Научная статья на тему 'Особенности решения проблем образования и ликвидации неграмотности в этнокультурном пространстве Енисейского Севера во второй половине XX века'

Особенности решения проблем образования и ликвидации неграмотности в этнокультурном пространстве Енисейского Севера во второй половине XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
148
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / ликвидация неграмотности / этнокультурное пространство / межкультурные взаимодействия / коренные народы / национальная культура / Западная Сибирь / Енисейский Север / 20 век / малочисленные народы / русская культура / женские организации / национальные кадры / профессиональная подготовка

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Селиванова Л. Л.

Освещена работа по приобщению коренных народов Енисейского Севера к культуре русского народа, а также сохранению их национальной культуры. Подчеркнуто, что этнокультурное развитие малочисленных народов должно идти, включая обе стороны данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности решения проблем образования и ликвидации неграмотности в этнокультурном пространстве Енисейского Севера во второй половине XX века»

ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЕНИСЕЙСКОГО СЕВЕРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА Л. Л. Селиванова (Томский государственный архитектурно-строительный университет)

Одной из проблем современных многоэтничных стран, в том числе России, является культурная сложность, включающая и межэтнические браки, и длительное формирование общих культурных ценностей, для нашей страны основанных на русском языке и, в значительной степени - на русской культуре. На сегодняшний день представляется актуальным изучение процессов, происходящих на уровне межэтнических и межкультурных взаимодействий, позволяющее избежать опасности полной потери этнокультурной памяти малочисленных народов, в том числе коренных народов Севера.

Как известно, на севере Сибири проживает двадцать шесть коренных народов. Будучи народами-автохтонами, живя за Полярным кругом, они создали уникальную материальную и культурную среду обитания, до сих пор до конца непонятую и неизученную. Комплексное хозяйство народов Сибири, его компенсационные возможности создали особые хо-зяйственно-культурные типы. Политическое и экономическое влияние центра после Великой Отечественной войны возросло и имело целью поскорее «поднять» северные народы до уровня всей страны. Конечно, влияние индустриального общества на традиционные культуры неизбежно, и это влияние носит по большей части, увы, разрушающий характер. Однако сегодня приходит понимание не ущербности и отсталости народов Севера, а уникальности и практической значимости их опыта для страны таких природно-климатических зон, как наша. Рассмотрим на примере народов Енисейского Севера как решались вопросы этнокультурного развития региона.

Работа начиналась с ликвидации неграмотности. Однако ее ведение осложнялось отдаленностью от обжитых культурных районов страны и кочевым образом жизни коренного населения. Нужны были исключительные усилия. В предвоенные годы было сделано немало, но проблема не была решена. После войны сеть культурно-просветительных учреждений была следующей:

Таблица I1

Сеть культурно-просветительных

учреждений Таймырского и

Культурно- Таймыр Эвенкия Всего

просветительные уч-

реждения

Дома культуры 3 3 6

Избы-читальни 12 И 23

Библиотеки 7 9 16

Красные чумы 12 14 26

Всего 34 37 71

Как видно из таблицы, перевод народов на оседлый образ жизни принес новые формы культурно-просветительных учреждений. Появились Дома культуры, сельские клубы, избы-читальни. Данные стационарные учреждения в основном обслуживали население районных и хозяйственных центров. Та же часть коренных народов, что продолжала кочевать, должна была «обслуживаться» красными чумами. Однако к этому времени они, обосновавшись в поселках, все реже выезжали в бригады оленеводов, рыбаков и охотников, превратившись по существу в сельские клубы. Поэтому возник вопрос о радикальных мерах улучшения их работы. В 1947 году в Усть-Енисейском районе был создан передвижной красный чум нового типа. В его штат входили культработник, учитель, медицинский работник, переводчик. Передвижной красный чум располагал библиотекой, патефоном с двумя альбомами пластинок, домино, шашками, набором ученических пособий, аптечкой. В течение четырех месяцев он объехал в колхозах им. Кирова и «Новая жизнь» все оленеводческие бригады и звенья охотников. Чум провел 39 бесед, 13 читок, 3 собрания с колхозниками, выпустил 23 боевых листка, оказывал медицинскую и ветеринарную помощь, обучил 14 неграмотных2. Трудно переоценить подвижническую деятельность работников чума, являвшихся единственной связующей нитью кочевников с другой жизнью на многие месяцы. Используя их положительный опыт, в 1949 г. окружной исполнительный комитет принял решение о преобразовании восьми стационарных изб-читален в передвижные красные чумы и о создании пяти комплексных передвижных красных чумов. На красные чумы возлагалась обязанность вести культурную и просветительную работу, санитарную пропаганду, ликвидацию неграмотности и малограмотности. Подобным же образом действовали и в Эвенкии.

