Научная статья на тему 'Особенности ручного ткачества советского периода второй половины XX века'

Особенности ручного ткачества советского периода второй половины XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
796
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Семизорова Любовь Борисовна

В советском гобелене середины ХХ в., как ни в каком другом виде декоративного творчества, были обнаружены неисчерпаемые пластические возможности, которые немедленно привели к нему многих художников. Гобелен подвержен законам воздействия не только ткачества и живописи, но и пластики, и тем самым он включается в новую систему пластического мышления, которая опирается на новое восприятие пространства. Советский художник понимает некую утилитарность гобелена и при этом выступает одновременно как живописец, как ткач, как скульптор, как сценограф и даже как архитектор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности ручного ткачества советского периода второй половины XX века»

ИСКУССТОВЕДЕНИЕ

Л. Б. Семизорова

ОСОБЕННОСТИ РУЧНОГО ТКАЧЕСТВА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

В советском гобелене середины ХХ в., как ни в каком другом виде декоративного творчества, были обнаружены неисчерпаемые пластические возможности, которые немедленно привели к нему многих художников. Гобелен подвержен законам воздействия не только ткачества и живописи, но и пластики, и тем самым он включается в новую систему пластического мышления, которая опирается на новое восприятие пространства. Советский художник понимает некую утилитарность гобелена и при этом выступает одновременно как живописец, как ткач, как скульптор, как сценограф и даже как архитектор.

Двадцатый век давно взволновал привычную иерархию жанров декоративного искусства, веками казавшуюся очень устойчивой. Произошло развитие технологий, и оно повлияло на возникновение новых образов и стилей в искусстве. Фернан Леже говорил о том, что такие виды искусства, как архитектура, живопись и скульптура, повлияют на развитие монументального строительства [2. С. 3].

Творческая практика второй половины ХХ века показала, что новая концепция, основанная на свободе пространственного мышления, резко повысила требования к пластике формы, к активности цвета и линии, не только к монументальным искусствам, но и к станковым - живописи, скульптуре, графике. Эта особенность отличалась от концепции гобелена периода средневековья, где строго ограничивались рамки ткачества, оно существовало как прямое подражание живописному полотну или фреске.

Утверждение декоративным искусством своего равноправия с другими видами художественного творчества привело и к метаморфозе гобелена: от классического плоскостного через фактурно-рельефный к самостоятельным текстильным конструкциям, создание которых невозможно без одновременного использования приемов ткачества, живописи, скульптуры. Новое художественное явление, по традиции называемое «гобеленом», - сложный синтетический сплав, вобравший в себя черты сразу нескольких жанров и выступающий в бесчисленных ипостасях - от «тканописи» до «текстильной» пластики.

Это изменение, например, можно видеть в работе советской художницы Р. Богустовой «Музыка» (ил. 1). Гобелен объемный, представлен в виде разных по диаметру стилизованных органных труб. Полотно гобелена натянуто на вертикальные каркасы. Вся композиция свободно висящая, ее можно обойти со всех сторон. Вытканный рисунок геометрический и яркий (красный, желтый, черный).

Открытие новых стилей и технологий в трансформации произошло в начале ХХ века. Этот путь был отмечен проявлением большого энтузиазма и смелого экспериментаторства в ручном ткачестве. Художники разных стран вступили на путь активных поисков новой пластики гобелена. Это было вызвано тем, что мастера гобелена были поставлены перед лицом самых актуальных проблем

творчества: «художник - материал», «материал - форма», «предмет -

пространство».

В гобелене середины ХХ века, как ни в каком другом виде декоративного творчества, неожиданно были обнаружены неисчерпаемые пластические возможности, которые немедленно привели к нему многих художников, - причем не только текстильщиков, но и живописцев, графиков, монументалистов и керамистов. Гобелен - это та область, где были проведены наиболее дерзкие эксперименты формообразования, где осуществлены наиболее фундаментальные реформы традиционного ремесла, где совершен наиболее крутой поворот от искусства прикладного к искусству монументальному. За последние полвека в корне изменились и требования, предъявляемые к этому виду декоративного творчества, и сами приемы работы в этой сфере.

