Научная статья на тему 'Особенности рекламы в Удмуртии на рубеже xxxxi веков'

Особенности рекламы в Удмуртии на рубеже xxxxi веков Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
299
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пухарева Т. В.

В статье рассматриваются особенности становления рекламного бизнеса в Удмуртии конца XXначала XXI в. Рассматривается влияние происходящих в России и республике событий на рекламный процесс. Приводятся примеры рекламирования товаров и услуг на разных рекламных носителях и в разные периоды. Приводятся данные по количеству рекламных агентств. Рассказано о создании Ассоциации рекламных организаций республики, об ее целях и результатах деятельности. Обозначены факторы, тормозящие развитие рекламного рынка Удмуртии, сделаны выводы о современном состоянии рекламного бизнеса и о перспективах его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of advertisement in Udmurtia between xxxxi of the centuries

The article is devoted to peculiarities of formation of advertising businnes in Udmurtia in the end of XXthe beginning of XXI. It also tells about the influence of the events which happen in Russia and the republic on advertising process. There are examples of advertisement of goods and service in different advertising transmitters in various time periods. The information about the quantity of advertising agencies is given in the article. It tells about the creation of the association of advertising organizations of the republic, about its aims and the results of its activities. Factors which hamper development of advertising market of Udmurtia are described. There are conclusions about modern state of advertising business and about prospects of its development.

Текст научной работы на тему «Особенности рекламы в Удмуртии на рубеже xxxxi веков»

♦

черной и цветной металлургии, на транспорте, в энергетике и некоторых других отраслях. Если человек подпадал под одну из категорий «подозрительных по шпионажу», то он, как правило, подлежал аресту

Борьба с германскими спецслужбами до начала Второй мировой войны приводила к тому, что органы госбезопасности реально выявляли разведывательные устремления германских спецслужб, пресекали их акции, направленные на получение сведений, составлявших государственную и военную тайну Слабое развитие межгосударственных связей СССР и Германии объективно способствовало тому, что контрразведывательные органы блокировали все попытки немногочисленного официального персонала дипломатических, торговых представительств, инженеров и служащих, которые при -

глашались в качестве специалистов, вести разведывательную работу Вместе с тем агрессивная политика Германии, ее реваншистские планы оказали существенное воздействие на кампанию шпиономании, начавшуюся со второй половины 1930-х гг. в нашей стране. Апогеем ее стали массовые репрессии периода 1937 - 1938 гг. В это время разведывательная деятельность спецслужб фашистской Германии была сведена к минимуму

1 См.: РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 16. Л. 3; АПРФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 243. Л. 209.

2 См.: АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 6. Л. 99.

3 См.: ЦА ФСБ. Ф. 66. Оп. 1т. Д. 44. Л. 39-43.

4 См.: ЦА ФСБ. Ф. 66 Оп. 1. Д. 309. Л. 308.

5 ЦА ФСБ. Ф. 66. Оп. 1 т Д. 26. Л. 300.

УДК 659.13

ОСОБЕННОСТИ РЕКЛАМЫ В УДМУРТИИ НА РУБЕЖЕ XX - XXI веков

Т.В. Пухарева,

аспирантка кафедрхы истории и политологии, Институт социальных коммуникаций Удмуртского государственного университета

Реклама во всем ее многообразии пришла в жизнь удмуртского товаропроизводителя относительно недавно: первые робкие шаги рекламного бизнеса были отмечены в начале 1990-х гг Это совпало прежде всего с кризисом 1991 г Тоїда были подорваны налаженные связи между производителями, торговые цепочки и схемы доставки товаров.

