Научная статья на тему 'Междисциплинарное образование как основа борьбы с бедностью в развивающихся странах мира'

Междисциплинарное образование как основа борьбы с бедностью в развивающихся странах мира Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕДНОСТЬ / УРОВЕНЬ БЕДНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕДНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ БЕДНОСТЬ / СПРОС НА РЫНКЕ ТРУДА / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / POVERTY / POVERTY LEVEL / ECONOMIC POVERTY / SOCIAL POVERTY / DEMAND IN THE LABOR MARKET / INTERDISCIPLINARY EDUCATION / EDUCATIONAL INSTITUTION / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климкова Ксения Олеговна

В статье при помощи институционального подхода исследуется сущность бедности как социально-экономического явления в развивающихся странах мира. В статье определяется необходимость развития междисциплинарного образования в высшей школе для подготовки профессиональных кадров с целью поддержания занятости экономически-активного населения и предупреждения обеднения населения в экономически развивающихся странах мира на примере Российской Федерации. В процессе исследования проблем использовались методы логического, статистического анализа. На сегодняшний день имеет место одна из главных проблем развития экономик стран и продуцирования экономической и социальной бедности это безработица, вызванная слабой подготовкой населения к изменяющимся экономическим реалиям. Вся система образования в развивающихся странах мира должна реформироваться под меняющиеся потребности экономики. Выводом проведенного исследования предлагаются меры по сокращению бедности на уровне отдельного региона или страны в целом. При внедрении междисциплинарного обучения в программы высшего и среднего специального образования, а также применении многоуровневой системы образования в вузах в условиях повсеместного проникновения рыночной экономики возможно развитие индивидуального предпринимательства в регионах, что неминуемо повлечет рост численности рабочих мест, необходимых для стабилизации ситуации в предупреждении бедности как социально-экономического явления в развивающихся странах мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY EDUCATION AS THE BASIS FOR THE FIGHT AGAINST POVERTY IN DEVELOPING COUNTRIES

In this article, using the institutional approach, the author explores the essence of poverty as a socio-economic phenomenon in the developing economy of the world and determines the need for the development of interdisciplinary education in higher education for the training of professional personnel. This is necessary to maintain employment of the economically active population, preventing the impoverishment of the population in the economically developing countries of the world, using the example of the Russian Federation. Today, one of the main problems of the development of the economies of countries and the production of economic and social poverty is unemployment, which is caused by the weak preparation of the population for the changing economic realities. The whole system of education in the developed countries of the world must be reformed to the changing needs of the economy. Conclusion of the study, proposed measures to reduce poverty at the level of a particular region, or the country as a whole. When introducing interdisciplinary education in higher and secondary special education programs, as well as the application of a multi-level education system in universities, in conditions of widespread penetration of the market economy, the development of individual entrepreneurship in the regions is possible. This will inevitably entail an increase in the number of jobs needed to stabilize the situation in preventing poverty as a socio-economic phenomenon in the developing countries of the world.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарное образование как основа борьбы с бедностью в развивающихся странах мира»

Экономическая теория и мировая экономика

УДК 338.22.021.1 й01: 10.14529/ет180401

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА БОРЬБЫ С БЕДНОСТЬЮ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ МИРА

К.О. Климкова

Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Россия

В статье при помощи институционального подхода исследуется сущность бедности как социально-экономического явления в развивающихся странах мира. В статье определяется необходимость развития междисциплинарного образования в высшей школе для подготовки профессиональных кадров с целью поддержания занятости экономически-активного населения и предупреждения обеднения населения в экономически развивающихся странах мира на примере Российской Федерации. В процессе исследования проблем использовались методы логического, статистического анализа. На сегодняшний день имеет место одна из главных проблем развития экономик стран и продуцирования экономической и социальной бедности - это безработица, вызванная слабой подготовкой населения к изменяющимся экономическим реалиям. Вся система образования в развивающихся странах мира должна реформироваться под меняющиеся потребности экономики.

