Научная статья на тему 'Стратегические направления развития логистических услуг железнодорожного транспорта Украины'

Стратегические направления развития логистических услуг железнодорожного транспорта Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
527
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ УСЛУГА / ПОТЕНЦИАЛ / ФАКТОР / LOGISTICS CENTER / LOGISTICS SERVICE / POTENTIAL / FACTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорко И. П.

Определены препятствия для развития рынка транспортно-логистических услуг в Украине и стратегические направления развития логистического бизнеса железнодорожного транспорта. Рассмотрены необходимые мероприятия по формированию современной терминально-логистической инфраструктуры. Предложено факторы, влияющие на развитие логистических услуг на железнодорожном транспорте. Определена необходимость создания мультимодальных терминально-логистических центров и актуальность совместных государственно-частных мероприятий развития потенциала транспортно-логистической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development and improvement of transport and logistics services, providing greater interaction of different modes of transport, create conditions for deep international integration of national transport systems and improve the quality of services provided. Obstacles to the development of transport and logistics services in Ukraine are poor quality of basic transportation services, development of transport infrastructure, lack of quality and efficient logistics infrastructure. Identified the strategic directions of development of the logistics business of rail transport. Proposed factors influencing the development of logistics services in railway transport. The necessity of creating a multimodal terminal and logistics centers and joint public-private development activities building transport and logistics system.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления развития логистических услуг железнодорожного транспорта Украины»

УДК 658.7:656.2 (477)

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА УКРАИНЫ

Федорко И. П., соискатель ( УкрГАЖТ )

Определены препятствия для развития рынка транспортно-логистических услуг в Украине и стратегические направления развития логистического бизнеса железнодорожного транспорта. Рассмотрены необходимые мероприятия по формированию современной терминально-логистической инфраструктуры. Предложено факторы, влияющие на развитие логистических услуг на железнодорожном транспорте. Определена необходимость создания мультимодальных терминально-логистических центров и актуальность совместных государственно-частных мероприятий развития потенциала транспортно-логистической системы.

Ключевые слова: логистический центр, логистическая услуга, потенциал, фактор.

СТРАТЕГ1ЧН1 НАПРЯМИ РОЗВИТКУ ЛОГ1СТИЧНИХ ПОСЛУГ ЗАЛ1ЗНИЧНОГО ТРАНСПОРТУ УКРА1НИ

Федорко I. П., здобувач (УкрДАЗТ)

Визначет перешкоди для розвитку ринку транспортно-логiстичних послуг в Укран i стратегiчнi напрями розвитку логктичного бiзнесу залiзничного транспорту. Розглянутi необхiднi заходи щодо формування сучасноi термтально-логктично! тфраструктури. Запропоновано чинники, що впливають на розвиток логiстичних послуг на залiзничному транспортi. Визначена необхiднiсть створення мультимодальних термiнально-логiстичних центрiв i актуальтсть сумiсних державно-приватних заходiв розвитку потенщалу транспортно-логiстичноi системи.

Ключовi слова: лолстичний центр, логiстична послуга, потенщал, чинник.

STRATEGIC DIRECTION OF LOGISTICS SERVICES OF RAILWAYS OF UKRAINE

Fedorko I. P., Researcher (UkrSA of RT)

Development and improvement of transport and logistics services, providing greater interaction of different modes of transport, create conditions for deep international integration of national transport systems and improve the quality of services provided. Obstacles to the development of transport and logistics services in Ukraine are рoor quality of basic transportation services, development of transport infrastructure, lack of quality and efficient logistics infrastructure. Identified the strategic directions of development of the logistics business of rail transport. Proposed factors influencing the development of logistics services in railway transport. The necessity of creating a multimodal terminal and logistics centers and joint public-private development activities building transport and logistics system.

Keywords: logistics center, logistics service, potential, factor.

Постановка проблемы и её связи с научными и практическими заданиями.

