Научная статья на тему 'Особенности религиозного сознания в структуре этнического самосознания русских: на примере Краснодарского края'

Особенности религиозного сознания в структуре этнического самосознания русских: на примере Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
980
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / РУССКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОСЛАВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Круглик Наталья Владимировна

В статье рассматриваются теоретико-методологические аспекты изучения проблемы этнического самосознания. Цель работы анализ религиозного сознания в структуре этнического самосознания русских. Русская цивилизация имеет свои особенности и специфические черты, благодаря уникальности национального самосознания и менталитета. Национальное самосознание представляет собой способность народа осмыслять себя, свою историческую миссию, судьбу, и выражается в религиозном, культурном, государственном и хозяйственном самосознании народа. Русский народ религиозно сознает себя в православии. Зачастую православным человек считает себя не по причине глубокой веры в бога, а в силу того, что живет в стране с православными традициями и ощущает свое духовное единство с религией через национальные и культурные традиции. Поэтому, понимание особенностей религиозного сознания русского этноса позволяет лучше понимать и конструировать его этнонациональное самосознание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности религиозного сознания в структуре этнического самосознания русских: на примере Краснодарского края»

УДК 316.34

Круглик Наталья Владимировна

кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры социологии, правоведения и работы с персоналом Кубанского государственного технологического университета kalt666@rambler.ru

Natalja V. Kruglik

the candidate of cultural science,

senior lecturer in sociology,

law and human resources

Kuban State University of Technology

kalt666@rambler.ru

Особенности

религиозного сознания в структуре этнического самосознания русских: на примере

краснодарского края

Features of

religious consciousness in the structure of ethnic identity russian: the example of krasnodar territory

Аннотация. В статье рассматриваются теоретико-методологические аспекты изучения проблемы этнического самосознания. Цель работы - анализ религиозного сознания в структуре этнического самосознания русских. Русская цивилизация имеет свои особенности и специфические черты, благодаря уникальности национального самосознания и менталитета. Национальное самосознание представляет собой способность народа осмыслять себя, свою историческую миссию, судьбу, и выражается в религиозном, культурном, государственном и хозяйственном самосознании народа. Русский народ религиозно сознает себя в православии. Зачастую православным человек считает себя не по причине глубокой веры в бога, а в силу того, что живет в стране с православными традициями и ощущает свое духовное единство с религией через национальные и культурные традиции. Поэтому, понимание особенностей религиозного сознания русского этноса позволяет лучше понимать и конструировать его этнонациональное самосознание.

Ключевые слова: этническое самосознание; русское национальное самосознание; религиозное сознание; православная идентичность.

Annotation. The article discusses the theoretical and methodological aspects of the study of the problem of ethnic identity. Purpose - analysis of religious consciousness in the structure of Russian ethnic identity. Russian civilization has its own characteristics and specific features, thanks to the unique national identity and mentality. National consciousness is the ability to conceptualize the people themselves, their historic mission, destiny, and is expressed in religious, cultural, national and economic identity of the people. Russian religious people conscious of itself in Orthodoxy. Often Orthodox person considers himself not because of a deep faith in God, and in virtue of the fact that he lives in the country with the Orthodox tradition and feels the spiritual unity of religion across national and cultural traditions. Therefore, understanding of the religious consciousness of the Russian ethnos to better understand and to design its ethno-national identity.

Keywords: ethnic identity; Russian national identity; religious consciousness; Orthodox identity.

Россия - это особая страна, этническим ядром которой выступали и выступают русские. По данным последней переписи русские численно доминируют в большинстве сфер и структур общества: этнической, территориальной, социально-классовой, профессиональной и других. Русская цивилизация имеет свои отличительные черты от других цивилизаций, благодаря специфике менталитета и самосознания народов, создающих ее. Менталитет народа - это исторически сформировавшийся склад ума, мироощущения, мировоззрения и миропонимания типичного представителя этноса. Для русского национального менталитета характерно три основных качества - это религиозность, свободолюбие и широта души.

Таким образом, будущее России, решение национальных проблем и конфликтов, зависит, прежде всего, от решения «проблем русских», важнейшей из которых стала проблема формирования национального самосознания. Эти проблемы насчитывают длительную историю; наиболее отчетливо они проявились еще в 30-е годы 19 века. За двухвековую историю их изучения сформировался ряд направлений в научных исследованиях: исследования, посвященные историческому пути русского народа и современному положению.