В ручном ткачестве появился интерес к фактуре, текстуре и пластическим эффектам поверхности тканей. В свою очередь, это потребовало от художника освоения всего богатейшего наследия искусства гобелена и ковроткачества прошлых лет и эпох. Художники шли от замысла к его непосредственному воплощению, и сам процесс исполнения нередко вносил некоторые коррективы в первоначальный эскиз художников.

Важным стало сплетать гобелены в единой гармонии цвета и фактуры яркого и тусклого, гладкого и шероховатого, плотного и ажурного. Мастера экспериментировали с новыми красителями. Использовали для этого натуральные природные материалы - такие, как цветы, листья, коренья, мох, кора; все это значительно расширило рамки творческих возможностей художника.

Эксперименты художников следовали один за другим: колористические и фактурные откровения, структурно-пластические новообразования, усложненная ритмическая трактовка цвета, формы и объемы в пространстве. Поскольку главным действующим лицом становится материал, поиски новых структур и фактур привели к синтетическому сырью, к сизали, к использованию шнуров, кожи, овечьего руна, конского волоса, металлических нитей, которые вводятся в ткань наряду с такими «вечными» ткацкими материалами, как шерсть, лен, конопля, шелк. Поверхность гобелена вспухает и дыбится холмами многослойных фактур, расцветает гирляндами контрастов. Его полотно натягивается на деревянные, стальные или другие конструкции. Гобелен не просто принадлежит стене, он «парит» в воздухе, его можно увидеть, как объемную композицию. Так гобелен совершил следующий, казалось, фантастический шаг: он переступил последний порог условности - оторвался от стены. Модернизировалась и сама технология ткачества. Наряду с классическими методами (шпалера), скрывающими основу (ил. 2), мастера пробуют вводить более свободную систему переплетения, показывающую и основу (делают сквозные прорези), и саму структуру ткани, перемежают грубые стежки с мелкими, ажур - с плотной тканью, добиваясь постоянной игры контрастов. Примером может послужить работа Е. Языковой «Птицы», представленная на Международной ярмарке в Москве в 1970 г., где три стилизованные птицы изображены в виде объемной текстильной пластики. Тело птиц сделано из дерева. Крылья и хвост - это гладко-тканный гобелен с геометрическим орнаментом контрастных цветов. Полотно гобелена натянуто на деревянные треугольные каркасы. Композиция может подвешиваться высоко под потолком.

Гобелен в ХХ веке с полным правом был назван «активной пластикой». Опыт, накопленный художниками советского периода, заставляет по-иному оценить этническую специфику искусства гобелена.

Мастера гобелена зримо и осязаемо, в красочной пряже, осуществили «освобождение цвета», завещанное Матиссом: «Врезаться прямо в цвет - это напоминает мне работу скульптора, высекающего прямо в камне» [1. С. 79]. Гобелен был подвержен законам воздействия не только ткачества и живописи, но и пластики, и тем самым он включается в новую систему пластического мышления, которая опирается на новое восприятие пространства, времени и внутренней структуры предмета. Эта система предполагала иной метод работы над гобеленом: в основе ее лежало умение мыслить конкретно, «врезаться» не только прямо в цвет, но и в структуру, строить пространственную конструкцию, используя для этого все технологические возможности как живописного материала (краска), так и пластического (пряжа).

Сравнивая особенности и художественное направление мастеров ручного ткачества бывших союзных республик, можно увидеть их интерес к самым разным пластам истории национальной культуры. В 60-х годах в России это -обращение к шитью, фреске и миниатюре Древней Руси. В работах «Московская Русь» Валентины Платоновой, «Русская быль» Нины Абрамовой виден лаконизм цветовых сочетаний, проработка деталей в рисунке композиций. У этих мастеров свое виденье и направление. Они стремятся к гладкому ручному ткачеству, множеству цветовых оттенков. Это отличает их от художников данного периода времени тем, что многие мастера уже экспериментируют с формой и цветом.