Выводом проведенного исследования предлагаются меры по сокращению бедности на уровне отдельного региона или страны в целом. При внедрении междисциплинарного обучения в программы высшего и среднего специального образования, а также применении многоуровневой системы образования в вузах в условиях повсеместного проникновения рыночной экономики возможно развитие индивидуального предпринимательства в регионах, что неминуемо повлечет рост численности рабочих мест, необходимых для стабилизации ситуации в предупреждении бедности как социально-экономического явления в развивающихся странах мира.

Ключевые слова: бедность, уровень бедности, экономическая бедность, социальная бедность, спрос на рынке труда, междисциплинарное образование, образовательный институт, государственно-частное партнерство.

Введение

Многие современные ученые, исследователи в своих работах уделяют проблеме бедности первостепенное значение и пытаются найти решение этой вечной для всего населения планеты проблемы. При исследовании внедрения междисциплинарного образования в высшую школу с целью предупреждения экономической и социальной бедности в стране теоретической и методологической базой исследования выступили труды отечественных и зарубежных ученых в области уровня жизни населения и междисциплинарного обучения в высшей школе.

Опубликованные работы отечественных ученых-экономистов содержат или систематизацию мирового опыта теоретических изысканий проблемы бедности, или касаются некоторых аспектов проблемы: труды И. Корчагиной, М. Можи-ной, Б. Давидовича, Е. Румянцевой, А. Романова. Большая часть опубликованных работ связана с количественной оценкой бедности: работы А. По-дузова, А. Кирута, А. Шевякова, А. Суринова.

Исследованию качества жизни населения и перечню сопутствующих этому проблем посвящены труды М. Байгереева, А. Александрова, А. Буз-галина, В. Бобкова, А. Колганова, В. Жеребина, Л. Лебедевой, Л. Ржаницыной, В. Майер, М. Рутке-вич, Н. Римашевской и других ученых. Институциональные аспекты проблемы бедности рассмат-

риваются в работах В. Вольчик, Л. Овчаровой, О. Белокрыловой, А. Мурадова, Я. Кузьминовой, Л. Шаховской, О. Иншакова, Д. Фролова, Н. Лебедевой и других авторов.

Лауреатом Нобелевской премии по экономике в 2015 году стал британский и американский экономист А. Дитон за анализ проблем потребления, бедности и социального обеспечения. В своей работе «Великий побег: здоровье, богатство и происхождение неравенства» А. Дитон говорит о многих значимых критериях, определяющих бедность: «помимо экономических, необходимо учитывать целый ряд других вопросов, которые в частности касаются и здоровья» [1].

По мнению доктора экономических наук И. А. Николаева исследование темы бедности и дифференциации населения по доходам позволяет выявить множество тенденций, фактов, на которые обязательно надо обращать внимание при выработке мер, минимизирующих масштаб этих явлений [5].

Содержание бедности как экономической категории с точки зрения институциональной теории - недостаточно изученная проблема. Ввиду этого решение данной проблемы представляет интерес с научной точки зрения.

Цель данной статьи состоит в том, чтобы при помощи институционального подхода раскрыть сущность бедности как социально-экономического

явления и определить необходимость развития междисциплинарного образования в высшей школе для подготовки профессиональных кадров с целью поддержания занятости экономически-активного населения и предупреждения обеднения населения в экономически развивающихся странах мира на примере Российской Федерации. В процессе исследования существующих проблем использовались методы логического, статистического анализа.

Теория

Проблема бедности населения считается важной проблемой для каждого государства. Достигнутые за последнее столетие успехи в технологическом, социальном и экономическом развитии цивилизации не привели к значительному росту общего уровня жизни и благосостояния населения планеты. Во втором десятилетии XXI века в России наблюдается растущая дифференциация в уровне жизни различных категорий населения и нарастание неравенства доходов граждан.

