УДК 33
Бородина А.В.
студентка 3 курса профиль Международный бизнес Воронежский государственный университет (г. Воронеж, Россия)
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: в данной статье автор представил к рассмотрению анализ особенностей регулирования цифровой валюты в Российской Федерации. Целью данной статьи является определение актуальных выводов о характерных особенностях регулирования цифровой валюты в России. В работе были использованы теоретический и логический методы исследования. Согласно мнению автора статьи, выбор метода юридического регулирования оборота цифровых валют зависит от правовой политики государства. Увлечение криптовалютой и ее рассмотрение как объекта юридического регулирования несет непредсказуемые риски. Объективно считаются целесообразными меры, не способствующие широкому распространению частной цифровой валюты. Вместе с этим, лучшим ответом на вызовы, предъявляемые современной финансовой системе криптовалюты, является не столько юридический запрет, сколько создание платежных систем, соответствующих определенным потребительским характеристикам криптовалют.
Ключевые слова: цифровая валюта, цифровые финансовые активы, криптовалюта, правовая политика, виртуальные активы.
Цифровые валюты представляют собой одну из форм виртуальных активов, где ценность выражается в цифровой форме. Их ценность заключается в том, что они могут использоваться в качестве средства платежа независимо от признания этого факта государством или международным сообществом. Отличие цифровых валют от безналичных денежных средств заключается в том, что последние представляют собой обязательства кредитных организаций,
отраженные в банковских записях (вкладах) [1], и отличаются от наличных денежных средств, которые являются эмитированными денежными знаками, часто выпущенными центральным банком.
Целью данной статьи является определение актуальных выводов о характерных особенностях регулирования цифровой валюты в России. Регулирование виртуальных (цифровых) активов, которые представляют собой цифровое выражение ценности, способное цифровым образом передаваться и использоваться для платежей или инвестиций, продолжает вызывать значительные дискуссии как на международном, так и национальном уровнях в отношении подходов к их правовому регулированию. Эта дискуссия касается как области публичного права, так и частного права.
В большинстве российских научных исследований в области права, посвященных цифровым валютам, основное внимание уделяется определению цифровой валюты как объекта гражданских прав [2], изучается зарубежный опыт правового регулирования криптовалют [3], а также выделяются положительные и отрицательные аспекты легализации криптовалют для физических лиц. Некоторые работы также исследуют задачи регуляторов в цифровой экономике
[4].
Однако существует недостаточное внимание к последствиям легализации цифровых валют для денежной системы государства и потенциальным рискам для ее стабильности. Из-за повышенного интереса особое значение имеет выбор способов регулирования цифровых валют, что является предметом анализа данной статьи.
В июле 2020 года был принят Федеральный закон №2 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5], который вводит официальное определение цифровой валюты. По этому определению, цифровая валюта представляет собой набор электронных данных (цифрового кода или обозначения), хранящихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося
денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства или международной денежной, или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций. При этом такая цифровая валюта не имеет лица, ответственного перед каждым обладателем этих электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, ответственных только за соблюдение процедур выпуска этих электронных данных и выполнение действий по внесению (изменению) записей в информационную систему согласно ее правилам.
В Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 141.1) ранее было введено понятие цифровых прав. В Федеральном законе от 2 августа 2019 года № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также в Законе о цифровых финансовых активах были определены два вида цифровых прав: утилитарные цифровые права и цифровые финансовые активы.
В Законе о цифровых финансовых активах (Закон о ЦФА) принципиальное различие цифровой валюты от различных видов цифровых прав заключается в том, что цифровое право всегда предполагает наличие обязанного лица, ответственного за выпуск этого права (как утилитарного цифрового права или цифрового финансового актива). В случае цифровой валюты такого обязательного лица нет — это просто набор кода, предлагаемый информационной системой в качестве средства платежа, но не имеющий юридического субъекта. Следовательно, Закон о ЦФА фактически вводит определение частной цифровой валюты. Технологическая нейтральность данного определения позволяет его применять как к криптовалютам, так и к другим формам цифровых валют, выпускаемых в информационных системах на основе распределенного реестра или других технологических принципов.
