Научная статья на тему 'Противодействие уклонению от уплаты налогов в эпоху криптовалют: вызовы и стратегии регулирования '

Противодействие уклонению от уплаты налогов в эпоху криптовалют: вызовы и стратегии регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
цифровые финансовые активы / криптовалюта / цифровая валюта / блокчейн / криптовалютная терминология / цифровые права / эмиссия токенов / digital financial assets / cryptocurrency / digital currency / blockchain / cryptocurrency terminology / digital rights / token issue

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александр Александрович Ушаков

В данной статье рассматривается проблематика понимания и использования терминологии, связанной с криптовалютами и цифровыми финансовыми активами, в правоохранительных структурах Российской Федерации. Анализируется Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ. Освещается проблема неоднозначной интерпретации ключевых терминов, таких, как «цифровая валюта» и «криптовалюта», которые часто используются как синонимы, несмотря на отсутствие юридического определения криптовалюты в упомянутом Законе. В статье подчеркивается важность четкого различения этих понятий для улучшения правоприменения и регулирования в сфере цифровых финансов, а также для борьбы с преступлениями, связанными с использованием криптовалют.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Combating tax evasion in the era of cryptocurrencies: challenges and regulatory strategies

This article examines the issues of understanding and using terminology related to cryptocurrencies and digital financial assets in law enforcement structures of the Russian Federation. The analysis focuses on Federal Law № 259-FZ of July 31, 2020 «On digital financial assets, digital currency, and amending certain legislative acts of the Russian Federation». The problem of ambiguous interpretation of key terms, such as «digital currency» and «cryptocurrency», which are often used interchangeably despite the lack of a legal definition of cryptocurrency in the mentioned law, is discussed. The article emphasizes the importance of clear differentiation of these concepts to improve law enforcement and regulation in the digital finance sphere, as well as to combat crimes related to the use of cryptocurrencies.

Текст научной работы на тему «Противодействие уклонению от уплаты налогов в эпоху криптовалют: вызовы и стратегии регулирования »

Закон и право. 2024. № 6. С. 248-253. Law and legislation. 2024;(6):248-253.

Научная статья УДК 343

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-6-248-253 EDN: https://elibrary.ru/CCCCQC

NIION: 1997-0063-6/24-341 MOSURED: 77/27-001-2024-6-541

Противодействие уклонению от уплаты налогов в эпоху криптовалют: вызовы и стратегии регулирования

Александр Александрович Ушаков

Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России),

Москва, Россия, 7661937@gmail.com

Аннотация. В данной статье рассматривается проблематика понимания и использования терминологии, связанной с криптовалютами и цифровыми финансовыми активами, в правоохранительных структурах Российской Федерации. Анализируется Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ. Освещается проблема неоднозначной интерпретации ключевых терминов, таких, как «цифровая валюта» и «криптовалюта», которые часто используются как синонимы, несмотря на отсутствие юридического определения криптовалюты в упомянутом Законе. В статье подчеркивается важность четкого различения этих понятий для улучшения правоприменения и регулирования в сфере цифровых финансов, а также для борьбы с преступлениями, связанными с использованием криптовалют.

Ключевые слова: цифровые финансовые активы, криптовалюта, цифровая валюта, блокчейн, крип-товалютная терминология, цифровые права, эмиссия токенов.

Для цитирования: Ушаков А.А. Противодействие уклонению от уплаты налогов в эпоху криптовалют: вызовы и стратегии регулирования // Закон и право. 2024. № 6. С. 248—253. https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2024-6-248-253 EDN: https://elibrary.ru/CCCCQC

Original article

Combating tax evasion in the era of cryptocurrencies: challenges and regulatory strategies

Alexander A. Ushakov

All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia),

Moscow, Russia, 7661937@gmail.com

Abstract. This article examines the issues of understanding and using terminology related to cryptocurrencies and digital financial assets in law enforcement structures of the Russian Federation. The analysis focuses on Federal Law № 259-FZ of July 31, 2020 «On digital financial assets, digital currency, and amending certain legislative acts of the Russian Federation». The problem of ambiguous interpretation of key terms, such as «digital currency» and «cryptocurrency», which are often used interchangeably despite the lack of a legal definition of cryptocurrency in the mentioned law, is discussed. The article emphasizes the importance of clear differentiation of these concepts to improve law enforcement and regulation in the digital finance sphere, as well as to combat crimes related to the use of cryptocurrencies.

