Научная статья на тему 'Особенности российской модели благосостояния на современном этапе трансформации'

Особенности российской модели благосостояния на современном этапе трансформации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
500
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ломова А. А.

В статье анализируются основные теории индивидуального и общественного благосостояния. На этой основе раскрываются особенности современной модели российского благосостояния. Разработаны рекомендации по активизации социальной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURE OF THE RUSS AN MODEL OF WELL-BEING AT THE PRESENT STAGE OF TRANSFORMATION

In clause the basic theories individual and public welfare are analyzed. On this basis features of modern model of the Russian well-being reveal. It is developed recommendations on activization of social policy

Текст научной работы на тему «Особенности российской модели благосостояния на современном этапе трансформации»

пока еще слабо представлены на российском рынке. Размеры фондов колеблются от нескольких миллионов до нескольких сот миллионов долларов. Одним из важнейших шагов в направлении развития данного института генерации знаний в нашей стране является создание специальной структуры - Российской венчурной компании (РВК).

Интеграция институтов генерации знаний со структурами реального и финансового секторов экономики позволяет эффективно формировать отраслевые инновационные цепочки, реализующие полный цикл со-

здания конкурентоспособного научно-технического продукта - от научной идеи до серийного производства. Кооперация с высокотехнологичным предпринимательством придает процессам использования и развития научного потенциала, производственно-технологической базы и кадровых ресурсов рыночно ориентированный характер.

1. Иванова Н. Национальные инновационные системы. М.: Наука, 2002.

2. Эксперт. 2008. № 142.

УДК 330.12

ТЙТААГ ИЙОЁ ОТШЁЁЙЁТЁ

1ТААЁЁ АЁААТЙТЙОТВГЁВ

ГА NТДВА 1А Г Г Т 1 УОАЇА ОБА ГЙОТБІ АОЁЁ

Анализ различных теорий благосостояния позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день «благосостояние» - это междисциплинарная категория, отражающая синтез концепций.

Макроэкономические концепции представлены воззрениями об общественном благосостоянии и перераспределительными методами как средствами достижения такого благосостояния. Политические и институциональные концепции говорят о правящих кругах как факторе благосостояния. В то же время представляется затруднительным провести грань между макроэкономическими, политическими и институциональными в данном аспекте. Микроэкономические концепции в совокупности с психологическими и социологическими отражают модель индивидуального благосостояния. Так же трудно провести грань между философским представлением о благосостоянии определенных слоев населения со стратификационным делением общества в социологии и выделением классов в институциональном подходе. В рамках концепций «новой экономики» благосостояние ассоциируется с уровнем и качеством информации, знаний, новейших технологий и т.п.

Что же касается соотношения моделей индивидуального и общественного благосостояния, то оно, несомненно, должно проецироваться на конкретную национальную систему с учетом ее особенностей. При этом следует принимать во внимание, что преобладание той или иной модели в экономической системе происходит в рамках экономических отношений, которые, в свою очередь, порождаются экономическими интересами . Национальная модель благосостояния строится в рамках сложной институциональной структуры, под воздействием ряда факторов и в условиях переплетения интересов. Экономические интересы тесно взаимосвязаны с отношениями собственности. Общественный интерес выражается в стремлении всех членов общества к умножению национального богатства страны, ко все более полному обеспечению возрастающих материальных и культурных потребностей большинства членов общества. Общественный интерес удовлетворяется распределением и перераспределением ВНП через внебюджетные фонды. Таким образом, трансформация отношений собственности, которая на сегодняшний день еще продолжается, вносит в систему интересов дисбаланс, анархию.

Но для России характерны трансформации, связанные не только преобразованием форм собственности и становлением рыночных отношений в специфической формах. На сегодняшний день признано, что России находится на стадии вхождения в глобальную экономическую систему а также перехода к информационному обществу. Такие категории, как знания, информация и прочие, становятся благом, отражающим уровень благосостояния. Переход к глобальной системе и информационному об-

А.А. ЁТ/ Таа,

апУёдаГоёа ёаоаади Тайае уёТТТ/ё+апёТе оаТдёё, ЇЇАЇЇУй

ДАЙО1ЁЁ. 2008. № 5(24)

ществу сопровождается процессами гуманизации, степень которой также характеризует уровень благосостояния общества. Следовательно, формирование российской модели благосостояния происходит под воздействием ряда факторов и условий, составляющих институциональную среду и структуру и зависит от траектории предыдущего развития национальной системы. Эти факторы условно можно разделить на факторы прошлого и настоящего.

