Научная статья на тему 'Особенности религиозной политики КНР в XX в'

Особенности религиозной политики КНР в XX в Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3320
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА / RELIGIOUS POLICY / SECTS / КОНФУЦИАНСТВО / CONFUCIANISM / БУДДИЗМ / BUDDHISM / ИСЛАМ / ISLAM / ХРИСТИАНСТВО / CHRISTIANITY / КАТОЛИЦИЗМ / CATHOLICISM / КУЛЬТУРНЫЕ БРЕНДЫ / CULTURAL BRANDS / СЕКТЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Захарьин Алексей Борисович

В статье рассматриваются основные направления религиозной политики Китая в XX в., когда КНР становится одним из важнейших мировых производителей и инвесторов. Культурная политика в целом и отношение к религии в частности переживают радикальные изменения с началом реформ в 1978 г. Политика борьбы с религиями, вызвавшая гибель десятков тысяч священников и разрушение храмов во время Культурной революции (1966-1976), уходит в прошлое. С началом реформ в 1978 г. коммунистическая партия проводит либерально-разрешительную линию в отношении религий. Более того, само государство становится организатором религиозной жизни, инвестором в религиозную деятельность, религиозные учреждения и духовное образование. Тем не менее китайские власти ведут себя жестко, когда религиозная деятельность считается связанной с сектантством, непризнанием коммунистической идеологии, борьбой за самоопределение и сепаратизмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Features of the Chinese Religious Policy in the XX st Century

The article discusses some main directions in the religious policy of China in the 21st century, when China becomes one of the most important global manufacturers and investors. Cultural policy, in general, and the attitude to religions, in particular, change radically with the beginning of reforms in 1978. The policy of struggle against religions, which caused death of tens of thousands of priests and the destruction of temples during the Cultural Revolution (1966-1976), has gone into the past. Since the beginning of the reforms in 1978 the communist party has pursued liberal permissive policy towards religions. Moreover, the state itself becomes organizer of religious life, investor in religious activities, religious institutions and spiritual education. However, the Chinese authorities behave rigidly when religious activities are considered to be connected with sectarianism, non-recognition of communist ideology, the struggle for self-determination or separatism.

Текст научной работы на тему «Особенности религиозной политики КНР в XX в»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2015. № 1

А.Б. Захарьин

ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЛИТИКИ КНР в XX в.

В статье рассматриваются основные направления религиозной политики Китая в XX в., когда КНР становится одним из важнейших мировых производителей и инвесторов. Культурная политика в целом и отношение к религии в частности переживают радикальные изменения с началом реформ в 1978 г. Политика борьбы с религиями, вызвавшая гибель десятков тысяч священников и разрушение храмов во время Культурной революции (1966-1976), уходит в прошлое. С началом реформ в 1978 г. коммунистическая партия проводит либерально-разрешительную линию в отношении религий. Более того, само государство становится организатором религиозной жизни, инвестором в религиозную деятельность, религиозные учреждения и духовное образование. Тем не менее китайские власти ведут себя жестко, когда религиозная деятельность считается связанной с сектантством, непризнанием коммунистической идеологии, борьбой за самоопределение и сепаратизмом.

Ключевые слова: религиозная политика, секты, конфуцианство, буддизм, ислам, христианство, католицизм, культурные бренды.

The article discusses some main directions in the religious policy of China in the 21st century, when China becomes one of the most important global manufacturers and investors. Cultural policy, in general, and the attitude to religions, in particular, change radically with the beginning of reforms in 1978. The policy of struggle against religions, which caused death of tens of thousands of priests and the destruction of temples during the Cultural Revolution (1966-1976), has gone into the past. Since the beginning of the reforms in 1978 the communist party has pursued liberal permissive policy towards religions. Moreover, the state itself becomes organizer of religious life, investor in religious activities, religious institutions and spiritual education. However, the Chinese authorities behave rigidly when religious activities are considered to be connected with sectarianism, non-recognition of communist ideology, the struggle for self-determination or separatism.

Key words: religious policy, sects, Confucianism, Buddhism, Islam, Christianity, Catholicism, cultural brands.

Вопрос о религиозной свободе в Китае сложен, и оценки разнятся. Власти Китая утверждают, что в стране созданы все условия для свободной религиозной деятельности. В США и Европе заявляют, что религии в КНР находятся под жестким государ-

ственным контролем1. 30 апреля 2014 г. Комиссия США по международной религиозной свободе (и8С1ЯР) публикует ежегодный доклад за 2014 г., в котором правительству США рекомендуется продолжать относить Китай (так же, как Мьянму, КНДР, Иран, Саудовскую Аравию, Эритрею, Судан и Узбекистан)2 к «странам, вызывающим особое беспокойство» из-за нарушения религиозных свобод3. В свою очередь китайские правительственные деятели, руководители компартии, МИД, религиозных организаций делают встречные заявления, утверждая, что США «пытаются использовать религиозный вопрос с целью создания неприятностей и преград на пути мирного развития Китая... а некоторые люди прикрываются религией для ведения нелегальной, криминальной или террористической деятельности»4.

Китай обладает огромным числом верующих, принадлежащих разным религиозным конфессиям. По официальным данным Управления по делам религий в стране насчитывается около 100 млн буддистов, 17 млн мусульман, 12 млн протестантов и 4 млн католиков5, около 300 тыс. священнослужителей, более 3000 религиозных организаций и 74 духовных учебных заведения6.