Keywords: digital financial assets, cryptocurrency, digital currency, blockchain, cryptocurrency terminology, digital rights, token issue.

For citation: Ushakov A.A. Combating tax evasion in the era of cryptocurrencies: challenges and regulatory strategies // Law and legislation. 2024;(6):248—253. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-6-248-253 EDN: https://elibrary.ru/CCCCQC

© Ушаков А.А. М., 2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2024

I I ифровые активы представляют собой I I новейшие инструменты, позволяющие -1—^сохранять и наращивать капитал посредством осуществления инвестиционной деятельности. Они широко используются в различных областях и на данный момент остаются вне зоны строгого государственного регулирования. Примером таких не подпадающих под регуляции активов являются криптовалюты.

Криптовалюта дает возможность любому человеку с базовыми техническими знаниями создать свой виртуальный оффшорный счет. Энтузиасты криптовалют все чаще обсуждают способы эффективного сокрытия финансов при разводе, преследовании коллекторами и, безусловно, для уклонения от налогов.

В связи с началом Специальной военной операции и введением санкций против России, а также после принятия Указа Президента Российской Федерации № 81 от 1 марта 2022 г., который ограничивает вывоз из страны более 10 тыс. долл. США на человека, в Интернете начали появляться детализированные руководства по переводу финансов в криптовалюту для пересечения границ.

Продолжительность периода активного неконтролируемого использования цифровых активов в России остается неопределенной. В США, которые являются лидером по количеству крип-товалютных кошельков на душу населения, вопрос борьбы с налоговым уклонением принимает сложную и многогранную форму благодаря активной работе правоохранительных и налоговых структур. При этом, несмотря на высокий уровень развития финансовых технологий, в стране установлено строгое регулирование финансовых инструментов.

Не декларируемый доход, возникающий в результате уклонения от уплаты налогов, может включать следующие компоненты: неучтенный прирост капитала [4], доходы от трудовой деятельности и другие виды вознаграждений, включая те, что получены от добычи цифровых активов; доходы от предпринимательской деятельности; доходы от азартных игр и проч.

Существует также риск того, что предприятия могут заниматься мошенничеством с целью снижения заявленного дохода, применяя крип-товалюты в рамках схем, например, по ложному выставлению счетов.

В мировом контексте Россия занимает стабильное место среди первой десятки стран по числу пользователей криптовалют, где доля таких пользователей составляет примерно 10% от

общей численности населения, что равняется приблизительно 14 млн человек. Сразу после США в этом списке следуют такие страны, как Индия, Пакистан, Нигерия, Вьетнам, Бразилия и Китай.

В России на текущий момент отсутствуют зафиксированные прецеденты уголовного преследования лиц за уклонение от уплаты налогов, используя криптовалютные активы. Однако отсутствие таких случаев не свидетельствует о полном отсутствии налоговых нарушений, совершаемых с использованием данных виртуальных средств. В аналитических материалах Банка России регулярно отмечаются инциденты нелегального экспорта капитала за пределы страны. Тем не менее после фиксации данных нарушений конкретные меры реагирования часто не следуют, что указывает на потенциальные слабости в механизмах правоприменения и контроля в данной сфере.

В контексте российского законодательства на текущий момент отсутствует специализированная нормативно-правовая основа, регламентирующая налогообложение доходов, полученных в результате операций с криптовалютами и другими видами цифровых финансовых активов, таких, как токены. Тем не менее существует серия разъяснений от налоговых органов, которые были артикулированы в официальных письмах Минфина России в период с 2018 по 2020 гг. Несмотря на это, наблюдается значительная неопределенность в терминологии, особенно в различении между «криптовалютой», «цифровой валютой» и «цифровыми финансовыми активами».

