Научная статья на тему 'Факторы качества бизнеса предприятий вагоно-ремонтной базы железнодорожного транспорта с учетом контроллинга'

Факторы качества бизнеса предприятий вагоно-ремонтной базы железнодорожного транспорта с учетом контроллинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ ВАГОНО-РЕМОНТНОЙ БАЗЫ / THE COMPANY WAGON-REPAIR FACILITIES / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT OF CONTROLLING / КОНТРОЛЛИНГ / CONTROLLING / ФУНКЦИИ КОНТРОЛЛИНГА / CONTROLLING FUNCTIONS / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / RESOURCE CAPACITY / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / RESOURCES / ОСНОВНЫЕ И ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА / FIXED AND CURRENT ASSETS / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / HUMAN RESOURCES / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / BALANCED SCORECARD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларионов Антон Юрьевич

Устойчивое развитие предприятия вагоно-ремонтной базы железнодорожного транспорта в условиях рынка обусловливает цели предприятия и механизм его управления с учетом производства и реализации конкурентоспособную продукцию. Ключевыми приоритетами для обеспечения конкурентоспособности предприятий служат снижение издержек производства и повышение качества продукции. При разработке механизма устойчивого развития ремонтных предприятий к числу приоритетов целесообразно отнести финансовые инструменты и среди них контроллинг. Обосновано, что появление контроллинга в виде концепции управления обусловлено усложнением и нестабильностью хозяйственной деятельности предприятий. Цель статьи состоит в позиционировании контроллинга в инструментарии координации деятельности предприятий с целью обеспечения их устойчивого развития. Показано, что его назначение состоят в обеспечении и координации информационными ресурсами процессов планирования, регулирования и контроля на предприятии. В рамках концепции контроллинга управления информационными потоками также обосновано влияние важных составляющих ресурсного потенциала (основных и оборотных средств) ремонтного предприятия на качество его бизнеса. Обосновано отличие системы управленческого учета, которая предназначена для фиксации информации, от контроллинга, который представляет собой концепцию управления по координации системы управления, в том числе, системы учета. Предложена методология системы сбалансированных показателей в рамках контроллинга для выбора из совокупности бизнес процессов наиболее перспективных с учетом максимизации финансового результатами и спроса клиентов. В соответствии с этим руководство предприятия формирует цепочку создания потребительской ценности, состоящей из операций, способствующих конкурентоспособности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY FACTORS OF BUSINESS ENTERPRISES WAGON-REPAIR FACILITIES OF RAILWAY TRANSPORT ON THE CONTROLLING BASE

Sustainable development of the company wagon-repair facilities of railway transport in the conditions of the market determines the objectives of the enterprise and the mechanism of its management taking into account the production and sales of competitive products. Key priorities for the competitiveness of businesses are lowering production costs and improving product quality. In developing a mechanism of sustainable development maintenance companies to the number of priorities appropriate to classify financial instruments, and among them controlling. It is proved that the appearance of controlling in the management concept due to the complexity and instability of economic activity of enterprises. The purpose of the article consists in the positioning of controlling in the Toolkit of coordination of activity of enterprises with a view to ensuring their sustainable development. It is shown that its purpose consists of providing and coordinating information resources planning processes, regulation and control of the enterprise. In the framework of the concept of controlling information flow management also substantiated the impact of important components of the resource potential (and current assets) repair business on the quality of his business. Justified the difference of the management accounting system, which is designed for fixation of information, from controlling which represents a concept of the office for the coordination of the management system, including accounting system. The methodology of the balanced scorecard within the framework of controlling for the selection of the plurality of business processes is the most promising subject to maximize financial results and customer demand. In accordance with the company's management forms the chain of creation of consumer value, consisting of operations that contribute to the competitiveness of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Факторы качества бизнеса предприятий вагоно-ремонтной базы железнодорожного транспорта с учетом контроллинга»

Ларионов Антон Юрьевич

ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА БИЗНЕСА ПРЕДПРИЯТИЙ ВАГОННО-РЕМОНТНОЙ .

УДК 330.8.

ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА БИЗНЕСА ПРЕДПРИЯТИЙ ВАГОННО-РЕМОНТНОЙ БАЗЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА С УЧЕТОМ КОНТРОЛЛИНГА

© 2016

Ларионов Антон Юрьевич, аспирант кафедры «Экономика, организация производства и менеджмент» Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II,

Москва (Россия)

Аннотация. Устойчивое развитие предприятия вагоно-ремонтной базы железнодорожного транспорта в условиях рынка обусловливает цели предприятия и механизм его управления с учетом производства и реализации конкурентоспособную продукцию. Ключевыми приоритетами для обеспечения конкурентоспособности предприятий служат снижение издержек производства и повышение качества продукции. При разработке механизма устойчивого развития ремонтных предприятий к числу приоритетов целесообразно отнести финансовые инструменты и среди них контроллинг. Обосновано, что появление контроллинга в виде концепции управления обусловлено усложнением и нестабильностью хозяйственной деятельности предприятий. Цель статьи состоит в позиционировании контроллинга в инструментарии координации деятельности предприятий с целью обеспечения их устойчивого развития. Показано, что его назначение состоят в обеспечении и координации информационными ресурсами процессов планирования, регулирования и контроля на предприятии. В рамках концепции контроллинга управления информационными потоками также обосновано влияние важных составляющих ресурсного потенциала (основных и оборотных средств) ремонтного предприятия на качество его бизнеса. Обосновано отличие системы управленческого учета, которая предназначена для фиксации информации, от контроллинга, который представляет собой концепцию управления по координации системы управления, в том числе, системы учета. Предложена методология системы сбалансированных показателей в рамках контроллинга для выбора из совокупности бизнес- процессов наиболее перспективных с учетом максимизации финансового результатами и спроса клиентов. В соответствии с этим руководство предприятия формирует цепочку создания потребительской ценности, состоящей из операций, способствующих конкурентоспособности предприятия.

Ключевые слова: предприятие вагоно-ремонтной базы, концепция, контроллинг, функции контроллинга, ресурсный потенциал, информационные ресурсы, основные и оборотные средства, трудовые ресурсы, стратегическое планирование, система сбалансированных показателей.

QUALITY FACTORS OF BUSINESS ENTERPRISES WAGON-REPAIR FACILITIES OF RAILWAY TRANSPORT ОN THE CONTROLLING BASE

© 2016

Larionov Anton Yurievich, post-graduate student The chair "Economy, production

organization and management" Moscow State University of Emperor Nicholas II Posts, Moscow (Russia)

Abstract. Sustainable development of the company wagon-repair facilities of railway transport in the conditions of the market determines the objectives of the enterprise and the mechanism of its management taking into account the production and sales of competitive products. Key priorities for the competitiveness of businesses are lowering production costs and improving product quality. In developing a mechanism of sustainable development maintenance companies to the number of priorities appropriate to classify financial instruments, and among them controlling. It is proved that the appearance of controlling in the management concept due to the complexity and instability of economic activity of enterprises. The purpose of the article consists in the positioning of controlling in the Toolkit of coordination of activity of enterprises with a view to ensuring their sustainable development. It is shown that its purpose consists of providing and coordinating information resources planning processes, regulation and control of the enterprise. In the framework of the concept of controlling information flow management also substantiated the impact of important components of the resource potential (and current assets) repair business on the quality of his business. Justified the difference of the management accounting system, which is designed for fixation of information, from controlling which represents a concept of the office for the coordination of the management system, including accounting system. The methodology of the balanced scorecard within the framework of controlling for the selection of the plurality of business processes is the most promising subject to maximize financial results and customer demand. In accordance with the company's management forms the chain of creation of consumer value, consisting of operations that contribute to the competitiveness of the enterprise.

Keywords: the company wagon-repair facilities, concept of controlling, controlling, controlling functions, resource capacity, resources, fixed and current assets, human resources, strategic planning, balanced scorecard

Ориентация в условиях рынка на устойчивое развитие обусловливает цели предприятия и механизм его управления с учетом производства и реализации конкурентоспособную продукцию. Ключевыми приоритетами для обеспечения конкурентоспособности предприятий служат снижение издержек производства и повышение качества продукции.

Качество продукции не имеет абсолютного измерения, его мерой является удовлетворенность клиентов. Критерии качества всегда относительны и рассчитываются на основе рейтинга и соответствия стандартам [1].