Рассматривая показатель прожиточного минимума (ПМ) в России в 2016 году, который включает в себя средства, необходимые для проживания в сумме 9828 рублей, можно утверждать, что по факту такому показателю соответствует не бедный класс, а класс нищих. Такой доход едва ли достаточен для нормального проживания и соответствует крайней, физиологической бедности. Согласно статистике о среднедушевых денежных доходах населения России в 2016 году, 19,8 млн человек (13,5 %) имели доход ниже или равный прожиточному минимуму, что соответствует формальному экономическому институту и форме экономического проявления бедности [7].

И около 42,8 млн человек (29,2 %) имели доход, равный или ниже 2ПМ, который по представленной классификации причисляется к неформальному экономическому институту и форме проявления бедности, именуемой социальной бедностью [7, 9]. Такой доход позволяет иметь хорошее питание, но не позволяет обеспечивать себе качественное образование, жилье, качественные услуги по здравоохранению и различные культурные мероприятия (см. таблицу).

Иными словами, 42,7 % (62,6 млн человек) населения России проживает в состояниях экономической и социальной бедности. Такой показатель говорит о критическом состоянии экономики страны.

Оперируя вышеуказанными данными, можно утверждать, что сложности в развитии современной экономики России тесно связаны с проблемой социально-экономического явления бедности, которое медленно, но верно институционализируется, то есть приобретает характер неформального института, который, тем не менее, в той или иной форме постепенно закрепляется за определенной категорией наших сограждан, уменьшая их возможности вырваться из этого порочного круга.

Проблема институционализации бедности привлекает в последнее время все более активное внимание научной общественности. Именно поэтому появилась острая необходимость разработки качественно нового механизма социально-экономического развития страны, который не допустит окончательную институционализацию процесса нарастания бедности в регионах Российской Федерации [15].

На сегодняшний день имеет место одна из

Классификация по формам проявления бедности как социально-экономического явления в России в 2016 г.

Классификация экономического института

Формальный Неформальный

Классификация бедности по формам проявления

Экономическая бедность Социальная бедность

Критерий классификации бедности по формам проявления

Доходы ниже или равные прожиточному минимуму (1ПМ) Доходы выше одного прожиточного минимума (1ПМ), но ниже или равные двойному прожиточному минимуму (2ПМ)

-Количество человек в России, соответствующих критерию (млн человек) 19,8 42,8

- Количество человек, соответствующих критерию, в процентах от общего количества населения России (%) 13,5 29,2

Источник: разработано автором.

главных проблем развития экономики страны и продуцирования экономической и социальной бедности - это безработица, вызванная слабой подготовкой населения к изменяющимся экономическим реалиям. Одной из главных задач большинства регионов в России является снижение уровня безработицы, которая составляет 5,5 % в России по данным 2016 года [10].

В структуру бедного населения страны попали не только объективно наиболее уязвимые группы (пенсионеры, инвалиды, члены «неполных» и «многодетных» семей, лица с низким уровнем образования), но и существенная часть экономически активного населения, люди с высшим образованием, вполне благополучные при предыдущем строе и не сумевшие адаптироваться к новым экономическим реалиям [13].

Также учёные НИУ ВШЭ выяснили, что среди молодежи за последние 20 лет стало в три раза больше студентов-очников, а число тех, у кого есть работа, наоборот, снизилось с 65 до 50 %>. При этом среди безработных 20-24 лет доля специалистов с высшим образованием выросла с 7 до 28 %. По мнению экспертов, безработица среди выпускников растет из-за несоответствия полученного образования требованиям рынка труда [8].

В связи с безработицей, неминуемо увеличивающей показатель бедности, возрастает актуальность проблем формирования в университетах современной системы подготовки кадров. Ведь экономика знаний - это новейшая стадия институциональной эволюции экономики государства, базирующаяся на растущей когнитивизации всех хозяйственных процессов в стране, по мнению доктора экономических наук, профессора Фролова Даниила Петровича [11]. Нужно сказать, что стратегическая задача комплексной модернизации экономики современной России актуализирует проблему определения приоритетов и ориентиров долгосрочной стратегии социально-экономического развития.

