Научная статья на тему 'Борьба с бедностью как национальный приоритет России'

Борьба с бедностью как национальный приоритет России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
990
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бедность / ментальность / институт / доход / уровень бедности / институциональный подход / экономическая бедность / социальная бедность / социальная политика / расходы / консолидированный бюджет
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Борьба с бедностью как национальный приоритет России»

Шаховская Л. С.

д.э.н., профессор, зав. кафедрой Мировой экономики и экономической теории Волгоградского

государственного технического университета

mamol4k@yandex.ru

Климкова К. О.

аспирант Волгоградского государственного технического университета klimkova-ksenia@mail.ru БОРЬБА С БЕДНОСТЬЮ КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ РОССИИ

Ключевые слова: бедность, ментальность, институт, доход, уровень бедности, институциональный подход, экономическая бедность, социальная бедность, социальная политика, расходы, консолидированный бюджет.

Во второй декаде XXI века, в условиях постоянно увеличивающейся бедности во всех странах мира, эта проблема привлекает все более активное внимание научной общественности, а в российском государстве борьба с бедностью приобретает значение национального приоритета. Бедность - это социально-экономическое явление с давней традицией анализа: каждая эпоха и культура вырабатывают собственное восприятие бедности, создавая социальные идеалы равенства. Значительные успехи в экономическом, социальном и технологическом развитии человеческой цивилизации, достигнутые за последнее столетие, тем не менее, не привели к существенному росту общего уровня жизни населения планеты - именно по этой причине проблемы бедности во всех странах, даже находящихся на очень высоком уровне развития, являются объектом пристального изучения и внимания. И, совсем не случайно, Нобелевскую премию по экономике 2015 года получил Ангус Дитон именно за исследование проблем бедности в различных странах мира.

В российской теории и практике сформировалось понимание необходимости разработки не только комплекса мероприятий социальной политики по устранению проявлений бедности, но и выработки качественно новой стратегии социально-экономического развития, ориентированной, прежде всего, на предупреждение бедности, на борьбу с ее причинами. Как показывает мировой и отечественный опыт последних лет, лишь эмпирическими поисками оптимального решения проблемы найти не удаётся. Необходима активизация научного поиска в области методологии экономического анализа проблем бедности и благосостояния, который должен привести к формированию научного фундамента социальной политики государства1.

Доходы населения определяют его материальное положение и в значительной мере отображают состояние и эффективность экономики и экономических отношений в обществе. Доходы характеризуются уровнем, составом и структурой, динамикой, соотношением с расходами, дифференциацией по различным слоям и группам населения. Распределение доходов, как правило, предшествует распределению потребительских благ и предметов потребления.

Доходы населения - это сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведённых домашними хозяйствами за определённый промежуток времени. Уровень и структура потребления населения находится в прямой зависимости от размера дохода, именно это определяет роль доходов в жизни человека.

Согласно данным, представленным Федеральной службой государственной статистики, основным источником доходов населения в РФ является заработная плата (табл. 1)2.

Таблица 1

Структура денежных доходов населения России в 2015 году (млрд. рублей) [2]

2015 г. %

Всего денежных доходов 53 100,6 100

- оплата труда 34 993,3 65,9

- доходы от предпринимательской деятельности 3876,3 7,3

- социальные выплаты 9664,3 18,2

- доходы от собственности 3504,6 6,6

- другие доходы 1062 2,0

Отличительной чертой российской бедности является то, что бедные - это не безработные граждане, а работающее население, причем, часть бедных - это российская интеллигенция: врачи, учителя, работники бюджетной сферы.

1 Шаховская, Л.С. Бедность как экономическая категория: институциональный подход: монография / Л.С. Шаховская, К.О. Климкова. - Saarbrucken (Germany): Palmarium Academic Publishing, 2016. - 139 с.

2 Структура денежных доходов населения России в 2015 году (млрд. рублей) // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/#

Причитающуюся долю валового продукта, идущую на удовлетворение личных потребностей, население получает первоначально в виде доходов. Далее, полученные доходы расходуются для приобретения необходимых товаров и услуг. Таким образом, уровень доходов населения имеет большое значение, так как именно он определяет уровень потребления.

