Научная статья на тему 'Религиозная идентичность населения Якутии: история и современность'

Религиозная идентичность населения Якутии: история и современность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
374
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯКУТИЯ / ЯКУТЫ / РУССКИЕ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРАВОСЛАВИЕ / ЯЗЫЧЕСТВО / ДВОЕВЕРИЕ / YAKUTIA / YAKUT / RUSSIAN / RELIGIOSITY / RELIGIOUS IDENTITY / ORTHODOXY / PAGANISM / DUAL FAITH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Астахова Ирина Сергеевна

В статье рассматривается религиозная идентичность самых многочисленных этносов Якутии якутов и русских. Прослежены изменения в исторической ретроспективе религиозной идентичности русских, под влиянием духовной культуры коренных жителей Якутии. И рассмотрена трансформация религиозной идентичности коренных народов Якутии вследствие проникновения православных традиций. На основе социологических исследований (интервьюирование, анкетный опрос) проанализирована религиозная ситуация в постсоветской Якутии. При анализе полученных результатов выявлен ряд тенденций. Русское население Якутии, отдает предпочтение православию, число верующих среди них постоянно растет. Информанты подчеркиваю, что общая вера помогает русским ощущать себя единым народом. Среди коренных народов Якутии наблюдается большое число «неопределившихся» и распространено «двоеверие». Религиозное сознание коренного населения Якутии, как и столетия назад, занимает Русская православная церковь и язычество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the religious identity of the most numerous ethnic groups of Yakutia Yakuts and Russian. Changes in a historical retrospective of the Russians religious identity, under the influence of spiritual culture of the indigenous inhabitants of Yakutia are tracked. And in the article considered the transformation of religious identity of the indigenous peoples of Yakutia due to the penetration of the Orthodox tradition. On the basis of sociological research (interviews, questionnaires) analyzed the religious situation in post-Soviet Yakutia. The analysis of the obtained results revealed a number of trends. The Russian population of Yakutia, prefers the Orthodox, the number of believers among them is constantly growing. The informants emphasize that a general faith helps Russians to feel themselves as one people. Among the indigenous peoples of Yakutia there is a large number of "undecided" and common "dual faith". The religious consciousness of the indigenous population of Yakutia, as centuries ago, is the Russian Orthodox Church and paganism.

Текст научной работы на тему «Религиозная идентичность населения Якутии: история и современность»

УДК 316.74 (27+299.7)

Ирина Астахова *

РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЯКУТИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

RELIGIOUS IDENTITY OF THE POPULATION OF YAKUTIA: HISTORY AND MODERNITY

При поддержке КПФИ СО РАН II.in/XII.186-2. «Историческая память в поликультурном пространстве Якутии: формирование и трансформация арктической идентичности»

В статье рассматривается религиозная идентичность самых многочисленных этносов Якутии - якутов и русских. Прослежены изменения в исторической ретроспективе религиозной идентичности русских, под влиянием духовной культуры коренных жителей Якутии. И рассмотрена трансформация религиозной идентичности коренных народов Якутии вследствие проникновения православных традиций. На основе социологических исследований (интервьюирование, анкетный опрос) проанализирована религиозная ситуация в постсоветской Якутии. При анализе полученных результатов выявлен ряд тенденций. Русское население Якутии, отдает предпочтение православию, число верующих среди них постоянно растет. Информанты подчеркиваю, что общая вера помогает русским ощущать себя единым народом. Среди коренных народов Якутии наблюдается большое число «неопределившихся» и распространено «двоеверие». Религиозное сознание коренного населения Якутии, как и столетия назад, занимает Русская

* Ирина Сергеевна Астахова,младший научный сотрудник сектора арктических исследований Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН. E-mail: [email protected]

Irina Astakhova, Research Fellow of the Arctic Researches Department, Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences. E-mail: [email protected]

православная церковь и язычество.

Ключевые слова: Якутия, якуты, русские, религиозность, религиозная идентичность, православие, язычество, двоеверие.