Результат

В данном разделе рассмотрены некоторые аспекты существующих проблем подготовки кадров по отношению к современным экономическим реалиям в России и предложены решения для нивелирования выявленных трудностей.

1. Быстрое старение знаний и исключение традиционных профессий делает бессмысленной узкую специализацию при получении образования.

Основным подходом к экономической активности, увеличивающим влияние на все секторы и виды экономической деятельности, становится экономика, основанная на экономике знаний и уровне образования работников. Знания, умения и навыки работников формируют человеческий капитал, который определяет факторы устойчивого экономического роста в различных субъектах Российской Федерации.

Вся система образования в развитых странах мира должна реформироваться под формирующиеся потребности экономики. Как следствие, обязательной трансформации и модификации должны быть подвергнуты и образовательные институты. Уже созданные профильные вузы готовят специалистов для соответствующих отраслей региона, однако на данный момент любому региону требуются кадры, которые еще только предстоит обучить [2].

Быстрое старение знаний и отмирание традиционных профессий делает бессмысленной узкую специализацию при получении образования. Одной из ключевых причин кризисного состояния российской экономики и экономики регионов является отсутствие системы защиты экономических интересов общества, государства и реальной эффективной экономической политики, направленной на обеспечение этих интересов.

Непредсказуемость же рыночной конъюнктуры не дает гарантий трудоустройства выпускникам именно по их узкой профессиональной направленности, что делает бессмысленным обучение большинства студентов каким-то конкретным специальностям в течение долгого времени [14]. Соответственно, является необходимой трансформация системы образования и внедрение междисциплинарного образования в наши дни.

2. В современных условиях с учетом быстро меняющегося спроса на рынке труда при построении образовательного процесса целесообразно применение междисциплинарного подхода.

Влияние уровня образования населения на экономический рост регионов России связано как с учетом уровня, масштабов и направления развития размещения трудовых ресурсов, так и с выработкой реальной системы мер по повышению актуального образовательного уровня работников. И в данном ключе необходимо развитие междисциплинарного образования, которое является важным фактором при совершенствовании вузовского процесса обучения. Междисциплинарная интеграция предполагает такие требования в рамках совершенствования образовательного процесса, которые предполагают выбор определенных типов и видов образования.

Междисциплинарная интеграция может воплощаться в учебном процессе с помощью разнообразных методов и организационных решений, которые необходимо подбирать и учитывать [12].

Междисциплинарное мышление быстро становится общей особенностью научных исследований в результате действия четырех мощных факторов: внутренней сложности природы и общества; желания исследовать проблемы и вопросы, которые не принадлежат какой-то одной дисциплине; потребности решать встающие перед обществом проблемы; возникновения новых технологий.

К примеру, в Российском государственном университете нефти и газа имени И.М. Губкина в рамках государственной инновационной программы реализован масштабный проект, в котором был предложен именно такой междисциплинарный подход к процессу обучения будущих специалистов и магистров. Проект по созданию виртуального промысла - виртуальной среды профессиональной деятельности.

Необходимость подготовки студентов как специалистов нефтяной и газовой промышленности высокого уровня предопределяет использование «междисциплинарного» или «трансдисциплинарного» обучения. В процессе обучения студенты и магистранты получают возможность овладеть не только навыками анализа данных и решения задач по своей специальности, но и интеграции полученных результатов с данными других дисциплин; научиться взаимодействию друг с другом; получить чёткое представление о своей роли в реализации проекта в целом [4]. Междисциплинарный подход в процессе обучения будущих кадров необходимо внедрить в большинстве вузов России.

3. Совмещение разных уровней образования на базе высших учебных заведений.

