Научная статья на тему 'Концепция «Социального качества» как новое содержание социальной политики государства'

Концепция «Социального качества» как новое содержание социальной политики государства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
764
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КОНЦЕПЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО / РОССИЯ / STATE / SOCIAL POLICY / CONCEPTS / SOCIAL QUALITY / RUSSIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шестакова Елена Евгеньевна

Концепция социального качества служит интеграционной формой взаимодействия экономической и социальной политики, предусматривая условия и механизмы обеспечения достойной жизни граждан, минимизации социальных рисков и самореализации человеческого потенциала. Под социальным качеством понимается степень обеспечения участия людей в общественных процессах ради повышения их благосостояния и самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of «Social Quality» as a New Content of the State's Social Policy

The concept of social quality serves as an integrational form of interaction between economic and social policies providing for conditions and mechanisms of a worthy life for people, minimum social risks and self-realization of human potential. Social quality implies a certain degree of ensuring people's participation in social processes for the sake of raising their well-being and self-realization.

Текст научной работы на тему «Концепция «Социального качества» как новое содержание социальной политики государства»

РОССИЯ И МИР В ХХ1 ВЕКЕ

Е. Е. Шестакова

КОНЦЕПЦИЯ «СОЦИАЛЬНОГО КАЧЕСТВА» КАК НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Шестакова Елена Евгеньевна - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН.

Современные европейские государства благосостояния вступили в новый этап своего развития, для которого характерен поиск новой социальной модели. Причины этого связаны не только с тяжелым экономическим кризисом. Они уже давно сталкиваются с серьезными вызовами, являющимися результатами как внешних процессов развития (интеграция и глобализация), так и внутренних социально-экономических трансформаций (демографические изменения, увеличение миграционного потока, формирование новых потребностей населения в сфере социальной защиты и др.)

Интеграционные процессы сужают возможности национальных правительств в проведении экономической и социальной политики, переводят отдельные вопросы ее формирования в компетенцию международных органов, меняют направление и приоритеты проводимой социальной политики.

Глобализация и развитие информационного общества ведут к изменениям в области занятости и в структуре социальных рисков и формированию дуалистичной постиндустриальной экономики, предъявляющей спрос как на квалифицированных специалистов, так и формирующей рынок низкооплачиваемых, рутинных услуг, и снижающей надежность рабочих мест в промышленности. По меньшей мере половину существовавшего спроса на рабочую силу в ЕС в докризисном периоде составлял спрос на работников высокой квалификации, в том числе четверть - на работников в сфере информационных технологий. В то же время более трети рабочей силы относились к категории работников низкой квалификации: один из шести молодых людей покидает школу не получив полного среднего образования и минимальной квалификации (4, с. 14). По данным Евробарометра, половина

граждан ЕС в 2007 г. назвали безработицу одним из двух наиболее важных вопросов своей страны (в 2 раза превышающим проблему преступности, медицинского обслуживания или иммиграции). Одновременно меняются мотивы, установки, потребности населения: все в большей степени становится характерной дифференциация жизненных стилей и индивидуальных условий жизни при одновременном возрастании разнообразия и степени социальных рисков. Жизненные шансы современных индивидов зависят в значительной степени от состояния рынка труда, образования, правовой системы, возможностей медицинской, психологической и социальной помощи, что в свою очередь формирует потребность в социальном государстве не только на коллективном, но

и на индивидуальном уровнях, индивидуализации социальной поддержки и ухода от присущего ей патернализма. Желание защитить частную жизнь и естественные права граждан становятся одной из важнейших причин усиления интереса к возможностям индивидуальных систем страхования и развитию взаимопомощи и самопомощи в рамках гражданского общества.

Появляются новые уязвимые точки и новые риски. Так, современные реформы социального обеспечения и здравоохранения в Европе предполагают повышение участия получателей услуг в покрытии медицинских расходов, ужесточение условий предоставления социальных льгот, повышение пенсионного возраста и расширение мер стимулирования занятости.