The article deals with the religious identity of the most numerous ethnic groups of Yakutia - Yakuts and Russian. Changes in a historical retrospective of the Russians religious identity, under the influence of spiritual culture of the indigenous inhabitants of Yakutia are tracked. And in the article considered the transformation of religious identity of the indigenous peoples of Yakutia due to the penetration of the Orthodox tradition. On the basis of sociological research (interviews, questionnaires) analyzed the religious situation in post-Soviet Yakutia. The analysis of the obtained results revealed a number of trends. The Russian population of Yakutia, prefers the Orthodox, the number of believers among them is constantly growing. The informants emphasize that a general faith helps Russians to feel themselves as one people. Among the indigenous peoples of Yakutia there is a large number of "undecided" and common "dual faith". The religious consciousness of the indigenous population of Yakutia, as centuries ago, is the Russian Orthodox Church and paganism.

Keywords: Yakutia, Yakut, Russian, religiosity, religious identity, Orthodoxy, paganism, dual faith.

Вопросы религиозной идентичности, в современном мире, приобретают особую актуальность, учитывая участившиеся в мире конфликты на религиозной почве. В России многовековое проживание различных этнических и конфессиональных групп на одной территории, в рамках общего государственного образования, послужило складыванию особого религиозного климата, основанного на толерантности и взаимном уважении. В данной статье рассмотрим религиозную идентичность регионообразующих этносов Якутии: якутов и русских, на долю которых приходится более 85% населения Якутии [4].

Религиозная идентичность — это форма коллективного и

индивидуального самосознания, построенная на осознании принадлежности к определенной религии и формирующая представления о себе и мире посредством соответствующих религиозных догм. По мнению ряда ученых, религиозная идентичность является одной из первых форм самосознания человека и потому находится у истоков формирования других видов идентичностей (этнической, культурной, гражданской и т.д.). В формировании религиозной идентичности, как традиционной и долговременной формы, превалирует сила исторической инерции [3].

Наиболее общей базовой характеристикой религиозной идентичности является состояние религиозности. Оно синтезирует качественно-количественную определенность уровня, степени и характера религиозности в их единстве и устойчивом сочетании с личностным восприятием своей принадлежности к данному мировоззрению [7, 68]. Разработаны индикаторы религиозности: самооценка индивидом себя как верующего, отнесения себя к определенному религиозному объединению (конфессии), участие в религиозных действиях (посещение богослужений, знания священных текстов, соблюдение религиозных обрядов и предписаний и т.п.).

В XVII в. с приходом русских среди якутов, исповедующих традиционные верования, начинает распространяться православие. Проникновение христианства в аборигенные сообщества было минимальным. Крестились те, кто находился в тесном межэтническом контакте: служилые люди, ясари, жонки, находящиеся в услужении у русских. Принятие христианства способствовало инкорпорации в иную этносоциальную среду, и запускало ассимиляционные процессы. В начале XVIII в. верхушка якутского общества для повышения своего социального статуса, принимает православие. Крещение демонстрировало преданность государству. Лишь в 60-е гг. XVIII в. Русская православная церковь (далее РПЦ), при государственной поддержке, осуществила массовое крещение инородцев. Создавались

церковно-приходские структуры, строились храмы, реализовывалась миссионерская деятельность и т.д. К 30-м гг. XIX в. практически все население Якутии считалось православным [9, 241]. К концу XIX в. повсеместно получили распространение христианские имена, православные обряды и традиции, что безусловно, повлияло на национальную культуру народов Якутии. В 1919 г. в Якутской епархии насчитывалось более 130 церквей, разбросанных по огромной территории, расположенных, в том числе и в отдаленных наслегах [10, 382-387.]. Необходимо отметить, что языческие традиции продолжали занимать значительное место в культуре коренного населения. Святитель Иннокентий (Вениаминов) полагал, что двоеверие должно стать переходным этапом на пути к христианству. Но с приходом к власти большевиков и провозглашением атеистической идеологии, религиозное сознание коренных народов долгие годы не могло преодолеть этот переходный этап.