В осмыслении при выстраивании системы многоуровневого профессионального образования в России есть один нюанс. В настоящее время четко прослеживаются два уровня: бакалавриат и магистратура, но профессиональное образование только высшим не ограничивается - есть еще среднее профессиональное (колледжи) и начальное (училища), которые пока никак (за редким исключением) не связаны и не вписываются в систему высшего образования.

Государство тратит огромные средства на развитие профессионального технического образования в стране, но потенциальные учащиеся не принимают участия в образовательном процессе. Это вызвано тем, что население считает это не престижным. Граждане считают престижным высшее университетское образование [14] по исследованиям доктора экономических наук, профессора Шаховской Ларисы Семёновны.

В связи с меняющимся спросом на региональных рынках труда возможно применение совмещения разных уровней образования на базе одного университета. Возможно осуществление профессионального технического образования (ПТУ), среднего специального профессионального образования (ССПО) и высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) в рамках единого университета.

Всего лишь в некоторых вузах Российской Федерации сейчас действует система многоуровневого образования, таких как: Санкт-Петербургский технический университет им. Петра Великого, ВолгГТУ, включающий Камышинский технологический институт (КТИ), в котором есть среднетех-

нический факультет, на котором совмещены и ПТУ, и ССПО (бывшие ПТУ и техникумы города Камышина), и в ряде сибирских вузов.

В связи с указанными заключениями в рамках реформирования высшей школы и актуализации образования к требуемой ситуации на рынке труда, необходимо повсеместное применение совмещения разных уровней образования на базе одного опорного университета в регионе.

4. Формирование совместно с работодателями совершенно новых образовательных институтов, способных быстро учитывать все изменения на рынках труда (региональных, национальных, глобальных).

Образование позволяет приобретать знания, умения и навыки, необходимые для работы. Оно способствует интеллектуальному, творческому, духовно-нравственному развитию человека, удовлетворяя его образовательные интересы и потребности. Правильно организованный и настроенный механизм воздействия качественного профессионального образования в государстве способствует трудоустройству на рынке труда обученных специалистов, что приводит к недопущению институ-ционализации бедности в стране.

Неизбежно происходит изменение финансового механизма образования. Усиливается и будет усиливаться роль частных (личных) расходов домашних хозяйств, при формировании образовательной стратегии человека. Усиление платности образования в современной России принято связывать с посткоммунистической трансформацией, сопровождавшейся тяжелым бюджетным кризисом. На самом же деле произошло наложение двух кризисов - бюджетного и системного. Не случайно преодоление бюджетного кризиса не привело к ослаблению роли частных денег в развитии образования. Напротив, поток средств от домохозяйств и корпораций в образование должно усиливаться. Естественно, средства направляются не только в традиционные сектора образования (среднее и высшее), но и в новые формы послевузовского профессионального) образования [6].

Государственно-частное партнерство в сфере образования принимает форму стратегического альянса, который регулирует своеобразный поток интеграционного взаимодействия его участников: государства, бизнеса, образовательных учреждений на различных стадиях жизненного цикла образовательных услуг. Благодаря механизму ГЧП трансформируются выгоды государства, проявляющиеся в развитии «рыночного» элемента предоставления общественных благ с целью повышения качества и инновационности образовательных услуг. Для бизнес-структур выгоды ГЧП проявляются в развитии «общественного» элемента в предоставлении частных благ на основе социальной ответственности бизнеса, возможности оценки и, самое главное, привлечения знаний в конкретный бизнес.

Для образовательных учреждений выгоды ГЧП проявляются в дополнительном финансировании образовательного процесса, доведении результативности образовательных услуг и научных разработок до коммерческого уровня реализации с целью получения новых конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг.

5. Разработка модели нового образовательного института для регионального рынка труда.

Реагируя на снижение качества российского высшего профессионального образования, государство приняло решение об объединении вузов под эгидой крупных государственных университетов, дабы придать новый импульс для развития всех участников образовательного процесса.

Но необходим и переходный период: подлежащие к объединению и слиянию вузы вполне могут функционировать в рамках региональной образовательной корпорации, управляться советом ректоров объединяемых вузов и его председателем, избранным на время формирования новой стратегии развития будущего крупного регионального университета.

