Научная статья на тему 'Особенности регулирования технологии блокчейн и криптовалют как предотвращение угрозы национальной безопасности: анализ законопроекта "о цифровых финансовых активах"'

Особенности регулирования технологии блокчейн и криптовалют как предотвращение угрозы национальной безопасности: анализ законопроекта "о цифровых финансовых активах" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
192
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЛОКЧЕЙН / BLOCKCHAIN / КРИПТОВАЛЮТА / CRYPTOCURRENCY / МАЙНИНГ / MINING / МАРТ-КОНТРАКТ / MARCH-CONTRACT / ЦИФРОВОЙ КОШЕЛЕК / DIGITAL WALLET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пальчикова М.В., Федосеев Р.В.

Статья посвящена анализу законопроекта «О цифровых финансовых активах» с точки зрения необходимости и достаточности предложенного правового регулирования. В статье рассматриваются различные подходы к понятиям блокчейн и криптовалюта и их имплементация в действующее законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF REGULATION OF BLOCKCHAIN TECHNOLOGY AND CRYPTOCURRENCY AS THE PREVENTION OF NATIONAL SECURITY THREATS: AN ANALYSIS OF THE BILL "ON DIGITAL OF FINANCIAL ASSETS"

The article analyzes the draft law «on digital financial assets» from the point of view of the necessity and sufficiency of the proposed legal regulation. The article discusses various approaches to the concepts of blockchain and cryptocurrency and their implementation in the current legislation.

Текст научной работы на тему «Особенности регулирования технологии блокчейн и криптовалют как предотвращение угрозы национальной безопасности: анализ законопроекта "о цифровых финансовых активах"»

УДК 342

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН И

КРИПТОВАЛЮТ КАК ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: АНАЛИЗ ЗАКОНОПРОЕКТА «О ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВАХ»

Пальчикова М. В. канд. юрид. наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции

E-mail: hosomi@mail.ru Федосеев Р. В. докт. истор. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Мордовский гуманитарный институт, г. Саранск

E-mail: fedoseevrv@gmail. com

PECULIARITIES OF REGULATION OF BLOCKCHAIN TECHNOLOGY AND CRYPTOCURRENCY AS THE PREVENTION OF NATIONAL SECURITY THREATS: AN ANALYSIS OF THE BILL «ON DIGITAL OF FINANCIAL ASSETS»

Palchikova M. V.

PhD, Associate Professor, Department of State and legal disciplines Mid-Volga Branch The All-Russian State University of Justice

(RLA of the Ministry of Justice of Russia)

Fedoseev R. V. Doctor in History, Associate Professor Theory and History of State and Law Department, Mordovian Humanitarian Institute, Saransk

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу законопроекта «О цифровых финансовых активах» с точки зрения необходимости и достаточности предложенного правового регулирования. В статье рассматриваются различные подходы к понятиям блокчейн и криптовалюта и их имплементация в действующее законодательство.

ABSTRACT

The article analyzes the draft law «on digital financial assets» from the point of view of the necessity and sufficiency of the proposed legal regulation. The article discusses various approaches to the concepts of blockchain and cryptocurrency and their implementation in the current legislation.

Ключевые слова: блокчейн; криптовалюта; майнинг; март-контракт; циф-

ровой кошелек.

Keywords: blockchain; cryptocurrency; mining; March-contract; digital wallet.

Стремительное развитие технологии блокчейн является не угрозой национальной безопасности, а скорее вызовом регуляторам для принятия соответствующих решений. Главнейшим целью становится не запрет, а необходимость своевременного и достаточного регулирования дальнейшего развития технологии. Сейчас важно не опоздать, разрешить и установить необходимые правовые рамки, в том числе и для того, чтобы вовремя реализовать положения государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [1]. Россия в настоящий период времени находится в наиболее выгодном положении для привлечения инвестиций в развитие технологии блокчейн и рынок криптова-лют. По словам Элины Сидоренко - руководителя межведомственной группы Государственной Думы Российской Федерации по оценкам оборота криптова-лют - уникальное геополитическое положение РФ создает уникальную среду для развития криптооборота при условии удобного законодательства; основой этого является относительно дешевая электроэнергия, позволяющая использовать выделяемое тепло. Последние исследования подтверждают высказанные прогнозы. Россия заняла третье место в мире по объему привлеченных в ходе ICO средств. Аналитики аудиторской компании Ernst & Young подсчитали, что лидером по проведению ICO (первичное размещение криптовалюты) в мире стали США, где с помощью данного инструмента бизнес смог привлечь более $1 млрд. инвестиций, на втором и третьем местах разместились Россия и Китай - $452 и $310 млн. соответственно [4].

Вследствие вышесказанного становится понятно, что сейчас Россия находится в переломной точке, в которой главное «не упустить момент» и не только подвести под криптооборот грамотное законодательное регулирование, но и не сделать его жестким и не перспективным. Поэтому вполне обоснованным является представление Министерством финансов законопроекта «О цифровых финансовых активах» [2].

Основные риски криптооборота, про которые наиболее часто упоминается в средствах массовой информации и в околонаучном сообществе, связаны с боязнью легализации денежных средств и направлении их на финансирование преступных групп и мероприятий, а возможностями защиты персональных данных при операциях с криптовалютой. Данные вопросы по мере возможностей современного законодательства были решены в представленном законопроекте. Остановимся на данном регулировании подробнее.