Логистика, бесспорно, является сегодня связующим звеном глобальных внешнеторговых отношений. Развитие и совершенствование рынка транспортно-логистических услуг, обеспечивая более тесное взаимодействие различных видов транспорта, создают условия для глубокой международной интеграции национальных транспортных систем и повышения качества предоставляемых услуг.

Структура транспортно-логистического рынка Украины значительно отличается от структуры мирового рынка, что во многом определяется низким уровнем развития логистического сегмента. Доля логистических

услуг в нашей стране составляет около 11 % от объема рынка, в то время как в мире - 52 %. Доминирующим сегментом этого рынка по-прежнему остаются грузовые перевозки (их доля превышает 80 %).

Для формирования комплексных высокотехнологичных логистических услуг необходимо наличие и доступность на рынке соответствующей инфраструктуры. Но в Украине крупных логистических центров, которые бы удовлетворяли современным требованиям по техническим характеристикам и уровню сервиса, недостаточно.

Стратегическими направлениями развития логистического бизнеса железнодорожного транспорта являются: 1) формирование

© Федорко И.П.

Вкиик економжи транспорту i промисловост № 45, 2014

инфраструктурных возможностей для оказания комплекса логистических услуг высокого уровня качества, что потребует создания системы современных терминально-логистических

комплексов по всей сети отечественных железных дорог; 2) строительство новых и оптимизация существующих терминально-складских активов железнодорожного транспорта, а также организация предоставления на их базе услуг, необходимых широкому кругу клиентов (развитие бизнеса в области терминального оперирования); 3) создание дополнительного "интерфейса" с пользователями транспортных услуг посредством развития контрактной логистики и выхода на рынок комплексных клиентоориентированных логистических услуг.

Анализ последних исследований и выделение нерешенных частей общей проблемы. Логистические услуги являлись объектом исследования многих ученных, среди которых Бакаев А.А., Пономаренко Л.А., Старкова Н.О., Стройко Т.В. и др. [1-3]. Пути развития логистических услуг транспортных предприятий нашли отображение в работах В.С. Лукинского, В.И. Бережного, Е.В. Бережной, Л.Б. Миротина, В.И. Перебейнос, Токмакова 1.В. и др. [4-7]. Научные разработки в сфере логистических услуг транспортных предприятий достаточно широко раскрывают вопросы путей их развития в соответствии с современными требованиями хозяйствования, предлагают организационные и экономические механизмы усовершенствования логистических услуг. Однако недостаточно исследованным является вопрос определения стратегических направлений развития

логистического бизнеса железнодорожного транспорта и факторов, которые влияют на развитие логистических услуг на

железнодорожном транспорте.

Целью статьи является уточнение стратегических направлений развития

логистического бизнеса железнодорожного транспорта и факторов, которые влияют на развитие логистических услуг на

железнодорожном транспорте.

Изложение основного материалу исследования. Ключевыми препятствиями для развития рынка транспортно-логистических услуг в Украине являются:

- низкое качество базовой услуги транспортировки (клиенты железных дорог испытывают затруднения: скорость движения по ним существенно снизилась, как и предсказуемость сроков доставки. В сегменте сырьевых грузов пока не реализован потенциал совместного планирования и укрупнения отправок. Развитие транспортировки грузов с высокой

добавленной стоимостью сдерживается тем, что для железнодорожного транспорта эти грузы не являются приоритетными);

- слабое развитие транспортной инфраструктуры, в том числе из-за недоинвестирования;

- отсутствие качественной и эффективной логистической инфраструктуры, в первую очередь терминалов и складов (сейчас в Украине недостаточно эффективно работают мультимодальные транспортно-логистические терминалы (центры), что серьезно ограничивает развитие логистики. Такие терминалы широко распространены в Европе и Америке- они позволяют серьезно оптимизировать логистические цепочки и сократить время грузопереработки и перевозки грузов. Мультимодальные комплексы совмещают в себе функции перевалочного пункта, оборудованного для эффективного трансфера грузов между разными видами транспорта, и склада. Благодаря наличию складских мощностей появляется возможность«придержать» груз до удобного времени перевозки, а также сгруппироватьчасть грузов («bundling»). Все это вместе значительно повышает эффективность использования средств перевозки);

