УДК 656.2
ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ПРЕДПРИЯТИЙ РЕМОНТНОГО КОМПЛЕКСА В СИСТЕМЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ С УЧЕТОМ РИСКОВ
Ларионов А.Ю., аспирант, ФГОБУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II»
(МГУПС (МИИТ)
Проведен анализ особенностей рынка предприятий ремонтного комплекса железнодорожного транспорта, а также аспектов оценки рисков и способов управления. В частности, обоснован мультипликационный эффект отрасли железнодорожного транспорта, который важен для устойчивого развития предприятий ремонтного комплекса. Показана необходимость разработки стратегии устойчивого развития предприятий ремонтного комплекса в системе железнодорожных перевозок с учетом ресурсосбережения и оценки бизнеса ключевых клиентов. При позиционировании рынка предприятий ремонтного комплекса железнодорожного транспорта можно выделить ремонтные предприятия, осуществляющие средний и капитальный ремонт локомотивов, вагонов, электроподвижного состава и электрических машин. По видам технологической специализации заводы бывают ремонтные, механические и литейно-механические, по видам предметной специализации - по ремонту электрических машин, выпуску запасных частей.
Ключевые слова: рынок, ремонтные предприятия, железнодорожные перевозки, риск, управление риском, мультипликационный эффект, устойчивое развитие.
FEATURES ENTERPRISES MARKET REPAIR COMPLEX SYSTEM OF RAIL TRANSPORT IN THE LIGHT OF THE RISKS
Larionov A., the post-graduate student, FSEI HE «Moscow State University of Railway Engineering under the name of Emperor Nikolay
II» (MGUPS (MIIT)
The analysis of the characteristics of the market of enterprises of complex maintenance of railway transport, as well as aspects of risk assessment and methods of control. In particular, justified the multiplier effect the sector of railway transport, which is important for the sustainable development of enterprises of the repair complex. The necessity of developing sustainable development strategy of enterprises of complex maintenance in the rail transportation system, taking into account resource conservation and assessment of key business customers. When positioning the market of enterprises of complex maintenance of railway transport it is possible to allocate repair company, engaged in medium and major repair of locomotives, wagons, electric rolling stock and electrical machines. For the kinds of technological specialization plants are maintenance, mechanical, and foundry and mechanical, by types of subject specialization - repair of electrical machinery, production of spare parts.
Keywords: market, repair facilities, rail transportation, risk, risk management, multiplier effects, sustainable development.
Рынок пассажирских железнодорожных перевозок в России возник сравнительно недавно [1]. В 2003 году было создано ОАО "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") с передачей ему хозяйствующих функций от Министерства путей сообщения РФ (МПС РФ). При этом функции управления от МПС РФ были переданы в Министерство транспорта РФ. Сформированное при нем Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Рос-желдор) стало обеспечивать функции по их равнодоступности наряду со снятием инфраструктурных ограничений в экономики путем развития конкурентной среды и становлению рынка [9].
Далее формирование рынка пассажирских перевозок сопровождалось разделением на сегменты по категориям (дальнее, пригородное, скоростное сообщение) и возникновением частных владельцев и операторов подвижного состава. Основная проблема ОАО "РЖД" в начале XXI века состояла в том, что в ее управление перешла инфраструктура и подвижной состав, не обновлявшиеся с конца ХХ века [2].
Для формирования условий роста эффективности перевозок ОАО «РЖД» выделило пассажирские перевозки дальнего сообщения в специализированную Федеральную пассажирскую Дирекцию (ФПД) с передачей ей имущества пассажирского комплекса дальнего следования (вагонов, ремонтных и эксплуатационных депо, а так же персонала, занятого пассажирскими перевозками). Далее ФПД была преобразована в дочернее общество ОАО «РЖД» ОАО «Федеральная пассажирская компания», 100% акций которого принадлежит ОАО «РЖД».
Железнодорожные пассажирские перевозки являются важным фактором экономического и социального развития России. Особое положение пассажирских перевозок обусловлено и их важным социально-экономическим значением в жизни общества и реализацией одной из гарантий государства - свободы передвижения.
Спрос на пассажирские перевозки определяется различными факторами, которые представлены на рис. 1.