Противодействие легализации в проекте Закона «О цифровых финансовых активах» осуществлено путем введения понятия «цифровой кошелек», который может быть открыт только путем прохождения процедуры идентификации его владельца в соответствии Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [3]. Цифровой кошелек служит для хранения токенов, открывается брокерами и дилерами. Остальные пользователи имеют возможность приобрести токен только путем открытия счета в цифровом кошельке, порядок этой операции должен установить Центральный Банк РФ. Установленный порядок сводит на нет дискуссию о возможности легализации преступных доходов, поскольку привязывает оборот криптовалют к уже апробированному законодательному регулированию и дополнительным правилам ЦБ РФ.

Проблема законопроекта заключается в том, что авторы восприняли концепцию отождествления блокчейна и криптовалюты, хотя криптовалюта является по сути одним из конечных результатов применения технологии блокчейн. Являясь абсолютно новым и никак не описанным в юридической практике явлением, технология блокчейн включает в себя помимо криптовалюты, платежную систему, бизнес-процесс (смарт-контракт как форма), и возможность программирования и включения в криптокод необходимой информации. Последнее, по прогнозам экспертов, снимет все вопросы по аутентификации авторства и изменит целую отрасль права - авторское право.

Например, законопроект положил конец спорам и отождествил криптова-люту как имущество. На наш взгляд, это противоречит и самой концепции имущества и имущественных прав и ставит блок для дальнейшего регулирования, в случае, когда криповалюта будет реализовывать право требования. По данным газеты Коммерсант от 11 февраля российский суд впервые рассмотрит иск о включении криптовалют в конкурсную массу в рамках конкурсного производства при банкротстве физического лица может быть создан прецедент -освобождение криптовалюты от включения в конкурсную массу [5]. Именно на этом настаивает банкрот. Законодательно статус криптовалют в России не определен - законопроект об их регулировании находится в стадии разработки. Таким образом, пока криптовалюта не признается имуществом, а значит, и основания для включения ее в конкурсную массу нет. Арбитражный управляющий с этим не согласен, спор должен решить суд. Если он встанет на сторону банкрота, у российских должников вполне может появиться лазейка для вывода активов, причем фактически бесконтрольного, опасаются эксперты.

Также смарт-контракт по проекту закона оказался видом договора, а не его формой. С учетом заложенных условий он может применяться только в целях оборота и регулирования криптовалют, хотя смарт-контракты имеют гораздо более обширную сферу и направления применения.

Вторым недостатком законопроекта на наш взгляд является слишком однозначная дефиниция «майнинга» как деятельности по созданию криптовалют, хотя именно этим майнинг не ограничивается. Гораздо более прогрессивным и точным было бы его определение через суть - выделение мощностей для целей поддержки распределенного реестра и создания новых блоков с возможностью получения условного вознаграждения. Майнинг не должен представляться как эмиссия, а скорее как товаропроизводство.

Защите персональных данных в законопроекте внимание не уделяется, что представляется вполне оправданным, но потребует уточнения в дальнейшем. Все же следует помнить, что технология блокчейн имеет ряд преимуществ:

- высокая степень достоверности произведенных операций;

- практически абсолютная прозрачность;

- невозможность изменения данных задним числом;

- высокая степень безопасности;

- отсутствие человеческого фактора;

- оперативность.

В заключении следует отметить, что законопроект «О цифровых финансовых активах» важный шаг на пути регулирования процесса блокчейна, который в перспективе позволит расширить инвестиционную привлекательность России и послужит важнейшей платформой для формирования позитивного направления правого регулирования.

Список литературы:

1. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.02.2018).

2. О цифровых финансовых активах: Проект федерального закона [Электронный ресурс]. URL: https://www.mmfin.ru/ru/document/?id_4=121810 (дата обращения: 22.02.2018).

3. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Российская газета. № 151-152, 09.08.2001.

4. Россия заняла третье место в мире по объему привлеченных в ходе ICO средств // Rambler News Service [Электронный ресурс]. URL: https://rns.online/finance/Rossiya-zanyala-trete-mesto-v-mire-po-obemu-privlechennih-sredstv-v-hode-ICO-2018-01-22/ (дата обращения: 22.02.2018).

5. Суд не определился с криптовалютой // KoMMepcaHT.ru [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3539531?query (дата обращения: 22.02.2018).

References:

1. Ob utverzhdenii programmy «Cifrovaya ehkonomika Rossijskoj Federacii» [On the approval of the program «Digital Economy of the Russian Federation»]: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 28.07.2017 № 1632-r // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 22.02.2018).

2. O cifrovyh finansovyh aktivah [On Digital Financial Assets]: Proekt federal'nogo zakona [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=121810 (data obrashcheniya: 22.02.2018).

3. O protivodejstvii legalizacii (otmyvaniyu) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma [On Counteracting the Legalization (Laundering) of Proceeds from Crime and the Financing of Terrorism]: Federal'nyj zakon ot 07.08.2001 № 115-FZ (red. ot 29.07.2017) // Rossijskaya gazeta. № 151-152, 09.08.2001.

4. Rossiya zanyala tret'e mesto v mire po ob'emu privlechennyh v hode ICO sredstv [Russia ranked third in the world in terms of funds raised during the ICO] // Rambler News Service [Elektronnyj resurs]. URL: https://rns.online/finance/Rossiya-zanyala-trete-mesto-v-mire-po-obemu-privlechennih-sredstv-v-hode-ICO-2018-01 -22/ (data obrashcheniya: 22.02.2018).

5. Sud ne opredelilsya s kriptovalyutoj [The court did not decide on the cryptocurrency] // Kommersant.ru [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/353953Hquery (data obrashcheniya: 22.02.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.