Научная статья на тему 'Особенности регулирования занятости и способы снижения безработицы в Российской Федерации в период кризиса: перспективы и пути повышения эффективности'

Особенности регулирования занятости и способы снижения безработицы в Российской Федерации в период кризиса: перспективы и пути повышения эффективности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1531
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ / ПАССИВНАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ / ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / ОТРАСЛЕВОЕ ДЕЛЕНИЕ / ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ / СТРУКТУРА ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ РАБОЧИХ МЕСТ / ACTIVE EMPLOYMENT POLICY / PASSIVE EMPLOYMENT POLICY / TARGET METHOD / SECTORAL DIVISION / RE-TRAINING / STRUCTURE OF REDUNDANT JOBS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Форат В.Я.

В статье проводиться анализ мер предпринимаемых в Российской Федерации в период кризиса в области занятости населения. Приведена статистика безработицы и сравнительный анализ путей решения проблем на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL PROCEDURES FOR EMPLOYMENT AND METHODS FOR REDUCING UNEMPLOYMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION DURING THE CRISIS: PROSPECTS AND WAYS OF INCREASING EFFICIENCY

The article analyzes the measures taken in Russia in the period of crisis in the field of employment. The statistics of unemployment and a comparative analysis of solutions to problems in the labor market.

Текст научной работы на тему «Особенности регулирования занятости и способы снижения безработицы в Российской Федерации в период кризиса: перспективы и пути повышения эффективности»

УДК 331.56

В.Я. Форат

аспирант,

кафедра бизнес-процессов и экономической безопасности,

Академия ИМСИТ, Краснодар e-mail: forat19@mail. ru НАНЧОУВО «Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ»,

г. Краснодар

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ И СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД КРИЗИСА: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация. В статье проводиться анализ мер предпринимаемых в Российской Федерации в период кризиса в области занятости населения. Приведена статистика безработицы и сравнительный анализ путей решения проблем на рынке труда.

Ключевые слова: активная политика занятости, пассивная политика занятости, целевой метод, отраслевое деление, переподготовка кадров, структура высвобождаемых рабочих мест.

V.Ya. Forat, Academy of marketing and socially-information technologies - IMSIT, Krasnodar

SPECIAL PROCEDURES FOR EMPLOYMENT AND METHODS FOR REDUCING UNEMPLOYMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION DURING THE CRISIS: PROSPECTS AND WAYS OF INCREASING EFFICIENCY

Abstract. The article analyzes the measures taken in Russia in the period of crisis in the field of employment. The statistics of unemployment and a comparative analysis of solutions to problems in the labor market.

Keywords: active employment policy, passive employment policy, target method, sectoral division, retraining, structure of redundant jobs.

Проблема занятости населения и снижения безработицы явилась основной проблемой для экономики нашей страны. Экономическая система, которая десятки лет находилась под влиянием командной экономики, и не имела опыта регулирования безработицы при свободной конкуренции и рыночной экономике столкнулась с ошеломляющими последствиями кризиса. Это показало на беспомощность проводимой политики.

Постановка задач

Важным аспектом в политике занятости является комплексный подход в трудоустройстве лиц, лишившихся работы. Данный метод отвечает спросу и предложению на рынке труда. Обращаясь к опыту стран успешно проводимых политику занятости, можно сделать вывод, что основные действия со стороны государства должны включать в себя следующее:

1. Помощь в трудоустройстве путем взаимодействия государственных и коммерческих организаций работающих в сфере занятости населения.

2. Создание пролонгированной системы по содействию занятости посредством

реализации программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров, учитывая перспективу спроса на данные профессии.

3. Вовлечение работодателей в программы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, использование доступных мер стимулирования: возможность возмещения, из числа государственных средств, зарплаты работников в период обучения, налоговые льготы, возможность получения государственных квот на реализацию данных мер в компаниях.

4. Возврат опыта общественных работ направленных главным образом на строительство и благоустройство городов, решению экологических и социальных проблем.

5. Выработка мер по оказанию содействия предпринимательству путем предоставления льгот, налоговых и кредитных, правовая помощь, а так же возможность создания обучающей площадки для новичков.