Особенно заметно это на фоне Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ (далее — Закон о ЦФА), который активно анализируется в юридической науке. Закон о ЦФА не включает определение «криптовалюты», в то время как термин «цифровая валюта» используется в достаточно широком и не четко очерченном контексте. Это создает дополнительные сложности в правоприменении и интерпретации соответствующего законодательства.

В контексте анализа преступлений, осуществляемых с применением криптовалют, важно осознавать специфику таких виртуальных активов. Использование криптовалют в экономических преступлениях непосредственно воздействует на общественную безопасность и нарушает интересы государства. Эта особенность подчер-

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 06-2024

кивает значимость правильного определения и понимания криптовалют в юридическом контексте.

Однако отмечается, что в академической и практической юридической среде существует неоднозначность в интерпретации и использовании терминологии, связанной с криптовалю-тами. Неправильное применение или понимание ключевых терминов может привести к ошибочным выводам и юридическим недоразумениям, что, в свою очередь, затрудняет эффективное регулирование и пресечение преступлений в данной сфере [8].

В своем исследовании М.М. Долгиева, опираясь на результаты собственного анкетирования представителей правоохранительных органов, указывает, что значительное число таковых (примерно 70%) трактует такие понятия, как «цифровые финансовые активы», «цифровая валюта», «цифровые права» и «криптовалюта», как синонимы, преимущественно ассоциируя их с криптовалютой [7]. Такое понимание указывает на глубоко укоренившееся восприятие криптовалюты как биткоина среди опрошенных.

Однако термин «цифровые права» вызывал затруднения у применителей закона, специализирующихся на криминалистике. Несмотря на это, понятия «криптовалюта» и «цифровая валюта» воспринимались как идентичные. При этом только треть опрошенных, в основном молодые специалисты в возрасте до 35 — 40 лет, демонстрировали достаточное понимание крип-товалютной терминологии, а также обладали знаниями о технологии распределенного реестра (блокчейн) и имели опыт работы с криптовалютой в профессиональной деятельности.

В соответствии с российским законодательством цифровые финансовые активы (ЦФА) определяются как цифровые права, что подробно разъясняется в ст. 141.1 ГК РФ. Эти права включают денежные требования и представляют собой существующие финансовые инструменты, трансформированные в цифровую форму.

Закон о ЦФА регулирует процесс эмиссии токенов, определяя при этом права и обязанности операторов цифровых платформ. Особенностью данных платформ является их интеграция в реестр, поддерживаемый Банком России. Следует отметить, что хотя термин «криптовалюта» не определен в рамках данного Закона, в академической и общественной сферах этот термин часто используется как синоним «цифровой валюты». Однако с точки зрения Закона о ЦФА,

криптовалюты не классифицируются как цифровая валюта [10].

В контексте упомянутого Закона термин «цифровая валюта» описывает информацию в цифровом формате, которая может функционировать как средство платежа, не являясь при этом официальной валютой какого-либо государства. Важной характеристикой цифровой валюты является отсутствие каких-либо обязательств со стороны ее эмитента перед держателем данной валюты [2].

В академическом контексте анализ новых методик уклонения от налоговых обязательств, осуществляемых посредством использования цифровых активов, заслуживает особого внимания. В научных кругах принято считать, что налоговые нарушения могут быть осуществлены исключительно с использованием тех виртуальных средств, которые соответствуют определенным законодательным критериям [9]. Соответственно, возникают вопросы о применимости налогового законодательства к таким виртуальным активам, которые не подпадают под регуляцию Закона о ЦФА, а именно, к нелегализо-ванным на территории Российской Федерации зарубежным цифровым финансовым активам.

