Научная статья на тему 'Особенности рынка инновационных технологий и его роль в региональной экономике'

Особенности рынка инновационных технологий и его роль в региональной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
595
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / РЫНОК ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николенко Анастасия Андреевна, Беляева Елена Сергеевна, Емельянова Ольга Владимировна

В данной статье раскрываются особенности рынка инновационных технологий и его роль в региональной экономике, находящейся на современном этапе развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Николенко Анастасия Андреевна, Беляева Елена Сергеевна, Емельянова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности рынка инновационных технологий и его роль в региональной экономике»

УДК 332.122

ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЕГО РОЛЬ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ Николенко Анастасия Андреевна, магистрант (E-mail: nastya.nikolenko.1994@mail.ru) Беляева Елена Сергеевна, к.с.н., доцент, Емельянова Ольга Владимировна, к.э.н., доцент, Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия

В данной статье раскрываются особенности рынка инновационных технологий и его роль в региональной экономике, находящейся на современном этапе развития.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновации, рынок инновационных технологий, экономика региона, инновационные процессы.

Чтобы усовершенствовать систему управления инновационной деятельностью в стране необходимо вырабатывать механизмы взаимоотношений между государством, бизнесом и научно-образовательной средой на региональном уровне.

На современном этапе определяющим фактором в технологическом развитии экономики регионов России становится формирование рынка инновационных технологий.

Под рынком инновационных технологий следует понимать совокупность экономических отношений, формирующих спрос и предложение инновационных технологий, их передачу, использование и распределение, поддерживаемых соответствующими институтами и механизмами с целью технологического развития экономики [1, с. 183].

К основным предпосылкам создания данного рынка относятся:

- переход экономики России к инновационному типу развития, где инновационные технологии играют ключевую роль;

- развитие конкуренции на рынках высокотехнологичных товаров;

- углубление общественного разделения труда, специализация организаций на проведении исследований и разработке инновационных технологий, их коммерциализации;

- изменение законодательства в части правовой охраны объектов интеллектуальной собственности;

- превращение инновационных технологий в товар;

- развитие лицензионной торговли технологиями.

Как и любой рынок, рынок инновационных технологий имеет свою специфику, определяемую спецификой предлагаемого товара [1, с. 184].

Основными особенностями рынка инновационных технологий являются следующие (таблица 1).

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №7 (17), 2016 239 Таблица 1 - Особенности рынка инновационных технологий [4, с. 25]

Особенность Содержание

Данный рынок относится к рынкам несовершенной конкуренции Конкуренция за потребителя носит не ценовой характер, преобладают развитые связи между разработчиками технологий (продавцами) и предприятиями (покупателями), осуществляется регулирование рынка как со стороны государства, так и крупных промышленных компаний

Отсутствуют прямые конкуренты Разработчик технологии имеет монопольное положение на рынке, позволяющее ему извлекать технологическую ренту

Рынок, динамично развивающийся количественно и качественно Подвержен циклическим изменениям, сменам технологических укладов

Ёмкость рынка зависит от степени локализации производства и инновационной активности предприятий Спрос на инновационные технологии выступает производной от спроса на конечную продукцию, производимую с помощью инновационной технологии

Тесная взаимосвязь и взаимозависимость внутреннего и международного рынка инновационных технологий Ориентиры задает международный рынок

Инновационные технологии как основной объект рынка имеют отличительные особенности, определяющие специфику самого рынка инновационных технологий: воплощают в себе новые научно-технические знания; включают объекты интеллектуальной собственности, имеющие правовую охрану; относятся к конкретному типу инновации.

Инновационный рынок является организационным, т. е. здесь в качестве и поставщиков, и покупателей выступают преимущественно предприятия и различные учреждения. Экономические субъекты в сфере инновационной деятельности могут выступать потребителями одних инноваций (более низкого уровня) и поставщиками инноваций более высоких уровней. При этом качество конечных инновационных продуктов и услуг, определяется качеством инноваций по всей инновационной цепочке. В связи с чем важным является характер отношений, складывающихся в процессе создания и распространения инноваций.

Участниками сферы инновационного рынка являются хозяйствующие субъекты [3, с. 120]:

- создатели и обладатели научно-технических достижений и ноу-хау, небольшие самостоятельные фирмы, основная сфера деятельности которых посредничество или распространение инноваций;

- пользователи инноваций, а так же кредитно-финансовые, патентно-лицензионные, консалтинговые, рекламные, учебно-методические и прочие государственные и частные структуры.

Для эффективного распространения инноваций необходимо присутствие инноватора предложения (продавца) и инноватора спроса (покупателя). Новаторы открывают новые возможности, но дальнейшее их распространение определяется выбором имитаторов, которые руководствуются критериями эффективности при отборе инноваций. В значительной мере принятию и распространению инноваций способствуют инноваторы - люди (организации) с широким концептуальным репертуаром.

В зависимости от участия в инновационном процессе покупателей и поставщиков на рынке инноваций можно разделить на определенные группы (таблица 2).