6. Использование европейского опыта социальных гарантий для наименее защищенных категорий граждан: пожилые, инвалиды, женщины, молодежь и лица, оказавшиеся длительное время безработными. Использование квот рабочих мест для данных граждан, особых гарантий и, соответствующих налоговых льгот для предпринимателей и компаний, вовлеченных в эту программу.

По мнению таких ученых как С. Капканщиков, А. Бабашкин, а так же Л. Смор-гунов, проблемы государственного регулирования занятости населения можно свести к трем «столпам» рынка труда:

1. Развитие и совершенствование системы рабочих мест.

2. Системе государственного регулирования спроса на труд.

3. Создание образовательной базы для профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Способы и методы решения

Напомним, что регулирование занятости в рыночной экономике сводиться к основным методам: экономическому, организационному и административно-законодательному.

Способ воздействия государственной политики делиться на активный и пассивный. В России в большей степени реализуется второй тип; выплаты пособий по безработице, помощь при трудоустройстве через центры занятости - вот основные меры, оказываемые на законодательном уровне.

В развитых странах государственные расходы на реализацию программ занятости населения расходуется от 2 до 5,5% ВВП страны [1], вместе с тем, государственная политики направлена на предупреждение возможной проблемы возникновения массовой безработицы, а не на решение уже возникшей проблемы, ведь предупредить легче и менее затратно для бюджета страны. Придерживаясь активной политики занятости населения, государство реализует целую систему мер затрагивающих кредитную, налоговую, а так же финансово-инвестиционную политику. Опыт показывает эффективность активной политики в сравнении с пассивной. В странах со смешанной экономикой, считающихся максимально социально ориентированными, государство препятствует

созданию ситуации, при которой большая доля людей самостоятельно присутствуют на открытом рынке труда. В данной ситуации достигается высокий уровень социальной защищенности и экономии бюджетных средств.

На данный момент, одним из наиболее перспективных методов, по нашему мнению, может стать программно-целевой метод. В срезе отраслевого деления, именно этот метод способен объединить множество ресурсов: финансовые, организационные, материально-технические в единый комплекс. Данный подход позволит решать проблемы адресно и сократить потери времени и ресурсов всех видов.

Почему стоит уделить особое внимание предупреждению и выбору максимально эффективной методике решения проблемы занятости?

Исследуя данные статистических агентств в период с 2000 по 2016 гг., можно заметить следующую тенденцию - уровень безработицы имеет максимально негативные показания в последующие за кризисом годы. Так, экономический кризис 2008 года имел всего лишь 6,2% безработных из общего числа трудоспособного населения, а следующий за ним 2009 г., показал уже тревожную статистику в 8,3%. Введенные впервые в марте 2014 года экономические санкции против нашей страны, послужили катализатором длительных кризисных явлений. Уровень безработицы, однако, в этот год не превышал нормы и составлял 5,2%, 2015 год имел слабо выраженную, но уже отрицательную тенденцию в 5,6%. Следует отметить, что к началу 2016 года, показатель приближается уже к 6% и имеет шансы вырасти до конца года [2].

Экономический кризис 2008 года, показал несовершенство системы предупреждения и стабилизации на рынке труда. Поэтому, в последующие 2009-2011 гг., правительством Российской Федерации проводились меры по устранению и смягчению данных явлений. Основные из принятых мер были следующими:

- создание информационного портала «Работа в России», включивший под свое начало информацию о 82 региональных службах занятости, а так же центрах занятости населения в численности более двух тысяч;

- реализация с 2009 г. программы по развитию временных общественных работ, с материальной поддержкой от государства в размере 4330 руб.;

- экстренная программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации в сфере труда и занятости, направленная на сохранение трудового потенциала и недопущению скачка общей и регистрируемой безработицы;

- Программа содействия самозанятости безработных, в рамках которой, граждане могут получить правовую консультацию, а так же материальную помощь в размере 58 тыс. 800 руб. (сумма равная 12 максимальным пособиям по безработице).

