Научная статья на тему 'Проблема интеграции науки и образования в условиях современной кластерной экономики Курской области'

Проблема интеграции науки и образования в условиях современной кластерной экономики Курской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНАЯ ЭКОНОМИКА / ECONOMIC SOCIOLOGY / EDUCATION / SCIENCE / CLUSTER / CLUSTER ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асеева Ирина Александровна, Макухина Анастасия Александровна

Рассмотрена проблема соответствия направлений подготовки современного высшего образования, в частности, структуры специальностей Юго-Западного государственного университета (г. Курск), современным запросам на высококвалифицированные кадры в условиях современной кластерной экономики Курской области, а также необходимость внедрения научно-технических разработок инновационных центров университета в производство и включение их в цепочку отраслевых и межотраслевых экономических связей. Показана корреляция направлений подготовки бакалавриата и магистратуры ЮЗГУ и промышленных кластеров, которые постепенно создаются в регионе в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Курской области до 2020 г. Представлены результаты I этапа социологического исследования, проведенного студентами, кафедрой философии и социологии ЮЗГУ, направленного на изучение соответствия научно-образовательной среды вуза и кадровой обеспеченности Курской области, а также мотивации выбора конкретного вуза и определенного направления подготовки. Полученные результаты демонстрируют чрезвычайную важность для студентов возможности удачного трудоустройства на предприятиях региона, перспективы карьерного роста и престижности профессии. В заключение отмечен ряд серьезных проблем, решение которых будет способствовать совершенствованию высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SCIENCE AND EDUCATION INTEGRATION IN THE CONDITIONS OF MODERN CLUSTER ECONOMICS OF KURSK PROVINCE

The problem of the correspondence of training directions of modern higher education, in particular, the structure of the specialties of the Southwest State University (Kursk), the modern demands for highly skilled personnel in the modern cluster economy of the Kursk region, as well as the need to introduce scientific and technical development of innovative university centers in production and their inclusion in the chain of industry and interbranch economic ties is considered. The correlation of the directions of bachelor’s and master’s degree preparation at the SWSU and industrial clusters, which are gradually being created in the region in accordance with the Strategy of social and economic development of the Kursk region until 2020 is shown. The results of 1st stage of the sociological research conducted by the students, the Department of Philosophy and Sociology of the SWSU, aimed at studying the motivation for choosing a particular institution and a certain direction of preparation are presented. The obtained results demonstrate the extreme importance for students of the possibility of successful employment at the enterprises of the region, the prospects for career growth and the prestige of the profession. In conclusion, a number of serious problems is noted, the solution of which will contribute to the improvement of higher education.

Текст научной работы на тему «Проблема интеграции науки и образования в условиях современной кластерной экономики Курской области»

УДК 304.44+316.42

ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ КЛАСТЕРНОЙ ЭКОНОМИКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

© Ирина Александровна АСЕЕВА

доктор философских наук, доцент, зав. кафедрой философии и социологии Юго-Западный государственный университет 305040, Российская Федерация, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94 E-mail: irinaaseeva2011@yandex.ru © Анастасия Александровна МАКУХИНА студентка факультета экономики и менеджмента Юго-Западный государственный университет E-mail: nastia.makuhina@yandex.ru

Рассмотрена проблема соответствия направлений подготовки современного высшего образования, в частности, структуры специальностей Юго-Западного государственного университета (г. Курск), современным запросам на высококвалифицированные кадры в условиях современной кластерной экономики Курской области, а также необходимость внедрения научно-технических разработок инновационных центров университета в производство и включение их в цепочку отраслевых и межотраслевых экономических связей. Показана корреляция направлений подготовки бакалавриата и магистратуры ЮЗГУ и промышленных кластеров, которые постепенно создаются в регионе в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Курской области до 2020 г. Представлены результаты I этапа социологического исследования, проведенного студентами, кафедрой философии и социологии ЮЗГУ, направленного на изучение соответствия научно-образовательной среды вуза и кадровой обеспеченности Курской области, а также мотивации выбора конкретного вуза и определенного направления подготовки. Полученные результаты демонстрируют чрезвычайную важность для студентов возможности удачного трудоустройства на предприятиях региона, перспективы карьерного роста и престижности профессии. В заключение отмечен ряд серьезных проблем, решение которых будет способствовать совершенствованию высшего образования.