Проблема самосознания является одной из самых сложных и неоднозначных в науке. Под

«самосознанием» понимается осознание своей сущности, своих отличительных черт и роли в обществе. Можно выделить несколько видов самосознания: профессиональное, классовое, национальное, этническое, религиозное и другие. Также различают несколько уровней самосознания: индивидуальное, коллективное, общественное. В структуру этнического самосознание входит система взглядов, на основе которого происходит выделение своей этнической группы из других, осознание особенностей своего этноса. Этническое самосознание включает не только самоопределение (идентификацию), но и представления о характерных чертах своего народа (этнические автостереотипы), о его происхождении, историческом прошлом, о языке, культуре, религии, в том числе традициях, нормах поведения - обычаях, художественной культуре. Все это можно отнести к образу «мы» [1]. Этническое самоопределение представителей отдельной нации обозначают как национальное самосознание, в структуру которого входят представления о территории проживания и государственности этноса.

Развитие национального самосознания является длительным и сложным процессом, который связан с эволюцией народа. Каждое поколение формирует национальное самосознание, переосмысливает особенности своего этноса в соответствии с современными реалиями. Наиболее активно формирование национального самосознания происходит в периоды ломки существующих общественных отношений, так как в обществе возрастает потребность переосмыслить прошлое своего народа, сформулировать перспективы будущего развития. На развитие национального самосознания влияет множество факторов: этническая среда, государство, СМИ, культура, процессы миграции, социальные институты, этносоциальная ситуация и многое другое. Эти факторы способны сформировать как позитивную этническую идентичность: развить чувство долга, патриотизма, способствовать укреплению межэтнического уважения и ответственности; так и негативную, которые могут разжечь вражду, ненависть, фашизм, недоброжелательность к другим этносам.

Русское национальное самосознание не является целостным и завершенным. Кризисные тенденции в современном российском обществе обострили негативную направленность эволюции самосознания русских. Следствием этих проблем стала депопуляция русского этноса. Все эти процессы привели к «культурной травме» русского самосознания и формированию «комплекса неполноценности», усиливая тем самым состояние фрустрации самосознания значительной части групп русского этноса.

Следствием этого стало формирование многоуровневого, аморфного самосознания и отсутствие четкой этнической идентичности, что можно объяснить численностью и территориальной разбросанностью русского этноса. Одним из важных факторов негативной самоидентификации является также законодательно-правовое игнорирование, которое проявляется в игнори-

ровании русского народа в качестве государ-ствообразующего этноса. Следствием этих процессов стало расщепление русских на субэтнические группы, инициаторами которых стали руссконаселенные регионы (например, устав Краснодарского края о казачестве и русских). Нарушение прав и интересов русских в отдельных регионах приводит к их оттоку из некоторых национальных регионов России и приводит к сжатию их жизненного пространства. Федеральные программы, принятые за последние годы мало касаются проблемы создания механизмов реализации потребностей и интересов русских.

В современных условиях глобального кризиса у России есть возможность укрепить свои позиции в мире, а потому проблема этно-национальной идентичности и самосознания русских становится наиболее актуальной.

На специфические черты русского самосознания оказали влияние такие факторы как климат, обширность территории, религия. Русскому национальному самосознанию присущи следующие черты, которые являются определяющими: 1) государственно-территориальная характеристика, 2) православный характер религиозной идеологии, 3) соборность, которая является константой русского национального самосознания [2].

Религиозное сознание является важной составляющей национального самосознания русских: это то, что определяет выбор индивидуальной религиозности с присущей ей системой ценностей, идей, принципов, обуславливающих мышление и действия верующего. Соборность и мессианство, присущие национальному самосознанию русских, порождены религией, а точнее, православием.

Соборность, как выдающаяся черта национального характера заключается в общинном сознании, присущем русскому человеку, отличающем его от индивидуализма западного человека. Согласно этому принципу, только в коллективе человек может проявлять свои лучшие качества: любовь к ближнему, к своему народу, родине, помогает преодолевать личный эгоизм, то есть соборность - это всемирная отзывчивость и человечность [3]. Соборность не означает подавления личности человека, для нее не характерно противопоставление человека и мира, наоборот, ориентация на единство при сохранении взаимной самостоятельности и самоценности [2].

Мессианство, также порожденное православием, представляет собой веру в особое предназначение России и русского народа, то есть Россия - это новый мессия, который призван изменить мир.

В современной жизни и сознании русского этноса религия, с одной стороны, определяется личным, персональным религиозным опытом, который зависит от структуры религиозного сознания, и, с другой стороны, она выступает основанием для самоидентификации, как культурно-цивилизационной, так и этнонациональной.