Помимо оценки качества продукции не менее важна оценка качества самого предприятия. Термин «качество предприятия» предполагает его потенциал поставлять продукцию и услуги согласно требованиям рынка. Эту характеристику можно оценить на основе информации: о мерах по обеспечению качества; об оргструктуре пред-

приятия; о бизнес-процессах и их эффективности; об изменении критериев качества продукции.

Этим аспектам уделяется приоритет при аудите предприятия в области качества. Для анализа системы качества предприятия применяют требования стандарта качества ISO 9001, который базируется на концепции TQM.

При разработке механизма устойчивого развития ремонтных предприятий к числу приоритетов целесообразно отнести финансовые инструменты и среди них контроллинг [2].

Целью контроллинга является координация менеджмента, вне зависимости от того, чем он является - подсистемой менеджмента или этапом процесса менеджмента. Координация определяется в виде согласования решений в соответствии с общей целью [3]. При этом назначение контроллинга вторично относительно целей

Ларионов Антон Юрьевич

ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА БИЗНЕСА ПРЕДПРИЯТИЙ ВАГОННО-РЕМОНТНОЙ ...

предприятия. Его задачи состоят в обеспечении информационными ресурсами процессов планирования, регулирования и контроля на предприятии, в интеграции, системной организации и координации (рис.1).

Представим основные элементы контроллинга в виде

схемы (рис.2).

контроллинг

Планирова нне Управленч еский учет Информацно иные потоки Мошпорн нг Контроль Анализ везтаьтатов

Рисунок 1. Задачи контроллинга

Обосновывая применение концепции контроллинга в деятельности предприятий вагоно-ремонтной базы железнодорожного транспорта, можно выделить два аргумента.

Первый из них основан на разделении системы менеджмента на две подсистемы из-за чего растет роль координации [4].

В литературе мало информации относительно позиционирования контроллинга [5]. Роль внутренней координации подсистем управления не рассматривается, что вызывает необходимость контроллинга.

Второй аргумент касается организационной среды. Развитие государств приводит к динамике и хаотичности их экономик [6].

Реструктуризация системы менеджмента на предприятиях интерпретируется как реакция на рост турбулентности окружающей среды. Возникающие при этом центробежные тенденции нуждаются в координации. Учитывая развитие и рост децентрализации подсистем, роль координации внутри системы менеджмента становится более важной.

Проблема координации менеджмента не нова, отмечается лишь рост ее приоритета. Появление концепции контроллинга свидетельствует о том, что классические инструменты координации (иерархия, планирование, программное управление и лидерство) не способны обеспечить координацию [7].

Практика управления показывает, что инструменты контроллинга заняли прочные позиции в деятельности предприятий за рубежом, что предопределяет рассмотрение контроллинга в виде самостоятельной концепции.

При развитии информационных технологий актуальна концепция контроллинга на основе информационных ресурсов. При этом назначение контроллинга определяется координацией и подготовкой информационных ресурсов при их востребованности. Однако оптимизация объемов информационных ресурсов в деятельности предприятия является сложной задачей. Если информационные ресурсы являются базой для контроллинга, то их применение в бизнесе ремонтного предприятия связано с ростом хаотичности из-за того, что информационные потоки вышестоящих инстанций и основного заказчика трудно прогнозируемы.

По-видимому, наиболее перспективна трактовка контроллинга как механизма координации всей системы управления (особенно в сфере планирования и контроля) для обеспечения менеджмента предприятием. При этом реализация функций и механизма контроллинга обеспечивается при поддержке информационных ресурсов в целях принятия решений, качество которых определяется совокупностью параметров при оценке удовлетворения потребителей [8].

Контроллинг по существу, является системой корди-нации целей деятельности предприятия. Если контроль устанавливается за стратегическими целями - это стратегический контроллинг, если за текущими - оперативный. Цель контроллинга производна от целей предприятия. Контроллинг содействует достижению основной цели предприятия - оптимизации прибыли посредством роста капитализации предприятия.

КорректнроЕка планов

Рисунок 2. Основные элементы контроллинга

Основные функции контроллинга на ремонтных предприятиях вагоно-ремонтной базы сводятся к следующим:

-учету: поддержка процесса планирования, в том числе разработка его методов, координация бюджетов;

-контролю за реализацией планов: оценка бизнес-процессов и выявление отклонений, их причин;

-информационной поддержке руководства в процессе принятия решений.