Ключевые слова: экономическая социология; образование; наука; кластер; кластерная экономика

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Курской области до 2020 г. базовым сценарием развития экономики является инновационно-прорывной сценарий, основывающийся на трех основополагающих идеях:

1) развитие и совершенствование рыночных механизмов финансово-хозяйственной деятельности;

2) кластерное развитие научно-технического и производственного потенциала;

3) усиление государственного стратегического управления [1].

В соответствии с этой стратегией возникает необходимость создания эффективных кластеров в регионах, нацеленных на достижение технологической, экологической, продовольственной безопасности национальной экономики и, конкретно, экономики Курской области. Тем более, что сложный период в мировой политической ситуации, масштабные экономические санкции, развернутые странами ЕС и США в отношении России,

стимулируют поиск инновационных предложений отечественными учеными, создают условия для генерирования технологических решений; создание конкурентноспособных товаров и услуг, способных на сопоставимое импортозамещение на национальном рынке и наращивание присутствия российских игроков на мировом рынке, в том числе в сфере инновационных технологий [2].

Кластерное развитие региональной экономики может стать не только эффективным стимулом возрождения отечественной промышленности, но и точкой роста национальной экономики, успешно противостоящей натиску глобальной конкуренции и соответствующей тенденциям прогрессивного регионального развития.

В настоящее время существует достаточно много содержательных подходов к определению понятия «кластер», но сущность -одна и заключается в том, что кластер представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных организаций,

поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других субъектов хозяйствования, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества всех участников и кластера в целом (К.З. Адамова, Н.А. Корчагина, В.П. Третьяк, К.В. Екимова, Е.В. Федина, М.П. Войнарен-ко, В.В. Тарасенко, Ю.М. Портер и др.) [3, с. 129; 4].

Специфика кластеров в Курской области заключается в том, что их формирование зависит от природно-естественных ресурсов, эффективного географического положения [5; 6]. Проанализировав структуру промышленности Курской области по видам экономической деятельности, были определены следующие направления структурных преобразований и формирования промышленных кластеров (рис. 1).

1. Кластер электроэнергетики. Одной из основных задач в развитии электроэнергетики, определенной «Энергетической стратегией России на период до 2030 года», является опережающее развитие атомной энергетики, направленное на снижение зависимости отрасли от природного газа, а также на диверсификацию топливно-энергетического баланса страны.

Курская АЭС, являясь основным производителем электроэнергии в Курской энергосистеме, в которую, кроме Курской области, входят Белгородская, Орловская, Липецкая и

Брянская области, покрывает до 14 % потребности в электроэнергии по Центральному федеральному округу. Поэтому ее устойчивое развитие важно не только для социально-экономического развития Курской области, но и Центрального федерального округа.

2. Кластер добычи полезных ископаемых. Металлургический комплекс занимает одно из ведущих мест в структуре промышленности Курской области. Согласно статистическим данным эта отрасль обладает наибольшим экономическим потенциалом.

В соответствии со «Стратегией развития металлургической промышленности России на период до 2020 года» основной железорудной базой российской металлургии по-прежнему останутся месторождения, расположенные на территории Курской магнитной аномалии, где сосредоточено до 2/3 российских запасов железных руд; предусматривается активное развитие производства железа, использование которого при производстве стали позволит снизить негативное воздействие на окружающую среду.

3. Кластер машиностроительной продукции, играющий ключевую роль в инновационном обновлении экономики области при условиях радикальной модернизации предприятий машиностроения, проведения активной политики импортозамещения, привлечения эффективных инвесторов и стратегических партнеров.