Железнодорожный транспорт относится к секторам экономики, где важен не только рост экономических показателей
самого сектора,но и значение мультипликационного эффекта на деятельность других секторов экономики. Взаимодействие железнодорожного транспорта с другими сегментами экономики развивается в русле повышения качества перевозок, диверсификации комплекса оказываемых услуг, и, соответственно, роста объема перевозок [3].В результате, объем перевозок зависит от объема производства, и качества сервиса, что весьма актуально при жесткой конкуренции на рынке.
Увеличение объемов перевозок стимулирует рост спроса фирм- перевозчиков в исправном подвижном составе. При наличии интенсивного износа, и ограничения в финансовых средствах для покупки нового подвижного состава,значение ремонтных предприятий сектора возрастает. В настоящее время их функции диверсифицировались: приоритет имеет нетолько восстановление ресурса, но и значительное продление жизненного цикла подвижного состава, а кроме того, придание ему инновационных свойств.
Спектр ремонтных предприятий железнодорожного транспорта - сложный производственно-технологический комплекс с иерархией связей кооперации.Предприятия по ремонту подвижного состава и производству комплектующих расположены в регионах с разветвленной сетью железных дорог [4].Многие заводы имеют существенное значение в наполнении бюджетов разного уровня и внебюджетных фондов.
Для увеличения эффективности бизнеса предприятий (составляющих элементы ремонтного кластера) целесообразно определить и оценить риски на основе критериев экономического,технологического профиля и влияния на экологию.
Для оценки рисков ремонтным предприятиям целесообразно использовать 8№ОТ-анализ, разработку мероприятий для роста их конкурентоспособности и производимой продукции. Соответственно необходимы следующие мероприятия:
-обеспечение технико-экономических индикаторов ре-монтаотносительно качества продукции и железнодорожного транспорта;
Рисунок 1. Факторы спроса на рынке пассажирских перевозок
-вариация качества для учета спроса потребителей, рост усилий для повышения надежности и безопасности перевозок;
-применение гибкой политики цен, оптимизация управления запасами и ресурсами;
-дифференциация продукции и диверсификация производства, обеспечивающие лояльность потребителей. Приоритет конкуренции в области цен при этом уменьшается, так как клиенты реагируют на устойчивость предпочтений относительно качества сервиса, характеристик эксплуатации, бренда транспортной фирмы.
Оценка конкурентоспособности предприятия базируется на анализе ресурсного потенциала и рисков.
Текущая реструктуризация отрасли ориентирована на формирование благоприятного климата для инвестиций .[5] Целесообразность изменений структуры ремонтного комплекса железнодорожного транспорта определяется необходимостью повышения конкурентных преимуществ и основывается на проведении ТЭО - обоснования по их воздействию на рост капитализации ремонтных предприятий.
Спектр моделей вариации иерархии в секторе железнодорожного транспорта и вектор его реструктуризации могут являться как:
- условия оптимизации для роста качества транспортных услуг с учетом внешней среды;
-уменьшение расходы на эксплуатацию;
- инвестиционная привлекательность;
-снижение уровень экономического риска (кредитный, процентный, валютный);
-рост капитализации ремонтных предприятий.
Необходимо подчеркнуть, что все эти направления коррелируют между собой.
Ремонт железнодорожного оборудования вместе с универсальными закономерностями имеет спектр отличий, обусловленных комплексом стандартов и регламентов, задающих уровень состояний подвижного состава и мерами по обеспечению этого уровня[6].
Характеристики ремонта подвижного состава определяются разнородностью объектов при ремонте, стойкостью к износу их комплектующих, что формирует стабильность объемов ремонта, спроса в материалах, трудозатратах при организации процесса ремонта.
Особенности ремонта железнодорожного подвижного состава проявляется в значительных габаритах продукции для ремонта, что требует специализированного оборудования и, значительных площадей.
Рассматриваемая в качестве объекта управления система ремонтного комплекса железнодорожного транспорта соответствует спросу железных дорог в услугах по ремонту: капитальном ремонте и модернизации подвижного состава, а также, в изготовлении комплектующих.
Помимо этого специализация ремонтных предприятий комплекса реализуется по сериям подвижного состава и по другим типам продукции.