В сфере учета к основным задачам контроллинга можно отнести:

-формирование системы обработки информационных ресурсов;

-совершенствование методологии учета; -разработку показателей мониторинга бизнеса предприятия.

Контроллинг способен реализовать спектр специальных функций предприятия. В частности, можно применять его в качестве инструмента привлечения инвестиций [9]. Основной аргумент в пользу использования контроллинга в качестве инструмента привлечения инвестиций состоит в его функции координации. Например, опыт взаимодействия с заказчиками при привлечении инвестиций может превратиться в экономический ресурс и стать преимуществом предприятия в конкуренции.

Ключевым для диагностики устойчивости ремонтных предприятий железнодорожного транспорта и базой ресурсного потенциала являются информационные ресурсы.

Схема трансформации информации в информационные ресурсы предприятия показана на рисунке 3. Видно, что на уровне управления стратегией ремонтных предприятием реализуется превращение информации, которая трансформируется в доходную, в виде информационного ресурса для реализации проектов устойчивого развития ремонтных предприятий.

¡1 = г

са &

Ремонтное предприятие 11111

Структурные подразделения

Трансформация информации Е

доходную

Адаптация информации Б системе управления предприятием

Потенциал применения информационных ресурсов

компьютерное ооорудованне и методы трансформации информационных потоков Сотрудники Научно-исследовательские разработки, пакеты программ, нематериальные активы

Рисунок 3. Структура формирования информационных ресурсов ремонтных предприятий

Показатели подсистем при координации на основе контроллинга, можно разбить на входящие и выходящие в цепочке формирования ценности продукции на основе информационных ресурсов.

Далее рассматривается воздействие на устойчивость предприятия показателей динамики производственных

Ларионов Антон Юрьевич экономические

ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА БИЗНЕСА ПРЕДПРИЯТИЙ ВАГОННО-РЕМОНТНОЙ ... науки

ресурсов (основные, оборотные средства) и эффективного их использования [10], в качестве одной из ключевых составляющих ресурсного потенциала ремонтного предприятия железнодорожного транспорта.

Изменение показателя средней фондоотдачи (ОФ) вызывает изменение потребности в основных фондах за счет:

а) изменения физического объема продукции (Q):

1СФ'=-С-д.-^. (1)

б) изменения фондоемкости (3):

(2)

Аддитивная фактор-модель влияния основных фондов на устойчивость:

ДОФ = ОФ1 - ОФ., = ДОФ в + АОФ° (3 )

Качество работы ремонтного предприятия железнодорожного транспорта определяется также скоростью оборачиваемости средств от момента их приобретения до реализации в составе ремонтной продукции заводов и объемом производства. На каждом этапе цикла оборотных средств заводов по ремонту подвижного состава может быть приобретено больше оборотных средств, чем нужно для выполнения объема работ, или приобретены оборотные фонды впрок другого ассортимента. В результате приобретенные оборотные фонды не дают отдачи. Абсолютное изменение расхода материальных ресурсов (аддитивная факторная модель) ,исходя из стоимостных показателей материальных затрат имеет вид:

Д£> = Е ^^ - ^ тдр0 (4)

в том числе за счет изменения удельного расхода материалов:

ДSШ =[Е(т1 — т0)р0^ или ДМШ = ЕДшр^ (5) за счет изменения цен на материалы: ДSp =[Е(Р1 — Po)Шo]ql или ДМР = ЕДрш^ (6) где: S - стоимость использованных предметов труда; ш - удельный расход материалов; р - цена продукции; q - количество единиц продукции; Е pq = Q - стоимость произведенной продукции.

Если сравнить особенности основного и оборотного капитала ремонтных предприятий, то вклад оборотного капитала в себестоимость продукции существенно выше, чем вклад основного капитала. Основной капитал переносит свою стоимость на готовый продукт по частям через амортизацию в течение ряда лет. Оборотный капитал сразу после цикла производства включается в стоимость продукции. Этих циклов (оборотов) может быть несколько. Вот почему в себестоимости продукции амортизация составляет около 6%, а материальные затраты примерно 60-70%. Это обстоятельство стимулирует снижение материалоемкости продукции: ц = S:Q (7)

где: ц - материалоемкость продукции; S - стоимость сырья, материалов, топлива и других предметов труда; Q - стоимость продукции.