Законы КНР гарантируют верующим все религиозные права и свободы: право избираться и быть избранными в исполнительные и законодательные органы, получать образование и трудоустраиваться7. «Положение по управлению религиозной деятельностью иностранцев, проживающих в КНР» констатирует свободу вероисповедания иностранцев, находящихся в КНР, и охраняет их научно-исследовательскую деятельность в религиозной сфере8. Закон запрещает атеистическую пропаганду в культовых местах. Создано множество организаций, представляющих все религии на местном и национальном уровне, в том числе Управление по делам религий при Госсовете КНР. Положения по делам религий

1 URL: http://www.youtube.com/watch?v=GkVIe8HwOuA; http://e-news.com.ua/ show/191971.html

2 URL: http://vlasti.net/news/192989

3 URL: http:// fmprc.gov.cn/rus/xwfw/fyrth/t1153924.shtml

4 URL: http://russian.dbw.cn/system/2014/05/13/000852047.shtml

5 URL: http://www.panasia.ru/main/china/religion

6 URL: http://www.ni-hao.ru/info?id=19&element=110, http://www.panasia.ru/ main/china/religion

7 «Закон КНР о национальной автономии регионов», «Общие положения гражданского кодекса», «Закон об образовании», «Трудовой кодекс», «Закон об обязательном образовании», «Закон о выборах в Собрания Народных Представителей», «Закон об организации сельских комитетов», «Закон о рекламе» (Китайская Народная Республика: Конституция и законодательные акты. М., 1984. С. 18-25, 34).

8 URL: pravo.vuzlib.org>book_z1520_page_24.html

соответствует конвенции ООН о правах человека, другим международным документам9. Запретительные оговорки в законодательстве выглядят разумными ограничениями: «... не разрешается под предлогом свободы религиозного выбора нарушать общественный порядок в стране, наносить вред здоровью граждан, вмешиваться в дела просвещения <.> религиозные организации и религиозная деятельность не должны контролироваться извне»10.

В 1980-х годов компартией КНР взят курс на исправление ошибок Культурной революции (1966-1976), в ходе которой почти все храмы были закрыты или разрушены, священнослужители - репрессированы. Для создания позитивного имиджа нового Китая эпохи реформ, компартия делает все, чтобы не выглядеть более борцом с религиями и проводит либерально-разрешительную религиозную линию. Восстанавливаются в должности священнослужители, культовые учреждения возобновляют свою деятельность. Начиная с 1980-х годов каждый год заново открывается около 600 христианских храмов. В 1996 г. Библия выходит тиражом 18 млн экз., издание освобождено от налогообложения11.

С начала 1990-х годов в КНР распространяется идея о «взаимосоответствии религии и социалистического общества» (цзунцзяо юй шэхуэй сян шиин)12. В экономике Китай старается догнать и обогнать Японию, Южную Корею, Тайвань. В религии власть видит основы нового сотрудничества со странами Дальнего Востока, а в перспективе и возможного культурного лидерства в регионе. Новым направлением экономической и культурной экспансии становятся бывшие среднеазиатские республики СССР, в которые вместе с китайскими товарами массового потребления экспортируется культурные бренды, в том числе религиозные: популярная религиозно-философская литература в переводах; символика (культовые предметы, фигурки и изображения святых, парные надписи, каллиграфия религиозно-

9 Положения, провозглашающие свободу совести как одну из фундаментальных гражданских свобод, запрещающие религиозную дискриминацию и признающие свободу проведения религиозных мероприятий, распространения религиозных изданий, воспроизводят аналогичные положения в «Уставе Организации Объединенных Наций», «Декларации прав человека», «Международной конвенции по экономическим, социальным и культурным правам», «Международной конвенции по гражданским и политическим правам» и т. д.

10 Китайская Народная Республика: Конституция и законодательные акты. М., 1984. С. 34.

11 Материалы пресс-канцелярии Госсовета КНР (октябрь 1997 г.). URL: http:// www.abirus.ru/content/564/623/627/719/11284.html

12 URL: istfil.bgpu.ru>upload/Russia_China_2012.pdf

го содержания); медитативная религиозная музыка; медитативные гимнастики (цигун)13.

В XXI в. либеральная религиозная политика пересматривается с учетом растущей глобализации и нового места Китая в международном разделении труда. Китай становится мировым лидером в области производства и инвестиций, геополитической и геоэкономической альтернативой США. Компартия, бывшая 30-40 лет назад главным борцом с религиями, заявляет о себе как о защитнике и организаторе религиозной деятельности не только на местном, но и на международном уровне. Выступая 19 декабря 2001 г. на Всекитайской религиозной конференции, организованной ЦК КПК и Госсоветом КНР, бывший председатель КНР генсек ЦК КПК Цзян Цзэминь заявляет, что при социализме религиозная деятельность имеет массовый и глобальный характер, что нужно использовать14. Несмотря на официальное первенство коммунистической доктрины, проповедующей атеизм и лояльность компартии, коммунистические лидеры заявляют о гармоничном сосуществовании различных религий в социалистическом обществе и традиционной религиозной терпимости китайцев.

На практике, однако, религиозная жизнь строится на основе жестких, составленных властью, правил. Главное условие религиозной свободы - полная лояльность государству и компартии, что прямо декларируется китайскими руководителями. В том же выступлении Цзян Цзэминь формулирует основные принципы религиозной политики КНР: «Верующие должны любить свою родину, поддерживать социалистическую систему и руководство компартии, соблюдать законы страны. Религиозная организация не имеет право на существование, если она выступает против партийного руководства или социалистической системы, подрывает процесс воссоединения страны или народное единство»15. Выступление

13 Под культурными брендами понимаются обще узнаваемые формы культуры, имеющие значение национального идентификатора. Собственно художественная ценность их чаще всего невысока. Русские матрешки, пузатые китайские будды Милэфо, американские микки-маусы, национальные гимны, популярные шлягеры, блюда традиционной кухни, имена национальных героев - примеры культурных брендов. Интересно определение профессора А.П. Панкрухина: «Региональный культурный бренд - это инструмент маркетинга территорий, который ориентирован как на местное население, с целью формирования у него чувства единства, патриотизма, так и на внешних потребителей, с целью привлечения людей, ресурсов и заказов, которые необходимы региону для его развития» (Панкрухин А.П. Маркетинг территории - ключ к успеху региона // Маркетинг PRO. 2007. № 12. С. 35; Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. СПб., 2006. С. 196).