В рыночной экономике приоритет имеет рациональное использование мощностей предприятий ремонтного комплекса железных дорог. В связи с этим при реализации задач развития производства следует предусмотреть формирование производственной программы с учетом спектра рисков для каждого предприятия.
Производственная программа заводов по ремонту подвижного состава формируется на основе следующих составляющих:
- выполнение определенной номенклатуры ремонтов (СР, КР, КРП);
- производство запасных частей (как для использования при ремонте, так и для реализации на рынке);
- оказание услуг производственного характера.
В современных условиях, ремонтное производство железных дорог представлено системой заводов по ремонту электровозов, тепловозов, вагонов и производству запасных частей.
Ремонтные заводы железных дорог - это экономически независимые предприятия, связанные между собой системой партнерства, на самостоятельном балансе, со своей программой производства, действующие на правах юридического лица и распоряжающееся основными и оборотными средствами, а также другими видами имущества и ценностями.
По видам ремонта выделяют заводы, осуществляющие средний и капитальный ремонт локомотивов, вагонов, электроподвижного состава и электрических машин. По видам технологической специализации заводы бывают ремонтные, механические и литейно-механические, по видам предметной специализации - по ремонту электрических машин, выпуску запасных частей.
В своей деятельности предприятия руководствуются основной целью - получение определенных доходов при заданном уровне расходов, и, соответственно, необходимостью планирования. Но, определяя стратегию бизнеса в условиях неопределенности рынка, менеджмент фирмы вынужден принимать решения, реализации которых (и,соответственно, доходов), зависит от спектра микро- и макрофакторов среды, влияющих на предприятие. При этом и возникает риск[7].
Проблема управления рисками существует в любом секторе экономики - от сельского хозяйства и промышленности до торговли и финансов, что и объясняет ее постоянную актуальность [8]. Следует подчеркнуть, что активное изучение феномена риска началось в начале XX века.
В настоящее существуют различные трактовки содержания риска. Это обусловлено, в частности, многогранностью этого феномена, игнорированием его законодательством на практике. Это обуславливает возможность существования нескольких определений понятий риска с разных точек зрения.
Рассмотрим спектр трактовок риска, различных исследователей [9]:
- риск - измеримый потенциал возможности убытков. Понятие риска характеризуется неопределенностью, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта;
- риск - вероятность возникновения издержек, прибыли;
- риск - неопределенность получения денежных потоков в будущем;
Таблица 1. Причины производственного риска
№ Причина риска Причина
1 уменьшение целевых объемов производства и сбыта продукции Спад производительности, простой оборудования, потери рабочего времени, нстнужного объема сырья, рост брака
2 уменьшение цен реализации продукции низкое качество, негативная динамика конъюнктуры рынка, снижение спроса
3 увеличение расхода материальных затрат нерациональный расход сырья, энергии, рост логистических издержек
4 рост фонда оплаты труда число персонала более планового,неожиданный рост зарплаты руководству
5 рост налогов
6 плохая логистика поставок, перебои с энергией
7 износ оборудования.
- риск - стоимостная оценка случайного события, ведущего к убыткам;
- риск - шанс неблагоприятного исхода, опасность, угроза ущерба;
- риск - вероятность издержек в результате бизнеса, если его вектор изменяется в непрогнозируемом направлении.
Одним из распространенных определений предпринимательского риска является его понимание как бизнеса экономических субъектов, связанного с неопределенностью при выборе варианта решения при наличии возможности оценки вероятности целевого результата [10].
В контексте управления риском из множества понятий риска используется следующее определение производственного риска.
Производственный риск - вероятность издержек, из-за сбоев или остановкой производства, нарушением технологии, невысоким качеством сырья или квалификации персонала [11]. Среди причин производственного риска можно выделить (табл.1).
В вышеупомянутой трактовке риска существенны следующие моменты:
a) возможность убытка (в частности, изготовление продукции связано возникновением издержек). События, где издержки достоверно имеются или достоверно отсутствуют, как правило, к рисковым не относятся [9].
b) неопределенность этой возможности. Если складской запас растет на основе средней потребности в сырье, то имеется риск, так как реальный спрос в сырье может превысить средний (например, если качество поступившего сырья не соответствует стандартам, и реальная потребность в нем возросла);
c) нежелательность издержек. Если появление издержек не затрагивает интересы субъекта, то это уже не риском для этого субъекта.