К факторам прошлого относятся специфика развития российской экономики, в связи с этим сложившиеся стереотипы в обществе, менталитет, кризис 1998 г и т.д. К факторам настоящего можно отнести те реальные условия, которые сложились в обществе на сегодняшний день (уровень и степень дифференциации доходов, региональные, территориальные, отраслевые диспропорции, ВВП, индекс развития человеческого капитала и т.д.).

Рассматривая институциональную структуру благосостояния, можно отметить, что она представляет собой систему двух взаимозаменяемых институтов: «института богатства» и «института бедности». В российской модели преобладает «институт бедности». Бедность - это нечто большее, чем просто недостаток материальных средств. Как показывает практика, в условиях постоянной нужды вырабатываются собственные, передающиеся «по наследству» установки, ценности и устойчивые модели поведения, которые, в свою очередь, способствуют закреплению бедности в следующих поколениях. Институт бедности - это совокупность ценностей, взглядов и оценок, которых придерживаются сами бедные. Институт бедности проявляется во всех сферах жизни, в том числе и в потребительском поведении. Поведение потребителя включает в себя и осознание собственных потребностей и интересов, и выбор покупки, и торг, и использование купленного, и многократное повторение этого цикла применительно к разным товарам и в разное время.

Понятие института бедности относится не ко всем группам бедных: бедность сама по себе - еще не повод для отторжения или изоляции от общества. То же можно сказать и про неполные семьи, и про временно безработных. Появление института бедности возможно только в таком обществе, где существует хроническая бедность, так как накопление специфических традиций и обычаев, ценностей и стереотипов поведения требует достаточно длительного времени.

В нашей стране после «рыночных» реформ многие внезапно и резко обеднели. Поскольку прежде это были люди, социально вполне благополучные, их в социологической и экономической литературе стали называть «новыми» бедными, в отличие от «старых» бедных, т.е. тех, кто был беден и до экономических преобразований. По крайней мере, в первое время не могло быть и речи о принадлежности «новых» бедных к «институту бедности». В этом случае бедность означала именно недостаток денег, необходимость сократить потребление, «ужаться». Некоторые из «новых» бедных смогли поправить свое материальное положение. Но очень многие так и не сумели этого сделать. Бедность «новых бедных» - это не просто временная нехватка денег, это психологическое состояние. Появление «новых бедных» препятствует формированию эф-

фективной экономики, лишает многих людей стимулов к труду сужает возможность социальной помощи традиционным группам общественных иждивенцев.

Характерные черты института бедности - повышенная агрессивность и озлобленность, культ силы и равенства, склонность к авантюрным и рискованным предприятиям, сменяющаяся апатией, обвинение других в своих собственных бедах, специфическое понимание успеха в жизни.

Экономические показатели бедности и культурные показатели бедности не обязательно связаны друг с другом. Там, где эти показатели совпадают, формируются особый образ жизни и специфическая система ценностей, которые характеризуются замкнутостью и сознательным изоляционизмом. Обязательные черты института бедности - экономическая и социальная зависимость, отсутствие четких моделей ролевого поведения, девиантное поведение (наркомания, алкоголизм, проституция), отчуждение и политическая пассивность, отсутствие жизненных планов и уверенности в себе, повышенная конфликтность внутрисемейных отношений (грубость, ссоры родителей и детей, частые разводы), доминирующее положение женщины в семье, ранний секс, преклонение перед физической силой.

Институт бедности - продукт ситуации отчаяния и безнадежности . Материальные лишения (депривация) порождают фатализм и безысходность, которые продуцируют депривацию. Редко кто в состоянии самостоятельно распоряжаться своей судьбой, большинство отдаются на волю обстоятельств. Безработные теряют чувство ритма жизни и самодисциплины и, перестав управлять собой, деквалифицируются и утрачивают способность к эффективному труду Свободное время тратится на телевизор, сон, карты, пустые разговоры. Вскоре безработные превращаются в тех, кого не нанимают. И даже если работа находится, они ее вскоре теряют.

Институт бедности является как продуктом бедности, так и ее источником, реакцией бедного на безвыходность своего положения. Этот стиль жизни передается из поколения в поколение, при этом возникает «ловушка» бедности, из которой беднякам и их детям сложно выбраться, поскольку свойственные ей «ценности» усваиваются в раннем детстве, что мешает людям в будущем реализовать появляющиеся социальные и индивидуальные возможности.