Рис. 1. Структура кластерных проектов Курской области

4. Кластер легкой, пищевой и фармацевтической промышленности, предприятия которой обладают благоприятными условиями для развития: природно-климатическими для расширения сырьевой базы, выгодным экономико- и транспортно-географическим положением области и развитой инфраструктурой для осуществления внутри- и межотраслевых связей. На территории области пищевая промышленность представлена одиннадцатью отраслями, объединяющими более 100 крупных и средних предприятий, на которых трудятся свыше 18 тыс. человек.

5. Кластер производства строительных материалов. В настоящее время производство строительных материалов ориентировано преимущественно на региональный рынок. Стратегическим приоритетом развития кластера производства строительных материалов является создание новых производств строительных материалов с использованием имеющихся в регионе запасов полезных ископаемых [7].

Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что Курская область имеет потенциал развития в таких отраслях хозяйственного комплекса, как электроэнергетика, черная металлургия, обрабатывающие производства (в том числе производство пищевых продуктов, целлюлозно-бумажное производство, машиностроение, металлообработка, а также перерабатывающая отрасли промышленности).

Предполагается, что формирование кластерных объединений в этих отраслях позволит сформировать переход к непрерывному инновационному росту в большинстве отраслей и будет обусловливать создание системы подготовки квалифицированных кадров, востребованных экономикой. Одним из важнейших условий функционирования кластеров станет объединение малых и крупных предприятий, университетов и исследовательских центров. Ожидается, что данные кластеры будут представлять собой такой микроклимат, в котором будет протекать активный, заинтересованный, высокоинтеллектуальный процесс создания инноваций, при условии привлечения необходимой инфраструктуры и квалифицированных кадров [8].

Среди основных проблем, характерных для развития рынка труда Курской области в 2011-2015 гг., необходимо назвать:

- несоответствие структуры предложения рабочей силы структуре спроса;

- старение имеющихся кадров;

- растущий уровень миграции молодых квалифицированных специалистов в регионы с более высоким уровнем заработной платы (Белгородскую область, Москву и Московскую область);

- отсутствие положительной динамики показателей дифференциации доходов населения;

- неполное соответствие системы профессионального образования запросам рынка труда [9].

Как видим, образовательные и научные организации являются неотъемлемыми участниками полноценного кластера. Поскольку отраслевой кластер в Курской области формируется в высокотехнологичном виде деятельности, то роль вузов и научного сообщества в нем достаточно существенна.

Юго-Западный государственный университет (ЮЗГУ) - ведущий вуз региона классического типа с широким набором естественно-научных, гуманитарных, экономических, сервисных и инженерных специальностей, призванных обеспечить квалифицированными кадрами кластерную экономику региона и Центральной России.

Карьера выпускников ЮЗГУ в ведущих предприятиях кластеров складывается следующим образом:

- кластер «Добыча полезных ископаемых»; ведущим предприятием кластера является ОАО «Михайловский ГОК», в настоящее время на предприятии работают выпускники вуза по специальностям: «Открытые горные работы», «Обогащения полезных ископаемых», «Инструментальные системы машиностроительных производств», «Инженерная защита окружающей среды» и др.;

- кластер «Электроэнергетика»; ведущим предприятием кластера является ОАО «Концерн Росэнергоатом», на предприятии работают выпускники ЮЗГУ по специальностям: «Электроснабжение», «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»; «Теплоснабжение и вентиляция», «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», «Проектирование и технология электронно-вычислительных средств», «Бухгалтерский

учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Прикладная информатика», «Инженерная защита окружающей среды», «Водоснабжение и водоотведение», «Промышленное и гражданское строительство», «Стандартизация и сертификация», «Мехатроника», «Технология машиностроения» и др.;

- кластер обрабатывающего комплекса; ведущими предприятиями кластера являются ОАО «Прибор», ГП «Электроаппарат», ООО Курский завод «Аккумулятор», ОАО «Электроагрегат», «Геомаш». На данных предприятиях выпускники ЮЗГУ работают по таким специальностям, как «Безопасность жизнедеятельности в техносфере», «Электроснабжение», «Юриспруденция», «Инженерная защита окружающей среды», «Технология сахаристых продуктов», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика и управление на предприятии», «Финансы и кредит», «Инженерное дело в медико-биологической практике», «Менеджмент организации», «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», «Проектирование и технология ЭВС», «Технология машиностроения», «Химическая технология и оборудование отделочного производства», «Промышленное и гражданское строительство», «Налоги и налогообложение» и др.;