Дополнительные трудности возникают при попытках идентификации фактов уклонения от налогов без активного содействия налогоплательщиков, которые могли бы добровольно предоставить соответствующую информацию в налоговых декларациях. В Российской Федерации, например, не существует систематизированного учета криптовалютных кошельков и счетов, а зарегистрированные криптовалютные биржи либо отсутствуют, либо не обладают достаточной популярностью и доверием в обществе, чтобы быть широко известными. Эта ситуация затрудняет контроль за соблюдением налогового законодательства в контексте цифровых финансовых активов.

В контексте законодательной регуляции криптовалют в США налоговые органы обладают полномочиями требовать от криптобирж, зарегистрированных в их юрисдикции, предоставления данных о пользователях, подозреваемых в уклонении от уплаты налогов. Это становится возможным благодаря юридическому влиянию на эти финансовые институты [6].

Однако систематическое выявление налоговых уклонений среди всех пользователей криптобирж представляет собой задачу с высокими затратами и техническими сложностями. Процесс регистрации на криптобиржах часто не тре-

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2024

бует предоставления обширных личных данных, таких, как паспортные данные или адрес проживания. Кроме того, криптовалюты, приобретенные на биржах, могут быть переведены через сторонние сервисы, что затем позволяет обналичивать средства или инвестировать в другие анонимные криптовалюты, усложняющие процесс их отслеживания.

В Японии, где биткоин официально признан средством платежа в 2017 г., постепенно усиливались меры контроля за налогообложением операций с криптовалютами. Тем не менее в июне 2023 г. японское Национальное налоговое управление внесло поправки в систему корпоративного налогообложения криптоактивов, исключив для финтех-компаний обязанность платить налог в размере 30% на нереализованную прибыль, полученную в результате создания и хранения токенов. Подобное решение направлено на упрощение бизнес-процессов компаний в сфере криптовалют. В то же время Япония ужесточила правила противодействия отмыванию денег в соответствии с международными стандартами Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF).

В России доходы от транзакций с цифровыми финансовыми активами подлежат налогообложению аналогично другим финансовым доходам, включая иностранную валюту и условные денежные единицы.

По информации Министерства финансов Российской Федерации, опубликованной в 2018 г., все виды доходов, включая те, что получены через криптовалютные операции, должны облагаться налогом в соответствии с действующим законодательством. Некоторые субъекты могут использовать криптовалюту для сокрытия доходов от налоговых органов, поскольку такие активы не отображаются на банковских счетах, что, впрочем, является нарушением Закона о цифровых финансовых активах.

Текущее российское законодательство также рассматривает введение обязанности для налогоплательщиков декларировать доходы от криптовалют. Предложения включают обложение налогом доходов свыше 600 тыс. руб.

Анализ предложенных законопроектов указывает на вероятное признание за криптовалю-тами статуса цифрового актива, хотя общественная и государственная поддержка этих мер пока остается неоднозначной. Необходимость добросовестности налогоплательщиков подчеркивается текущей сложностью в принуждении к дек-

ларированию криптовалютных активов и уплате соответствующих налогов [3].

Минэкономразвития России признало нецелесообразным законопроект № 02/04/10-29/ 00108952 о внесении поправок в уголовное законодательство, предусматривающих требование предоставления налоговым службам отчетов по транзакциям с криптовалютами.

Основная цель такой отчетности — контроль за корректностью налогообложения и своевременностью уплаты налогов, что является механизмом минимизации рисков налогового уклонения. В законодательстве России за аналогичные правонарушения предусмотрена административная, а не уголовная ответственность, с учетом их малозначительности. Поэтому исчисление доходов от цифровых активов остается в ведении налогоплательщиков.

Некоторые налогоплательщики пытаются регуляризовать свои доходы от криптовалют и облагать их налогом. Тем не менее это может нарушать указание Банка России № 5599-У от 20 октября 2020 г., которое видит в таких транзакциях потенциальную нелегальность и риски, связанные с преступной деятельностью или терроризмом, что может привести к блокировке банковских счетов.

