Научная статья на тему 'Бакалавр на современном рынке труда'

Бакалавр на современном рынке труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
376
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / БАКАЛАВРИАТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / LABOR MARKET / BACHELOR DEGREE / HIGHER EDUCATION / INNOVATIVE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чефранова Светлана Владимировна

Проанализирована проблема трудоустройства выпускников бакалавриата вузов в современных социально-экономических условиях. Контекстом рассмотрения проблемы выступает инновационная политика российского государства. Установлено противоречие между запросом рынка труда и уровневой структурой высшего образования в условиях реального сектора экономики. Установлено, что и работодатели, и современная система высшего образования в лице вузов имеют вполне конкретные взаимные интересы. Это является отражением объективных тенденций реформирования и экономики, и образовательных институтов. Полученные выводы иллюстрированы вторичными данными социологической статистики. В результате исследования выявлена необходимость согласования возможностей и потребностей современного рынка труда и системы высшего образования. Определены мотивы и потребности студентов бакалавриата по освоению программ магистратуры, повышения их квалификации, а также прогнозы относительно собственного трудоустройства по специальности. Одним из методов снижения напряженности в сфере трудоустройста выпускников бакалавриата предлагается возрождение института целевого трудоустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чефранова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BACHELOR AT THE MODERN LABOR-MARKET

The problem of employment of bachelor degree graduates of higher education institutions in modern social and economic conditions is analyzed. The contradiction between inquiry of a labor market and level structure of the higher education is established. It is stated that employers and modern system of higher education, represented by universities, have rather specific mutual interests. This reflects the objective trends of economy and educational institutions reformation. The received conclusions are illustrated by secondary data of sociological statistics. As a result of research need of coordination of opportunities and requirements of a modern labor market and system of the higher education is revealed. Motives and needs of students of a bachelor degree are determined by development of programs of a master’s degree, increase of their qualification, and also forecasts of rather own employment in the specialty. In the sphere employments graduates of a bachelor degree revival of institute of target employment is offered to one of methods of decrease in intensity.

Текст научной работы на тему «Бакалавр на современном рынке труда»

УДК 331.5

БАКАЛАВР НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА

© Светлана Владимировна ЧЕФРАНОВА

студентка факультета экономики и менеджмента Юго-Западный государственный университет 305040, Российская Федерация, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94 E-mail: chefranova5179086@mail.ru

Проанализирована проблема трудоустройства выпускников бакалавриата вузов в современных социально-экономических условиях. Контекстом рассмотрения проблемы выступает инновационная политика российского государства. Установлено противоречие между запросом рынка труда и уров-невой структурой высшего образования в условиях реального сектора экономики. Установлено, что и работодатели, и современная система высшего образования в лице вузов имеют вполне конкретные взаимные интересы. Это является отражением объективных тенденций реформирования и экономики, и образовательных институтов. Полученные выводы иллюстрированы вторичными данными социологической статистики. В результате исследования выявлена необходимость согласования возможностей и потребностей современного рынка труда и системы высшего образования. Определены мотивы и потребности студентов бакалавриата по освоению программ магистратуры, повышения их квалификации, а также прогнозы относительно собственного трудоустройства по специальности. Одним из методов снижения напряженности в сфере трудоустройста выпускников бакалавриата предлагается возрождение института целевого трудоустройства.

Ключевые слова: рынок труда; бакалавриат; высшее образование; инновационная политика

Современный политический курс инно-ватизации экономики требует создания кадровой «базы» его реализации. Это предполагает тесную связь экономических институтов с образовательной системой общества, в первую очередь, высшим образованием. Именно на этот социальный институт сегодня возложена задача формирования кадрового потенциала страны и профессионального обеспечения целей «технологического прорыва».

Политическая логика такого подхода выглядит вполне оправданной. Однако культурный антагонизм «традиции» и «инновации» потребовал существенной реформы исторически сложившейся системы высшего образования, что уже на протяжении более чем десяти лет оценивается крайне неоднозначно. Е.Г. Каменский отмечает: «В общественном мнении населения страны распространяется критика современной системы государственного управления, региональной и местной власти, используемых ими социальных технологий. Антагонизм инноватиза-ции и социальной политики, неудач реформирования образовательной системы и объективного требования к повышению уровня квалификации профессионального корпуса реального сектора экономики воспринимаются гражданами и экспертами на фоне сохраняющейся энергоотраслевой зависимости

России, как имитационная деятельность «чиновничьего аппарата» [1, с. 7].