14 Чжо Синьпин. «Цюаньцюхуа» юй дандай чжунго цзунцзяо («Глобализация» и религии в современном Китае) // Дандай чжунго ши яньцзю. 2009. № 6. С. 94-100.

15 URL: http://religio.ru/news/2764.html

Цзян Цзэминя происходит на фоне правительственных репрессий в отношении катакомбных католических общин16 и адептов необуддийской секты Фалуньгун17.

Продолжением лозунга Цзян Цзэминя «гармоничное общество и религия» (Хэсе шэхуй юй цзунцзяо) становится лозунг «гармоническое социалистическое общество» (Шэхуйчжуи хэсе шэхуй). Лозунг выдвинут генсеком ЦК КПК Ху Цзиньтао на 4-м пленуме ЦК КПК 16 созыва в сентябре 2004 г. На этом пленуме принимают постановление «О строительстве партии», где, в частности, содержится призыв развивать «производительные силы культуры» (вэньхуа шэнчаньли) и распространять китайскую культуру в мире, в том числе религиозные ценности18.

Экономическая экспансия и засилье культурных стереотипов запада заставляет китайскую власть искать противовесы в ценностях китайской культуры. Во главу угла ставятся нравственно-этические ценности конфуцианства: устои патриархальной семьи, скромность в быту, стремление постоянно учиться19. С начала 1990-х годов проводятся международные конференции для китайцев и китайских эмигрантов (хуацяо) с целью пропаганды конфуцианских ценностей. С конца 1990-х во многих странах создаются культурные центры, известные как «Институты Конфуция» или «Кабинеты Конфуция» (ныне более 150). В России первый центр открыт при

16 В 1957 г. правительством КНР создается так называемая Патриотическая Китайская Католическая Церковь, однако в основном китайские католики отказываются сотрудничать с коммунистами и уходят в подполье, начиная собираться в импровизированных домашних церквях, в которых власть не может не видеть постоянную угрозу.

17 Учение и секта Фалуньгун (практика Дхармачакры, или «Дхармического Колеса») созданы мастером цигуна Ли Хунчжи в 1992 г. Учение, базирующееся на принципах гимнастики цигун, положениях буддизма, даосизма и народных верованиях, очевидно, явилось реакцией на засилье атеистической идеологии. Быстрый рост Фалуньгун пугает китайские власти - за 6 лет в Китае складывается двухмиллионная организация, нелояльная и неподконтрольная компартии, имеющая в качестве членов большое количество членов компартии, директоров и военных. Фалуньгун запрещена властями 22 июля 1999 г. на основании ст. 300 УК КНР. После запрета властями развернуты репрессии в отношении сторонников секты и кампания в прессе по дискредитации Фалуньгун. Сторонники секты заявляют о сотнях тысяч арестованных и о массовой насильственной трансплантации органов у арестованных. Однако эта информация многократно опровергается как с китайской стороны, так и со стороны западных правозащитников.

18ХэХушэн,Чжоу Шоугао. Шилюда илай дан чжунъян дуй макэсычжуи цзунц-зяо гуань дэ синь чжиши хэ синь гуаньдянь (Новые знания и новые перспективы в марксистском взгляде на религию ЦК КПК после 16 съезда КПК) // Шицзе цзунцзяо вэньхуа. 2010. № 1. С. 7-13.

19 Нелишне напомнить, что главный памятник конфуцианства и, возможно, всей китайской культуры Луньюй начинается со слов: «Обучаться и постоянно практиковаться в том - разве это не радость?» (Луньюй, Сюэер).

Санкт-Петербургском Государственном университете в июне 2005 г. В Москве Институт Конфуция действует на базе РГГУ. Несколько «Институтов Конфуция» открыто на Дальнем Востоке. Через «Институты Конфуция» власти активно поддерживают распространение «культурных брендов» (вэньхуа пиньпай)20. Основная формула взаимоотношений с культурными ценностями Запада - «союз без уподобления» (хэ эр бу тун) - предполагает заимствование иностранного опыта с сохранением национальной идентичности.

Китайские законы провозглашают равные права адептов всех религий, однако на практике отношения власти с религиозными конфессиями складываются по-разному. Буддизм, отношение к которому всегда было более лояльное, чем к христианству и исламу, в XX в. преподносится властью как привнесенная, но ставшая традиционной, религия Китая. Сегодня буддизм широко представлен формами массового искусства, прежде всего кино, книжной продукцией и туристической индустрией в местах паломничества. Буддийские монастыри получают значительные доходы от экспонирования достопримечательностей, а также от своих гостиниц, ресторанов, парковок и торговых лавок. Во внешней политике буддизм укрепляет отношения КНР с экономическими партнерами. Частью китайской внешней политики является «буддийская дипломатия» в странах буддийской культуры: во Вьетнаме, Камбодже, Лаосе, Бирме и Таиланде21. Во время официальных визитов китайские лидеры стремятся продемонстрировать уважительное отношение к местным буддийским святыням, оказывают поддержку научным исследованиям и религиозным центрам. Иностранным буддийским делегациям предоставляется возможность посещать религиозные учреждения КНР. Посещение буддийских памятников входит в программу визитов на высшем уровне. 25 июня 2003 г. во время официального визита в КНР индийский премьер А. Ваджпаи22 посещает г. Лоян, известный в Средние века буддийский центр. Знаменитые буддийские святыни выставляются за границей (экспонирование пальца Будды в Таиланде в 1994 г.).