Более четверти (28%) европейской рабочей силы ощущают риск для своего здоровья из-за условий труда или рабочих перегрузок. Несмотря на сохранение широкой системы социальной поддержки, появляются новые группы населения, которые не удовлетворены своим положением, неравным и несправедливым доступом к социальным услугам. Более влиятельные в обществе группы эффективно используют находящиеся в их распоряжении ресурсы для сохранения своего привилегированного положения. Заметная часть (16%) европейской рабочей силы относится к категории самозанятых (что особенно популярно среди пожилых работников) и 18 - наемные работники, занятые неполное рабочее время, 14 - имеющие временные контракты (4, с. 22). Для этих категорий наиболее высок риск нестабильной занятости. Связанные с занятостью системы обязательного социального страхования, успешно действовавшие в условиях стабильной полной занятости и пожизненного найма, снижают свою эффективность в отношении работников с нерегулярной занятостью или в кризисных условиях. Легальная иммиграция в ЕС составляет 1,5 млн. человек в год. Одним из новых поводов потенциальных и реальных конфликтов в европейских обществах является доступ мигрантов к правам и услугам, при этом распространенной реакцией является защита национальных культур и национальных ресурсов. В Германии в вузы поступает только один из десяти турок, живущих в стране, сре-

ди коренного населения этот показатель один из четырех. Около 2/3 (60%) граждан ЕС считают необходимым установление лимита на прием иммигрантов. Сталкиваясь со множеством угроз экологического, техногенного, социального, криминального происхождения, от которых власть не может защитить, человек ищет поддержку в других общественных институтах: организациях самозащиты, этнических, религиозных и др. Государства благосостояния ищут пути приспособления своих систем социальной защиты не к узкому универсальному набору, а к широкой гамме индивидуальных рисков.

Разрабатываемая с начала 90-х годов концепция «социального качества, заявляется авторами как новая общеевропейская социальная модель, направленная на достижение качественного гражданства и социальной включенности. Одновременно авторы считают ее своеобразной альтернативой узкой неолиберальной идеологии глобализации, выражающейся в социальной сфере пересмотром социальной ответственности государства, уменьшении социальных расходов. Неолиберальные рецепты приватизации и маркетиза-ции социальных услуг, поддержка индивидуализации удовлетворения социальных потребностей и замены социальной солидарности индивидуальной социальной ответственностью, с точки зрения разработчиков концепции, чреваты повышением риска бедности и социального исключения для значительной части населения, что в свою очередь несет угрозу для устойчивого развития (6).

В качестве интеграционной формы взаимодействия экономической и социальной политики предлагаемая концепция социального качества создает условия и механизмы обеспечения гражданам достойной жизни, минимизации социальных рисков и формирования условий для самореализации потенциала личности. Под социальным качеством авторы понимают «степень, в которой люди способны участвовать в социальной и экономической жизни их сообществ на условиях, способствующих повышению их благосостояния и индивидуальных возможностей» (6, с. 49). Это подразумевает приспособление государства благосостояния к новому типу гражданина, соединение индивидуализма и свободы выбора с солидарностью, когда помощь со стороны государства и гражданского общества может увеличить выбор человека, а не ограничить его. Высокое социальное качество основывается на способности и готовности общества обеспечивать благополучие всех своих членов, минимизируя диспропорции в развитии и избегая маргинализации людей.

Государство благосостояния уже не ставит перед собой задачу помочь всем и во всем, обеспечить всеобщее благоденствие. Главной задачей становится совмещение государственного участия с участием граждан, достижение равновесия между возможностями государства благосостояния и растущими потребностями общества, компромисса между уровнем соци-112

альной защиты, который общество считает необходимым иметь и готовности граждан его финансировать.

Концепция социального качества возникла одновременно с изменением подхода ЕС к вопросу социальной защиты. В 1995 г. Комиссия ЕС зафиксировала в своих итоговых документах, что «система социальной защиты может действовать как продуктивный фактор, который влияет на экономическую и политическую стабильность, и помогает европейской экономике быть более эффективной, гибкой, и, наконец, лучше функционировать» (3). Этот поворот касался не только изменения определения социальной защиты как действенного фактора экономической и политической стабильности, но и предполагал поворот от стратегии конвергенции национальной политики

к стратегии углубления кооперации между государствами и ЕС на основе обмена опытом, политических дискуссий, мониторинга достижений.

В концепции социальной защиты ЕС как продуктивного фактора главным образом затрагиваются вопросы институциональных сетей, систем, норм, рыночных отношений, а ее основой выступает доход. Поэтому главными целями социальной защиты провозглашаются обеспечение оплачиваемой занятости и гарантирование пенсионных выплат и стабильности пенсионной системы. Занятость, усиление индивидуальных стимулов и развитие трудовой этики доминируют в вопросах социальной политики, обсуждаемых на уровне ЕС. Основной элемент модернизации системы социальной защиты включают вопросы борьбы с безработицей, социальной и экономической реинтеграцией безработных. Происходит постепенный сдвиг от идеи социального гражданства к равенству возможностей и преодолению социальной эксклюзии, т.е. переход от обеспечения благосостояния к обеспечению работой.