Данные меры имели положительные тенденции и, в последующие годы Мин-здравсоцразвития Российской Федерации сделал их не просто антикризисными, а постоянными. С помощью принятых мер удалось стабилизировать ситуацию на селе, в 2010 году 75% граждан воспользовавшихся программой самозанятости были жители сельских территорий [3]. В том же году более 600 тыс. человек прошли программы профессионального обучения и повышения квалификации [4]. Программа самозанято-

сти оказалась рекордно эффективной, число граждан в последующем прекративших участие в ней составило не более 4%, а вовлечение в общественные работы сохранило около 4 миллионов рабочих мест [5]. При положительных результатах принятых мер, не стоит обольщаться, поскольку данные Росстата говорят о том, что до 70% всех безработных, ищут вакансии, не прибегая к услугам центров занятости [6].

Перспективы и способы повышения эффективности

Многим известно, что экономический кризис для некоторых сфер экономики выступает своего рода «естественным отбором», не допуская существования слабой и неконкурентоспособной экономической конъектуры. Понимая данный принцип, правительство имеет возможность проводить политику таким образом, чтобы восстанавливаемые отрасли экономики были не только спасены, но и стали конкурентоспособными, отвечая современным, высокотехнологичным тенденциям.

Затрачиваемые в сфере трудоустройства и решения проблем занятости населения ресурсы, необходимо направлять комплексно, начиная не только с переподготовки кадров, но и меняя подход в образовательной сфере [7]. Важно систематически проводить мониторинг рабочей силы, соответствующей структуре высвобождаемых рабочих мест. Готовя высокотехнологичных, а значит и высокооплачиваемых специалистов, необходимо проводить политику реструктуризация и диверсификация отраслей экономики. Переход к инновационной экономике должен проходить с вовлечением НТП и увеличением доли его использования. Очевидно, что следует усовершенствовать мобильность служб мониторинга по отраслям, дабы перераспределять работников по секторам экономики [8]. Расширение сферы услуг, а так же создание эффективных рабочих мест позволят при непрекращающемся процессе глобализации создать конкурентоспособный слой граждан, способных выступить предложением на рынке труда Европы. В непростом процессе интеграции российской экономики в мировое хозяйство, способность конкурировать на международном рынке труда, будет иметь двоякие последствия: с одной стороны, повышение конкурентоспособности и уровня квалификации отечественной рабочей силы, с другой, произойдет повышение уровня социальных требований. Руководствуясь данными перспективами, правительству следует использовать экономические, правовые и институциональные рычаги воздействия [9].

Рассмотренные методы, в той или иной степени уже задействованы в нашей стране, учитывая опыт развитых стран Запада, а так же уделяя больше внимания предупреждению, а не решению последствий, экономика России в перспективе может рассчитывать на конкурентно способные отрасли с гибкой системой распределения высококвалифицированных кадров.

Список литературы:

1. Makroekonomika [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.be5.biz/makroekonomika/gdp/gdp_europe.html (дата обращения: 12.08.2016).

2. Person-agency [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://person-agency.ru/statistic.html employment policy (дата обращения: 12.08.2016).

3. Решетникова Е. Помогут делом // Российская газета. Приложение. Российская

бизнес-газета. - 2011. - 5 апреля. - С. 9.

4. Грицюк М., Смольякова Т. Дело на 60 тысяч // Российская газета. - 2011. -14 апреля. - С. 3

5. Грицюк М. Безработица в законе // Российская газета. - 2011. - 15 апреля. -

С. 4.

6. Пономарёва А. Россия вышла на работу // Известия. - 2011. - 12 апреля. - С. 1.

7. Разумов А., Новик Е. Политика занятости и доходов населения в условиях финансово-экономического кризиса // Человек и труд. - 2009. - № 4. - С. 36.

8. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект). - Изд. 2-е, стереотип. - М.: Изд-во РАГС, 2005.

9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 47. - Ст. 5489.

10. Кашенов А. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы занятости и безработицы // Социальная политика и социальное партнёрство. - 2010. - № 8. - С. 16.

11. Социально-трудовые отношения: состояние и перспективы развития. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 100 с.

12. Гуськова И.В. Трансформация рынка труда России / НИМБ. - Нижний Новгород, 2010. - 290 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.