Закон о цифровых финансовых активах устанавливает ряд ограничений, касающихся оборота цифровой валюты. Например, юридические лица, филиалы международных организаций, иностранные юридические лица, а также
физические лица, находящиеся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 последовательных месяцев, не имеют права принимать цифровую валюту как средство оплаты за товары, работы, услуги или иное вознаграждение.
Также определено, что судебная защита прав, связанных с обладанием цифровой валютой, возможна при условии информирования о фактах обладания цифровой валютой и совершении гражданско-правовых сделок или операций с цифровой валютой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Однако не были внесены соответствующие изменения в Налоговый кодекс РФ одновременно с принятием Закона о цифровых финансовых активах, их разработка планируется до конца 2025 года.
Однако вопрос регулирования выпуска и организации обращения цифровой валюты не был окончательно решен, хотя эти понятия были введены в Законе о цифровых финансовых активах. Закон указывает лишь на то, что организация выпуска и (или) обращения цифровой валюты в Российской Федерации подлежит регулированию в соответствии с федеральными законами. В целом, при разработке Закона о цифровых финансовых активах не удалось сформировать общее понимание того, каким образом должно осуществляться регулирование обращения частной цифровой валюты.
Следовательно, выбор метода юридического регулирования оборота цифровых валют зависит от правовой политики, которая формируется на основе баланса между различными интересами и представлениями о направлениях общественного развития. Увлечение криптовалютой и ее рассмотрение как объекта юридического регулирования несет непредсказуемые риски. Объективно считаются целесообразными меры, не способствующие широкому распространению частной цифровой валюты. Вместе с этим, лучшим ответом на вызовы, предъявляемые современной финансовой системе криптовалюты, является не столько юридический запрет, сколько создание платежных систем, соответствующих определенным потребительским характеристикам криптовалют - таким как их доступность и недорогая стоимость для потребителя, соответствующая модели цифровой экономики.
Время покажет, какие предлагаемые решения способны эффективно компенсировать основное преимущество частных криптовалют - их анонимность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Рождественская Т.Э. Частное банковское право : учебник. - М. : Проспект, 2020. 776 с;
2. Кучеров И.И. Криптовалюта (идеи правовой идентификации и легитимации альтернативных платежных средств): монография. - М. : АО «Центр ЮрИнфоР», 2018. - 204 с;
3. Ситник А.А. Перспективы правового регулирования виртуальных валют (криптовалют): социально-правовое исследование // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2019. - № 7 (59). - С. 117-120. DOI: https://doi.Org/10.17803/2311-5998.2019.59.7.117-120;
4. Pastushenko E. The legal authority changes of the Central Bank of the Russian Federation in digital economy sphere: public and private aspects / E. Pastushenko, L., Zemtsova N. Neverova, E. Malykhina // REVISTA INCLU-SIONES. 2020. Volumen 7. Numero Especial. Octubre/Diciembre. Pp. 45-54;
5. ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». https: //w. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_358753/
Borodina A.V.
Voronezh State University (Voronezh, Russia)
FEATURES OF DIGITAL CURRENCY REGULATION IN RUSSIAN FEDERATION
Abstract: in this article, the author presented an analysis of the peculiarities of digital currency regulation in the Russian Federation. The purpose of this article is to identify relevant conclusions about the characteristic features of digital currency regulation in Russia. Theoretical and logical research methods were used in the work. According to the author of the article, the choice of the method of legal regulation of the turnover of digital currencies depends on the legal policy of the state. The fascination with cryptocurrency and its consideration as an object of legal regulation carries unpredictable risks. Objectively, measures that do not contribute to the widespread distribution of private digital currency are considered appropriate. At the same time, the best answer to the challenges presented to the modern financial system of cryptocurrencies is not so much a legal ban as the creation of payment systems corresponding to certain consumer characteristics of cryptocurrencies.
Keywords: digital currency, digital financial assets, cryptocurrency, legal policy, virtual
assets.