В соответствии с последними изменениями уголовно -процессуального законодательства начало уголовных процессов по налоговым нарушениям, таким, как статьи 198 и 199 УК РФ теперь осуществляют налоговые службы на основании информации из налоговых аудитов. Эти изменения также расширяют функции налоговых органов, включая контроль за уклонением от налогообложения с использованием криптовалют и других цифровых активов. Однако в сравнении с более развитыми налоговыми системами, как, например, налоговая служба США, которая обладает отделом уголовных расследований, подобное расширение полномочий российских налоговых органов не гарантирует эффективного выявления налоговых преступлений, что может привести к затяжным процессам и малой вероятности обнаружения нарушений.

Неопределенным остается вопрос о механизмах, которые налоговые органы будут использовать для контроля за поступлением криптовалют на счета и кошельки, а также за фиксацией доходов от их оборота. Несмотря на законодательные изменения, практическая реализация данных полномочий не была четко регламентирована. В этом контексте добровольное декларирование налогоплательщиками своих доходов

LAW & LEGISLATION • 06-2024

остается основным источником информации для налоговых органов.

В процессе налогового регулирования особое внимание уделяется моментам конвертации криптовалют в фиатные деньги и последующему отражению этих операций на банковских счетах, что становится основанием для налоговых проверок на предмет уклонения от налогообложения. В дополнение к этому налоговые органы обязаны определять размер ущерба, который, превышая установленные пороги, может повлечь уголовную ответственность за налоговые преступления, особенно связанные с оборотом цифровых активов.

В отличие от практики в США, где уголовная ответственность за налоговые нарушения не зависит от суммы долга и охватывает все виды доходов, в России уголовная ответственность наступает при наличии значительного ущерба, документально подтвержденного.

Существенная проблема в регулировании криптовалют заключается в определении их стоимости на момент совершения налогового преступления, так как курс цифровых активов не имеет официального статуса и признается только сообществом пользователей. Это приводит к необходимости проведения специализированных экспертиз при налоговых проверках, чтобы не вызывать сомнений в оценке ущерба, что, в свою очередь, влияет на квалификацию налогового преступления [1].

В контексте использования криптовалют и других цифровых активов в налоговом уклонении текущие методы налоговых проверок сталкиваются с серьезными препятствиями. Эти сложности препятствуют переходу дел из проверочной стадии в стадию уголовного преследования из-за недостатка эффективных механизмов выявления и расследования. Исходя из благих намерений законодателя по защите прав налогоплательщиков отсутствие специализированных знаний и законодательных регуляций по налогообложению доходов от цифровых активов ведет к увеличению неопределенности в борьбе с налоговыми преступлениями. В том числе ввиду развития высоколатентной кибер-преступности [5].

Учитывая значимость вопроса о налогообложении доходов от цифровых активов для национального бюджета, предлагается ряд мер, направленных на уточнение полномочий налоговых органов.

Рекомендуется модифицировать формы налоговых деклараций, включив в них вопросы о

приобретении, продаже, обмене или иных формах распоряжения криптовалютами. Это позволит налогоплательщикам четко указывать на свои действия с криптовалютами, что способствует более точному налоговому учету и облегчает проведение налоговых проверок.

В заключение отметим, что на фоне быстрого развития цифровых технологий и криптова-лютного сектора финансового рынка текущее законодательство Российской Федерации сталкивается с рядом вызовов, связанных с эффективным регулированием и налогообложением цифровых активов.

Закон о ЦФА, хотя и предоставляет определенную правовую основу для работы с цифровыми валютами и токенами, требует дополнительной детализации и уточнения, особенно в части определения криптовалют и их статуса.

Углубленное понимание криптовалют и блокчейн-технологий среди юристов и право -применителей не только облегчит интерпретацию и применение законодательства, но и будет способствовать более точному налоговому учету, повышая таким образом эффективность налоговой системы в отношении новых цифровых финансовых инструментов.