Китайские буддийские организации проводят международные научные семинары. Семинар, посвященный Сюань Цзану (распространителю буддизма в Китае) проходит в сентябре 2006 г. в Чэнду (провинция Сычуань). Среди участников - представители Японии, Индии, Вьетнама и Шри-Ланки. Примерно раз в пять лет проходит всемирный научный семинар по Тибету. Очередной, третий, семинар состоялся в октябре 2008 г. в Пекине.

20 URL: web-local.rudn.rmweb-local/prep/rj/files.php...

21 Кузнецов В.С. Буддийский фактор во внешней политике КНР. М., 2006. С. 3.

22 URL: http://www.centrasia.ru/news2.php?st=1056279660

Крупным событием становится открытие в Ханчжоу (провинция Чжэцзян) международного буддийского форума в апреле 2006 г., в котором участвует более 1000 делегатов из 10 буддийских стран. В истории Китая - это первый подобный форум. Инициатива Китая по его созыву позволяет утверждать, что руководство страны стремится обеспечить Китаю положение ведущей буддийской державы мира. Еще более масштабным становится второй Всемирный буддийский форум, организованный в г. Уси, (провинция Цзянсу) в марте 2009 г. В нем принимает участие более 1700 делегатов из 50 стран. На форуме выступают Панчен-лама XI и руководители страны, в том числе заместитель председателя ВК НПКСК Ду Цин-линь23, который отмечает, что буддизм проповедует открытость и терпимость, основан на идеях всеобщего равенства, гармонии и согласия24.

Однако Тибет - пример сурового отношения к буддизму там, где под религиозной идентичностью понимается национальное самоопределение25. В январе 2000 г. 25-летний Кармапа-лама XVII бежит из Тибета в Индию. В августе 2007 г. выходит постановление Государственного Управления по Делам Религий КНР, согласно которому право на «объявление живых Будд» Тибета переходит к руководству Китая. «Так называемые перерождения живого Будды, не санкционированные властями, незаконны и не подлинны», - говорится в постановлении. Многие тибетские монахи видят в этом решении китайских властей конец света. В 2012 г. самосожжения тибетских монахов происходят регулярно. В свою очередь власти КНР видят в актах самосожжения вызов сепаратизма. 23 марта 2012 г. правительственная газета КНР Женьминь Жибао обвиняет Далай-ламу в подстрекательстве тибетских монахов к самосожжению ради отделения Тибета и в распространении тибетского национализма26.

Одним из примеров того, как привнесенная религия может «обустроиться» на территории другой страны, по мнению китайских властей, является ислам. Ислам, проникший в Китай из арабских стран тринадцать веков назад с мусульманскими этносами и получивший особо широкое распространение в Синьцзян-уйгурском и Нинся-хуэйском автономных районах, в западных провинциях Ганьсу, Цинхай и Юньнань, в XXI в., представляется китайской

23 Всекитайский комитет народного политического консультативного совета Китая.

24 URL: russian.xinhuanet.com>russian/2009-03/28/content_...

25 URL: http://www.epochtimes.ru/content/view/60947/4/

26 Там же.

властью образцом отношений «чужой» религии с властью27. В КНР функционирует более 26 тыс. мечетей. Исламским обществом КНР (1953) открыто девять исламских институтов. Многие мусульманские деятели являются членами Китайской исламской ассоциации. Некоторые из них входят в высшие государственные органы, становясь депутатами Собраний Народных Представителей и членами Комитетов Народного Политического Консультативного Совета. Со времени начала реформ в 1978 г. опубликовано множество исследований и переводов исламских текстов на арабском и китайском. Издается трехмесячник «Мусульманство в Китае» на китайском и уйгурском языках. Большими тиражами публикуются иллюстрированные журналы, отражающие религиозную жизнь китайских мусульман. Для подготовки мусульманских священнослужителей основан исламский теологический институт. Китайская исламская ассоциация проводит культурный обмен с исламскими государствами, принимает участие в работе международных исламских конгрессов, организует поездки в десятки мусульманских стран, паломничества в Мекку.

Имея жизненно важные интересы в нефтяных регионах мусульманского мира, Китай делает все, чтобы создать у мирового сообщества как можно более позитивное представление о положении мусульман в стране, однако этому мешает деятельность исламских сепаратистов в Синьцзяне. В Синьцзяне открыты существенные запасы углеводородов, и для их разработки по призыву правительства сюда в большом количестве переезжают специалисты и рабочие из других провинций Китая, являющиеся этническими ханьцами. Между ханьцами и уйгурами все более заметна разница в уровне жизни и культурного развития28. Многие из десяти миллионов синьцзянских уйгур недовольны тем, что приезжающие ханьцы лишают их рабочих мест, а уйгурская молодежь вывозится на фабрики центрального Китая. С 1949 г. количество уйгур увеличилось в 2 раза, а численность китайского населения в 32 раза, в

27 Ислам проник в Китай с арабами и персами в начале династии Тан (618-907 гг. н. э.) с северо-запада через Синьцзян и с юго-востока через морские порты, поскольку Китай торговал с Центральной Азией и арабскими государствами. После монгольских завоеваний при монгольской династии Юань (1271-1368) в Китай переселяются воины, торговцы, священнослужители, знатные мусульманские семьи. Монгольские ханы, правившие Китаем, нередко исповедовали ислам и привлекали мусульман к управлению. Однако когда династии Юань пришла на смену династия Мин (1368-1644), мусульмане были лишены большинства привилегий. Начиная с династии Юань, мусульмане Китая (уйгуры, арабы, узбеки, татары) стали называться «хуэй». В середине XX в. словом «хуэй» официально назывались только мусульмане, говорившие на китайском языке, и их потомки от смешанных браков.