- кластер машиностроительной промышленности; на предприятиях кластера выпускники ЮЗГУ трудоустроены по специальностям: «Технология машиностроения», «Электроснабжение», «Оборудование и технология сварочного производства», «Юриспруденция», «Машины и аппараты пищевых производств», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика и управление на предприятии», «Финансы и кредит» и др.;

- кластер химической и нефтехимической промышленности; ведущим предприятием является компания «Фармстандарт», в настоящее время на предприятии работают выпускники ЮЗГУ по специальностям: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Химическая технология и оборудование отделочного производства», «Промышленное и гражданское строительство», «Автомобили и автомобильное хозяйство», «Машины и оборудование пищевых производств», «Технология машиностроения», «Электроснабжение» и др.;

- кластер производства строительных материалов; ОАО «Курский завод КПД» является ведущим предприятием по выпуску железобетонных конструкций для строительства жилых домов, столярных изделий, товарного бетона, раствора, различных конструкций и оборудования. Выпускники ЮЗГУ трудоустроены на предприятии по таким специальностям, как «Теплоснабжение и вентиляция», «Оборудование и технология сварочного производства», «Промышленное и гражданское строительство, «Водоснабжение и водоотведение», «Городское строительство и хозяйство», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;

- кластер легкой промышленности; ПО Концерн «Курсктрикотажпром» является ведущим предприятием кластера по производству легкой промышленности. В настоящее время на предприятии работают выпускники вуза по специальностям «Технология швейных изделий», «Химическая технология и оборудование отделочного производства», «Юриспруденция», «Экономика и управление на предприятии», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Электроснабжение» и др. [10].

То есть анализ трудоустройства выпускников ЮЗГУ демонстрирует достаточно полную обеспеченность квалифицированными работниками ведущих предприятий выделенных кластеров. Но нам, как социологам, работающим в сфере экономической социологии, важно было узнать, насколько сознательно вчерашние школьники поступают в вузы, руководствуются ли не только своими способностями или знаниями о профессии, а и соображениями по сложности и качеству обучения [11].

С целью выяснения мнения современных студентов о мотивах выбора специальности, среди учащихся ЮЗГУ в рамках I этапа социологического исследования 2016-2017 гг. был проведен опрос. Нами выяснялись причины, заставляющие современную молодежь выбирать конкретный вуз, специальность, а также дальнейшее намерение работать по данной специальности. Ниже приведены результаты опроса по поводу мотивов выбора специальности у современных учащихся (рис. 2).

9,3

10,5

30,2

45,3

I А. Высшее образование - залог успешной карьеры и более высокой зарплаты I Б. Современные работодатели требуют высшего образования I В. Родители заставляют

I Г. Учеба в вузе - возможность отложить решение проблем трудоустройства, отвественности и пр. I Д. Возможность для мужчин избежать службы в армии

Рис. 2. Анализ ответов на вопрос «Почему, по Вашему мнению, большинство выпускников современных российских школ стремится поступить в вузы?»

Результаты опроса показывают, что 3/4 опрошенных называли в качестве ведущих мотивов получения высшего образования возможность сделать в дальнейшем успешную карьеру, а также требования работодателей. Следует обратить внимание, что 1/10 опрошенных в качестве единственной причины поступления в университет называют рекомендации родителей, свидетельствующей о гораздо меньшей самостоятельности современных абитуриентов в принятии решений, чем обычно полагают.

Следующий вопрос анкеты задавался с целью прояснить мотивы выбора конкретного вуза (ЮЗГУ).

Рис. 3 демонстрирует результаты ответов учащихся на вопрос о причинах выбора ими ЮЗГУ.