Таблица 2 - Типы покупателей и поставщиков рынка инновационных _технологий [5, с. 21-22]_

Тип Спрос Предложение

Новаторы Генератор новых идей Первый реализовавший новые идеи

Реципиенты (последователи) Первая группа, приобретающая новые продукты Внедряющие модифицированные и улучшающие инновации

Раннее большинство Использующие модифицированные и улучшенные продукты Внедрившие новшество в массовое производство

Отстающие Потребители традиционных товаров Фирмы, выпускающие изделия на завершающей стадии жизненного цикла

Огромную важность для распространения новой научно- технической продукции имеют коммуникационные факторы. Высокий уровень информационного обмена, тесные коммуникации способствуют быстрой диффузии инноваций. Активное участие в научно-технических семинарах, симпозиумах, выставках обеспечивают знакомство потребителя с новой продукцией еще до выведения ее на рынок, формируя тем самым инновационный спрос. При отсутствии предварительной информации о новом товаре ее появление на рынке может быть встречено потребителем настороженно и процесс формирования спроса будет слишком длителен, что в свою очередь отразится на затратах и финансовых результатах фирмы- производителя.

Важность формирования рынка инновационных технологий в России определяется большой потребностью в новых технологиях для модернизации экономики в связи со сложившимся технологическим отставанием многих отраслей и производств [2, с. 42-43].

Теоретически существуют два подхода к определению дальнейшего развития отечественного инновационного рынка:

1) Приобретение лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки крупных зарубежных компаний. Плюсы такого подхода - отработанные на практике технологии, отвечающий мировым стандартам контроль качества, большие маркетинговые преимущества, возможности для создания совместных предприятий по принципу стратегических технологических альянсов, перспективы получения дополнительных кредитов на технологическое переоснащение. Основной минус - дешевый рубль, что делает проблематичным использование импортных материалов и комплектующих, а также возврат кредитов зарубежным партнерам.

2) Использование собственного научно-технического потенциала, в значительной мере не востребованного сегодня отечественной промышленностью.

Дальнейшее его успешное развитие возможно при обеспечении государственной поддержки инновационной деятельности, с одной стороны, и использования современных методов управления субъектами данной сферы, с другой [3, с. 124].

Для развития инновационных процессов важное значение имеет инновационный потенциал региона, который помимо других факторов предполагает создание соответствующей инфраструктуры.

Таким образом, основной задачей преодоления разрыва между спросом и потребностями в области инновационных технологий должно стать понимание особенностей инновационных технологий как товара с вытекающими отсюда требованиями к нему по качественным параметрам. Преодоление противоречий при формировании рынка инновационных технологий на региональном уровне возможно через стимулирование инновационной восприимчивости предприятий в рамках имеющихся региональных инструментов, создания и эффективного функционирования инновационной инфраструктуры на всех этапах инновационного процесса.

Список литературы

1. Емельянова О.В., Условия развития инновационной деятельности в регионе // Сборник: Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика - 2015 материалы V Международной научно-практической конференции. - 2015, с. 180-184.

2. Беляева Е.С., Маркина С.А., Современные подходы к решению проблем производительности труда // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2012. №1. С. 40-47.

3. Беляева Е.С., Критерии оценки государственного финансового контроля // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2015. №3. С. 118-124.

4. Емельянова О.В., Правовые основы регулирования инновационной деятельности корпораций // Сборник: Управленческие технологии и модели модернизационных процессов в российской экономике: история и современность - 2015 материалы II Международной научно-практической конференции. - 2015, с. 24-28.

5. Гуриева Л. К. Концептуальные основы инновационной стратегии регионального развития // Наука и инновационные технологии для регионального развития. - 2014. -№3. - С. 21-23.

6. Современное состояние и пути достижения стратегических ориентиров развития АПК/ Маркина С.А., Беляева Е.С.// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. Т. 24. № 19-1. С. 11.

7. Финансовая оценка принципа сбалансированности бюджета на субфедеральном уровне/ Беляева Е.С.// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. № 1. С. 193.

8. Экономика в общественном мнении/ Беспарточный Б. Д., Беляева Е. С..// Москва, 2004.

9. Теоретические вопросы государственного финансового контроля/ Беляева Е.С.// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 2. С. 106-110.

Nikolenko Anastasia Andreevna, student (E-mail: nastya.nikolenko.1994@mail.ru) Southwest State University, Kursk, Russia Belyaeva Elena Sergeevna, candidate of sociological sciences, associate professor, Southwest State University, Kursk

Yemelyanova Olga Vladimirovna, candidate of economic sciences, associate professor,

Southwest State University, Kursk

FEATURES OF THE MARKET OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND ITS ROLE IN THE REGIONAL ECONOMY

Abstract. This article describes the features of the market of innovative technologies and its role in the regional economies at the present stage of development.

Keywords: innovation, innovation, market innovation, the region's economy, innovation processes

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.