28 URL: http://www.epochtimes.com.ua/ru/opinion/world-events-analysis/rebyja-kadyr-kytajc-takzhe-javljajutsja-zhertvamy-zhestokogo-pravlenyja-kompartyy-kytaja-86916.html; http://uighur.narod.ru/news/urumqi_06072009_2.html

основном за счет переселения. Образование в школах с 1-го класса проходит на китайском языке. Молодым людям до 18 лет запрещено посещать мечети. Однако власти КНР заявляют, что недовольство инициировано сепаратистами Синьцзяна, которыми руководит Аль-Каида29. В июле 2009 г. в Синьцзяне прокатываются самые крупные за 30 лет волны недовольства уйгур и ответных репрессий30. По данным МИД КНР 197 человек погибли (по данным Всемирного конгресса уйгур погибших около 1500, см. сноску 29), более 1700 ранены, тысячи уйгур оказываются в тюрьмах31. По сообщению официального информационного агентства Ирана, 13 июля 2009 г. министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки в телефонном разговоре с китайским коллегой Ян Цзечи обсуждает произошедшие в Синьцзяне беспорядки и подчеркивает необходимость обеспечить безопасность мусульманской общины Синьцзяна. В ответ он получает заверения в полномерном соблюдении прав национальных и религиозных меньшинств32. В Турции, где этнические связи с уйгурами прочнее, тысячи митингующих располагаются перед дипломатическими миссиями Китая в Стамбуле и Анкаре, сжигая китайские флаги и товары33. Через месяц после событий 24 августа 2009 г. делегация Исламской Конференции, представляющая 57 исламских стран, посещает северо-запад Китая. Однако в ходе визита послы мусульманских стран не делают резких заявлений, а напротив отмечают, что религиозная политика Китая содействует установлению социальной стабильности в стране. Посол Египта в КНР Мохаммад Алам в эксклюзивном интервью агентству Синь-хуа отмечает, что проводимая Китаем национальная и религиозная политика содействует экономическому развитию страны, росту социальной стабильности и заслуживает уважения. Посол Сирии в Китае Халаф Аль-Джарад отмечает, что Китай проводит сбалансированную религиозную политику и обеспечивает свободу вероисповедания. Посол Афганистана в КНР Султан Ахмад Бахи сообщает, что китайское правительство выделило большие средства на охрану религиозного наследия Синьцзяна, что говорит о большом уважении к религии34.

29 иЯЬ: http://maxpark.com/community/politic/content/1293845

30 иЯЬ: http://ria.ru/trend/china_xinjiang_disturbance_06092009/; http://uighur. narod.ru/news/urumqi_06072009_2.html

31ШЬ: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%EB%ED%E5%ED%E8%FF_%F3 %E9%E3%F3%F0_%E2_%D3%F0%F3%EC%F7%E8_(2009)

32 иЯЬ: http://www.iran.ru/news/politics/58100/Iran_prizval_vlasti_KNR_zash-chitit_musulman_v_Sinczyane

33 URL: dumso.ru>news/predstaviteli.stran.vizit-v-kitaj.

34 http://russian.people.com.cn/31521/6728532.html

Официальные заявления китайских лидеров о полном соблюдении прав религиозных меньшинств в Синьцзяне нередко диссонируют с сообщениями в СМИ: 14 сентября 2013 г. суд в Синьцзян-Уйгурском автономном районе приговорил к смертной казни трех участников беспорядков, а еще один приговорен к 25 годам тюрьмы35. Однако и согласно официальной китайской статистике в регионе неспокойно: с 1990-х годов мусульманские сепаратисты совершили в Синьцзяне более 1000 актов терроризма, в ходе которых погибли 160 человек, а правоохранительные органы Синьцзяна обезвредили 648 сепаратистских организаций и террористических группировок36.

Религией, с которой китайской власти труднее всего выстраивать отношения, без сомнения, является христианство. С одной стороны, уже два столетия христианство ассоциируется с агрессивными притязаниями Запада, Опиумными войнами и унизительным статусом полуколониальной державы в XIX в. С другой стороны, христианство - это могущественный западный мир, мнение которого приходится постоянно учитывать. Наиболее либеральная политика проводится в отношении общин, связанных с Московской Патриархией. Вероятно, КНР интересует Россия как торговый партнер. В то же время численность Китайской Автономной Православной Церкви невелика (около 10 тыс. мирян) и не представляет угрозы массовых выступлений, своих священников нет. В 2000 г. после смерти последнего православного священника власть запрещает новые рукоположения.