Социальное качество расширяет круг субъектов социальной политики, включая в них государственные и неправительственные организации, различные группы граждан; ориентирование на достижение социально-экономической безопасности, обеспечение жильем, медицинским и социальным обслуживанием, работой, услугами образования.

Другой новый аспект, который также не нашел полного отражения в теории социальной защиты - проблема взаимодействия между зависимостью и автономностью. Разработчики теории социального качества рассматривают их как различные стороны жизненного цикла человека, а не альтернативы. Понятие равенства трактуется не только с точки зрения равного доступа к ресурсам, права на уважение и признание культурных различий, но и равенство в эмоциональном отношении, возможность в адекватных формах получать и обеспечивать любовь, заботу, солидарное отно-

шение в личных взаимоотношениях, в трудовом коллективе, в местном сообществе.

Помощь человека человеку является одной из важнейших имманентных характеристик человеческого бытия, одним из наиболее демократичных видов деятельности, поскольку позволяет включиться в нее любому члену общества. Одновременно это накладывает определенные обязательства на общество, члены которого обязаны оказывать друг другу содействие в разрешении их проблем. Саморазвитие и самопознание происходит в процессе предоставления и получения помощи от окружающих. Концепция социального качества учитывает не только наличие социальных прав, но и наделение полномочиями, правом быть самостоятельными и уметь защищать себя.

В основную структуру социального качества входят четыре компонента (см. табл. 1).

Таблица 1

КВАДРАТ СОЦИАЛЬНОГО КАЧЕСТВА

Социально-экономическая защищенность / незащищенность Социальная включенность / исключенность (депривация)

Социальная сплоченность / фрагментарность Социальная автономность / зависимость

Все они дуалистичны и предполагают как возможность поступательного развития, так и регресс. Социальное качество в основном ориентировано на взаимодействие между институтами, с одной стороны, и сообществами и индивидами - с другой. Оно акцентирует внимание и на процессе, и на результате. Так, социально-экономическая безопасность имеет два аспекта: во-первых, она связана с обеспечением благосостояния и необходимой безопасной жизнедеятельности граждан: гарантии доходов, социальной защиты, охраны здоровья и медицинского обслуживания, безопасных условий труда и личной безопасности, т.е. защитой от социальных рисков. В этой части особенно важна роль государства и социальных институтов. Никакая активизация не способна заменить традиционные способы поддержки доходов, а низкий уровень финансирования здравоохранения и образования позволяет прогнозировать экономический ущерб в перспективе в виде снижения качества человеческого капитала, роста смертности, инвалидности и т.д. Органы власти на рынке труда не ограничиваются установлением «правил

игры» по найму и увольнению работников и оказанием услуг по трудоустройству и социальной поддержке безработных. В их функции входит создание и совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда, содействие занятости и повышению качества рабочих мест, совершенствование форм социального партнерства, повышение территориальной мобильности рабочей силы, обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу. С ростом благосостояния возрастает спрос на нематериальные блага, т.е. блага, которые нельзя оценить в денежном выражении, например право выбора места жительства, право на свободу информации, возможность участия в решении проблем страны или локального сообщества.

Второй аспект безопасности касается жизненных шансов. Здесь также важна роль государства и его институтов, их норм, форм стандартизации, режимов. В условиях рыночной экономики и политической демократии действует множество различных интересов, каждый из которых имеет право на существование, поэтому их достаточно сложно согласовать. И одновременно это открывает возможности для манипулирования, в результате которого выигрывают наиболее сильные интересы. Занимающие более высокие социальные позиции группы, например работодатели, имеют широкие возможности устанавливать правила в соответствии со своими интересами (даже при наличии противовесов. Без надежных институционально-правовых противовесов произволу работодателей, работники, располагающие относительно небольшими ресурсами, попадают в своеобразную воронку неправового пространства: чем менее благоприятные позиции они занимают в социальной структуре, тем чаще нарушаются их трудовые права, тем меньше возможностей они имеют их отстаивать. С точки зрения разработчиков концепции, немалую роль здесь могут сыграть умение и знания по самопомощи и самоорганизации, роль граждан и социальных групп не должна быть сведена до роли только потребителей. Низкие жизненные шансы могут быть связаны помимо недостаточного доступа к ресурсам и источникам власти с особыми когнитивными и поведенческими пристрастиями индивидов и групп.