В среде переселенцев преобладали приверженцы автокефальной РПЦ, а также на религиозную идентичность русского старожильческого населения Якутии оказали влияние старообрядцы и сектантские течения XIX в.: скопцы, духоборы, толстовцы [2, 123-147]. Переселенцы бережно сохраняли традиции и обычаи, связанные с православием, но необходимо отметить, что постепенно элементы материальной и духовной культуры автохтонного населения были восприняты русскими. В частности, традиции и обычаи, связанные с промыслами: кормление огня и почитание духов природы. В культуру и традиции русского населения вошло празднование Ысыаха.

В советский период политика «воинствующего атеизма» привела к практически полному уничтожению религиозной жизни в Якутии. В 1939 г. был закрыт последний православный храм - Градо-Якутская Николаевская церковь. Здание церкви было передано Якутскому городскому Совету, но Николаевская церковь (молитвенный дом) продолжала действовать [10, 21-22.]. По данным отдела агитации и

пропаганды обкома КПСС в 70-х гг. ХХ в. в ЯАССР насчитывалось всего около 200 чел. Верующих [8, 21.]. Традиционные верования коренного населения, также подвергались гонению. Но в то же время, как отмечается, специалистами по истории повседневности, некоторые элементы религиозных традиций, связанные с православными и языческими праздниками, прочно укрепились в жизни обывателя, вне зависимости от национальной принадлежности.

Религиозная идентичность формируется под влиянием внешних факторов, прежде всего состояния социокультурной жизни общества. В конце 80-х гг. ХХ в. по результатам социологических исследований, в Якутии наблюдался религиозный вакуум. Общество было открыто для всего нового, наметился поиск новой идентичности. Возрождение религий и религиозного сознания общества, происходило в республике уже в 1990-е гг. В 1993 г. возрождается Якутская епархия РПЦ, которой была передана ее бывшая собственность и начата работа по восстановлению храмов. В целом деятельность РПЦ, находя одобрение со стороны республиканских властей, полностью поддерживалась общественностью.Православие в общественном сознании традиционно связывается с восстановлением государственности. Именно в это время предпринимаются первые попытки реконструировать «традиционную якутскую веру» и были открыты все двери зарубежным религиозным организациям (католицизм, протестантизм, бахаи и т.д.). Во второй половине 90-х гг. ХХ в. власть начинает осознавать, что религиозный вопрос требует особого внимания и происходит постепенное усиление государственного контроля над деятельностью религиозных объединений. [1, 46.]

В 2006 г. ГУ «Информационный центр при Президенте РС(Я)» проводил социологическое исследование, в результате которого к категории «верующий» себя отнесли 39,5% населения республики, 41,7% соблюдают религиозные обряды, но не считают себя верующими, атеистов - 9,9%, затруднились ответить 9% опрошенных. В год

исследования в религиозном пространстве Республики Саха (Якутия) были представлены более 15 различных религиозных течений. Главенствующее положение занимало как по числу приверженцев, так и по возможности влиять на общественное сознание христианство (в первую очередь православие: к прихожанам Русской православной церкви себя отнесли почти 45% верующих жителей республики; к другим христианским конфессиям - 3,7%), затем шли традиционные верования якутов и коренных малочисленных народов Севера - 26,2%, ислам (1,2%), буддизм (1%), иудаизм (незначительное число) и ряд новых религиозных движений (общим числом до 2,5%). Также примерно 23% жителей не определились со своей религиозной принадлежностью [5].

В последнее десятилетие в рамках различных проектов сотрудниками ИГИиПМНС СО РАН проводились исследования современной религиозной ситуации в Якутии. [6] При анализе полученных результатов выявлен ряд тенденций. Подавляющее большинство верующих респондентов русской национальности отдают предпочтение христианству, прежде всего православию. Число верующих увеличивается, но рост отмечается не значительный. Традиционно среди женщин количество «верующих» преобладает, чем среди мужчин. Учитывая возрастной фактор, самый большой процент верующих наблюдается среди респондентов старше 60 лет и среди молодежи. Религиозную службу постоянно посещает почти треть верующих, основная масса бывает в церкви только на великие праздники или время от времени по «душевной надобности». Обращение в веру стало более осознанным, в отличие от конца 1980-х - 1990-х гг., когда крещение в большинстве случаев происходило без подготовительного этапа, достаточно было желание верующего и иногда небольшой беседы. В интервью новообращенные отмечают, что одним из мотивов побудивший на этот шаг является ощущение единства русского народа через общую веру.