Такую модель управления целесообразно сохранить и в будущем. В состав этой региональной университетской образовательной корпорации могут входить самостоятельные институты и академии, которые будут являться центрами кластерного развития российских регионов (строительный вуз - строительный кластер; технический вуз -промышленный кластер; аграрный вуз - аграрный кластер; педагогический вуз - образовательный кластер; медицинский вуз - кластер здравоохранения). Нынешние классические университеты в регионах России могли бы выполнять для всех вузов объединяющую роль научно-инновационных кластеров, вокруг которых кипела бы университетская жизнь и происходила бы коммерциализация новых технологий. Другими словами, такая региональная образовательная корпорация могла бы стать формой существования современного российского университета в регионах России.

Консолидированный бюджет такой корпорации мог бы складываться из денег федерального и регионального бюджетов, заказов на выпускников от работодателей, собственных внебюджетных средств, заработанных каждым из вузов, а также различных научных грантов, выигранных как коллективами вузов, так и отдельными учеными.

Постепенная унификация научной учебно-методической базы, объединение различных служб и подразделений на единой информационной базе в рамках региональной образовательной корпорации позволили бы существенно сократить внутриорганизационные издержки на содержание управленческого и учебно-вспомогательного персонала в таком объединенном региональном университетском комплексе, что безусловно сказалось бы на качестве отбора и подготовки необходимых

народному хозяйству региона компетенций будущих выпускников [14].

Уровень образования занятого населения является одним из ведущих аспектов, который существенно влияет на экономический рост экономики страны в целом и ее регионов в частности.

Выводом в статье предлагаются меры по сокращению бедности на уровне отдельного региона, или страны в целом. При внедрении междисциплинарного обучения в программы высшего и среднего специального образования, применении многоуровневой системы образования в вузах в условиях повсеместного проникновения рыночной экономики возможно развитие индивидуального предпринимательства в регионах, что неминуемо повлечет рост численности рабочих мест. При увеличении занятости населения происходит увеличение спроса на потребительском рынке региона. Необходимо также отметить, что индивидуальные предприниматели ближе всех оказываются к рыночному спросу. Они непосредственно работают с потребителями и поставщиками, и поэтому способны быстро отзываться на малейшие колебания конъюнктуры рынка [3]. При увеличивающемся потреблении происходит рост ВРП, который позволит увеличить объем средств на оказание социальной помощи населению региона с низким уровнем дохода. Для отдельных регионов Российской Федерации, находящихся в неустойчиво-депрессивном состоянии, данный вывод становится все более определяющим для принятия стратегических решений в области социально-экономического развития страны.

Литература

1. Deaton, A. The Great Escape: Health, Wealth, and the Origins of Inequality / A. Deaton. - Princeton University Press USA, 2013. - Р. 376.

2. Климкова, К.О. Совершенствование системы подготовки инженерных кадров в вузах как стратегическая задача российских регионов / К.О. Климкова // Известия ВолгГТУ. Серия «Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива)»: межвуз. сб. науч. ст. -Волгоград, 2014. - № 11 (138), Вып. 19. - C. 12-13.

3. Митрофанова, И.А. Оптимизация патентной системы налогообложения в России: достоинства и недостатки / И.А. Митрофанова, Т.В. Булгакова, К.О. Климкова // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2013. - № 12. - C. 37-42.

4. Междисциплинарное образование // Официальный сайт РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина. - https://gubkin.ru/departaments/ universitydepartments/iiept/kursy-mezhdistsiplinar-nogo-obucheniya/mezhdistsiplinarnoe-obuchenie. php? sphrasejd=2800623 (дата обращения: 18.02.2018)

5. Николаев, И.В. Бедность в России: экономический анализ / И.В. Николаев, Е.Н. Марушкина

// Общество и экономика. - Пермь, 2013. - №7-8. -С. 262-305.