Следующий элемент структуры квадрата социального качества - социальная включенность / исключенность (эксклюзия или депривация). Во многих европейских странах социальная эксклюзия стала концепцией, заменившей понятие бедность. В отличие от традиционного изучения бедности как финансового и статического явления, связанного с недостаточным уровнем потребления, концепция социального исключения концентрируется на динамическом, кумулятивном характере социальных процессов, широко использует неэкономические индикаторы. Неблагоприятные события в жизни людей, прежде всего болезнь, потеря работы, снижение доходов часто становятся

причиной разрыва многих социальных связей и снижения социального капитала и ресурсной базы индивидов.

В концепции социального качества инклюзия (или ее антипод эксклюзия) рассматривается как социальное гражданство: возможность (ограниченность или невозможность) участия в экономических, политических, социальных, культурных системах и институтах. Участие в социальной жизни включает три измерения: 1) дает возможность выразить и защитить свои интересы (материальный аспект); 2) обеспечивает гарантию частной и публичной автономности граждан (процедурный аспект); 3) носит добровольный характер (персональный аспект). Современное демократическое общество должно давать возможность гражданам участвовать в формировании равноправного и справедливого общества.

В концепции большое внимание уделяется не только созданию организационной структуры социальных институтов, но и моральным и культурным ценностям, определяющим поведение людей. Кроме реальных располагаемых ресурсов, на положение людей в обществе и на качество жизни оказывают огромное влияние ценности и мотивации людей в социально-экономической сфере, разные модели социально-экономической адаптации. Длительное ухудшение условий жизни может сопровождаться у значительных категорий людей формированием неэффективных пассивных стратегий борьбы с материальными трудностями: снижением уровня социальных притязаний и активности, формированием установки на выживание, а не преодоление неблагоприятных социально-экономических условий.

Если социальная включенность рассматривается как способность участвовать в социальной, культурной, экономической жизни общества, реали-зовывать свои гражданские права, пользоваться услугами социальных сетей, быть включенными в трудовые отношения, то социальная сплоченность -это качество социальных отношений, норм и ценностей, создающее доверие, стимулы для укрепления солидарности, социальные сети, формирующие идентичность. В последние годы в Европе отмечается явный рост комму-нитарной идеологии, связанной с широким участием самих жителей в решении собственных проблем на основе взаимопомощи и кооперации, возвращение к широкому использованию таких базовых институтов «органической солидарности» и носителей социальных ресурсов, как семья, соседи, местное сообщество. Примером поддерживаемых государством гражданских инициатив является развитие местных сообществ, соединение усилий индивидов и организаций для реализации общих целей жителей территории по укреплению местной экономики и расширению социальных возможностей, хотя далеко не во всех случаях данная поддержка достигает своей цели.

Существует несколько толкований понятия социальной сплоченности. При акцентировании внимания на общих ценностях и преданности объеди-116

няющему сообществу понятие социальной сплоченности совпадает с идеей социальной солидарности, создающейся сильными социальными связями и согласием членов общества со своими совместными обязанностями. Люди видят себя членами общества, понимают что есть коллективное благо и готовы действовать ради него. Другое толкование делает акцент на полном и активном участии людей в жизни общества, особенно обеспечении каждому возможностей для участия в экономической жизни. С точки зрения теории социального качества сутью социальной сплоченности является то, до какой степени люди чувствуют себя связанными с обществом и в какой мере они разделяют определенный набор общепринятых ценностей и социальных целей и включены в экономическую, социальную, культурную и политическую жизнь общества.

Такая трактовка социальной сплоченности сближает ее с понятием социального капитала, который Ф. Фукуяма определяет как «возможности, возникающие из наличия доверия в обществе, естественную склонность к объединению как на уровне семьи, так и на уровне всего народа (1, с. 134135).

Социальный капитал на микроуровне представляет собой набор ресурсов, заложенных в семейных отношениях. Гармоничные отношения между членами семьи являются исключительно важным условием формирования доверия к окружающим, проявления желания сотрудничать. На уровне трудового коллектива социальный капитал представляет собой разделяемые знания, нормы, правила, ожидания относительно образцов взаимодействия индивидов и групп. Социальный капитал на макроуровне передается и воспроизводится через традиции, разделение общепринятых норм и ценностей. Социальные особенности социума проявляются в доминирующих представлениях о допустимых масштабах социальных неравенств (как и в том, какие из них воспринимаются как справедливые, а какие нет), в массовых суждениях о роли государства, бизнеса в социальном развитии. Провозглашаемые социальные цели должны не только подкрепляться экономическими ресурсами, но и быть результатом общественного согласия, социальной солидарности, высокого уровня доверия к социальным институтам и легальным формам социальной активности.