Тем не менее, сложившаяся ситуация не умаляет, а лишь подчеркивает значение института высшего образования в процессе экономического развития российского государства.

Одним из наиболее акцентируемых в современных исследованиях аспектов реформы высшей школы отмечается переход на уров-невую систему вузовского образования в контексте Болонского процесса, в который Россия интегрирована с 2003 г. Например, Л.Б. Парфенова отмечает: «Кардинальные преобразования в системе высшего образования страны оказались исключительно болезненными, а включение в Болонский процесс предопределило появление принципиально новой трехуровневой системы подготовки наиболее квалифицированных кадров общества. Тем не менее, была и остается органическая связь выпускник высшего учебного заведения - работодатель» [2, с. 89].

В условиях подобной смены образовательных парадигм актуализировался вопрос об особенностях трудоустройства выпускников вузов, о профессиональном статусе бакалавров на рынке труда, об их способности удовлетворять потребности реального сектора экономики, реорганизуемой согласно це-

лям инноватизации, формирования личности инновационного типа [3; 4]. Особенно актуальна эта проблема в региональном аспекте, так как именно в регионах отчетливее всего просматривается отраслевая специфика отношений спроса-предложения на рынке труда. Именно здесь устанавливаются непосредственные взаимные интересы работодателя и вузов.

Например, Г.В. Егорова приводит области таких интересов для указанных субъектов социально-экономических отношений [5].

Для работодателя здесь основными интересами будут: формирование корпуса специалистов по актуальным для работодателя специальностям; наличие временной рабочей силы в период прохождения производственных практик студентами; профессиональная переподготовка собственных работников; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) для нужд предприятия; возможность влияния на качество подготовки кадров для решения актуальных проблем для предприятия.

Основной интерес со стороны вуза определяется следующими обстоятельствами: трудоустройство выпускников; использование производственной базы работодателя для проведения практик студентов; использование кадровых, материально-технических и информационных ресурсов предприятий для организации учебного процесса; проведение на предприятиях хоздоговорных НИОКР; проведение стажировок субъектов образовательного процесса [5, с. 98].

Данные интересы субъектов рынка образовательных услуг и рынка труда вполне логичны. Однако необходимо понять, каково реальное состояние проблемы трудоустройства бакалавров в современных условиях.

С.Ю. Иванов, Д.В. Иванова, С.Н. Анто-нюк, Н.И. Прокопов отмечают, что работодатели не воспринимают диплом бакалавра как документ о полноценном высшем образовании, приравнивая его порой к дипломам, выдаваемым среднепрофессиональными учреждениями. Согласно их исследованию, предпочтение выпускнику-бакалавру отдают всего 1,9 % работодателей [6, с. 92-93].

В свою очередь, Л.А. Глинчикова и И.Р. Федулина отмечают, что работодатель далек от понимания трансформационных процессов в системе современного высшего

образования. Согласно их исследованию, большинство работодателей (92,0 %) хорошо представляют функциональные возможности лишь такой квалификационной ступени, как специалист. О возможностях бакалавра и магистра имеют какое-либо представление лишь 29,0 и 20,0 % опрошенных работодателей соответственно [7, с. 22].

В свою очередь, и сами студенты бакалавриата реагируют на такое положение вещей. Показательно в этом отношении исследование Т.Н. Клочковой мотивации студентов касательно поступления в магистратуру. Согласно его результатам было установлено, что основными причинами поступления в магистратуру выпускники называют «невосприятие бакалавриата в качестве полноценного образования...» [8, с. 180]. Тем не менее, в условиях почти полного отсутствия специальностей в вузах, позволяющих получить квалификацию специалиста, наиболее востребованную работодателем, эта ситуация иллюстрирует противоречивость спроса-предложения на рынке труда. Кроме того, по мнению выпускников вузов, работодателям нужны скорее просто толковые работники, чем их дипломы. Так считают 47,3 % опрошенных студентов [8, с. 181].