6. Новакова, Е.И. Специфика формирования социального сегмента российского рынка бизнес-образования / Е.И. Новакова //Современная экономика: проблемы и решения. - 2012. - № 1(25).

7. Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России. - http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/p оуегфМ (дата обращения: 02.10.2018)

8. Треть молодых безработных имеют высшее образование // Ежедневная общественно-политическая газета «Известия». - Режим доступа: https://iz. т/613242/diplom-ne-garantiruet-dokhoda (дата обращения 15.11.2018)

9. Уровень бедности России в 2016 г. (в процентах ко всему населению) // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России. - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/poverty/ (дата обращения: 02.10.2018)

10. Уровень безработицы населения по субъектам Российской Федерации (в процентах ко всему населению) // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России. - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/# (дата обращения: 02.10.2018)

11. Фролов, Д.П. Экономика знаний и когни-

тивная реиндустриализация России: институционально-эволюционный анализ / Д.П. Фролов, Д.А. Шелестова, А.В. Лаврентьева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. -№ 13. - https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomika-znaniy-i-kognitivnaya-reindustrializatsiya-rossii-institutsionalno-evolyutsionnyy-analiz (дата обращения: 01.09.2018).

12. Шибаев, В.П. Междисциплинарная интеграция как фактор совершенствования процесса обучения в вузе / В.П. Шибаев // Информационные и коммуникационные технологии и их роль в активизации учебного процесса в вузе: сб. научных статей. - Ставрополь, 2009. - С. 205-207.

13. Шаховская, Л. С. Институционализация бедности в России: можно ли остановить этот процесс? / Л.С. Шаховская, К.О. Климкова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. - № 3. - С. 67-78.

14. Шаховская, Л.С. Проблемы реформирования российской высшей школы: взгляд изнутри / Л. С. Шаховская // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - № 1 (190). -С. 37-42.

15. Шаховская, Л.С. Социально-экономическая дифференциация населения в Российской Федерации: бедность, региональный аспект / Л.С. Шаховская, К. О. Климкова // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2016. - № 4 (48). - 10 с. - http://eee-region.ru/article/4840/

Климкова Ксения Олеговна, соискатель ученой степени кандидата экономических наук, Волгоградский государственный технический университет (г. Волгоград), klimkova-ksenia@mail.ru

Поступила в редакцию 26 ноября 2018 г.

DOI: 10.14529/em180401

INTERDISCIPLINARY EDUCATION AS THE BASIS FOR THE FIGHT AGAINST POVERTY IN DEVELOPING COUNTRIES

K.O. Klimkova

Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation

In this article, using the institutional approach, the author explores the essence of poverty as a socio-economic phenomenon in the developing economy of the world and determines the need for the development of interdisciplinary education in higher education for the training of professional personnel. This is necessary to maintain employment of the economically active population, preventing the impoverishment of the population in the economically developing countries of the world, using the example of the Russian Federation. Today, one of the main problems of the development of the economies of countries and the production of economic and social poverty is unemployment, which is caused by the weak preparation of the population for the changing economic realities. The whole system of education in the developed countries of the world must be reformed to the changing needs of the economy.

Conclusion of the study, proposed measures to reduce poverty at the level of a particular region, or the country as a whole. When introducing interdisciplinary education in higher and secondary special

education programs, as well as the application of a multi-level education system in universities, in conditions of widespread penetration of the market economy, the development of individual entrepreneur-ship in the regions is possible. This will inevitably entail an increase in the number of jobs needed to stabilize the situation in preventing poverty as a socio-economic phenomenon in the developing countries of the world.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: poverty, poverty level, economic poverty, social poverty, demand in the labor market, interdisciplinary education, educational institution, public-private partnership.

References

1. Deaton A. The Great Escape: Health, Wealth, and the Origins of Inequality. Princeton University Press USA, 2013, p. 376.