В рамках реализации проекта «Самосознание русского этноса в контексте современных социальных

процессов: на примере Краснодарского края» осенью 2016 года было проведено эмпирическое исследование русского этноса. На базе полученного фактического материала проанализируем особенности религиозного сознания русской этнической группы в Краснодарском крае. Данные исследования показывают, что 84 % опрошенных отнесли себя к верующим; 10 % определили себя как «скорее не верующими» и 6 % указали, что однозначно не являются верующими.

Анализируя конфессиональную принадлежность русских, отметим, что подавляющее большинство опрошенных отнесли себя к православной вере -86,7 % респондентов; 7,5 % являются приверженцами внеконфессиональной религиозной направленности; на третьем месте - приверженцы ислама (таких оказалось 2 %); 1,5 % русских отнесли себя к старообрядцам; а 2,2 % указали «другое» вероисповедание, среди которых были названы: буддизм, католицизм, протестантизм, даосизм и другие религиозные течения.

Таким образом, абсолютное большинство опрошенных русских в Краснодарском крае являются приверженцами православия, что характерно и для всей России в целом, это подтверждают многочисленные и многолетние исследования. Поэтому государство активно взаимодействует, прежде всего, с Русской Православной Церковью (РПЦ), называя ее «церковью большинства»: заключает с ней договоры и соглашения, дает преференции на присутствие в школе, армии, тюрьмах и т.д. Органы местного самоуправления учитывают это обстоятельство: в субъектах РФ, в которых доминирует православие, они поддерживают РПЦ как первую конфессию, отказываясь, однако, от проведения одно-конфессиональной политики [4].

При этом для большинства верующих православие - это не соблюдение религиозных обрядов и участие в религиозной жизни, а только национальная традиция, что приводит к формированию псевдорелигиозности .

С целью анализа места религиозного сознания в структуре национального самосознания русских охарактеризуем его составляющие.

Рассматривая критерии, по которым русские ощущают связь своей религии и национальности, следует отметить: большинство опрошенных ответили, что их предки исповедовали эту религию - 61,8 %; 19,6 % - считают, что данная религия отвечает культурным устоям их национальности; а 15,4 % отметили, что их национальность признает только эту религию. То есть, подавляющая часть респондентов идентифицирует себя с конфессиональным вероисповеданием чисто формально, в силу национальных и культурных традиций своего народа. Эта тенденция прослеживается и в последующих ответах респондентов, обуславливая незначительную роль истинной, глубокой религиозности в структуре этнического самосознания русских. Таким образом, становление конфессиональной идентичности русских зависит от культурных, политических и национальных факторов.

На вопрос «С кем вы себя соотносите прежде всего» большинство опрошенных ответили - с жителями России (64,8 %); далее по популярности шел ответ «с людьми своей национальности» - 21,1 %; вариант «с людьми, одного со мной вероисповедания» выбрали только 5,5 % опрошенных. То есть религиозная идентичность как фактор национального самосознания не является ведущим фактором в процессе национальной самоидентификации русских.

Таким образом, одним из компонентов современного русского православного сознания является стереотип «русский - значит православный», то есть этническая принадлежность получает значение признака религиозной принадлежности, хотя до революции 1917 года было наоборот: «православный - значит русский» [5]. Религиозное сознание отражает социальное бытие, поэтому новая религиозность - это реакция на современные реалии.

Это подтверждают данные, полученные на вопрос «Что для вас значит быть представителем своего народа»: лишь 2,6 % опрошенных указали на религию. Среди ответов встречались следующие варианты: значит быть православным, быть представителем единой религии, исповедовать одну религию, любить свою религию, вера.

На вопрос «Какие ассоциации возникают у вас при упоминании о России» религию и веру указали только 1,5 % опрошенных. Среди черт, составляющих образ русского человека 17,8 % опрошенных отметили, что русский - тот, кто исповедует православную веру, то есть религиозный фактор среди прочих был только на седьмом месте (большинство респондентов выбирали варианты - кто готов защищать Россию и отстаивать ее интересы -56,2 %; кто любит Россию - 40 %; кто чувствует себя россиянином - 36,5 % и т.д.).

Религию, как интегрирующий фактор, объединяющий русских, согласно данным опроса, отметили большинство опрошенных - 83 % респондентов; 12 % считают, что религия не объединяет их с представителями своей национальности; а 5 % - затруднились ответить.