Результаты анкетирования показывают, что количество учащихся, самостоятельно принимавших решение, составляет около трети общего количества студентов. В то же время число тех, кто руководствовался исключительно рекомендациями ближайших родственников, также весьма велико. Одновременно можно отметить количество учащихся, ориентирующихся на мнение друзей и, возможно, поступивших «за компанию».

Таким образом, на смену одним авторитетам приходят другие.

Особое внимание следует уделить мотивам выбора конкретной специальности. Результаты ответов представлены в табл. 1 (можно было указывать несколько критериев одновременно).

Как следует из данных табл. 1, престижность профессии, спрос на рынке труда и возможность трудоустройства являются доминирующими факторами выбора специальности. Возможность получения высокой заработной платы находится на третьем месте по популярности ответов. Также можно отметить высокий процент респондентов с ответом «Специальность выбрана за меня».

Подводя итоги, можно сказать, что результаты опроса в целом не являются неожиданными. Они коррелируют с литературными данными и подтверждают тезис как о некотором инфантилизме значительной части современной молодежи, так и о конъюнктурном стремлении последней к модным специальностям с ориентацией более на престижность профессии, нежели на свое призвание. В то же время исключительно меркантильные мотивы играют при выборе будущей профессии гораздо меньшую роль, чем это принято думать.

10,5

15,9

36

12,8

A. Я выбрал специальность самостоятельно и поэтому ориентировался на данный вуз Б. По совету родителей или родственников

B. Сюда поступили мои друзья

Г. Поступал в несколько вузов, зачислили в этот ■ Л. Случайно, было все равно, куда поступать

Рис. 3. Результаты ответов на вопрос «По каким причинам Вы выбрали ЮЗГУ?»

Таблица 1

Результаты ответов на вопрос «По каким критериям Вы выбирали специальность?»

Варианты ответов % ответов

А. Престижность 31

Б. Спрос на рынке труда и возможность трудоустройства 28,6

В. Высокая заработная плата 19,4

Г. Это мое призвание 14,3

Д. Специальность выбрали за меня 16,7

Выбор конкретной специальности при обучении в вузе имеет очень большое значение. Однако во многом профессиональные компетенции выпускника определяются самим процессом обучения и решением проблем, возникающих в ходе овладения профессией.

Одним из ведущих факторов, определяющих уровень развития регионов и государства в целом, является научная деятельность и инновационные технологии. Именно интеллектуальные ресурсы и успешное применение знаний на практике являются определяющими составляющими выработанной формулы успеха нашего региона, стремящегося, согласно Стратегии развития до 2020 г., к кластерному развитию научно-технического и производственного потенциала.

Стратегические направления реализуются инновационными структурами ЮЗГУ, резидентами, инвестиционными компаниями и партнерами технопарка, ключевыми задачами которых являются:

- обеспечение трансфера технологий, включая информационное сопровождение;

- содействие сотрудничеству между разработчиками, предпринимателями и инвесторами;

- продвижение инноваций в промышленность и реальный сектор экономики;

- оказание помощи субъектам инновационной деятельности в разработке и реализации инновационных проектов.

Так, Центр трансфера технологий ЮЗГУ в соответствии с действующими международными правилами и требованиями сфор-

мировал методический регламент представления технологических запросов предприятий и технологических предложений для потребителей и разработчиков новой техники и технологий. Получены сертификаты доступа ЮЗГУ в Российскую электронную сеть трансфера технологий и сеть трансфера технологий высшей школы России для обеспечения ускоренного обмена запросами и предложениями, кооперации разработчиков и производителей, организации партнерств ученых и представителей бизнеса [10].

Однако при таких вдохновляющих успехах в организации образовательного процесса не следует игнорировать оставшиеся нерешенными серьезные проблемы, касающиеся даже не столько обучения конкретно в ЮЗГУ, сколько в целом высшего образования России.