С 1998 г. Федеральной службой государственной статистики проводятся регулярные опросы потребительского поведения населения в России. Опросы организуются ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре) с охватом 5 тысяч человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах на всей территории Российской Федерации. Анкета исследования содержит вопросы о субъективном мнении респондента о личном материальном положении, сбережениях, о ситуации на рынках товаров и услуг, и общей экономической ситуации. На основании собранных данных и на основе 5 индикаторов составляется индекс потребительской уверенности. Данный индикатор разработан специально для измерения потребительской уверенности, определенной как степень оптимизма относительно состояния экономики, который население выражает через потребление и сбережение1. Значение индекса ниже нулевой отметки говорит о том, что пессимистично настроенных граждан по отношению к личному материальному положению и к экономике, больше, чем оптимистов.

Состояние экономической ситуации в России после мирового финансово-экономического кризиса (2008 г.) и последовавшего за ним экономического спада, определилось снижением индекса потребительской уверенности с показателя 0,4 еще в I квартале 2008 года до -35 в I квартале 2009 года. На данный момент времени, в связи с последними экономическими обстоятельствами, в том числе санкциями, эмбарго и снижением цен на энергоносители, показатель индекса вновь ухудшился до -32 в I квартале 2015 года2. 2016 год также характеризуется пессимистичным настроем населения России по отношению к экономике и личному благосостоянию (табл. 2).

Таблица 2

Индекс потребительской уверенности населения в России 2008-2015 гг.

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

I квартал 0.4 -35 -10 -13 -5 -7 -11 -32 -30

II квартал -2 -32 -7 -9 -4 -6 -6 -23 -26

III квартал 1 -25 -11 -7 -6 -7 -7 -24 -19

IV квартал -20 -20 -10 -7 -8 -11 -18 -26 -

Индекс потребительской уверенности - показатель, который очень тонко отражает взгляд и настрой населения с учетом того, что уровень бедности в России прогрессирует с каждым годом и Волгоградская область здесь не является исключением, даже превосходя средний показатель по Российской Федерации3 (рис. 1). 20

2014 2015

Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в ВО

Доля населения с доходами ниже величины прожиточного Рисунок 1.

Доля населения с доходом ниже прожиточного минимума в Волгоградской области и России

в 2014-2015 гг.

Дифференцированную оценку уровня бедности на региональном уровне позволяет сделать система потребительских бюджетов. Распределение населения по потребительским бюджетам является эффективным аналитическим инструментом изучения уровня бедности населения, однако, в российской практике используется только прожиточный минимум (ПМ), являющийся потребительским бюджетом минимума материальной обеспеченности, позволяющим удовлетворять лишь физиологические потребности человека. Он определяет границу абсолютной бедности чело-

1 Индекс потребительской уверенности // Википедия. - Шр8://т^ШреЛа.о^М1к1/индекс_потребительской_уверенности

2 Индекс потребительской уверенности в России // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. -http://www.gks.ru/

3 Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - http://www.gks.ru/

века и является важным социальным нормативом, достижение которого лежит в основе государственной политики борьбы с абсолютной бедностью1.

Главным критерием, определяющим право на социальную помощь, является нуждаемость. Согласно общепринятому мнению, нуждаемость - это такое материальное положение, при котором индивидуальный или среднедушевой доход физического лица и членов его семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в том или ином субъекте РФ. Однако нуждаемость не закреплена в качестве юридического факта, или основания, в нормах права социального обеспечения. Следовательно, в данном контексте термин «основание» употребляется не в специально-юридическом смысле, а в общем.

По мнению замминистра финансов Татьяны Нестеренко необходимо определить понятие «нуждаемость» законодательно, конкретизировав критерии и порядок оценки доходов и имущества гражданина или семьи, и в соответствии с этим ввести пособие на бедность.

Многие ученые разрабатывают понятие нуждаемости. Приведем в пример только некоторые из определений. Согласно Е.И. Бутенко, нуждаемость - это такое состояние (жизненная ситуация), при которой гражданин или семья не может самостоятельно удовлетворить свои элементарные потребности2.

Т.В. Иванкина формулирует понятие нуждаемости как определенный уровень потребности, при наличии которого гражданин получает право на ее удовлетворение за счет общественных фондов3.