^ денежное выражение издержек, что дает возможность оценить спектр рисков и управлять ими посредством спектра финансовых инструментов и методов.
Спад производственной деятельности вызывает снижение дохода из-за уменьшения объема продукции, а также к убыткам из-за недопоставки продукции и возникновении арбитражных разбирательств.
Устойчивое развитие предприятий любой отрасли, в том числе и железнодорожного транспорта - служит основой стратегии устойчивости экономики России. Именно предприятия оказывают непосредственное влияние на процесс устойчивого развития всей экономики.
На текущем этапе в обстановке перманентного кризиса экономики отмечается рост неопределенности, что сопровождается спектром рисков, воздействующих на устойчивое развитие предприятия, в частности, ремонтных предприятий в системе железнодорожных перевозок. Устойчивое развитие ремонтных предприятий железнодорожного транспорта, представляет режим функционирования при адаптации внутренней среды предприятия к внешней с целью воспроизводства.
Так как предприятие представляет собой открытую динамическую систему, то анализ устойчивости целесообразно осуществлять с учетом факторов внешней, внутренней сред и пограничной зоны предприятия для обеспечения перехода к его устойчивому развитию.
Внешняя среда взаимодействует с пограничной зоной предприятия, что в режиме обратной связи благоприятно сказывается на внутренней среде, обеспечивая предприятию конкурентоспособность (см. рисунок 2).
Учет воздействия факторов внешней среды на деятельность предприятия заключается в оценке чувствительности факторов внешней среды к риску. Для характеристики факторов внутренней среды предприятия целесообразно использовать следующие профили с равной значимостью: экономическая, социальная, экологическая
Экономический профиль устойчивости обеспечивает целевую экономическую добавленную стоимость предприятия, рост рентабельности предприятия, его платежеспособность, оптимизацию инвестиционно-инновационной активности при заданном уровне риска [12].
Социальный профиль устойчивости показывает степень социальной защищенности персонала предприятия (табл.2).
Экологический профиль регулирует взаимосвязь экономики предприятия с его экологической безопасностью, минимизирует воздействие деятельности предприятия на окружающую среду (таблица 2).
Пограничная устойчивость к рискам - потенциал связки процессов управления рисками и производительностью с учетом обеспечения устойчивого развития ремонтного предприятия и роста его рыночной стоимости (см.рис.2).
Особое значение в системе устойчивого развития ремонтного предприятия железнодорожного транспорта имеет оптимизация процесса управления рисками, с целью их минимизации, и возможности адаптации предприятия к внешней среде на основе своего ресурсного потенциала и развития с учетом своей стратегии в условиях конкуренции.
Рисунок 2.Устойчивость предприятия при взаимодействии внешней и внутренней его сред
Таблица 2. Структура видов устойчивости ремонтного предприятия
Виды Показатели
Финансовая Добавленная стоимость. Платежеспособность. Коэффициенты оборачиваемости,ресуреоотдач и
Рыночная Динамика объема сбыта и товарооборота; доля рынка; затраты на маркетинг
Организационная эффективность труда: чистая прибыль на 1 сотрудника
1 [роизводственная эффективность производства (фондоотдача)
Инновационная износ оборудования; доля инноваций при обновлении основных средств
Инвестиционная Уровень инвестиций и их эффективность
Социальная Стабильность состава персонала; отношение зарплаты на предприятии к зарплате по отрасли; условия работы
Экологическая Спектр коэффициентов ресурсосбережения
Важной составляющей процесса управления рисками является мониторинг спектра рисков ремонтного предприятия железнодорожного транспорта. Необходим мониторинг среды для оценки текущего уровня риска, а также совокупности факторов среды, которые оказывают на него воздействие. Система устойчивого развития предприятия имеет положительную корреляцию с текущим уровнем спектра рисков, соответственно устойчивость управления рисками определяет устойчивое развитие ремонтного предприятия железнодорожного транспорта.
С этой точки зрения весьма важен мониторинг и внешних факторов.