Одна из серьезных актуальных проблем -внедрение научно-технических инноваций в производство и включение их в цепочку отраслевых и межотраслевых экономических связей (доведение до конечного продукта и конечного потребителя). Поэтому важной стратегией развития отечественного образования следует считать выход обучения за рамки одного направления подготовки, ориентацию на комплексный, междисциплинарный подход к специальности. Она может быть реализована как включение в учебный план наряду с общетеоретическими дисциплинами одной специальности предметов из другой области знания, больше связанной с практикой. Такой подход способствует лучшему, более глубокому включению профессионала в реальный производственный или технологический процесс (например, специальность «Экономическая социология» или «Экономика в сфере строительства») [12; 13]. Еще один вариант выполнения такой стратегии - междисциплинарные научно-практические проекты, привлекающие для эффективного сотрудничества разных профессионалов: социологов, инженеров, экономистов, менеджеров, юристов для того, чтобы не только разработать производственный продукт, но и выяснить его целесообразность, стоимость, законность и довести до потребителя. Участие в таких масштабных проектах влечет за собой целенаправленное обучение слаженной работе в больших коллективах, эффективной коммуникации, что тоже не-

пременно должно стать отдельной стратегической ориентацией высшей школы. «Вузовский креатив в области профессионального воспитания необходимо объединить совместными проектами, сетевыми конструкциями, поддержать фундаментально и теоретически, постепенно выводить на уровень образовательных стандартов, определяя основные формирующиеся здесь компетенции -способности работать с ценностно-целевой структурой и культурными образцами профессиональной деятельности, осваивать различные форматы коммуникации и автокоммуникации, на личностном уровне различать и формировать профессиональные и общекультурные жизненные ситуации» [14, с. 247], - еще одна близкая нам позиция коллег из Института философии РАН. Таким образом, через совместную эффективную деятельность специалисты разных областей могут осознать взаимодополнительность вклада каждого в общее дело.

В заключение мы хотели бы обратить внимание на важнейшую идею, лежащую в основе успешности и других стратегических позиций, идею гуманизации и гуманитаризации процесса образования и его сути. Такая стратегия базируется на сущности образования вообще - на приведении знаний в гармонию с миром, природой, мировой цивилизацией, высшими проявлениями разумности и духовности человека. Именно в циклах гуманитарных дисциплин формируется целостное понимание мира, познаются наиболее общие законы, дающие представление о том, как, почему и зачем развиваются любые явления природной и социальной реальности. Именно гуманитаристика способна сформировать аналитическое, критическое мышление, организовать тренинги публичного выступления, создать атмосферу открытой дис-куссионности и дать уроки риторики и ораторского мастерства, которых так не хватает профессионалам естественнонаучного и технического профиля.

Список литературы

1. Стратегия социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года. URL: http ://adm.rkursk. ru/index.php?id=1625 &mat_id=57331 (дата обращения: 15.12.2016).

2. Боев Е.И., Зотов В.В., Каменский Е.Г. Развитие методологии управления инновациями:

от процесса к личности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2010. № 14. С. 84-90.

3. Адамова К.З. Кластеры: понятие, условия возникновения и функционирования // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2008. Т. 3. № 1 (34). С. 129-134.

4. Войнаренко М.П. Кластеры в институциональной экономике: монография. СПб.: АНО ИПЭВ, 2013. 496 с.

5. Вертакова Ю.В., КлевцоваМ.Г., Харченко Е.В. Исследование пространственных различий территориальных образований региона (на материалах Курской области) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2012. № 2. С. 26-34.

6. Положенцева Ю.С. Кластерный подход к анализу инновационного развития субъектов Российской Федерации // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 4-3 (43). С. 31-38.

7. Лунгу А.Г. Антикризисное управление предприятиями в условиях неустойчивости внешней среды: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Курск, 2014.

8. Абрамов А.П. Социологическая концептуализация кластеров // Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики: сб. науч. тр. Между-нар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.А. Горохов. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2015. Т. 1. С. 9-11.

9. Система образования Курской области // Материалы комитета образования и науки Курской области. URL: http://www.komobr46.ru (дата обращения: 12.12.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Юго-Западный государственный университет. URL: http://www.swsu.ru/ (дата обращения: 12.12.2016).