В Грузии у мастеров того же периода, занимающихся гобеленом, явно присутствует строгое изящество грузинского народного костюма, классическая завершенность старинной стенописи и наивная прямота росписей. Все это очевидно в работах Харитона Мтвралашвили и Тенгиза Нуцубидзе и соседствует с колористическими поисками Гиви Кандарели.

К числу интереснейших художественных явлений, несомненно, следует отнести работы киргизского художника Джумабая Уметова - «Хозяин гор», «Танец радости». Ему свойствен поразительный дар преображать декоративную узорчатость, традиционную для ковроткачества, и мощь монументального панно. Художник связал технику переплетения ворсового ковра и шпалеры.

В Прибалтике понимание наследия в целом более прямолинейно и однопланово. Художники черпают вдохновение в мозаиках и в работах монументалистов 20-х годов. Это можно увидеть в гобеленах второй половины ХХ века рижского мастера И. Скуиня «Времена года» (ил. 3). Гобелен состоит из четырех панно. Они посвящены временам года; на них изображены фигуративные композиции в виде людей. Мастер объединил традиции старинного гладкого ткачества с виденьем нового гобелена, как картины, состоящей из нескольких отдельных панно.

В начале 70-х годов, в период авангардных поисков отечественного декоративного искусства, атмосферы возникновения новых форм, фактур, материалов и пространственных решений, два ялтинских художника Степан и Людмила Джусы остались верны своим особенностям и направлениям в работе с гобеленом. Они не стали воплощать в своих работах объемное решение гобелена. Мастера выставили тематический гобелен «Крым социалистический», который отличает сплошная уравновешенная композиция, плоскостная трактовка фигур, лаконичная, но насыщенная цветовая гамма. Джусы выставляли гобелены «Рыцари революции», «Под мирным небом», «Родина моя», «Песня урожая», «Музыка революции», «Навеки вместе» - масштабные вещи, сделанные в том же ключе: общественная тематика, классическая техника, художественный язык монументальной живописи.

Достоинства гобелена советского периода - в насыщенной силе пластических образов, в их гуманистической наполненности, в самом жизнеутверждающем строе. Гобелен середины ХХ века, как правило, связывает в себе и старинную шпалеру, и объемный гобелен. Основная заповедь декоративного творчества - утилитарное назначение, сохраняющее главную роль «одомашнивания» дома, вносящее в него тепло и мягкость, изначально присущие текстилю. Советский художник нередко объединяет некую утилитарность гобелена и выступает одновременно как живописец, как ткач, как скульптор, как сценограф и даже как архитектор.

Гобелен оказался вовлеченным во всеобъемлющий процесс интеграции искусств. Художники второй половины ХХ века доказали возможность выхода гобелена за рамки прикладного ремесла.

1. Р. Богустова. Музыка. 1974.

2. Шпалера-вердюра нидерландской работы XVI в.

3. И. Скуиня. «Времена года». Фрагмент. 1975.

Список литературы

1. Анри Матисс : сб. ст. о творчестве. - М., 1958.

2. Леже, Фернан. Об искусстве / Фернан Леже // Декоративное искусство. - 1966. - № 3. - С. 3-5.

3. Уварова, Н. Успешный дебют / Н. Уварова // Декоративное искусство. - 1984. -№ 11. - С. 26.

4. Художники - XXVII съезду КПСС. Москва. Весна. Выставки. - М., 1980.

5. Чижова, И. Художник и педагог/ И. Чижова // Декоративное искусство. 1980. № 10. С. 3-14.

6. Чумаченко, Н. От кустаря к художнику / Н. Чумаченко // Декоративное искусство СССР. - 1975. - № 8. - С. 7-12.

7. Шкаровская, Н. Старинные туркменские ковры / Н. Шкаровская // Декоративное искусство. - 1976. - № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.