При этом в контексте образовательной реформы в результате применения компе-тентностного подхода должна повыситься степень соответствия подготовки выпускников вузов требованиям рынка труда. Однако, как отмечает Д.В. Братищенко, немногие из числа работодателей (36,7 %) готовы участвовать в разработке образовательных программ [9]. Данный факт усугубляет разба-лансированность спроса и предложения на рынке труда и результативности системы высшего образования по формированию кадрового потенциала современной экономики. В первую очередь, это проявляется не в уровне молодежной безработицы, а в количестве выпускников вузов, работающих не по специальности, чей процент достигает, по разным оценкам, от 50 до 70 %. При этом потери государства от этого составляют около 1 трлн руб. [10].

Несмотря на то, что ряд авторов считает, что выделение блока «элитарного» образования - магистратуры - в дальнейшем будет усиливать социальную поляризацию в обществе, вероятно, именно возможности маги-

стерского образования могли бы скорректировать озвученные выше проблемы, позволяя изменить или углубить полученный на бакалавриате образовательный статус [6, с. 92-93].

Т.Н. Клочкова отмечает, что в год окончания вуза намерены поступать в магистратуру около трети выпускников (32,5 %), причем так ответили лишь 16,7 % окончивших специалитет и 33,8 % бакалавров. Позднее к ним собираются присоединиться еще 16,6 % респондентов (8,3 и 17,2 % соответственно). Не изъявили желания поступать в магистратуру ни сейчас, ни в ближайшей перспективе 41,7 % окончивших специалитет. Пока не задумывался о дальнейшей образовательной траектории каждый пятый выпускник (20,4 %), из них треть выпускников специа-литета (33,3 %) и каждый пятый бакалавр (19,3 %). Меньше всего не определившихся в этом вопросе юристов (14,3 %). Такое большое число неопределившихся наводит на мысль о том, что студенты не строят долгосрочных планов на свое обучение, а действуют в зависимости от сложившихся обстоятельств. Возможно, это связано с тем, что первоначальный выбор вуза был также в большей степени связан с возможностью туда поступить, а не с призванием [8, с. 178].

Кроме того, сегодня активно развивается так называемая вторичная занятость студентов очной формы обучения. Иными словами, многие из студентов-бакалавров, еще не окончив обучение, уже работают. Далее, после окончания вуза, многие из них продолжают профессиональную карьеру в той же организации. И в этом случае, согласно исследованиям Т.Н. Клочковой, большинство работающих выпускников не планируют поступать в магистратуру. Она считает, что «скорее всего, это связано с тем, что работающие на постоянной основе дорожат своей работой и столкнулись с тем, что работодатели «без особого удовольствия» отпускают своих работников в оплачиваемый или даже в неоплачиваемый учебный отпуск. Перед ними встает выбор: или держаться за ту работу, которая у них есть, или стремиться заполучить «журавля в небе». Сегодняшние реалии на рынке труда таковы, что многие довольствуются «синицей в руках» [8, с. 179180].

С учетом таких тенденций многие исследователи говорят о том, что необходим воз-

врат к целевым формам трудоустройства выпускников. В частности, они апеллируют к опыту советского прошлого. Утверждается, что если этот институт даже в условиях командной экономики успешно решал проблемы трудоустройства выпускников и удовлетворял общегосударственный и региональный спрос на квалифицированные кадры, то в условиях введения практико-ориентиро-ванного бакалавриата целевой набор призван играть решающую роль [2, с. 92; 11]. В частности, М.А. Горожанкина пишет о том, что для минимизации безработицы среди молодежи, окончившей вузы, нужно не только разработать целевую программу содействия занятости и трудоустройства для бакалавров, но и ввести обязательное квотирование рабочих мест [12, с. 49].

Ввиду этого самостоятельный акцент на необходимости развития прикладного бакалавриата сегодня является актуальным трендом научных исследований рассматриваемой проблемы: «Реализация программ прикладного бакалавриата как вида программ прак-тико-ориентированного высшего образования, учитывающего потребности конкретного региона, должна стать основой решения проблемы сбалансированности рынка труда и профессионального образования» [13, с. 485].

Таким образом, в настоящее время требуются мероприятия, учитывающие комплексно не только потребности рынка, диссонирующие с массовым предложением дипломированных выпускников от института высшего образования, но и необходимость координации их взаимодействия в контексте политически определенных приоритетов инновационного развития национальной экономики. Целевое трудоустройство, квотирование рабочих мест, развитие форм прикладного бакалавриата могут рассматриваться как возможные способы решения проблем только с учетом именно общегосударственных приоритетов социально-экономического строительства.