В то время как в стране действует 4600 католических церквей, 11 семинарий и 10 женских монастырей, проживает четыре миллиона лояльных компартии «католиков-патриотов», напряженными с момента раскола католической церкви (см. сноску 16) являются отношения с 10 млн католиками (численность приблизительна), сохраняющими верность папе Римскому и собирающимися в домашних церквях. Китайское правительство обвиняет Ватикан во вмешательстве во внутренние дела Китая37. Хотя за участие в неразрешенном религиозном собрании грозит тюремное заключение, гораздо чаще собрания домашних церквей разгоняются милицией, их членов задерживают на время, здания идут под снос, с церквей снимаются кресты, закрываются вебсайты и т. д.38 В больших городах репрессивные меры оказываются более строгими, тогда как в

35 URL: http://www.mignews.com/news/politic/world/140913_172629_17216.html; URL: http://m.wMpedia.org/wiki/%C2%EE%EB%ED%E5%ED%E8%FF_%F3%E9% E3%F3%F0_%E2_%D3%F0%F3%EC%F7%E8_(2009)

36 URL: http://www.ca-c.org/journal/2002/journal_rus/cac-04/02.cinru.shtml

37 URL: http://www.citycat.ru/news/inews/arc/1998/06/08.html

38 URL: http://www.maranatha.org.ua/cnews/index.php?id=61349; http://www. cnlnews.tv/2014/05/10/china

провинции на нелегальные собрания домашних церквей милиция часто закрывает глаза39.

Отношения китайской власти с протестантами внутри страны можно характеризовать как сложные, хотя менее напряженными, чем с католиками. С одной стороны, вооруженная атеистической концепцией компартия не может не считаться с огромным числом китайских протестантов. С другой стороны, от протестантов фактически также требуется повсеместное подчинение власти неверующих. По китайской статистике в КНР проживают от 23 до 40 млн протестантов, что составляет 1,7-2% населения. В числе новообращенных протестанты заметно преобладают над католиками. Официальные источники констатируют, что в стране ежегодно совершается около 500 тыс. крещений. В 2012 г. из 139 тыс. религиозных учреждений насчитывалось 56 тыс. христианских церквей, т. е. более 40%. К концу 2013 г. издано 65 млн экземпляров Библии, причем не только на китайском, но и на языках национальных меньшинств40.

В начале августа 2014 г. председатель Китайского христианского совета Гао Фэн заявляет, что «Китайские протестанты - одна из самых быстро развивающихся религиозных общин в мире». В то же время глава Государственного управления по делам религий Ван Чжуан, делает заявление о том, что власти Китая намерены создать особую протестантскую теологию, чтобы «адаптировав протестантизм к китайским национальным условиям, интегрировать его в китайскую культуру». Заявление звучит двусмысленно и вызывает осуждение СМИ в Европе и США41.

7 августа 2014 г. издание China Daily публикует заявление главы Государственного управления по делам религий Ван Чжуана, предлагающего протестантам принять «ориентацию на социалистический путь развития». Правда, не совсем ясно, идет ли речь о формальной лояльности власти или о полном пересмотре религиозного мировоззрения. В первой половине 2014 г. власти Китая вступают в конфронтацию с христианской общиной города Вэйчжоу: в городе сносят церковь, построенную одной из зарегистрированных общин, требуют удалить кресты с куполов ряда храмов страны как не соответствующие градостроительным стандартам. В поддержку китайских христиан выступает супруга президента США Мишель Обама42.

В целом религиозная политика китайской власти предполагает значительный контроль над религиозной деятельностью. Все религии объединены в лицензированные государством ассоциации,

39 URL: http://www.apologia.ru/mddb/19

40 URL: http://www.ng.ru/ng_religii/2014-08-20/4_theology.html

41 Там же.

42 URL: http://www.bible.com.Ua/news/r/93116

подлежащие регистрации. Официальное признание имеют буддизм, даосизм, ислам, католичество, некоторые протестантские секты. Прочие религиозные сообщества находятся вне закона. В 1995 г. ЦК КПК и Госсоветом КНР было принято «Уведомление Министерства общественной безопасности о запрещении секты «Кричащие» и других культовых организаций». Согласно этому документу, 14 незарегистрированных религиозных организаций, действовавших на территории страны, были признаны «культами» и запрещены. Семь из них определены как «культы» Центральным Комитетом КПК и Госсоветом КНР, другие семь - Министерством общественной безопасности43.

От зарегистрированных религиозных организаций требуется безусловная лояльность государству и компартии. Служба безопасности занимается изучением «культов», являющихся угрозой безопасности, в рядах религиозных сект работают осведомители44. На протяжении столетий в Китае существует понятие еретической секты, представляющей собой угрозу государству и человечности45. Религиозные секты, как секта Белого Лотоса, часто в истории стояли у истоков народных восстаний.

Однако отход от ригоризма коммунистической идеологии, роль геополитического и геоэкономического лидера, реальный рост благосостояния предопределяют растущую толерантность и либерализм в религиозной политике Китая XXI в.

В то же время сохраняется ряд противоречий социального, политического и идеологического толка. Существование религиозной организации в Китае возможно только в официально зарегистрированной форме, при условии открытого и безусловного подчинения государству и компартии. Религиозные организации, нелояльные компартии, считаются еретическими и репрессируются. Противоречие усиливается атеистическим характером коммунистической идеологии. Другое противоречие заключается в официальном государственном протекционизме в отношении религий, с одной стороны, и жестких репрессиях в отношении буддийских монахов Тибета и мусульман Синьцзяна. Репрессии начинаются тогда, когда в религиозной идентичности усматривается желание национального самоопределения и недовольство засильем ханьского большинства. Противоречивы отношения власти с различными религиозными конфессиями. Хотя закон предоставляет всем религиям равные права, на деле отношение к ним власти неодинаково. Конфуцианство, по сути, этическое учение, давно ставшее частью государственной

43 URL: http://www.dslib.net/vseobwaja-istoria/novye-religioznye-dvizhenija-v-sovremennom-kitae.html

44 Политическая система Китайской Народной Республики. М., 1996. С. 21-25.

45 Там же.