- таможенные, тарифные и нормативно-правовые барьеры на границах (Упрощение процедур было инициировано в 2012 году в рамках проекта Агентства стратегических инициатив по реализации мероприятий дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования». Тем не менее на данный момент только часть мер, предусмотренных дорожной картой, реализована. Примерно половина запланированных проектов в части упрощения документации, сокращения сроков оформления товаров, повышения прозрачности процедур путем развития электронной отчетности до сих пор не внедрены. Сохраняющиеся из-за этого дефекты таможенных процедур серьезно тормозят повышение эффективности перевозок. Практика электронного документооборота нуждается в дальнейшем развитии. В частности, необходимо: внедрение системы трансграничного обмена электронными документами при организации перевозок грузов по международным коридорам; внедрение механизмов взаимного признания электронных документов и электронных цифровых подписей различных юрисдикций; внедрение технологий обмена юридически значимыми электронными документами; развитие технологий унификации и стандартизации обмена данными в логистике; развитие электронных систем слежения за прохождением и оформлением

Вкник економжи транспорту i промисловост № 45, 2014

грузов на различных этапах технологического процесса);

- нехватка компетенций и недостаточный масштаб бизнеса логистических компаний.

Изменение экономических условий, конкуренция видов транспорта предъявляют новые требования к организации процессов доставки и хранения грузов, порождая новые технологии: торговые (такие как ритейл, магазин-склад), транспортные (тенденции контейнеризации) и индустриальные. В этой связи железнодорожному транспорту Украины необходим современный формат грузового обустройства -мультимодальные терминально-логистические центры на всей сети железных дорог, и в первую очередь в крупных транспортных узлах. Поскольку именно в них осуществляется централизация грузовой работы, которая оказывает существенное влияние на структуру грузооборота и распределение нагрузки на прилегающую транспортную сеть.

Формирование современной терминально-логистической инфраструктуры рассматривается как сетевой проект, в котором объекты взаимоувязаны посредством целого ряда факторов.

В первую очередь, это организация курсирования между ключевыми терминально-логистическими объектами регулярных контейнерных поездов по пассажирскому принципу, т.е. по жестким ниткам графика. Данная технология позволяет не только существенно сократить время доставки грузов, но и осуществлять доставку фиксированными партиями регулярно и строго по расписанию.

Во-вторых, объединяющими факторами является применение унифицированной технологии переработки грузов, единой тарифной политики и единого информационного пространства. Всё это предполагает внедрение корпоративной информационной системы, которая будет своевременно предоставлять информацию о статусе каждой отправки груза, учитывать и контролировать состояние подвижного состава.

Для реализации проекта формирования современной терминально-логистической

инфраструктуры необходимо:

- строительство новых транспортно-логистических центров;

- модернизация широкого круга объектов технологического комплекса, подъемно-транспортного оборудования;

- реконструкция путевого хозяйства на подходах к терминалам, а также в транспортном узле в целом.

С начала XXI века на украинских железных дорогах проводится интенсивная работа

по созданию логистических центров интермодальных перевозок. Логистические центры - это организационно-предпринимательские структуры с наиболее прогрессивными способами предоставления грузоотправителю полного комплекса транспортных услуг. Одним из наиболее современных и технически оснащенных является логистический центр интермодальных перевозок на базе Украинского государственного центра транспортного сервиса (УГЦТС) «Лиски». Предприятие располагает надежными и стабильными договорными отношениями с ведущими экспедиторскими организациями СНГ и Европы, что позволяет осуществлять комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание по территории стран СНГ, Балтии, Европы и Азии.