В 1950-е годы по-прежнему главной задачей в культурно-просветительной работе была борьба с неграмотностью. Поскольку красные чумы не справлялись, для работы привлекались районные и сельские Дома культуры, которые выезжали в бригады с концертами.

Организовывали библиотеки-передвижки и даже проводили читательские конференции. Однако эффективность их работы была невысока. Специфика работы требовала прежде всего национальных кадров. Но в Эвенкийском округе в начале 50-х годов из 71 работника лишь 14 были представителями коренных народов, в Таймырском - из 76 - 9. Поэтому в округах были разработаны планы подготовки специалистов. Их стали готовить Игарское педучилище, Минусинская культпросветшкола, Ленинградский институт народов Севера, что позволило в короткий срок решить проблему: в 1959 г. национальные кадры составляли около 35% всех работников культурно-просветительных учреждений, около 40% работников красных чумов были представителями коренных народов или владели их языками3.

В середине 50-х годов претерпела изменения и структура учреждений культуры: красные чумы, сельские клубы, избы-читальни были объединены в сельские Дома культуры с возложением на них также функций обслуживания производственных колхозных бригад. Этим была укреплена материальная база культучреждений, однако, по-прежнему большая часть их работы сосредотачивалась в районных и хозяйственных центрах из-за отсутствия транспорта. Таким образом, работа носила кампанейский и в основном агитационный характер. Главная задача учреждений культуры - ликвидация неграмотности - решалась очень трудно. Препятствия на пути ее решения были следующие: большинство малых народов Севера не имело письменности, население в основном не владело русским языком, почти не было учителей, знавших национальные языки, отсутствовали учебные пособия, население вело кочевой образ жизни. Поэтому к работе были привлечены все грамотные люди, соприкасавшиеся с жизнью и хозяйством коренного населения. Создавались школы ликвидации неграмотности и малограмотности отдельно и при школах всеобуча. Активно привлекали к данной работе комсомольцев. Состояние грамотности в округах характеризовалось следующими данными: на Таймыре в 1950 г. было 1264 неграмотных и 649 малограмотных, в Эвенкии соответственно - 925 и 7984.

В Таймырском округе было открыто 28 пунктов ликвидации неграмотности при хозцентрах. В каждом было по четыре культармейца. Время обучения было определено с апреля по сентябрь. В зимнее время обучение оленеводов предполагалось вести в бригадах в индивидуальном порядке. В Эвенкии в штат красных чумов вводился учитель-библиотекарь для обучения неграмотных. Каждый район был разделен на микрорайоны, предусматривались и экзаменаторы - учителя начальных классов. Обучающиеся обеспечивались тетрадями, ручками, букварями за счет школ всеобуча. При сельсоветах образовывались группы

содействия ликвидации неграмотности, проводились общественные смотры школ и пунктов ликбеза.

Приведенное выше изложение системы данной работы есть демонстрация того, насколько серьезно и скрупулезно решалась проблема неграмотности в округах. Ликвидация неграмотности и малограмотности шла все же медленно очень ограниченными материальными и людскими ресурсами. Решений принималось много, сил затрачивалось тоже много, однако в основном дело двигалось энтузиазмом людей. То, что годилось при ликвидации неграмотности в центральных областях страны - проведение кампаний в основном силами общественности, не годилось для округов. Спецификой этой работы в округах Севера, в том числе и Енисейского, являлось то, что процесс ликвидации неграмотности проходил в обстановке все еще низкой грамотности всего коренного населения, в условиях отсутствия у него (за исключением эвенков и ненцев) письменности на русском алфавите. Учителями были в основном русские, не знавшие языков коренного населения.

Новый этап работы по завершению неграмотности и малограмотности связан с выходом постановления Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 4 января 1958 г. "О ликвидации неграмотности и малограмотности среди населения", обязавшего закончить работу до начала всесоюзной переписи населения в 1959 году. В округах провели полный учет неграмотных в возрасте от 16 до 50 лет путем подворного обхода осевших и объезда (!) кочевавших по тундре семей. Обучение грамоте шло как в индивидуальном, так и в групповом порядке. За каждого обученного культармейцу выплачивалось 200 рублей. За производственными бригадами охотников, рыбаков и оленеводов закреплялись грамотные активисты из числа коммунистов и комсомольцев. Эта колоссальная по трудозатратам и материальным средствам работа дала определенные результаты, однако вплоть до конца 60-х годов проблема не была решена, что отражено в итогах всесоюзной переписи населения в 1970 году. В последующий период эта проблема решилась естественным путем: неграмотные старые люди умирали, а молодежь из числа коренных народов, находясь под опекой государства с рождения, обучалась в обычном порядке в школах - интернатах.