Современная динамика структуры основных и оборотных средств в АО ФПК, основного заказчика ремонтных предприятий железнодорожного транспорта показана на рис. 4.

Индексный анализ тенденций отрасли в конце ХХ века показал наличие кризиса из-за несопоставимости динамики производственных ресурсов и результатов ремонтного производства железнодорожного транспорта. Это связано с тем, что произошло: -изменение структуры отраслевого производства ремонта с перераспределением заводов по структурным объединениям;-деноминация; -изменение тенденций работы железнодорожного транспорта, рост объема перевозок и интенсивности эксплуатации подвижного состава, как следствие рост потребности в ремонте и рост объема ремонтных работ. 168

250

2012 а 2013 а. 2014 а.

Рисунок 4 - Соотношение основных фондов и оборотного капитала АО ФПК, млрд.руб. [11] .

В качестве индикатора и прогноза своей деятельности для ремонтных предприятий целесообразен мониторинг показателей бизнеса АО ФПК в сопряженной сфере (в частности, капремонта) (см. табл. 1.)

Таблица 1. Затраты на капитальный ремонт основных средств в АО ФПК, млрд. руб. [11].

показатели 2012 2013 2014 Рост к 2013.% Рост к 2012.%

Капремонт основных средств 9.7 10,0 8.5 85 87,6

Сторонними организациями 8.9 8.8 7.4 84.1 83.1

вагоны 7,5 8,2 6.9 84.1 92,0

Здания и сооружения 1.4 0.6 0,5 83,3 35,7

Собственными силами (вагоны) 0,8 1.2 1,1 91,7 137,5

Согласно антикризисным мерам и при снижении объема перевозок расходы на капремонт в АО ФПК были сокращены на 0,5 млрд. руб. за счет:

- уменьшения производственной программы ремонты пассажирских вагонов на 0,3 млрд. руб.;

-снижение уровня индексации стоимости подвижного состава до 4,2 % (0,1 млрд.руб.);

-уменьшение расходов по титульному списку капремонта производственных объектов филиалов АО ФПК (0,1 млрд.руб.) [11].

Методология диагностики предприятия может быть различной и зависит от поставленных целей. В литературе выделяют и специфические области диагностики, например, методы диагностики стратегии. Далее обосновывается целесообразность использования в области стратегического контроллинга системы сбалансированных показателей (ССП) ресурсного потенциала [12]..

Международная практика свидетельствует, что предприятие достигает успеха лишь при устойчивом развитии. При этом устойчивое развитие предполагает применение стратегического планирования. Реализация стратегических планов становится серьезным испытанием для организации. Комплекс мероприятий должен быть скоординирован для осуществлении целей стратегии с минимизацией издержек в рамках концепции ресурсосбережения на основе инновационных технологий.

Методология на основе сбалансированных показателей определяет четыре основные составляющие устойчивого развития предприятия (см. рис.5):

- финансы (отношение к предприятию потенциальных инвесторов);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- внутренние бизнес-процессы (наличие у предприятия ресурсного потенциала, приоритеты бизнес-процессов);

- взаимоотношения с клиентами (лояльность к предприятию клиентов и партнеров);

- инновации и развитие персонала (наличие у предприятия конкурентных преимуществ и ресурсный потенциал устойчивого развития).

Степень детализации факторов успеха зависит исключительно от специфики предприятия и от того, на каком уровне предполагается вести мониторинг и оценку данных факторов, и, как следствие, фиксировать достижение стратегических целей (будет ли это уровень

Ларионов Антон Юрьевич

ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА БИЗНЕСА ПРЕДПРИЯТИЙ ВАГОННО-РЕМОНТНОЙ ...

всей компании или же исследования можно ограничить уровнем отдела или службы).

Система сбалансированных показателей выделяет приоритет нефинансовых показателей эффективности, с оценкой трудно измеримых аспектов деятельности: отношения с заказчиками, инновационный потенциал предприятия, грамотность и преданность персонала, внедренные бизнес-процессы [12].