Приведенные определения дают весьма общее представление о том, кого считать нуждающимся в социальной помощи сейчас, во втором десятилетии двадцать первого века, а значит, являются упрощенным подходом к определению самого явления. Высокоразвитое промышленное производство и повсеместное разделение труда в XXI столетии, делают общество зависимым от справедливого управления государством экономической и социальной сферами национальной экономики. Прошло время, когда человек мог удовлетворить свои потребности только за счет своего труда. К тому же, в связи с новой развивающейся экономической формацией, потребности человека эволюционируют, что требует справедливого и профессионального управления процессом распределения материальных и духовных благ со стороны государства.

Для определения сути проблемы борьбы с бедностью, предлагаем рассмотреть деление класса бедных на два вида: «экономическая бедность» и «социальная бедность». Причем, каждый из этих видов - представители и экономической, и социальной бедности нуждаются в соответствующей поддержке как со стороны государства, так и со стороны общества.

Согласно официальной статистике к бедному классу причисляются люди, чей доход меньше или равен, установленному прожиточному минимуму. Количество причисляемых к данной категории в 2015 году достигло в России цифры в 22 миллиона человек, включая более 370,82 тысячи человек населения (14,5%) в Волгоградской области4.

Рассматривая показатель прожиточного минимума (ПМ) в Волгоградской области в 2015 году, который включает в себя средства, необходимые для проживания в сумме 8889 рублей, можно утверждать, что по факту такому показателю соответствует даже не бедный класс, а класс нищих. Такой доход едва ли достаточен для нормального проживания и соответствует крайней, физиологической бедности.

На наш взгляд, сегодня в Волгоградской области имеет место не что иное, как социальная бедность населения, чему, по нашему мнению, соответствует среднедушевой доход, равный двойному, установленному в регионе, прожиточному минимуму (2ПМ). Такой доход позволяет иметь хорошее питание, но не позволяет обеспечивать себе качественное образование, жилье, качественные услуги по здравоохранению, и различные культурные мероприятия.

Согласно статистике о среднедушевых денежных доходах населения Волгоградской области, в 2015 году 370,82 тыс. человек или 14,5% , имели доход ниже или равный прожиточному минимуму, что причисляется к экономической бедности. И около 35,2% доход, равный или ниже 2ПМ, который по нашей классификации относится к социальной бедности5 (табл. 3).

Таблица 3

Классификация бедности (данные на примере Волгоградской области в 2015 г.)

Социальный слой Критерий Количество (тыс. человек) %

Экономическая бедность Доходы ниже или равные прожиточному минимуму (1ПМ) 370,82 14,5

Социальная бедность Доходы выше 1ПМ, но ниже или равные двойному прожиточному минимуму (2ПМ) 900,66 35,2

Источник: разработано авторами.

Иными словами 49,7% населения Волгоградской области проживают в состояниях экономической и социальной бедности. Такой показатель говорит о критическом состоянии экономики региона, на который влияет целый пере-

1 Бобков В. Уровень социального неравенства // Экономист. 2012. - № 3. - С. 58-67

2 Бутенко Е.И. Понятие и признаки нуждаемости в праве социального обеспечения России // Российский юридический журнал. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2010. - № 1 (70). - С. 195-202.

3 Иванкина Т.В. Проблемы правового регулирования распределения общественных фондов потребления. - Л., 1979. - С. 46.

4Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума // Официальный сайт Федеральной службы государственной

статистики. - http://www.gks.ru/

5Шаховская Л.С. Бедность как экономическая категория: институциональный подход: монография / Л.С. Шаховская, К.О. Климкова. - Saarbrucken (Germany): Palmarium Academic Publishing, 2016. - 139 с.

чень показателей, необходимых для ее развития. Предлагаем рассмотреть подход государства и региональных властей к указанной проблеме - бедности населения.

Социальная политика государства представляет собой форму сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности населения, с целью ее изменения. Социальная сфера включает в себя объективные и субъективные составляющие. Объективными - являются условия жизни людей, субъективными - потребности индивидов. Социальная политика оказывает влияние на условия жизни людей. Воздействие социальной сферы ограничивается пределами, когда у населения не воспроизводится чувство нуждаемости.

Процесс трансформации системы экономических и социальных отношений в Российской Федерации происходит крайне противоречиво. В связи с этим значение и роль консолидированного регионального бюджета в социально-экономическом развитии резко возросла за последние четверть века. Консолидированный региональный бюджет составляет основу финансовой системы субъекта Российской Федерации и представляет собой составную часть ее бюджетной системы в целом. «Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов»1.

