в направлении сни-
жения насыщенности СКЖП, категоричности при росте доли событий внутреннего мира, их мотивационном статусе (интенсивный способ).
Библиографический список
1. Головаха, Е.И., Кроник, А.А. Психологическое время личности [Текст] / Е.И.Головаха, А.А.Кроник. - М., Смысл, 2008. - 267 с.
2. Коржова, Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека [Текст] / Е.Ю.Коржова. - СПБ.:Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; изд-во «Союз», 2002.
- 334 с.
3. Логинова, Н.А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности [Текст] / Н.А.Логинова. - Алматы: Казак. Ун-т, 2001. - 172 с.
Bibliography
1. Golovakha, E.I., Kronik, A.A. Psychological Time of a Person [Text] / E.I. Go-lovakha, A.A.Kronik. - M.: Smysl, 2008. - 267 p.
2. Korzhova, E.Yu. Psychological Research of a Person’s Fate [Text] / E.Yu.Korzhova. - St.Peterburg: Publishing House of RSPU n.a. A.I.Gerzen; «Soyuz» Publishing House, 2002. - 334 p.
3. Loginova, N.A. Psycho-Biographical Method of Research and Psychological Intervention of a Person [Text] / N.A.Loginova. - Almaty: Kazak. Univ., 2001. -172 p.