2. Klimkova K.O. [Improving the system of training engineering personnel in universities as a strategic task of the Russian regions]. Izvestiya Volggtu seriya aktualnye problem reformirovaniya rossijskoj ehkonomiki teoriya praktika perspektiva, 2014, no. 11, pp. 12-13. (in Russ.)

3. Mitrofanova I.A., Bulgakova T.V. Klimkova K.O. [Optimization of the patent system of taxation in Russia: advantages and disadvantages]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya [Financial analytics: problems and solutions], 2013, no. 12, pp. 37-42. (in Russ.)

4. Interdisciplinary education (2016). Available at: https://gubkin.ru/departaments/university_departments/ iiept/kursymezhdistsiplinarnogo-obucheniya/mezhdistsiplinarnoe-obuchenie.php?sphrase_id=2800623 (accessed 18 February 2018).

5. Nikolayev I.V. Marushkina E.N. [Poverty in Russia: an economic analysis]. Society and economy [Obshchestvo i ekonomika], 2013, no. 7-8, pp. 262-305. (in Russ.)

6. Novakova. E.I. The specific of the formation of the social segment of the Russian business education market [Spetsifika formirovaniya sotsialnogo segmenta rossiyskogo rynka biznes-obrazovaniya]. Modern economy: problems and solutions [Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya], 2012, no. 1, pp. 25-28.

7. Distribution of population by per capita cash income (2016). Available at: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/poverty/# (accessed 2 October 2018).

8. One third of the young unemployed has higher education (2016). Available at: https://iz.ru/613242/diplom-ne-garantiruet-dokhoda (accessed 15 November 2018).

9. Poverty level in Russia (2016). Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ sta-tistics/population/poverty(accessed 2 October 2018).

10. The unemployment rate of the population in the regions of the Russian Federation (2016). Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/#(accessed 2 October 2018).

11. Frolov D.P., Shelestova D.A., Lavrentyeva A.V. [Knowledge Economy and cognitive reindustrialization of Russia: institutional and evolutionary analysis]. Natsionalnyye interesy: prioritety i bezopasnost [National Interests: Priorities and Security], 2013, no. 13. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomika-znaniy-i-kognitivnaya-reindustrializatsiya-rossii-institutsionalno-evolyutsionnyy-analiz

12. Shibayev V.P. [Interdisciplinary integration as a factor in improving the learning process at the university]. Sbornik nauchnykh statey. FGOU VPO Stavropolskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet, 2009, pp. 205-207. (in Russ.)

13. Shakhovskaya L.S., Klimkova K.O. [Institutionalization of poverty in Russia: is it possible to stop this process?]. Natsionalnyye interesy: prioritety i bezopasnost [National Interests: Priorities and Security], 2016, no. 3, pp. 67-78. (in Russ.)

14. Shakhovskaya L.S. [Problems of reforming the Russian higher school: a view from the inside]. Natsionalnyye interesy: prioritety i bezopasnost [National Interests: Priorities and Security], 2013, no. 1 (190), pp. 37-42. (in Russ.)

15. Shakhovskaya L.S., Klimkova K.O. Socio-economic differentiation of the population in the Russian Federation: poverty, regional aspect. Regional'naya ekonomika i upravleniye [Regional Economics and Management], 2016, vol. 4, no. 48. (in Russ.) Available at: http://eee-region.ru/article/4840/

Ksenia O. Klimkova, Candidate for a PhD degree in economics, Volgograd State Technical University, Volgograd, klimkova-ksenia@mail.ru

Received November 26, 2018

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Климкова, К.О. Междисциплинарное образование как основа борьбы с бедностью в развивающихся странах мира / К.О. Климкова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2018. - Т. 12, № 4. - С. 7-13. БО!: 10.14529/ет180401

FOR CITATION

Klimkova K.O. Interdisciplinary Education as the Basis for the Fight Against Poverty in Developing Countries. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2018, vol. 12, no. 4, pp. 713. (in Russ.). DOI: 10.14529/em180401

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.