В этом контексте необходима активная работа всех заинтересованных сторон, включая законодателей, налоговые органы, финансовые институты и ученые круги, направленная на создание четких и понятных правил игры в сфере цифровых финансов, что будет способствовать их легитимизации и интеграции в экономическую систему страны.

Список источников

1. Батоев В.Б., Семетук В.В. Использование криптовалюты в преступной деятельности: проблемы противодействия // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 2. С. 9—15.

2. Беленчук С.И. Новый вид денег — цифровая валюта центрального банка // Вестник РГГУ. Сер.: Экономика. Управление. Право. 2021. № 3. С. 187—197.

3. Валова A.A. Налоговое регулирование операций с криптоактивами в России и за рубежом // Налоги и налогообложение. 2022. № 4. С. 16—41.

4. Ващенко Т.В. Математическое обеспечение финансовых решений. М.: Проспект, 2018. 112 с.

5. Восканян P.O. Проблемы регламентации уголовной ответственности за незаконные получение и разглашение коммерческой, налоговой

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2024

и банковской тайны // Безопасность бизнеса. 2021. № 3. С. 34-39.

6. Долгиева М.М. Зарубежный опыт правового регулирования отношений в сфере оборота криптовалюты // Lex Russica (Русский закон). 2018. № 10. С. 116-129.

7. Долгиева М.М. Теоретические основания уголовной политики в сфере оборота криптова-люты: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2023. 474 с.

8. Мурадян С.В. Цифровые активы: правовое регулирование и оценка рисков // Journal of Digital Technologies and Law. 2023. № 1. С. 123-151.

9. Новоселов К.В. Применение концепции «мягкой силы» в налогообложении криптовалют // Экономика. Налоги. Право. 2020. № 6. С. 139-146.

10. Перетолчин А. П. Генезис и перспективы развития правового регулирования цифровых финансовых активов в Российской Федерации // Цифровые технологии и право. 2023. № 3. С. 752-768.

References

1. Batoev V.B., Semenchuk V.V. The use of cryptocurrency in criminal activity: problems of counteraction / / Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. № 2. Pp. 9-15.

2. Belenchuk S.I. A new type of money — digital currency of the central bank // Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series: Economics. Control. Right. 2021. № 3. Pp. 187—197.

3. Valova A.A. Tax regulation oftransactions with crypto assets in Russia and abroad // Taxes and taxation. 2022. № 4. Pp. 16—41.

4. Vashchenko T. V. Mathematical support of financial solutions. M.: Prospect, 2018. 112 p.

5. Voskanian R.O. Problems of regulation of criminal liability for illegal receipt and disclosure of commercial, tax and banking secrets // Business security. 2021. № 3. Pp. 34—39.

6. Dolgieva M.M. Foreign experience of legal regulation of relations in the sphere of cryptocurrency turnover // Lex Russica (Russian Law). 2018. № 10. Pp. 116—129.

7. Dolgieva M.M. Theoretical foundations of criminal policy in the sphere of cryptocurrency circulation: Dis. ... doctor of law. Moscow, 2023. 474 p.

8. Muradyan S. V. Digital assets: legal regulation and risk assessment // Journal of Digital Technologies and Law. 2023. № 1. Pp. 123—151.

9. Novoselov K. V. Application of the concept of «soft power» in the taxation of cryptocurrencies // Economics. Taxes. Right. 2020. № 6. Pp. 139—146.

10. Peretolchin A.P. Genesis and prospects for the development of legal regulation of digital financial assets in the Russian Federation // Digital technologies and law. 2023. № 3. Pp. 752—768.

Информация об авторе

Ушаков А. А. — аспирант кафедры уголовного права и криминологии

Статья поступила в редакцию 03.04.2024; одобрена после рецензирования 08.05.2024; принята к публикации 14.05.2024.

Information about the author

Ushakov A.A. — postgraduate student of the department of criminal law and criminology

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted 03.04.2024; approved after reviewing 08.05.2024; accepted for publication 14.05.2024.

LAW & LEGISLATION • 06-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.