Список литературы

1. Каменский Е.Г. Коррупционная культура: сущность, формирование и трансляция (на примере высшего образования). Курск: ЮЗГУ, 2015.

2. Парфенова Л.Б. Взаимосвязь вуз - работодатель как элемент внешней оценки и обеспе-

чения качества высшего образования // Экономический вестник Ярославского университета. 2014. № 32. С. 89-92.

3. Боев Е.И., Зотов В.В., Каменский Е.Г. Развитие методологии управления инновациями: от процесса к личности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право.

2010. № 14. С. 84-90.

4. Кравчук П.Ф., Каменский Е.Г., Боев Е.И. Интеграционные характеристики инновационного потенциала личности // Известия Курского государственного технического университета. 2010. № 2 (31). С. 116-121.

5. Егорова Г.В. Интеграция рынка труда и образования // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2011. Т. 1. № 2. С. 98-101.

6. Иванов С.Ю., Иванова Д.В., Антонюк С.Н., Прокопов Н.И. Особенности профессиональной мобильности выпускников вуза на рынке труда в условиях инновационного образования // Вестник МИТХТ им. М.В. Ломоносова.

2011. Т. 6. № 1. С. 90-94.

7. Глинчикова Л.А., Федулина И.Р. Взаимодействие между учреждениями образования и работодателями по подготовке физкультурных кадров в условиях региона // Культура физическая и здоровье. 2014. № 1 (48). С. 21-23.

8. Клочкова Т.Н. Исследование потребностей и мотивов получения степени магистра в управленческом вузе // Власть. 2016. № 4. С. 176-183.

9. Братищенко Д.В. Значимость компетенций бакалавра по управлению персоналом: оценка работодателей // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2011. № 3.

10. Борисова А.А. Профильное трудоустройство: сущность, типы и методика диагностики // Вестник Омского университета. Серия Экономика. 2013. № 4. С. 53-57.

11. Буданов В.Г., Сороко Э.М., Асеева И.А. Инновационные технологии в образовательных средах на основе самоорганизации студенче-ско-преподавательского сообщества // Философия и культура. 2012. № 12. С. 104-109.

12. Горожанкина М.А. Вопросы трудоустройства бакалавров // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2015. № 4.1. С. 45-50.

13. Козлов В.С., Котельникова С.В. О прикладном бакалавриате // Решетневские чтения. 2013. Т. 2. № 17. С. 484-486.

References

1. Kamenskiy E.G. Korruptsionnaya kul'tura: sushchnost', formirovanie i translyatsiya (na

primere vysshego obrazovaniya) [Culture of Corruption: the Nature, Formation and Translation (on the Example of Higher Education)]. Kursk, South-West State University Publ., 2015. (In Russian).

2. Parfyonova L.B. Vzaimosvyaz' vuz - raboto-datel' kak element vneshney otsenki i obe-specheniya kachestva vysshego obrazovaniya [Coordination of connections between institution of higher education and employer as element of exterior estimation the quality of higher education]. Ekonomicheskiy vestnik Yaroslavskogo universiteta [Economic Bulletin of the Yaroslavl University], 2014, no. 32, pp. 89-92. (In Russian).

3. Boev E.I., Zotov V.V., Kamenskiy E.G. Razvitie metodologii upravleniya innovatsiyami: ot prot-sessa k lichnosti [Development of methodology for innovation management: from process to personality]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo - Belgorod State University Scientific Bulletin. Philosophy. Sociology. Law, 2010, no. 14, pp. 84-90. (In Russian).

4. Kravchuk P.F., Kamenskiy E.G., Boev E.I. Inte-gratsionnye kharakteristiki innovatsionnogo po-tentsiala lichnosti [Integration characteristics of innovative potential of the person]. Izvestiya Kurskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of Kursk State Technical University], 2010, no. 2 (31), pp. 116-121. (In Russian).

5. Egorova G.V. Integratsiya rynka truda i obra-zovaniya [Integration of labour market and education]. Ekonomika i upravlenie: novye vyzovy i perspektivy - Economics and Management: New Challenges and Perspectives, 2011, vol. 1, no. 2, pp. 98-101. (In Russian).