Программой развития логистических центров интермодальных перевозок

предусмотрено создание сети логистических центров в местах зарождения мощных грузопотоков, а также в крупных транспортных узлах в зоне тяготения Международных транспортных коридоров (Донецкая ж.д. -Луганск; Приднепровская ж.д. - Днепропетровск, Запорожье; Юго-Западная ж.д. - Киев-Лиски; Львовская ж.д. - Чоп; Южная ж.д. - Харьков-Краснозаводской; Одесская ж.д. - Усатово).

Логистические центры интермодальных перевозок будут предоставлять грузоотправителю полный комплекс транспортно-экспедиционных услуг (оформление перевозочных документов, декларирование груза, доставка груза «от дверей до дверей», доставка груза «точно в срок», обеспечение сохранности груза, страхование груза и т.д.) и обеспечивать эффективное взаимодействие различных видов транспорта железнодорожного, автомобильного и водного.

На рисунке 1 предоставлено факторы, влияющие на развитие логистических услуг на железнодорожном транспорте.

Среди макроэкономических факторов одним из главных является осуществление совместных государственно-частных мероприятий развития потенциала транспортно-логистической системы, что предусматривает:

- развитие логистики как интегрированной цепи поставок;

- инвестиции в транспортную и логистическую инфраструктуру;

- повышение базовой эффективности логистических видов деятельности;

- создание безбарьерной среды;

- развитие ключевых компетенций персонала в сфере логистики;

- формирование новых логистических продуктов и решений;

- консолидация логистических

Вкник економжи транспорту i промисловост № 45, 2014

компетенций.

Направление транспортных товаропотоков МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Объемы экспортно-импортных операций и изменение структуры внешней торговли

Развитие логистически х услуг в регионе

Факторы деловой среды

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ

материально-техническая база предприятий железнодорожного транспорта

(транспортные средства, складское хозяйство, оргтехника);

уровень организации и управления производственными процессами предприятий железнодорожного транспорта; опыт и квалификация кадров; степень автоматизации и информатизации производственных процессов

Развитие инфраструктуры (состояние дорог, наличие транспортных коммуникаций, возможности аренды складов и т. п.)

Наличие конкурентов в сегментах рынка

Территориальн ый и

временной разрыв между спросом и предложением

Глобализация бизнес-процессов

лг

Развитие концепции аутсорсинга

Совместные государственно-частные

проекты развития потенциала транспортно-логистической системы

31

Темпы экономического роста

Рис. 1. Факторы, влияющие на развитие логистических услуг на железнодорожном транспорте

Выводы. Логистика как система управления может стать эффективным инструментом для стимулирования экономического роста

железнодорожного транспорта Украины. Поэтому в статье определены препятствия для развития рынка транспортно-логистических услуг в Украине и стратегические направления развития логистического бизнеса железнодорожного транспорта, рассмотрены необходимые мероприятия по формированию современной терминально-логистической

инфраструктуры, а также предложено факторы, влияющие на развитие логистических услуг на железнодорожном транспорте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бакаев О. О. Теоретичн засади лопстики: тдручник [Текст] / Бакаев О.О., Кутах О.П., Пономаренко Л.А.- К.: Кив. ун-т економши 1 технологш транспорту, 2003.- 430 с.

2. Старкова Н.О. Тенденции развития логистических услуг на современном мировом

рынке [Текст] / Н.О. Старкова // Научный журнал КубГАУ. - 2013. - №85(01). - С. 124-127.

3. Стройко Т.В. Формування лопстично! шфраструктури як стратепчного елементу розвитку шдприемництва в Укра!т [Електронний ресурс] / Т.В. Стройко. Режим доступу до статп: Ы1р://шшик-center.com.ua/wp-content/uploads/2014/02.pdf.

4. Логистика автомобильного транспорта: концепции, методы, модели [Текст] / В.С. Лукинский, В.И. Бережной, Е.В. Бережная и др. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 280 с.

5. Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических системах: учеб. пособие [Текст] / под ред. Л.Б. Миротина. - М.: Юристъ, 2002. - 414 с.