11. Волохова Н.В., Пахомова О.А. О важности биоэтического обеспечения инновационного развития биомедицинских технологий // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 5-4. С. 109-112.

12. Буданов В.Г., Сороко Э.М., Асеева И.А. Инновационные технологии в образовательных средах на основе самоорганизации студенче-ско-преподавательского сообщества // Философия и культура. 2012. № 12. С. 104-109.

13. Асеева И.А., Ветрова О.А., Алексеенко А.И. Актуальные проблемы и стратегические перспективы высшего образования в России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2014. № 5. С. 34-42.

14. Пищулин Н.П., Буров В.А. Постнеклассиче-ская парадигма и новые контексты образования. М.: ООО НИЦ «Инженер», 2009. 357 с.

References

1. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Kurskoy oblasti na period do 2020 goda [Strategy for social and economic development of Kursk region for the period till 2020]. (In Russian). Available at: http://adm.rkursk.ru/ index.php?id=1625&mat_id=57331 (accessed 15.12.2016).

2. Boev E.I., Zotov V.V., Kamenskiy E.G. Razvitie metodologii upravleniya innovatsiyami: ot prot-sessa k lichnosti [Development of methodology for innovation management: from process to personality]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo - Belgorod State University Scientific Bulletin. Philosophy. Sociology. Law, 2010, no. 14, pp. 84-90. (In Russian).

3. Adamova K.Z. Klastery: ponyatie, usloviya vozniknoveniya i funktsionirovaniya [Clusters: concept, terms of formation and functioning]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo tekhni-cheskogo universiteta - Vestnik Saratov State Technical University, 2008, vol. 3, no. 1 (34), pp. 129-134. (In Russian).

4. Voynarenko M.P. Klastery v institutsional'noy ekonomike [The Clusters in Institutional Economics]. St. Petersburg, Autonomous Nonprofit Organization "Institute of Problems of Economic Revival", 2013, 496 p. (In Russian).

5. Vertakova Yu.V., Klevtsova M.G., Khar-chenko E.V. Issledovanie prostranstvennykh razlichiy territorial'nykh obrazovaniy regiona (na materialakh Kurskoy oblasti) [Convergence and divergence of territorial structures on the basis of economic and technical indicators of the frag-mentariness]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment - Proceedings of South-West State University. Series Economy. Sociology. Management, 2012, no. 2, pp. 26-34. (In Russian).

6. Polozhentseva Yu.S. Klasternyy podkhod k anal-izu innovatsionnogo razvitiya subektov Rossiy-skoy Federatsii [Cluster approach to the analysis of innovative development of subjects of the Russian Federation]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta - Proceedings of the South-West State University, 2012, no. 4-3 (43), pp. 31-38. (In Russian).

7. Lungu A.G. Antikrizisnoe upravlenie predpri-yatiyami v usloviyakh neustoychivosti vneshney sredy. Avtoref diss. ... kand. ekon. nauk [Anticrisis Management of Enterprises in the Condi-

tions of Instability of External Environment. Cand. econ. sci. diss. abstr.]. Kursk, 2014. (In Russian).

8. Abramov A.P. Sotsiologicheskaya kontseptuali-zatsiya klasterov [Sociological conceptualization of clusters]. Sbornik nauchnykh trudov Mezhdu-narodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Klasternye initsiativy v formirovanii progres-sivnoy struktury natsional'noy ekonomiki» [Proceedings of International Scientific and Practical Conference "Cluster Initiative in the Formation of Progressive Structure of the National Economy"]. Kursk, CC "Universitetskaya kniga", 2015, vol. 1, pp. 9-11. (In Russian).

9. Sistema obrazovaniya Kurskoy oblasti [The education system of Kursk region]. Materialy komi-teta obrazovaniya i nauki Kurskoy oblasti [Materials of the committee of education and science of Kursk region]. (In Russian). Available at: http://www.komobr46.ru (accessed 12.12.2016).