До кризиса информация о предприятиях размещалась в СМИ бесплатно, по разнарядке. Поэтому руководители госсектора, основная масса предприятий не хотели платить за рекламу пока рынок не поставил их в жесткие условия: без информации для потребителя бизнес не может быть эффективен. И тогда рекламодатели сами появились на порогах рекламных офисов и СМИ. В начале девяностых бизнесмены решали две насущные проблемы: куда продать и кому продать? Реклама стала именно двигателем торговли, способом донести до потребителя информацию о товаре или услуге, найти делового партнера В 1991 г можно было подать в газету маленькое объявление, написав в нем всего одно слово «тушенка», и указать номер телефона, и это работало на 100%. Газетная реклама стала навигатором рыночной экономики. Реклама на радио на платной основе появилась в 1991 г в виде маленьких передачек информационного характера. Основными рекламодателями радио были частные предприниматели. Уже тоїда рекламодатель, пусть неосознанно, понимал, что на радио лучше рекламировать товары и услуги массового спроса

Рекламный рынок в Удмуртии был еще не достаточно сформирован, в республике предлагалось и осуществлялось около 70% классических методов рекламы. Наиболее популярна была реклама в газетах. По данным «Центральной газеты» от 16 декабря 1993 г, около 80% ижевских фирм предпочитали именно такой вид рекламы.

Вся реклама разрабатывалась и размещалась на рекламном рынке Удмуртии по двум направлениям: непосредственно рекламодателем и через рекламные агентства. По неофициальным данным, в Ижевске работало порядка 20 фирм, так или иначе связанных с рекламным бизнесом. Из них 12 занимались рекламой серьезно. Уже поэтому признаку можно сделать вывод, что рынок рекламных услуг в Удмуртии был не насыщен.

По словам Елены Екатериничевой, руководителя рекламной фирмы «Леда», зарегистрированной в 1990 г, на нашем рынке наблюдалась узкая специализация агентств, занимающихся рекламой. Большинство из них выбрало определенный вид рекламных услуг и разрабатывало его. По оценкам наших специалистов, вызвано это недостаточным опытом сотрудников агентств, отсутствием или нехваткой технических средств, отсутствием жесткой конкуренции и неопределенностью задан, ставящихся перед аген-

тствами. Профессиональный уровень работы ижевских агентств пока не очень высок, они все без исключения не дотягивали до уровня средних московских. Но намечается тенденция к повышению профессионального уровня прежде всего тех агентств, которые неплохо обеспечены компьютерной техникой, а также творчески псд-ходят к созданию рекламы1.

В середине 1990-х рекламодатели стали разумнее подходить к планированию рекламных кампаний. Они стали осознавать, что реклама должна быть эффектив-на приносить прибыль. На передний план вышла предлагаемая рекламным агентом идея, креатив. В начале 1990- х в газетах стали появляться первые коммерческие РР-материалы. С 1994 - 1996 гг предприятия стали планировать рекламные кампании, ставить конкретные цели и задачи, выбирать целевую аудиторию и соответствующие СМИ.

30 мая 1997 г в Ижевске был создан первый Ижев-ский рекламный дом. Свои усилия объединили лучшие рекламные агентства. Объединение этих структур позволило создать спектр рекламных услуг, доселе централизованно не оказываемых.

С начала 2000 г наблюдается увеличение числа рекламных агентств. По данным Елены Стерховой, специалиста Удмуртского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, в республике зарегистрировано около 200 рекламных агентств. Но реально полноценно действовали лишь около 60 из них. Однако, несмотря на увеличение рекламных агентств, состояние рекламного рынка республики оставляло желать лучшего.

В 2001 г в рекламном сообществе республики происходят значительные перемены: в феврале создана Ассоциация рекламных организаций Удмуртии. Целью ее создания являлось формирование цивилизованного рекламного рынка в городе Ижевске, определение правил размещения наружной рекламы в городе, выработка концепции общения с администрацией и контролирующими органами. По словам Елены Чугуевской, главного художника Ижевска, отношения между рекламным бизнесом и городом складываются удачно. У них общая цель: красивый, правильно организованный город, цивилизованный рынок рекламы, который украшал бы Ижевск, не раздражая жителей2. Ассоциация рекламных организаций Удмуртии объединяет девять рекламных агентств, но ее роль на сегодняшний день не так значительна как того хотелось бы.