Анализ рынка услуг ремонта подвижного состава до 2020 года показывает, что основным потребителем услуг, на данном этапе развития рынка, будет являться АО «ФПК». Соответственно, предприятиям ремонтного комплекса железнодорожного транспорта целесообразно иметь надежные ориентиры своей стратегии.
АО «ФПК» определило следующие стратегию погашения кредитов (см. рис. 3) [13].
Данное распределение хорошо описывается распределением с «тяжелым хвостом», которое, в частности, используется для описания событий типа катастроф, в том числе, и финансовых. В результате риски для предприятий ремонтного комплекса железнодорожного транспорта растут (оплата долга АО «ФПК» сильно смещена вперед) и, полезно, например, диверсифицировать свою деятельность.
Заключение
Проведен анализ особенностей рынка предприятий ремонтного комплекса железнодорожного транспорта, а также аспектов оценки рисков и способов управления. В частности, обоснован мультипликационный эффект отрасли железнодорожного транспорта, который важен для устойчивого развития предприятий
ремонтного комплекса. Показана необходимость разработки стратегии устойчивого развития предприятий ремонтного комплекса в системе железнодорожных перевозок с учетом ресурсосбережения и оценки бизнеса ключевых клиентов. При позиционировании рынка предприятий ремонтного комплекса железнодорожного транспорта можно выделить заводы, осуществляющие средний и капитальный ремонт локомотивов, вагонов, электроподвижного состава и электрических машин. По видам технологической специализации заводы бывают ремонтные, механические и литейно-механические, по видам предметной специализации - по ремонту электрических машин, выпуску запасных частей.
Литература:
1.Жильцов Е.Н., Казаков В.Н. Экономика социальных отраслей сферы услуг.учебное пособие. М.: ТЕИС, 2007. 288 с.
2.Хохлов А. А., Жуков В. И. Технические средства обеспечения безопасности движения на железных дорогах. Учебное пособие. 2009. - 553 с.
3.Терешина Н. П., Сорокина А. В. Эффективность корпоративного управления на железнодорожном транспорте. Учебное пособие для студентов ВУЗов железнодорожного транспорта 2009. — 206 с.
4.Ковалев В. И., Осьминин А. Т. (под ред.) Управление эксплуатационной работой на железнодорожном транспорте. В 2-х томах. Т. 1. Технология работы станций. Учебник. 2009. — 263 с.
5.Волков Б. А. (под ред.). Оценка экономической эффективности инвестиций и инноваций на железнодорожном транспорте. Учебное пособие. 2009. — 152с.
6. Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок на ж.д. транспорте. Под ред. П.С. Грунтова. М., Транспорт, 1994.
7. Ковалев В.А. Анализ финансовой деятельности предприятия. М.: Проспект, 2001.
8. Супрунович Е.Б. Управление рыночным риском / Е.Б. Су-прунович, И.А. Киселева // Банк.дело. - 2003. - №1.
9. Елохин А.Н. Анализ и управление риском: теория и практика. М., 2000.
10. Чернова Г. В. Практика управления рисками на уровне предприятия. - СПб: Питер, 2000. - 176с.
11. Бузько И. Р., Трунина И. М., Загирняк Д М. Экономический риск и управление инновационной деятельностью предприятия. - Киев: ИСМО, 2003.
12. Жданов, С.С.Учет фактора риска при принятии решений по инвестиционному проекту/ С.С.Жданов.- Москва: - (Вестник Московского государственного университета леса. МГУЛ, 2005 - 11 с.
13.Годовой отчет АО ФПК за 2014 г.
УДК 656
ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА В ПЕРЕВОЗКАХ ВЫСОКОТАРИФИЦИРОВАННЫХ ГРУЗОВ
Аламмури М., аспирант, ФГБОУВО «Московская государственная академия водного транспорта» (МГАВТ), e-mail:
Кондрашенко Т.Ю., к.т.н., доцент ФГБОУ ВО «Московская государственная академия водного транспорта» (МГАВТ), член
корреспондент РАЕН, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы использования внутреннего водного транспорта и его возможного участия в перевозках высокотарифицированных грузов (ТШГи контейнеров), развитие терминально-логистической инфраструктуры (терминально-логистических центров и портовых терминально-логистических центров, обслуживание грузопотоков с использованием современных логистических технологий товародвижения, развитие водно-транспортной инфраструктуры путем создания нового соединения Каспийского и Азово-черноморского бассейнов для доставки грузов из стран Юго-восточной и Средней Азии в Европу альтернативными маршрутами, и/или новыми маршрутами формируемого пояса «Шелкового пути».