Около половины верующих респондентов якутов отдают

предпочтение традиционным верованиям и язычеству, следующий по распространенности ответ является «христианство», лишь затем - православие. Число православных верующих среди якутов выше в городских поселениях. Необходимо отметить, что многие респонденты не могли окончательно определиться с ответом,находясь перед выбором между «христианством» и «язычеством». Аналогичная картина наблюдается и при анализе данных, полученных от респондентов КМНС. Это говорит о проявлении феномена двоеверия.

Для Якутии характерно распространение неоязычества,основанного на повышенном интересе коренных народов к своей национальной культуре и дохристианским верованиям. Традиционные верования у большинства респондентов коренных национальностей неразрывно связаны с национальной культурой,а соблюдение религиозных обычаев и обрядов часть этнической идентичности и возможность сохранить свой этнос. Очень часто респонденты отмечают, что они не являются верующими, но затем обозначают в анкете свою приверженность традиционным верованиям. При этом некоторые респонденты посещают православные храмы и даже совершают обряд крещения.

Таким образом, русское население Якутии, отдают предпочтение православию, число верующих среди них постепенно растет. Информанты подчеркивают, что общая вера помогает русским ощущать себя единым народом. Среди коренных народов Якутии наличие большого числа «неопределившихся» и распространение «двоеверия» являются маркером уровня религиозности общества и говорят о том, что в отличие от многих национальных республик религия не стала для якутов объединяющим началом и механизмом национального возрождения. Главными «конкурентами» в борьбе за религиозное сознание коренного населения Якутии остаются, как и столетия назад, Русская православная церковь и язычество.

Автор не претендует на исчерпывающее и полное раскрытие этой не простой темы. Выявленные тенденции в развитии религиозной

ситуации в постсоветской Якутии, полученные при анализе материалов различных исследований, требует дальнейшей разработки.

Литература

1. Астахова, И.С. Религиозная идентичность коренных народов Якутии на современном этапе (по материалам полевых исследований)// Якутский архив 2011. № 3 (доп.). С. 45-53.

2. Башарин, Г.П. История земледелия в Якутии (XVII в. - 1917г.). Т.1. Якутск: Якутское книжное издательство, 1989. 350 с.

3. Медчелов, М.П. Религиозная идентичность в мультикультурном обществе. О новых проблемах в межцивилизационных контактах // Социс 2006. № 10 http://www.isras.ru/socis_2006_10.html

4. Национальный состав и владение языками, гражданство Республики Саха (Якутия). Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г.: стат. сб. Т. 4. Кн. 2. Якутск, 2013. С. 6.

5. По данным ГУ «Информационный центр при Президенте РС(Я)» на 2006 г.

6. Среднеколымская экспедиция 2004 г., Жиганская комплексная экспедиция 2008 г., исследования в рамках гранта РГНФ 10-01-79101 а/Т «Православие в исторических судьбах Коренных народов Якутии» 2010-2011 гг., Социологическое исследование религиозной ситуации в г. Якутске в 2014 г., пилотное социологическое исследование в селе Синск Хангаласского района РС(Я) в 2016 г., исследования в рамках ряда Этнологических экспертиз 2015, 2016 гг.и т.д.

7. Тощенко, Ж.Т. Религиозная идентичность и бюрократия // Религия в самосознании народа. М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 62-85.

8. Шишигин, Е.С. Проблемы возрождения православной церкви в Якутии // Межрегиональные особенности межнациональных отношений. Якутск, 1994.

9. Этносоциальное развитие Республики Саха (Якутия):

Информационно-научное издание потенциал, тенденции, перспективы. Новосибирск: Наука, 2000. 277 с.

10. Юрганова, И.И. Церкви Якутии: Краткая история. 2-е изд., перераб. и доп. Якутск, 2010. 400 с: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.