С позиции объекта статистического исследования региональный бюджет - это основной финансовый документ, содержащий экономико-статистические показатели, используемые при анализе и планировании бюджета и объективно характеризующие финансовое состояние региона. Расходы консолидированного бюджета Волгоградской области на социальную политику составили по данным на 1 июля 2016 года 19,38% (9 476,6 млн. рублей), которые представлены на рисунке 22. При общей установленной цифре 17 091,9 млн. рублей на социальную политику в уточненном плане на 2016 год.

Обслуживание национальная

государственного иОбщегосударственн оборона; 0,03% муниципального ые вопроси; 7,83% долга; 3,87% ^^^^ Национальная

безопасность и

правоохранительная н0а,я74%

ная

номика; 14,72% Охрана окружающей с 0,24%

Жилищно-коммунальное хозяйство; 5,03%

Физическая культура и спорт; 0,88%

Социальная политика; 19,38%

ства массовой информации;

дравоохранение; 15,52%

Культура и кинематография 2,75%

Образование; 28,77%

Рисунок 2.

Расходы консолидированного бюджета Волгоградской области на 1 июля 2016 года (млн. рублей)

Интересной особенностью формирования расходов консолидированного бюджета на социальную политику является тот факт, что при прочих условиях ухудшения жизни людей, в связи с противоречивыми экономическими обстоятельствами, в 2016 году расходы на социальную сферу в уточненном плане все-таки были сокращены в сравнении с планом 2015 года на 3 138,2 млн. рублей3 (рис. 3).

Как можно видеть из представленных показателей, поддержка социальной сферы администрацией Волгоградской области сокращается и на это есть свои причины, связанные с ростом долга области перед федеральным бюджетом, что приводит к увеличению показателя бедности среди населения области, который составлял 14,5% в 2015 году. Предпринимаемые сейчас меры социальной поддержки населения Волгоградской области не только не помогают населению, но и тормозят процесс сокращения бедности на институциональном уровне, не создавая и не совершенствуя соответствующие институты борьбы с ней.

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31 июля 1998г. № 145-ФЗ (ред. от 03.07. 2016 г.)

2 Итоги исполнения консолидированного бюджета Волгоградской области на 1 июля 2016 года // Официальный сайт Комитета финансов Волгоградской области . иКЬ:Шр://уо^аГт.уо^апе1;.ги/сшггеп1;-ас11у11:у/апа1у11с8/5371/ дата обращения: 23.10.2016)

3 Итоги исполнения консолидированного бюджета Волгоградской области на 1 июля 2015 года // Официальный сайт Комитета финансов Волгоградской области. - Шр://уо^айп.уо^апе1гш/сшггеп1;-ас1;1уйу/апа1у1;1с8/5371/

21000

20229,8

15000

18000

17091,9

2015

2016

Расходы консолидированного бюджета на социальную сферу

Рисунок 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расходы консолидированного бюджета Волгоградской области на социальную сферу согласно

уточненному плану 2015-2016 гг.

С точки зрения институционального подхода институты социальной сферы нельзя изменять или совершенствовать, не касаясь всех базисных социально-экономических условий жизни общества. Необходимо учитывать всё множество факторов, которые влияют на характер взаимосвязей между отдельными социальными группами и индивидами, в них входящими. Объясняется это тем, что институты социальной сферы, в том числе и бедность, одновременно выступают в экономической, социальной и политической роли.

Экономический характер институтов проявляется в их связи с доходами населения и финансовыми возможностями государства. Состояние институтов социальной защиты населения (например, обязательного и добровольного страхования) характеризуется параметрами, определяющими уровень заработной платы и доходов населения. В этом случае экономический характер заключается в том, что источниками страховых взносов выступают отчисления работников и работодателей. Для осуществления масштабных социальных программ необходимы огромные ресурсы, производимые экономической сферой, а прерывание спада производства и дальнейшее развитие экономики невозможны без компетентного, эффективного труда и занятости1.