Российская действительность вызвала необходимость преобразования института социальной защиты, включающего ряд формальных институтов, которые в настоящее время составляют некий официальный каркас российской модели благосостояния. Институт социальной защиты является важнейшим звеном модели благосостояния, которая должна учитывать новые экономические отношения, сложившиеся в России, поэтому требуется переосмысление всего механизма ее взаимодействия с экономикой, их прямые и обратные связи.

Появление института социальной защиты обуславливает появление ряда новых институтов и сопровождается отмиранием старых. Так, на первое место выходят институты внебюджетных фондов, появление социальных пакетов, приоритетных национальных проектов, появление института социального партнерства. Институциональная база социальной защиты форми-

руется на принципах функционирования внебюджетных фондов государства, что способствует смягчению рыночной трансформации национальной экономики.

Государственные внебюджетные социальные фонды имеют следующую организационную структуру: Фонд социального страхования, Фонд обязательного меди -цинского страхования, Фонд пенсионного страхования. Эффективность и адекватность работы этих фондов на сегодняшний день еще не вполне очевидны.

Институт национального проекта - это команда исследователей и практиков в области экономики, политологии, права и проблем гражданского общества. Вместо практически одного института социальной защиты в форме государственного социального обеспечения начала формироваться разветвленная цепь институтов, которые обеспечивают эффективность социальной политики России. В последнее время на первый план выходит важнейшая стратегическая инициатива государства - реализация приоритетных национальных проектов, которые на данный момент являются важнейшим направлением современной социальной политики России.

Приоритетные национальные проекты осуществляются в сфере здравоохранения, образования, развития сельского хозяйства и решения жилищной проблемы. Как и любая программа дальнейшего социального развития, национальные проекты имеют положительные и отрицательные стороны. К отрицательным следует отнести:

- неуверенность граждан страны в положительном итоге их реализации;

- финансирование отдельных направлений и категорий специалистов (например, разделение педагогического коллектива на «обычных» учителей и классных руководителей, выделение грантов «талантливым» педагогам, что приводит к созданию конфликтной ситуации в школах; распространение повышение заработной платы только двух основных врачебных профессии -педиатров и терапевтов);

- постоянно растущие бюджетные расходы.

К положительным чертам можно отнести:

- улучшение демографической ситуации в стране;

- в некоторой степени создание и усиление среднего класса - социальной основы современного общества, гаранта его стабильности и благополучия;

- улучшение в некоторой степени с достаточными региональными дифференциациями ситуации в здравоохранении и образовании;

- положительные сдвиги в деле обеспечения граждан доступным жильем.

Институтом, направленным на неагрессивное преодоление противоречий между бизнесом и наемным работником, выработку общей позиции, является институт социального партнерства, позволяющий совместить, казалось бы, несовместимые интересы сторон.

Важнейшим институтом социального партнерства в нашей стране является Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Российскую модель социального партнерства характеризуют черты классического трипартизма, который определяется равноправным участием в диалоге государства, работников и работодателей. Учитывая приверженность патерналистским традициям, роль и

ответственность государства как социального партнера, по-видимому сохранится и в дальнейшем.

Элементы социального партнерства (заключение коллективных договоров, соглашений и пр.) достаточно широко использовались и в советские времена. Однако лишь со сменой экономической парадигмы начала отстраиваться отечественная система социального партнерства, фундамент которой заложили указы Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» и «О создании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально -трудовых отношений».

Следует обозначить еще ряд факторов и условий, определяющих специфику российской модели благо -состояния. К особенностям российского менталитета принято относить недоверие к частной собственности, веру в изначальное равенство людей (и соответствующую неприязнь к «выскочкам»), нелюбовь к государству и в то же время воспитанное веками признание его доминирующей роли в общественной жизни.

Короткий период формирования гражданственности на рубеже двух веков не успел поколебать эти фундаментальные основы миропонимания, а дальнейшие события лишь укрепили их. Стереотипы тоталитарной эпохи были и во многом еще остаются доминирующими в основах общественного сознания: взглядах на социальное устройство, место в нем индивида, роль государства и общественных институтов.

Низкая динамика повышения базовых доходов населения за достаточно длительный период (1990 - 2025 гг) свидетельствует об отсутствии не только стратегических ориентиров, связанных с достижением достойного уровня жизни граждан, но и необходимого общественного консенсуса. Рост дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, наблюдаемый практически по всем статистическим показателям, стал одним из результатов рыночных реформ в российской экономике. Процесс рыночных преобразований повлек за собой разные темпы экономического спада, а затем роста экономики регионов. Рыночные реформы увеличили дифференциацию российских регионов по всем статистическим показателям.