Подход, основанный исключительно на юридическом признании индивидуальных прав, рассматривается в настоящее время как недостаточный для обеспечения социальной сплоченности. Признание прав для всех должно сопровождаться набором программ, направленных на стимулирование экономического роста, благосостояния для всех и устойчивого развития. Важнейшим условием сплоченности является наличие общей ответственности, распространяющейся на общественную и частную сферы, способности и готовности общества минимизировать диспропорции в развитии и маргина-

лизацию людей. Социальная сплоченность направляет внимание на новые роли общественных институтов в плане содействия коллективным консультациям, укрепления каналов связи с гражданами на активное использование других ключевых субъектов кроме государства и государственных организаций в процессе расширения ответственности за включенность и вовлеченность людей в жизнь общества (в особенности уязвимых групп населения), развитие диалога с социальными партнерами, привлечение неправительственных организаций.

В этом новом механизме активизации есть место и гражданской самоорганизации и социально-ответственной деятельности бизнеса и такому относительно новому понятию как социальное предпринимательство. На усиление социальной сплоченности и удовлетворение социальных потребностей направлены усилия государства, бизнеса и некоммерческих организаций. Ни один из этих секторов в современных условиях не в силах удовлетворить их самостоятельно, исходя только из своих возможностей. Социально ответственная деятельность бизнеса может рассматриваться как деятельность, в той или иной степени преследующая цель помимо получения прибыли для своих акционеров, содействие более широкой социальной пользе (например, переход к использованию экологически чистых технологий и материалов, учет интересов работников и местных сообществ, отказ от ведения бизнеса, имеющего негативные последствия для общества. Даже концепция разумного эгоизма, исходящая из того, что бизнесу необходимо ограничивать свои текущие прибыли для создания благоприятной рабочей среды и развития территорий, на которых проходит его деятельность, как правило, предполагает опосредованное отношение к социальным проблемам, при этом степень ответственности бизнеса может значительно варьировать. Социальное предпринимательство, по определению Мартина и Осбер-га, нацелено на выявление основных точек исключенности и маргинализации, нахождение способа их преодоления через формирование социальных благ и предоставление возможностей их использования. Целью деятельности социальных предприятий является решение конкретных социальных проблем или устранение «провалов» рынка с использованием бизнес-механизмов, инноваций, стратегического менеджмента, маркетинга (5, с. 35).

Социальное предпринимательство рассматривается как новая модель сочетания экономических и социальных ресурсов для решения социальных проблем, создания возможностей ускорения социальных изменений и удовлетворения социальных потребностей (производство бытовых изделий для инвалидов, организация сложных медицинских услуг для социально уязвимых групп и др.). Появление социального предпринимательства наряду с деятельностью разного рода некоммерческих организаций связано с количественным и качественным расширением социальных потребностей общества, сокра-118

щением традиционных форм финансирования и снижением их надежности, приходом бизнеса в общественный сектор и ростом конкуренции между некоммерческими организациями и бизнесом в удовлетворении общественных нужд.

Понятие социальной или гражданской активности можно трактовать как желание участвовать, включаться в общие преобразования, как потребность найти свое место, определить направленность жизни, обрести идентичность: это может быть и стремление к обогащению, как системе существования человека, так и иной стиль жизни, наполненный иными компонентами, например культурными и общественными. Ключевым моментом в измерении отношения индивида и общества является представление индивида об общественной пользе, одобряемом и принимаемом большинством социальной группы, к которой человек себя относит, стиле поведения.

Согласно концепции, повышение социального качества связано с обеспечением каждого гражданина знаниями и умением, с помощью которых он сможет максимально увеличить свои возможности для участия в общественных делах, повысить свою компетентность и самоуважение. Это очень ценные ресурсы, которые часто не используются в достаточном объеме.

Роль государства в социальной системе не уменьшилась, она частично трансформировалась из основного субъекта обеспечения и обслуживания в субъект, предоставляющий полномочия, активизирующий, покупающий услуги у различных поставщиков.

В отличие от качества жизни социальное качество стремится соединить в единую модель и качество жизни, и качество общества (качество социальных отношений) в единую модель. Главной инновацией понятия социального качества является стремление включить в анализ оценку ряда коллективных явлений: коллективные приоритеты, этические ценности и мнения, принципы справедливости, социальные инновации, процессы эмансипации и увеличения социальных полномочий, перенести акцент от социальных прав к наделению социальными полномочиями и обязанностью в них участвовать. Но оценить и измерить процесс повышения социальной включенности или увеличения социальных полномочий крайне сложно. Важным направлением научной школы социального качества является разработка большой серии нормативов, ориентированных не на минимальные стандарты, а на качественное гражданство.