К 2004 г в Ижевске в рекламе и смежных областях реально работало порядка 70 предприятий. Но, несмотря на увеличение количества рекламных агентств, уровень рекламы, по мнению специалистов, по-прежнему остается низким, и это опять напрямую связано с рекламодателями. Специалисты в области рекламы утверждали, что так будет до тех пор, пока местные производители товаров народного потребления будут находиться на той же стадии развития. На местном уровне активно рекламируются не производители товаров, а их продавцы и предприятия сферы услуг. Причина, на наш взгляд, кроется еще и в отсутствии у рекламодателей финансовых средств.

Говоря о рекламном бизнесе Удмуртии сегодня, хочется отметить, что, пережив свое первое десятилетие,

он лишь в последний гсд смог кардинально изменить сознание тех, кто продвигает какую-либо продукцию, и тех, кому реклама необходима. Переломным моментом в этом деле можно считать появление в Ижевске первых российских и мировых брендов, нацеленных на завоевание местного рынка потребления. Цивилизованно и целенаправленно проведенные рекламные кампании по стратегии продвижения, создания положительного имиджа, размещения рекламы в СМИ стали ярким при -мером для местных товаропроизводителей. К ижевским компаниям,активно занимающимся брендингом, можно отнести «Сарапулмолоко», «Ижмолоко», «Гамбринус», завод «Серебряные ключи».

На ижевском рынке наметился количественный рост рекламопроизводителей, число которых на сегодняшний день колеблется между 80 и 90. Заняв определенную нишу на рынке, они способствовали развитию разных направлений медиа: электронных (телевидение, радио), печатных изданий, транзитной и наружной рекламы.

Впервые за последние годы на Удмуртский рынок стали приходить крупные московские рекламные агентства. «Праймсат» - первое неижевское агентство, которое за последние годы «пустили» на рынок наружной рекламы. Пропускным билетом стали тяжелые условия: чтобы соорудить 20 рекламных тумб, москвичи установили в городе 12 остановочных навесов3. В Ижевск также пришли инвесторы в лице группы «СОК»( г Самара), которые занимаются рекламой, полиграфией и выпуском журнала. Ведущая российская фирма с иностранным капиталом «News outdoor» постепенно захватывает рекламный рынок России. В Ижевске фирма поставила несколько остановочных комплексов и пиллирсы или пилоны.

Пока же удмуртский рынок в связи с низкой денежной емкостью непривлекателен для московских агентств. Но как только появятся деньги в Удмуртии, здесь окажутся и москвичи. И это не так страшно, как кажется. Московские профессионалы привлекут новые технологии , более дешевые, более эффективные. А пока проблема все та же: инвестиции в рекламный рынок Удмуртии крайне незначительны. Поэтому на нашем рынке появились свои начинания. Если взять наружную рекламу и прежде всего сетевые конструкции, то наблюдается переход от простых носителей на динамические платформы, например такие, как «тривижн», «призматрон» и др.Сейчас в Ижевске наблюдается расцвет неоновых рекламных конструкций, развивается светодиодная технология. Еще одна разновидность конструкции - плазменные экраны.

Но все же остается немало факторов, тормозящих развитие рекламного рынка Удмуртии. Один из них -структура производства продукции промышленных предприятий Удмуртии. Существующие способы продвижения на рынок продукции ВПК в силу ряда причин не стимулировали создание собственных сильных отделов рекламы. Отсутствие традиций и соответствующей рекламной культуры в бизнес-среде препятствовало инвестированию собственно в рекламу Это привело к тому что в зачаточном состоянии находятся более сложные и затратные виды рекламы и смежные отрасли - мониторинг рекламы и ее эффективности, директ-маректинг (включая ди рект-мейлинг), методы паблисити, связи с общественностью и т.д.