Росла сеть школ всеобуча в округах. Так, на Таймыре в 1960 г. общее количество школ составляло 37, в том числе начальных - 29, восьмилетних -4, средних - 4 и 27 интернатов. Общее число учащихся составляло 4664, в том числе местной национальности 1187 человек. При сокращении количества школ к 1970 г. до 30, а к 1975 г. до 22 общее количество учащихся в них возросло соответственно до 7284 и 7500 человек с сохранением доли детей коренной национальности в 35% от общего числа. В Эвенкийском автономном округе в 1960 г. насчитыва-

лось 23 школы, в том числе 18 начальных, 2 восьмилетних и 3 средних. 20 из них были школами-интернатами. В них обучалось 1590 учащихся, в том числе коренной национальности -563. В 1970-1975гг. количество школ составило 27, количество обучавшихся детей соответственно -2912 и 3211. Доля детей коренной национальности достигла 25%. Изменение числа школ шло в основном за счет начальных, и в связи с укрупнением колхозов и реорганизацией сельхозартелей в совхозы часто - в сторону уменьшения. Однако устойчивой была тенденция роста числа учащихся, что особенно важно в отношении старшеклассников коренной,национальности. Если на Таймыре в конце 50-х годов в 8-10-х классах училось всего 60 детей коренного населения, то в 1975 г. - 206. Однако только 23 из них закончили 10-й класс. В Эвенкии соответственно - 37 и 46 человек, из них 10-й класс закончили 12 в 1959 г. и 14 в 1975г. Решение проблемы всеобуча упиралось в качественный состав учителей округов. Акцент был сделан на национальные кадры, для чего в вузах страны была определена квота приема студентов из числа малочисленных народов Севера, в Ленинграде в институте им. Герцена существовал план набора группы студентов ежегодно, в Красноярске в педагогическом техникуме также была выработана специальная программа подготовки национальных кадров для округов. Предпринятые меры позволили в увеличить число учителей.

Таблица 25

Количество учителей на Таймыре

Год Всего учителей Из них коренной национальности

1960 395 48

481 59

1971 507 112

1974 550 148

Другим направлением культурно-массовой работы государства в округах являлась работа среди женщин коренных народов. В конце 40-х годов по инициативе русских женщин возникли самодеятельные культурно-бытовые и просветительные организации - женсоветы. Затем их деятельность была взята под контроль партийных и советских органов, что придало ей определенную направленность и жесткость, однако за многочисленными формальными отчетами стояла реальная кропотливая работа женщин-подвижниц. Женсоветы ставили задачи вовлечения женщин в общественно-полезный труд, художественную самодеятельность, кружки по обучению грамоте, культуре приготовления пищи, пошива белья и т.п. В 1952 г. уже во всех национальных колхозах были созданы женсоветы. Обучение мелким бытовым делам было настоятель-

ной насущной необходимостью, так как с переходом на оседлость коренных народов им приходилось организовывать быт совершенно иначе, их материальная культура, быт и традиции подвергались радикальной, иногда и неоправданной, ломке. Но новые социально-экономические условия жизни диктовали изменение традиционной культуры. «Привязав» вчерашних кочевников к стационарному поселку, государство создает «оседлые» отрасли экономики, и соответственно, всю инфраструктуру. Это потребовало дополнительных рабочих рук. Высвободившиеся женские руки использовались в общественно-полезном труде: в колхозах на зверофермах, в детсадах и школах. Начинали с малого: в 1959г. утвердили Положение о женсоветах, наметили главные задачи - ликвидация неграмотности женщин, санитарное и культурно-бытовое просвещение и создание сети дошкольных учреждений. Во многих поселках на Таймыре появились школы коммунистического быта, в которых женщин коренных народов обучали стирке белья, уборке квартиры, приготовлению разнообразной горячей пищи, кройке, шитью на машинах. Поднималась роль женщин-производственниц. Первый съезд женщин Эвенкии назвал имена лучших охотниц -эвенок 1968 года М. Будоскиной, Е. Потэ. В газетах, радиопередачах широко пропагандировались достижения лучших женщин-производственниц. Общественность Таймырского округа гордилась тем, что около 40% депутатов местных Советов и 25% профсоюзных работников составляли женщины.