В 2005 г. по программе «Европейские сетевые индикаторы социального качества» было предложено 95 индикаторов, сгруппированных по пяти областям, которые были апробированы в 14 европейских странах при исследовании социального качества. Как показали уже первые эмпирические исследования, информация, поступающая из национальных источников, не всегда

является полностью сравнимой. Например, такой показатель, как доля людей, имеющих уверенность в сохранении собственного дома. Индикатор затрагивает важную тему, но его трудно измерить в количественном плане. Национальные отчеты, как правило, ограничивались описанием результатов государственной политики в этой сфере; в некоторых отчетах содержалась информация о числе собственников домов, съемщиков социального и коммерческого жилья.

Очень сложным является индикатор о доле лиц, работающих неполное рабочее время из числа имеющих на это законное право. Это связано с оценкой доли молодых людей, оставивших школу, имеющей национальные особенности. Сложно сравнивать расходы на образование, так как в ряде национальных отчетов приводятся данные об оплате вместе с субсидиями на образование, в других - нет оплаты, но отсутствуют и субсидии.

Достаточность доходов определяется по структуре расходов домашних хозяйств, а именно по доле затрат на питание, одежду, жилье, медицинские услуги в среднем и в бедных семьях, доле домашних хозяйств, получающих трансферты, позволяющие им жить выше лимита бедности. Жилищная безопасность оценивается по доле лиц, уверенных в сохранении своего дома, количестве метров на одного члена домохозяйства, доле населения, живущего в домах без базовых коммунальных удобств. Надежность медицинского обслуживания определяется не только численностью врачей на 10 тыс. населения, но и на основании численности не охваченных медицинским страхованием, дистанцией (в минутах) до стационарного медицинского учреждения, средним временем ожидания скорой помощи, количеством часов полученной медико-социальной помощи (с дифференциацией на оплачиваемую и неоплачиваемую). Показателями надежности занятости служат время уведомления об изменении условий трудовых контрактов, срок, за который сообщают о прекращении трудового договора, доля занятых на основании временных контрактов, доля нелегальной рабочей силы, доля работающих неполное рабочее время (по собственному желанию или семейным обстоятельствам, или вынужденно, не по собственному желанию), продолжительность рабочей недели, число несчастных случаев на производстве и др.

Надежность и качество образования характеризуют такие данные как доля учащихся, оставивших школу до окончания обязательного обучения, плата за обучение (в процентах от средней заработной платы), доля учащихся, которые после ухода из школы (с сертификатом и без сертификата об образовании) нашли работу.

Уровень социальной сплоченности определяется по таким показателям: 1) доля населения, считающего, что большинству людей можно доверять (результаты здесь сильно различаются по странам от почти 60% в Фин-120

ляндии и Нидерландах до 22% во Франции); 2) степень доверия населения к государственным институтам; 3) важность работы, семьи, друзей для граждан (здесь отмечаются более близкие показатели); 4) число часов добровольной общественной работы; 5) участие в донорском движении; 6) толерантность (доля граждан, выступающих за введение жестких лимитов на въезд в страну иностранцев (в основном за это выступает 40-60% населения стран, в Испании и Португалии - 20-22%)); 7) взгляды в отношении причин бедности (неудачное стечение обстоятельств, лень или нехватка воли, несправедливость в обществе, результат современных трансформаций и др.); 8) готовность платить больше налогов, если есть уверенность, что это улучшит положение с бедностью, межпоколенная солидарность; 9) участие (активное или пассивное) в политических, благотворительных, добровольных организациях и спортивных клубах (доля участников различных неправительственных, благотворительных и спортивных организаций колеблется от 80% в Швеции до 37% в Италии); 10) чувство гордости за принадлежность к Европе (более 60% это ощущают), к своей стране (в среднем 85% европейцев), к своей местной общине (30-60%).