6. Перебийтс В.1., Перебийтс О.В. Транспоргно-лопстичт системи п1дприемств:формування та функцюнування: монограф1я [Електронний ресурс] / Перебийтс В.1., Перебийтс О.В. - Полтава: РВВПУСКУ, 2005. Режим доступу: dspace.uccu.org.ua.

7. Токмакова 1.В. Проблеми та перспективи розвитку транспортно! лопстики в

Вкиик економжи транспорту i промисловостi № 45, 2014

умовах глобалзаци економiчного простору [Текст] / промисловост!— Харк1в: УкрДАЗТ — 2011. -№ 35. 1.В. Токмакова // Вюник економiки транспорту i - С. 274-277.

Рецензент д.э.н., профессор УкрГАЖТКиридинаЕ.Г. Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Якименко Н.В.

УДК 658.51

ЗАСТОСУВАННЯ ЛОГ1СТИЧНОГО П1ДХОДУ В Д1ЯЛЬНОСТ1 ТРАНСПОРТНО1 СИСТЕМИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Якименко Н. В., д.е.н., доцент (УкрДАЗТ)

Визначено розвиток логiстики як один зi стратегiчних напрямiв диверсифжацп дiяльностi з^зничного транспорту. Виявлено недолжи транспортного комплексу Украши, ят потребують логктичного тдходу. Визначено доцтьтсть застосування логiстичного тдходу в дiяльностi транспортноI системи, переваги комбтованих перевезень та результати створення сучасноI логiстичноi тфраструктури в транспортному комплека на базi логiстичних центрiв, серед яких розвиток експорту транспортних послуг i реалiзацiя транзитного потенщалу.

Ключовi слова: лоастика, управтння, логiстuчна система, комбiнованi перевезення.

ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

Якименко Н. В., д.э.н., доцент (УкрГАЖТ)

Определено развитие логистики как одно из стратегических направлений диверсификации деятельности железнодорожного транспорта. Выявлены недостатки транспортного комплекса Украины, которые требуют логистического подхода. Определена целесообразность применения логистического подхода в деятельности транспортной системы, преимущества комбинированных перевозок и результаты создания современной логистической инфраструктуры в транспортном комплексе на базе логистических центров, среди которых развитие экспорта транспортных услуг и реализация транзитного потенциала.

Ключевые слова: логистика, управление, логистическая система, комбинированные перевозки.

USING OF LOGISTIC APPROACH IN THE ACTIVITY OF TRANSPORT SYSTEM

Yakimenko N. V., Ph.D., associate professor (UkrSA of RT)

Transport plays a special role in the development of logistics in our country. Identified weaknesses of the transport complex of Ukraine who need logistics approach: low quality of integrated logistics service who do not meet international standards; low level of production and technical facilities, transport infrastructure, information systems, logistics support in the implementation of the transport process. Determined the feasibility of using of logistic approach in the activity of the transport system, the advantages of combined transport and the results of building a modern logistics infrastructure in the transport sector on the basis of logistic centers. The stages of a modern logistics transportation management approach in the supply chain.

Key words: logistics, management, logistics system, combined transport.

Постановка проблеми та ïï зв'язки з транспортного обслуговування i високий piBeHb науковими та практичними завданнями. галузевого менеджменту.

1нтегращя залiзничного транспорту Украши в Розвиток лопстики е одним 3i

свггову транспортну систему визначае необхщшсть стратепчних напрямiв диверсифжацп дiяльностi здшснення транспортного бiзнесу за залiзничного транспорту. Основними завданнями мiжнародними стандартами, яш визначають галузевого лопстичного бiзнесу е: 1) формування високий сервю i яшсть послуг, що надаються шфраструктурних можливостей для надання користувачам, ефективну оргашзацш комплексу лопстичних послуг високо1 якосп, що

вимагае створення системи сучасних термшально-

© Якименко Н.В.

BiciiiiK економжи транспорту i промисловост № 45, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.