10. Yugo-Zapadnyy gosudarstvennyy universitet [South-West State University]. (In Russian). Available at: http://www.swsu.ru/ (accessed 12.12.2016).

11. Volokhova N.V., Pakhomova O.A. O vazhnosti bioeticheskogo obespecheniya innovatsionnogo razvitiya biomeditsinskikh tekhnologiy [About importance of bioethics for promoting innovation development in biomedical technologies]. Teoreticheskie i prikladnye aspekty sovremennoy nauki [Theoretical and Applied Aspects of Mod-

em Science], 2014, no. 5-4, pp. 109-112. (In Russian).

12. Budanov V.G., Soroko E.M., Aseeva I.A. Inno-vatsionnye tekhnologii v obrazovatel'nykh sre-dakh na osnove samoorganizatsii studenchesko-prepodavatel'skogo soobshchestva [Innovative technologies in educational environment based on self-organization of students and faculty community]. Filosofiya i kul'tura - Philosophy and Culture, 2012, no. 12, pp. 104-109. (In Russian).

13. Aseeva I.A., Vetrova O.A., Alekseenko A.I. Ak-tual'nye problemy i strategicheskie perspektivy vysshego obrazovaniya v Rossii [Current problems and strategic prospects of higher education in Russia]. Vestnik Volgogradskogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya. Sotsiologiya i sotsialnye tekhnologii - Science Journal of Volgograd State University. Philosophy. Sociology and Social Technologies, 2014, no. 5, pp. 34-42. (In Russian).

14. Pishchulin N.P., Burov V.A. Postneklassi-cheskaya paradigma i novye konteksty obra-zovaniya [Postnonclassical Paradigm and the New Context of Education]. Moscow, LLC Scientific Publishing Center "Inzhenef', 2009, 357 p. (In Russian).

Поступила в редакцию 21.01.2017 г. Received 21 January 2017

UDC 304.44+316.42

THE PROBLEM OF SCIENCE AND EDUCATION INTEGRATION IN THE CONDITIONS OF MODERN CLUSTER ECONOMICS OF KURSK PROVINCE Irina Aleksandrovna ASEEVA

Doctor of Philosophy, Associate Professor, Head of Philosophy and Sociology Department Southwest State University

94 50 Let Oktyabrya St., Kursk, Russian Federation, 305040 E-mail: irinaaseeva2011@yandex.ru Anastasiya Aleksandrovna MAKUKHINA Student of Economics and Management Faculty Southwest State University E-mail: nastia.makuhina@yandex.ru

The problem of the correspondence of training directions of modern higher education, in particular, the structure of the specialties of the Southwest State University (Kursk), the modern demands for highly skilled personnel in the modern cluster economy of the Kursk region, as well as the need to introduce scientific and technical development of innovative university centers in production and their inclusion in the chain of industry and interbranch economic ties is considered. The correlation of the directions of bachelor's and master's degree preparation at the SWSU and industrial clusters, which are gradually being created in the region in accordance with the Strategy of social and economic development of the Kursk region until 2020 is shown. The results of 1st stage of the sociological research conducted by the students, the Department of Philosophy and Sociology of the SWSU, aimed at studying the motivation for choosing a particular institution and a certain direction of preparation are presented. The obtained results demonstrate the extreme importance for students of the possibility of successful employment at the enterprises of the region, the prospects for career growth and the prestige of the profession. In conclusion, a number of serious problems is noted, the solution of which will contribute to the improvement of higher education. Key words: economic sociology; education; science; cluster; cluster economy

Для цитирования: Асеева И.А., Макухина А.А. Проблема интеграции науки и образования в условиях современной кластерной экономики Курской области // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2017. Т. 3. Вып. 2 (10). С. 18-27.

For citation: Aseeva I.A., Makukhina A.A. Problema integratsii nauki i obrazovaniya v usloviyakh sovremennoy klasternoy ekonomiki Kurskoy oblasti [The problem of science and education integration in the conditions of modern cluster economics of Kursk province]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Obshchestvennye nauki - Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2017, vol. 3, no. 2 (10), pp. 18-27. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.