Для характеристики социальной включенности используются данные о доле лиц, имеющих право голосовать; разнице в заработной плате мужчин и женщин, длительно безработных; количестве представителей этнических меньшинств, выбранных или назначенных в государственные органы; руководстве частных компаний или фондов, количестве бездомных, среднем периоде ожидания социального жилья, нуждающихся в социальных услугах и среднем времени ожидания получения услуг (включая уход за детьми), плотность общественных дорог и доступность транспортного сообщения, число спортивных и отдельно культурных сооружений на 10 тыс. человек населения доле лиц, поддерживающих регулярные контакты отдельно с соседями, друзьями (по крайней мере хотя бы 1 раз в неделю, 1-2 раза в месяц, менее 1 раза в месяц).

Социальная автономность (независимость) описывается с помощью показателей о доле лиц, не имеющих среднего или специального профессионального образования (в Швеции - 6%, Венгрии - 33, Англии - 23%), возможности получения бесплатных юридических и консультационных услуг, доступа в Интернет, о доле рабочей силы, охваченной коллективными договорами, получающей постоянную профессиональную подготовку на рабочем месте от общей численности наемных работников (в среднем по ЕС 40%, в Швеции более 60%), доле организаций, имеющих рабочие советы; уровень дошкольного и послешкольного обслуживания детей и др. При характеристике данного компонента социального качества важным считается соединение производственных и семейных проблем. Общей тенденцией для данной группы стран является поиск сочетания работы и семейной жизни с помощью повышения

гибкости режима работы. (Успешность, например, шведской политики в этом вопросе подтверждается тем, что 80% женщин с детьми до семи лет в стране работают.) Другой аспект социальной независимости - степень вовлеченности в деятельность определенных политических и общественных институтов (участие в референдумах, маршах и демонстрациях, в решении вопросов улучшения жилищной и окружающей среды). При сравнении полученных результатов необходимо учитывать разное отношение к этим вопросам в разных странах. Швеция, Англия, Италия, Франция давно используют референдумы, в других странах, например в Нидерландах и Испании, только начинают экспериментировать в этой сфере, а в Бельгии их считают в условиях конституционной демократии неконституционными.

Используя критерии оценки социального качества применительно к российским реалиям, следует отметить ряд особенностей социально-экономического развития страны, принципиально отличающих ее от положения в большинстве стран ЕС, для которых собственно эта модель и разрабатывалась. К таким особенностям следует прежде всего отнести исключительно высокий уровень дифференциации в обществе, кардинальную смену парадигмы российской социальной политики (институционализация минимальных социальных расходов, свертывание государственной системы оказания социальных услуг и распространение платности граждан за социальные услуги, приоритет личной социальной ответственности), неразвитость гражданского общества и социальной ответственности предпринимательства. Социальные права значительной частью населения понимаются как механизмы, снимающие с индивида его личную ответственность. Пассивные люди ждут институциональных решений для удовлетворения своих потребностей, что противоречит принципам индивидуальной свободы и ответственности.

Наиболее опасной тенденцией современного российского общества является социальная поляризация, закрепление личного высокого статуса и дальнейшее его повышение (процесс накопления преимуществ) в верхних группах и углубление депривации и накопление неблагоприятных социальных обстоятельств в низкоресурсных группах, формирование взаимоисключающих интересов верхов и низов. В состоянии депривации, статусной непоследовательности находится не только бедное население, но и значительная часть населения, обладающая социальным капиталом в виде образования, квалификации, навыков и др., которые не трансформируются в материальное благополучие. Бедность в стране имеет сильную психологическую окраску, многие люди пережили коллапс своих ценностей и убеждений, они потеряли ориентиры и страдают от социальной и экономической незащищенности. Социальные права часто понимаются как механизмы, снимающие с индивида его личную ответственность. Значительные слои населения рассчитывают на 122

институциональные решения, направленные на удовлетворение их потребностей. Усилению дифференциации способствует и разнотипность ценностных ориентиров: традиционные терминальные ценности поддерживают патерналистский отказ низкодоходных слоев населения от самостоятельности, а успешно адаптировавшиеся слои опираются на современные инструментальные ценности.

Социальная политика современного российского государства, нацеленная на передачу как можно большего числа функций в сферу частных интересов, способствует поляризации общества, серьезно ослабляя основы социальной солидарности и взаимной ответственности. В сфере социально-трудовых отношений основные полномочия по установлению оплаты труда делегируются на уровень договорных отношений работодателей и работников при явном отсутствии равенства возможностей у сторон. Формируется разделенная система оказания социальных услуг: более-менее качественные платные услуги и низкокачественные государственные услуги для бедных и относительно бедных.