При внедрении системы сбалансированных показателей из совокупности бизнес- процессов определяются наиболее перспективные с учетом максимизации финансового результатами и спроса клиентов. В соответствии с этим руководство предприятия формирует цепочку создания потребительской ценности, состоящей из операций, способствующих конкурентоспособности предприятия.

Рисунок 5. Корреляция стратегии предприятия с операционными процессами

Системы сбалансированных показателей ресурсного потенциала - это дополнительный инструмент для оценки предприятия в рамках стратегического контроллинга в целях определения проблемных областей и разработки стратегии антикризисных мероприятий. Основные преимущества данного инструмента состоят в его простоте и доступности. Он не требует больших вычислений и специального ПО, что в условиях дефицита таких ресурсов, как время и деньги, имеет важное значение.

Следует учитывать, что ССП ресурсного потенциала лишь один из инструментов оценки стратегического положения предприятия. Стратегический контроллинг - более широкая сфера, содержащая не только определение проблемных областей, но и их коррекцию. Именно здесь можно столкнуться с наибольшими трудностями, так как алгоритм решения той или иной задачи может быть различным. При этом важно обеспечивать мониторинг макроиндикаторов для ремонтных предприятий железнодорожного транспорта, среди которых можно отметить положительный тренд уставного капитала АО ФПК, основного заказчика ремонтных предприятий.

Выводы исследования.

1.Появление контроллинга в виде концепции управления обусловлено усложнением и нестабильностью хозяйственной деятельности предприятий.

2. Контроллинг представляет собой область знаний на стыке теории принятия решений, экономико-математического моделирования, теории систем. В этом проявляется уникальность контроллинга как одного из ключевых инструментов организации бизнеса в современных условиях.

3.Теория контроллинга включает в себя инструменты координации на основе стандартных моделей менеджмента. С другой стороны эта теория сама основана на использовании определенных моделей. Наиболее перспективным является понимание контроллинга как механизма координации системы управления для обеспечения руководства предприятием.

6. Концепция контроллинга позволяет оптимально обеспечить учет влияния ресурсного потенциала, в частности динамики основных и оборотных средств, трудовых ресурсов на устойчивое развитие ремонтных предприятий железнодорожного транспорта.

7.Система сбалансированных показателей с учетом контроллинга позволяет обеспечить измеримость ключевых критериев бизнеса ремонтных предприятий для обеспечения малоинерционного мониторинга и их

устоичивого развития.

Дальнейший анализ проблем использования контроллинга для устойчивости предприятий вагоно-ремонтной базы предполагает учет эффекта кластеризации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Царев, В.В., Кантарович, А.А.Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология, М.: Юнити,2008 .-315 с.

2. Дайле А. Практика контроллинга . М.:Финансы и статистика. 2003. 336 стр.

3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.-Минск.: «Новое знание», 2002, с.7.

4. Пич Г., Шерм Э. Уточнение содержания контроллинга как функции управления и его поддержки// Проблемы теории и практики управления,.- 2001, № 3.

5. Хруцкий В.Е. Внутрифирменное бюджетирование. Настольная книга по постановке финансового планирования. - М.: Финансы и статистика, 2002г.

6. Бугаенко, М.В.Обоснование необходимости перехода отечественных машиностроительных предприятий к стратегической модели развития// Отраслевая экономика^) УЭкС.- 2012.- №11.- С.43-47.

7. Контроллинг как инструмент управления предприятием /Под ред. Н.Г.Данилочкиной.-М.: Юнити, 2002, с.167.

8. Карминский A.M., Фалько С.Г., Жевага А.А., Иванова Н.Ю. Контроллинг: М.: Финансы и статистика. 2006, 336 стр.

9. Юородушко И.В., Васильева Э.К. Стратегическое планирование и контроллинг. Спб.:Питер. 2006.

10. Гогутлов М.Х. Экономические методы оценки и управления продуктивностью промышленных предприятий железнодорожного транспорта в новых условиях хозяйствования. М. 2005. Диссертация на соискание уч. степени к.эк.наук.

11. Годовой отчет АО ФПК за 2014 г.

12. НогеаШ & Partners. Внедрение сбалансированной системы показателей М.: Альпина Бизнес Букс, 2005, 484 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.