Проблема бедности анализируется в теориях институциональных изменений и в связи с «порочным кругом бедности». «Порочный круг бедности» основывается на признании того факта, что экономическое развитие невозможно без роста производительности факторов производства, а рост производительности, невозможен без инвестиций. Основой инвестиций является процесс накопления, но он становится невозможным в ситуации расширяющейся бедности. Обычно из этого делается вывод, что без внешнего вмешательства развитие экономики невозможно, что не всегда согласуется с экономической практикой. В некоторых случаях негативный процесс может быть переломлен в результате институциональных реформ. Институциональное значение бедности заключается, прежде всего, в том, что она формирует в обществе слой людей, поведенческие предпосылки которых не позволяют создавать условия для возникновения институтов, необходимых для эффективного функционирования современного рыночного хозяйства и демократических институтов открытого общества. В свою очередь, наиболее обеспеченные категории граждан заинтересованы в становлении формальных институтов, сохраняющих status quo, и, обеспечивающих увеличение доходов для этих групп .

Значительный уровень бедности серьёзно препятствует благоприятной социальной модернизации в обществе. Снижение социальной дифференциации и реформа оплаты труда становятся первоочередными в преобразовании социальной сферы. Институциональными ограничениями в таком случае выступают: неразвитость таких ценностей рыночной экономики, как самостоятельность, индивидуализм, независимость от государства в обеспечении достойных условий для жизни и личностного развития3.

Особенно значимой функция социально-экономического развития становится в переходный период, когда к базовым традиционным проблемам экономического развития, присоединяются проблемы формирования и развития рыночной инфраструктуры, а также проблемы преодоления кризисных явлений, которые образуются при переходе экономики из одного состояния в другое. Выход из кризисного состояния может быть болезненным, если экономические проблемы пущены на самотек, но он может оказаться менее болезненным, если региональная администрация будет активно воздействовать на процессы социально-экономического развития, используя местные преимущества и создавая новые.

Выход из кризиса в любой сфере жизни региона напрямую связан с уровнем экономической активности ее населения. Социально-экономическое развитие в значительной мере определяется ресурсными возможностями региона, которые зависят от степени его социально-экономического развития. Следовательно, только развивая экономическую активность населения, можно реализовать те или иные прорывы в жизни местного сообщества, поднимая тем самым

1 Климкова К.О. Институционализация бедности в России как препятствие её современному экономическому развитию / К.О. Климкова, Л.С. Шаховская // Финансовая жизнь. 2015. - № 1. - С. 12-15.

2 Шарипова Н.Е. О проблеме бедности: институциональный подход // Проблемы современной экономики. 2007. - № 4 (24).

3Римашевская Н.М. Бедность и маргинализация населения // Социологические исследования - М., 2004. - № 4. - С. 33-43.

уровень его благосостояния, который, в конечном счете, всегда определяет успех той или иной социально-экономической политики.

В сложившихся тяжелейших условиях для страны необходимо менять подход к регулированию бедности, государство должно стараться бороться с бедностью, используя общественные ресурсы экономического развития, такие как:

- социальная ответственность бизнеса, заключающаяся в реализации следующих мероприятий: обеспечение широким социальным пакетом (дополнительное пенсионное страхование, дополнительное добровольное медицинское страхование, различные формы оздоровления, обучение и повышение квалификации своих работников); благотворительная и волонтерская деятельность, и т.п.;

- гражданское общество, в котором активная гражданская позиция населения каждого региона РФ, его активная экономическая и политическая деятельность способствуют развитию российского государства в целом и его национальной экономики, в частности;

- социальное согласие, позитивные функции которого способствуют групповой и индивидуальной идентификации, повышению сплоченности общества, адекватному приспособлению к социальной ситуации, к изменяющимся, в том числе и кризисным, условиям1.

Основными направлениями формирования институционального механизма борьбы с бедностью в России должны являться:

- работа общественных объединений и фондов, направленная на повышение финансовой грамотности населения;

- активно реализуемая добровольная волонтерская деятельность;

- организация банками и компаниями микрофинансирования предпринимательства поддержки в получении навыков для трудоустройства молодежи;

- развитие институтов государственно-частного партнерства в сфере образования.

Другими словами, только в случае постоянного увеличения экономического благосостояния России, общество может надеяться на повышение уровня и качества жизни населения в ее регионах. Следовательно, в государстве должны проводиться вышеуказанные направления формирования институционального механизма борьбы с бедностью с целью интенсификации экономического роста национальной экономики.

1 Шаховская Л.С. Бедность как экономическая категория: институциональный подход: монография / Л.С. Шаховская, К.О. Климкова. - Saarbrucken (Germany): Palmarium Academic Publishing, 2016. - 139 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.