6. Ivanov S.Y., Ivanova D.V., Antonyuk S.N., Pro-kopov N.I. Osobennosti professional'noy mo-bil'nosti vypusknikov vuza na rynke truda v us-loviyakh innovatsionnogo obrazovaniya [Features of professional mobility of graduates in the labour market in the conditions of innovative education]. VestnikMITKhT im. M.V. Lomonos-ova [Vestnik MITHT named after M.V. Lo-monosov], 2011, vol. 6, no. 1, pp. 90-94. (In Russian).

7. Glinchikova L.A., Fedulina I.R. Vzaimodeystvie mezhdu uchrezhdeniyami obrazovaniya i rabotodatelyami po podgotovke fizkul'turnykh kadrov v usloviyakh regiona [Interaction between the educational institutions and employers in training of physical culture experts in region]. Kultura fizicheskaya i zdorove - Physical Culture and Health, 2014, no. 1 (48), pp. 21-23. (In Russian).

8. Klochkova T.N. Issledovanie potrebnostey i mo-tivov polucheniya stepeni magistra v uprav-

lencheskom vuze [Research of needs and motivations of preparing for the master's degree in management university]. Vlast' - The Authority, 2016, no. 4, pp. 176-183. (In Russian).

9. Bratishchenko D.V. Znachimost' kompetentsiy bakalavra po upravleniyu personalom: otsenka rabotodateley [Importance of competences of bachelor of personnel management: evaluation by employers]. Izvestiya Irkutskoy gosu-darstvennoy ekonomicheskoy akademii - Izves-tiya of Irkutsk State Economics Academy, 2011, no. 3. (In Russian).

10. Borisova A.A. Profil'noe trudoustroystvo: sushchnost', tipy i metodika diagnostiki [Employment by profession: content, types and technique of diagnosis]. Vestnik Omskogo univer-siteta. Seriya «Ekonomika» - Herald of Omsk University. Series «Economics», 2013, no. 4, pp. 53-57. (In Russian).

11. Budanov V.G., Soroko E.M., Aseeva I.A. Inno-vatsionnye tekhnologii v obrazovatel'nykh sre-

dakh na osnove samoorganizatsii studenchesko-prepodavatel'skogo soobshchestva [Innovative technologies in educational environment based on self-organization of students and faculty community]. Filosofiya i kul'tura - Philosophy and Culture, 2012, no. 12, pp. 104-109. (In Russian).

12. Gorozhankina M.A. Voprosy trudoustroystva bakalavrov [Issues of employment of bachelors]. Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo univer-siteta putey soobshcheniya - The Siberian Transport University Bulletin, 2015, no. 4.1, pp. 45-50. (In Russian).

13. Kozlov V.S., Kotelnikova S.V. O prikladnom bakalavriate [About applied bachelor degree]. Reshetnevskie chteniya - Reshetnev Readings, 2013, vol. 2, no. 17, pp. 484-486. (In Russian).

Поступила в редакцию 20.02.2017 г. Received 20 February 2017

UDC 331.5

BACHELOR AT THE MODERN LABOR-MARKET Svetlana Vladimirovna CHEFRANOVA Student of Economics and Management Faculty Southwest State University

94 50 Let Oktyabrya St., Kursk, Russian Federation, 305040 E-mail: chefranova5179086@mail.ru

The problem of employment of bachelor degree graduates of higher education institutions in modern social and economic conditions is analyzed. The contradiction between inquiry of a labor market and level structure of the higher education is established. It is stated that employers and modern system of higher education, represented by universities, have rather specific mutual interests. This reflects the objective trends of economy and educational institutions reformation. The received conclusions are illustrated by secondary data of sociological statistics. As a result of research need of coordination of opportunities and requirements of a modern labor market and system of the higher education is revealed. Motives and needs of students of a bachelor degree are determined by development of programs of a master's degree, increase of their qualification, and also forecasts of rather own employment in the specialty. In the sphere employments graduates of a bachelor degree revival of institute of target employment is offered to one of methods of decrease in intensity. Key words: labor market; bachelor degree; the higher education; innovative policy

Для цитирования: Чефранова С.В. Бакалавр на современном рынке труда // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2017. Т. 3. Вып. 2 (10). С. 61-65.

For citation: Chefranova S.V. Bakalavr na sovremennom rynke truda [Bachelor at the modern labor-market]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Obshchestvennye nauki - Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2017, vol. 3, no. 2 (10), pp. 61-65. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.