Еще одним направлением работы в округах с коренным населением была профессиональная подготовка национальных кадров. Сложность заключалась в их низком образовательном уровне. В округах была разработана многоступенчатая программа их подготовки: от низшего звена - различного рода курсов и страничек в газетах, до высшего - целевой подготовки в вузах страны. Начиная с 40-х годов, систематически принимались перспективные планы на три-пять лет. Колхозные кадры в округах до 1944 года готовили на краткосрочных курсах. В 1944 в городе Дудинке Таймырского округа открыли одногодичную школу подготовки колхозных кадров. В 1949 она была преобразована в двухгодичную региональную школу оленеводов. В Эвенкии в конце 40-х годов действовала окружная школа техников-оленеводов, преобразованная в 1950 в сельскохозяйственную школу. За 1946-1950 годы эти школы подготовили значительный отряд специалистов. На Таймыре он составил около 300 человек, в Эвенкии - 200. В 50-е годы в школах стали готовить председателей колхозов, бригадиров-оленеводов, счетоводов, ветфельдшеров, звероводов, техников-оленеводов. За 1953-1959 годы было обучено 16 председателей колхозов, 17 бригадиров, 8 техников, 15 счетоводов. Приведенные выше цифры говорят о поистине «штучной» их подготовке, обусловленной прежде всего малограмотностью. Но в целом

в округах сложилась система профессионального обучения национальных кадров.

При этом количество квалифицированных специалистов увелич-валось медленно. Многие выпускники по специальности не использовались. Так, среди окончивших Таймырскую окружную школу колхозных кадров их насчитывалось более 40%, из выпускников Эвенкийской окружной сельскохозяйственной школы по специальности не работало более 50%. Работавшие же в большинстве своем были слабыми специалистами. Причиной такого положения была все та же низкая грамотность направлявшихся в школы: многие имели образование не выше 1-3 классов, некоторые были даже неграмотными (!).Сказывалась болезнь роста - открывались профессионально-технические школы, училища, техникумы, различные курсы, круг же набора учащихся оставался ограниченным, так как среднюю школу заканчивали единицы из числа коренных народов. Таким образом, эта проблема тесно переплелась с проблемой всеобуча. В результате наряду с большим процентом не работавших по специальности, велика была текучесть, сменяемость кадров. Вплоть до конца 60-х годов положение радикально не менялось, хотя многое делалось. Так, в конце 50-х годов Таймырская школа перешла на трехлетнее обучение, а затем была преобразована в зооветеринарный техникум.

Особенностью кадровой политики в округах явилось широкое применение в профессиональной подготовке ученичества и курсов, через которые была развернута широкая сеть обучения массовым профессиям. Во время осенне-весенних сугланов (собраний) для оленеводов, охотников проводились курсы. В окружных газетах действовали постоянные странички « В помощь оленеводу, охотнику», «Советы специалиста». Во многих оленеводческих бригадах было введено обязательное ученичество. На базе лучших хозяйств и НИИ сельского хозяйства Крайнего Севера действовали постоянные школы передового опыта. В 1964 году при НИИ открылась школа повышения квалификации сельскохозяйственных кадров для всего Крайнего Севера. За 10 лет в школе прошли учебу около двух тысяч человек.

Таким образом, силами округов при скудных материальных и людских ресурсах была проделана колоссальная работа по приобщению коренных народов Енисейского Севера к культуре народов СССР, а точнее к культуре русского народа. Это имело, безусловно, прогрессивное значение. Другой же стороной этого процесса явилось игнорирование национальной культуры как однозначно отсталой. Этим обеднялась не только общая культура многонациональной страны, но и затруднялось включение коренных народов в новую жизнь. Разрушался их психотип, основанный на традиционной культуре. Сегодня приходит понимание,

что дальнейшее направление их социо - и этнокультурного развития должно идти, включая обе стороны данного процесса.

1 ЦХИДНИК. Таблица составлена по: Ф.26. Оп. 16. Д.421. Л. 18; Советская Эвенкия. 1950. 17декаб.

2 ПАКК. Ф.28. Оп. 21. Д. 1249. Л. 11; Ф. 802. Оп. 2. Д. 97. Л. 1-8.

3 Советская Эвенкия. 1950. 16 сент.; ЦХИДНИК. Ф. 28. Оп. 20. Д. 2. Л. 233; Оп. 50. Д. 37. Л. 3; Оп. 51. Д. 5. Л. 12.

4ГАТО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 123. Л. 11; ГАЭАО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 12. Л. 9-13. 5 См.: Ф. 28. Оп. 2. Д. 15. Л. 12-13.; Ф. 35. Оп. 1. Д. 10. Д. 9. Д. 19. Л.1; Д.17.

Л. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.