идеологии, воспринимается как культурная валюта Китая. Десятки «Институтов Конфуция», созданных во многих странах, пропагандируют традиционные китайские ценности. Буддизм также в основном рассматривается как «своя» религия и часто представлен культурными брендами в массовом искусстве и туристической индустрии. Буддизм помогает китайским властям сотрудничать со странами буддийской ориентации. Отношения с мусульманами власть старается выстроить в духе концепции «гармоничное общество и религия». Хотя мусульманское образование школьников запрещено, открыты многочисленные мечети и духовные институты, организуются паломничества в Мекку. Нефтяные интересы Китая в могучем исламском мире заставляют власть осторожно относиться к мусульманским ценностям, а информация о репрессиях инакомыслящих в Синьцзяне и Тибете почти не просачивается в СМИ. На высокие религиозные должности назначаются верные компартии чиновники. Самую большую угрозу власть традиционно видит в христианской церкви, прежде всего, в католических и протестантских конфессиях, менее всего - в православной. С христианами традиционно связывается агрессия христианского запада и память о полуколониальном прошлом.

Список литературы

Аллаберт А.В. Место конфуцианства в модернизации Китая: Конец XX - начало

XXI в.: Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. СПб., 2003. 181 с. Андреева С.Г. Православие в Китае (XX-XXI вв.). В пути за Китайскую стену.

К 60-летию А.И. Кобзева. М., 2014. С. 556-567. Арин О. Япония: взгляд на мир, на Азию и Россию. М., 2001. С. 31. Арин О. Стратегические контуры Восточной Азии. Россия: ни шагу вперед. М., 2001. С. 181.

Баженова Е.С. 30 лет реформ в КНР: итоги, проблемы, перспективы // Азия и

Африка сегодня. 2009. № 2. С. 41-49. Власти КНР намерены создать китайское богословие для протестантов. URL: http://

www.bible.com.ua/news/r/93116 (дата обращения: 12.08.2014) Гашков И. Теология Made in China: Пекин адаптирует «протестантское богословие» к социализму и китайским традициям. НГ Религии. URL: http://www.ng.ru/ ng_religii/2014-08-20/4_theology.html (дата обращения: 12.08.2014) Гусев И.В. Воздействие современных форм религиозного синкретизма на духовную жизнь КНР (на примере секты «Фалуньгун»): Дисс. ... канд. социол. наук. М., 2004. 173 с. Дубровская Д.В. Судьба Синцзяна. Обретение Китаем «Новой границы» в конце XIX в. М., 1998. С. 21. Католичество в Китае. URL: http://www.apologia.ru/mddb/19 (дата обращения: 07.06.2014)

Китай ужесточает контроль над религиозными организациями. URL: http://religio.

ru/news/2764.html (дата обращения: 06.06.2014). Китайская Народная Республика: Конституция и законодательные акты. М., 1984. С. 18-25, 34.

Кузнецов В.С. Буддийский фактор во внешней политике КНР. М., 2006. С. 3. 94

Материалы пресс-канцелярии Госсовета КНР (октябрь 1997 г.). URL: http://www. abirus.ru/content/564/623/627/719/11284.html (дата обращения: 03.06.2014).

Панкрухин А.П. Маркетинг территории - ключ к успеху региона // Маркетинг PRO. 2007. № 12. С. 35.

Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. СПб., 2006. С. 196.

Политика Китая в области религии. URL: http://www.ni-hao.ru/info?id=19&element=110 (дата обращения: 13.05.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рабогошвили А.А. Новые религиозные движения в КНР: настоящее и будущее // Религиоведение. Благовещенск; М., 2008. № 1. C. 88-92.

Рабогошвили А.А. Некоторые аспекты религиозной политики в Китайской Народной Религия Китая - буддизм, даосизм, конфуцианство. URL: http://www. panasia.ru/main/china/religion (дата обращения: 09.05.2014).

Республика в современных условиях // Вестник БГУ. Философия. Социология. Политология. Культурология. Улан-Удэ, 2008. Вып. 6. С. 203-206.

Рабогошвили А.А. История новых религиозных движений на основе цигун в современном Китае // История и культура народов Центральной Азии: наследие и современность. Ч. 2: Этнография, религиоведение, язык, фольклор и литература: Сб. науч. ст. Улан-Удэ, 2008. С. 80-84.

Хэ Хушэн, Чжоу Шоугао. Шилюда илай дан чжунъян дуй макэсычжуи цзунцзяо гуань дэ синь чжиши хэ синь гуаньдянь (Новые знания и новые перспективы в марксистском взгляде на религию ЦК КПК после 16 съезда КПК) // Шицзе цзунцзяо вэньхуа. 2010. № 1. С. 7-13.

Хэ Цинлянь. Китай, Политика: Конфликт между партийной идеологией и религией в Китае // The Epoch Times. URL: http://www.epochtimes.ru/content/view/60947/4/ (дата обращения: 13.06.2014).

Чжо Синьпин. «Цюаньцюхуа» юй дандай чжунго цзунцзяо («Глобализация» и религии в современном Китае) // Дандай чжунго ши яньцзю. 2009. № 6. С. 94-100.

References

Allabert A. V. Mesto konfutsianstva v modernizatsii Kitaya: Konets XX - nachalo XXI v (Place of Confucianism in the Modernization of China: the End of XX - beginning of XXI century): Avtoref. Diss. ... kand. ist. Nauk. SPb., 2003. 181 s.

Andreeva S.G. Pravoslavie v Kitae (XX-XXI vv.) V puti za Kitaiskuyu stenu (Russian Orthodox Church in China (XX-XXI centuries) on the Way over the Great Wall). K 60-letiyu A.I. Kobzeva. M., 2014. S. 556-567.