Диспропорции в распределении экономического потенциала по регионам России проявляются и в том, что отдельные регионы оказались в более привилегированном положении: их территории располагают значительными сырьевыми ресурсами, соответственно бюджеты имеют более устойчивую доходную базу Другие регионы оказались в бедственном положении из-за резкого спада промышленного производства. Таким образом, к факторам, оказывающим значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в регионах России, относятся: выгодное географическое по -ложение или близость к центру; природно-климатические условия; природно-ресурсный потенциал; демографический потенциал и структура населения; структура и специализация хозяйства; финансовая обеспеченность; достигнутый уровень социально-экономической стабильности.

Траектория развития модели благосостояния подверглась сильнейшему воздействию кризиса 1998 г. по следующим направлениям: снизилось благосостояние обеспеченных слоев, расширилась зона бедности, в

положении малообеспеченных возникли качественно новые негативные моменты, резко ослабли механизмы, поддерживавшие относительную устойчивость прежней модели благосостояния; сузилось пространство для вертикальной социальной мобильности.

Таким образом, к особенностям российской модели благосостояния можно отнести:

- высокую степень региональной дифференциации (географию, климат, природные ископаемые и т.д.);

- широкое участие государства в решении социальных проблем (ставшее традиционным со времен СССР);

- высокий уровень социально-экономической дифференциации (отсутствие среднего класса);

- зависимость от траектории предшествующего развития (менталитет, привычку полагаться на государство в вопросах трудоустройства, обеспечения жильем и т.д.);

- тесное переплетение с последующей иерархической деформацией личных, коллективных и общественных интересов.

С учетом представленных особенностей российской модели благосостояния можно выделить некоторые направления снижения уровня дифференциации доходов и повышения благосостояния. В РФ приоритетным направлением социально-экономического развития является сокращение бедности, что закреплено в

Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005 - 2008 гг.) и Федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002 - 2010 гг и до 2015 гг)». Возможными ориентирами снижения уровня дифференциации доходов и повышения благосостояния должна быть активная социальная политика и включать следующие направления:

- поддержку личной и общественной безопасности граждан на допустимом уровне;

- поддержку состояния здоровья граждан, профилактику болезней и состояния социальной санитарии на допустимом уровне;

- поддержку материнства и детства, воспроизводства населения на допустимом уровне;

- поддержку достойного уровня жизни для пожилых;

- поддержку системы общего образования на допустимом уровне;

- поддержку системы профессиональной подготовки и переподготовки на допустимом уровне;

- поддержку материального благополучия нуждающихся граждан и групп населения на допустимом уровне;

- поддержку системы социальной и профессиональной реабилитации нуждающихся в этом граждан и групп населения на допустимом уровне.

УДК 336.22

О I В I ЕВ I АА I ЕА I АЕ I А I I АЕАААА I I Е ТоЕАОЁЁ ОТвАТАОО ТоААГЕдАОЕЕ

1.А. 1апуТТёёТа,

ап ) еда То ёаоаади оё(а(ПТа, ЫАЫУО

ААЙОГЁЁ. 2008. № 5(24)

Практическая задача бухгалтеров в части исчисления налога на прибыль и заполнения соответствующей декларации сводится к обеспечению максимально возможной степени применения к доходам и расходам организации порядка, предусмотренного нормами гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Причем оптимальной будет организация документооборота таким образом, чтобы оценка доходов и расходов для целей налогообложения и их группировка производились на этапе возникновения дохода или расхода с присвоением им признака, позволяющего в конце отчетного периода собрать информацию о величине тех или иных показателей, предусмотренных в декларации.

Рассмотрим алгоритм формирования налогооблагаемой прибыли торговых организаций.

1. Формируем налоговую политику организации в части налога на прибыль. Налоговая политика формируется в организации наряду с учетной политикой для целей бухгалтерского учета. Она должна быть утверждена приказом руководителя не позднее 31 декабря года, предшествующего году ее применения. В налоговой политике для целей налогообложения прибыли фиксируются такие приемы учета, в отношении которых гл. 25 НК РФ оставляет право выбора за организацией. Вместе с тем имеются операции, учет которых организация должна разработать самостоятельно, поскольку порядок исчисления налога в данном случае не установлен либо не прописан должным образом.

Итак, в налоговой политике для целей налогообложения прибыли должны найти отражение следующие основные положения: метод признания доходов и расходов (начисления или кассовый); учет основных средств и нематериальных активов; использование амортизационной премии; методы начисления амортизации, повышающие коэффициенты к основной норме амортизации, порядок формирования стоимости приобрете-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.