К сожалению, в Ижевске и в Удмуртии в целом на сегодняшний день преобладает некачественная реклама. Причина в том, что ещё не сформировано эстетическое восприятие рекламы потребителем. Проведя опрос рекламодателей, мы выявили, к сожалению, что сегодня потребитель рекламных услуг непритязательный. Ему важно, чтобы было сделано сейчас и дешево. Абсолютным эксклюзивом на рынке оказываются агентства, специализирующиеся на креативе.

Дополнительными «отягчающими» для развития данного рынка Удмуртии стал низкий платежеспособный спрос населения и, как следствие, почти полное отсутствие финансирования поддержки российских и мировых «брэндов». Кроме того, у нас сосредоточено много крупных предприятий, ориентированных не на рынок Удмуртии.

Но надежда на светлое будущее у местной рекламы все-таки есть. Все больше рекламного опыта приобре-

тает рекламодатель и, соответственно, становится в этих вопросах более грамотным. Проникновение на рынок международных рекламных кампаний вынуждает самих местных производителей рекламы непрерывно учиться и подтягиваться.

Развитие рекламного рынка будет зависеть также и от инвестиционной привлекательности нашей республики. Если появятся в Удмуртии деньги, оживет и реклама. У нас неплохой потенциал. Еще должно прийти и осознание необходимости инвестировать средства в рекламные технологии Удмуртской республики.

1 См.: Дудник Л. Президентом можно сделать любого // Уд -муртская правда. 1994. 9 сент.

2 См.: Николаева Т. В ассоциации только асы! // Новости недели. 2002. 12 марта.

3 См.: Волкова Г. Ижевск - город билбордов // Репутация. 2003. № 5. С. 32 - 39.

УДК 37:94(470)

ИЗ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ В РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ X - XIX веков

А.Ю. Солдунова,

аспирантка кафедры1 педагогики, СГУ

Возникновение первых образовательных учреждений в Древней Руси тесно связано с принятием и распространением христианства в русских княжествах в X в. (988 г). Цель обучения состояла в подготовке замены приглашенным князем Владимиром греческих и южнославянских священников, т. е. в создании национальных кадров церковнослужителей. Это назначение школы - воспитывать церковнослужителей - надолго, до конца XVII в., определило характер обучения в русской школе и те педагогические идеалы, которых стремилась достичь школа.

Древнерусские школы устраивались, как правило, при церквях или монастырях. По выражению исследователя русской педагогики Н.И. Демко-ва, «школ в древней Руси было столько, сколько было церквей и монастырей». Церковно-религиозная педагогика была основана на христианской антропологии. Её главными чертами были пост, усердная молитва, безропотное послушание, аскетизм, терпеливое перенесение трудностей, почи-тание книг умение отдавать всего себя на служение общему делу Педагогические идеи черпались в основном из двух книг Ветхого Завета: Притчей Соломона и Премудростей Иисуса, сына Сирахова. Суть этих идей состояла в поддержании в обществе патриархальных отношений ветхозаветного типа: во главе семьи стоит отец, источник не только земного благополучия семьи, но и ее вечного спасения, источник милости божьей в семье. Почитающий отца очистится от грехов, будет «долгоденствовать» и иметь радость от детей своих. Оставляющий отца - богохульник, раздражающий мать будет проклят Господом. Таким образом, служение отцу и матери отождествлялось со служением Богу а оскорбление родителей - с оскорблением божества Дети являлись служителями родителей и не имели своего «Я». Отношение родителей к детям, по требованию Ветхого Завета, должно быть суровым. Отец не должен бояться всячески учить и наказывать детей, суровое отношение к детям не только не противоречит отеческой любви к ним, а, напротив, доказывает родительскую любовь, являясь прямым подражанием божеству: «Ты накажешь его (сына) розгою и спасешь душу его от преисподней. Розга и обличение дают мудрость, но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери».

Помимо книг Святого Писания, в обучении и воспитании использовались «Поучение князя Владимира Мономаха детям», древнерусские сбор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.