Ключевые слова: терминально-логистические центры, портовые терминально-логистические центры, транспортно-логистическая система, транспортная инфраструктура, новое водно-транспортное соединение Каспийского и Азово-черноморского бассейна.
ENHANCING THE ROLE OF INLAND WATER TRANSPORT IN THE FREIGHT
TRANSPORT HIGH TARIFFIED
Alammouri M., the post-graduate student, FSFEIHE «MSAWT», e-mail: [email protected] Kondroshenko T., Ph.D., assistant professor, FSFEI HE «MSAWT», member of the RANS, e-mail: [email protected]
This article discusses the problem of the use of inland waterway transport and its possible involvement in the transport high tariffed goods (packaged - piece goods and containers), the development of terminal and logistics infrastructure (terminal and logistics centers and port terminal and logistics centers, maintenance of cargo flows with the use of modern logistics technology product distribution, water development -Transportation infrastructure by creating a new junction between the Caspian and Black Sea region for the delivery of goods from South-east and Central Asia to Europe, alternative routes, and / or new routes formed by the belt "Silk Road".
Keywords: Terminal and logistics centers, port terminal and logistics centers, transport and logistics system, transport infrastructure, new water-transport compound of the Caspian and Azov-Black Sea basin.
Развитие внутреннего водного транспорта осуществляется в соответствии с СМВП (1996 года) и последней редакцией Синей книги - «Перечень основных характеристик и параметров сети водных путей категории Е» (2006г.). В Соглашении определены основные внутренние водные пути международного значения, их габариты для прохода судов соответствующей квалификации, порты для обработки грузов.
Сегодня рынок транспортных услуг стал усложняться, все сегменты транспортного процесса и логистики интегрируются. Анализ мировых тенденций развития транспорта показывает, что закончен период протекции по отношению к видам транспорта и перевозчикам.
Рынок грузоперевозок сегодня формируют логистические операторы. Оператору международной и внутренней перевозки необходимо владеть тремя составляющими перевозки грузов: маршрутами движения, инфраструктурой (терминально-логистической и портовой терминально-логистической) обработки грузов, системой организации движения грузовых транспортных средств на заданном маршруте. Чтобы избежать разрыва между торговыми потоками и существующими объектами транспортной инфраструктуры из совокупности маршрутов в Европе они превратились в систему управляющих центров перевозок и транспортных узлов, «сухих портов», терминально-логистических центров и портовых терминально-логистических комплексов.
Рынок товаров и транспортных услуг диктует развитие инфраструктуры нового типа - транспортно-логистической, создание многофункциональных терминально-логистических центров (ТЛЦ и ПТЛЦ), которые образуют объединенную систему взаимодействия и приведут к переходу точки прибыльности
из процессов физической перевозки в область транспортно-логистических услуг.
Российская Федерация уже опаздывает с созданием опорной транспортной сети и сети внутренних коридоров, основу которых должны составлять терминально-логистические центры с соответствующей современным форматам торговли инфраструктурой, позволяющей использовать логистические технологии товародвижения. Отсутствие такой инфраструктуры снижает экономическую активность регионов и увеличивает стоимость транспортных услуг.
Правительство Российской Федерации делает попытки в этом направлении, что нашло отражение в Транспортной стратегии и ФЦП «Развитие транспортной системы России 20102020». Инновационный путь развития экономики Российской Федерации в соответствии со Стратегией предполагает создание транспортной системы, отличительными особенностями развития которой по инновационному варианту станут:
«.. .значительное увеличение экспортных перевозок товаров высокой степени обработки, прежде всего продукции высокотехнологичных секторов экономики, темпы роста которых будут в 2,5 раза выше темпов роста перевозок аналогичных импортных грузов;
повышение роли транспортно-логистической инфраструктуры в организации товародвижения;
Региональные аспекты развития транспортной системы страны будут связаны с:
созданием сети территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства (в авиационной промышленности, судостроении, атомной промышленности, в сфере производства новых материалов, в