Arin O. Yaponiya: vzglyad na mir, na Aziyu i Rossiyu (Japan: A View of the World, Asia and Russia). M., 2001. S. 31.

Arin O. Strategicheskie kontury Vostochnoi Azii. Rossiya: ni shagu vpered (Strategic paths in East Asia. Russia: not a step forward). M., 2001. S. 181.

Bazhenova E.S. 30 let reform v KNR: itogi, problemy, perspektivy (Thirty Years of Reforms in China: Results, Problems, Prospects // Asia and Africa today) // Aziya i Afrika segodnya. 2009. № 2. S. 41-49.

DubrovskayaD. V. Sud'ba Sintszyana. Obretenie Kitaem "Novoi granitsy" v kontse XIX v. (The Fate of Xinjiang. The Acquisition of the New Frontier by China in the late 19th century) M., 1998. S. 21.

Gashkov I. Teologija Made in China: Pekin adaptiruet "protestantskoe bogoslovie" k socializmu i kitajskim tradicijam (Theology Made in China: Beijing adapts "Protestant Theology" to Socialism and Chinese Traditions). NG Religii. URL: http://www.ng.ru/ ng_religii/2014-08-20/4_theology.html (12.08.2014).

Gusev I.V. Vozdeistvie sovremennykh form religioznogo sinkretizma na dukhovnuyu zhizn' KNR (Na primere sekty "Falun'gun") (The Impact of the Modern Forms of

Religija Kitaja - buddizm, daosizm, konfucianstvo (The religion of China - Buddhism, Taoism, Confucianism). URL: http://www.panasia.ru/main/china/religion (09.05.2014).

Religious Syncretism on Spiritual Life in China (On the Example of Falun Gong): Diss.

... kand. sotsiol. nauk. M., 2004. 173 c. RGB OD, 61:05-22/84 He Qinlian, Kitaj, Politika: Konflikt mezhdu partijnoj ideologiej i religiej v Kitae (China, Politics: the Conflict between Party Ideology and Religion in China). The Epoch Times. URL: http://www.epochtimes.ru/content/view/60947/4/ (13.06.2014) He Hushen, Zhou Shougao. Shiliude yilai dan zhunyan dui makesizhuyi zongjiao guan de xin zhishi he xin guandian (New Knowledge and New Perspectives in Marxist View of the Religion of the CPC Central Committee After the 16th CPC Congress) // Shitsze tszuntszyao ven'khua. 2010. № 1. S. 7-13. Katolichestvo v Kitae (Catholicism in China). URL: http://www.apologia.ru/mddb/19 (07.06.2014)

Kitaj uzhestochaet kontrol' nad religioznymi organizacijami (China Tightens Control

over Religious Organizations). URL: http://religio.ru/news/2764.html (06.06.2014) Kitaiskaya Narodnaya Respublika: Konstitutsiya i zakonodatel'nye akty (People's Republic of China: the Constitution and Legislative Acts). M., 1984. S. 18-25, 34). Kuznetsov V.S. Buddiiskii faktor vo vneshnei politike KNR (Buddhist Factor in the

Foreign Policy of the PRC). M., 2006 g.s.3 Materialy press-kanceljarii Gossoveta KNR (The Press Office of the State Council of

the PRC) (oktjabr' 1997 g.). URL: http://www.abirus.ru/content/564/623/627/719/11284.html (03.06.2014) Pankrukhin A.P. Marketing territorii - klyuch k uspekhu regiona (Marketing - the Key

to Success in the Region) // Marketing PRO. 2007. № 12. S. 35. Pankrukhin A.P. Marketing territorii (Territory Marketing). SPb., 2006. S. 196. Politika Kitaja v oblasti religii (China's policy in the field of religion). URL: http://www.

ni-hao.ru/info?id=19&element=110 (13.05.2014) Rabogoshvili A.A. Novye religioznye dvizheniya v KNR: nastoyashchee i budushchee (New religious movements in China: present and future) // Religiovedenie. Blagoveshchensk; M., 2008. № 1. C. 88-92. Rabogoshvili A.A. Nekotorye aspekty religioznoi politiki v Kitaiskoi Narodnoi Respub-like v sovremennykh usloviyakh (Some Aspects of Religious Policy in the People's Republic of China in Modern Conditions) // Vestnik BGU. Filosofiya, Sotsiologiya, Politologiya, Kul'turologiya. Ulan-Ude: BGU, 2008. Vyp. 6. S. 203-206. Rabogoshvili A.A. Istoriya novykh religioznykh dvizhenii na osnove tsigun v sovre-mennom Kitae (History of New Religious Qigong Movements in Contemporary China) // Istoriya i kul'tura narodov Tsentral'noi Azii: nasledie i sovremennost'. Ch. 2. Etnografiya, religiovedenie, yazyk, fol'klor i literatura: Sb. nauch. st. Ulan-Ude: Izd vo BNTs SO RAN, 2008. S. 80-84. Vlasti KNR namereny sozdat' kitajskoe bogoslovie dlja protestantov (PRC Authorities Intend to Create Chinese Theology for Protestants). URL: http://www.bible.com.ua/ news/r/93116 (12.08.2014) Zhuo Xinpin. "Quanqiuhua" yu dangdai Zhongguo zongjiao ("Globalization" and religion in modern China) // Dandai chzhungo shi yan'tszyu. 2009. № 6. S. 94-100.

Сведения об авторе: Захарьин Алексей Борисович, канд. культурологии, старший научный сотрудник ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: int207@ inbox.ru

About the author: Zakharyin Alexey, PhD in Culturology, senior researcher, Institute of Asian and African Studies, Moscow State University. E-mail: int207@ inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.