Таким образом, приверженность православию приобретает сегодня черты этнокультурной идентичности. Поэтому естественно предположить, что укоренение православной идентичности будет способствовать усилению русского этнического самосознания. Религиозность тесно связана с сознанием, системой ценностей и служит внутригрупповой сплоченности. «Происходящее воцерковление русского населения, вполне возможно, будет сопровождаться поиском "своего пути" развития России, с учетом традиционных этнокультурных и религиозно-мировоззренческих ценностей, чаянием отличной от западной модели общественного развития и, в конечном счете, потребностью в «своей» модернизации, ценящей и признающей культурное и духовное своеобразие России» [6].

Таким образом, в современном этнокультурном пространстве религия как традиция является

важным механизмом воспроизводства и передачи моральных норм, духовных ценностей, без которых невозможно ни одно общество. Поэтому в современной России необходимо создавать условия для налаживания взаимопонимания между различными народами и конфессиями, создание механизмов формирования уважи-

Литература:

1. Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика. URL: http://journal.iea.ras.ru/ archive/ 1990s/1991/Drobizheva_1991_1 .pdf (дата обращения: 3.11.2016).

2. Пестрецов А.Ф. Соборность - константа русского национального самосознания. Нижний Новгород, 2008. 182 с.

3. Кузнецова А.М. Особенности национального самосознания русских / А.М. Кузнецова, В.В. Щербакова, С.В. Яблонская // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки. Электронный сборник статей по материалам ХХХ студенческой международной заочной научно-практической конференции. М. : Изд. «МЦНО», 2016. № 1. URL: http://www.nauchforum.ru/ archive/ MNF_social/1 (30).pdf (дата обращения: 1.11.2016).

4. Религия в современной России. URL: http:// rusrand.ru/ analytics/ religija-v-sovremennoj-rossii (дата обращения: 2.11.2016).

5. Яковенко И.А. Тенденции развития религиозного сознания в современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1. 2012. № 1.

6. Рыжова С.В. Становление православной идентичности русских: традиционно-культурные и гражданские основания. URL: http:// ecsocman.hse.ru/ data/2011/03/11/1214896884/Ryzhova_6.pdf (дата обращения: 5.11.2016).

7. Анурин В.Ф. Религия как фактор социальной интеграции. URL: http://ecsocman.hse.ru/ data/ 2013/ 06/ 05/1251218793/Anurin.pdf (дата обращения: 1.11.2016).

8. Идиатуллов А.К. Религиозность русского населения г.Ульяновска в начале XXI в. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1 (61). Т. 4.

9. Рыжова С.В. О соотношении православной идентичности и гражданского сознания // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. М. : Изд-во Института социологии РАН, 2006. С. 141-168.

тельных и толерантных отношений между этносами и религиями.

Работа выполнена в рамках гранта РГНФ: 15-1323011 а(р) - «Самосознание русского этноса в контексте современных социальных процессов: на примере Краснодарского края».

Literature:

1. Drobizheva L.M. Ethnic identity in modern Russian conditions: ideology and practice. URL: http:// jour-nal.iea.ras.ru/archive/1990s/1991/Drobizheva_1991_1. pdf (reference date: 11.03.2016).

2. Pestretzoff A.F. Collegiality - constant of Russian national identity. Nizhny Novgorod, 2008. 182 p.

3. Kuznetsov A.M. Features of the national identity / A.M. Kuznetsov, V.V. Shcherbakov, S.V. Yablonsky // Russian Youth Scientific Forum: Social and economic sciences. Electronic collection of articles based on student XXX International correspondence scientific-practical conference. M .: Publishing "MTSNO», 2016. № 1. URL: http://www.nauchforum.ru/ archive/ MNF_social/1 (30).pdf (reference date: 11.01.2016).

4. Religion in modern Russia. URL: http:// rusrand.ru/ analytics/ religija-v-sovremennoj-rossii (reference date: 11.02.2016).

5. Yakovenko I.A. Trends in the development of religious consciousness in modern Russia // Bulletin of the Adygeya State University. Series 1. 2012. № 1.

6. Ryzhova S.V. Formation of Russian Orthodox identity: traditional cultural and civic foundation. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/03/11/1214896884/ Ryzhova_6.pdf (reference date: 11.05.2016).

7. Anurin V.F. Religion as a factor of social integration. URL: http://ecsocman.hse.ru/ data/ 2013/ 06/ 05/ 1251218793/Anurin.pdf (reference date: 11.01.2016).

8. Idiatullov A.K. Religiosity Ulyanovsk Russian population at the beginning of the XXI century. // Vestnik of Kemerovo state university. Number 1, 2015. (61). T. 4.

9. Ryzhova S.V. On the relation between the Orthodox identity and civic consciousness // Civil, ethnic and religious identity in modern Russia. M. : Publishing House of the Institute of Sociology, 2006. Pp. 141-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.