Особенностью современного этапа социально-экономического развития Европы является некоторое сокращение роли государства в социальной сфере, но это зрелое демократическое общество с развитой социально-ориентированной экономикой, с четко организованным, обладающим отлаженным механизмом взаимодействия с государством и бизнесом, гражданским обществом. В России, несмотря на либерализацию и демократизацию правовых норм в процессе социально-экономической трансформации 90-х годов, реальные возможности влиять на социальные процессы у граждан очень ограничены. Гражданское общество в силу трудностей взаимодействия с властью, финансовой неустойчивости и отсутствия инфраструктуры, неразвито. Местное самоуправление как важнейший элемент и механизм формирования на локальном уровне социальной солидарности реальной силы не имеет и основывается на постоянно сужающейся ресурсной базе.

Россия подписала Европейскую социальную хартию в 2000 г., но ратифицирована она была только в середине 2009 г. и лишь частично. Нерати-фицированными или частично ратифицированными остались такие обязательные статьи, как право на социальное обеспечение, право на социальную и медицинскую помощь, право работников-мигрантов и их семей на защиту и помощь.

Число граждан с доходами ниже прожиточного минимума в нашей стране составляет 13%, но черта бедности проведена по физиологическому минимуму потребления, стоимостная величина которого ежеквартально и ежегодно утверждается региональными и федеральными властями. В 25 странах ЕС число бедных составляет 15%, но критерием отнесения к категории бедных считается 60% от среднего дохода в стране. Подушевые за-

траты на здравоохранение в РФ примерно соответствуют уровню европейских стран середины 70-х годов, а за последние десятилетия расходы на здравоохранение в западных странах выросли в десятки раз. Территориальная модель финансирования в условиях глубоких экономических диспропорций привела к многократным различиям в финансировании медицины по регионам (в отдельных субъектах 10-15 раз).

Модернизация существующей социально-экономической системы в России и создание социально-ориентированных и эффективных институтов должны опираться на доверие к участникам (институтам государственной власти, политическим партиям, профсоюзам, ассоциациям предпринимателей) учитывать реальные мотивы и свойства поведения людей, отвечать требованиям цивилизованных рыночных отношений и не вступать в противоречие с принципами социальной справедливости. При этом сама категория «социальная справедливость» может маскировать взаимоисключающие интересы различных социальных групп. В современном цивилизованном мире общепризнанно, что необходимо обеспечить всем гражданам определенный минимальный стандарт жизни. Сверх этого взгляды серьезно расходятся.

Государством нашей страны формулируются широкие позитивные задачи по введению страховой медицины, реформированию пенсионного обеспечения, обеспечению доступа населения к высококачественным образовательным услугам, но в условиях отсутствия общественного согласия, они не воспринимаются как легитимные и справедливые, что ведет к разного рода противодействию или игнорированию приводимых мер. Современная бедность пожилых людей весьма негативно сказывается на желании современных 25-летних принимать риски, связанные с государственным пенсионным обеспечением. Чем больше граждане полагаются на рынок для обеспечения своего благосостояния, тем сложнее государству увеличивать налоговые поступления и тем менее эффективна проводимая им социальная политика. Активизация при всей ее привлекательности не служит адекватной заменой минимального гарантированного дохода.

Что касается социальной политики бизнеса, то она чаще всего воспринимается не как осознанная и целенаправленная деятельность на повышение благосостояния работников и населения своего региона, а предмет сделок между бизнесом и властью и отчасти необходимость воспроизводства требуемых кадровых ресурсов. Сложность стоящих перед страной проблем, особенно в условиях финансового кризиса, кризиса частичного перепроизводства и доверия, ставит в качестве неотложной задачу формирования нового социального контакта между государством, бизнесом и гражданским обществом с учетом взаимных интересов и необходимости принятия новых вызовов времени, требований социального государства и сплоченного граж-

данского общества, прекращение использования неформальных теневых схем полностью игнорирующих принцип солидарности.

Усиление вертикали власти не повысило защищенность россиян от разного рода социально-экономических рисков, но негативно сказалось на самостоятельности в решении вопросов повышения благосостояния.

Литература

1. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. - М. 1999.

2. Beck W., Maesen L., van der, Thomese F., Walker A. (Eds.). Social quality: A vision for Europe. - The Hague, 2001.

3. European Commission... Modernising and improving social protection in the European debate. - Brussels, 1995, Ом.

4. Liddle R., Levais F. Europe's social reality. A consultation paper from the bureau of European policy advisers. - 2008.

5. Martin R.L., Osberg S. Social entrepreneurship: The case for definition // Stanford social innovation rev. - 2007.

6. Walker A. Which way for the European social model: minimum standards or social quality. The changing face of welfare. - 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.